Статья 211 ук рф: угон воздушного или водного траснпорта

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Виды

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Методика расследования

Статья 211 УК РФ: угон воздушного или водного траснпорта

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

  • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
  • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
  • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
  • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части. Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.
  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно. В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.
  • Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.
  • Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-transportnyh-sredstv/ugon-vozdushnogo-sudna-ili-vodnogo-transporta.html

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

Объектом угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава является общественная безопасность.

Угон воздушного судна является преступлением международного характера. Еще в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.

отмечалось, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации[1].

Положения о преступности аналогичных действий с морскими судами содержатся в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г.

Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

Понятие воздушного судна дано в ст. 32 ВзК РФ. Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан, планер и др.).

Судно водного транспорта — морское, речное, озерное самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства.

К целям судоходства относятся перевозка грузов, пассажиров, буксировка судов и других плавучих объектов, проведение поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, гидротехнических, подводно-технических работ, спасательных операций, проведение научных исследований и некоторые другие цели (учебные, спортивные, культурные). Предметом угона являются корабли, яхты, паромы, катера, подводные лодки, буксиры, плавучие краны и другие подобные технические сооружения. Не охватываются составом ст. 211 УК РФ маломерные водные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы), гребные лодки, байдарки.

Определение железнодорожного транспортного средства (подвижного состава) приведено в Федеральном законе от 10.01.2003 № 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2). Это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры (например, дрезины).

Объективная сторона преступления включает действия двух видов:

  • • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;
  • • захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и использование его для полета, поездки или в качестве плавающего средства.

Захват означает противоправное завладение судном воздушного, водного транспорта, а также подвижным железнодорожным составом и установление над ним контроля с целью последующего угона.

Захват и угон возможны как в отношении движущегося, так и находящегося на стоянке судна либо железнодорожного подвижного состава. По ч. 1 ст.

211 УК РФ угон и захват могут быть совершены без насилия, с использованием обмана, с применением или угрозой применения насилия, не опасного для жизни или здоровья (побои, ограничение свободы в виде связывания, запирания, удержания).

Угроза применения насилия означает запугивание потерпевших немедленным применением насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Насилие или угроза его применения могут адресоваться экипажу судна или подвижного железнодорожного состава, пассажирам, техническому персоналу, охранникам и любым другим лицам, пытающимся воспрепятствовать совершению преступления.

Состав угона — формальный: деяние окончено с момента начала движения транспортного средства или, если судно во время угона находилось в движении, с момента изменения направления движения. Захват также имеет формальный состав преступления: оно окончено с момента завладения судном. Наступления общественно опасных последствий для признания преступления оконченным не требуется.

С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом.

При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

Мотивы совершения преступления могут быть любыми — корыстными, хулиганскими, стремление использовать судно или железнодорожный подвижной состав для совершения преступления, желание покататься.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В качестве квалифицирующих признаков преступления (ч. 2 ст. 211

УК РФ) предусмотрены: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору (н. «а»); с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»); с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»).

Признаки, указанные в п. «а», «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, имеют такое же содержание, что и раскрытые ранее применительно к п. «а», «в» ч. 2 ст. 206 УК РФ («Захват заложника»).

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Указанные последствия охватываются составом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК РФ, и квалификации по совокупности со ст. 111, 112, 115 УК РФ не требуется. Угроза может выражаться в угрозе убийством или причинении любого по степени тяжести вреда здоровью.

Форма угрозы не имеет значения для квалификации преступления. Она может быть выражена вербально, жестами, запиской и т.п. При угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью все содеянное охватывается признаками п. «в» ч. 2 ст. 211 и вменение ст.

119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью») не требуется.

Особо квалифицирующие признаки угона или захвата судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава (ч. 3 ст. 211 УК РФ) следующие: совершение деяния организованной группой либо наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

В случае наступления последствий в виде смерти или тяжкого вреда здоровью состав преступления является материальным, субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленным совершением захвата либо угона и неосторожным (как легкомыслием, так и небрежностью) отношением к последствиям.

Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам при угоне или захвате требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ.

Иные тяжкие последствия могут состоять в уничтожении, повреждении судна или железнодорожного состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью многих лиц и т.п. Это признак оценочный, подлежащий установлению в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ существенно, вплоть до пожизненного лишения свободы, ужесточена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 211 УК РФ, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (ч. 4 ст. 211 УК РФ).

Источник: https://studme.org/237158/pravo/ugon_sudna_vozdushnogo_vodnogo_transporta_libo_zheleznodorozhnogo_podvizhnogo_sostava

Уголовная ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 ук рф)

Статья 211 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за «угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона». Преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 анализируемой статьи, относится к категории тяжких, а ч. 2. и 3 — особо тяжких.

