Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства.

В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность.

Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах.

Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности.

Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее.

Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) .

Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

  • Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.
  • В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.
  • Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:
  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику.

При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного.

Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом.

В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения.

Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг.

В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг.

При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

Источник: https://steamtrend.ru/useful/article/perevozka-i-transportnaya-ekspeditsiya-osobennosti-i-otlichiya.html

Договор экспедирования и договор перевозки отличия

Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки.

Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

  • Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
  • Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
  • Информационный блок » Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права
  • Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
  • Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
  • Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки

При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

Читайте также:  Как получить дубликат Гос. номера транспортного средства

Договора транспортной экспедиции: отличие от перевозки и образец

Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.

Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель Договор является основанием для перевозки Заказчик – посредник – исполнитель Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

Запрещается ли перевозка детей на велосипеде, смотрите на странице.

О прекращении договора воздушной перевозки пассажира узнайте из информации по ссылке.

Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Читайте так же:  Справка о зарплате в произвольной форме — открой бизнес

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ

      .

 

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);

Источник: https://domtriumf18.ru/dogovor-ekspedirovaniya-i-dogovor-perevozki-otlichiya/

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их  резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно,  у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.
Читайте также:  Таможенные процедуры: что это такое, какие бывают, их цели и различия

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п.  — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком. Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора (есть ли гарантии о сохранности груза?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится.

Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон.

Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика.  Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике.

Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю.

Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора, в котором он перечисляет  выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора.

К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз.

Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости).

Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик.

Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность  — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб   — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей.

Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз.

Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя.

Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку.

Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные  — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует —  стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически  осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки.

Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор.

Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Источник: https://urist-rostov.com/perevozka-ekspediciya/

Чем отличается транспортная экспедиция от перевозки груза?

Планируя организовать доставку товара из Китая, важно различать такие понятия как перевозка и транспортная экспедиция. В этой статье мы рассмотрим особенности договоров на перевозки и международные транспортные экспедиции, а также разберемся с тем, какой тип договора целесообразно использовать при доставке грузов из Китая.

Читайте также:  Как получать пенсию за умершего супруга: стоит ли переходить, порядок действий и что будет если снова заключить брак

Особенности транспортной экспедиции и грузоперевозки

Заключая договор перевозки, транспортная компания берет на себя обязательства:

  • Доставить, полученный от отправителя груз, в конечный пункт назначения.
  • Выдать груз получателю или уполномоченному представителю.

Понятие транспортной экспедиции является более сложным и предполагает выполнение услуг, связанных с грузоперевозкой. Конкретный перечень предоставляемых услуг определяется договором экспедиции.

Договор транспортной экспедиции грузов может предусматривать:

  • Организацию доставки груза, включая заключение договора на грузоперевозку.
  • Подбор подходящего типа транспорта.
  • Построение оптимального маршрута.
  • Обеспечение правильного отправления и своевременного получения груза.
  • Предоставление дополнительных услуг, связанных с организацией транспортировки.

При этом независимо от вида заключаемого договора, получатель (либо отправитель) груза оплачивает экспедиционные либо транспортные услуги.

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: отличия

Приведенная выше общая характеристика договоров перевозки и транспортной экспедиции позволяет определить разницу между данными договорами.

Так ключевое отличие перевозки от транспортной экспедиции состоит в том, что в первом случае индивидуальный перевозчик либо транспортная компания предоставляет исключительно услуги по транспортировке груза из точки отгрузки в точку назначения.

При этом существенные условия договора транспортной экспедиции предполагают предоставление широкого спектра услуг, связанных с организацией грузоперевозок. Наряду с этим сама грузоперевозка также может входить в перечень услуг, предоставляемых по договору экспедиции.

Особенности транспортной экспедиции предусматривают осуществление следующих услуг, необходимых при организации доставки:

  • Получение разрешительных документов требуемых для совершения операций экспорта и импорта.
  • Сопровождение процедуры таможенного оформления.
  • Контроль соответствия количества и проверка состояния груза при погрузке и выгрузке.
  • Дополнительное хранение груза на складе.

Правила транспортной экспедиции также могут предусматривать выдачу клиентом доверенности, позволяющей экспедитору выполнять взятые обязательства.

Можно сделать вывод, что договор перевозки является узкоспециализированным, тогда как на условиях транспортной экспедиции предоставляется широкий спектр услуг.

Международная транспортная компания Anno Danini Limited предлагает услуги экспедирования в комплексе с грузоперевозками, а это означает, что доставка грузов из Китая будет организована на высшем уровне.

В данном случае клиенту не нужно беспокоиться об оформлении сопроводительных документов, сохранности груза, получении разрешений и возникновении сложностей с прохождением таможни – все хлопоты берет на себя компания Anno Danini.

Таким образом, заказывая грузовые перевозки из Китая, вы получаете дополнительный сервис, а вся ответственность за организацию доставки ложиться на плечи профессионалов.

Источник: https://annodanini.com/articles/otlichiya-transportnoy-ekspeditsii-i-gruzoperevozki

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году — таблица, ГК РФ

Зная отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки в 2020 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с юридической точки зрения.

Перевозка грузов может происходить на базе различных типов соглашений, которые заключаются между компанией-отправителем и фирмой, предоставляющей услуги по транспортировки.

К основной документации относят договор транспортной экспедиции и договор перевозки. Рассмотрим отличия таких соглашений подробней.

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется изучить нормы российского законодательства.

Что нужно знать

  • Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.
  • За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.
  • Подписание соглашения на транспортировку груза может осуществляться в форме:

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

Отправитель берет на себя обязанность подготовить всю необходимую сопроводительную документацию.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

Экспедиторская компания обязательно должна иметь в наличии лицензия на предоставление подобных услуг.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

К соглашению экспедиции нужно дополнительно оформить:

Поручение Оформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую расписку Подтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую расписку Подтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Действующие нормативы (ГК РФ)

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Чем отличается договор перевозки от договора транспортной экспедиции

Согласно Гражданскому Кодексу РФ об договора различаются между собой, поэтому крайне важно знать о них.

Это позволит исключить различные недопонимания с контролирующими органами. Бланк договора перевозки можно скачать здесь.

Существенные условия (таблица)

Рассмотрим отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции подробно в таблице:

Значение Соглашение перевозки Договор экспедиции
Назначение договора Транспортировка груза, который был доверен заказчиком и собственником до указанного места Организация транспортировки и сбор документации
Предмет соглашения Транспортировка осуществляется на конкретном виде транспортного средства в назначенное время Предоставление посреднических услуг
Стороны соглашения Заказчик и исполнитель. Соглашение выступает основанием для перевозок Заказчик – посредники – исполнитель. Соглашение выступает только стимулом для транспортировки
Обязанности исполнителя Доставка груза в назначенное место в целостности Экспедитор берет на себя обязанности:

  • поиска перевозчика;
  • сбора необходимой документации;
  • сопровождение груза при необходимости

Исходя из этого, договор перевозки – узконаправленный документ, недели соглашение транспортной экспедиции. Бланк договора экспедиции можно скачать здесь.

Документы, прилагаемые к соглашениям

Подтверждающей факт заключения договора ТЭ принято считать такую документацию:

  • экспедиторское поручение со сведениями о правилах предоставления услуг и о транспортируемом грузе;
  • экспедиторская расписка – подтверждает получение имущества;
  • складская расписка – формируется во время принятия имущества на хранение.

Из дополнительных документов выделяют:

  • акт предоставления услуг;
  • экспедиторский отчет.

В зависимости от разновидности транспортного средства, договор перевозки может быть подтвержден:

  • транспортной накладной;
  • коносаментом;
  • грузовой либо же почтовой накладной.

Необходимо помнить — коносамент и накладная содержат в себе сведения относительно экспедиторской документации — сведения о товаре, правилах исполнения взятых на себя обязательств и так далее.

В чем общие моменты

Соглашение перевозки и экспедиторский договор считаются:

Взаимными Поскольку после подписания документа у каждого участника сделки формируются персональные обязанности
Публичными Которые предлагаются для всех без исключения компаний, ведущие определенную занятость на одинаковых условиях
Возмездными Иными словами, по результатам предоставления услуг один из участников сделки должен получить свое вознаграждение
Реальными В случае возложения на перевозчика каких-либо дополнительных функций непосредственного экспедитора
  • Реальным признается соглашение, по условиям которым одна сторона осуществляет передачу предмета противоположному участнику сделки.
  • Конечным итогом подписания обоих договоров – транспортировка груза до конечного получателя.
  • Рассматриваемые соглашения подлежат подписанию на основании письменного заказчика, которому нужно транспортировать груз.
  • Видео: договор перевозки
  • Форма соглашения – письменная, с обязательным реквизитом подписей и печатей компаний либо ИП (при наличии).

Ответственность сторон

Экспедитор и непосредственный перевозчик совершают действия с вверенным им грузом.

Одновременно с этим ответственность перевозчика за исполнение либо ненадлежащее исполнение условий соглашения, в том числе за утрату, изменения числа и качества товара в худшую сторону, обладает ограничительным характером и определяется согласно ст. 796 ГК РФ такими размерами:

  • стоимости утраченного груза либо багажа, в том числе при невозможности восстановить;
  • суммы, на которую было пожжено стоимость груза в случае нанесения ущерба;
  • размера заявленной стоимости груза в случае потери.

Ответственность непосредственного экспедитора больше, нежели у перевозчика и определяется общепринятыми нормами главы 25 Гражданского Кодекса России.

Одновременно с этим в случае с международными перевозками ответственность экспедитора несет специальный характер, в частности:

В сумме 666,67 расчетной единицы за место либо же иную единицу отгрузки Которая устанавливается Федеральным законом № 87, в частности ст. 6 за неисполнение условий договора, помимо срока исполнения экспедиторских услуг. Такая норма не используется, если основной причиной нарушения стала работа либо бездеятельность самого экспедитора из-за грубой неосторожности или умышленно
В сумме 2 расчетных единиц за килограмм утраченной массы Которого не хватает либо порчи вверенного груза
  1. Важно помнить — осуществление иными лицами взятых на себя обязательств экспедитора не может стать основанием для избегания ответственности.
  2. Одновременно с этим, в данной ситуации, если основанием нарушения условий соглашения считаются действия перевозчика, то ответственность экспедитора устанавливается нормами статьи 6 части 2 Федерального закона № 87.
  3. Напоследок можно сказать — разница в рассматриваемых соглашениях небольшая, но она все-таки есть.
  4. Именно по этой причине для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания крайне важно знать рассмотренные выше особенности и применять их на практике.

Источник: http://yurday.ru/otlichija-dogovora-transportnoj-jekspedicii-i-dogovora-perevozki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector