Выставка полотен Василия Верещагина открылась в Новой Третьяковке на Крымском валу 

Культура 06.03.2018 104
Выставка полотен Василия Верещагина открылась в Новой Третьяковке на Крымском валу 

Сегодня в Третьяковской галерее открылась выставка картин нашего известного земляка – Василия Верещагина. Это первая столь масштабная ретроспектива картин знаменитого художника-баталиста, поэтому интерес к экспозиции обещает быть огромным. 
Представлены как полотна, ставшие своеобразной визитной карточкой мастера, например, «Апофеоз войны», так и картины, до сих пор широкой публике неизвестные. Среди них – «Трилогия казней». Несмотря на название, работ из «трилогии» демонстрируется только две – одна, по всей видимости, утеряна. Первую для выставки предоставил Музей политической истории, а вторую – частный коллекционер. 
Беспрецедентную по масштабам выставку готовили три года. 
У тех, кто организовывал этот грандиозный проект, было много забот. Картины перевозили из исторического здания в Новую Третьяковку. Демонтаж, упаковка, доставка, развеска – это несколько недель работы, которую делили на этапы. Самый сложный процесс – демонтаж двух огромных полотен «Балканской серии». Вес каждого из них – порядка четырехсот килограммов. Картины спускают со стены, потом холст будут отделять от рамы. Это очень кропотливая работа, так как тут главное – не повредить полотна. 
Василий Верещагин трепетно относился не только к картинам, но и к рамам. На выставках требовал экспонировать свои работы сериями, как писал, и в «родных» рамах. Для эпических полотен «Перед атакой Плевны» и «После атаки», которые Верещагин создавал в Париже, рамы заказывались у французских мастеров. Порядка десяти лет «Балканская серия» колесила по выставкам в Европе и США. Позже часть серии купил Павел Третьяков. С 1980-х годов оба полотна находились в хранилище без рам и только в прошлом году вновь появились в экспозиции. Перевозят холсты отдельно, рамы – отдельно, в специальных ящиках и климатическом фургоне. 
В картинах Верещагина – и репортерская достоверность, и философское послание будущим поколениям. Он был противником смертной казни, и тот факт, что расправа над человеческой жизнью к концу XIX века продолжалась в цивилизованных странах, считал неприемлемым, как и рабство, которое он своими глазами увидел на невольничьих базарах в Бухаре и Хиве. 
Отрадно, что череповецкая земля славится талантливыми людьми. Художник Василий Верещагин получил мировую известность и признание – несомненно, он гордость для всей России и Вологодчины в частности. 
Самый глубокий цикл картин Верещагина — Балканский. В войне за освобождение от османского владычества был тяжело ранен и сам художник, и его брат, который позже погиб. На холсте с помощью красок он выплеснуть всю боль, которую видел там. Василий Верещагин погиб во время русско-японской войны, подорвавшись на мине броненосца «Петропавловск». Но его последние работы – совсем не о жестоких сражениях. Он, как будто заранее прочувствовав технику будущих постимпрессионистов, рисовал волшебные сады сакуры и прогулки японских женщин. А может быть в душе Василий Верещагин именно такой видел жизнь – умиротворенной, тихой и прекрасной.

Добавим, что выставка будет работать до 15 июля. У череповчан, которые в это время будут в Москве, есть возможность насладиться бесценными полотнами своего земляка.

Все новости культуры

Другие новости культуры

Подпишитесь на новости или бесплатное получение газеты «Раз в неделю». Только полезная для вас информация без спама. Подписаться