Основным непосредственным объектом данного состава преступления является группа общественных отношений, обеспечивающих защиту общественной безопасности.

При неконтролируемом движении указанного в диспозиции статьи транспорта создается угроза аварий, катастроф и, как следствие, человеческих жертв. Поэтому дополнительным (факультативным) объектом являются:

  • — жизнь и здоровье людей;
  • — собственность;
  • — нормальная работа транспортных средств и путей сообщения.

Предмет преступления указан в диспозиции статьи, это:

  • судно воздушного транспорта;
  • судно водного транспорта;
  • железнодорожный подвижной состав независимо от ведомственной принадлежности и целевого назначения.

В Уголовном кодексе РФ предмет анализируемого преступления лишь перечислен. Поэтому для уяснения отдельных понятий мы вынуждены обратиться к нормативным правовым актам других отраслей права.

« Транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно … или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются …

для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами»[1].

Ведомственная принадлежность и форма собственности на транспортное средство для квалификации не имеют значения[2].

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды[3].

К судам воздушного транспорта относятся: самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары, планеры и другие аппараты, предназначенные для перемещения людей и их багажа, а также грузов.

Судном воздушного транспорта не является пилотируемый или грузовой космический аппарат и искусственные спутники Земли[4].

  • Водное судно — «самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода»[5].
  • Внутренний водный транспорт — «один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации»[6].
  • Таким образом, водное судно — это морское, речное и озерное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, а также суда вспомогательного и специального назначения (буксирные, научные, добывающие, спортивные идр.)
  • Судно может быть самоходным и несамоходным, водным или надводным, а также подводным: теплоход, паром, корабль, танкер, баржа и иные суда, в том числе на подводных крыльях или воздушной подушке.

Законодателем не решен вопрос об отнесении к предмету анализируемого состава преступления маломерных судов. «Под маломерным судном …

следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл)»[7].

Кодекс об административных правонарушениях РФ не только выделяет из всего водного транспорта маломерные суда, но также, описывая признаки различных правонарушений, указывает, относятся ли они к предмету данного правонарушения.

В научной литературе, да и на практике по-разному квалифицируется угон маломерного судна. Например, «в судебной практике Саратовской области предпринята попытка создать прецедент квалификации угона моторной лодки как угон судна водного транспорта.

Так, 15 января 2004 г. Волжский районный суд вынес обвинительный приговор несовершеннолетнему 3., признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 211 УК РФ. 3.

, будучи в состоянии опьянения, взял чужую моторную лодку для того, чтобы переплыть через пролив на остров, где расположены туристические базы. Там он лодку бросил. В этот же день лодка была обнаружена ее владельцем, а 3.

найден спящим на одной из турбаз»[8].

Однако подобная квалификация, скорее, исключение, чем правило.

Представляется, что в деянии несовершеннолетнего усматривается посягательство на собственность, но не на общественную безопасность. Квалифицировать подобные действия следует по ст. 166 УК РФ («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»).

Большинство ученых считает, что моторные лодки, речные малогабаритные катера и яхты индивидуального пользования не следует считать судном водного транспорта. При угоне их без цели хищения уголовная ответственность должна наступать как за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения по ст. 166' УК РФ.

Законодатель в ст. 166 и 211 УК РФ говорит о транспорте, употребляя в первом случае понятие «транспортное средство», а во втором — «судно водного транспорта».

Что же отличает предмет ст. 211 УК РФ? Представляется, что речь должна идти о наличии определенной мощности судна, определяющей возможность причинения ущерба общественной безопасности. Но какова минимально необходимая мощность в этом случае, законодатель не определяет, относя при этом ст.

211 УК РФ к числу преступлений террористической направленности. Но при таком понимании проблемы определяющим фактором становится не мощность мотора, а направленность умысла виновного.

Однако данный вопрос будет окончательно решен только в случае определения понятия предмета анализируемой статьи в примечании к ней.

Железнодорожный подвижной состав — это механический рельсовый транспорт: электровозы, локомотивы, вагоны, цистерны, метрополитен, краны, дрезины и т. д. Не являются предметом анализируемого преступления трамвай и фуникулер[9] [10].

Объективная сторона совершается путем активных действий:

  • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;
  • захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — это самовольное ненасильственное завладение судном воздушного, водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом и перемещение их с места, где они находились.

Таким образом, угон включает: во-первых, установление контроля над предметом преступления; во- вторых, использование этого предмета для полета, поездки или в качестве плавающего средства в соответствии с планами и целями субъекта.

Угон отличает от захвата ненасильственный способ установления контроля над предметом преступления (например, судно находится без экипажа, состав — без машиниста и охраны).

Захват — это самовольное насильственное завладение судном воздушного, водного транспорта или железнодорожным подвижным составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

Отличительным признаком захвата является «насилие». В ч. 1 ст. 211 УК РФ речь идет о применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо об угрозе применения такого насилия. Такой вывод можно сделать, сопоставив ч. 1 и п.

«в» ч. 2[11] анализируемой статьи.

Не опасное для жизни или здоровья физическое насилие, применительно к ч. 1 ст. 211 УК РФ, выражается в нанесении побоев, истязании или в совершении иных насильственных действий (например, насильственное лишение свободы), не повлекших последствий, которые указаны в ст. 115 УК РФ, и т. п. Психическое насилие, о котором говорится вч.

1 анализируемой статьи, — это запугивание совершением таких действий.

Насилие или угроза насилием может применяться к машинисту, членам экипажа воздушного или водного судна, обслуживающему персоналу (например, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного подвижного состава, персоналу аэропорта), к пассажирам или иным лицам (например, провожающим), которые оказались вблизи транспортного средства или внутри него.

По законодательной конструкции состав преступления формальный. Угон может выступать не только в качестве самостоятельной формы анализируемого деяния, а стать логическим продолжением захвата.

Он может быть осуществлен не только во время стоянки, но и во время следования судна или состава по маршруту. Поэтому об окончании преступления в форме угона можно говорить с момента либо начала движения, либо отклонения от маршрута.

Но в любом случае преступление в форме угона считается оконченным с момента начала движения по маршруту, избранному угонщиками, независимо от продолжительности такого движения.

При этом судном или составом могут управлять как угонщики, так и экипаж или машинист (данный факт на квалификацию не влияет). Преступление в форме захвата окончено с момента выхода судна или состава из законного владения и установления контроля над ними.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный:

  • осознает, что захватывает (угоняет) судно воздушного (водного) транспорта или железнодорожный подвижной состав и
  • желает осуществить эти действия.

Обязательным признаком субъективной стороны захвата является цельугон судна воздушного, водного транспорта или железнодорожного подвижного состава. Если захват осуществлен с целью удержания лиц, находящихся на судне, в качестве заложников, содеянное охватывается признаками состава ст. 206 УК РФ и не требует квалификации по ст. 211 УК РФ[12].

Угон может осуществляться с любыми целями: незаконное пересечение границы, пиратство и др.

Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию содеянного не влияют.

Угон либо захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава нередко выступает средством совершения других преступлений (напр., ст. 206 УК РФ (захват заложника). В этих случаях действия субъекта следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъектами анализируемого состава могут быть также члены экипажа и команды, машинист, имеющие доступ к транспортному средству в связи с осуществлением служебных обязанностей.

Лицо в возрасте от 14 до 16 лет отвечает за те преступления, совершенные им при угоне или захвате судна или состава, ответственность за которые наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

В части 2 ст. 211 УК РФ предусмотрена ответственность за то же деяние, совершенное:

  • — группой лиц по предварительному сговору (п. «а»);
  • — с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»);
  • — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»).

Понятие группы лиц по предварительному сговору дано в ч. 2 ст. 35 УК РФ. Совершение преступления несколькими лицами (как минимум, двумя соисполнителями), договорившимися до начала его осуществления, повышает общественную опасность содеянного, так как облегчает достижение преступного результата.

Опасность насилия определяется его последствиями: причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью[13]. Однако о наличии или отсутствии анализируемого квалифицирующего признака свидетельствуют не только последствия, но и способ применения насилия, создававший опасность для жизни в момент его причинения (хотя бы и не причинивший вреда в конкретном случае).

Захват или угон судна или состава, осуществленный с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья, отличает признак реальности. Обстоятельства ее высказывания должны свидетельствовать о готовности виновного причинить вред здоровью или смерть потерпевшему немедленно в случае отказа выполнить его требования.

Содержание признака, указанного в п. «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ, совпадает с аналогичным признаком захвата заложника, указанным в п. «г» ч. 2 ст. 206 УК РФ (был рассмотрен выше).

Особо квалифицированными видами угона или захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава являются:

  • — совершение деяния организованной группой;
  • — причинение по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

Содержание данных признаков совпадает с аналогичными признаками, рассмотренными в ходе анализа ч. 3 ст. 206 УК РФ.

Убийство, совершенное в ходе угона или захвата, требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ.

Источник: https://ozlib.com/882339/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_ugon_sudna_vozdushnogo_vodnogo_transporta_libo_zheleznodorozhnogo_podvizhnogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector