С латинского «миграция» – это переселение или перемещение. Соответственно, мигрант – это человек, которые переезжает с одного места жительства на другое. Перемещение может быть как внутренним, так и внешним. А с юридической точки зрения – законным и незаконным.
Что такое незаконная миграция?
Незаконная миграция – понятие абсолютно противоположное. Оно подразумевает сложную процедуру перемещения лиц через границу без уведомления властей. Такие мигранты не имеют законных оснований для проживания на территории государства. А значит, представляют определенную опасность для безопасности населения и страны в целом.
В России миграция иностранцев регулируется несколькими нормативными актами:
- ФЗ №109 от 22. 12. 14 г.;
- ФЗ №111 от 07. 06. 17 г.;
- ФЗ №114 от 31. 12. 14 г.;
- Приказ №848н от 15. 12. 17 г.;
- ФЗ №366 от 11. 10. 18 г.
Справка! Одним из последних нормативных актов является Указ Президента РФ от 31.10.18 г., определяющий концепцию миграционной политики России на 2019–2025 гг.
Незаконная миграция условно делится на два вида. Первый – это пересечение границы, а второй – пребывание на территории страны. Признаки первого вида незаконной миграции:
- Пересечение российской границы в местах, не предназначенных для въезда. Для этого используются населенные пункты, где отсутствуют таможенные пункты.
- Могут быть использованы фальшивые или поддельные документы.
- Мигрант может пересекать границу в надлежащем месте и с настоящими документами, но настоящая цель прибытия может отличаться от указанной в заявлении.
Второй вид незаконной миграции заключается в следующем:
- Человек легально пересек российскую границу, но не оформляет РВП, ВНЖ, не получает статус беженца и т. д. Другими словами, живет в стране незаконно.
- Он обратился за оформлением документов, а при получении отказа не выехал из страны.
- Пребывание в стране с нарушением правил транзита, установленных для иностранцев.
- Срок пребывания на территории России закончился, но не был продлен.
С точки зрения закона состав такого преступления является формальным, а само преступление окончено с момента осуществления указанных действий. Объектом преступления при этом выступают общественные отношения, которые регулирует порядок миграции иностранцев и их пребывание на территории государства.
Что касается объективной стороны, то она выражается в следующем:
- организация нелегального въезда на территорию страны;
- организация незаконного пребывания лиц в РФ;
- организация нелегального проезда через Россию.
Деятельность лиц, контролирующих провоз нелегалов через границы России, выражается в создании соответствующей преступной группы, планировании и т. д.
Субъективные признаки
Субъектом данного преступления может выступать лицо, достигшее 16 лет и являющийся резидентом РФ, апатридом или резидентом другого государства. Что касается субъективной стороны преступления, связанного с организацией незаконной миграции, то она характеризуется наличием прямого умысла. Субъект понимает, какую общественную опасность несут его действия, но не прекращает их.
Административная и уголовная ответственность за организацию незаконной миграции
Наказание можно условно разделить на два вида – за непосредственную организацию преступления (ст. 322.1 УК РФ), а также наказание непосредственных исполнителей. Это незаконное пересечение границы, фиктивная прописка по месту проживания и т. д.
Штрафы
Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность в виде уплаты соответствующих штрафов:
- нарушение правил въезда на территорию РФ (ст. 18.8 КоАП) – от 2 до 10 тыс. рублей в зависимости от состава преступления;
- нарушение правила пребывания (ст. 18.9 КоАП) – для должностных лиц (от 40 до 50 тыс. рублей), для юридических лиц – от 400 до 500 тыс. рублей.
Физические лица несут ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ только по пунктам 3 и 4. Размер административного штрафа в данном случае составляет 2–4 тыс. рублей.
Иные наказания
Помимо административного или уголовного наказания к нарушителям миграционного законодательства могут быть применены другие санкции. Как правило, это аннулирование вида на жительство или депортация из страны. Эти два вида наказания применяются, если нерезидент умышленно или неумышленно нарушил правила пребывания в России.
К примеру, пропустил срок регистрации по месту жительства. Достаточно несколько раз нарушить процедуру, как будет поставлен вопрос об аннулировании РВП или ВНЖ, а также о депортации.
Статьи уголовного кодекса, как правовое регулирование вопроса
Организация нелегальной миграции все же является уголовным преступлением, поэтому к преступникам применяются санкции ст. 322.1 УК РФ:
- Лишение свободы на 5 лет за организацию пересечения границы, пребывания в стране (постоянного или для транзита) нелегалов.
- За те же действия, которые были совершены группой злоумышленников, ч. 2 данной статьи предусматривает тюремное заключение на срок до 7 лет, а также штраф в размере до 500 тыс. рублей.
Также к преступникам может быть применено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет после отбывания основного наказания. Санкции статьи распространяются исключительно на организаторов данного преступления. Но наказание также ожидает и лиц, являющихся нелегальными мигрантами.
Статья 322 УК РФ содержит наказание за нелегальное пересечение границы РФ:
- штраф – до 300 тыс. рублей;
- принудительные работы – до 4 лет;
- лишение свободы – до 4 лет.
Справка! Если перемещение через границу было осуществлено несколькими лицами (преступной группой), то согласно ч. 3 ст. 322 УК РФ их ожидает тюремное заключение на срок не менее 6 лет.
Статьи 322.2 и 322.3 УК РФ содержат санкции за фиктивную регистрацию иностранцев. Они предусматривают использование в качестве наказания штраф (до 500 тыс. рублей), а также принудительные работы или тюремное заключение (не более 3 лет).
Судебная практика
В России судебная практика по делам, связанным с организацией незаконной миграции, достаточно разнообразна. По статистике в каждом населенном пункте страны суды ежегодно рассматривают приблизительно от 2 до 100 дел. Приговор при этом получает около 80% лиц.
В качестве примера можно использовать уголовное дело в отношении нескольких сотрудников ГУВМ МВД г. Москвы и граждан Республики Азербайджан, обвиняемых по ст. 290, 291.1 и 322.1 УК РФ.
Было установлено, что гражданин РА Зульфгаров в феврале 2016 года вступил в преступный сговор с сотрудниками миграционной службы Биткаш и Потаповым. Целью данного сговора было получение материального вознаграждения за незаконную регистрацию мигрантов.
В обязанности Биткаш и Потапова входило получение документов от Зульфгарова и их оформление для постановки на учет за определенную денежную компенсацию (330 рублей за человека). За период с 2015 по 2016 год таким образом обоими было зарегистрировано 558 человек. Суд приговорил Зульфгарова к 4 годам лишения свободы, а Биткаш и Потапова к 3 годам заключения.
Меры противодействия
Незаконная миграция является серьезным преступлением не только в России, но и во все мире. Больше сложностей с нелегалами возникает в благополучных странах, к примеру, в Европе. Россия не стала исключением из правила и также борется с наплывом лиц, не желающих въезжать в страну на законных основаниях.
Именно поэтому миграционная служба РФ (ГУВМ МВД), Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и другие государственные структуры используют особые меры противодействия организации нелегальной миграции. К ним можно отнести:
- внедрение современных информационных технологий;
- улучшение материально-технической базы отделений ГУВМ МВД на местах;
- увеличение штата сотрудников миграционной службы;
- совершенствование взаимодействия со всеми государственными органами для пресечения незаконной миграции;
- проведение информационной работы с населением (в частности, с работодателями);
- усиление мер ответственности за незаконную миграцию, включая прием нелегалов на работу.
Количество нелегалов, ежегодно пересекающий границы РФ, действительно является серьезной государственной проблемой.
Опасность незаконной миграции и ее последствия
И население таких стран начинает предпринимать попытки выехать заграницу. А так как не все могут уехать законно, нелегалов становится все больше.
Конечно, есть положительный момент – увеличивается количество работников, а значит, растет конкуренция и улучшается качество продукции. Но большое количество нелегально проживающих лиц на практике приводит к другим проблемам:
- снижение заработной платы из-за большого количества низкооплачиваемых работников;
- повышение роста безработицы в стране;
- этнические и национальные конфликты.
Кроме того, повышается уровень преступности, что очень негативно сказывается на безопасности населения.
Сложности решения проблемы
Борьба с нелегалами ведется постоянно, но на практике взамен каждого депортированного иностранца приезжает еще несколько. Проблема заключается и в том, что невозможно постоянно контролировать работу сотрудников контрольно-пропускных пунктов и миграционных служб на местах. Правоохранительные органы, к сожалению, не всегда могут пресекать их действия.
Огромную роль в процессе привлечения незаконной рабочей силы играют как раз таки компании, которые не заботятся о легализации своих сотрудников. Несмотря на то, что российским законодательством установлены определенные меры наказания работодателей, этого явно недостаточно.
В конце концов, наплыв мигрантов приводит к тому, что местное население также вынуждено отправляться на заработки.
Незаконная миграция – серьезная проблема для России. Ни тюремное заключение, ни большие штрафы не пугают организаторов. Да и сами иностранцы часто готовы идти на любой риск, лишь бы приехать в страну и трудоустроиться.
Источник: https://ufms-mvd.com/faq/organizatsiya-nezakonnoj-migratsii.html
Организация незаконной миграции и нелегальной: ст 322 ч 1 УК РФ с ми и состав
Такое действие, как организация незаконной миграции является преступлением, влекущим за собой наказание согласно действующему УК. Наказание за данное преступление предусмотрено 322 ч.
1 статьей Уголовного кодекса.
Чтобы понять, как осуществляется привлечение к ответственности за это преступление, и каков его состав, нужно более детально рассмотреть понятие миграция и положения статьи 322 части 1 УК РФ.
Что такое миграция
Под миграцией понимается действие по переселению людей из одного населенного пункта в другой в пределах района, региона, страны или даже государств. Переселение должно осуществляться с соблюдением требований закона. Незаконная миграция, рассматривается законодателем как преступное посягательство на общественный строй местности, куда переселяется человек или группа лиц.
Согласно статистике, незаконная миграция получила широкое распространение. Предотвратить подобные правонарушения не помогает даже ужесточение возможного наказания.
Существует множество миграционных направлений, под которые попадает и Российская Федерация. К основным из них нужно отнести:
- Движение масс людей из не самых благоприятных стран Африки и Южной Америки в государства с более высоким уровнем жизни. Это влечет огромный приток неквалифицированной рабочей силы.
- Переезд из одной страны в другую на ПМЖ, при условии одинаковой экономической развитости этих государств.
- Отток специалистов в государства Западной Европы и США из-за отсутствия подходящей и при этом достойно оплачиваемой работы по месту жительства.
- Отъезд специалистов из относительно развитых стран в государства, где за свой труд они смогут получить гораздо больше материальных благ. Подобное влечет за собой снижение количества высококвалифицированных специалистов в стране, которую покидают мигранты.
Главными причинами массовой миграции являются поиск лучшей работы, зарплаты и, в конечном итоге, жизни. Также на последние годы пришелся огромный всплеск миграции из-за войн на Ближнем Востоке и в странах Северной Африке. Справедливости ради нужно сказать, что миграционные потоки из этих стран Россию коснулись не сильно.
Миграционная служба разработала программы, узаконивающие переезд людей в Россию и выезд из нее. Но кто сталкивался с этими программами в реальной жизни с уверенностью заявит, что гораздо выгодней мигрировать незаконно.
С одной стороны, ряд требований не выполним для мигрантов по финансовым и прочим соображениям, а с другой – положения программ меняются с огромной скоростью, подстраиваясь под изменчивое законодательство.
Таким образом, человек, решивший легализоваться, приходит в миграционные службы с полным пакетом документов, на сбор которых потрачена внушительная сумма денег, а оказывается, что половина из них уже не требуется и нужны другие.
Разумеется, получение легального статуса возможно, но для этого требуется иметь определенный стартовый капитал. В то же время в качестве мигранта чаще всего выступает малоимущий, нуждающийся в материальной поддержке человек. Его борьба с бюрократической машиной заранее проиграна.
Несмотря на все оговорки в УК и КоАП, предусмотрена ответственность за незаконную миграцию. Мера наказания за совершение подобного противоправного действия напрямую зависит от степени тяжести правонарушения.
Уголовная ответственность за незаконную миграцию назначается не часто, и только за ее организацию.
Максимум, что ждет иностранца, незаконно прибывающего на территории России, – это депортация и запрет на въезд на определенное время.
Многие люди приезжают из стран бывшего СССР в Россию на заработки. Некоторые из них рассматривают депортацию, как возможность съездить домой бесплатно. На родине за сходную цену документы переделываются с изменением пары букв в них, и человек снова может ехать на заработки, что еще раз подчеркивает неэффективность системы.
Состав преступления и объективные признаки
Каждое преступление имеет состав, включающий в себя объективные и субъективные признаки. Исключением не является и организация незаконной миграции. Все вышеперечисленное детально описано в комментарии к ст. 322 ч.
1 УК РФ, а также в Постановлении Пленума ВС РФ. Невозможность установления объективной и субъективной составляющих преступного посягательства исключает возможность назначения уголовной и административной ответственности.
Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения. Таким образом, частью состава преступления «Организация незаконной миграции», то есть его объектом являются отношения, связанные с управлением государством. Угроза этому виду общественных отношения может повлечь за собой значительный сопутствующий ущерб.
Помимо объекта, обязательным элементом выступает объективная сторона. По сути, это выражение преступного посягательства во внешней среде. Относительно примечания 1, статьи 322 УК РФ «Организация нелегальной миграции», объективная сторона может быть выражена в следующих действиях:
- Незаконное проникновение на территорию России. Под этим пониманием объективной стороны подразумевается пересечение границы страны без наличия и заполнения определенных документов. Это действие может быть совершено только иностранцем или лицом без гражданства. Внутригосударственная миграция жестких требований не содержит.
- Пребывание на территории страны без наличия законных основания для этого. Подобное случается, когда человек не регистрируется, не получает вид на жительство или не соответствует иным требованиям, предъявляемым к пребыванию на территории РФ к иностранным гражданам.
- Нелегальный транзит через Россию. Данный вариант объективной стороны преступления выражен в том, что человек не имеет права для въезда в сопредельную с Россией страну.
Нужно отметить, что ст. 322,1 рассматривается именно факт организации вышеуказанных действий, а не их выполнение. Простыми словами, ответственности подлежит человек, тем или иным способом сделавший вышеперечисленное возможным, например, водящий группы мигрантов через государственную границу в слабо охраняемом месте.
Субъективные признаки
Вторая группа признаков преступления — это субъект и субъективная сторона. Здесь рассматривается не характер противоправных действий, а личность виновного в их совершении.
Законодатель детально указал возраст, состояние и положение лица, которого можно привлечь к ответственности за совершение преступного действия.
Первое на что нужно обратить внимание при рассмотрении субъективной стороны – это характеристика лица, позволяющие назвать его преступником.
Субъектом преступления может быть лицо, соответствующее следующим критериям:
- Физическое лицо. Если организацией незаконной миграции занималась какое-либо предприятие, то ответственности подлежит только ее руководитель.
- Возраст не менее 16 лет.
- Полная вменяемость, то есть наличие осознания совершаемых действий и их возможных последствий.
Субъектом преступления выступают только организаторы незаконной миграции. То есть только они попадают под ответственность, предусмотренную ст. 322 часть 1.
В то же время не следует полагать, что люди, незаконно пересекающие границу, полностью освобождены от ответственности. Дело в том, что они нарушают смежную норму УК РФ, а именно 322 «Незаконное пересечение границы страны». В этом случае субъектом преступного действия являются именно незаконные мигранты.
Последней составной частью преступного деяния является субъективная сторона. По сути, это психологическое и психическое отношение человека, совершающего преступное посягательство. Главным проявлением субъективной стороны, как известно, является вина. Без установления вины проступок не может быть наказан.
Согласно действующему законодательству, вина может проявляться в двух формах;
Глупо считать, что организация незаконной миграции была выполнена по неосторожности. Кроме того, совершение такого преступного действия осуществляется при наличии прямого умысла с четким осознанием совершаемых действий и их возможных последствий.
Виды ответственности
Большинство иностранных граждан, приезжающих работать в Россию, считают, что российские власти жаждут обвинить их в совершении рассматриваемого преступления. Миграционная службы и власти в свою очередь утверждают, что это не так, и что они заинтересованы в привлечении рабочей силы, но исключительно на официальной основе.
На самом деле обе стороны правы. Тех людей, которые приезжают подработать на самых низкооплачиваемых местах, миграционная служба мягко говоря недолюбливает, но и «охоты» за ними не ведет. Разве что в плановых рейдах, да и то спустя рукава.
В то же время специалисты и научные деятели лучше поедут в Западную Европу или США, там больше возможностей.
Организация незаконной миграции – это правонарушение средней тяжести. В то же время часто устанавливаются квалифицирующие признаки и поэтому преступное посягательство уже рассматривается, как тяжкое.
В качестве отягчающих обстоятельств чаще всего выступают:
- Совершение преступного действия организованной группой. Дело в том, что водить незаконных мигрантов через границу лесами и болотами, не так просто, как вступить в сговор с пограничниками.
- Организация миграции в обход закона с целью дальнейшего совершения преступлений на территории страны. Тут возможны разные варианты преступлений вплоть до террористической деятельности.
Статья 322, 1 имеет два пункта:
- согласно первому пункту организатору незаконной миграции грозит лишение свободы сроком до пяти лет;
- за совершение противоправного действия, предусмотренного второй частью статьи 322,1, наказание более суровое: лишение свободы сроком до 7 лет, а также штраф в сумме не более полумиллиона рублей (также возможно дополнительное наказание в виде ограничения передвижения сроком до двух лет).
Назначение наказание осуществляется с учетом тяжести содеянного, наступивших последствий и прочих факторов. Они не исключают возможность назначения наказания, но могут способствовать смягчению мер ответственности. Это также касается и смягчающих обстоятельств, которые определяются для каждого конкретного случая в частном порядке.
Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/organizatsiya-nezakonnoy-migratsii.html
Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)
- Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст.322-1 УК РФ)
- Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере до трехсотт тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
- Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
Государственным обвинителем Зюзинской межрайонной прокуратуры г. Москвы в Зюзинском районном суде г, Москвы поддержано обвинение по уголовному делу в отношении Козловой О.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322-1 УК РФ.
Приговором суда установлено* что Козлова О.Н. совершила организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.
Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме и просил признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей справедливое наказание.
Суд согласился с мнением государственного обвинителя, тщательно выяснив все обстоятельства дела, установив мотив совершённого преступления, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, пришёл к убеждению о том, что вина Козловой О.Н. в совершении преступления материалами дела установлена и полностью доказана.
При назначении наказания, суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства дела, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, на условия жизни её семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд посчитал то, что подсудимая ранее не судима, раскаялась в содеянном.
Суд признал Козлову O.H. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322-1 ч.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей в доход государства.
Первый заместитель межрайонного прокурора Е.П. Сидоров
Источник: https://kotlovka.mos.ru/law-and-order/zyuzinskaya-inter-district-prosecutor-s-office/the-prosecutor-explains/criminal-responsibility-for-the-organization-of-illegal-migration/
Проблемы отграничения организации незаконной миграции от смежных составов преступлений
Организация незаконной миграции, обладая самостоятельными, свойственными ей объективными и субъективными признаками, имеет также ряд общих совпадающих признаков с другими преступлениями. Это, прежде всего, преступление, предусмотренное ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы».
Признаки этого общественно опасного деяния имеют значительное сходство с преступлением, указанным в ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции), вследствие чего возникают трудности при квалификации названных посягательств.
Это и обусловливает необходимость специального рассмотрения вопроса об отграничении рассматриваемых преступлений.
Отличие рассматриваемых составов осуществляется по объекту преступного посягательства. Уголовная ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст.
322 УК) предусмотрена в разделе X Особенной части УК «Преступления против государственной власти», в главе 32 «Преступления против порядка управления», что определяет единство родового и видового объектов сопоставляемых составов преступлений.
Отличие незаконного пересечения Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ) от организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) осуществляется по непосредственному объекту. Применительно к ст. 322 УК вопрос о непосредственном объекте является спорным.
Одни авторы считают, что непосредственным объектом незаконного пересечения Государственной границы РФ является неприкосновенность Государственной границы РФ[1]. Другие − режим государственной границы[2].
Мы поддерживаем точку зрения ученых, обосновывающих тезис о том, что непосредственным объектом незаконного пересечения Государственной границы РФ является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ[3].
Отличие состоит и в объективной стороне сопоставляемого состава преступления. В ст. 322 УК установлена ответственность за незаконное пересечение границы. Слово «законное» означает, что соответствующие правила устанавливаются только законом.
Пересечение государственной границы рассматривается нами как физическое пересечение лицами и транспортными средствами линии или проходящей по этой линии вертикальной поверхности, определяющей пределы государственной территории. Правила пересечения государственной границы определены в ст. 9 Закона о Государственной границе.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)[4].
Объективная сторона незаконного пересечения государственной границы определена в ч. 1 ст. 322 УК как «пересечение охраняемой Государственной границы РФ без установленных документов и надлежащего разрешения».
Она состоит в фактическом перемещении физического лица через государственную границу без установленных документов и надлежащего разрешения.
При этом пересечение границы может быть осуществлено любым способом (пешком, вплавь, по воздуху, с использованием транспортного средства и т. п.) и в любом направлении.
Субъектомнезаконного пересечения Государственной границы, также как и организации незаконной миграции, может быть вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства[5].
Субъективная сторонанезаконного пересечения Государственной границыхарактеризуется виной в виде прямого умысла[6]. Отличие состоит в содержании умысла. Лицо сознает, что незаконно без установленных документов или надлежащего разрешения пересекает Государственную границу РФ, и желает этого. Мотивы значения не имеют[7].
Наиболее тесно организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) соприкасается с такими составами преступлений, как похищение человека (ст. 126 УК), торговля людьми (ст. 127.1 УК) и использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ).
Похищение человека (ст. 126 УК РФ) от организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) отличается, прежде всего, объектом преступления.
Непосредственный объект похищения человека можно определить как личную (физическую) свободу человека в части права по собственной воле и желанию находиться в том или ином месте и перемещаться в пространстве.
Личная (физическая) свобода человека − это многоаспектное личное благо, которое означает возможность свободно, независимо от внешнего принудительного воздействия реализовать собственное волеизъявление при определении лицом места своего пребывания, направлений передвижения, выбора рода занятий и совершения любых правомерных действий (бездействия).
Личная (физическая) свобода человека представляет собой возможность индивида самому определять место своего нахождения, передвигаться в любых направлениях, что исключает какое бы то ни было внешнее принудительное воздействие на него.
Право на выбор места пребывания, передвижения и проживания должно быть правомерным, тогда как организация незаконной миграции носит незаконный характер.
Отличие организации незаконной миграции от похищения человека осуществляется и по объективной стороне. По определению Н. Э.
Мартыненко, похищение человека означает «общественно опасное умышленное действие, направленное на удаление человека с места его постоянного пребывания и насильственное удержание его в неизвестном для близких и правоохранительных органов месте»[8].
По смыслу закона под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или открытым завладением (захватом) живого человека, перемещением его с постоянного или временного местонахождения в другое место и последующим удержанием в неволе[9]. Этим подчеркивается социально-правовая сущность похищения человека.
Субъективная сторона похищения человека характеризуется прямым умыслом и отличается от организации незаконной миграции наличием специальной цели − незаконного насильственного удержания похищенного в изоляции.
Торговля людьми (ст. 127.1 УК). Непосредственным объектом торговли людьми выступает личная (физическая) свобода потерпевшего в части конституционного права на личную неприкосновенность, что отличает данный состав от организации незаконной миграции.
При этом свобода человека понимается как естественное состояние, при котором оно беспрепятственно, по своему усмотрению может передвигаться в пространстве, избирать место своего нахождения, а также сферу приложения трудовых, творческих и прочих устремлений (интересов), что исключает эксплуатацию и любое подневольное состояние.
В качестве дополнительного объекта могут выступать жизнь и здоровье человека, нормальное развитие и воспитание несовершеннолетнего; установленный порядок пересечения государственной границы, документооборота; регламентированный порядок и нормальная деятельность должностных и иных лиц, использующих свое служебное положение для осуществления торговли людьми[10]. Потерпевшим может быть любое лицо, независимо от возраста, других демографических признаков или социального статуса[11].
С объективной стороны торговля людьми отличается от организации незаконной миграции совершением любого из предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 127.1 УК РФ действий.
Понятием «торговля людьми» охватываются: 1) купля-продажа человека, 2) его вербовка, 3) перевозка, 4) передача, 5) укрывательство, 6) получение, совершенные в целях эксплуатации потерпевшего.
Под эксплуатацией в соответствии с примечанием к данной статье понимается использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние[12].
С субъективной стороны торговля людьми отличается от организации незаконной миграции наличием специальной цели — эксплуатации человека, относительно которого осуществляется торговля.
Среди квалифицирующих признаков, названных в ч. 2 ст. 127.1 УК РФ, называется торговля людьми с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей (п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ). По сути, данная нормапредполагает два самостоятельных преступления (перемещение либо удержание за границей).
Вместе с тем возможны оба варианта по отношению к одному или тому же человеку. Сначала его незаконно любым способом перемещают через границу, а затем удерживают там.
В любом случае преступление будет считаться оконченным, если потерпевшего переместили незаконно через государственную границу или незаконно удерживают его там под любыми предлогами. Именно этот квалифицирующий признак наиболее часто встречается при торговле девушками с отправкой их за рубеж под любыми предлогами.
Суть незаконных перемещений через государственную границу «живого товара» одна и та же − продажа женщин в бордели, сексуальная эксплуатация. Следует иметь в виду, что иногда выезд за рубеж может осуществляться на законных основаниях (на учебу, гастроли, отдых, в гости и т. д.).
Однако если умысел на продажу или вербовку у виновного возникает в момент нахождения потерпевшего за территорией РФ и реализуется в виде незаконного его удержания за границей, такие действия также образуют состав, предусмотренный п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ[13].
Торговля людьми с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей (п. «г» ч. 2 ст. 127.
1 УК РФ) означает, что субъект вопреки установленным правилам пересечения Государственной границы перевозит либо иным образом транспортирует человека, приобретенного посредством сделки купли-продажи, за пределы РФ, а также на ее территорию либо вопреки желаниям лица удерживает его на территории иностранного государства[14].
Использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ) отличается от организации незаконной миграции, прежде всего объектом преступления. Основной непосредственный объект преступления – личная свобода человека как право самостоятельно избирать сферу трудовой деятельности, что исключает принудительный труд (ч. 2 ст.
37 Конституции РФ), физическая свобода. Дополнительный объект – жизнь или здоровье человека[15].
Дополнительными непосредственными объектами могут быть жизнь и здоровье, иные права и законные интересы лица; нормальная деятельность организаций, учреждений, предприятий; отношения, связанные с установленным порядком документооборота, и др[16].
Отличие осуществляется и по объективной стороне. В ч. 1 ст. 127.2 УК РФ использование рабского труда определяется как «использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)».
Объективная сторона преступления выражается в безвозмездном принудительном использовании труда другого человека, находящегося в рабской зависимости.
Следует согласиться с теми авторами, которые в объективную сторону этого преступления включают и такое использование чужого труда, когда лицо попадает в долговую кабалу, крепостную зависимость или вынуждено выполнять работу или оказывать услуги, находясь в ином зависимом состоянии[17].
Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом[18] и корыстными мотивами. В основе деятельности виновных лежит желание получения наживы от использования рабского труда[19]. Виновный осознает общественную опасность использования рабского труда и желает такой труд использовать[20].
Субъект преступления – общий, ответственность наступает с 16 лет. Применительно к п. «б» и п. «в» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ субъект специальный. Это лица старше 18 лет либо те, кто имеет определенное служебное положение, которое использует при совершении преступления[21].
Исходя из этого, можно констатировать, что организация незаконной миграции отличается от смежных составов преступлений присущими ему признаками и элементами, правильное уяснение которых позволяет давать правильную юридическую оценку содеянному.
[1] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, научн. ред. А. С. Михлин. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 610.; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 790.
[2] См.: Российское уголовное право : учеб. : в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. С. 585.; Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 915.
[3] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник. 2-е изд. исправл. и доп. / под ред. доктора юрид. наук, проф. Л. В. Игогамовой-Хегай, доктора юрид. наук, проф. А. И. Рарога, доктора юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М. : Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2009. С. 704.
[4]См.:Российская газета. 1993. № 84; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
[5] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., пераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 791.
[6] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник. 2-е изд. исправл. и доп. / под ред. доктора юрид. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юрид. наук, проф. А. И. Рарога, доктора юрид. наук, проф. А. И.
Чучаева. М. : Контракт : ИНФРА-М, 2009. С. 705.; Российское уголовное право : учеб. : в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. С. 587.
[7] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 919.; См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., пераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 791.
[8] Мартыненко Н. Э. Похищение человека: понятие, анализ состава и проблемы квалификации. М., 1998. С. 20.
[9] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 1. С. 10.
[10] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник. 2-е изд. исправл. и доп. / под ред. доктора юрид. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юрид. наук, проф. А. И. Рарога, докторара юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М. : Контракт : ИНФРА-М, 2009. С. 95.
[11] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 124.
[12] В ред. Федерального закона от 21.07.2004 № 73-ФЗ.
[13] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 127−128.
[14] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник. 2-е изд. исправл. и доп. / под ред. доктора юрид. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юрид. наук, проф. А. И. Рарога, доктора юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М. : Контракт : ИНФРА-М, 2009. С. 98.
[15] Там же. С. 100.
[16] См.: Российское уголовное право : учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. С. 88.
[17] См.: Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. М. : Эксмо., 2007. С. 92,93.
[18] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 321.; См.: Уголовное право Российской Федерации.
Особенная часть : учебник. 2-е изд., исправл. и доп. / под ред. доктора юрид. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юрид. наук, проф. А. И. Рарога, доктора юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М.
: Контракт : ИНФРА-М, 2009. С. 101.
[19] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008. С. 134.
[20] См.: Российское уголовное прав : учеб. :в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. С. 89.
[21] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 134.
Источник: https://magref.ru/problemyi-otgranicheniya-organizatsii-nezakonnoy-migratsii-ot-smezhnyih-sostavov-prestupleniy/
Организация незаконной миграции
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного в ст. 3221 УК, является установленный порядок въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию РФ.
Объективная сторона преступления заключается в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован нормами гл. IV и V Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Незаконно пребывающими в Российской Федерации следует признавать иностранного гражданина или лицо без гражданства, въехавших на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющих документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утративших такие документы и не обратившихся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющихся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушивших правила транзитного проезда через территорию РФ.
В отношении законно находящихся в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в случае если их пребывание (проживание) создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
- Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации.
- Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.
- Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию РФ в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
- Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:
- 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;
- 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
- 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.
Организация незаконной миграции предполагает создание необходимых условий для незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию РФ либо руководство указанными процессами. Такие действия могут выражаться в изготовлении соответствующих документов, подкупе должностных лиц в целях беспрепятственного въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, разработке маршрутов нелегального пересечения Государственной границы РФ и т. д.
Состав преступления формальный, преступление следует считать оконченным с момента, когда созданы необходимые условия для незаконной миграции, либо с момента начала руководства незаконной миграцией.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.
Лицо осознает, что своими действиями создает необходимые условия для незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию РФ либо руководит указанными процессами. Мотивы и цели на квалификацию содеянного по ч. 1 ст. 3221 УК не влияют.
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
В ч. 2 ст. 3221 УК предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции, если она совершена: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории РФ.
При квалификации преступления по п. «а» ч. 2 ст. 3221 УК следует иметь в виду, что устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, должна принять участие именно в организации незаконной миграции.
По смыслу закона квалификация преступления по п. «б» ч. 2ст. 3221 УК предполагает организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию РФ лиц для совершения ими преступлений на территории РФ.
В том случае, когда организация незаконной миграции сопряжена с незаконным пересечением Государственной границы РФ, не исключена дополнительная квалификация содеянного по ст. 322 УК.
Источник: https://studref.com/420169/pravo/organizatsiya_nezakonnoy_migratsii