Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

Главное его предназначение – обеспечение безопасной и рациональной деятельности предприятий, способных нанести вред экологическому состоянию территорий и здоровью граждан.

Понятие и назначение

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензиюЭкологическое лицензирование – это право на использование природных ресурсов (вод, земель, недр и лесов) в ходе производства с указанием природоохранных отягощений и правил рациональной с экологической точки зрения деятельности. В первую очередь оно необходимо для того, чтобы максимального ограничить вред от токсичных отходов и выбросов мусора, без которых не обходится ни одно производство.

Процесс оформления и выдачи разрешений основывается на следующих законах и правоустанавливающих нормах:

  • Закон «О животном мире».
  • «Об охране вод».
  • «Об использовании земель и недр».
  • «Об охране окружающей среды».

Субъекты лицензирования – это физические и юридические лица, желающие получить разрешение на косвенное использование природных ресурсов в ходе производства.

Объекты лицензирования – природные ресурсы, которые принадлежат государству и его гражданам, целостность которых находится под опекой природоохранных органов.

Виды лицензийЭкологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

Разрешения выдаются индивидуально по каждому из видов деятельности:

  • Использование недр. Наличие данного документа дает право на поиск и добычу полезных ископаемых, а также на проведение геологических и сейсмологических исследований.
  • Лицензия на работу с металлами. Необходима в случае любых манипуляций с металлами: хранение, транспортировка, переплавка и т. д.
  • Геодезические исследования. Разрешение на полевые работы на участке с указанием используемых геодезических инструментов и проведенных процедур (установка марок, реперов и передвижных точек).
  • Использование наземных вод и подземных скважин. Разрешение необходимо в случае исследования подземных источников, а также для свободного выкачивания вод из природных водоемов.
  • Картографическая деятельность. Исследование территорий для создания и оформления топографических материалов также требует получения специальной лицензии.

Все нюансы оформления лицензии на деятельность по обращению с отходами рассмотрены на следующем видео:

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

Выделяют две основные группы, подлежащие обязательному лицензированию. К первой относятся виды деятельности, непосредственно связанные с эксплуатацией природных недр, а именно:

  • вырубка и использование лесов;
  • земледелие;
  • использование природных водоемов для ловли рыбы и выкачивания воды;
  • утилизация, выбросы или хранение вредных и токсичных отходов, мусора, остатков производства и других веществ;
  • картографические и геодезические исследования земель;
  • геологическое и геоморфологическое обследование недр;
  • мониторинг и наблюдение за экологической ситуацией;
  • организация спортивной ловли рыбы или соревнований по охоте;
  • сбор, обработка и продажа лечебных и других дикорастущих трав и цветов;
  • вылов диких животных;
  • деятельность экологических организаций по охране природы.

Во вторую группу входят виды деятельности, которые косвенно связаны с использованием природных ресурсов и загрязняют окружающую среду в ходе производства:

  • транспортировка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде;
  • добыча, обработка и хранение нефтепродуктов;
  • проектирование и строительство на землях природоохранного значения;
  • производство, хранение, а также использование токсичных веществ, предназначенных для истребления крыс и других паразитов;
  • транспортировка и хранение военной техники;
  • производство веществ, способных провоцировать инфекционные и другие заболевания человека и животных.

Данная классификация позволяет тщательно вести учет и контроль над эксплуатацией природных ресурсов, поскольку он ведется не только уполномоченными государственными органами, но и природоохранными организациями.

Необходимые документы и порядок выдачи

Процесс оформления и выдачи экологической лицензии начинается со сбора и систематизации всей необходимой информации. Это очень важный этап, ведь к перечню документов предъявляются большие требования, а наличие всей необходимой информации обязательно.

В бланке заявления физические лица должны указать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • серию и номер паспорта;
  • идентификационный номер;
  • место прописки и проживания;
  • место работы и должность;
  • срок, на который требуется получить разрешительную лицензию.

Юридические лица должны предоставить полную информацию о своей компании:

  • данные владельцев;
  • адрес;
  • наименования и виды деятельности;
  • контакты юристов, банка и номер счета, по которому будет идти оплата за оформление разрешения.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • чек об оплате за предоставленные юридические услуги и подачу заявления;
  • документы, подтверждающие юридическую деятельность предприятия, или же заверенные штампом юриста копии;
  • заверенное подтверждение регистрации компании в государственной системе;
  • справка из налоговой службы.

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

  • Данные о специалистах и сотрудниках компании, отвечающих за виды деятельности, попадающих под лицензирование, а также документы, подтверждающие их квалификационный уровень подготовки (аттестаты, дипломы и др.). В случае, если документы не будут предоставлены, персонал пройдет аттестацию в обязательном порядке.
  • Данные о техническом и нормативно-правовом обеспечении производства, особенно если речь идет о хранении и изготовлении опасных и токсичных веществ.
  • Обоснование необходимости использования природных недр и земель с экологической точки зрения.

Когда все необходимые документы вместе с заявлением будут предоставлены в соответствующий орган для регистрации, они поступают на очередь к рассмотрению.

В течение 30 рабочих дней орган, ответственный за ведение лицензионной деятельности, обязан вынести решение по делу.

В случае, если проверка информации требует больше усилий и дополнительного времени, этот срок может быть продлен до 90 дней, но не дольше.

Отказ в выдаче лицензии должен иметь законные основание и существенные причины, указанные в письменном виде. Существенным поводом для отказа может стать одно из нарушений:

  • Неверность предоставленной информации – умышленно или случайно.
  • Недостаточный профессиональный уровень персонала, не прошедшего аттестацию.
  • Экспертное заключение, не подтверждающее наличие необходимой технической и нормативно-правовой базы для безопасной деятельности предприятия.

Содержание лицензии

Перечень информации, которая должна быть указана в разрешении, постановлен законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и состоит из следующих пунктов:

  • Данные о юридическом или физическом лице, которому оно выдано.
  • Сроки начала и окончания действия лицензии.
  • Вид использования окружающей среды, на который дается разрешение.
  • Условия и ограничения природоохранной деятельности предприятия.
  • Номенклатура документа и дата выдачи.

Лицензия вступает в силу с момента ее выдачи и до окончания срока, указанного в заявлении. Минимальный срок действия – 3 года, но в особых случаях он может быть сокращен. По окончанию действия документ необходимо продлить в том же порядке, в котором он выдавался в первый раз.

В случае, если владелец разрешения не придерживается указанных в нем условий, оно может быть аннулировано той организацией, которой было выдано. Также документ ликвидируется после смерти физического лица или после прекращения существования предприятия.

Источник: http://ZnayDelo.ru/document/licenziya/ekologicheskaya.html

Экологическое лицензирование — объекты и субъекты, цели и задачи, виды экологических лицензий

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

Экологическое лицензирование представляет собой процесс выдачи разрешения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на использование природных ресурсов или на проведение других видов хозяйственной деятельности специально сформированными для этого государственными органами.

Основная цель экологического лицензирования – защита природных ресурсов страны от отрицательного влияния и ограничение ущерба, обусловленного попаданием из промышленных отраслей во внешнюю среду токсичных отходов и мусора. Лицензирование представляет собой важнейший административно-правовой документ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Объекты экологического лицензирования

Соответствующими объектами являются:

  1. Работа с опасными отходами. Контроль на вывоз, обработку, хранение и утилизацию отходов производит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в соответствии с Федеральным Законом №458-ФЗ), а также Росприроднадзор. Вышеуказанные службы, по своему усмотрению, дают положительный ответ на запросы, об осуществление тех или иных видов действий с различными отходами. Причем, выделяется шесть видов лицензий.
  2. Пользование животным миром. В России реализовывают многообразные виды такого пользования: охота; рыболовство; изучение и проведение исследовательских мероприятий, плюс применение фауны в научных и культурно-просветительских целях. Также, повсеместно применяются лечебные свойства объектов животного мира.
  3. Недропользование. Извлечение, употребление и исследование полезных ископаемых для различных целей (геолого-геофизические работы, геологическая съемка, мониторинг вулканической активности и др.). Что представляет собой налог на добычу полезных ископаемых и кто его должен платить – узнайте тут.
  4. Животноводство. В этом случае, во избежание лицензирования, навоз (как отход сельскохозяйственного производства) зачастую оформляют как органическое удобрение.
  5. Объекты флоры и фауны. Лицензирование деятельности по использованию определенных ресурсов природы предусматривается надлежащими специальными нормативными актами, так как ФЗ №128 не распространяется на использование объектов флоры и фауны.

Как получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов – узнайте в этом видео:

Виды экологических лицензий

Виды лицензий экологического направления выделяют для каждого, определенного направления, типа деятельности. К таковым относят:

Использование природных недр. Данный тип заключается в определенной пользе от изучения, добычи, эксплуатации ресурсов недр. Эти мероприятия включают в себя полезные ископаемые, подземные воды и пространства, применяемые в различных сферах и для удовлетворения разнообразных нужд.

Лицензия на работу с металлами. Получается юр. лицами для:

  • закупки лома металла у населения и ИП;
  • нарезки, измельчения, прессовки и переплавки металлического лома;
  • сортировки металла;
  • продажи или безвозмездной передачи металла;
  • хранения и транспортировки цветного и черного металла.

Геодезические исследования. Лицензируется Федеральной Службой геодезии и картографии РФ для проведения работ на заранее согласованных участках с применением специального геодезического оборудования и проведения соответствующих работ.

Картографические исследования. Лицензия выдается теми же органами, что и для геодезических работ. При этом создаются карты для производства гидрографических работ для безопасной навигации мореплавания и обеспечения работы авиации.

Использование наземных вод и подземных скважин. Примечательно то, что в данной сфере в последнее время используют разработанные российскими учеными, так называемые ноу-хау – инновационные способы проведения поисково-разведочных работ. Для этого выделяют с помощью фото и аэроснимков необходимых участков, с большим количеством обводненных зон. Кто платит водный налог и какие ставки такого налога – читайте в этой статье.

Читайте также:  Через какое время штраф гибдд аннулируется

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензиюПеречень объектов экологического лицензирования.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

При обязательном лицензировании выделяют две составляющие. Первая –  напрямую объединена с потреблением ресурсов природы. А именно с:

  • целевым использованием и контролируемым процессом вырубки лесов;
  • фермерскими хозяйствами;
  • отловом рыбы и откачиванием воды из пресных и соленых водоемов;
  • выбросами, хранением, перевозкой и утилизацией производственных отходов, токсичного мусора и других материалов;
  • обследованием пространства при помощи геодезического и картографического оборудования;
  • изучением подземных и подводных недр, с применением геологических и геоморфологических приборов и инструментов;
  • систематически мониторингом и экологическим контролем;
  • организацией спортивных мероприятий (охота, рыбная ловля);
  • сбором и реализацией редких, дикорастущих растений, имеющих лечебные свойства;
  • отловом редких видов диких животных;
  • природоохранной деятельностью экологических организаций.

Ко второй группе относят виды, косвенно относящиеся к использованию ресурсов природы, и способные в результате собственной деятельности оказать негативное влияние на экологическую ситуацию:

  • перевозка грузов, наносящая вред окружающей природе;
  • добыча, переработка и консервация продуктов нефтяной отрасли;
  • строительные работы, раскопки на природоохранных территориях;
  • изготовление, перевозка и хранение токсичных ядов, для борьбы с грызунами и насекомыми;
  • передислокация военной техники;
  • разработка химических веществ, имеющих отношение к возбудителям инфекционных заболеваний, приносящих вред здоровью людей и животных.

Процесс экологического лицензирования

При подаче заявителем необходимых документов следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму юр. лица. Действительный и юридический адрес предприятия. Данные о внесении в ЕГРЮЛ, ФИО ИП, его данные (наименование документа, с отметками о его выдаче, место жительства и др.), номер записи о государственной регистрации в ЕГРИП.
  2. ИНН налогоплательщика, а также лицензируемый вид дела, по которому человек намерен работать.

Для юр. лица дополнительно требуется наличие учредительных документов компании (например, устав ООО), справки, подтверждающей уплату госпошлин, за рассмотрение надлежащими службами заявления о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган не вправе требовать дополнительной информации, не предусмотренной законом РФ.

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензиюПонятие и особенности экологического лицензирования.

Далее соответствующий орган, занимающийся выдачей лицензий, производит обработку и проверку достоверности информации, предоставленной заявителем.

Основным моментом является решение лицензирующего органа о выдаче, либо об отказе в выдаче лицензии ее заявителю. Решению надлежит быть принятым в течение 45 дней.

Но, в определенных случаях, требующих более скрупулезного изучения предоставленной документации, период рассмотрения может быть продлен до 3-х месяцев, о чем заявитель заранее ставиться в известность.

В положениях об определенных видах лицензирования удостоверяются сроки действия этих документов. Они неодинаковы и могут составлять разовый период до 1 года, либо на меньший срок по желанию заявителя в случаях, установленных законом. Сезонные лицензии выдаются на срок от 3 до 5 лет.

Помимо этого, в связи с дополнительным изучением предоставленных сведений, в соответствии с Федеральным Законом «Экологические экспертизы» ст.11 и 12, может потребоваться проведение экологической экспертизы.

Когда в выдаче лицензии может быть отказано

Причин для отказа, в соответствии с законами РФ, может быть несколько:

  • наличие в предоставленной заявителем документации заведомо ложной и недостоверной информации;
  • несоответствие, принадлежащих заявителю объектов, лицензионным требованиям;

В случае отрицательного ответа, соискатель лицензии вправе обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, через обращение в суд, согласно законодательству РФ.

Заключение

И в заключение, следует напомнить, что экологическое лицензирование, по своей сути выполняет три основные задачи:

  1. Учет природопользователей.
  2. Постоянный мониторинг потребления природных ресурсов и контроль загрязнения окружающей среды.
  3. Распоряжение природными ресурсами.

Источник: https://FBM.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/licenzii/ekologichesk-licenzirovanie.html

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование представляет собой целенаправленную, подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность специально уполномоченных субъектов государственного управления, связанную с выдачей физическим и юридическим лицам особых разрешений (лицензий) на использование природных ресурсов и производство деятельности в области охраны окружающей среды.

  • Экологическое лицензирование направлено на согласование (с участием государства) интересов граждан и организаций с возможностями природы, которые обычно находятся в состоянии взаимного противоречия.
  • Процедура лицензирования состоит в получении лицензий на те или иные виды природопользования.
  • Лицензии должны содержать информацию о наименовании лицензирующего органа, включать идентификационные данные получателя лицензии, содержать установленные требования и условия осуществления описанного в ней вида деятельности, дату выдачи (и принятия решения о выдаче) лицензии и сроки действия, номер лицензии.

В классификации лицензий в области экологических правоотношений используются различные критерии. По названию их подразделяют на собственно лицензии и разрешения.

По объекту лицензии подразделяют в зависимости от территориального или природноресурсного признаков – по первому выделяют лицензии для природопользования на шельфовых акваториях, в исключительной экономической зоне, для использования пограничных водных объектов, по второму – лицензии водопользования, лесопользования, недропользования, пользования растительным и животным миром и др.

Лицензии также могут подразделяться на полученные для личных потребностей, той или иной хозяйственной деятельности, они могут предполагать изъятие или полное использование объекта, либо лишь частичное его использование.

Лицензии могут выдаваться в соответствии с федеральным законодательством, или особыми экологическими законодательными и другими нормативными актами.

Порядок экологического лицензирования

Лицензия – это документ, удостоверяющий право пользования ее владельца определенного вида природными ресурсами в установленных границах в соответствии с указанной в лицензии целью в течение указанного срока в случае соблюдения им заранее оговоренных условий.

Принимая решение о выдаче лицензии лицензионный орган осуществляет экспертизу представленных заявителем материалов, оценивая их полноту и достоверность, соответствие условий планируемой деятельности установленным экологическим нормативам и требованиям, устанавливает условия действия лицензии, а при необходимости организует дополнительную (в том числе независимую) экспертизу и экологическое аудирование.

Для получения лицензии заявителю необходимо предоставить:

  • заявление о выдаче лицензии (или разрешения), где указать информацию о себе как физическом или юридическом лице;
  • описание планируемой деятельности и сроков;
  • копии имеющихся учредительных и регистрационных документов;
  • документы, подтверждающие оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;
  • нормативно-технические документы, касающиеся планируемой деятельности;
  • описание планируемой деятельности.

В некоторых случаях необходима и другая информация, в том числе сведения об уровне образования или квалификации, экологической безопасности планируемой деятельности и т.д.

В лицензиях на комплексное природопользование должны определяться экологические условия планируемой деятельности, включая планируемый объем изъятия природных ресурсов, удельные показатели образования вещества или энергии на единицу получаемой продукции, ПДК, требования к качеству окружающей среды и состоянию природных объектов в процессе и после эксплуатации объекта деятельности, необходимые природоохранные мероприятия.

Решение о выдаче лицензии обычно принимается в течение 30 дней после предоставления указанных документов, а лицензию выдают в течение трех дней после подтверждения заявителем оплаты лицензионного сбора.

Лицензии на большинство видов природопользования оформляются и выдаются на 5-летний срок.

Некоторые лицензии выдаются на меньший срок – до 1 года и менее, особенно краткие сроки характерны для охотничьих лицензий (путевок).

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologicheskaya_ekspertiza_i_kontrol/ekologicheskoe_licenzirovanie/

Экологическое лицензирование в РФ

Все граждане нашей страны по закону имеют право общего бесплатного природопользования. Это право распространяется на все виды некоммерческой деятельности.

Если же физическое или юридическое лицо планирует вести хозяйственную деятельность, связанную с недропользованием, использованием водного объекта, лесного фонда и животного мира, ему необходимо получить соответствующее разрешение в государственных органах.

Процесс выдачи таких разрешительных документов называется экологическим лицензированием.

Виды деятельности, подлежащие экологическому лицензированию

Под термином «экологическое лицензирование» подразумевают не только получение лицензий на ведение определенных видов деятельности, но и оформление разрешений на комплексное природопользование и на использование подземных вод, получение лесорубочного билета на вырубку леса и т.д.  Лицензирование используется в качестве универсальной меры защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека.

Основной законодательный акт, регламентирующий экологическое лицензирование в России — это ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Также существует ряд отдельных нормативных актов, регламентирующих получение лицензий в соответствующих областях хозяйственной деятельности человека.

В Российской Федерации экологическую лицензию или разрешение необходимо получать для ведения таких видов деятельности:

  • Обращение с отходами – любые виды деятельности, связанные со сбором, транспортировкой, хранением, утилизацией и переработкой отходов промышленного производства подлежат лицензированию.
  • Природоохранная деятельность – организация мероприятий по охране окружающей среды в акваториях, на хозяйственных объектах, в естественной природной среде требует получения специальных разрешений.
  • Экологическая паспортизация оборудования – паспорт необходимо получать на специальное техническое оснащение и оборудование промышленных комплексов, использование которого может повлечь за собой ухудшение экологической обстановки в регионе.
  • Проведение экологического консалтинга и аудита – профессиональное консультирование природопользователей а также проведение экомониторинга на предприятии могут проводить только компании, получившие соответствующую лицензию.
  • Переработка, скупка и продажа металлов – без получения специального разрешения на территории РФ запрещено вести любую деятельность, связанную с черными и цветными металлами. Покупка и продажа металлолома, измельчение, переплавка, резка, прессование металлов, их использование в качестве сырья на производстве – все эти действия могут осуществляться только по лицензии.
  • Недропользование – изучение и разработка территорий с целью недропользования, а также добыча обнаруженных полезных ископаемых требует получения разрешительной документации.
  • Пользование водными ресурсами – добыча и использование воды из глубинных подземных источников требует получения не только лицензии на недропользование, но и специального разрешения на использование подземных вод.
Читайте также:  Экспортная декларация: как правильно заполнить и проверить таможенный документ, порядок его оформления

Получение лицензии на обращение с отходами

Наиболее востребованной экологической лицензией на сегодняшний день остается лицензия на обращение с отходами производства. Бесконтрольно образуемые и размещенные отходные материалы могут нанести существенный вред природе и здоровью человека. Чтобы избежать такого результата, при работе с отходами следует соблюдать лимиты на размещение, хранение и утилизацию ОП.

Получить лицензию на обращение с отходами может каждый природопользователь, обратившись в центральные или региональные органы Ростехнадзора. Не подлежит обязательному лицензированию только накопление отходных материалов, срок хранения отходов при котором не превышает 6 месяцев.

Получение разрешения на работу с черными и цветными металлами

Все предприятия, работы которых связана с металлами и их продуктами, должны получить соответствующую лицензию. Этот вид разрешительной документации выдается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти. Кроме производственной деятельности, лицензированию подлежит также работа, связанная со скупкой и продаже металлолома.

Получение лицензии на недропользование

Изучение и разработка полезных ископаемых, а также их добыча может производиться только при наличии лицензии, выданной на конкретный участок территории.

В отличие от других, описанных выше, видов хозяйственной деятельности, лицензирование недропользования не регламентируется ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Здесь в силу вступают другие законы — ФЗ № 2395-1 «О недрах», ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и т.д.

Для получения разрешительной документации на недропользование необходимо обратиться в центральное или территориальное отделение Федерального агентства по недропользованию.

Получение разрешения на пользование водными ресурсами

Большое внимание государство уделяет контролю в области бурения артезианских скважин для добычи подземных вод. Этот вид деятельности человека требует получения лицензии на недропользование, а также дополнительных разрешений на водопользование в соответствии с ФЗ № 74 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 года.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут получить экологические лицензии любого типа, а также оформят все необходимые разрешительные документы.

Источник: https://ecobez.ru/jekologicheskoe-licenzirovanie-v-rf/

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование – это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования:

  1. Если имеет место использование природного ресурса (эксплуатация/добыча/разработка), то требуется лицензия на природопользование.
  2. Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.
  3. При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.

Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса – на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации.

В основном, все лицензии и разрешения прописаны в федеральном законе “О лицензировании … видов деятельности”. Некоторые виды деятельности подпадают под действие экологических кодексов и иных положений о лицензировании.

Виды экологического лицензирования

Как правило, для предприятий крупного-среднего бизнеса экологическое лицензирование заключается в получении следующих документов:

В лицензии (на отходы или недра) указывается объем, вид природного ресурса или отхода и срок действия. Лицензия не продлевается, по истечении срока подаются документы на новую лицензию. Право на приостановление или аннулирование лицензии есть только у государственных органов, выдавших ее.

Экологическое лицензирование подразумевает обоснование с точки зрения нормативов, установленных законодательно (закон о природопользовании).

Лицензия на отходы с 1 января 2016

С 1 июля 2015 действуют новые поправки к закону о лицензировании обращения с отходами. По закону лицензия на отходы 1-4 классов необходима с 1 января 2016 года — по всем видам деятельности по обращению с отходами.

Источник: https://ecopromcentr.ru/ekologicheskoe-litsenzirovanie/

Лицензирование экологически значимой деятельности

Лицензия— это выдаваемое специально уполномоченным органом разрешение, удостоверяющее право ее владельца на использование в фиксированный (оговоренный) период времени некоторого природного ресурса.

По действующему экологическому законодательству в нашей стране используются различные виды документов, выполняющие одинаковые функции и объединяющиеся понятием «лицензирование».

Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, добычу полезных ископаемых, пользование лесным фондом, отстрел животных и т. д.

) применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоемы загрязняющих веществ, на размещение отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и др.

Виды деятельности, требующие лицензии для их осуществления, определяются действующим законодательством. Традиционно к ним относятся; во-первых, все виды специального природопользования, включая пользование недрами, рубку леса, промышленный забор природной воды, сброс сточных вод и др.; во-вторых, деятельность, затрагивающая иные общественные экологические интересы общества и государства.

В лицензии определяются (ограничиваются) виды и объемы хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, при которых допускается такое использование, а также последствия (возможные санкции) при нарушении этих требований.

С 1996 г. проводится также лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны ОС, перечень которых устанавливается федеральными законами.

Экологический контроль и мониторинг

Экологический контроль.

Экологический контроль — одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны ОС, предусмотренное разделом XI Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Его целью является проверка:

  • • исполнения требований экологического законодательства;
  • • соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  • Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, состоящую из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.
  • Функция экологического контроля попутно осуществляется и при иных правовых мерах регламентации воздействия на ОС, а именно при нормировании, экспертизе, лицензировании и сертификации.
  • Посредством экологического контроля обеспечивается принуждение природопользователей (субъектов права окружающей среды) к исполнению экологических требований.
  • Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
  • Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи её соответствующими органами государ­ства с целью предупредительных мер.
  • Предупредительный направлен на предотвраще­ние наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов,

Карательная форма контроля выражается в приме­нении мер государственного принуждения к нарушите­лям, виновных в невыполнении обязательных мероприя­тий по ООС или её отдельных объектов, либо в несоблюдении предписаний закона.

Государственный экологический контроль. Данный контроль проводится от имени государства. Это — наиболее влиятельный вид контроля, в частности, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. В процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

  1.  предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;
  2.  приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;
  3. привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).
  4. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  5. Государственные инспекторы в области охраны ОС (должностные лица органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль) при осуществлении должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право: посещать объекты в целях проверки организации независимо от форм собственности, включая объекты, подлежащие государственной охране и оборонные объекты; знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС, выполнение природоохранных планов и мероприятий; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, а также средств их контроля; привлекать виновных к административной ответственности.

Производственный экологический контроль.

Производственный контроль проводится самим предприятием-природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны ОС, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС. Содержание такого контроля, прежде всего зависит от специфики деятельности предприятия.

Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05. 99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» должна быть организована соответствующим юридическим лицом.

Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Муниципальный экологический контроль. Данный контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. Это новый вид экологического контроля, появившийся в соответствии с пп. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».

Общественный экологический контроль. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».

Этот контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами.

Его задача — проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности и подчиненности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Мониторинг.

Мониторинг (напоминающий, надзирающий) — система выполняемых по заданной программе регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, ее загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений. Один из главных принципов мониторинга — непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Читайте также:  Ходатайство на УДО: образец документа и порядок оформления

Мониторинг за состоянием ОС в нашей стране осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ

Источник: https://studopedia.net/6_57314_litsenzirovanie-ekologicheski-znachimoy-deyatelnosti.html

Экологическое лицензирование, Лицензия на отходы

Классификация экологического права природопользования в зависимости от наличия разрешительной документации определяет два вида возможности использования природных ресурсов человеком и обществом: право специального природопользования и право общего природопользования.

Право общего природопользования позволяет всем гражданам РФ пользоваться бесплатно и свободно природной средой страны. Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения.

Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так  использование земельного участка для жилищного или иного  строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек.

В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование.

Оформление лицензии требуется при возникновении права пользования объектами животного мира, участком недр, участком лесного фонда, комплексного природопользования.

Оно предусматривает выдачу специальных документов разрешительного характера на пользование индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами отдельными видами природных ресурсов, относящихся к общественному достоянию.

В разрешительном документе экологического лицензирования  указывается вид и объём деятельности в области пользования природными ресурсами и хозяйственной деятельности.

Определяются  экологические требования, направленные на ограничение вредных воздействий и предусматриваются  вероятные последствия, если происходит нарушение требований.

Экологическая лицензия направлена на законное осуществление безопасной деятельности предприятия.

Экологическое лицензирование предусматривает разные виды разрешительных документов, например:

  • При оформлении разрешения на комплексное природопользование выдается, как правило, лицензия;
  • Если речь идет о предельно допустимых выбросах в атмосферу вредных веществ, то происходит оформление разрешения;
  • Для того чтобы осуществить законную вырубку леса или других зеленых насаждений требуется оформить лесорубочный билет или иначе – ордер;
  • Экологическое лицензирование предусматривает анализ деятельности и возможностей соискателя  исполнять экологические нормы,  предусматривает оформление разрешения  не только на природопользование, но и на осуществление других хозяйственных работ на указанных в документе природных объектах.

Экологическое лицензирование основывается на множестве законом и подзаконных актах, в том числе это следующие законодательные документы:

  • ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» года выпуска 2001;
  • С 3 ноября 2011 года ему на смену придет новый ФЗ № 99, имеющий аналогичное название. Виды лицензирования, относящиеся к экологическому лицензированию, практически не претерпели изменений и в новом законодательном документе;
  • ФЗ № 52 «О животном мире»;
  • ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ № 74 — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года;
  • ФЗ № 2395-1, принятый 21.02.1992 года «О недрах». Последние изменения в него были внесены в 2011 году. Также множество других документов.

К экологическому лицензированию относят следующие разновидности разрешительных документов:

Лицензия на отходы

Любая человеческая деятельность связана с образованием отходов (бытовых, производственных и другого характера).

Существуют такие отходы, которые могут нанести значительный вред не только человеку, но и окружающей природе.

Чтобы регламентировать все процессы, связанные с возникновением, хранением, накоплением, перевозкой, утилизацией, использованием таких вредных отходов введена система лицензирования вредных и опасных отходов.

В этом случае экологическое лицензирование направленно на сбор доказательств того, что организация или предприятие имеют все возможности и ресурсы, чтобы обезопасить общество от этих вредных отходов.

Оформить такой вид лицензии можно в Ростехнадзоре, как в центральном аппарате, так и в территориальных его органах.

Порядок этого экологического лицензирования определен в соответствующем Положении о лицензировании.

Лицензия на металлы

Разрешение такого рода требуется любой организации, когда ее деятельность связана с любыми видами работ с металлами, как черными, так и цветными.

Лицензия на металлолом выдается в Департаменте (или отделе) природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти.

Без наличия экологического лицензирования  не разрешены законом: заготовка или скупка лома и металла его  хранение, любые виды переработки (измельчение, резка, переплавка, разделка, прессовка), а также перепродажа лома черных  и цветных металлов.

Лицензирование недропользования

Если организация занимается исследованиями процессов, происходящих в земле, разработкой, изучением или разведкой месторождений полезных ископаемых, научными исследованиями закономерностей возникновения месторождений и т.д. Разрешительный документ, указывает конкретный участок, на который распространяется действие экологического лицензирования.

Наличие лицензии дает право на разработку и изучение участка, а также разрешает добычу полезных ископаемых, которые обнаружены на лицензионном участке. Такой документ можно оформить в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальных отделениях.

Следует иметь в виду, что лицензирование недропользования, а также использование других природных ресурсов —  лесов, объектов животного и растительного и мира не регулировалось уже ФЗ № 128 «О лицензировании…». Выдача разрешений в указанных сферах деятельности осуществляется на базе других законодательных актов. ФЗ № 99 в данном случае не изменил ситуацию.

Лицензия на пользование водными ресурсами

Для того чтобы можно было использовать природную воду из глубинных подземных источников, кроме наличия экологического лицензирования на недропользование, требуется оформить специальный разрешительный документ на использование подземных вод. Только после этого можно приступать к бурению скважин, так называемых  артезианских.

Источник: http://ecek.ru/licenzirovanie/

Виды лицензий (экологическое право)

Из-за сокращения контрольных мероприятий произошли изменения. Для лесопользования, водопользования лицензии больше не применяются. До 2007 существовали различные лесорубочные билеты и т.д. К началу 2008 года лицензирование окончательно исчезло из лесопользования. Такая же ситуация и для водопользования. Законодатель пытается максимально от них отказаться.

Лицензии на комплексное природопользование. Применяется очень редко. Предусматривают использование двух и более ПС. Напр, все нефтяные, газодобывающие компании. Т.к. им не обойтись лицензией на один вид деятельности.

Для того, чтобы не выдавать по одной лицензии был придумал институт таких лицензий. Они выдаются в очень сложном порядке (сначала получение лицензии на один вид деятельность, далее проведение государственно-экологической экспертизы). Это очень дорогостоящий процесс.

Они не являются обязательными, они рекомендательные.

Лицензии на пользование отдельными видами ПР.

Пользование недрами. В соответствии с законом О недрах, пользование недрами допускается только при наличии лицензии – ст.11 и 12. В эти статьи внесено большое количество изменений. Звучат сложно. Лицензирование обязательно.

Предоставление участков недр в пользование происходит вместе с решением о разделе продукции. Т.е. существуют взаимосвязанные с разделение продукции лицензии. Определяются виды деятельности, для которых обязательная лицензия (ст.11,12).

Например, геологическое изучение (не просто научное исследование, а более практическое исследование с экономической точки зрения для возможности ее использования), разведка и добыча полезных ископаемых (одновременно либо взаимосвязано), строительство и эксплуатация подземных сооружений, создание особо охраняемых объектов (редкий вид недрапользования, т.к. такие объекты должны быть обращены к людям), создание палеонтологических и иных коллекций.

Лицензия на пользование объектами животного мира. Закон О животном мире содержит нормы-принципы: при использовании объектов животного мира предусматриваются договоры и лицензии. ФЗ от 24 июля 2009 г Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Во-первых, в ст.21 говорится, что идет сохранение охотничьего билета – это лицензия на осуществление охоты. Но требования к ней изменились. Она выдается один раз. Лицо сдает экзамен, по результатам которого и получает данный билет. Но этого не достаточно.

Охотнику необходимо перед каждым охотничьим сезоном получать специальное разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Это не приравнивается ни к лицензии, ни к договору. Необходимо для контроля количества охотников и объема отстреленных ресурсов. Охотничьи хозяйства проводят подсчет, и говорят о том, какие ресурсы могут быть отстрелены.

Как правило, охотничьих сезонов 2, осенний и весенний. Длятся примерно 2 месяца.

Аналогично для рыболовства. Закон О сохранении водных биологических ресурсов: рыболовецкий билет и каждый рыболовный сезон получение специального разрешения.

Лицензии на пользование атмосферным воздухом. Он не относится к праву собственности. Но законодатель установил 2 вида лицензии для контроля и лимита загрязнения.

Забор атмосферного воздуха. Природопользователь использует АВ в своей деятельности. Любая хозяйственная деятельность связана с использованием АВ

Лицензии на выброс загрязняющих веществ в АВ. Всякая деятельность производит выброс загрязняющих веществ.

Лицензирование пользования ПР континентального шельфа. Закон О КШ: все виды деятельности, связные с использованием ресурсов КШ подлежат лицензированию. Это связано с вопросами безопасности. Права прибрежного государства и других государств. Напр, разведка ресурсов континентального шельфа и т.д. Международная конвенция по морскому праву.

Лицензии на размещение отходов и выбросов загрязняющих веществ. Экономически очень дорогие, усложненное получение. Эта деятельность обязательно подлежит лицензированию.

В связи с последними изменениями законодательства О лицензировании возможна экологическая сертификация – лицензии перестали быть необходимыми. И сама ЭС отступает в прошлое.

Экологическое аудирование – ряд вопросов требует лицензирования, другие не требуют. Разобраться где лицензия нужна, а где нет очень сложно. Экологическое страхование – лицензирование обязательно.

Т.о. лицензий в этой сфере очень не много. По сравнению с 90 годами, это примерно 1/3. Окончательного отказа от лицензирования быть не может. Может произойти возврат к элементам лицензирования.

Источник: http://www.student-pravo.ru/ecologiceskoe-pravo-kratkie-lekcii/vidi-licenziy-ekologiceskoe-pravo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector