Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Музыкальное произведение — наиболее распространенный объект авторского права. Создатель композиции обладает правом на продукт с момента появления произведения и может распоряжаться им по своему желанию: продать, подарить, сделать копию и пр. Однако, закон не всегда встает на сторону сочинителя. Чтобы защитить права на музыку, песню, автор может узаконить свою интеллектуальную собственность.

Что это такое?

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Лицо, которое создало музыкальное произведение, признается его автором. Человек может распоряжаться результатом собственного творческого труда по своему усмотрению. Эти полномочия распространяются на изданные композиции и на неизвестные публике материалы.

Важно! Законы РФ запрещают использование произведений, без согласия их владельца.

Авторство — исключительное право, на него возникают личные имущественные и личные неимущественные права:

  • На авторство и имя (создатель произведения имеет выбор, предстать перед публикой под собственным именем, использовать псевдоним или остаться анонимом).
  • На неприкосновенность композиции (никто не может изменить или воспользоваться результатом творческой деятельности, кроме самого автора, его представителя или наследника). Данным правом обладает оригинальный продукт.
  • На обнародование произведения (каждый человек в праве придать свое творение гласности) (ст. 1255 ГК РФ).

Кто может получить и для чего это нужно автору песни?

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Авторские права на произведение имеют лица:

  • композитор (музыка);
  • поэт, стихотворец (текст песни);
  • аранжировщик (человек, который переработал оригинал композиции).

Где можно оформить?

Согласно статье 1259 ГК РФ для защиты авторского права на музыкальное произведение, регистрировать композицию или соблюдать другие формальности не обязательно. Авторские полномочия возникают с момента создания музыки или песни.

Однако, достаточно часто происходят случаи плагиата, т. е. незаконное использование или присвоение результатов чужого труда.

Поэтому, заинтересованные лица, стремясь обезопасить свое музыкальное творение, обращаются в специальные органы для подтверждения правообладания:

  1. Главной инстанцией, проводящей регистрацию авторских прав, считается Российское Авторское Общество (РАО). Документ, полученный в РАО наделен юридической силой и гарантирует неприкосновенность композиции.Для трансляции музыки или песни по радио, телевидению, для выступления исполнителя в концертных залах, необходимо предоставить свидетельство, выданное обществом, для подтверждения законности авторства.
  2. Обратиться за помощью в регистрации прав можно в патентное бюро, которое собирает и направляет нужные документы в РАО.

Как зарегистрировать?

Существует несколько вариантов, как сделать регистрацию авторства песни, музыки:

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Почтовое отправление:

  • на бумаге распечатать ноты мелодии и ее текст или записать аудиофайл на электронном носителе;
  • отправить по почте материал в запечатанном виде на свое имя;
  • получить конверт, но не распечатывать его и хранить у себя или у доверенного лица (нотариуса).

Электронное депонирование. Отправить запись на сервер с указанием даты загрузки и цифровой подписью. Этот способ используется часто, но является самым ненадежным, так как высока вероятность взлома сайта и подделка документа.

Обращение в нотариальную контору. На бумажном носителе предоставить юристу распечатанные ноты и текст композиции, а также паспорт сочинителя. Специалист заверяет документ и передает один экземпляр на хранение автору, другой — остается у нотариуса.

Получение свидетельства в РАО. Классический и безопасный способ регистрации произведения. Для оформления понадобятся:

  • Заявление, в котором будут указаны личные данные по паспорту всех авторов композиции.
  • Аудиозапись на электронном носителе и трек-листы.
  • Название музыкальной композиции, ее жанр и формат, информация об исполнителях, сочинителях и данные об оригинальности.
  • Если произведение создано в результате переработки уже имеющегося материала, должно быть предоставлено разрешение от правообладателя на изменение музыки или песни. Обязательно указывается размер авторского вознаграждения, полученного им за разрешение использования композиции.
  • Саундтрек к фильму регистрируется при наличии договора с киностудией и музыкальной справки.

Важно! Регистрация в РАО необходима для распределения или выплаты гонорара правообладателю. Она подтверждает, что общество является ответственной организацией за сбор вознаграждения, его распределение и выплату.

РАО не проверяет, является ли заявитель сочинителем музыки или песни, но заверяет тот факт, что человек первым обратился в организацию.

Все указанные способы не устанавливают авторские права на произведение в прямом смысле. В российском законодательстве нет официальной процедуры регистрации результата интеллектуальной деятельности (кроме программ ЭВМ).

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • в интернете;

Но данные способы послужат доказательством, что произведение в дату обращения уже было создано и в суде будет свидетельствовать в пользу правообладателя. Главное в процедуре регистрации авторства, провести ее до момента обнародования композиции.

В видео о том, как зарегистрировать авторские права на музыку:

Как поставить?

Чтобы подчеркнуть, что права на музыкальную запись находятся в собственности, существуют определенные средства защиты:

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Технические способы. Под ними понимаются различные технологии, технические устройства, их составляющие, которые контролируют доступ к песне или музыке, ограничивают или снижают воздействие на композицию без разрешения автора (ст. 1299 ГК РФ).

Знак охраны авторского права. На бумажной распечатке нот или текста песни, а также на упаковке электронного носителя, на произведение творческого труда сочинителя может быть нанесен знак:

  • латинская буква «C» в окружности;
  • имя или название организации правообладателя;
  • год первого издания материала.

Важно! Ст. 1257 ГК РФ подчеркивает, автором считается лицо, чье имя указано в продукте. Доказать подлог можно только в судебном порядке.

Авторское право принадлежит создателю мелодии или песни изначально. Но, на практике часто происходят случаи плагиата музыкального произведения или его части.

Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро.

Для защиты самого произведения, существуют специальные технологии, которые ограничивают доступ к музыкальной записи, а также знак охраны авторства.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kak-poluchit-na-muzyku-i-pesnyu.html

Как получить авторские права на песню или музыку

Эта статья будет полезна для поэтов, композиторов и тех, кто только планирует начать заниматься подобным творчеством.

Ведь музыка сегодня не только путь самовыражения и способ стать признанным и известным.

Музыка может приносить деньги своему создателю, но нужно ли для этого регистрировать авторство? Мы разложили по полочкам все нюансы получения прав на музыку или песню и представляем их вашему вниманию.

Что такое авторские права

Для начала разберемся, что же такое авторские права. Они описаны в Гражданском кодексе нашей страны с целью их законодательной защиты. Права бывают личные неимущественные и исключительные (имущественные).

Под неимущественными понимаются:

  1. То, что публика будет считать автором песни (музыки) именно вас.
  2. Возможность подписывать произведение собственным именем, псевдонимом или публиковать его анонимно.
  3. Право на защиту продукта вашей творческой деятельности от любых изменений и искажений.

Срока охраны такие права не имеют, передаче посторонним лицам не подлежат.

Имущественные права:

  1. Право пользоваться произведением (в том числе и зарабатывать на нем).
  2. Возможность разрешать третьим лицам пользоваться песней (музыкой).
  3. Возможность запрещать третьим лицам пользоваться произведением.

Такие права можно посредством специальных договоров безвозвратно передавать третьим лицам. Что касается законодательной охраны имущественных авторских прав, она действует с момента создания произведения на протяжении всей жизни автора, а после смерти еще 70 лет. Затем произведение становится общественным и доступным к свободному использованию.

Регистрация авторских прав

Официальной процедуры по закреплению авторских прав за определенным человеком не существует. Под регистрацией часто подразумевается депонирование в одной из специально предназначенных для этого организаций. Например, к таким относится Российское Авторское Общество.

Однако регистрация в подобной организации не является неоспоримым свидетельством авторства. Таким образом, если злоумышленник получил материалы по вашему произведению и принес их в РАО, а у вас на это ранее просто не нашлось времени или денег, при предоставлении суду убедительных доказательств автором все равно посчитают вас.

Другие доказательства авторства

В какой ситуации может понадобиться доказывать, что автором являетесь именно вы? Авторское право в нашей стране работает с момента создания творческого продукта, а значит вы — изначально автор, у вас сразу есть все права.

Однако кто-либо может не только использовать вашу музыку, но и попытаться закрепить авторство за собой. Поскольку официально зарегистрироваться в качестве автора невозможно, разбираться в том, кто на самом деле имеет права на произведение, будет суд.

Что может послужить доказательствами:

  1. Любой электронный носитель, на который записана песня. Должна быть исключена возможность редактирования файла.
  2. Черновики и любые расходные материалы, которые использовались в процессе создания музыки (учитываются и бумажные, и цифровые) могут использоваться, как доказательства авторства.
  3. Ваше авторское право может быть доказано с помощью свидетелей. Запишите на видео творческий сеанс исполнения песни для друзей. Свидетели должны четко знать, когда им было представлено произведение.
  4. Публикация в газете, небольшом журнале, каком-либо сборнике (что касается текста песни или нот), сюжет о вашем произведении на местном телеканале (видео с исполнением, например). Все это хорошие доказательства.
  5. Письма. Доказательство сомнительное, но в комплексе с парой других может сработать. Отправьте сами себе по почте текст или ноты произведения в хорошо запечатанном конверте, до «момента истины» его нельзя вскрывать. На конверте будет пропечатана дата отправки. Также можно попробовать отправить себе творческие материалы на электронную почту после создания и хранить это письмо. Дата также будет зафиксирована.

Само собой, заботиться о накоплении доказательств следует на этапе создания продукта и сразу же после его завершения.

Обращение к нотариусу

Одним из способов получить доказательства авторства является обращение к нотариусу. Цена вопроса — 500-800 рублей. Целью обращения ни в коем случае не является регистрация авторского права.

Если вы обратитесь к нотариусу с такой просьбой, вам вежливо объяснят, что это не возможно.

Суть визита в том, чтобы заверить печатные (можно и цифровые, но это затруднительнее) материалы с вашей подписью, что именно в этот день и в этот час именно у вас было данное произведение.

Подведем итоги

  • Авторское право в России нельзя официально зарегистрировать. В случае возникновения конфликтной ситуацией с ем-либо, также претендующим на авторство, его можно только доказать в суде.
  • Авторское право работает с момента создания произведения.
  • Некоторые авторские права подлежат отчуждению третьим лицам по желанию автора.
  • Собирать доказательства авторства необходимо еще на этапе написания песни.
  • Хорошие доказательства — заверение у нотариуса, публикация в небольшом издании.
  • Слабые доказательства — бумажное письмо, свидетели (если нет видео или аудио, подтверждающих то, что им действительно показывалась песня в определенный день).

Источник: https://grazhdaninu.com/avtor/avtorskie-prava-na-pesnyu.html

Как защитить авторские права на фото, видео, музыку, книгу

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Быстрая навигация по материалу

Довольно большой резонанс в настоящее время приобретают судебные тяжбы в отношении авторских прав на то или иное произведение. Это касается литературы, музыкального творчества, видео и фотоматериалов.

Консультация юриста по гражданскому праву дает возможность получить всю необходимую информацию по этому вопросу, что обезопасит интеллектуальную собственность от притязаний посторонних лиц.

Чтобы разобраться самостоятельно, прежде всего, нужно выяснить, что включает в себя понятие «авторские права» на книгу, музыку или иной результат творчества.

Понятие и виды авторских прав

Согласно ГК РФ под авторскими правами понимается ряд имущественных и неимущественных прав человека на использование оригинального произведения, созданного им в результате творческого труда.

Изначально это понятие распространялось в основном на научные открытия и достижения, предметы искусства (картины, скульптуры, и музыкальные произведения). Сегодня в юридической практике встречаются и авторские права на фото, и авторские права на видео, о чем раньше не могли и подумать.

С каждым днем формы человеческого творчества все более расширяются, поэтому консультация юриста просто необходима для тех, кто занимается интеллектуальной работой.

Авторские права на книгу или другой результат умственной работы можно условно разделить на несколько видов:

  • имущественные;
  • духовные;
  • исключительные;
  • неисключительные.

Имущественные авторские права на музыку, книгу или другой тип творческой деятельности заключаются в возможности совершения любой сделки с произведением, как и в отношении любой другой собственности. Это может быть продажа, наследование по закону или по завещанию, оформление дарственной, и т.д.

В отношении неимущественной составляющей можно выделить сразу несколько личных прав автора:

  • авторство (то есть на признание человека, создавшего произведение, его автором);
  • право на имя (под ним понимается возможность использования автором своего имени, псевдонима или анонимного опубликования, передачи или разрешения на его использование в каком-либо виде другим лицам);
  • право на обнародование (здесь имеется в виду возможность обнародования творческого произведения в любой доступной форме, не запрещенной законом);
  • право на неприкосновенность (под ним понимается защита от притязаний третьих лиц, а также от возможных искажений).

Исключительные авторские права на книгу, видео или фотоматериалы заключаются в том, что создатель произведения обладает единоличным и неотъемлемым правом на его использование, и вправе наложить запрет на его использование другими частными или юридическими лицами. Исключительное авторское право на фото принадлежит создавшему его автору до тех пор, пока не заключен соответствующий договор об их передаче третьим лицам.

Неисключительное подразумевает возможность использования произведения третьими лицами тем же способом, что и лицо, которое имеет авторские права на видео, например, при условии, что был составлен соответствующий договор.

юрист по интеллектуальной собственности

Получите юридическую консультация по авторским правам на фото, видео, музыку и книги

Особенности регистрации и защиты

Консультация юриста нужна, прежде всего, тем людям, которых волнует вопрос как зарегистрировать авторские права на книгу, или, например, как защитить авторские права на книгу, либо как сделать авторские права на видео, и т.п.

Регистрация авторских прав на книгу имеет целью доказать при необходимости, что на момент оформления документов соответствующих произведение, в отношении которого она проводится, существует. Это возникает из условий, определенных нормами закона для любых произведений, требующих оформления авторского права. К таким условиям относятся следующие:

  • произведение представляет собой результат творчества;
  • результат творческого труда выражен в объективной форме (то есть существует в натуральном виде).

Такими формами могут служить следующие представления произведения:

  • в виде письменного экземпляра;
  • в форме устного обнародования;
  • в объемном или пространственном виде;
  • в виде звукозаписи на носителе любого вида;
  • в форме видеозаписи на любом носителе;
  • и т.д.

Список объективных форм не может быть фиксированным, так как закон учитывает возможность возникновения других форм представления, возникших в результате научно-технического прогресса.

Если раньше такого понятия как авторское право на видео просто не могло быть, то сегодня оно никого не удивляет.

Консультация юриста будет полезна при намерении зарегистрировать авторские права на фото, размещаемое, например в Интернете.

Согласно международному праву для того, чтобы защитить авторские права на книгу, не обязательно их регистрировать, достаточно того, что она была опубликована ранее. При возникновении спорных ситуаций судебное рассмотрение тяжбы будет происходить в той стране, в которой произошло нарушение.

Как сделать авторские права на видео

На сегодняшний день четко определенной процедуры, чтобы зарегистрировать авторские права на видео, законом не предусмотрено. Этот процесс предусмотрен лишь в отношении компьютерных программ. Считается, что права возникают с момента того, как видеообъект был создан. Возникает естественный вопрос: как узнать, что видео защищено авторским правом?

Для этого существуют особые средства технического контроля, разработанные и предназначенные специально для защиты авторских прав.

Суть их работы заключается в том, что доступ к объекту контролируется специальными компонентами, которые не только анализируют и контролируют все действия с видеообъектом или фотографией, размещенной, например, в сети, но и блокируют те действия, которые автор запретил.

Ответственность за нарушение

Основная масса нарушения авторских прав происходит по причине того, что большинство людей просто не владеют информацией в этой области. Консультация юриста даст возможность обладателю авторских прав обезопасить себя от незаконного использования его интеллектуальной собственности.

В общих случаях рекомендуется использовать общепринятый знак, указывающий на то, что авторские права на видео уже существуют, с указанием имени автора и датой создания произведения. Но это лишь рекомендации, так как закон не предусматривает обязательного оповещения об авторстве.

Если же авторские права на книгу, видео, музыку или фото нарушены, лучше обратиться за консультацией к юристу.

Источник: https://moy-urist.ru/question/intellektualnaja-sobstvennost/avtorskie-prava-na-foto-video-muzyku-knigu

Как зарегистрировать авторские права на музыку и песню?

Разберем подробно, какие модули разработала наша команда и зачем они вообще нужны, когда есть плагины?

Авторское право позволяет создателю получать вознаграждение за использование его интеллектуального продукта, и пользоваться им по своему усмотрению.

При оформлении прав, помимо вознаграждений, можно получать штрафы и неустойки за использование продукта без ведома и разрешения владельца.

Автор может продать исключительные права на свое произведения, самостоятельно определив стоимость тако сделки. Но авторские права неотчуждаемы.

Чтобы защитить свою музыку от свободного использования без каких-либо вознаграждений третьим лицам, необходимо заверить авторские права в Российском Авторском обществе (РАО).

Эта организация уже проверена временем и точно не подведет владельца музыкального продукта. Или можно обратиться в негосударственную некоммерческую организацию.

Услуги в таких организациях предоставляются и платно и на безвозмездной основе, например, этим занимаемся мы в ireg.pro.

Кстати, Юристы советуют делать дубликат записи вашего произведения через электронную почту и обычную (главное не раскрывать конверт), отправляя эти письма самому себе. Эта манипуляция позволит использовать ее в суде в качестве подтверждения авторства.

Официальная процедура регистрации вашего произведения – регистрация авторских прав в РАО

Это нужно для:

  • обеспечения реальной подушки безопасности в случае посягательства на ваше произведение
  • предоставления права коллективного управления;
  • рационального распределения выплаты вознаграждения за применение продукта.

Важное замечание: получение авторских прав на музыку в Российском Авторском обществе не подтверждает факт авторства.

В РАО проводят исследования, которые позволяют распределять вознаграждения справедливо, которые поступают от использования интеллектуального продукта. Но свидетельство, выдаваемое этой организацией, послужит отличным аргументом для истца, когда будут проходить судебные разбирательства.

Заказывая услугу в РАО нужно понимать, что данный этап носит форму сотрудничества. Чтобы оно осуществилось, нужно направить заявление, в котором будут указаны персональные данные на автора и соавторов, и соответственно копии музыкальных продуктов.

Так как РАО берет на себя ответственность распределять вознаграждения за получение прибыли от авторства, здесь же можно приобрести авторское право на любой продукт, находящийся в публичном доступе с указанием создателя.

Законодательство РФ установило различные виды ответственности за использование чужих музыкальных материалов, которое является незаконным. нарушители могут понести не только административную или гражданскую ответственность, но и уголовную.

Частейший пример: незаконное размещение музыкальных материалов на различных порталах, в социальных сетях и на других ресурсах.

Когда автор узнает об этом, он может потребовать удалить свою музыку из публичного доступа, и выставить определенные сроки. А также вправе затребовать моральную компенсацию, если посчитает нужным.

Для этого ему достаточно обратиться в Роскомнадзор с требованием блокировки ресурса и выплаты штрафа.

НО если музыка была использована в некоммерческих целях, авторские права не нарушены, поскольку само по себе дейсвтие не влечет за собой каких-либо  потерь для автора. Можно рассмотреть на примере классической музыки: так как авторы давно умерли, эта музыка не интересует представителей инстанций.

Такие произведения используются повсеместно без авторских прав, и различных разбирательств, что нельзя сказать о композиторах нашего времени, с которыми нужно быть осторожнее.

Несмотря на это, иногда владельцы музыкальной интеллектуальной собственности иногда даже не знают о том, что их продукт был где-то использован.

В Евросоюзе на сегодняшний день зарегистрированные права автора действуют в течение 70 лет После истечения этого срока музыкальный продукт перейдет в разряд национального достояния.

В России право на авторство на произведение действительно на протяжении всей жизни зарегистрированного автора, и еще в течение 70 лет с начала года, который следует за годом смерти.

Источник: https://blog.ireg.pro/2019/10/25/registracziya-avtorskih-prav-na-muzyku-i-pesnyu/

Сколько можно копировать: мифы об авторских правах на музыку

Как работают авторские права на музыку? Насколько похожей может быть ваша песня на чью-либо еще, чтобы не попасть под действие копирайта? Все говорят о соблюдении авторских прав, но мало кто понимает, в чем суть самого вопроса. Дело даже не в том, как работает российское Законодательство по этой теме, а в том, насколько свободны мы можем быть при написании собственной музыки.

Было бы великолепно, если бы все песни звучали непохоже друг на друга, будучи совершенно штучным продуктом, но это скорее утопия, нежели возможное развитие музыки и творчества в будущем.

Было бы еще круче, если бы все песни могли звучать так, как того хочется композитору, да при этом не нарушать ничьих авторских прав.

Так или иначе, но авторские права можно назвать слепой зоной практически любого законодательства, а трактовка нарушений сильно разнится в рамках различных дел.

Все это привело к тому, что в среде музыкантов появились некоторые распространенные мифы об авторских правах, которые могут всячески мешать нам во время работы над собственным материалом. Давайте разберемся, какие мифы правдивы, а какие нет.

Миф 1. Существует определенное количество допустимых совпадений в музыке, которые не будут считаться нарушением авторских прав

Авторские права на музыку: как оформить и защитить

Откровенно говоря, это абсолютная ложь. Нет никакого набора правил и допущений, разграничивающих воровство идей от случайных совпадений. Поэтому сказать наверняка, нарушили ли вы чьи-либо авторские права или нет, крайне сложно.

Здесь в полной мере работает народное изречение про палку о двух концах. В одной ситуации песня, которая крайне похожа на чье-то другое творение, может не нарушать авторских прав вообще. В то же самое время другая песня, в которой практически нет совпадений с чьим-либо произведением, может подпадать под закон об авторском праве в полной мере.

Доказать воровство идей, ровно как и его отсутствие — задача не из легких. В дело вступает множество оговорок и допущений, которые используются юристами во время судебных разбирательств: случайные и неслучайные совпадения, криптомнезия, одновременное появление схожих музыкальных идей у совершенно не знакомых людей и т.д.

Миф 2. Названия песен и последовательности аккордов не защищены авторским правом

Чистая правда. Есть несколько успешных песен с одинаковыми названиями. К примеру, песня ‘All Through The Night’ есть в репертуаре Коула Портера и в репертуаре Синди Лопер.

Обе композиции в свои времена находились в активной ротации на радио, приносили исполнителям стабильный доход и не нарушали ничьи авторские права.

В общем, никто не запрещает вам написать прямо сейчас песню с таким же названием.

То же относится и к последовательностям аккордов. Можно найти десятки, если не сотни, хитовых песен 1950-1960 гг., построенных на схожей прогрессии аккордов I-vi-IV-V7. К примеру, послушайте такие композиции, как ‘In The Still of The Night’ коллектива The Five Satins, трек группы The Rays ‘Silhouettes’, песню ‘Donna’ Ричи Валенса и ‘This Boy’ небезызвестных The Beatles.

Опять-таки гармония Канона Пахельбеля в Ре мажоре также использована во множестве других музыкальных произведений, но никто не кричит о вопиющем нарушении авторских прав.

Песня Роя Кларка ‘Yesterday When I Was Young’ вообще построена на тех же аккордах, что и знаменитая джазовая классика ‘Autumn Leaves’, но использует другую мелодию, что автоматически выводит ее из-под любых обвинений в нарушении авторских прав.

Миф 3. Отдельные части аранжировки не защищены авторским правом

В принципе, данный миф также правдив, но с несколькими допущениями.

К примеру, если басовая линия одной песни полностью повторяет мелодию другой песни, то это может быть признано нарушением авторских прав.

Не так давно шли жаркие споры об авторских правах между Фарреллом Уилльямсом и Робином Тике с песней ‘Blurred Lines’ с одной стороны, и Марин Гойе с песней ‘Got To Give It Up’ с другой.

В то же самое время легендарное вступление из песни ‘Be My Baby’ группы Ronnie & The Ronettes было использовано сотни раз во множестве других композиций, но это не считается нарушением чьих-либо авторских прав.

Миф 4. Слова песни защищены авторским правом

И снова правда, хотя и здесь есть интересные исключения.

Джеймс Тейлор в 1960-х написал песню для своего первого альбома под названием ‘Something In The Way She Moves’, запись которой происходила в одной студии с The Beatles.

Наслушавшись Тейлора, Джордж Харрисон использовал строчки его песни в битловской композиции ‘Something’, вышедшей позднее на альбоме Abbey Road и… ничего не произошло.

Википедия отмечает, что Тейлор сетовал на то, что даже на секунду не задумывался о том, что Харрисон может сделать что-то подобное, но музыка двух композиций отличалась, поэтому Тейлор не решился на судебные разбирательства. С другой стороны, Битлы намекнули Тейлору о том, что концовка ‘Something In The Way She Moves’ очень напоминает их песню ‘I Feel Fine’, так что они квиты.

В общем, большинство юристов достаточно строго разграничивает воровство нескольких строк или всего текста, а в конечном итоге часто выясняется, что все музыканты и композиторы были знакомы друг с другом и по случайному стечению обстоятельств подглядывали в чужие тексты, не проинформировав авторов строк. Как несложно догадаться, такие дела не заканчиваются успехом для обеих сторон, а большинство музыкантов быстро сводят на нет любые разбирательства, касающиеся текстов.

Не так давно в США был случай, в котором никому неизвестная девушка-композитор и автор текстов Кэти Фарра Софер судилась с Сэмом Смитом и Элайзой Дулитл.

Софер утверждала, что ее молодой человек показал тетрадь с ее идеями, набросками и наработками Смиту и Дулитл, которые воспользовались ими без спроса автора.

Девушка требует от Смита и Дулитл более £200 000, а молодой человек Софер попросту отнекивается, утверждая, что никогда в жизни не видел никакой подобной тетради. Как вы думаете, что сейчас творится в рамках этого дела? Правильно! Ничего!

Воровство текстов происходит значительно реже, а случаи успешного доказательства нарушения авторских прав случаются совсем редко. Доказать кражу мелодии или музыки намного легче, чем доказать кражу слов.

В то же самое время, красть тексты — это не просто взять чью-то мелодию и запрятать ее в своей музыке.

Все люди слышат слова, так что не заметить полное соответствие текстов двух композиций… Короче, миф правдив, а воровство текстов — изначально глупое занятие.

Миф 5. Мелодии защищены авторским правом

А вот это чистая правда. Cуды достаточно своеобразно реагируют на такие дела: одним дают полный ход, другие даже не рассматривают, в то время как третьи зависают где-то посередине.

Долли Партон безуспешно судилась из-за своей песни ‘9 To 5’, за которую певица получила Грэмми.

Припев песни основывается на простейшем блюзовом риффе, которые использовался в тысячах песен до выхода ‘9 To 5’ и будет использован еще много и много раз.

Девушка утверждала, что все так и норовят украсть ее мелодию припева, но успеха не добилась: суд даже не стал рассматривать десятки обвинений в нарушении авторских прав, поступавших от госпожи Партон.

С другой стороны, Джордж Харрисон добился в схожем деле совершенно иных результатов. Песня Харрисона ‘My Sweet Lord’ основывалась на хитовой песне 1960-х ‘He’s So Fine’ из репертуара женского коллектива The Chiffons, автором которой являлся покойный к тому времени композитор Рональд Мэк. И это чистая правда: в песне совпадают не только структура и гармония, но и вся мелодическая линия.

В 1971 году звукозаписывающая компания приостановила выплаты Харрисону от продаж сингла ‘My Sweet Lord’, а следом за этим знаменитому Битлу пришла повестка в суд: истцом выступала другая звукозаписывающая компания — Bright Tunes, которая представляла интересы не только покойного Мэка, но и коллектива The Chiffons.

Судебный процесс длился до 1991 года (чуть более 20 лет), в ходе которого Харрисон полностью отрицал любые обвинения в плагиате, но суд изначально не признал доводов музыканта.

В 1976 году суд предположил наличие непреднамеренного заимствования чужих идей и обязал бывшего Битла возместить убытки Bright Tunes.

Дело на этом не закончилось, а к 1991 году Харрисон получил обратно права не только на собственную песню ‘My Sweet Lord’, но и на композицию Рональда Мэка ‘He’s So Fine’.

Или вот еще пример. В 1960-х годах у коллектива The Association вышла хитовая песня ‘Cherish’.

Немного позже состоялся релиз песни группы Climax ‘Precious And Few’, автором которой выступил один из бывших участников The Association Сонни Герачи.

Аккорды, структура и мелодическая линия обеих песен очень похожи, но суд постановил, что в этой неприкрытой похожести нет ни единого намека на воровство чьих-либо идей.

В общем, все три примера показывают, несовершенность Законодательства в вопросе защиты мелодий авторским правом. В то время как одни авторы не добиваются никаких успехов, другие платят штрафы за нарушение авторских прав, а третьи так и вовсе не подпадают под действие каких-либо законов, связанных с этим вопросом.

Вместо заключения

В современном мире ежедневно выходят новые песни, поэтому неудивительно, что какие-то из них могут быть похожи на чьи-то еще творения. Что же касается вашей собственной музыки, то не старайтесь откровенно копировать идеи, ведь неизвестно как все сложится для вас: суд может с одинаковой долей вероятности как приняться за рассмотрение дела, так и вовсе его «отфутболить».

Заметив какие-то схожие элементы в своем творчестве, если они не были сделаны специально, не стоит сильно переживать по этому поводу.

Я не призываю нагло нарушать авторские права, но вместе с тем предлагаю отдавать себе отчет в том, что вы делаете, особенно если вы начинаете откровенно копировать чьи-либо идеи.

Если уж взялись за копирование, то сделайте это так, чтобы никто ничего не понял.

Источник: https://samesound.ru/a/outside-reading/13204-mify-ob-avtorskih-pravah-na-muzyku

Регистрация авторских прав на музыку

Если вы написали музыку, которую хотите защитить от несанкционированного использования, позаботьтесь о регистрации авторского права самостоятельно.

В статье 1259 сказано, что музыка (это могут быть песни, аранжировки, треки) — это объект авторского права, который является произведением искусства.

Причем субъективная ценность и условное достоинство (цена) произведения роли не играют — все, что вы создали благодаря своим умениям и талантам, принадлежит вам.

Только как об этом сообщить миру и доказать, что произведение придумали вы? Для это есть конкретный алгоритм регистрации авторского права, по которому вы сможете «застолбить» свое место и оградить интеллектуальную собственность от вторжения. В случае, если вашу музыку все равно используют незаконно, обращайтесь в суд. Составить иск и защитить ваши интересы поможет профессиональный юрист.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

Что такое авторское право на музыку?

Как только вы создали то или иное произведение, оно автоматически становится вашей интеллектуальной собственностью. Считается, что автором является создатель. Если не доказать обратного, все права автоматически принадлежат ему. При этом не важно, используется мелодия или хранится в архиве композитора.

Но, хотя в России и действует презумпция авторского права, лучше подстраховаться дополнительно. В соответствии со статьей 1255 ГК РФ, если вы сделаете официальную регистрацию авторского права на музыку, то сможете:

  1. Признать себя автором. А это значит, иметь исключительное право на произведение и авторство, а также на неприкосновенность: распространять произведение под собственным именем, псевдонимом или вовсе анонимно можете только вы, и никто иной.
  2. Единолично владеть произведением. Вы можете создавать его копии, распространять их или оставить произведение при себе и никогда его не обнародовать.
  3. Называть произведение. Ваша композиция — ваше имя. Выбирать, как будет называться песня или мелодия — единоличное право автора.

К сожалению, наличие автоматических авторских прав при создании произведения не всегда останавливает мошенников. Так появляется плагиат — незаконное использование чьей-либо интеллектуальной собственности, выпуск произведений под своим именем, цитирование и продажа.

Предварительно обезопасить себя сложно — мошенники могут появиться несмотря на то, что регистрация права состоялась. Зато именно благодаря ей вы сможете доказать свою правоту в суде и получить компенсацию за моральный ущерб. В этом вам помогут статьи ГК РФ: 1301, 1250, 1252 и 1253. Пиратство и плагиат являются преступлением, преследуемым законом.

Порядок регистрации авторского права

Защитить свои права на музыкальный контент можно несколькими способами. Рассмотрим вариант депонирования — свидетельства того, что творение существовало именно в таком виде и в конкретное время. Получить такое подтверждение можно, если:

  • сделать нотариальное заверение — обратиться к нотариусу, предоставить ему запечатанный конверт, в котором будет храниться ваше произведение (нужно распечатать все партии, записать ноты и если нужно — слова), оставить конверт в несгораемом сейфе, получив свидетельство о передаче интеллектуальной ценности;
  • сделать регистрацию права в Российском авторском обществе — это подтверждение, что произведение существовало именно в таком виде и в конкретное время, которое необходимо для того, чтобы получать вознаграждение за его эксплуатацию;
  • сделать регистрацию в Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — в режиме онлайн вы сможете зарегистрировать право на товарный знак и начать зарабатывать на собственных произведениях;
  • отправить произведение на свой адрес — диск или другой носитель, на котором будет находиться ваше произведение, нужно направить заказным письмом к себе домой и не распечатывать: это и станет подтверждением того, что вы обладали записями в данный период.

Регистрация права в Российском авторском обществе — процедура, которая потребует нескольких последовательных шагов. Вам будет необходимо:

  1. Предоставить заявление. В нем нужно указать ваши паспортные данные, а также информацию о соавторах, если таковые есть.
  2. Записать фонограммы. Все аудиозаписи и трек-листы требуется приложить к заявлению.
  3. Указать подробную информацию о произведении. Вам потребуется прописать все данные, которые касаются творения: сведения об оригинальности (это только ваше произведение или оно сделано на основе уже существующих песен и треков), название, формат, жанр и стилистику обработки.

При этом вам нужно оплатить пошлину порядка 3500 рублей за РАО и около 1200 за ЕДРИД. Тарифы ЕДРИД указаны на официальном сайте.

Есть отдельные случаи, которые касаются регистрации права на саундтрек. В таких ситуациях в заявлении нужно указать, что вы заключили с киностудией официальный договор, и приложить его копию к пакету документов.

Сколько действует авторское право?

Сроки действия права на музыкальные произведения в разных странах варьируются. В России есть три правила, на которые нужно ориентироваться как после оформления права, так и по умолчанию, даже если оно не состоялось:

  1. Действие права распространяется на всю жизнь создателя произведения + 70 лет с момента ее окончания.
  2. Если речь идет о нескольких соавторах, 70 лет прибавляется после смерти последнего из них.
  3. Действие длится 70 лет и в случае посмертной публикации: если произведение увидело свет в период 70 лет после смерти создателя. Таким образом срок продлевается.

Если вы еще не отметили, что стали композитором, сделайте это как можно быстрее. Так вы сможете обезопасить себя и прикрыться щитом закона. Если же вы создаете логотипы или пишете романы — инструкции для вас есть в этой статье.

  • Источники:
  • Объекты авторского права
  • Виды авторских прав
  • Ответственность за нарушение права на произведение

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/registratsiya-avtorskih-prav-na-muzyku/

The ПЕСНИ. Защита авторских прав на песню. Авторское право и его регистрация

Для чего все это?

В интернете очень много информации на эту тему. Но я постараюсь сделать выжимку, чтобы получились четкие и понятные ответы – как оформить авторские права на песню и как их защитить, в случае необходимости.

Придумал — уже защищен

Любой продукт вашего творчества, будь то песня или стихи, защищается государством сразу же, как только вы его создали. Звучит абсурдно и странно, да? Но это действительно так. В России нет ни одного органа который регистрирует авторские права на песни. Почему? Все очень просто.

Представим, что был создан такой орган, например, «Министерство регистрации авторских прав». Вы написали песню под ключ и приходите к ним, чтобы зарегистрировать ее.

Внимание, вопрос: откуда им знать, что действительно вы являетесь автором? А не ваш брат, который написал эту песню вчера на компьютере, вы скачали ее и прибежали регистрировать как свою, пока он не проснулся. Ответ очевиден — никак не узнать.

Вот поэтому в России и нет такого органа, по регистрации авторских прав на песни. Но что же значит эта фраза «Все права защищены»? Совсем скоро вы получите ответ и на этот вопрос.

Защита авторских прав

Как я уже писал выше, вы являетесь автором и государство защищает ваши права с самого момента создания песни. Но когда вам может понадобится защитить ваши права? Правильно, только когда их нарушат. Представьте, вы написали прекрасную песню. Записали ее в студии и выложили в сеть. Прошло полгода, вы едете в машине и включаете радио.

И вдруг слышите ее — свою песню. Только поет какая-то девушка. Вы ищете исполнителя в интернете, и находите, например, некую Арину Морт (имя вымышлено). Вы находите ее в интернете и пишете, что эта песня ваша и вы не разрешаете ее исполнять. Арина вам отвечает: «Эта песня — моя. Я ее сама написала. Всего доброго».

Правильным решением будет подача на Арину в суд, чтобы там доказать, что вы действительно являетесь автором песни и не давали никому права ее исполнять. А как доказать? Вот здесь и начинается самое интересное. Нужно доказать суду, что вы действительно являетесь автором песни и предоставить доказательства. Например, исходники песни.

Это может быть разбитая по дорожкам музыкальная партия. Вы говорите суду, что написали песню 11 января 2019 года. Но представьте, что Арина предоставляет тоже самое. И утверждает, что написала она ее еще в 2017 году. Это и есть то, о чем я писал выше. Суд не знает, украли вы эту песню или действительно написали.

И поэтому автором будет тот, кто сможет доказать, что написал эту песню раньше других! Это и есть защита авторских прав.

Автором считается тот, кто сможет доказать, что создал он ее раньше, чем остальные.

Как защитить права

Как же это сделать? Вариантов несколько. Некоторые стары, но надежны. Некоторые современны и удобны. Разберемся детально.

Самый старый вариант — это отправка письма самому себе. Да-да, обычного письма! Вы написали песню, записали ее на флешку или cd-диск и отправляете в конверте самому себе. На письме будет штамп почтового отделения с датой отправки. Например, «11 января 2019 года». Письмо нельзя вскрывать. Нужно его хранить и беречь.

И когда в суде, Арина скажет, что написала песню раньше вас, вы достанете нераспечатанный конверт и покажете его суду. Суд убедиться, что конверт не поврежден, и внутри обнаружит носитель с вашей песней. Тем самым вы докажете, что написали эту песню 11 января 2019 года. Пусть Арина докажет, что сделала это раньше.

Данный способ работает, но у него есть минусы. Во-первых, иногда возникают трудности, чтобы доказать, что конверт не вскрывался. Тем более, если вы его хранили как попало. Во-вторых, это просто неудобно. Представьте, что вы пишете в неделю по одной песне. Это 52 песни в год. За пять лет вы соберете 260 конвертов с песнями.

Где их хранить? Следующий способ плавно вытекает из первого. Это нотариус. Вы можете арендовать ячейку у Нотариуса и положить туда свою песню на хранение. Например на cd-диске. И эта ячейка будет охраняться столько лет, сколько вам нужно. Эта услуга называется депонирование.

И когда суд попросит доказательств, нотариус подтвердит, что действительно вы положили вещи в данную ячейку 11 января 2019 года и больше туда ничего не клали, ничего не трогали. Также, можно заверить у Нотариуса текст вашей песни.

Вы распечатаете его, и нотариус подтвердит, что 11 января 2019 года вы принесли этот текст и она его видела. И выдаст вам нотариально заверенную копию вашего текста песни. Заметьте, я написал «текста песни». Или стихов, если хотите. Потому что заверить музыку на бумаге можно только если вы принесете ее нотами.

Представьте, в век электронной музыки вам нужно каждую партию инструментов вывести на нотный стан и предоставить нотариусу. Это долго и неудобно. Но это тоже работает.

Вот и настало время современных способов регистрации прав на песню. Это онлайн-депонирование. Да, то самое депонирование, как я описывал выше у нотариуса. Только здесь хранение осуществляют специализированные интернет-платформы. До июня 2018 года депонированием занималось РАО (Российское Авторское Общество).

Теперь они этим не занимаются и передали данные функции сторонним организациям. У себя на сайте www.rao.ru они разместили ссылки на две такие платформы. Первая это АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n`RIS). Сайт www.nris.ru На этом сайте вы можете арендовать себе онлайн-ячейку в которую вы будете загружать свое творчество. Стоимость от 990 до 82990 рублей (цены на 20.01.

2019г). Зависит от объема вашей ячейки и сроков хранения. Вы загружаете туда свои песни, и они хранятся там в неизменном виде. Без доступа к ним посторонних людей, даже сотрудников сервиса. И в случае, когда нужно будет доказать Арине в суде, что вы являетесь автором, вы сможете получить свидетельство с данного сайта, что данная песня действительно была загружена на сайт 11 января 2019 года.

Что и будет являться доказательством вашего права. Кстати, на их сайте, в самом низу вы можете увидеть партнеров данного сервиса. Среди них РАО и GAZGOLDER. Вторая платформа — это ООО «Айрег» (Интеллектуальный регистратор авторских прав IREG). Их сайт www.ireg.pro Здесь все очень просто. Авторское право длится всю жизнь автора и 70 лет после смерти.

Вы загружаете на данный портал свое произведение, и они хранят его 70 лет. Вам также выдается свидетельство о депонировании, если это необходимо. Стоимость на 20.01.2019 — 250 рублей за песню. Недорого и удобно. И последний способ. Здесь участвуют интернет и нотариус. Вы можете выложить песню в интернет. Например, соц.сети или Youtube.

И можете обратиться к нотариусу, чтобы он документально заверил факт размещения вашей песни в конкретную дату и конкретное время. Благо, это указывается на сайтах при загрузке.

Эпилог

Я описал основные способы регистрации авторского права на песню. Теперь вы знаете, что сделать, чтобы с чистой совестью поставить эту надпись: «Все права защищены». И будьте внимательны при покупке.

Все готовые песни на продажу  представленные на портале thepesni.ru защищены и наша команда является авторами.

Поэтому, покупать у нас удобно и главное – безопасно.

В следующий раз мы расскажем как получать деньги за то, что ваши песни звучат на радио, а также в ресторанах и кафе.

Источник: https://www.thepesni.ru/post.php?id=5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector