Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что подразумевается под экспертной деятельностью
Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.
Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.
О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.
Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.
Экспертиза — это действие, направленное на тот или иной материальный объект с целью установления его соответствия тем или иным критериям.
Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы.
Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д.
К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.
Эксперты обладают не только правами, но и обязанностями при осуществлении своей деятельности.
В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:
- если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
- и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
- при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.
Нормативные законы и компетенция эксперта
Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:
- Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
- Конституцией РФ;
- КоАП РФ и т.д.
Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:
- необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
- в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
- у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
- таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
- у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
- наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.
Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.
Для того, чтобы стать экспертом в РФ, нужно получить соответствующее образование и приобрести непосредственный опыт работы.
Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.
По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:
- они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
- специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.
Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.
Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.
Нужно ли лицензировать экспертную деятельность
В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.
Лицензированию подлежит только та экспертная деятельность, которая осуществляется в определенных законом сферах.
Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.
Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:
- геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
- любая деятельность, связанная с медициной;
- деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
- в области промышленной собственности.
Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.
Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.
Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ.
По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.
Заключение
Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.
Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/litsenzii/na-ekspertnuu-deyatelnost.html
10 ОТЛИЧИЙ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ КОНТОРЫ «РОГА И КОПЫТА» | ООО «Независимая экспертно-оценочная организация «ЭКСПЕРТ»
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года), статья 41 распространил свое действие на судебно — экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами: «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно — экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно — экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 — 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона».
С появлением правовой основы, по всей России, в том числе и Ростове-на-Дону, начиная с 2002 года, начали появляться негосударственные организации, специалисты которых привлекаются судами и следственными органами для проведения судебных экспертиз. Сейчас (2010-2011 гг.) рынок г.
Ростова-на-Дону буквально кишит специализированными экспертными организациями (типа Бюро, Центры и т. п.
в форме юридического лица ООО, ОАО, ЗАО) и заманчивыми предложениями: «Экспертиза и Оценка», «Экспертиза без Вашего участия», «Экспертиза любая за 1 день», «Судебная экспертиза – выигрыш 100%», «Дешевая экспертиза» и т.п.
- Так кого же пригласить или заявить в суде для выполнения столь важной и ответственной работы?
- Так какую же организацию выбрать, чтобы не угодить в руки к жуликам и проходимцам, которых достаточно среди вышеупомянутой братии?
- Для того, чтобы Вы в один прекрасный день не обнаружили после оказания Вам услуг самого Остапа Бендера, НЭОО «ЭКСПЕРТ» предлагает некоторые варианты проверки, после которых, — смело можете гнать мошенников взашей.
- 1) Если Вам предлагают оказать экспертные услуги в организации.
Примечание: Экспертная организация должна иметь все правовые основания, а в Уставе должны быть прописаны все экспертные виды деятельности.Кроме того в дополнение к этому лучше, если организация будет состоять в системе добровольной сертификации некоммерческого партнерства, например «ПАЛАТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ».
2) Вы нашли экспертную организацию в Интернете… красивый Сайт, на первом месте в поисковике, указан очень большой перечень проводимых видов (родов) экспертиз, в том числе «радиационная», «биологическая» и т.д. Тут же позвонили по указанному сотовому телефону, а Вам говорят «приедьте туда-то не зная куда, специалист в отпуске, болен, в командировке и т.п.
Примечание: Чтобы не нарваться на очень дорогие и некачественные экспертные услуги через посредников, проверьте, к примеру: адрес офиса — офис это лицо организации (посредники его, как правило, не имеют, либо там откликается совсем другая организация), наличие стационарного городского телефона (у посредников он только сотовый), на официальном Сайте должны быть размещены документы (Свидетельства и Сертификаты) на организацию и специалистов, подтверждающие их компетенцию.
3) Вам говорят, что якобы организация или эксперт имеет все… Лицензии или разные Аккредитации……. — Это полная чушь.
Примечание: Требования о предоставлении экспертом лицензии на право производства судебных экспертиз и(или) сведений (документа) о его аккредитации являются незаконными и не выполнимыми.
Лицензирование судебно-экспертной деятельности не предусмотрено
Источник: https://www.neooexpert.ru/node/1685
К вопросу о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности
Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности.
А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию. Судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой.
Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу.
Зороастров О.М.
Судебно-медицинская экспертиза является одним из видов судебной экспертизы и поэтому на нее распространяется действие Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05. 2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (далее «ФЗОГСЭД).
Экспертная деятельность отсутствует в подлежащем лицензированию перечне деятельностей в Федеральном законе о лицензировании видов деятельности. А поэтому, исходя из этого, проведение судебно-медицинской экспертизы, как вида судебной экспертизы, не должно подлежать лицензированию.
И действительно ни «ФЗОГСЭД», ни в УПК и ГПК РФ в порядке назначения экспертизы не предусмотрено требование к её лицензированию. В соответствии со ст. 57 УПК РФ экспертом является лицо, обладающее специальными знаниями.
В соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к эксперту, изложенными в ст. 13 «ФЗОГСЭД», указано только наличие высшего профессионального образования и последующей подготовки по конкретной экспертной специальности.
Но, в определении кассационной коллегии Верховного суда РФ от 16.09. 2004г. указывается, что судебно-медицинская экспертиза согласно разделу IХ Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является одним из видов медицинской экспертизы.
А раз она медицинская, то поэтому и требуется проведение её лицензирование.
Судебная экспертиза в соответствии со ст. 9 «ФЗОГСЭД» — процессуальное действие для разрешения вопросов в области науки, техники, искусства или ремесла.
Исходя из этого, необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы возникает, когда требуются познания в области медицинской науки, а не в области медицинской деятельности, как указывается в выше названном определении коллегии Верховного суда РФ. Медицинская наука и медицинская деятельность это разные понятия.
Использование данных медицинской науки не означает занятие медицинской деятельностью. Исходя из этого, судебно-медицинский эксперт, проводя судебно-медицинскую экспертизу, как вид медицинской экспертизы, не означает, что он занимается при этом медицинской деятельностью.
Вышеуказанным определением Верховный суд исключил из перечня медицинских услуг, требующих проведения лицензирования, судебно-медицинские экспертизы по материалам уголовных и гражданских, хотя при проведении таких судебно-медицинских экспертиз также используются знания медицинской науки.
Защита прав призывника
В вышеуказанном определении Верховного суда в качестве основания для осуществления лицензирования судебно-медицинской экспертизы приводится также постановление Правительства РФ, утверждающее положение о лицензировании медицинской деятельности.
Действительно в этом положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01. 2007г. № 30, в п. 4 указано, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) согласно их перечню-приложению к этому положению.
В перечень в качестве работ (услуг) указаны и различные виды судебно-медицинской экспертизы.
В толковом словаре Ожегова под услугой понимается действие, приносящее пользу, помощь другому, т.е. лицо, которому оказывается такое действие, должно быть довольно им. Но порою лицо, в отношении которого была проведена экспертиза или его родственника, или близкого человека, может быть недовольно объективным результатом экспертизы.
Сочетание в понятии экспертиза, как услуга, не корректно по своей сути. Экспертиза по своей сущности является независимой, а услуга имеет какую-либо зависимость. В соответствии с понятиями Закона о защите прав потребителей работы (услуги) проводятся по заказу потребителя (гражданина) для своих личных целей.
Экспертиза же заказывается не гражданином, а органами дознания, следствия и судом и поэтому она не может быть в этом понимании работой (услугой).
Исходя из всего вышеизложенного судебная экспертиза, в том числе и судебно-медицинская, не может быть услугой. Она является не услугой, а процессуальным действием, приносящим пользу не лицу, а уголовному или гражданскому процессу.
Одна из сторон процесса может быть довольной результатом экспертизы, а другая недовольной. Довольная сторона может посчитать результат экспертизы для себя услугой, но для другой стороны этот результат не будет услугой.
Исходя их этого, проведение судебно-медицинской экспертизы является процессуальным действием с использованием медицинских знаний и не является медицинской услугой.
Как обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ
Отменяя вышеуказанным определением Верховного суда РФ необходимость лицензирования судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел, в этом определении дается ссылка на пояснение Минздравсоцразвития России, что проведение судебно-медицинской экспертизы по этим делам «не может в принципе создавать угрозу для жизни и здоровья людей, так как не является собственно медицинским вмешательством, в связи с чем не подлежит лицензированию». Но при проведении судебно-медицинской экспертизы трупа, судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов: биохимической, генетической, медико-криминалистической, судебно-биологической, судебно-гистологической судебно-химической судебно-цитологической также не создается угроза для жизни и здоровья людей, а поэтому также может не подлежать лицензированию. Может быть, только при проведении судебно-медицинской экспертизы и обследовании потерпевших, обвиняемых и других лиц можно говорить о каком-то медицинском вмешательстве, хотя по существу со стороны судебно-медицинского эксперта при проведении такой экспертизы его тоже нет.
То, что судебно-медицинская экспертиза была включена в перечень медицинских услуг, могло быть обусловлено тем, что государственным экспертным учреждением, проводящим судебно-медицинские экспертизы, является бюро судебно-медицинской экспертизы, а это учреждение входит в номенклатуру медицинских учреждений. Из этого делается вывод что, если учреждение медицинское, то поэтому все виды выполняемых в нем работ, являются медицинским услугами.
Как вытекает из вышеуказанного определения кассационной коллегии Верховного суда РФ, судебно-медицинская экспертиза может быть поручена любому медицинскому учреждению или индивидуальному врачу и для этого не требуется иметь лицензию.
Лицензию необходимо иметь только учреждению или лицу, избравшему основным видом своей деятельности производство медицинских и судебно-медицинских экспертиз. Такое положение по своей сути является парадоксальным.
Получается, что для профессионального занятия проведением судебно-медицинских экспертиз, требуется лицензия, а не для профессионального, лицензии не требуется.
Поэтому, чтобы иметь возможность без получения лицензии проводить судебно-медицинские экспертизы создаваемым частным предприятием или индивидуальным предпринимателем достаточно не включать в основной их вид деятельности проведение судебно-медицинских экспертиз.
В последнее время участились случаи, когда, как в уголовном процессе, чаще со стороны защиты, так и в гражданском процессе, судебно-медицинскому эксперту выдвигается требование предъявить лицензию, дающую право проводить судебно-медицинскую экспертизу. В таких случаях эксперт вправе отказать выполнить это требование, так как в ходе этих процессов он осуществляет не медицинские услуги, а исполняет процессуальные обязанности эксперта, деятельность которого не подлежит лицензированию.
Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что необходимо на законодательном и правительственном уровне пересмотреть вопрос о необходимости лицензирования судебно-медицинской экспертной деятельности.
Источник: https://advokatsidorov.ru/sudebno-medicinskaya-ekspertnaya-deyatelnost.html
О лицензировании
- Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.
- В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.
- Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.
Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности. Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.
Итак, продолжим.
Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».
- Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.
- Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.
- Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.
- Остановимся на этих отраслях более подробно.
- Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:
- Судебно-медицинская экспертиза.
- Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:
- биохимическая
- генетическая
- медико-криминалистическая
- спектрографическая
- судебно-биологическая
- судебно-гистологическая
- судебно-химическая
- судебно-цитологическая
- химико-токсикологическая
- Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.
- Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- Судебно-психиатрическая экспертиза:
- Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
- Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
- Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
- Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)
- Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.
- Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.
- Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.
- Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.
В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.
Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.
Итак, я привожу ссылку на закон:
разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».
- В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.
- Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.
- Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.
Источник: https://xn--q1af2a.xn--p1ai/licenziya-experta/
Экспертов исследуют в Минюсте
Как стало известно «Ъ», Минюст и Генпрокуратура разработали новый проект закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с ним предполагается, что начиная с 2018 года негосударственные экспертные учреждения должны будут получать в Минюсте лицензии на право соответствующей деятельности и пользоваться вместе с государственными экспертами единой методологией исследований.
Все это, считают авторы законопроекта, должно снизить коррупционную составляющую в экспертном деле, а также улучшить качество следствия и судопроизводства.
Из нового законопроекта можно сделать вывод, что основные изменения отразятся на деятельности многочисленных коммерческих экспертных учреждений. На данный момент законодательство не предъявляет к негосударственным экспертам никаких требований, кроме общих, регулирующих любую предпринимательскую деятельность.
Свою компетентность они могут подтверждать лишь на условиях добровольности. Именно поэтому, считают в Минюсте и Генпрокуратуре, среди экспертов и оказывается немало людей, не обладающих необходимыми профессиональными знаниями. Между тем именно ими выполняется почти 50% назначаемых экспертиз.
Как отмечают разработчики, этот пробел в законодательстве зачастую создает условия для необоснованного уголовного преследования.
Не меньшие сложности возникают и в тех случаях, когда результаты независимой экспертизы расходятся с выводами экспертов из госучреждений.
«При этом следователь и суд далеко не всегда могут достоверно определить, достаточна ли подготовка специалиста в соответствующей области знаний, обоснованно ли применена им та или иная методика исследования и какому из противоречащих друг другу заключений доверять»,— отметила в разговоре с «Ъ» начальник управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Людмила Куровская.
Так, например, по данным «Ъ», произошло в деле «Оборонсервиса»: вынося обвинительный приговор экс-чиновнице Минобороны Евгении Васильевой и ее сообщникам, Пресненский райсуд исключил целый ряд проведенных по заказу следствия оценочных экспертиз проданного ими имущества, признав их недостоверными, и даже вынес частное определение в адрес проводивших их учреждений.
В этой связи разработчики закона предлагают начиная с 1 января 2018 года обязать все независимые судебно-экспертные организации проходить лицензирование. Как полагает госпожа Куровская, это «позволит предотвратить вынесение несправедливого, незаконного и необоснованного решения в связи с использованием в судебном разбирательстве некомпетентного заключения эксперта».
При этом, по словам ученого секретаря Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России Ольги Микляевой, лицензирование будет подразумевать наличие у фирмы не только офиса, но и соответствующих помещений, где могли бы проводиться научно-исследовательские работы.
«Процедура лицензирования будет давать хоть какую-то гарантию того, что частные организации станут работать по соответствующим методикам и на соответствующем оборудовании,— заявила «Ъ» госпожа Микляева.— Пока же ситуация доходит до абсурда.
В частности, мы побывали в одной фирме, предоставляющей экспертные услуги практически в любой области, в том числе проводящей баллистические исследования. Мы поинтересовались, где именно эксперт их проводит. Выяснилось, что дома».
Помимо этого в проекте закона для государственных и негосударственных экспертов закреплено обязательное подтверждение компетентности путем сертификации раз в пять лет. Отметим, что эксперты госучреждений эту процедуру проходят уже давно, правда, называется она аттестацией.
Также обязательной сертификации будет подлежать и научно-методическое обеспечение судебной экспертизы. Сертификацию экспертов, а также лицензирование экспертной деятельности авторы законопроекта предлагают возложить на государственный орган, не осуществляющий предварительного расследования, то есть на Минюст.
А чтобы все судебно-экспертные лаборатории соблюдали единые требования, в проекте заложены основы стандартизации их деятельности. Это, как полагают разработчики, «позволит снизить зависимость эксперта от интересов органа, назначающего экспертизу, а значит — сократит и коррупционные риски».
Этому должна способствовать и предлагаемая разработчиками единая методология экспертных исследований.
Заложенная в действующий закон 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности» независимость государственных экспертов авторами нового законопроекта подвергается сомнению. «В большинстве ведомств они подчиняются руководителям органов, назначающих экспертизу»,— считают авторы проекта.
При этом в Минюсте и Генпрокуратуре полагают, что решить эту проблему можно было бы, создав по примеру СКР единую экспертную службу. Впрочем, как говорят собеседники «Ъ», эта идея пока не находит поддержки из-за сложных организационных моментов.
Да и нынешний законопроект, по словам разработчиков, встречает серьезное сопротивление со стороны как правоохранительных ведомств, так и частных экспертов, выступающих против контроля Минюста.
«Нас обвиняют и в нарушении прав граждан, и в потакании коррупционерам, а также в том, что лицензии будут стоить баснословных денег»,— заявила «Ъ» Ольга Микляева. По ее словам, получаемый сейчас на добровольной основе трехлетний сертификат стоит 50 тыс. руб., а сама процедура прозрачна.
Помимо этого, отмечает госпожа Микляева, некоторые из тех, кто так или иначе принимал участие в разработке и обсуждении этого законопроекта, пытались включить в него и свои интересы. Например, нотариусы и адвокаты просили наделить их полномочиями назначать судебные экспертизы. «Ни тех ни других среди уполномоченных их назначать нет.
Да и каким образом адвокаты, например, смогут обеспечить чистоту исследуемых объектов — они же не имеют права изымать вещдоки»,— отметила Ольга Микляева.
Кстати, в адвокатском сообществе к идее лицензирования коммерческих экспертных учреждений относятся достаточно спокойно. «С позиции теории — мысль правильная. Но как она будет реализована, большой вопрос, поскольку сейчас существует множество сфер деятельности, где лицензию можно просто купить,— заявил «Ъ» адвокат Игорь Трунов.
— Основное — это ответственность эксперта, хотя бы дисциплинарная или материальная. Ведь ни для кого не секрет, что и государственные, и частные эксперты грешат «странными» решениями.
При этом вся разница между ними заключается в том, что заказывающему экспертизу следователю специалист дает подписку об ответственности за дачу заведомо ложной экспертизы, а адвокату — нет».
При этом господин Трунов отмечает, что важно добиться и изменения отношения судов к заключениям лицензированных экспертов, поскольку сейчас суды однозначно больше доверяют экспертизам, заказанным следствием.
В свою очередь, разработчики законопроекта утверждают, что их работа ориентирована в том числе и на судебную систему, поскольку предусматривает размещение в интернете реестров лицензированных экспертов и организаций, а также методик, которыми они пользуются. Используя сведения из таких реестров, в компетентности экспертов и научной обоснованности проведенных ими исследований заранее сможет убедиться не только суд, но и все, кто заказывает экспертизы.
Олег Рубникович
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2820579
О судебно-экспертной деятельности
Какие полномочия осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации в области судебной экспертизы?
В соответствии с подпунктом 31 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.
№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, а также организационное и методическое руководство их деятельностью.
Кто может занимать должность судебного эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях?
Согласно статье 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Кто может занимать должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных учреждениях?
Согласно статье 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г.
№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность указанных лиц распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 – 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 Федерального закона № 73-ФЗ.
Какие судебные экспертизы выполняются в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации?
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2012 г.
№ 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» утверждены Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
- Кто может дать оценку заключению эксперта?
- В соответствии с процессуальным законодательством оценка заключения эксперта, в том числе его грамотности, квалификации и осведомленности, относится к компетенции органа или лица, назначившего судебную экспертизу
- Судебно-экспертная деятельность подлежит лицензированию?
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации лицензированию не подлежит.
Министерство юстиции Российской Федерации ведет государственный реестр экспертов-техников? Где он размещен?
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г.
№ 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.
Данные об экспертах-техниках, прошедших профессиональную аттестацию и включенных в государственный реестр экспертов-техников, размещены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Деятельность», подраздел «Деятельность в сфере судебной экспертизы»: http://minjust.ru/ru/node/105988
В какие сроки эксперту-технику, включенному в государственный реестр экспертов-техников, направляется выписка из государственного реестра экспертов-техников?
В соответствии с пунктом 10 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. № 160 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» выписка из государственного реестра экспертов-техников направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в государственный реестр экспертов-техников сведений об эксперте-технике.
Источник: https://minjust.ru/ru/node/382878?language=ru
Судебно-экспертная деятельность
Судебно-экспертная деятельность – возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по делам, рассматриваемым в суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.
Право на получение лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности имеют:
- юридические лица Республики Беларусь;
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Не имеют права на получение лицензии:
-
Юридическое лицо, если:
- руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, в установленном порядке признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, ранее совершил умышленное преступление и судимость не снята и не погашена;
- руководитель или работник юридического лица, имеющий свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, в течение 3 лет до дня обращения за получением лицензии был уволен из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия;
- в отношении руководителя юридического лица в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта.
-
Индивидуальный предприниматель, если:
- он в установленном порядке признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- он совершил умышленное преступление и судимость не снята и не погашена;
- он в течение 3 лет до дня обращения за получением лицензии был уволен из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия;
- в отношении его в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также наличие:
- для юридического лица – по каждому заявленному виду (подвиду) судебной экспертизы не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по соответствующему виду (подвиду) судебной экспертизы, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;
- для индивидуального предпринимателя – наличиегражданства Республики Беларусь, свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, стажа экспертной работы (выслуги) в организациях, осуществляющих в установленном порядке судебно-экспертную деятельность, не менее 3 лет.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:
- соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 422-9 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.
- соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами в отношении порядка и условий производства судебных экспертиз по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии;
- наличие журнала регистрации экспертиз, документа, устанавливающего тарифы на оказываемые услуги, определяемые согласно законодательству, а также договоров на оказание этих услуг и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
- осуществление лицензируемой деятельности только работниками, имеющими свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта;
- соблюдение Правил профессиональной этики лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность, утвержденных Государственным комитетом судебных экспертиз;
- представление в Государственный комитет судебных экспертиз в установленном им порядке:
- отчета об оказанных услугах, составляющих лицензируемую деятельность, по форме, утверждаемой Государственным комитетом судебных экспертиз, — ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным;
- сведений о приеме на работу (увольнении с работы) лиц, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, — в течение 5 рабочих дней со дня приема на работу (увольнения с работы) соответствующего лица.
Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности исключительно по видам (подвидам) судебных экспертиз, указанным в лицензии.
Для получения лицензии ее соискатель представляет
-
Заявление о выдаче лицензии с указанием:
- для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;
- для индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, — фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), данных паспорта гражданина Республики Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт, регистрация по месту жительства);
- даты государственной регистрации и регистрационного номера соискателя лицензии — юридического лица, индивидуального предпринимателя, в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименования регистрирующего органа;
- почтового адреса, номера контактного телефона, адреса электронной почты (при его наличии) соискателя лицензии;
- лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, которые соискатель лицензии намерен осуществлять;
- наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии).
В заявлении о выдаче лицензии также указывается, что сведения, изложенные в этом заявлении и прилагаемых к нему документах, достоверны.
- Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
- Анкету соискателя лицензии по форме, утверждаемой Государственным комитетом судебных экспертиз;
- Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании материально-технической базы и условий для производства судебных экспертиз по заявленным видам (подвидам) судебных экспертиз, соответствующих требованиям, определяемым Государственным комитетом судебных экспертиз, а также:
- для юридических лиц – копию штатного расписания, копии трудовых книжек (их дубликатов) штатных работников, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, содержащие сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенные руководителем юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей – копию трудовой книжки (ее дубликата), содержащую сведения о работе со дня подачи документов на получение свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта до дня подачи документов для получения лицензии, заверенную индивидуальным предпринимателем (с предъявлением ее оригинала).
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:
- осуществление лицензируемой деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в лицензии;
- осуществление работником лицензиата судебно-экспертной деятельности по виду (подвиду) судебной экспертизы, не указанному в выданном такому работнику свидетельстве о присвоении квалификации судебного эксперта;
- передача права на осуществление лицензируемой деятельности другому юридическому или физическому лицу;
- осуществление лицензируемой деятельности без наличия договора на проведение экспертизы и (или) других документов, подтверждающих факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, при отсутствии постановления (определения) суда, органа дознания, следователя, прокурора, органа, ведущего административный процесс, о назначении судебной экспертизы;
- непредставление в Государственный комитет судебных экспертиз сведений, указанных в абзаце девятом пункта 422-10 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.
Источник: http://sudexpert.gov.by/ru/lic.html