Если один водитель создал помеху или опасный манёвр для другого транспортного средства, а тот в свою очередь, уходя от столкновения, нанёс ущерб своему и другим автомобилям, а также строениям и сооружениям, такое ДТП называют бесконтактным.
При этом первый автомобиль, который спровоцировал аварийный случай, оказывается незадействованным в физическом контакте с пострадавшим имуществом. Чаще всего это случается из-за того, что манёвры первого автомобиля не обозначаются обязательными сигналами поворотников.
Как правило, поворот налево, перестроение, обгон, без обозначения планируемого манёвра сигналами поворотников, повороты из второго ряда, резкое торможение или внезапный объезд препятствий приводят к бесконтактным ДТП.
Также падение грузов и внезапное появление пешехода, спровоцирующего ущерб для движимого имущества, строений, сооружений причисляются к бесконтактному дорожному происшествию.
Что не будет являться дорожным происшествием?
Если в результате аварийной ситуации нет пострадавшего автотранспорта и пострадавших лиц, то это нельзя назвать дорожным происшествием. Даже если были приняты меры аварийной остановки, выезд с дороги, выезд на встречную полосу, для того что бы избежать физического контакта автомобилей.
Как оформить ДТП?
Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции. Если у пострадавшего есть видео-регистратор, то дело может значительно упроститься. Если есть пострадавшие лица, необходимо сообщить о них информацию в службу спасения и оказать первую медицинскую помощь.
Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.
В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.
Узнайте о том, куда звонить в случае ДТП, в статье нашего специалиста.
Кто виноват?
Довольно часто настоящий виновник даже не останавливается и проезжает мимо аварийной ситуации, считая, что если его ТС не пострадало, то это не его дело. Таким образом, на месте ДТП остаются только пострадавшие в результате столкновения автомобили. Доказать, что авария случилась по вине третьего лица, могут свидетели и записи видеорегистратора.
Установлением виновного занимается только ГИБДД или суд. Если ситуация однозначна и не вызывает затруднений выявить виновного, то на месте аварии выносятся постановления с указанием нарушителя правил дорожного движения. Такого понятия как виновник бесконтактного ДТП не существует.
Для того, чтобы вину не возложили на водителя того автомобиля, который оказал физическое воздействие на третий, необходимо правильно трактовать пункт 10.1. ПДД.
Этот пункт говорит о том, что в случае возникновения опасного момента на дороге, необходимо замедлить движение, вплоть до полной остановки, а не с помощью маневрирования пытаться избежать столкновения.
Если указать в протоколе, что из-за действий водителя, создавших помеху, водитель пытался сманеврировать, уходя от столкновения, но не сумел это сделать, то, вероятнее всего, именно на него и будет возложена вина, согласно п.10.1.
Нужно указывать для записи в протокол, что возникла такая опасная ситуация, что торможение уже не могло помочь избежать столкновения или даже могло бы дать более тяжёлые последствия для участников ДТП.
Спорным также является вопрос страховых выплат при обоюдной вине, ознакомиться с подробной информацией по этому вопросу и получить рекомендации юриста можно на нашем сайте.
Как взыскать страховое возмещение?
Самым спорным вопросом в бесконтактном ДТП является получение страховых выплат тому пострадавшему автомобилю, который сам столкнулся со следующим, то есть второму участнику ДТП. Получит он возмещение ущерба или нет, зависит от того, как оформлен протокол дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев именно ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи действий всех участников ДТП. Если виновником признан первый водитель, создавший аварийную ситуацию, то можно пострадавшим рассчитывать на выплаты по ОСАГО.
Куда обращаться?
Бесконтактная дорожная авария – это достаточно сложный случай, который всё же регулируется нормами ОСАГО. Прямое возмещение ущерба через страховщика потерпевшего невозможно.
Так как участниками ДТП стали три автомобиля или более, а для получения прямого возмещения, по регламенту страховых компаний, должно произойти столкновение двух транспортных средств. Поэтому необходимо обращаться к страховщику виновника.
Это официальная позиция РСА, закреплённая судебной практикой Верховного Суда РФ.
Что доказать?
Страховая компания виновника бесконтактной дорожной аварии, чаще всего, заявляет об отказе в выплатах пострадавшим, аргументируя тем, что пострадавший сам произвёл столкновение, а их клиент не оказал прямого физического воздействия на остальных участников ДТП. Возмещение ущерба и компенсацию можно получить лишь по результатам независимой экспертизы, которая покажет, что у пострадавшего не было технической возможности избежать столкновения.
Судебная практика
Если страховая компания отказала в выплатах пострадавшей стороне, а при этом у неё есть доказательная база виновности их клиента, остаётся единственный выход – обращаться в суд. Автолюбители хотят знать о результатах судебной практики и поэтому ищут в поисковиках: «Бесконтактное ДТП, судебная практика, решение суда, прецеденты?» Судебная практика показывает, что результаты разбирательств могут быть разные. Может быть признана вина обеих сторон, может быть отказ в выплатах, а также суд может удовлетворить иск потерпевших.
Для того, чтобы суд принял решение об ответственности виновного лица за причинённый вред, необходимо установить и доказать взаимосвязь между причинённым вредом и его противоправными действиями. Только в этом случае суд может вынести решение о том, что у страховой компании виновника возникает обязанность возместить ущерб.
Рассчитывать на положительный исход дела в суде, можно только используя помощь квалифицированного юриста. Надеяться на свои силы очень опрометчиво, так как мало иметь фото- видеоматериалы и свидетельские показания, необходимо правильно их представить в ходе судебного разбирательства.
Ответственность за оставление места ДТП
Лишение прав грозит любому участнику ДТП, который покинул место аварии, согласно действующим правилам дорожного движения. Участник бесконтактного ДТП, из-за действия которого возникла аварийная ситуация, обязан выполнить требования закона и будет нести ответственность за оставление места аварии. Даже в том случае, если его имуществу не нанесён вред, нет повреждений и пострадавших, он должен остановиться и дождаться приезда дежурного экипажа Госавтоинспекции. Если возник соблазн скрыться, то стоит помнить, что практически в каждой второй машине есть регистратор и в крупных городах практически каждый километр нашпигован камерами наблюдения.
Как избежать ответственности?
Уйти от ответственности можно только при доказательстве того, что вы действовали неумышленно, не знали или не поняли, что произошло ДТП. Без адвоката вряд ли это получится. Суд крайне негативно относится к таким заявлениям, и прислушивается к свидетельским показаниям и материалам дела, которые, как правило, противоречат им.
Заключение
Особенность бесконтактного ДТП в том, что достаточно трудно доказать вину того водителя, машина которого не пострадала, но из-за которого произошло столкновение других транспортных средств. Особенно если виновник скрылся с места аварии.
В непростой ситуации оказывается именно водитель того автомобиля, который уходил от опасности и произвёл физический контакт с другими машинами или сооружениями. Ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи происходящих неприятных событий.
Только наличие видеосъёмки и показания свидетелей может помочь в воссоздании картины произошедшего и получении выплаты по ОСАГО. Без квалифицированной юридической помощи доказать и представить нужную информацию практически невозможно.
Как правило, страховая компания будет заявлять об отказе в выплатах и придётся обращаться в суд.
Источник: https://AutoiZakon.ru/dtp/beskontaktnoe-dtp
Оформление ДТП с ГИБДД: порядок, сроки и необходимые документы
В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.
Когда нужно вызывать ГИБДД
Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.
Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников.
Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару.
Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.
Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.
Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2020 году
23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.
Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:
- Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
- Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
- Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
- Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
- Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
- Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
- Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
- Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
- Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.
Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии.
В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора.
Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.
Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:
Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.
Источник: https://AvtoPravil.net/oformlenie-dtp-s-gibdd.html
Особенности бесконтактного ДТП
Одной из разновидностей происшествия на трассе является бесконтактное ДТП. Оно подразумевает создание препятствия другому автомобилисту, который, в свою очередь, вредит третьим лицам, но с виновником при этом столкновения не происходит.
Такое часто случается на перекрестках, где не хотят уступать дорогу, разворачиваются в запрещенных местах или пытаются быстро проскочить на красный свет. ДТП без ущерба в такой ситуации не бывает, так как повреждения получает автомобиль или дорожные объекты.
Сложность оформления компенсации заключается в том, что непосредственного столкновения с виновником не происходит. Но если доказать его причастность, то проблем с выплатой не будет.
Что такое бесконтактное ДТП
Бесконтактное ДТП представляет собой ситуацию на дороге, когда один участник создает препятствие для другого. В результате такой помехи получает вред третья сторона: он бывает моральным, физическим или материальным.
Прямого контакта при этом с виновником не происходит. К примеру, водитель делает разворот в запрещенном месте, а авто двигающееся навстречу уходит вправо, чтобы не допустить столкновения и врезается в дерево.
Сложность такой разновидности ДТП заключается в следующем:
- Виновник безнаказанно скрывается с места происшествия, и найти его не представляется возможным.
- Неправильная трактовка случившегося, из-за которой ответственность несет потерпевшая сторона.
- Трудность в привлечении к ответственности лицо, не получившее повреждений в аварии.
Внимание! Если не пострадали люди, а транспортные средства полностью целы, то это не классифицируется как авария. Получить моральный вред с виновника не удастся. Ущерб, хотя бы минимальный, должен присутствовать. Знать, что такое бесконтактное ДТП, нужно всем водителям, чтобы понимать в каких ситуациях и как следует привлекать к ответственности виновное лицо
Нюансы ДТП без контакта
Характерным отличием бесконтактного ДТП является отсутствие повреждений у виновника происшествия, так как он лишь провоцирует ее, но сам в ней не участвует. Добиться справедливости в этом случае водителю помогают юристы.
Большим преимуществом будут являться записи с видеорегистратора. К тому же важно проследить, чтобы в протоколе не было указано, что водитель вместо торможения принял решение совершить маневр. В этой ситуации взыскания с виновника или компенсации от страховой не будет.
Почему происходит бесконтактное ДТП:
- Агрессивный стиль вождения. Есть ряд водителей, которые передвигаются по дороге, мало обращая внимание на других участников движения, что приводит к аварийным ситуациям.
- Неправильно выбранная дистанция. Когда до ближайшего авто слишком маленькое расстояние, то предпринять меры, предотвращающие столкновение, трудно.
- Нарушение скоростного режима. Слишком быстрая езда, обгоны на узких дорогах, все это приводит к тому, что другие автомобилисты вынуждены избегать столкновения опасными способами.
- Несоблюдение ПДД. Самая распространенная причина. Чаще всего это проезд на красный свет, обгон на закрытом повороте и другое.
Бесконтактное ДТП регламентируется теми же положениями, что и иные разновидности происшествий на трассах. Поэтому правила оформления должны также соблюдаться.
Если получен ущерб в виде повреждения авто, и второй участник согласен со своей виной, вызывать инспекторов ГИБДД не обязательно. При обоюдном решении составляется европротокол.
По нему получить компенсацию можно не более 100 тыс. руб.
Правила оформления
Авария без прямого контакта оформляется в общем порядке. После происшествия стороны должны остановить транспортные средства, выйти из машин, оценить примерный размер полученного ущерба.
Согласно положениям ПДД выставляется аварийный знак на расстояние 15 м в городе, и 30 м за пределами населенного пункта.
Если есть пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь и оповестить ГИБДД о случившемся.
Совет! До приезда инспекторов необходимо сделать фотографии или начать видеозапись, опросить свидетелей, оказать первую помощь потерпевшим. Все показания будут внесены позже в протокол. Категорически запрещено оставлять место аварии, пытаться догнать виновника или решить все миром, когда есть люди с травмами.
Как определяется виновник
Так как физического контакта между автомобилями не происходит, сложнее всего определить, кто был виновником аварии. Самым достоверным доказательством является видеофиксация на регистраторе, но если нет номеров, то привлечь к ответственности скрывшегося с места происшествия водителя будет достаточно проблематичным. Занимаются этим правоохранительные органы. В чем заключается сложность:
- Виновник создал помеху, а сам скрылся с места аварии.
- Пострадавшего привлекли к ответственности из-за некорректной трактовки пункта 10.1 ПДД.
- Помеху создал пешеход, пересекающий дорогу в неподходящем месте.
- Спровоцировал аварийную ситуацию дикий зверь.
Важно знать! Если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, то выплату пострадавший взыскивает с него. Доказать вину конкретного водителя может автотехническая экспертиза.
Меры наказания
Оформляется бесконтактная авария как обычное ДТП. Виновник ничего не платит со своего кармана, но только при условии предоставления действующего полиса ОСАГО, подтверждающего застрахованную гражданскую ответственность. Наказание ему назначает суд, в зависимости от нарушенных им положений ПДД. В каждой ситуации они обычно разные.
Ответственность за оставление места аварии
Оставление места ДТП виновником бесконтактной аварии является довольно распространенной ситуацией. Таким способом многие пытаются избежать ответственности. Но это действие влечет за собой неприятные последствия, которые выражаются в следующем наказании:
- Лишение водительских прав сроком до 1,5 лет.
- Административный арест на 15 дней.
- Штрафная санкция в размере дохода за полгода.
Поэтому категорически запрещено покидать место происшествия, если неправильный маневр стал причиной столкновения другого участника движения со столбом или вторым авто. Тогда последствия будут серьезнее, чем наказание, определенное за бесконтактное ДТП.
Будет ли возмещение от страховой
Многих водителей интересует вопрос, проходит ли бесконтактное ДТП по ОСАГО, чтобы получить выплаты.
Тут нет однозначного ответа, так как все напрямую зависит от правильности составления документов, а также привлечения виновника к ответственности.
Во многих случаях страховая компания отказывает, так как водитель ударяется о столб и однозначных доказательств причастности третьего лица нет.
Из-за неправильного маневра другого водителя часто автомобилисты врезаются в столбы или ограждения. Тогда рассчитывать на выплаты не стоит, так как действия признаются противоправными.
Добиться компенсации получится только в той ситуации, когда экспертиза выдаст заключение, в котором отражено, что технически такого столкновения избежать было не возможно.
То есть должна быть документально обоснована причинно-следственная связь с действиями виновника и полученным результатом.
Важно знать! Также важно, что написано в протоколе ГИБДД. Если в нем указан виновник и пострадавший, то выплату за бесконтактное ДТП получают в рамках ОСАГО. Урегулировать вопрос компенсации можно сразу, если вторая сторона не скрылась с места происшествия. Но такое случается крайне редко.
Обращение в суд
Отстаивать свои права и требовать возмещение за ущерб, полученный в бесконтактном ДТП можно и другими способами. Куда обращаться, если отказала страховая: в суд, представив все доказательства, которые есть «на руках».
Практика показывает, что в этом случае шансов добиться положительного решения больше. При написании искового заявления необходимо делать акцент на имеющихся подтверждениях своей правоты.
Это протокол, выданный сотрудниками ГИБДД, записи видеорегистратора, письменные свидетельства сторон.
Суд рассматривает все обстоятельства дела и принимает решение, исходя из наличия нарушений прав. Бесконтактное ДТП представляет собой сложную ситуацию на дороге, возникшую по причине неудачного маневра. Определение трактует даже Верховный суд в своих постановлениях. Виновник непосредственно не участвует в столкновении, а только его провоцирует. Сложность такого дела заключается в том, что привлечь к ответственности вторую сторону крайне сложно, как и получить компенсацию. Но если знать основные правила определения виновника, то шансов на эффективную защиту своих прав будет больше.
Источник: https://pravodorog.ru/otvetstvennost/obshhaja-informacija/beskontaktnoe-dtp.html
Бесконтактное (без касания) ДТП — что делать и как себя вести?
Зачастую при бесконтактном ДТП пострадавшая сторона вынуждена самостоятельно возмещать причиненный автомобилю ущерб, а то и выплачивать компенсацию другим участникам происшествия. Однако призвать виновника к ответственности все же возможно. Но как отыскать скрывшегося нарушителя? Какие действия предпринимать и куда обращаться? Все ответы в этой статье.
В названии инцидента указана его главная особенность — отсутствие касания между автомобилями участников дорожно-транспортного происшествия. Такое условие характерно при нарушении ПДД, когда одна из сторон создает аварийную ситуацию и вынуждает других водителей предпринимать нехарактерные действия.
Бесконтактное ДТП возможно, если автомобилист пренебрегает правилами безопасного маневрирования и подрезает прочих участников движения.
Чтобы уйти от столкновения, пострадавшая сторона вынуждена быстро принять решение: резко сменить направление движения, затормозить или ускориться.
Подобные маневры нередко заканчиваются тем, что водитель врезается в различные препятствия (другой автомобиль, забор, дерево или столб).
Внезапное появление на проезжей части пешехода или же падение грузов с другого автомобиля можно считать особой разновидностью бесконтактного ДТП. В такой ситуации водитель неизбежно попытается уйти от столкновения, прибегнув к резким маневрам, которые могут стать причиной аварии.
- Если виновная сторона не скрылась с места происшествия, пострадавший должен записать госномер его автомобиля, сделать фото виновника. Можно попытаться сделать видео беседы с нарушителем ПДД. Даже при отрицании вины его слова могут быть использованы против него при разбирательстве.
- После приезда ГИБДД водитель должен сообщить инспекторам известные ему данные виновника (марку автомобиля, госномер). Если автомобилист рассчитывает на возмещение ущерба, убирать автомобиль с проезжей части не следует. За такое бездействие пострадавший получит штраф в размере 1000 рублей, но сможет собрать все нужные доказательства.
- Второй шаг — опрос свидетелей ДТП. Пострадавший должен поговорить в первую очередь с другими водителями и спросить, есть ли у них запись аварии на видеорегистраторе. Если виновник скрылся с места происшествия, видеоматериалы помогут найти его и привлечь к ответственности.
- Как и при любой аварии, необходимо выполнить необходимые требования при ДТП: включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При наличии пострадавших пассажиров, водителей или пешеходов — вызвать скорую помощь.
- Далее необходимо вызвать сотрудников полиции. Важно заметить, что в данной ситуации оформлять европротокол нельзя. Также сотрудникам полиции на этом этапе говорить о том, что авария бесконтактная, не нужно.
- Следующий шаг — сбор дополнительных материалов, подтверждающих невиновность пострадавшего. Если авария произошла вблизи зданий, нужно осмотреть их на наличие видеокамер, направленных в сторону места ДТП. Важно обратиться к руководству организации или к охраннику здания и попросить сохранить видео.
- Нередко из-за стресса виновник путается в собственных показаниях. Пострадавшему же необходимо сохранять спокойствие и предпринять все меры предосторожности. Самообладание поможет возместить причиненный ущерб.
При отсутствии виновной стороны на месте дорожного происшествия важно спросить всех присутствующих, запомнили ли они номер машины виновника и могут ли дать показания инспектору ГИБДД. Возможно, придется финансово отблагодарить свидетелей, но это окупится при решении суда в пользу пострадавшего.
После приезда инспекторов виновник должен дать им устные объяснения.
- При описании момента столкновения важно указать, что другой участник движения действовал непредсказуемо, нарушал установленные правила.
- Излагать объяснения в письменной форме нужно твердо и решительно, не употребляя неуверенных фраз «я его не видел», «мне казалось» и прочих.
- Важно не использовать расплывчатых формулировок, говорить уверенно и не признавать свою вину.
- Необходимо сделать акцент на том, что пострадавший ехал с разрешенной на данном участке дороги скорости (желательно указать точное значение) в соответствии с ПДД.
- Следующим шагом нужно попросить инспекторов зафиксировать всех очевидцев. В случае отказа потерпевший имеет право написать в свободной форме ходатайство. Сотрудник ГИБДД обязан его принять или ответить обоснованным отказом в письменной форме.
Аналогичным образом составляется письменное ходатайство об опросе являющихся администраторами близлежащих зданий организаций о наличии видеоматериалов ДТП. При обнаружении таких зданий ранее, нужно указать их адрес в тексте.
При прибытии сотрудников ГИБДД главная задача — избежать вменения нарушений и документально не стать виновником ДТП. Однако если сотрудники все же выписали такой вердикт, его можно в будущем обжаловать.
Что означает пункт ПДД 10.
1 — Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Зачастую инспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности за нарушение пункта 10.1 правил. Свое решение сотрудники ГИБДД мотивируют тем, что водитель обязан двигаться с небольшой скоростью, при которой водитель сможет заблаговременно остановить ТС в случае возникновения опасности.
Соглашаться с обвинением категорически нельзя, хотя обвинение по данному пункту вполне обосновано со стороны инспекторов. В протоколе необходимо выразить несогласие с вменяемым нарушением и потребовать помощи адвоката (защитника). Главная задача — добиться привлечения к ответственности виновника происшествия.
Многие автоюристы придерживаются мнения, согласно которому при обнаружении опасности правила дорожного движения (пункт 10.1) обязывают водителя тормозить, а не совершать какие-либо маневры. Несмотря на то, что судебная практика по большей мере склоняется к этому утверждению, назвать его абсолютно верным нельзя.
Некоторые судьи поддерживают мнение о том, что п. 10.1 регламентирует принятие мер при обнаружении водителем опасности, но не запрещает маневрирование. Автомобилист может самостоятельно ознакомиться с текстом пункта и принять для себя решение относительно этого вопроса.
При судебном разбирательстве в целях защиты можно прибегнуть к статье 2.7 Кодекса об административных правонарушениях.
Закон гласит, что нарушение не признается, если оно было совершено вынуждено в целях предотвращения более опасных последствий.
Главная сложность при бесконтактном ДТП — доказать, что последствия столкновения с автомобилем виновника были бы серьезнее, чем при отказе от маневров.
Таким образом, водителю не поможет КоАП, если при избежании столкновения он сбил несовершеннолетнего пешехода. В данной ситуации последствия аварии с большей степенью вероятности были бы менее плачевными. Виновным признают маневрировавшего водителя.
Важно знать: виновником ДТП признается лицо, действия которого привели к происшествию. В суде дела нередко решаются ответом на вопрос: «Отсутствие нарушения ПДД со стороны какого участника и с какой вероятностью могло бы предотвратить ДТП?».
В случае, если сотрудник ГИБДД выписал постановление только в отношении пострадавшей стороны, его можно обжаловать и добиться признания судом обоюдной вины. Инспекторы не имеют полномочий определять виновность в аварии. Как показывает практика, при получении одним из участников постановления другая сторона может потребовать компенсации в страховой компании по полису ОСАГО.
Так, вмененное нарушение правил можно обжаловать и добиться справедливости в судебном порядке. По итогу разбирательства вина будет установлена обоюдно или же вся ответственность перейдет виновнику ДТП.
Решительность и быстрота потерпевшей стороны позволят ей получить компенсацию в ускоренном порядке. Важно уделить внимание следующему ряду моментов:
- Доказать, что предпринятые действия были необходимы для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Это действие поможет избежать претензий об обоюдной виновности сторон.
- Внимательно оформлять документы и незамедлительно собрать доказательства, чтобы установить личность виновного участника и получить компенсационные выплаты.
- Оперативно предоставить машину страховой компании для осмотра.
Если размер ущерба превышает максимальный размер выплат по страховке, недостающую сумму можно потребовать у виновника. Для этого необходимо подать в суд соответствующий иск.
Страховщик может выразить отказ в перечислении денег, ссылаясь на правила ПДД, которые обязывают водителя остановиться при возникновении опасности. В качестве опровержения можно привести иные пункты, гласящие, что водитель должен действовать в зависимости от особенностей ситуации.
При бесконтактном ДТП оформлять европротокол нельзя, так как он предполагает столкновение двух автомобилей. При рассматриваемой аварии между ТС участников не было касания.
При покупке полиса обязательного страхования автомобилисты не могут изменять перечень страховых случаев. Так, при фиксировании инцедента при бесконтактном ДТП необходимо обращать внимание на следующие особенности:
- Вина должна быть в обязательном порядке установлена (одного водителя или нескольких);
- Личность виновного участника должна быть известна (розыск скрывшегося участника возлагается на сотрудников МВД, но пострадавший может предоставить какие-либо доказательства или сведения);
- Установлена причинно-следственная связь между действиями виновной стороны и произошедшими последствиями.
Все доказательства и подтверждения виновности необходимо собирать сразу же после аварии. Получение страховки по полису ОСАГО будет проходить в соответствии с общими правилами.
Пострадавший может обратиться в суд при неправомерном отказе в выплатах со стороны представителей страховой организации. Также судебная практика последних двух лет доказала, что при неполном возмещении со стороны страховой компании требовать остаток средств можно с виновника.
При наличии полиса добровольного страхования участники самостоятельно принимают решение относительно страховых случаев, по которым будет возмещаться ущерб. По полису КАСКО при возникновении повреждений на автомобиле от угона нельзя добиться компенсации. При наличии этого риска в перечне страховки, автомобилист может обращаться в страховую фирму за получением денежного возмещения.
При неправомерном отказе в предоставлении компенсации со стороны страховщика, пострадавшая сторона может собрать все доказательства вины клиента организации и обратиться в правоохранительные органы. Согласно судебной практике результат таких действий бывает самым разным.
Итогом разбирательства может быть как признание виновности обеих сторон, так и полное удовлетворение поданного пострадавшим иска. Чтобы суд привлек к ответственности только виновника дорожного происшествия, необходимо доказать прямую связь между нанесенным ущербом и его противоправными действиями.
Нередко пострадавшие выигрывают дело с помощью профессионального юриста. Не стоит переоценивать свои силы, так как в ходе судебного дела очень важно грамотно предоставить все доказательства.
ДТП без касания предполагает наличие стороны, действия которой привели к наступлению аварии. Если виновник скрылся с места происшествия, необходимо сразу приступить к сбору сведений и доказательств. После приезда сотрудников ГИБДД пострадавшая сторона не должна признавать свою вину, но давать четкие развернутые ответы.
Такой вид аварий не предполагает прямого возмещения ущерба. Пострадавший должен самостоятельно обращаться в страховую компанию нарушителя. Действительно, при бесконтактном ДТП получить компенсацию довольно трудно. Однако при наличии доказательств и грамотном подходе пострадавшая сторона все же может обратиться в суд и выиграть дело.
Источник: https://auto-pravda.online/dtp/82-beskontaktnoe-bez-kasaniya-dtp-chto-delat-i-kak-sebya-vesti.html
Бесконтактное ДТП: определение, как оформить, выплаты страховой
Аварии на дороге не всегда вызваны столкновением автомобилей. Порой участники дорожного движения вынуждают водителей делать такие действия, которые приводят к ущербу, ранениям и смерти людей. В таких случаях речь идет о ДТП без непосредственного контакта автомобилей.
Понятие бесконтактного ДТП
Бесконтактное ДТП – это происшествие на дороге, вызванное действиями водителя, который препятствует правильному движению других транспортных средств без прямого контакта с ними, в результате чего они вынуждены нарушать правила дорожного движения. Итогом таких действий является материальный ущерб автомобилям, постройкам, зданиям, физический вред водителям, пешеходам и пассажирам.
Среди особенностей бесконтактных ДТП выделяют следующие:
- причиной аварии является участник, непосредственно не задействованный в факте столкновения;
- виновное лицо часто покидает место происшествия, так как его автомобилю не нанесен вред;
- нередки случаи неверного понимания ПДД, которые регламентируют, что в случае опасности не нужно производить маневры рулем, а необходимо осуществить торможение до полной остановки;
- такой вид ДТП является страховым случаем;
- получить компенсацию напрямую с виновного лица нельзя – необходимо обратиться в страховую контору;
- для оформления и фиксации аварии присутствие инспекторов ГИБДД обязательно.
Стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно инициировало введение в ПДД термина «Опасна езда», однако на сегодняшний день это понятие не закреплено.
Примеры бесконтактного ДТП
К случаям таких аварий можно отнести следующие:
- водитель производит резкий маневр, выезжая на встречную полосу, чем вынуждает другого шофера столкнуться с другими авто, ограждение или наехать на пешехода;
- водитель не предупреждает других участников о выполнении маневра: поворота, разворота;
- на дороге неожиданно появляется пешеход и ведет себя не в соответствии с ПДД;
- на дороге происходит падение груза с транспортного средства, что создает помехи другим участникам движения.
Если виновником аварии является пешеход, то возмещение вреда пострадавшим возможно только через суд, поскольку отсутствует полис и страховая компания, которой можно было бы предъявить требования.
Как оформить бесконтактное происшествие
Соблюдение требований при оформлении аварии – залог беспроблемного взыскания компенсации за ущерб в будущем. После ДТП все участники должны выполнить остановку, включить сигнализацию и выставить аварийный знак, чтобы сообщить остальным об опасности.
Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте установят нарушителя, действия которого привели к несоблюдению ПДД другими участниками движения, которые непосредственно осуществили столкновение в связи с этим.
Еще до приезда инспекции можно собирать материалы – произвести фотосъемку, записать видео обстановки на дороге, выяснить наличие видеорегистраторов, опросить очевидцев и сообщить просьбу остаться до приезда ГИБДД, чтобы ее служащие могли отобрать пояснения в установленном законом порядке. Это важно, поскольку при сокрытии нарушителя с места правонарушения доказать виновность получится только с помощью свидетельских показаний или видеозаписи регистратора.
Убирать транспортные средства с дороги не нужно, ведь сотрудники ГИБДД должны будут составить детальную схему ДТП.
Важно проследить, чтобы авария была отнесена к категории бесконтактных происшествий, в ином случае ответственным лицом станет один из потерпевших, а не действительный нарушитель. При любом факте несогласия его нужно фиксировать письменно в протоколе.
- При оставлении виновником места аварии не нужно пытаться его догнать на автомобиле, поскольку это является также сокрытием с места происшествия и может повлечь за собой лишение водительского удостоверения.
- По Европротоколу без вызова ГИБДД оформить бесконтактное ДТП не получится, поскольку для этого не соблюдается условие нанесения ущерба двум автомобилям путем их столкновения.
- Также, нужно контролировать все действия сотрудников ГИБДД – ошибки на этом этапе могут повлечь дальнейшую невозможность доказать свою правоту страховой компании или судебному органу.
Определение виновного
Установление виновного в аварии участника входит в полномочия госавтоинспекции или суда.
При установлении нарушителя сотрудники ГАИ оформляют постановление и выдают документы всем участникам происшествия. В них фиксируют нарушителя правил движения, а не виновного в бесконтактном ДТП лица. При достаточном количестве доказательств нарушитель сможет взыскать ущерб с виновника.
Взыскание компенсации
Вред, нанесенный при бесконтактном ДТП, входит в список страховых случаев полиса ОСАГО. Виновник инцидента подлежит административной ответственности или уголовной – если причинен тяжкий вред здоровью участникам или действия повлекли за собой гибель людей.
Возмещение вреда здоровью возможно на основании медицинских справок, заключений путем обращения в суд в порядке гражданского производства – сделать это может пешеход и пассажир.
Компенсацию потерпевшему производит не его страховая организация, а страховщик виновного. Обязательным обстоятельством, при котором можно получить выплату в страховой, является официальное определение вины гражданина на основании произведенного расследования.
Обратиться в свою страховую компанию, которая оформила полис, потерпевшему не получится – он получит отказ. В случае отсутствия полиса гражданской ответственности у виновного, получить компенсацию в своей страховой компании не удастся – она не возьмет на себя такую ответственность.
Порядок действий по возмещению вреда следующий:
- обращение в страховую организацию виновного лица;
- при отказе страховой компании в компенсации ущерба нужно написать и предъявить предсудебную претензию;
- при дальнейшем отказе или в случае отсутствия страхования у виновника необходимо обратиться в суд в исковом порядке.
Документы для страховой организации
Страховщику виновника нужно предоставить такие бумаги:
- заявление на получение страховой компенсации;
- документы из ГИБДД, фиксирующие факт бесконтактной аварии (извещение о происшествии, справки, протоколы и т.д.);
- постановление о привлечении виновника к административной ответственности (копия);
- копии документы пострадавшего: удостоверения личности, водительских прав, техосмотра, ПТС;
- документы, квитанции, чеки, которые подтверждают расходы в связи со случившимся.
Транспортное средство нельзя ремонтировать до решения страховщика, поскольку последний вправе осмотреть его или произвести собственную экспертизу.
Судебный порядок
Для обращения в суд важно иметь на руках протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором зафиксированы виновник и потерпевший.
При рассмотрении дела нужно подготовить как можно больше доказательств:
- документы ГИБДД;
- электронные носители информации с фиксацией обстоятельств аварии;
- письменный отказ страховой, если подавалась досудебная претензия;
- перечень очевидцев аварии, которые могут быть вызваны в заседание в качестве свидетелей;
- документы страховой компании.
Суд на основании доказательств может сделать вывод о том, что на участке дороги, где произошла авария, ответчик в нарушение ПДД произвел действие или бездействие, повлекшее столкновение других участников движения.
Примеры из практики
При наличии доказательств нужно действовать и обращаться в суд. Рассмотрим некоторые ситуации бесконтактных ДТП.
Пример А
Автомобиль снес ограждение впоследствии резкого маневра другого транспортного средства. Страховая организация водителя, который выполнил маневр, отказала владельцу поврежденной машины в выплате, указав в ответе на предсудебную претензию, что последний не рассчитал влияние погодных условий на дорожную обстановку и не придерживался соответствующего скоростного режима.
Однако пострадавший привлек к оценке своих действий независимого эксперта, заключение которого подтвердило, что с его стороны не было нарушений и техническая возможность избежать столкновения путем других маневров отсутствовала. Страховой организации на основании решения суда пришлось выплатить компенсацию ущерба в заявленном истцом объеме.
Пример Б
Высокий панелевоз, двигаясь на участке дороге с большим количеством деревьев у обочины, задел ветку на одном из них, вследствие чего она сломалась и рухнула на припаркованную рядом машину. При обращении в страховую был получен ответ, что владелец авто виноват сам, поскольку оставил транспорт на опасном участке дороги.
В ходе судебных заседаний на основании фотографий и видеофайлов было установлено, что истец не нарушил ПДД и осуществил стоянку правильно, а данный случай относится к страховым. Таким образом, вина водителя панелевоза признана, и его страховщик должен погасить компенсацию.
При отказе суда можно подать заявление в апелляционный, а далее – и в Верховный суд РФ. Иногда судья может неправильно трактовать обстоятельства ДТП, а при оспаривании их решений коллегия вышестоящего органа может постановить, что при первоначальном рассмотрении присутствовало заблуждение суда.
Еще одним вариантом исхода дела может стать признание судом вины обоих водителей. В этом случае сумма иска будет удовлетворена не в полном объеме – выплаты заявителю составят меньшую сумму, которая высчитывается на основании его доли вины в ДТП.
Источник: https://niavto.ru/dtp/beskontaktnoe-dtp/