Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Сама по себе, коррупция – очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.

Что такое взятка?

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

В русском языке даже есть термин «взяточничество». Это неудивительно, ведь в России это явление имеет очень долгую и насыщенную историю.

История развития в России

Еще со времен Киевской Руси и монгольского нашествия для того, чтобы добиться расположения князя (или хана), необходимо были «приносить дары». Кроме того, летописи сохранили данные о том, как горожане с дарами ходили к посаднику (главному в городе) и просили об удовлетворении различных нужд.

После реформы Петра І государственный аппарат начал стремительно развиваться. Следовательно, массово возросло количество чиновников. Но денег на высокие зарплаты для них не хватало, поэтому единственным способом заработка для «слуг народа» были отчисления от того самого народа. А называлось тогда это явление «мзда».

В ХІХ веке император Николай І издал закон, где разделил взяточничество на два вида: положительное (деньги для совершения деяния, которое не нарушает закон) и отрицательное (наоборот).

Кстати, российская литература ХІХ века полна карикатур на коррупционную ситуацию в стране. Яркий пример – Гоголь и его «Ревизор».

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

В современной России коррупция объявлена врагом, она запрещена Уголовным кодексом, однако по подсчетам социологов только 9% населения верят, что дачу взяток в России можно искоренить, а около 60% считают ее частью повседневной жизни. Яркая иллюстрация – проходя через большинство организаций и учреждений, граждане дают (а иногда берут) «подарок».

Сущность взятки

Смысл данной «незаконной платы» можно охарактеризовать так: у одной стороны есть желание получить выгоду от другой, и для этого она готова отдать что-либо ценное (деньги, собственное время, служебное место). Иногда стимулируют не для совершения действия, а наоборот, для бездействия (например, неоткрытие административного дела).

Существуют еще более скрытые формы «подмазывания»: умышленный проигрыш в азартных играх, предоставление бесплатного имущества и даже прощение долга. Но главное условие, прописанное в законодательстве, связанное с взяточничеством — особа обязана быть должностным лицом и именно его положение должно быть использовано для дачи или получения «выгод имущественного характера».

Что такое подкуп?

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Эта процедура передачи лицу, связанному с управлением организацией, определенного вознаграждения для удовлетворения желаний и нужд того, кто платит. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

История развития в России

Это понятие имеет очень короткую историю, однако явление известно давно.

В ХIX веке иностранные предприниматели в России жаловались на то, что местные бизнесмены предпочитают решать экономические вопросы не посредством конкуренции, а через плату представителям чужой компании, тем самым разграничивая для себя сферы влияния. Это вызвано не только уровнем в целом коррупции в стране, а вообще отсутствием четкого понятия частная собственность.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственностьВ Советское время из-за существования командно-административной экономики и монополию государства на собственность как такового понятия «подкуп» в юридическом смысле не существовало. Однако директора заводов и фабрик могли «превышать» свои полномочия, но часто это требовало договоренности с партийными функционерами, а это уже «мзда». В современной России коммерческий подкуп запрещен Уголовным кодексом. В общем, то находясь на управленческой должности в организации любая передача (и получение) материальных ценностей сверх контракта может расцениваться как преступление.

Основные отличия между терминами

На первый взгляд эти два понятия очень близки. Сходства действительно имеются, например в обоих случаях происходит передача определенных ценностей с целью получения выгоды. Однако, эти сходства вызваны тем, что оба термина относятся к понятию коррупции.

На самом же деле больше различий. Давайте их разберем:

  • Изначально в юридической терминологии принято две разные характеристики: взятка – это должностное преступление, а подкуп – коммерческое.
  • Отличие в объекте преступления. Так, взятка посягает на правильную работу государственных служб, то есть нормальное выполнение основных функций государства. Отсюда принято считать, что коррумпированность чиновников подрывает доверие граждан к государству. Объектом коммерческого преступления является нормальная работа лиц и организаций, осуществляющих финансовую или предпринимательскую деятельность.
  • Отличие в субъекте преступления. В случае «мзды» – это должностные лица, которые инициировали либо взяли определенные ресурсы для того, чтобы использовать должность. Субъектами подкупа признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации. Как правило, достаточно одной прописанной в договоре функции управления, чтобы потенциально считать лицо субъектом коммерческого преступления.
  • Время совершения преступления. Взятку можно давать как до, так и после выполнения нужного действия. Согласно законодательству РФ, подкуп совершается только до осуществления деяния, то есть, по предварительной договоренности.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Меры ответственности

«Мзда» и коммерческое «подбадривание» признаются преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ. Относительно первого основными являются ст. 285, 290 и 291. Что касается финансового «отката» для управленцев, то в кодексе он проходит по ст. 204. Кроме того, существует понятие «провокация взятки» — это статья 304.

Для взятки ключевой момент для определения наказания – размер (сумма). Так, относительно этого существуют:

  • Малый размер. Штраф равен 25-50-кратному размеру от незаконно полученной суммы. Возможен вариант, когда преступника лишают права занимать этот или аналогичный пост на 3 года.
  • В значительном размере. Штраф в 30-60-кратном размере. Также могут лишить права на должность. И еще один вариант: лишение свободы до 3-х лет.
  • В крупном размере. Размер штрафа: 70-90-кратный. Плюс все вышеперечисленное или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.
  • Особо крупный размер. Штраф в 100-кратном размере от суммы, а также все варианты из вышеперечисленного либо арест на срок до 15 лет.

Для подкупа важен момент, за что обвиняют:

  • За передачу средств предусмотрено наказание от 10 до 50-кратного размера от суммы, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо исправительные работы на 3 года.
  • За получение средств: штраф от 15 до 70-кратной суммы от незаконной платы, запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет либо арест на срок до 3-х лет.

Источник: http://ZnayDelo.ru/slovar/otlichie-vzyatki-ot-kommercheskogo-podkupa.html

Основные отличия коммерческого подкупа от взятки

Коррупционные действия делятся на несколько форм совершения, которые очень схожи между собой, но подразумевают разные виды уголовной ответственности для злоумышленников.

Так, основное отличие коммерческого подкупа от взятки – это сфера правоотношений, на которые посягают противоправные действия.

Взяточник – это обязательно работник государственной службы РФ, в должностные обязанности которого входит выполнение административных или управленческих функций в госорганах. Подкуп влечет за собой нарушение слаженной работы промышленного сектора, частных и федеральных торговых предприятий.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Особенности понятий коммерческого подкупа и взятки

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственностьВзятка относится к самым старым видам коррупционных деяний, источники которых формировались еще во времена Древней Руси. Со временем необходимость предоставления государственным служащим вознаграждений за неправомерную помощь была исключена из правового поля. А коррупция стала уголовно наказуемым деянием. Согласно статистике, больше половины населения России считают, что взятка – это неотъемлемая часть повседневной жизни. И получение привилегий от должностных лиц за взаимную помощь в рамках их служебных обязанностей считается нормой.

Коммерческая коррупция – это новое направление, которое нарушает принципы справедливой и здоровой конкуренции между торговыми предприятиями. Сущность противоправного деяния заключается в передаче вознаграждения отдельным лицам коммерческих компаний с целью получения привилегий.

Основные характеристики

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственностьЕсть несколько характерных существенных признаков, которыми отличается коррупция в госсекторе и промышленной сфере правоотношений. Так, к обязательным признакам взятки следует отнести:

  • передача ценностей гражданину, который находится на государственной службе;
  • ожидание взаимной выгоды, что предварительной оговаривается;
  • возможность предоставления выгоды должна входить в сферу должностных обязанностей взяточника.

Подкуп будет отличаться такими присущими особенностями:

  • получение материальных благ или услуг лицом, находящимся в управленческом аппарате коммерческого предприятия;
  • взаимная выгода должна быть связана с предпринимательской деятельностью;
  • к юридической ответственности в равной степени привлекаются обе стороны правонарушения.

Таблица «Сумма ущерба и максимальная санкция»

Объем полученных средств Максимально допустимая санкция
Незначительным материальным вредом по данной норме считается сумма до 25 000. Нарушение чревато наложение штрафных санкций, которые а 50 раз превышают сумму взятки. Дополнительно лицо могут лишить права занятия должности на период до трех лет.
Значительный размер таких коррупционных деяний варьируется в пределах 25-150 тысяч рублей. Штраф возрастает до 60 размеров от объема благодарности и дополнительно возможно применение наказания в виде лишения свободы на три года.
Крупным ущербом будет считаться сумма в рамках 150 тысяч – 1 миллион. При этом штраф возрастает в 90 крат. Граничные сроки лишения свободы варьируются в пределах 7-12 лет.
Если виновным лицом была получена незаконная благодарность, общая стоимость которой превышает 1 миллион, то это особо крупный размер. Злоумышленнику грозит штрафная санкция, в сто раз превышающая объем полученных средств, а также лишение свободы максимум на 15 лет.

Применение наказания за коммерческий подкуп не основывается на сумме, здесь важным является установление субъекта преступления. Так, к наказанию могут привлекаться в равной степени и получатели благ, и лица, их передающие.

Коммерческому служащему за получение неправомерной выгоды грозит наложение штрафа, объем которого в 70 раз превышает сумму переданных средств. Дополнительно может быть применен арест на период до 3 лет.

Наказание за передачу ценностей несколько лояльней и устанавливает, что максимальный штраф не может быть больше 50 кратного размера. Дополнительно возможно применение лишения свободы на срок до двух лет. В отдельных случаях злоумышленники привлекаются к исправительным работам, но не больше, чем на три года.

Сравнительный анализ

Все действия, которые связаны с передачей материальных ценностей должностным лицам, взамен получения очевидной выгоды, квалифицируются как коррупция. Взятка и коммерческий подкуп являются формами коррупционных деяний, поэтому между ними много общего и составы преступлений сложно разграничить меж собой. Но тем не менее имеются отличительные черты, присущие каждому из понятий.

Таблица «Существенные различия между двумя формами коррупции»

Взятка Подкуп
Получателем взятки в обязательном порядке будет должностное лицо. Ценности передаются представителям коммерческих структур.
Взяточничество посягает на справедливую работу государственных органов, тем самым снижая уровень доверия населения к государственным структурам. От коррупционных действий нарушается деятельность предпринимательского сектора.
Данные действия относятся к должностным преступлениям. Это группа коммерческих противоправных действий.

Важно! Еще одно существенное различие – это время осуществления противозаконного деяния. Взяточничество подразумевает передачу ценностей как до, так и после выполнения взаимных выгодных условий. Подкуп же является исключительно предварительным действием.

Знание разницы между указанными понятиями, а также умение разграничить составы преступлений гарантирует справедливость и законность применяемых к виновным лицам санкций.

Основные отличия коммерческого подкупа от взятки Ссылка на основную публикацию Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Источник: https://ypravo.com/vzyatka/otlichie-ot-kommercheskogo-podkupa.html

Меры наказания за мелкий и крупный коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – незаконная передача денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации (но не государственной, муниципальной или органов самоуправления) взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

При этом оказываемые услуги должны быть незаконными либо противоречить интересам коммерческой или иной организации, либо предоставляться тайно по предварительному сговору.

Преступление считается совершенным в момент передачи указанных ценностей должностному лицу вне зависимости от времени передачи коммерческого подкупа.

Но в случае когда указанные ценности передаются должностному лицу у после действий или бездействия в интересах другой стороны, обязательно должен иметь место быть факт предварительно сговора сторон преступления с целью осуществления коммерческого подкупа.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено.

И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».

Уголовная ответственность за подкуп

Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ. Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.

В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:

Обратите внимание

Взятка в крупном размере определена в примечании к ст.290 УК и составляет не менее 150 тысяч рублей. Особо крупный размер взятки по ч.6 ст.290 и ч.5 ст.291 УК составляет не менее одного миллиона рублей.

  1. Не отличающийся отягощающими обстоятельствами (размером не более чем 25 тысяч рублей) с уголовной ответственностью в виде штрафа размером до 400 тысяч рублей либо СД (сумма дохода) за 6 месяцев максимально, либо в РО (размер откупа), умноженном на значение от 5 до 20. Наиболее суровым наказанием является до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работы либо лишения свободы (пункт 1).
  2. В значительном размере (размером более 25 тысяч) наказывается штрафом в размере до 800 тысяч рублей, или СД за 9 месяцев, или от 10-кратного до 30-кратного РО. Также возможны от 12 до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работ, ЛПЗОД или ЗОД (лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок до 36 месяцев), до 36 месяцев лишения свободы на либо объединение нескольких таких мер включая штрафы (пункт 2).
  3. В крупном размере (более 150 тысяч), предоставленный за заведомо незаконные действия или выплаченный организованной группой либо группой по предварительному сговору, предусмотрены штрафы в размере до 1,5 миллиона либо до СД за год, либо от 20 до 50 РО. Дополнительно предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 36 месяцев или 36-84 месяца лишения свободы (пункт 3).
  4. В особо крупном размере (на сумму свыше миллиона рублей) предусмотрены наказания в виде штрафа от 1 до 2,5 миллиона либо СД за период от года до 30 месяцев, либо 40-70 РО. Также предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев, 48-89 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких мер (пункт 4).

Отличие коммерческого подкупа от взятки: понятия, составы преступлений и ответственность

Выплата подкупа родственникам или доверенным лицам должностного лица коммерческой компании либо выплата после осуществления незаконных требований не освобождает преступника от ответственности. Но примечание к статье предусматривает, что можно избежать ответственности, если соблюдено одно из следующих условий:

  • будет доказан факт вымогательства выплат или услуг должностным лицом (кстати, о том,как доказать получение взятки — читайте тут,
  • виновник сообщит уполномоченным органам о преступлении и будет содействовать следствию.

Пункты 5-8 же содержат информацию об уголовной ответственности лиц, принимающих подкуп:

  1. Штраф в размере до 700 тысяч, СД до 9 месяцев либо в 10-30-кратном размере РО. Дополнительно до 36 месяцев лишения свободы со штрафом или без него (за преступление, предусмотренное пунктом 1 статьи).
  2. Штраф в размере 0,2-1 миллиона, СД за 3-12 месяцев либо 20-40 кратной РО. Также ЛПЗОД или ЗОД и на срок до 36 месяцев, до 60 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких методов (за преступление, предусмотренное пунктом 2 статьи).
  3. Штраф в размере 1-3 миллиона или СД за 1-3 года, или 30—60 РО. А также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев либо 60-108 месяцев лишения свободы или комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 3).
  4. Штраф в размере 2-5 миллионов либо от двух до пятилетнего СД, либо 50-90-кратного РО. Также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 72 месяцев, 84-144 лет лишения свободы и комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 4).

Для должностного лица, принимающего подкуп методы наказания комбинируется таким образом, что самая строгая мера (лишение свободы) комбинируется с небольшим штрафом (меньше минимальных показателей), а лишение прав заниматься определенной деятельностью с близким к максимально возможному. Чтобы избежать ответственности необходимо не допускать осуществления преступления, то есть передачи денег или услуг.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в х

Источник: https://lexconsult.online/7098-ugolovnaya-otvetstvennost-za-kommercheskii-podkup-otlichiya-ot-vzyatki

69.Коммерческий подкуп. Отличие от получения и дачи взятки

  • ст. 204 УК
    РФ
  • Непосредственный
    объект
    — интересы службы в коммерческих
    и иных организациях.
  • Статья 204 УК РФ предусматривает два
    самостоятельных состава преступления
    :
  • — незаконная
    передача коммерческого подкупа;
  • — незаконное
    получение денег, ценных бумаг, иного
    имущества, а равно незаконное оказание
    (пользование) услуг (услугами) имущественного
    характера за совершение действий
    (бездействия) в интересах дающего в
    связи с занимаемым этим лицом служебным
    положением.

Предметом коммерческого подкупанаряду с деньгами, ценными бумагами и
иным имуществом могут быть выгоды или
услуги имущественного характера,
оказываемые безвозмездно, но подлежащие
оплате (предоставление туристических
путевок, ремонт квартиры, строительство
дачи и т. п.).

Под выгодами
имущественного характера следует
понимать
,
в частности, занижение стоимости
передаваемого имущества, приватизируемых
объектов, уменьшение арендных платежей,
процентных ставок за пользование
банковскими ссудами. При этом время их
передачи (до или после совершения
действия (бездействия) в интересах
дающего) на квалификацию содеянного не
влияет.

  1. Дача незаконного вознаграждения при
    коммерческом подкупе, а равно их получение
    лицом, выполняющим управленческие
    функции в коммерческой или иной
    организации, считаются оконченными
    с момента
    принятия получателем
    хотя бы части передаваемых ценностей.
  2. В случаях, когда лицо, осуществляющее
    управленческие функции в коммерческой
    или иной организации, отказалось принять
    предмет коммерческого подкупа,
    взяткодатель или лицо, передающее
    предмет подкупа, несет ответственность
    за покушение на преступление
    .
  3. Субъективная сторона– прямой
    умысел.
  4. Субъект преступления:


предусмотренного ч.1, 2 ст. 204 УК РФ, –
лицо, выполняющее управленческие функции
в коммерческой или иной организации;

— указанного
в ч.3, 4 ст. 204 УК РФ, – вменяемое физическое
лицо, достигшее возраста 16 лет.

  • Отличия:
  • Родовым объектом состава коммерческого
    подкупа являются
    общественные
    отношения, обеспечивающие защиту
    интересов коммерческих и иных организаций,
    не являющихся государственным органом,
    органом местного самоуправления.
  • Родовым объектом получения взятки,
    в отличие от коммерческого подкупа,
    являются такие общественные отношения,
    которые обеспечивают законные интересы
    государственной службы и государственного
    управления.
  • Непосредственным объектом получения
    взятки являются
    общественные
    отношения, обеспечивающие создание,
    нормальную деятельность государственного
    аппарата, органов местного самоуправления,
    государственных учреждений и их
    авторитет.
  • Непосредственным объектом коммерческого
    подкупа являются
    общественные
    отношения, обеспечивающие нормальную
    деятельность коммерческой или иной
    организации.
  • В отличие от коммерческого подкупа,
    предмет взятки может быть передан
    не только до (взятка-подкуп), но и после
    (взятка-вознаграждение) совершения
    определенных действий по службе без
    предварительной договоренности об
    этом.

70.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

ст. 264 УК
РФ

Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения» определяет движение
как
совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе
перемещения людей и грузов с помощью
транспортных средств в пределах дорог.
Аего безопасность— состояние
этого процесса, отражающее степень
защищенности его участников от
дорожно-транспортного происшествия.

Непосредственным объектоманализируемого преступления являются
общественные отношения, складывающиеся
по поводу обеспечения безопасности
движения и эксплуатации транспортных
средств.К ним относятсяавтомобили, трамваи, троллейбусы,
трактора и иные самоходные машины,
мотоциклы и иные механические транспортные
средства (примечание к ст. 264 УК РФ).

Дополнительным объектомявляется
жизнь и здоровье человека.

Объективная сторонахарактеризуется
нарушением правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств,
причинением тяжкого или средней тяжести
вреда здоровью человека и причинной
связью между ними.

Составы преступлений включают в качестве
обязательного признака наступление
вредных последствий, указанных в ч. 1,
2, 3 ст. 264.

Субъективная сторонарассматриваемого преступления
предполагает неосторожную форму вины
в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступленияпризнается
лицо, управляющее транспортным средством,
достигшее 16 лет. При этом не имеет
значения, имел ли виновный право на
управление, управлял ли личным транспортом
или угнанным.

При учебной езде на автомашине с
двойным управлением ответственность
за ошибочные действия курсанта, повлекшие
последствия, предусмотренные данной
статьей, несет не курсант, а инструктор.

Источник: https://studfile.net/preview/4167476/page:42/

Коммерческий подкуп: понятие, состав и виды. Отличие от взяточничества

Как уже отмечалось, в законе указывается, что незаконное вознаграждение передается за действия (бездействие) в интересах дающего. Под интересами дающего следует понимать интересы только личные, интересы других лиц (его родных, близких, друзей) можно учитывать только в тех случаях, когда получатель в них заинтересован, что нужно доказать).

В литературе устоялось мнение, что если деньги и иные материальные ценности и услуги передаются непосредственно не лицу, выполняющему управленческие функции, а членам его семьи или другим близким для него людям, то такие действия следует рассматривать как коммерческий подкуп в форме «незаконной передачи» (ч. 1 ст. 204 УК) [16]. Я считаю, что такая позиция допустима, только в случае, если эти действия выполняются с ведома лица, выполняющего управленческие функции.

Предмет коммерческого подкупа передается/получается за совершение только законных действий. Требование совершить незаконные действия за плату не охватывается ст. 204 УК РФ. При этом интересно отметить, что в отличие от ч. 2 ст. 290 и ч. 2 ст.

291 УК РФ дача/получение незаконного вознаграждения за незаконные деяния в ст. 204 УК РФ не являются квалифицирующими признаками. Незаконные действия могут быть как преступными, так и содержать признаки иных правонарушений.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъясняется: «Ответственность за дачу и получение взятки или коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений». Следовательно, привлечение к уголовной ответственности за получение предмета коммерческого подкупа может быть квалифицировано по совокупности, например, со ст. 201 УК РФ, если деяние, совершенное за вознаграждение, содержит признаки этого состава преступления. Это правило распространяется и на преступления, предусмотренные в других главах УК РФ.

Как уже было сказано выше, коммерческий подкуп является противоправным (в законе указано «незаконная передача») как по форме, так и по содержанию.

Он не порождает каких-либо юридически значимых действий и правовых последствий для сторон и поэтому не может называться сделкой в гражданско-правовом смысле (это не договор дарения и купли-продажи).

Лица, передающие предметы подкупа, не вправе требовать исполнения желаемых для них действий от другой стороны. Так же нельзя рассматривать незаконную передачу вознаграждения, как факт, порождающий обязанность выполнить действия в интересах дающего предмет подкупа.

При этом аналогично подателю, получатель не вправе требовать после исполнения каких-либо действий в интересах дающего, ответных действий, направленных на передачу предмета коммерческого подкупа.

Из всего вышесказанного следует вывод, что субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины.

Преступник осознает общественную опасность своих действий, подкупая лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации (ч. 1, 2 ст.

204 УК РФ), предвидит общественно опасные последствия для упомянутой организации и желает наступления таких последствий (прямой умысел, ч. 2 ст. 25 УК), или не желает, но сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (косвенный умысел, ч. 3 ст. 25 УК).

Субъективная сторона деяний, описанных в ч. 3 и 4 ст. 204 УК, — также прямой умысел: виновный осознает, что совершает общественно опасные действия (бездействие) в пользу передающего ему коммерческий подкуп лица, предвидит возможность или неизбежность последствий таких своих действий (бездействия) и желает их наступления.

При этом виновный преследует корыстные цели, пытаясь незаконно обогатиться либо получить имущественную выгоду. Незаконное пользование услугами имущественного характера (упомянутое в ч. 3 ст.

204 УК) может выражаться в том, что виновному оказана услуга бесплатно или по заниженной стоимости, главное при этом заключается в том, что виновное лицо сберегло свое имущество (деньги), т.к. не оплатило оказанную услугу за совершение действия (бездействие) в пользу лица, передавшего коммерческий подкуп.

При этом выполнение субъективной стороны можно признать при передаче предмета подкупа иному лицу, только в том случае, если лицо, выполняющее управленческие функции в этом заинтересовано, причем лично, а не в соответствии со служебным положением, и. выполняется с его ведома.

1.6 Квалифицированные виды коммерческого подкупа.

Квалифицирующими признаками коммерческого подкупа в виде незаконной передачи вознаграждения (ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ) являются совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Понятия этих разновидностей преступных групп раскрываются в ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой — квалифицирующий признак и получения незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе (п. «а» ч. 4 ст. 204 УК РФ). Однако в данном случае эти признаки обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при квалификации. В соответствии с п.

13 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученным по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц». Таким образом, данная группа может иметь место при наличии как минимум двух соисполнителей, являющихся лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Отмеченное разъяснение, видимо, основано на том, что вообще группа лиц с предварительным сговором отличается от простой группы лиц (без сговора) в первую очередь наличием предварительной договоренности о совместном совершении преступления. Простая группа лиц — это всегда группа соисполнителей (два или более). Соответственно, группа лиц с предварительным сговором также должна характеризоваться данным признаком. Однако в ней уже может иметь место и разделение ролей. Помимо соисполнителей в ней могут быть и иные соучастники преступления.

В пункте 13 постановления Пленума также отмечается, что организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

В нее могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели или пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия предмета коммерческого подкупа хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Вымогательство предмета коммерческого подкупа (п. «в» ч. 4 ст. 204 УК РФ) — еще один квалифицирующий признак рассматриваемого преступления.

Вымогательство служит свидетельством незаконности получения предмета коммерческого подкупа. В соответствии с п.

15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

По мнению Пленума, вымогательство незаконного вознаграждения будет иметь место только в случае, когда в результате неправомерных требований со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут пострадать законные интересы гражданина. Так, если управленец организации электрических сетей выявляет факт безучетного пользования электроэнергией со стороны потребителя и предлагает последнему за денежное вознаграждение сокрыть факт выявленного нарушения правил учета электроэнергии, то в его действиях отсутствуют признаки вымогательства коммерческого подкупа, поскольку вред интересам гражданина не причиняется. Наоборот, если гражданин выполнит требование управленца, то он реализует свои незаконные интересы, ибо не будет привлечен к административной ответственности.

В пункте 18 уже называвшегося постановления Пленума подчеркивается, что «квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность…

коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников получения…

незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если эти обстоятельства охватывались их умыслом».

Анализ норм ч. 2, 4 «а» ст. 204 УК показывает, что они подлежат применению, когда деяния, упомянутые в ч. 1, 3 ст. 204 УК, совершены:

— группой лиц по предварительному сговору. Иначе говоря, коммерческий подкуп был совершен двумя и более лицами, заранее об этом договорившимися (ч. 2 ст. 35 УК);

— организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или даже нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

В качестве дополнительного квалифицирующего обстоятельства получения коммерческого подкупа ч. 4 «в» ст. 204 УК – предусматривается вымогательство: Иначе говоря, виновный добивается от другого лица передачи ему денег, вещей, оказания услуги и т.п.

При этом он ясно дает понять, что совершит действие (бездействие) в пользу данного лица лишь при условии передачи ему подкупа.

Не имеет значения то обстоятельство, что потерпевший имел (либо наоборот — не имел) права на те действия, совершение которых зависит от лица, добивающегося передачи ему подкупа.

Чаще всего виновный ведет себя активно (например, прямо заявляет, что совершит действия в пользу данного лица лишь после получения от последнего подкупа), но возможно вымогательство и в завуалированной форме: виновный ставит человека в безвыходное положение, и тот вынужден в связи с этим передать этот подкуп (например, опасаясь за жизнь близкого родственника).

Глава 2. Отличие коммерческого подкупа от взяточничества.

Статья 204 УК РФ построена аналогично ст. 290 и 291 УК РФ, устанавливающим ответственность за дачу и получение взятки.

Понятие “коммерческий подкуп”, как и понятие “взяточничество”, охватывает два самостоятельных преступления: незаконную передачу и получение предмета коммерческого подкупа.

Точно так же, как и при “взяточничестве”, оба эти преступления теоретически находятся в состоянии “необходимого соучастия”, когда одно преступление как бы обусловливает другое и без него быть не может.

Как и в случаях со взяточничеством, при расследовании преступлений, связанных с коммерческим подкупом, основным вопросом является установление служебных функций лица, получившего денежные средства, имущество, иные выгоды или услуги. В статьях о взяточничестве лицо, подлежащее ответственности, именуется должностным, в случае с коммерческим подкупом – “выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации”.

В отличие от взяточничества при подкупе речь идет о получении денег лицом, работающем именно в негосударственной организации.

Это – основное отличие этих составов преступлений, предопределяющее различную максимальную ответственность: за получение взятки – 7–12 лет лишения свободы с возможной конфискацией имущества; за получение коммерческого подкупа – до 5 лет лишения свободы без конфискации имущества.

Следует отметить, что ответственность за “простое” (без отягчающих обстоятельств) получение ценностей при взятке и коммерческом подкупе различается не так существенно: максимально – до трех лет лишения свободы.

Ответственность за дачу взятки значительно тяжелее, чем за дачу коммерческого подкупа: максимально – два года лишения свободы при даче “простого” подкупа против трех лет при даче “простой” взятки; максимально – четыре года лишения свободы при даче подкупа неоднократно или не в одиночку против восьми лет при даче взятки неоднократно или за незаконные действия.

Понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (далее – служащий), раскрывается в примечаниях к ст. 201 УК РФ.

Так, служащим признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Организационно-распорядительные обязанности в данном случае, как и при квалификации взяточничества, по своей сути сходны с отношением “власть – подчинение” (при котором полномочия лица предусматривают обязательность его указаний и принятых им решений для подчиненных сотрудников), но исполняются, естественно, в рамках коммерческой или иной негосударственной организации, влияя на поведение людей, направляя их деятельность, давая ей оценку. Они могут включать в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным обязанностям, влияющим в большей степени на материальный и имущественный аспект деятельности организации, как и при взяточничестве, могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля за движением материальных ценностей; определение порядка их хранения и т. п.

Четкое отграничение одного вида функций от другого часто затруднительно в связи с разнообразием служебных обязанностей и реально стоящих за ними действий лиц.

Однако такое разграничение необходимо, так как способствует правильному пониманию и оценке деятельности лица как “служебного”, но при практическом применении (на следствии и в суде) нередко не требует четкой классификации по указанным видам.

Если в случае со взяточничеством в законе прямо указано, что ответственность ожидает и такое должностное лицо, которое, не обладая полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя, в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе, то в статье о коммерческом подкупе такого указания нет.

Источник: https://student.zoomru.ru/ugolpravo/kommercheskij-podkup-ponyatie-sostav-i/144615.1107575.s3.html

29. Понятие, признаки и значение множественности преступлений. Под множественностью преступлений

122.Получение взятки и ее отличие от коммерческого подкупа.

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения

^  .

Коммерческий подкуп (состоит в получении работником инди­видуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся долж­ностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имуществен­ного характера за действия (бездействие) в интересах дающего, связанные с выполняемой этим лицом работой и заведомо способные причинить вред инте­ресам собственника или его клиентам, либо в представлении такого вознаграж­дения.

  • Состав — формальный. ^
  • ^
  • посредником считалось лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передавало предмет взятки.
  • ^
  • ^ состоит в непосредствен­ной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя.
  • ^ Состав — формальный.

Непосредственный объект обоих составов прест-й можно определить как интересы нормальной (т. е. независимой от незаконных финансовых источников) службы в коммерческих и иных организациях.Предмет коммерч/ подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество и услуги имущественного хар-ра. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа (ч. ч. 1 — 2 ст. 204 УК) заключается в незаконной передаче предмета подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерч или иной организации, за совершение действий (бездей-ствия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Действие (бездействие), за совершение к-рого дается предмет подкупа, должно: 1) соверша-ться в интересах дающего и 2) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленное — как законное, так и незаконное — действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, к-рыми наделен подкупаемый субъект. Момент передачи пре-дмета подкупа — до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа. Предмет подкупа может передаваться как лично, так и через посредника, а составляющие его имущественные блага могут предоставляться как подкупаемому лично, так и его родным и близким с его согласия либо при отсутствии возражений с его стороны Объективная сторона получения предмета коммерч/ подкупа (ч. ч. 3, 4 ст. 204 УК) заключается в его незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерч или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. И передача, и получение имущественных благ для образования коммерч подкупа должны быть незаконными, т.е. не предусмотренными законодательством или трудовым договором, а также не относящимися к разновидности представительских расходов (подарков).Дача и получение предмета коммерч подкупа являются формальными составами прест-й и считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей С субъективной стороны коммерч подкуп характеризуется прямым умыслом. Мотив получателя предмета подкупа корыстный; Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК РФ) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов. Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК РФ речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-подношение).Cогласно ст. 291.1 посредничество во взяточничестве определяется, как личная передача взятки по поручению взяткополучателя или взяткодателя, а так же любое другое способствование в достижении соглашения между данными лицами. Так как привлекать посредника при небольших суммах взяток не целесообразно то наказание за посредничество во взяточничестве предусмотрено начиная со значительного размера. На сегодняшний день значительным размером считается сумма взятки 25-150 тысяч рублей.Уголовно наказуемым деянием является не только передача взятки непосредственно по поручению взяткодателя или взяткополучателя и способствование достижению договоренности о взятке, а и предложение посредничества или обещание его. Исходя из понимания оконченности преступления, казалось бы, в данном случае, преступление еще не совершено, а значит не окончено, но законодатель, в данном случае преследуя цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным уже после предложения содействия в получении или передаче взятки.

Объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное, основанное на законе, функционирование государственной службы, права и интересы граждан. Предмет — деньги, вещи, иное имущество, а также имущественные выгоды (безвозмездные услуги и т.п.).

^ Объективная сторона выражается деянием — совершением должност­ным лицом действий по передаче взятки с использованием своих служебных полномочий воп­реки интересам службы. Последствия обязательны и причинно связаны со злоупотреблением.

^ Субъект — общий физическое вменяемое лицо, дос­тигшее 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла т.е. лицо осознавало общественно опасный хар-тер своего деяния, предвидело наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

124.Халатность.

Халатность (ст. 293 УК) понимается в уголовном законодательстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основной объект преступления — нормальная деятельность отдельных структур публичного аппарата власти и управления. Дополнительный объект — отношения собственности, экономические интересы, жизнь, здоровье граждан.

С объективной стороны халатность характеризуется: 1) бездействием должностного лица или ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; 2) наступлением последствий, указанных в законе; 3) причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями.

Состав преступления — материальный, оно считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий. Но состав имеет свою специфику. Если в результате халатности последствия не наступили, то должностное лицо понесет только административную или дисциплинарную ответственность.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Виновный предвидит возможность наступления опасных последствий деяния, совершенного им вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит возможности наступления опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность). Виновность лица, а значит, и состав халатности исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.Субъект преступления специальный. Им является должностное лицо.Ч. 2 ст. 293 УК РФ предусматривает квалифицированный вид халатности, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 293 УК РФ) имеет место в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

^

Служебный подлог (ст. 292 УК). Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические последствия.

Такого рода письменные акты, называемые официальными документами, являются предметом служебного подлога.

Закон определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления, являющуюся объектом данного преступления.

С объективной стороны служебный подлог является формальным составом и оконченным с момента внесения в него недостоверных, ложных сведений. Само деяние характеризуется подделкой, фальсификацией документов, совершенной различными способами (исправления, подчистка и т.п.), в том числе и внесением в официальные документы заведомо ложных сведений.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется наличием у виновного прямого умысла, при котором он сознает противоправный характер деяния и желает его совершения.

Психическое отношение должностного лица к подлогу обязательно должно быть сопряжено с наличием у него корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект преступления — специальный, им является либо должностное лицо, либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Ч. 2 ст. 292 УК РФ предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 ст. 292 УК РФ действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Данный состав преступления относится к числу материальных: преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ, окончено с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Между деянием и последствием должна быть установлена непосредственная причинно-следственная связь.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны квалифицированного состава преступления является также мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность.

^

правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

К органам судебной власти относятся: Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Правосудие — одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Для осуществления правосудия помощь и содействие суду оказывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняющие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты.

Нормами главы о преступлениях против правосудия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно. Уголовным законом охраняются не все виды деятельности этих органов.

Только их специфическая деятельность по решению задач правосудия, направленная на обнаружение, изобличение и наказание виновных в совершении преступлений лиц, разрешение гражданских, арбитражных и административных дел, исполнение судебных решений, находится под охраной уголовно-правовых норм о преступлениях против правосудия.

Подавляющее большинство диспозиций в статьях данной главы носит бланкетный характер, т.е. для правильного применения норм уголовного закона необходимо использовать нормы Конституции РФ и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность в сфере правосудия.

Видовым объектом преступлений против правосудия являются интересы правосудия в широком смысле слова, т.е.

нормальная, определяемая законом деятельность суда по осуществлению задач правосудия и деятельность государственных органов, а также соответствующих лиц, призванных содействовать суду в осуществлении правосудия.

Основными непосредственными объектами являются интересы конкретных органов, осуществляющих правосудие, и органов, способствующих осуществлению правосудия (прокуратуры, следствия, дознания, Федеральной службы судебных приставов и др.).

Дополнительными непосредственными объектами ряда преступлений против правосудия являются жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство личности, отношения собственности и др. Субъектами преступлений против правосудия по общему правилу могут быть лица, достигшие возраста 16 лет и обладающие вменяемостью.

К числу обязательных объективных признаков некоторых составов преступлений законодатель относит место совершения преступления (ст. 297 УК РФ), способ (ст. 302, ч. ч. 2 — 4 ст. 309, ч. 3 ст. 313 УК РФ), орудие (ч. 3 ст.

313 УК РФ), обстановку и время совершения преступления (ст. 314 УК РФ).

Субъектами преступлений против правосудия по общему правилу могут быть вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Однако многие составы преступлений предполагают специального субъекта — им могут быть лица, наделенные законом особыми признаками или имеющие определенный процессуальный статус (судья, прокурор, лицо, производящее дознание, эксперт, защитник, свидетель, потерпевший, и др.

). Специальный субъект преступления предполагается в ч. 3 ст. 294, ст. ст. 299 — 303, 305, 307, 308, 310 — 315 УК РФ.

Субъективные признаки этих преступлений характеризуются умышленной виной, и, как правило, они совершаются с прямым умыслом. В отдельных статьях гл. 31 УК РФ указывается на мотив и цель преступления (например, ст. ст. 294, 295, 304, 306, 309 УК РФ).

Источник: http://mir.zavantag.com/pravo/563349/index.html?page=16

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector