Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель: основные права и полномочия

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Органы дознания можно разделить на две группы.

К первой группе относятся перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК. Их уголовно-процессуальные функции:

— производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК.

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Для всех указанных органов расследование преступлений не является единственной или основной функцией, в силу чего дознание в данном случае направлено на обеспечение предварительного следствия и лишь по некоторой категории дел, не представляющих большой сложности и не характеризующихся повышенной опасностью, дознание заменяет собой предварительное следствие. На органы дознания возлагается также обязанность выполнения отдельных поручений следователя.

Ко второй группе органов дознания относятся закреплённые в ч. 3 ст. 40 УПК. Полномочия их сводятся лишь к праву возбудить уголовное дело в порядке ст.

146 УПК и производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, совершённых по месту их нахождения или в пределах их территории.

Наделение указанных лиц процессуальными полномочиями вызвано отсутствием в месте их расположения другого органа дознания, поэтому осуществление ими процессуальных функций является вынужденным обстоятельством и носит эпизодический характер.

Подследственностьмежду разными органами дознания определяется ст. 150 и 151 УПК.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное следствие в форме дознания, а также его заместитель. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания предусмотрены только в отношении подчинённых ему дознавателей. Полномочия закреплены в ч. 1 ст. 40.1.

Дознаватель (п. 6 ст.

5 УПК) – должностное лицо органа дознания, полномочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Ст. 41 УПК закрепляет процессуальные полномочия дознавателя.

Дознаватель является самостоятельным участником уголовного процесса и самостоятельно направляет ход расследования уголовного дела. Он также как и следователь несёт персональную ответственность за законность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена.

Это проявляется в том, что для него указания прокурора, начальника подразделения дознания и органа дознания обязательны.

В соответствии с УПК он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, а указания начальника подразделения дознания – начальнику органа дознания или прокурору, однако обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_14694_organ-doznaniya-doznavatel-nachalnik-podrazdeleniya-doznaniya-ih-protsessualnie-polnomochiya.html

Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст.

40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

  • Полномочия:
  • 1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;
  • 3) проверять материалы уголовного дела;
  • 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
  • 5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела.

Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору.

Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме до–знания, а также иные полномочия, предусмот–ренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дозна–ние руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить след–ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уго–ловным делам, по которым производство предваритель–ного следствия не обязательно; 2) выполнение неотлож–ных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

  1. Полномочия:
  2. 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);
  3. 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
  4. 3) давать следователю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
  5. 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
  7. 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;
  8. 7) продлевать срок предварительного расследования;
  9. 8) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  10. 9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.

Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судеб–ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

Источник: https://studopedia.net/14_60803_organ-doznaniya-nachalnik-organa-doznaniya-nachalnik-podrazdeleniya-doznaniya-i-doznavatel-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-ih-polnomochiya.html

Орган дознания и дознаватель

Определение 1

Согласно п. 24 статьи 5 УПК РФ, органы дознания – это государственные органы и представители, которые имеют право осуществлять дознание и процессуальные полномочия.

В первой части 40 статьи УПК РФ положено, что органы дознания могут быть представлены:

  • органами внутренних дел Российской Федерации, а также те подразделения, которые входят в ОВД (отделы полиции и органы, осуществляющих контроль оборота наркотических и психотропных веществ);
  • другие государственные органы, которые были наделены полномочиями для ведения оперативно-розыскной деятельности, согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В список подобных органов включены оперативные подразделения органов ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, внешняя разведка России, а также федеральная служба исполнения наказаний;
  • органы федеральной службы судебных приставов;
  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Полномочия органа дознания

Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).

Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).

Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.

Дополнительные полномочия для гражданских лиц

Замечание 1

Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.

Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.

Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.

Замечание 2

Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.

Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.

Дознаватель

Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).

Замечание 3

Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.

Полномочия дознавателя

Статья 41 УПК РФ показывает, что дознаватель в уголовном процессе владеет рядом полномочий:

  1. Лично совершать процессуальные действия и принимать необходимые решения, кроме тех ситуаций, когда требуется подтверждение со стороны руководителя органа дознания, прокуратуры или судьи.
  2. Исполнять другие полномочия, которые предусмотрены УПК РФ.

Замечание 4

Важно знать, что дознаватель обязан исполнять приказы прокуратуры и руководителя органа дознания.

Если сотрудник не согласен с приказами руководства, то он может обжаловать решение перед прокурором. Если дознаватель не согласен с указанием прокурора, то он может обжаловать это перед вышестоящим прокурором, но в то же время исполнение указаний не должно быть остановлено.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organ-doznanija-i-doznavatel/

Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия

  • Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
  • К ним относятся: Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Органы Федеральной службы судебных приставов России; Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; Органы Государственного пожарного надзора.
  • Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах; Руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.
  • Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответ. специализированное подразделение, которое осуществляет предварит. расследование в форме дознания, а также его заместитель. Не все органы дознания имеют свои специализированные подразделения.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью.

Преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы.

В Российской Федерации согласно ст. 223 УПК РФ дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и может быть продлено еще на 30 суток, в исключительных случаях до 1 года.

Источник: https://students-library.com/library/read/78712-organ-doznania-nacalnik-podrazdelenia-doznania-doznavatel-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-ih-polnomocia

Кто такой Дознаватель и что представляет. Полномочия и отличия от следователя | Суворов Групп

Выберите букву

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

См. Кто такой следователь.

Особенности дознавателя 

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания.

    Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.

  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование».

А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г.

№ 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования.

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст.

214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Источник: https://malina-group.com/doznavatel/

Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания

В настоящее время руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ) и начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) – это участники уголовного судопроизводства, процессуальное положение которых закреплено в действующем уголовно процессуальном законодательстве.

В силу положений уголовно–процессуального закона именно на данных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения возложена обязанность осуществления процессуального контроля за уголовно–процессуальной деятельностью следователей и дознавателей при производстве ими предварительного расследования по уголовным делам.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 440–ФЗ от 30 декабря 2015 года[21] Уголовно–процессуальный кодекс РФ дополнен статьей 40.2 «Начальник органа дознания».

Следует отметить, что вопрос о внесении указанного дополнения в УПК РФ достаточно активно обсуждался учеными и практиками в течение долгого времени.

[22] Поэтому введение отдельной статьи в УПК РФ, регламентирующей полномочия начальника органа дознания как самостоятельного субъекта уголовного судопроизводства, было положительно воспринято ученой общественностью и правоприменителями.

Применительно к ОВД термин «начальник органа дознания» может быть распространен исключительно на тех должностных лиц, которые либо реализуют функцию процессуального руководства и процессуального контроля за этим направлением деятельности, либо самостоятельно реализуют расследование в форме дознания.

Исключительно они вправе уполномочить то или иное должностное лицо как на производство дознания, так и на осуществление иных полномочий, относящихся к сфере уголовно–процессуальных отношений.

Однако безапелляционность данного вывода поставлена под сомнение как рядом нормативных новаций, связанных с реформированием ОВД в последние годы, так и теорией науки управления и, конечно, российского уголовно–процессуального права.

В соответствии с новым законом о полиции, в частности, вне нормативного регулирования остался принципиальный вопрос: насколько следует считать начальником органа дознания (со всей полнотой властных его полномочий) непосредственно начальника полиции

Необходимость дополнения уголовно–процессуального законодательства нормами, раскрывающими понятие и правовой статус начальника органа дознания, уже давно обосновывалась в научной литературе.

Многие ученые обращали внимание на то, что данное должностное лицо играет важную роль в проведении дознания, наделено процессуальными функциями и полномочиями, закрепленными в различных статьях УПК РФ, но при этом в разделе II УПК РФ отсутствует специальная статья, раскрывающая понятие и полномочия этого участника уголовного процесса.[23]

Новое содержание понятия начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) соответствует сложившемуся в научной литературе и в практике подходу, в соответствии с которым именно руководитель обладает полномочиями того органа, который он возглавляет, т.е. его правовое положение производно от правового положения возглавляемого им органа власти.[24]

Вместе с тем рассматриваемое определение не дает точного ответа на вопрос о том, кто должен выполнять функции органа дознания и осуществлять процессуальный (ведомственный) контроль.

Решение о том, кто должен осуществлять уголовно–процессуальные полномочия по конкретному делу, относится к числу управленческих. При его принятии руководитель учитывает квалификацию, опыт работы, загруженность конкретного подчиненного и другие обстоятельства.

Наличие оснований для отвода данного лица принципиально ничем не отличается от других обстоятельств, которые учитывает руководитель при передаче уголовного дела конкретному дознавателю.

При распределении уголовных дел между следователями и дознавателями вопрос о возможном наличии обстоятельств, препятствующих принятию данных дел к производству, ставится и решается.

Таким образом, когда законодатель поручил прокурору решать вопрос об отводе дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, он фактически без достаточного основания нарушил нормальную логику взаимодействия должностных лиц, осуществляющих расследование, и надзирающего за законностью прокурора.

В соответствии с данной логикой сначала должностным лицом должно быть принято процессуальное решение, а потом у заинтересованных лиц появляется право обратиться к прокурору с жалобой, и прокурор вправе вмешаться в деятельность должностных лиц в целях обеспечения требований закона, защиты нарушенных прав, когда имеются данные о нарушении ими закона.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.

Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:

  • – передавать уголовное дело другому дознавателю;
  • – отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;
  • – давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;
  • – ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;
  • – кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.

Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу.

Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ).

Признание начальника подразделения дознания самостоятельным субъектом уголовно–процессуальных правоотношений не освобождает руководителя государственного органа, наделенного правами органа дознания, от ответственности как за общее состояние работы по производству дознания, так и за результаты работы каждого дознавателя по каждому уголовному делу и ни в коей мере не умаляет его процессуального полновластия.

Определение начальника военного учреждения как органа дознания не ставится в зависимость от статуса самого начальника. Начальник военного учреждения может быть как военнослужащим, так и относиться к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации.

В связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил многие воинские должности, в т.ч. и должности начальников военных учреждений, стали комплектоваться лицами гражданского персонала.

В силу указанных обстоятельств как у органов военной прокуратуры, так и у должностных лиц военных учреждений возникает вопрос о возможности и допустимости действий начальников военных учреждений как органов дознания.

  1. Применительно к уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации органом дознания может быть исключительно начальник военного учреждения, отвечающего требованиям вышеприведенного определения.
  2. При оценке того, относится ли то или иное учреждение к военному учреждению, видится правомерным такую оценку производить на основании учредительных документов, исходя из того, кто является учредителем такого учреждения.
  3. Так, применительно к военным учреждениям в их учредительных документах (в Уставе или в Положении) обязательно должно быть отражено то, что они являются государственными, некоммерческими (исключается любая коммерческая или иная приносящая доход деятельность), и определены соответствующие задачи по обеспечению обороны и безопасности государства и (или) всестороннего обеспечения условий выполнения этих задач.
  4. Наделение начальников военных учреждений полномочиями органа дознания, на наш взгляд, продиктовано особой значимостью выполняемых ими задач, которые носят общегосударственный характер, и необходимостью соблюдения в них строгой дисциплины и правопорядка, несоблюдение которых может привести к снижению эффективности их деятельности и к ослаблению обороноспособности государства.
  5. Таким образом, определяющим в оценке возможности отнесения начальника военного учреждения к органу дознания является не его статус (военнослужащий либо гражданский персонал), а исключительно организационно–правовая форма и выполняемые задачи.

Отсутствие в военном учреждении офицеров не может являться препятствием для осуществления в такой организации дознания. Дознание при необходимости может проводить руководитель учреждения, как начальник органа дознания.

Но в связи с актуальностью рассматриваемой проблемы в период реформирования военной организации государства видится целесообразным в военных учреждениях, выполняющих особо значимые задачи в области обороны и безопасности государства и перешедших на комплектование исключительно гражданским персоналом, предусмотреть в штате этих учреждений должность (должности) дознавателей.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, закрепленные в ст. 40.1 УПК РФ, направлены главным образом на обеспечение эффективного осуществления им процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей и представляют собой правовые средства такого руководства.

Это прежде всего средства контроля, обеспечивающие систематическое наблюдение за деятельностью подчиненных дознавателей и проверку соответствия их деятельности требованиям закона, а также средства предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности и средства активации деятельности дознавателей.

Некоторые из них одновременно являются средствами организации деятельности дознавателей и всего подразделения дознания в целом.

Таким образом, процессуальные полномочия начальника подразделения дознания являются в целом средством управления, руководства дознанием, осуществляемым подчиненными ему дознавателями, а не только средством предупреждения нарушений законности, средствами выявления и устранения этих нарушений.

Результаты, полученные руководством при проведении им тщательного анализа возвращенных прокурором уголовных дел, необходимо рассматривать на оперативных совещаниях с руководящим составом органов, осуществляющих предварительное расследование, принимать меры организационного характера, направленные на установление должного контроля за организацией работы по расследованию преступлений, повышению качества следствия и дознания, проверки руководителями уголовных дел до их направления прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 и ч. 4 ст. 225 УПК РФ. С целью постановки в центр внимания данного вопроса вышестоящему руководству органов предварительного расследования целесообразно обеспечить заслушивание обстоятельств производства предварительного расследования по уголовным делам, возвращенным прокурорами, с принятием мер дисциплинарного воздействия к подчиненным руководителям, не обеспечившим надлежащий процессуальный контроль за их расследованием.

Уместно развивать отдельно имеющуюся практику ежеквартального заслушивания руководителей подразделений следствия и дознания, допустивших снижение размеров возмещения вреда, причиненного совершенными преступлениями. При отсутствии положительных результатов вносить начальнику головного подразделения предложения о привлечении соответствующих руководителей к дисциплинарной ответственности.

Руководству органов предварительного расследования рекомендуется взять под личный процессуальный контроль организацию работы следователей, дознавателей по своевременной постановке на учет в ИЦ (ЗИЦ) похищенных и изъятых номерных вещей, и антиквариата, а также по снятию их с учета в случае обнаружения.

В тематике занятий с личным составом рационально считать приоритетным направлением изучение допущенных нарушений и ошибок, явившихся основанием для возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования.

При этом тематические планы проведения занятий должны предусматривать постоянное восполнение сотрудниками ранее полученных знаний и изучение новых материалов как теоретического, так и прикладного характера, освещающих формы и методы совершенствования деятельности по возмещению причиненного преступлением вреда при производстве предварительного расследования.

Следует обеспечить обязательное доведение до всех следователей методических рекомендаций, анализов, обзоров, направляемых вышестоящими следственными подразделениями.

Необходимо осуществлять ведение соответствующего контрольно–наблюдательного дела, еженедельно отслеживать результаты работы подчиненных по данному направлению деятельности, что позволит своевременно прогнозировать эффективность принимаемых мер и контролировать ход их исполнения.

Своевременным и обоснованным видится в эпицентр деятельности возвести надлежащее качество проведения служебных проверок по каждому факту возвращения уголовных дел с непосредственным изучением их следователями контрольных подразделений и дачей должной оценки допущенным нарушениям и уровню процессуального контроля со стороны руководителей. В свою очередь, анализ следственной практики свидетельствует о том, что в настоящее время качество заключений служебных проверок по уголовным делам, возвращенным на дополнительное расследование, зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. Сотрудники контролирующих подразделений, изучая уголовные дела данной категории, составляют формальные заключения, переписывают основания возвращения дел на доследование из постановлений прокуроров, без тщательного изучения самих дел и причин, повлекших их возвращение, в некоторых случаях не указывают и их, предоставляют нечитаемые постановления прокуроров и судов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/12356.html

Права и обязанности органов дознания

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

1) проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140-148 УПК РФ);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);

3) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. ст. 223-226 УПК РФ)82;

4) исполнение поручений и указаний следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Осуществляя проверку заявления (сообщения) о преступлении орган дознания вправе:

— собирать доказательства без производства следственных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);

— требовать производства документальных проверок, ревизий и привлечения к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

— требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

— производить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

  • При этом он обязан:
  • — принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении;
  • — выдавать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;
  • — регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;
  • — при наличии к тому оснований возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, направлять заявление (сообщение) о преступлении по подсудности.
  • Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).
  • Дознаватель (разграничения органа дознания и дознаватель).
  • Дознаватель
  • Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное

либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении; неотложные следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, а также исполнять поручения (указания) прокурора, начальника следственного отдела, следователя, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания, начальника органа дознания или другого дознавателя.

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). В этой связи он уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия органа дознания и (или) дознавателя, прямо предусмотренные УПК РФ.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по которым предварительное следствие обязательно, исполнять поручения и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 6202;

Источник: https://poznayka.org/s15947t1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector