Помилование по статье 85 ук рф: условия и порядок

Помилование по статье 85 УК РФ: условия и порядок

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, что такое помилование, как оформляется ходатайство о помиловании и проходит процедура его рассмотрения, какие последствия наступают в случае его удовлетворения и отклонения.

Что такое помилование?

Конституция РФ, ее статья 50 (часть 3), закрепляет право каждого осужденного за преступление обращаться с просьбой о помиловании или о смягчении наказания.

Акт помилования, в результате которого лицо освобождается от наказания, осуществляет Президент РФ.

Также наказание может быть сокращено или заменено на более мягкое, а если гражданин уже отбыл наказание, с него снимается судимость (ст. 85 УК РФ).

Особенности акта помилования заключаются в следующем:

  • помилование осуществляет только президент на основании п. «в» ст. 89 Конституции РФ;
  • приведение акта в исполнение не требует дальнейших судебных процедур;
  • акт принимается в отношении конкретного лица и не носит нормативного характера, обязательного для всех;
  • помилование возможно только после назначения наказания;
  • акт помилования не ограничен, в отличие от акта амнистии, кругом лиц, степенью тяжести преступления, видами наказаний;
  • инициатива (ходатайство о помиловании) может исходить только от самого осужденного;
  • если в результате помилования наказание было смягчено, в дальнейшем это не исключает право помилованного на условно-досрочное освобождение (см. Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года N 406-О);
  • если новым законом ответственность за правонарушение, совершенное помилованным, устраняется или смягчается, то он вправе добиваться смягчения участи (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 283-О-О).

Как погасить судимость за неуплату алиментов, побои и мелкое хищение?

На кого распространяется помилование и что учитывается при этом?

Акт помилования осуществляется Президентом РФ в форме указа в отношении следующих лиц:

  • осужденных судами в РФ к уголовным наказаниям и отбывающих наказание на территории РФ;
  • осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ;
  • отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
  • Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
  • совершивших умышленное преступление в период условного срока;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся условно-досрочно, по амнистии или в результате акта помилования;
  • которым ранее производилась замена наказания более мягким (п. 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ, утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • характер и степень общественной опасности преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период условного срока осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или УДО;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п.12 Положения).

Правовые последствия судимости – что нужно знать?

Как рассматривается ходатайство о помиловании?

Письменное ходатайство о помиловании подается осужденным Президенту РФ через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание (см. Приказ Министерства юстиции РФ от 8 апреля 2015 г. N 83).

Администрация прилагает к нему следующие документы:

  • копии приговора и решений судов вышестоящих инстанций относительного него;
  • извещение о вступлении приговора законную силу;
  • справка о состоянии здоровья осужденного;
  • сведения о возмещении материального ущерба (если имеются);
  • анкета и характеристика осужденного;
  • сведения о предыдущих ходатайствах о помиловании (если имеются);
  • справка о применявшихся ранее актах амнистии, помилования или УДО, если осужденный ранее привлекался к уголовной ответственности;
  • иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании (п.3 Положения).

Ходатайство регистрируется в журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Если гражданин осужден впервые за преступление небольшой или средней тяжести, оно направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (УИС) в течение 10 дней, если за тяжкое или особо тяжкое преступление, — в течение 20 дней.

Орган УИС в течение 5 или 7 дней соответственно направляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве ФСИН (п. 9 Приказа, п. 7 Положения). ФСИН ежемесячно, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о ходатайствах, поступивших в органы УИС и соответствующие комиссии.

Администрация Президента не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах.

Комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (п.

8 Положения), которое в течение 10 (или 15) дней вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению прилагаются ходатайство о помиловании с приложениями, заключение комиссии (п.

9 Положения). Список рекомендованных лиц подлежит опубликованию в СМИ субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. (п.10 Положения). Срок рассмотрения ходатайства Президентом РФ не установлен.

При удовлетворении ходатайства Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД РФ, территориальный орган УИС, администрацию учреждения (п. 14 Положения).

Деятельное раскаяние: как избежать уголовной ответственности?

Какие правовые последствия помилования и отклонения ходатайства?

Последствия удовлетворения ходатайства о помиловании перечислены в ст. 86 УК РФ:

  • освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
  • сокращение срока наказания или замена более мягким его видом;
  • снятие судимости с лица, отбывшего наказание.
  • Вопрос судимости зависит от содержания акта помилования:
  • если лицо освобождено от дальнейшего отбывания наказания, оно считается несудимым (ч.2 ст. 86 УК РФ);
  • если назначенное ему наказание сокращено или заменено более мягким видом наказания, сроки погашения судимости исчисляются по общим правилам ст. 86 УК РФ;
  • с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ст. 85 УК РФ).

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 Указа Президента РФ от 28.12.2001 N 1500).

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777229047/

ст 85 УК РФ с ми

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Комментарий к статье 85 Уголовного Кодекса РФ

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).

Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений.

Можно отметить, что в уголовно-исполнительном законодательстве до сих пор существует норма, согласно которой в отношении положительно характеризующихся осужденных администрация исправительного учреждения может возбудить ходатайство о помиловании (ч. 5 ст. 113 УИК РФ).

Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ), оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта — указа Президента РФ о помиловании. В СССР правом помилования обладали Президиум Верховного Совета СССР и соответствующие высшие органы государственной власти союзных республик.

Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к правильно осужденному лицу.

С 1992 по 2001 г. действовала Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» . Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г.

N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» эта Комиссия была упразднена, вместо нее были созданы комиссии в субъектах РФ. Этим же Указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В Положении нормативно урегулированы основания применения помилования, установлен круг лиц, к которым нецелесообразно применение помилования, определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о помиловании.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 4. Ст. 154.

СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5149.

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается.

К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.

Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования.

Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.

В п.

2 Положения предусматривается, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или в порядке помилования; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или которым ранее производилась замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Величина срока наказания, по отбытии которого возможно применение помилования, в Положении не определена. Многие юристы считают, что помилование следует применять, как это было ранее, после отбытия осужденным определенной части срока наказания. В п.

5 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1967 г.

«О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР ходатайств о помиловании» говорилось, что помилование применяется в отношении осужденных, как правило, по отбытии ими не менее половины назначенного срока наказания.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления.

Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е.

помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.

Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Применяя при помиловании осужденного такой вид смягчения его положения, как замена назначенного наказания более мягким видом наказания, Президент РФ в принятии решения не связан с положениями ст. 80 УК РФ.

Актом помилования любому осужденному любое наказание (основное) может быть заменено любым более мягким видом (основным) наказания, но в пределах, установленных в Общей части УК РФ для заменяющих наказаний. Единственное ограничение предусмотрено только для замены смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст.

59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

В практике встал вопрос: на какое наказание может быть заменена смертная казнь в порядке помилования, если приговор к смертной казни был вынесен на основе норм УК РСФСР, не предусматривавших (до декабря 1992 г.

) наказание в виде пожизненного лишения свободы, а осужденный был помилован в соответствии с УК РФ, предусматривающим этот вид наказания? Каким уголовным законом должен руководствоваться Президент РФ, применяя помилование к осужденным к смертной казни, — действующим на момент совершения преступления (или осуждения) или же действующим на момент принятия решения о помиловании?

В Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ обратились осужденные с обжалованием указов Президента РФ о помиловании, в соответствии с которыми смертная казнь им была заменена пожизненным лишением свободы.

Они считали, что эти акты помилования нарушают ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и противоречат ч. 1 ст.

10 УК РФ, положения которых исключают обратную силу закона, отягчающего ответственность или иным образом ухудшающего положение осужденного.

Конституционный Суд РФ в Определении от 11 января 2002 г. N 60-О указал, что помилование как акт милосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе, предусматривающем ответственность за инкриминируемое ему деяние.

Следовательно, осуществляемая в порядке помилования замена смертной казни другим менее тяжким наказанием, предусмотренным действующим законом, не может рассматриваться как ухудшение положения осужденного. Верховный Суд РФ в своем решении от 27 апреля 2007 г.

N ГКПИ07-355 исходил из того, что помилование является институтом конституционного, а не уголовного права. Актом помилования наказание не назначается, а заменяется. Причем эта замена производится не в порядке уголовного судопроизводства, требующего соблюдения правил ст. 54 Конституции РФ и ст.

10 УК РФ о недопустимости придания обратной силы закону, усиливающему наказание, а в порядке конституционного права Президента РФ на помилование.

Таким образом, в решениях высших судов установлено, что при помиловании Президент РФ должен руководствоваться действующим уголовным законом, а порядок замены смертной казни на иные виды наказания осуществляется на момент принятия акта помилования независимо от времени совершения преступления.

———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 4.

Помилование является безусловным видом досрочного освобождения от отбывания наказания, т.е. не подлежащим отмене. В отличие от амнистии применение помилования не является обязательным (принудительным), поскольку осуществляется по ходатайству осужденного, т.е. зависит от его волеизъявления.

Но есть одно исключение, связанное с осужденными к смертной казни. Для всех наказаний единственным основанием их исполнения являются обвинительный приговор либо изменяющее его определение (постановление) суда, вступившие в законную силу.

А вот для исполнения наказания в виде смертной казни необходимы два основания: вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента РФ о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании (ч. 4 ст. 184 УИК РФ).

Следовательно, Президент РФ может применить помилование и в отношении осужденного, который отказался обращаться с ходатайством о помиловании, т.е. помилование может быть принудительным. Старая редакция ч. 4 ст. 184 УИК РФ такого не предусматривала.

В соответствии с ней основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, заключение Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также уведомление об отклонении ходатайства о помиловании или акт об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

Лицо, отбывшее наказание и имеющее судимость, направляет ходатайство о помиловании в виде снятия судимости самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

Другой комментарий к статье 85 УК РФ

1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Данный акт в отличие от акта об амнистии имеет не нормативный, а индивидуальный характер. Он относится только к лицу, уже осужденному за преступление, и влечет для него следующие правовые последствия:

  • — освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
  • — сокращение или замену наказания, назначенного осужденному, более мягким видом наказания;
  • — снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

2. Помилование осуществляет Президент РФ путем издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

3. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом наказания.

Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования. Также в уголовном законе не установлены основания для обращения с ходатайством о помиловании.

Ими могут выступать различные обстоятельства: состояние здоровья близких родственников, отбытие значительной части назначенного наказания и т.д.

Источник: https://ukrf24.ru/statia-85-uk

§ 2. Помилование, условия его применения

Помилование— это акт высшего
должностного лица Российской Федерации,
полностью или частично освобождающий
конкретное лицо от наказания либо
заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с
амнистией (см. комментарий
к ст. 84УК РФ). Однако, будучи
самостоятельными правовыми институтами,
помилование и амнистия существенно
различаются по своей юридической
природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п.
«в» ст. 89Конституции РФ
помилование осуществляется Президентом
Российской Федерации (издание актов об
амнистии согласноп.
«ж» ст. 103Конституции РФ
отнесено к ведению Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации).

Статья
85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования
Президентом Российской Федерации,
конкретизирует его указанием на то, что
помилование применяется в отношении
индивидуально-определенного лица. В
отличие от помилования амнистия
объявляется в отношении индивидуально
неопределенного круга лиц (ч.
1 ст. 84УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет
собой комплексный, межотраслевой
институт, который включает нормы не
только уголовного права, но и
конституционного, уголовно-исполнительного
и административного права.

В соответствии с п.
3 ст. 50Конституции РФ инициатива
о помиловании может исходить только от
осужденного за преступление (акты об
амнистии принимаются по инициативе
органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка
рассмотрения ходатайств о помиловании
дается в Указе Президента Российской
Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О
комиссиях по вопросам помилования на
территориях субъектов Российской
Федерации», утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о
помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской
Федерации создаются комиссии по вопросам
помилования, которые наделены полномочиями
по отбору ходатайств осужденных и по
предварительному решению вопроса о
том, применить или не применить помилование
к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства,
издавая акт о помиловании конкретного
лица, окончательно решает вопрос об
освобождении от наказания (или ином
смягчении положения) этого лица.

Органы,
исполняющие наказания, обязаны
незамедлительно исполнить предписание,
содержащееся в акте о помиловании. В
отличие от акта помилования постановление
высшего органа государственной власти
об амнистии определяет категории лиц,
подпадающих под амнистию.

Окончательное
решение о применении или неприменении
амнистии к конкретному лицу принимают
органы, которым поручено исполнение
акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может
осуществляться только в отношении лиц,
осужденных за совершение ими преступлений.
Актом об амнистии лица, совершившие
преступления, могут быть также освобождены
от уголовной ответственности. Согласно
ч.
2 ст. 85УК РФ акт о помиловании
может содержать следующие решения:

  • об освобождении осужденного от дальнейшего
    отбывания наказания;
  • о сокращении назначенного наказания;
  • о замене назначенного наказания более
    мягким видом наказания;
  • о снятии судимости.

В правоприменительной практике
встречаются случаи замены актом
помилования назначенного наказания
условным осуждением. Представляется,
что это выходит за рамки ч.
2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные
решения подсказаны потребностями жизни,
целесообразно внести соответствующие
изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный
характер, поэтому их принятие не связано
никакими условиями. Закон не устанавливает
основания для применения помилования,
равно как и не предусматривает ограничений
ни по кругу лиц, ни по характеру и степени
общественной опасности совершенных
ими преступлений.

Помилование может
быть применено к любому осужденному
независимо от отбытого им срока наказания.

Однако практика применения этого
института свидетельствует о том, что
решение о помиловании принимается с
учетом поведения осужденного во время
отбывания наказания, а также характера
и тяжести совершенного преступления и
личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству
предпринимались попытки нормативно
ограничить применение помилования.
Так, указанием Министерства юстиции РФ
от 20 октября 2000 г.

N 8909-ЮК «О подготовке
материалов на помилование» предлагалось
«исключить случаи ходатайства
администрации учреждения о помиловании
в отношении лиц, отбывших менее половины,
а осужденных за особо тяжкие преступления
— менее двух третей срока наказания,
назначенного судом». 14 марта 2002 г. это
указание было отменено как противоречащее
ст.
85УК РФ.

  1. В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в
    Российской Федерации содержатся
    рекомендации о неприменении помилования
    в отношении отдельных категорий
    осужденных. При этом делается оговорка,
    что помилование, как правило, не
    применяется в отношении следующих
    категорий осужденных:
  2. совершивших умышленные преступления
    в период назначенного судом испытательного
    срока условного осуждения;
  3. злостно нарушающих установленный
    порядок отбывания наказания;
  4. ранее освобождавшихся от отбывания
    наказания по амнистии или актом
    помилования;
  5. которым ранее производилась замена
    назначенного судом наказания более
    мягким наказанием.
  6. Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств,
    которые должны приниматься во внимание
    комиссиями по рассмотрению ходатайств
    о помиловании:
  7. характер и степень общественной опасности
    совершенного преступления;
  8. поведение осужденного во время отбывания
    или исполнения наказания;
  9. срок отбытого (исполненного) наказания;
  10. совершение осужденным преступления в
    период назначенного судом испытательного
    срока условного осуждения;
  11. применение ранее в отношении осужденного
    акта амнистии, помилования или
    условно-досрочного освобождения от
    наказания;
  12. возмещение материального ущерба,
    причиненного преступлением;
  13. данные о личности осужденного: состояние
    здоровья, количество судимостей, семейное
    положение, возраст;
  14. другие обстоятельства, если комиссия
    сочтет их существенными для рассмотрения
    ходатайства.
  15. Приведенный перечень обстоятельств
    носит рекомендательный характер, они
    не могут ограничить право высшего
    должностного лица на применение акта
    о помиловании к конкретному лицу, а
    являются своего рода ориентиром в
    подготовке материалов о помиловании
    членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация
прилагает: анкету установленной формы;
копии всех имеющихся в деле приговоров,
определений и постановлений судебных
органов; подробную характеристику
поведения осужденного и его отношения
к труду. В характеристике отражается
также мнение администрации, а если это
необходимо — и мнение наблюдательной
комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о
помиловании лиц, осужденных к смертной
казни. Согласно п.
2 ст.

20Конституции РФ смертная
казнь впредь до ее отмены может
устанавливаться федеральным законом
в качестве исключительной меры наказания
за особо тяжкие преступления против
жизни при предоставлении обвиняемому
права на рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей.

Как
предусмотреноч.
3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в
порядке помилования может быть заменена
пожизненным лишением свободы или
лишением свободы на срок двадцать пять
лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный
подход в каждом случае применения актов
помилования, особенно к осужденным к
исключительной мере наказания. Чрезмерно
широкое применение актов помилования
способно негативно сказаться на
стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля
1999 г. приостановлено применение смертной
казни до того времени, когда на всей
территории РФ каждому обвиняемому в
преступлении, за которое по закону может
быть назначено это наказание, будут
гарантированы возможности реализации
права на рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения
помилования позволил ряду правоведов
внести заслуживающие, на наш взгляд,
внимания законодателя предложения по
совершенствованию этого института.

К
ним прежде всего относятся предложения
о расширении круга лиц, которые могут
обращаться с ходатайством о помиловании,
включив в него кроме осужденного его
адвоката или законного представителя,
а также близких родственников осужденного.

Источник: https://studfile.net/preview/5269404/page:96/

Ходатайство как необходимое условие помилования

Вот позволю себе затронуть совсем уж не мою тему, но на злобу дня. 

Похоже что существует и торжествует будто кем-то навязанное убеждение: помилование не осуществляется без ходатайства осужденного. Но положения статьи 176 УИК (Порядок обращения с ходатайством о помиловании) прописаны в ней только с 2003 г.

, а в первоначальной редакции УИК 1997 года такой акцент не делался, порядок обращения не только не был выделен отдельной статьей, но и не упоминался. Cт.85 УК вообще слова «ходатайство» не содержит, как и часть «в» статьи 89 Конституции.

В УПК, естественно, нет положений о помиловании, поскольку «помилование не связано с вопросами привлечения к ответственности и применения наказания, относящимися к ведению судебной власти, которые регулируются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом».

Цитата была из Определения ВС от 12 июля 2012г. № АПЛ12-365, в котором, кстати, есть один очень интересный абзац: 

По смыслу статьи 184 УИК РФ (в Конс+ опечатка — «УПК РФ»), решение Президентом Российской Федерации вопроса о применении помилования к осужденному возможно и при отсутствии от него ходатайства о помиловании. Правда, немного смущает, что ст.184 относится к главе 23 о смертной казни.

И ужасает первоначальная редакция этой статьи (девяносто седьмого года), согласно которой основанием для исполнения наказания является, в том числе, акт (составленный администрацией исправительного учреждения с участием прокурора) об отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании.

Такое жесткое и жестокое законоположение действовало около полугода.

Уверена, что тему эту — о пришедшей из законодательства СССР обязательности ходатайства (не для смертников, а для других осужденных), которая странным образом укоренилась, по крайней мере в сознании правоприменителей, поднимали неоднократно в х и статьях. Но меня привлекла диссертационная работа Гукасова И.А. «Институт помилования в РФ: Конституционно-правовые начала». Процитирую его:

Ни конституционное, ни уголовное законодательство не связывает помилование обязательным ходатайством о нем. Из этого следует вывод, что Президент Российской Федерации вправе осуществить акт помилования независимо от просьбы осужденного.

Иными словами, Президент Российской Федерации может помиловать лицо, не обратившееся к нему за помилованием. Просьба о помиловании осужденного, таким образом, выступает факультативным основанием помилования.

В своем праве помилования Президент не связан существующей процедурой помилования, предполагающей выработку только рекомендательной позиции, которой глава государства в высших интересах может пренебречь.

Завершающей стадией механизма помилования выступает Президент Российской Федерации, который принимает решение о помиловании единолично и окончательно, руководствуясь позицией региональной комиссии по вопросам помилования и главы субъекта Федерации.

При этом глава государства формально не связан утвержденной им же процедурой помилования и формально может принять решение о помиловании в обход этой процедуре, что, как нам представляется, вытекает из дискреционного характера права помилования.

Прибавим к этому абзац из интервью замечательной Тамары Морщаковой http://zekov.net/?p=5011 : «Глава государства может либо помиловать, либо отказать в помиловании, но при этом не могут выдвигаться никакие условия нормативного характера. Это невозможно, это нарушало бы Конституцию.

— Без прошения президент тоже может помиловать, без обращения?

— Да, полномочия президента предполагают осуществлять помилования, которые законом не ограничены».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/hodatajstvo_kak_neobhodimoe_uslovie_pomilovaniya/9750

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector