Принудительные работы по ст. 53.1 ук рф: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Всем известно, что за совершенное преступление наступает ответственность, которая принимает различные формы.

Наряду с лишением свободы, виновника могут ожидать солидный денежный штраф или же выполнение разного рода общественных работ.

Они бывают принудительными, исправительными или обязательными. В рамках этого материала мы рассмотрим только принудительные работы как вид уголовного наказания.

Виды и особенности

Рассматриваемый тип наказания подразумевает выполнение в рамках исправительного учреждения разноплановых работ, поручаемых руководством, и соответствующих квалификации или состоянию здоровья осужденного.

Такого типа работы призваны заменить для некоторых категорий сограждан наказание, связанной с лишением свободы.

За свой труд лицо получает определенное вознаграждение. Однако из его суммы определенная часть удерживается в государственную казну. Определяемый судом размер отчислений находится в пределах от 5 до 20 процентов.

Обычно, исправительные работы выполняются на территории проживания или осуждения гражданина. При невозможности отбывать наказание по месту, лицо отправляется в другой регион РФ.

Кому и за что назначаются исправительные и принудительные работы

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

При этом возможность назначения принудительных работ должна быть прописана в тексте соответствующей статьи УК РФ.

Например, именно такие работы в большинстве случаев назначаются неплательщикам алиментов.

Возможна замена лишения свободы исправительными работами и уже в период отбывания наказания. Произойдет это тогда, когда суд посчитает, что именно труд поможет человеку быстрее встать на путь исправления. В этом случае осужденный этапируется к будущему месту выполнения работ.

Кому не назначаются

Существует несколько категорий граждан, по отношению к которым принудительные работы не могут быть применены в любом случае. Данный список составляют:

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

  • несовершеннолетние люди;
  • женщины, готовящиеся стать матерью, или воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет;
  • инвалиды с 1 или 2 группой независимо от диагноза;
  • лица, достигшие пенсионного возраста (для женщин 55 лет, для мужчин – 65);
  • граждане, находящиеся на военной службе.

Кроме того, принудительные работы не устанавливаются по тем преступлениям, которые предполагают наказание в форме лишения свободы на 5 или более лет.

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Каждый центр имеет свои правила, которым должен следовать каждый заключенный.

Своего рода исполнительный центр представляет собой подобие колонии со значительно упрощенным режимом содержания.

В частности, осужденные могут периодически видеться со своими родными. Проживают люди не в тюремных камерах, а в специально созданных для этого общежитиях. Кроме того, не исключено и проживание с собственными семьями.

В распоряжении осужденного могут оставаться денежные средства, вещи и предметы по списку, определенными нормами внутреннего трудового распорядка.

С целью прибытия в исполнительный центр, гражданину выдается на руки специальное предписание. В нем указывается дата приезда с учетом времени, необходимого для проезда. Его оплата осуществляется за государственный счет.

Порядок отбывания

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

На период всего времени нахождения там, у осужденного есть целый ряд обязанностей.

В частности, сюда входит соблюдение внутренних правил, работа на участках, определенных администрацией, постоянное нахождение на территории центра, ношение с собой документов, удостоверяющих личность и т.д.

Выше упоминалось, что отбывающие принудительные работы проживают на территории специальных общежитий. Покидать их ночью и в нерабочие дни без согласования с администрацией запрещается. Кроме того, стоит быть готовым к периодическим обыскам в комнатах и досмотру личных вещей.

В случае неотложной потребности гражданину может быть позволено оставить центр, но на срок не более 5 дней.

Если осужденный продемонстрировал примерное поведение, то ему может быть разрешено проживать вместе с семьей в том регионе, где расположен исправительный центр. Поставить вопрос об этом можно после истечения трети срока назначенного наказания. При положительном его решении необходимо будет отмечаться в центре не реже 4 раз в месяц.

Также при надлежащем исполнении своих обязанностей гражданин вправе покинуть центр на время ежегодного отпуска.

Проблемы исполнения

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Проблемным моментом также является и материальное обеспечение исполнительных центров.

Часто это не позволяет эффективным образом реализовать заключенным свое право на труд.

Кроме того, не до конца проработан механизм отбывания принудительных работ. В частности не до конца регламентированы процедуры удержаний из зарплаты осужденного, порядок его проезда к исполнительному центру и т.д.

Чем отличается от обязательных и исправительных работ?

Что такое исправительные работы как вид уголовного наказания? Существует несколько различий между этими видами работ. Первое из них заключается в месте и времени, отводимых для их выполнения.

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Что касается обязательных работ, то выполнению их уделяется время, свободное от основной занятости.

При этом ежедневная продолжительность труда не должна превышать 4 часа.

Несмотря на свое осуждение, человек в рамках исправительных и принудительных работ получает зарплату за вычетом необходимых удержаний. Обязательные работы проводятся на общественных началах, т.е. бесплатно.

Все три типа рассматриваемых работ отличает их максимальная продолжительность.

Так, обязательные работы назначаются на период не более чем в 480 часов (т.е. в общей сложности 20 дней). Для исправительных и принудительных работ граничные сроки наказания составляют два года и 5 лет, соответственно.

Как часто применяются на практике

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Важной также является и линия защиты, выстроенная адвокатом. Он должен убедить суд в том, что именно принудительные работы будут наиболее эффективной мерой наказания для подзащитного.

Принимая во внимание загруженность пенитенциарной системы, суды назначают принудительные работы достаточно часто. Подчеркнем, очень важно при этом правильно выстроить линию защиты.

Злостное уклонение

  • Оно чревато тем, что не истекший период общественных работ превращается в равноценное по продолжительности лишение свободы.
  • На время его рассмотрения гражданин может быть задержан (период составляет от 2 суток до месяца).
  • Существует три признака, свидетельствующих об уклонении от выполнения принудительных работ.
  • Первый из них состоит в том, что лицо отказывается получать предназначенное для него предписание прибыть на территорию исполнения наказания.

Для этого инстанция, курирующая исполнение наказания, направляет в суд соответствующее представление.

При принудительных работах человеку может быть разрешено временно оставлять место отбывания наказания.

И если он туда не вернется в положенное время без уважительных причин, то это тоже будет считаться уклонением от возложенной ответственности.

Наконец, нельзя самовольно (т.е. без разрешения администрации) оставлять исправительный центр, назначенный участок работы или временное место проживания более чем на сутки.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://lawyer-guide.ru/ugolovnoe-pravo/prinuditelnye-raboty-kak-vid-ugolovnogo-nakazaniya.html

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Принудительные работы, как вид уголовного наказания, начали применяться достаточно недавно в нашей стране, а именно только с первого января прошлого года.

Так, в соответствии с Уголовным кодексом РФ (далее также УК РФ), они могут назначаться вместо лишения свободы но только при условии, что совершенное деяние являло собой небольшую или среднюю тяжесть, а также, если тяжкое преступление совершено впервые. К слову, нельзя сказать, что иные виды работ получают широкое распространение.

Определение этого вида криминального деяния содержится в ст.53.1 УК РФ «Принудительные работы». Как говорится в статье — это привлечение совершившего преступное деяние к труду в специальном месте, которое определяется организациями уголовно-исполнительной системы. Срок, на который назначается данное взыскание варьируется и составляет минимум два месяца и максимум — пять лет.

В это время за свою деятельность осужденные получают зарплату, из которой они выплачивают своего рода налог, размер которого варьируется и составляет минимум пять и максимум двадцать процентов, которые перечисляются территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на имеющийся у него банковский счет. Также они должны оплачивать свое питание самостоятельно.

Сразу стоит заметить, что тип деятельности, направленный на наказание, выбрать сам не сможет. Его назначает ему (ФСИН).

По словам представителей данной службы, при поиске работы они стараются принимать во внимание, какая квалификация есть у совершившего преступное деяние (при ее наличии, разумеется).

Тем не менее, все зависит от того, какие имеются предложения на рынке труда и у компаний, с которыми есть предварительные договоренности.

Несмотря на то, что большинство имеющихся предложений связаны с неквалифицированным трудом, где не требуются какие-то специальные навыки, РЖД также выразила желание помочь в трудоустройстве осужденных и предоставляет вакансии для отбывания данного вида наказания.

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Также на отбывающего наказание распространяются практически все положения трудового кодекса, за исключением права на увольнение. Кроме того, осужденному запрещается покидать исправительный центр, в котором он должен проживать, без наличия письменного согласия от руководства или административного аппарата.

Отличия

Разница между тремя видами, на первый взгляд, аналогичных наказаний заключается в следующем:

  1. Во-первых, осужденные к принудительным работам отбывают наказание в предназначенных для этого исправительных центрах. Впрочем, после того, как третья часть срока прошла, работник может покинуть центр и проживать один или со своими близкими, но только при условии, что это место будет находиться в муниципальном образовании, в котором располагается центр. Вместе с тем при исполнении других видов работ,отбывающие продолжают проживать по своему постоянному месту.
  2. Во-вторых, когда преступнику назначаются первые два вида работ, он сохраняет свое прежнее место трудоустройства. И в первом случае может даже отрабатывать необходимое количество времени там, где он в настоящий момент работает, а во втором случае он едет на отработку после завершения рабочего дня на основном месте. Однако наказание в виде принудительных работ исполняется по месту, назначенному Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) и нарушитель не может совмещать их со своим прежним видом деятельности.
  3. В-третьих, де-юре, иные виды работ суд может назначить за более легкие виды преступлений. Вместе с тем, на практике суды обычно используют такой вид работ как принудительный за нетяжкое нарушение закона, например, за небольшие кражи.

Когда и кому назначается

Принудительные работы – это, своего рода, альтернативный способ наказать тех, кто приговорен к лишению свободы.

Данный вид наказания может быть назначено только при условии, что судья решит, что возможность реабилитации осужденного существует и без непосредственного пребывания в местах лишения свободы во время всего срока.

В  таком случае, суд выносит постановление, что наказание заменяется на принудительные работы.

Однако принудительные работы не назначаются в случае если осужденным является:

  • несовершеннолетний;
  • лицам, у которых есть инвалидность первой или второй группы;
  • беременным женщинам;
  • женщинам, у которых есть дети младше трех лет;
  • пенсионерам;
  • военнослужащим.

Последствия при уклонении

В случаях, когда осужденный уклоняется от выполнения принудительных работ – то они сменяются лишением свободы. Один день заключения идет за один неотработанный день принудительных работ.

Кроме того, 23 апреля 2018 года президентом РФ был подписан закон, который вносит поправки в УК РФ и благодаря которому, описанная выше замена может иметь место также в случаях, когда осужденный является злостным нарушителем порядка и условий отбывания данного вида наказания.

Что же считать уклонением? Ответ на возникший вопрос содержится в статье 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Так, уклоняющимся признается следующее лицо избегающий получения предписания о направлении к месту отбывания наказания.

Данное предписание вручается осужденному территориальным органом уголовно-исполнительной системы, который имеется в регионе, где находится место жительства преступившего закон, в течение десяти суток со дня получения последним обвинительного решения.

Читайте также:  Штраф за одностороннее движение в обратном направлении

В данном предписании содержится информация о том, когда и куда должен пребыть правонарушитель для возвращения долга обществу.

  • не прибывший к месту выполнения принудительных работ в установленный срок;
  • не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;
  • самовольно оставивший исправительный центр, место работы или место проживания более чем на 24 часа.

При наличии одного из перечисленных пунктов, уклонист объявляется в уголовный розыск и при его поимке существует право задержать его на сорок восемь часов, а при наличии постановления суда время может быть увеличено до тридцати дней.

Это время необходимо для того, чтобы начальник исправительного центра направил в суд заявление на замену оставшегося времени наказания на лишение свободы, после чего судья выносит соответствующее постановление и уклонист отбывает в места не столь отдаленные.

Источник: https://detoxnsk.ru/otlichie-prinuditelnykh-rabot-ispravitelnykh/

Возможно ли изменить принудительные работы на исправительные?

Доброе утро, подскажите, мне дали год и 6 месяцев принудительных работ в исправительном центре 120 к/м от дома, дома у меня остались дочка 3 года и мать 55 ле,т дочку я воспитываю сам. Жены у меня нет, можно ли как нибудь изменить принудительные работы на исправительные чтобы жить дома?

Принудительные работы по ст. 53.1 УК РФ: определение, отличие от исправительных и обязательных, виды и ответственность за уклонение

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.82 Уголовного кодекса, беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме лиц, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, лишения свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
В случае, если осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, отказался от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.
По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой настоящей статьи, от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.
Если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, пришел к выводу о соблюдении осужденным, указанным в части первой настоящей статьи, условий отсрочки и его исправлении, суд по представлению этого органа может принять решение о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости.
Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, указанный в части первой настоящей статьи, совершает новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.
Согласно ст.ст.396,397,399 Уголовно-процессуального кодекса, вопросы, указанные в пунктах 1, 2, 2.1, 9, 10, 11, 14, 15, 16 и 20 статьи 397 и статье 398 настоящего Кодекса, разрешаются судом, постановившим приговор, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 135 настоящего Кодекса.
Если приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то вопросы, указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора — вышестоящим судом. В этом случае копия постановления суда по месту исполнения приговора направляется в суд, постановивший приговор.
Вопросы, указанные в пунктах 3, 4, 4.2, 5, 6, 12, 13 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса, разрешаются судом по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьями 60.1 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо по месту применения принудительных мер медицинского характера.
Вопросы, указанные в пунктах 4.1, 7, 8, 8.1, 17, 17.1 и 17.2 статьи 397 настоящего Кодекса, разрешаются судом по месту жительства осужденного.
Вопросы, указанные в пунктах 18 и 18.1 статьи 397 настоящего Кодекса, разрешаются судом по месту задержания осужденного.
Вопросы, указанные в пункте 21 статьи 397 настоящего Кодекса, рассматриваются судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по Уголовному кодексу Российской Федерации и места последнего проживания осужденного в Российской Федерации.
Вопросы, связанные с исполнением приговора, судья разрешает единолично в судебном заседании.
Суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора:
1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с частью пятой статьи 135 и частью первой статьи 138 настоящего Кодекса;
2) о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:
а) штрафа — в соответствии со статьей 46 Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) обязательных работ — в соответствии со статьей 49 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) исправительных работ — в соответствии со статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации;
г) ограничения свободы — в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2.1) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со статьями 78 и 140 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
4) об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4.1) об отмене условно-досрочного освобождения — в соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4.2) о назначении судебно-психиатрической экспертизы в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации;
5) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации;
6) об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации;
7) об отмене условного осуждения или о продлении испытательного срока в соответствии со статьей 74 Уголовного кодекса Российской Федерации;
8) об отмене либо о дополнении возложенных на осужденного обязанностей в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации;
8.1) об отмене частично либо о дополнении установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации;
9) об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора в соответствии со статьей 83 Уголовного кодекса Российской Федерации;
10) об исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации;
11) о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со статьями 72, 103 и 104 Уголовного кодекса Российской Федерации;
12) о назначении, о продлении, об изменении или о прекращении применения принудительных мер медицинского характера в соответствии со статьями 102 и 104 Уголовного кодекса Российской Федерации;
13) об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации;
14) о снижении размера удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам в соответствии со статьей 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае ухудшения материального положения осужденного;
15) о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора;
16) об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации;
17) об отмене отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, в соответствии со статьей 82 Уголовного кодекса Российской Федерации;
17.1) о сокращении срока отсрочки отбывания наказания осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, с освобождением осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости в соответствии со статьей 82 Уголовного кодекса Российской Федерации;
17.2) об отмене отсрочки отбывания наказания осужденному в соответствии со статьей 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
18) о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания, предусмотренного частью второй статьи 60.2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, до рассмотрения вопроса, указанного в пункте 2 или 2.1 настоящей статьи, но не более чем на 30 суток;
18.1) о заключении под стражу осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившегося от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, но не более чем на 30 суток, а также о направлении его в колонию-поселение под конвоем в порядке, установленном статьями 75 и 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо о рассмотрении вопроса, указанного в пункте 3 настоящей статьи;
19) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы, в порядке, установленном статьей 148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
20) о передаче гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является;
21) о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден гражданин Российской Федерации, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания.Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом:
1) по ходатайству реабилитированного — в случае, указанном в пункте 1 статьи 397 настоящего Кодекса;
2) по ходатайству осужденного — в случаях, указанных в пунктах 3 (в соответствии с частью второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), 4, 5, 6, 9, 11-15 статьи 397 и частях первой и второй статьи 398 настоящего Кодекса;
3) по представлению органа внутренних дел или учреждения (органа) уголовно-исполнительной системы по месту задержания осужденного — в случаях, указанных в пунктах 18 и 18.1 статьи 397 настоящего Кодекса;
4) с учетом требований статей 469-472 настоящего Кодекса — в случаях, указанных в пунктах 20 и 21 статьи 397 настоящего Кодекса;
4.1) по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, — в случаях, указанных в пункте 12 статьи 397 настоящего Кодекса, в отношении лица, которое осуждено за совершение в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, и признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;
5) по представлению учреждения, исполняющего наказание, — в случаях, указанных в пунктах 2, 2.1, 4.1, 4.2, 7 — 8.1, 10, 12, 13, 15, 17 — 17.2 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса;
5.1) по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьями 60.1 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, — в случаях, указанных в пунктах 3, 4 и 5 статьи 397 настоящего Кодекса;
6) в соответствии с частью второй статьи 432 настоящего Кодекса — в случае, указанном в пункте 16 статьи 397 настоящего Кодекса.
Указанные в части первой настоящей статьи лица, учреждения и органы должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания. В судебное заседание вызывается представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполнением наказания. Если вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска, то в судебное заседание могут быть вызваны гражданский истец и гражданский ответчик. При наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом. Ходатайство осужденного об участии в судебном заседании может быть заявлено одновременно с его ходатайством по вопросам, связанным с исполнением приговора, либо в течение 10 суток со дня получения осужденным извещения о дате, времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении вопросов, указанных в пунктах 4, 5 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса, а также вопроса об отсрочке исполнения приговора в судебном заседании вправе также участвовать потерпевший, его законный представитель, представитель, если в материалах имеется постановление или определение суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя, вынесенное в соответствии с частью пятой статьи 313 настоящего Кодекса. Потерпевший, его законный представитель, представитель могут участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи. Потерпевший, его законный представитель, представитель должны быть извещены о дате, времени и месте судебного заседания, а также о возможности их участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Вопрос о форме участия потерпевшего, его законного представителя, представителя в судебном заседании решается судом при наличии ходатайства потерпевшего, его законного представителя, представителя, заявленного в течение 10 суток со дня получения извещения о проведении судебного заседания. Неявка потерпевшего, его законного представителя, представителя, своевременно извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не является препятствием для проведения судебного заседания.
В случае, когда в судебном заседании участвуют осужденный, потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, они вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы.
Осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката.
В судебном заседании вправе участвовать прокурор.
Судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление, либо с объяснения заявителя. Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление.

Читайте также:  Конкурсная масса при банкротстве: определение и состав

Таким образом, Вы можете подать ходатайство об отсрочке отбывания наказания в суд через администрацию исправительного центра.

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/vozmozhno-li-izmenit-prinuditelnye-raboty-na-ispravitelnye/

Принудительные работы

Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», включивший принудительные работы в систему наказаний УК РФ, установил в ст. 8 экстраординарный порядок вступления норм ст. 53.1 УК РФ в силу. Срок вступления норм закона в силу установлен на 1 января 2014 г.

Принудительные работы являются итогом политики либерализации уголовного законодательства, которая увенчана призывами сократить количество приговоров к лишению свободы как наиболее репрессивной мере наказания. Данное обстоятельство подчеркивается в ч. 1 ст. 53.1 УК РФ тем, что принудительные работы призваны служить альтернативой лишению свободы.

Суть принудительных работ, как установлено в ч. 3 ст. 53.1 УК РФ, заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Строго говоря, исполнение принудительных работ вовсе не предполагает привлечение осужденного к труду. Осужденный скорее не привлекается, а естественно-агрессивно или репрессивно назначается на работы, которые сам не выбирает.

Это рациональное свойство любой меры наказания, которая должна характеризоваться необходимой дозой репрессии.

Принудительные работы назначаются только как основное наказание за преступления небольшой или средней тяжести. Наказание в виде принудительных работ может быть назначено и за тяжкое преступление, если оно совершено впервые.

Назначение принудительных работ представляет собой не обязанность, а лишь право суда.

Суд вправе по собственному усмотрению, которое базируется на выводе о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, заменить лишение свободы на принудительные работы.

Такая замена, однако, возможна лишь в случаях назначения лишения свободы на срок менее пяти лет. В ином случае согласно ч. 2 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы не назначаются.

В действительности же процедура назначения наказания происходит дважды: сначала должно быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком менее пяти лет, а затем, по усмотрению суда – принудительные работы. Вряд ли такая процедура целесообразна, учитывая, что мнение суда о возможности исправления осужденного без изоляции от общества может быть более адекватно и полноценно реализовано посредством условного осуждения.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет и отбываются в специально предназначенных для этого исправительных центрах, которые согласно ст. 60.1 УИК РФ должны быть расположены в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены.

При отсутствии на территории субъекта РФ по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

К органам уголовно-исполнительной системы, которые назначают осужденному место работы, относится администрация исправительного центра, где осужденный отбывает наказание. Согласно ст. 60.7 УИК РФ каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.

В процессе исполнения наказания в виде принудительных работ осужденному выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства в пределах от пяти до двадцати процентов. В соответствии со ст. 60.

10 УИК РФ помимо удержаний в доход государства с осужденного удерживают и расходы, произведенные учреждением по его содержанию.

При этом возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

После всех установленных в законе удержаний осужденный вправе получить зарплату, сумма которой не может быть менее двадцати пяти процентов от начисленной ему заработной платы.

За осужденными к принудительным работам устанавливается надзор, который осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.

Порядок осуществления надзора определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Администрация исправительного центра вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам.

В случае если поведение осужденного к принудительным работам создает угрозу жизни или здоровью окружающих либо самого осужденного, а также в целях недопущения с его стороны противоправных действий такой осужденный но решению администрации исправительного центра может быть помещен в безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются по правилам ч. 6 ст. 53.1 УК РФ лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

В отличие от обязательных и исправительных работ, которые могут быть заменены на другие виды наказания в случае только злостного уклонения от их исполнения, фактор злостности в принудительных работах отсутствует. Достаточно незлостного уклонения, под которым ст. 60.

17 УИК РФ предлагает понимать уклонение от получения предписания, указанного в ч. 2 ст. 60.

2 УИК РФ; неприбытие к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; невозвращение в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; самовольное оставление исправительного центра, места работы и (или) места проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, военнослужащим.

Источник: https://studme.org/87376/pravo/prinuditelnye_raboty

К вопросу о применении принудительных работ как вида уголовного наказания

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) [2].

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г.

Читайте также:  Можно ли вернуть диван если он не понравился

№ 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре.

По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден.

В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г.

из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных [5], общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е.

более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания».

Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) [6. с. 15.].

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы [7. с. 558.]. Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч.

6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день.

Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы [8. с. 7.].

Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. [8. с. 7.] Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 608 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 604 и ч.1 ст. 607 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра [9. с. 73-74.].

В соответствии с ч.1 ст. 60.17.

УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17.

УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы [10. с. 12].

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора.

Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке.

Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» [10. с. 12.].

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным [11. с. 57.]. Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ».

Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены.

Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ [14. с. 100.].

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст.

45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.

45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч.

41 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Источник: https://novainfo.ru/article/8689

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector