Ст 193 ук рф — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте российской федерации

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Ст. 193 УК РФ

В этой норме определено наказание за нарушение требований, касающихся перечисления сумм от одного либо нескольких нерезидентов на счета резидентов, причитающихся им по условиям внешнеторговых контрактов (договоров) за произведенные работы, переданные товары, интеллектуальную собственность, исключительное право на нее, информацию, а также предоставленные услуги. Валютное законодательство обязывает указанных субъектов переводить оплату на счета в отечественном уполномоченном банковском учреждении или расположенном за пределами страны. В норме также устанавливается наказание за нарушение требований о возврате сумм, перечисленных одному либо нескольким резидентам за товары, не ввезенные на территорию государства или не полученные на ней, непроизведенные работы, непредоставленные услуги, непереданные продукты интеллектуальной деятельности и исключительное право, а также информацию. При этом оплату может составлять как отечественная, так и иностранная валюта.

Санкции

За указанные выше нарушения ст. 193 УК РФ устанавливает:

  1. Штраф в 200-500 тыс. руб. или в сумме дохода, в том числе зарплаты, за 1-3 г.
  2. Работы принудительного характера.
  3. Тюремное заключение на тот же период.

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Квалифицирующий состав

Указанные выше деяния могут быть совершены:

  1. В размере, считающемся особо крупным.
  2. Организованной группой или лицами по предварительному сговору.
  3. С использованием документа, являющегося заведомо подложным.
  4. Через юрлицо, созданное для совершения преступлений, касающихся выполнения финансовых операций и прочих сделок с деньгами и другим имуществом.

За такие деяния виновным грозит заключение в тюрьму на срок до 5 лет со штрафом до 1 млн руб. или равного доходам за период до 5 лет либо без взыскания.

Примечание

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Ст. 193 УК РФ: комментарии

Понятия, используемые в рассматриваемой норме, разъясняются в ФЗ №173. В частности, в ст. 1 определяется, что такое иностранная валюта, резиденты, уполномоченные банки. В ст. 19 нормативного акта устанавливается порядок и сроки зачисления сумм на счета. В ней же предусматриваются и исключения.

В частности, установлены случаи, когда резиденты могут не перечислять суммы в уполномоченные банки. Но в некоторых обстоятельствах, если средства, согласно предусмотренным исключениям, зачислены на р/с субъектов, третьих лиц в том числе, открытые в финансовых структурах, расположенных за рубежом, то они должны использоваться для реализации соответствующих обязанностей.

В противном случае суммы должны переводиться на счета резидентов в уполномоченных банках.

Содержание деяния

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Особенности последствий

Понятие «невозвращение финансов из-за границы» буквально трактуется как «незачисление сумм на счета в отечественных банках». По положениям ст. 19 (п. 1) ФЗ №173, при ведении внешнеэкономической деятельности резиденты должны в сроки, установленные соответствующими контрактами (договорами), обеспечить:

  1. Получение на свои счета от нерезидентов иностранной или национальной валюты, которая причитается им по условиям сделок.
  2. Возврат сумм за неввезенные или неполученные на таможенной территории грузы.

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Дополнительно

В прежней редакции ст. 193 включала в себя только одну часть. ФЗ №134 ввел в действие ч. 2.

В ней устанавливается ответственность за деяния, совершенные несколькими лицами, организованной группой, с использованием фиктивных документов, через организации, образованные исключительно в преступных целях, а также в размере, считающемся особо крупным. Создание юрлица осуществляется по правилам, установленным ГК и прочими нормативными актами.

При этом организация считается образованной с момента ее регистрации и внесения соответствующих записей в реестр. НК устанавливает обязанность для юрлиц предоставлять отчетность по финансовым показателям. Сделки в инвалюте, а также на крупные суммы в российских деньгах находятся под пристальным внимание контрольных органов.

Нормативными актами устанавливаются специальные правила при их заключении. Они распространяются на сделки, совершаемые как в пределах страны, так и при осуществлении внешнеторговой деятельности. В случае выявления нарушений контрольные органы вправе привлечь виновных к ответственности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-st-193-uk-rf-uklonenie-ot-ispolneniya-obyazannostej-po-repatriacii-denezhnyx-sredstv-v-inostrannoj-valyute-ili-valyute-rossijskoj-federacii.html

"Валютную" статью УК отменяют из-за санкций

01.04.20192105

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

Moscow Live

Минюст России разработал поправки в Уголовный кодекс РФ, которыми предполагается смягчить ответственность для предпринимателей за нарушение требований валютного законодательства.

По мнению Минюста, действующие сейчас нормы в сфере валютного регулирования ‎и контроля возлагают на экспортера избыточные требования и предусматривают чрезмерно жесткие наказания за их невыполнение.

 Статьей 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) установлена ответственность за нарушение требований валютного законодательства РФ.

При этом не учитывается текущая ситуация в сфере внешнеторговой деятельности: российские экспортеры ‎все чаще сталкиваются с задержками при возврате валютной выручки не по их вине, особенно если экспорт осуществляется российскими компаниями, попавшими в «санкционные списки».

Число привлекаемых к ответственности по этой статье в целом невелико, наказания назначаются преимущественно ‎в виде штрафа, условного лишения свободы либо уголовное преследование прекращается в связи с уплатой судебного штрафа. Однако наличие уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства является одним из основных факторов, дестимулирующих экспорт.

Дополнительные риски возникают у экспортера, например, из-за недобросовестности или банкротства контрагента-нерезидента. Так, уголовное дело по ст.

 193 УК РФ может быть возбуждено ‎на следующий день после просрочки контрактного платежа иностранным партнером или клиентом или после нарушения контрактного срока поставки нерезидентом, например, запасных частей к дорогостоящему импортному оборудованию.

Деяния, предусмотренные ст. 193 УК РФ, признаются совершенными в крупном размере, ‎если сумма незачисленных или невозвращенных средств по проведенным в течение года валютным операциям превышает 9 млн рублей.

В то же время средняя стоимость внешнеэкономического контракта существенно превышает этот порог.

При этом существующие способы снижения рисков нарушения валютного законодательства значительно увеличивают себестоимость поставляемой продукции.

Для многих компаний риски, связанные с привлечением к уголовной ответственности, являются неприемлемыми – это приводит к невозможности получения банковских кредитов или лицензий, использования льгот, к отстранению руководителей компаний от исполнения должностных обязанностей.

В связи с этим предлагается отменить уголовную ответственность, предусмотренную ст. 193 УК РФ, признав эту статью утратившей силу. При этом одновременно вносятся изменения в ст. 159 (мошенничество), ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), ст. 174.

1 (легализация (отмывание) денежных средств ‎или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения ‎им преступления) и ст. 196 (преднамеренное банкротство) УК РФ.

Они дополняются новым квалифицирующим признаком – сопряженность деяния с невыполнением обязанности по репатриации денежных средств, предусмотренной законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Предполагается, что принятие законопроекта будет способствовать свободному развитию российского экспорта.

Источник: https://legal.report/valjutnuju-statju-uk-otmenjajut-iz-za-sankcij/

Фатф против 193 и 193.1 ук рф

Ст 193 ук рф - Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

  • Продолжаем изучать новый отчет ФАТФ по результатам взаимной оценки России, который был опубликован на официальном сайте Организации 17 декабря 2019 г.
  • Мы уже рассказывали о том, какие рекомендации были даны России в отношении борьбы с отмыванием денег с использованием виртуальных активов.
  • Теперь хотелось бы остановиться на аспектах противодействия отмыванию денег, связанного с торговлей, и на интересном приеме использования инструментов валютного контроля для целей ПОД/ФТ.
  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уже давно применяется органами контроля не для валютных целей, а для налоговых целей и для целей борьбы с отмыванием денег.
  • Российские органы власти утверждают, что валютные ограничения (требование репатриации, ограничения по зарубежным счетам) и ответственность, установленная за нарушения валютного законодательства, позволяют эффективно противодействовать отмыванию денежных средств.

Однако на практике такие ограничения становятся существенным барьером для российского бизнеса и граждан. Особенно с учетом ответственности, в т.ч. и уголовной, установленной за несоблюдение этих требований.

  1. Что же говорит ФАТФ о применяемых в России репрессивных инструментах за нарушения валютного законодательства?
  2. В отчете ФАТФ отмечается, что, по мнению российских властей, основной проблемой при получении помощи от зарубежных коллег является отсутствие двойной криминализации в некоторых случаях.
  3. Принцип двойной криминализации заключается в том, что правоохранительные органы и суды оказывают взаимную правовую помощь по уголовным делам и выдают преступников только в тех случаях, когда деяние, являющееся предметом запроса о помощи или о выдаче, наказуемо в уголовном порядке как в запрашивающем государстве, так и в государстве, в которое направляется запрос.

Именно с этой проблемой Россия сталкивается в ходе применения ст. 193 УК РФ. Российский уголовный закон предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации средств в иностранной валюте или в рублях. Но данное преступление не имеет аналога в зарубежных юрисдикциях.

В странах ОЭСР требование репатриации не применяется. Более того, данное требование рассматривается в качестве ограничения в отношении движения капитала в соответствии с Руководством пользователя Кодекса либерализации движения капитала ОЭСР. Как следствие, в указанных государствах не установлена какая-либо уголовная ответственность за нерепатриацию.

Таким образом, нерепатриация не является самостоятельным преступлением, так как репатриированные средства можно легально тут же перевести на собственные зарубежные счета, а общественная опасность имеет место быть только в тех случаях, когда невозврат связан с отмыванием денежных средств.

Одним из альтернативных правонарушенией, которые мы видим в России на ряду со статьями по борьбе с отмыванием денег, является преступление, предусмотренное ст. 193.

1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денег на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

Как поясняется в отчете ФАТФ, данная статья используется против схем «оттока» капитала, таких как молдавская прачечная (“Laundromat”) и потенциального отмывания денег, связанного с торговлей.

Когда сложность схемы мешает правоохранительным органам прийти к точному выводу о криминальном источнике средств или о том, что обвиняемый знает об этом источнике, это правонарушение является, как отмечается в отчете, альтернативой, которая не умаляет и не заменяет отмывание денег. ФАТФ подчеркивает, что российские власти должны обеспечить, чтобы опора на это правонарушение (193.1 УК РФ) была оправданной и правомерной.

Позволяет ли статья понять конечный преступный умысел лица? Нет, поскольку она описывает лишь способ, используемый для совершения или сокрытия иных преступлений, в отношении которых УК РФ и так содержит статьи (незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст.

172 УК РФ), налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ и др.). По сути, эта статья направлена на наказание за отмывание денег, которые получены преступным путем, только в отличие от ст. 174 и 174.

1 УК РФ не позволяют по требованию РФ арестовывать за рубежом активы таких лиц, обеспечивать выдачу таких лиц.

Как в отношении незаконной банковской деятельности, так и в случае со ст. 193.1 УК РФ, нет различий в штрафах по сравнению с отмыванием денег. Однако ФАТФ отмечает необходимость проверки возможности обвинения в отмывании денег, поскольку альтернативные преступления могут создавать непредвиденные проблемы в международном сотрудничестве, когда требуется двойная криминализация.

ФАТФ справедливо отмечает сложности, связанные с применением ст. 193.1 УК РФ.

Деяние, определенное в ст. 193.1 УК РФ, не обязательно связано с преступными доходами. Статья предусматривает наказание лиц, ответственных только за один элемент незаконной финансовой схемы: зачисление средств на счета нерезидентов под ложным предлогом.

Хотя правоохранительные органы рассматривают эту деятельность как особый вид незаконных финансовых услуг, это не эквивалентно преследованию отмывания денег, поскольку оно не обязательно связано с доходами от преступлений. Преступление может включать передачу доходов, но также может представлять собой, среди прочего, утечку капитала, уклонение от уплаты налогов или чистые деньги.

Кроме того, преступное поведение может включать в себя трансграничное перемещение денежных средств, но закон не требует этого (поскольку объективную сторону преступления составляет перевод денег на счет, принадлежащий нерезиденту, а не на счет в иностранном банке). Таким образом, деяние, за которое предусмотрена ответственность по ст. 193.1 УК РФ, не всегда следует отождествлять с международным отмыванием денег.

К какому выводу мы приходим анализируя отчет ФАТФ?

ФАТФ в отчете по России подтверждает, что ст. 193 и 193.

1 УК РФ не являются полноценными инструментами по борьбе с отмыванием, так как невозможно получить помощь от зарубежных коллег, они не охватывают целиком схемы по отмыванию, существует риск их неправомерного использования (статьи используются как альтернативные инструменты, в то время как основная задача, чтобы работали статьи по отмыванию).

Позиция Центра Россия-ОЭСР заключается в том, что ст. 193 и 193.1 УК РФ необходимо отменить.

И вот лед тронулся…26 декабря 2019 г. В.В. Путин внес законопроект о смягчении валютных рисков для бизнеса по ст. 193 УК РФ. В ч.1 ст.

193 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Планируется увеличить суммы нерепатриированных денежных средств в крупном (до 100 млн. рублей) и в особо крупном размере (150 млн. рублей) для целей 193 УК РФ.

Источник: https://oecd-russia.org/analytics/fatf-protiv-193-i-1931-uk-rf.html

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК)

С июня 2013 г. данная норма изложена в новой редакции.

Согласно УК ответственность наступает за нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в РФ на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непередан- ные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Статья 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[1] устанавливает порядок репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено самим Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Раскрывая основные понятия, Закон предполагает отнесение следующих категорий лиц к резидентам:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
  • б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. «в»;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезидентами РФ, как сейчас указано в тексте Закона, выступают:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. «б» и «в»;
  • ж) иные лица, не являющиеся резидентами.

В целях валютного контроля за экспортно-импортными сделками Закон требует оформления в срок паспорта сделки.

Предметом данного преступления являются денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ в безналичной форме. Конститутивным признаком состава выступает их крупный размер.

В соответствии с примеч. 1 кст. 193 крупным размером признается совокупный доход за один год или однократный доход в размере 6 млн руб.

Квалифицирующим признаком состава выступает особо крупный доход — 30 млн руб.

Посредством квалифицирующего признака, предусмотренного п. «г», ч. 2 ст. 193 УК, предпринята попытка соотнести положения данного состава с нормой, содержащейся в ст. 1732 УК. При этом само создание фиктивного юридического лица охватывается ст. 1732 УК, а дальнейшие действия по его использованию требуют совокупности с ч. 2 ст. 193 УК.

Субъект в данном преступлении общий. Субъективная сторона выражается в вине, которая ограничивается умышленной формой.

Источник: https://studref.com/420046/pravo/uklonenie_ispolneniya_obyazannostey_repatriatsii_denezhnyh_sredstv_inostrannoy_valyute_valyute

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ)

Непосредственный объект преступления — общественные отношения в сфере реализации установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных расчетов между ее участниками.

Предмет преступления — иностранная или российская валюта, выраженная преимущественно в безналичной форме. Однако, это могут быть и наличные средства, которые, например, были получены, но не зачислены на счета организации1.

  •  Объективная сторона выражается в уклонении от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в национальной или иностранной валюте.
  • Уклонение может непосредственно выражаться: а) в незачислении указанных денежных средств на счета резидента в уполномоченных банках на территории РФ либо в банках, расположенных за пределами РФ; б) в невозврате в РФ указанных денежных средств на счета резидента в уполномоченном банке либо в банках, расположенных за пределами РФ.
  •  В первом случае предмет преступления образуют денежные средства в национальной или иностранной валюте, причитающиеся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
  • Во втором случае предмет преступления состоит из денежных средств, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на ее территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

 Размер уклонения должен быть крупным, превышающим 6 млн. руб. Они могут образоваться как от одной, так и от нескольких сделок или операций, имевших место в течение одного года.

  1. По законодательной конструкции состав преступления формальный.
  2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
  3.  Субъект преступления — специальный: вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность, являющийся резидентом или нерезидентом, а также его представители.

Резидент зачастую является субъектом преступления при уклонении от зачисления или перевода на свои счета в уполномоченных банках сумм, полученных от внешнеэкономической деятельности. Нерезидент, наоборот, отвечает в случае невозвращения сумм, перечисленных ему резидентом, за товары, которые были поставлены не в полном объеме или неприняты получателем.

Квалифицирующие признаки I степени (ч. 2 ст. 193 УК) – совершение преступления в особо крупном размере (п. «а»); группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.

«б»); с использованием заведомо подложного документа (п.

«в»); с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом (п. «г»).

Особо крупный размер уклонения должен превышать 30 млн. руб.

Использование заведомо подложного документа может выражаться в его представлении в качестве документа, подтверждающего факт перечисления денежных средств, их возвращения, исполнения контракта в полном объеме и т.п. В случае самостоятельной подделки такого документа содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.

Использование юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом может выражаться в использовании аффилированных (зависимых) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, на подставных лиц, относящихся к фирмам-однодневкам, т.е. специально созданным для проведения одной или двух операций. Если имело место незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица — содеянное квалифицируется по совокупности.

 Преступление, описанное в ч. 1 ст. 193 УК, отнесено к категории небольшой, а в ч. 2 — средней тяжести.

Источник: https://studopedia.net/5_25323_uklonenie-ot-ispolneniya-obyazannostey-po-repatriatsii-denezhnih-sredstv-v-inostrannoy-valyute-ili-valyute-rf-st—uk-rf.html

Тема 7. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Несовершенство валютного
законодательства и относительно небольшой опыт его применения приводили к
отсутствию  единого подхода судебных
органов к делам, связанным с нарушением валютного законодательства.

Противоречия и пробелы в многочисленных законодательных актах допускали
возможность различного толкования базовых положений валютного законодательства,
что приводило к принятию различных решений по аналогичным делам.

В связи с этим
назрела необходимость в  принятии новых
нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ответственности за валютные
правонарушения с учетом проблем правоприменительной практики. Так, 10 декабря 2003 г.

был принят новый
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»,
в соответствии с которым резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.
25).

В новом КоАП РФ ответственности за нарушение
валютного законодательства посвящена одна статья Кодекса – ст. 15.25 (Нарушение
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования). Данная
статья объединяет несколько составов валютных 
правонарушений:

1. Осуществление незаконных
валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением
валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков
(в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в
иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных
операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках
или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в
случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление
валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных
на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в
случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

2. Представление резидентом в
налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии)
счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке,
расположенном за пределами территории РФ.

2.1. Непредставление
резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада)
или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами
территории РФ.

3. Утратил силу.

4. Невыполнение резидентом в
установленный срок обязанности по получению на свои
банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты
Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары,
выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за
переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные права на них.

5. Невыполнение резидентом в
установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных
средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ)
товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные
информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении
средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими
банковскими документами, нарушение установленного порядка представления
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций,
нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо
нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов
по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении
валютных операций или паспортов сделок.

6.1. Нарушение установленных
сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям,
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении
средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими
банковскими документами не более чем на десять дней.

6.2. Нарушение установленных
сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям,
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или
сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за
пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на
десять, но не более чем на тридцать дней.

6.3. Нарушение установленных
сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям,
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или
сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за
пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на
тридцать дней.

Согласно части 1 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и
валютном контроле» резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в
иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных
государств, являющихся членами Организации экономического содружества и
развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ).

В соответствии с частью 2 ст.

12 резиденты обязаны
уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов
(вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения, прекращения)
договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенном за пределами
территории России, по форме, утвержденной ФНС России. Часть 2 ст. 12 с 1 января
2007 г.
действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за
пределами территории РФ (ч. 3 ст. 26 рассматриваемого Закона).

В соответствии с частями 4 — 6 ст.

12 рассматриваемого
Закона резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках
за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в
уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за
пределами территории России. Указанные переводы осуществляются резидентами в
порядке, устанавливаемом ЦБ РФ. Нарушение правил открытия таких счетов
квалифицируется по части 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Применительно к части 4 ст. 15.25 КоАП РФ правила
репатриации иностранной или российской валюты установлены ст. 19 ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле».

Согласно части 1 указанной статьи при
осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки,
предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение
от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной
или российской валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных
договоров (контрактов) за переданные нерезидентом товары, выполненные для них
работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета
в уполномоченных банках указанную валюту в случаях, установленных частью 2 ст.
19 рассматриваемого Закона (в ред. ФЗ от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ).
Неисполнение резидентами указанных обязанностей квалифицируется по части 4 ст.
15.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 4 части 1 ст.

19 ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны в сроки, установленные
внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в РФ денежных
средств, уплаченных нерезидентом на не ввезенные на таможенную территорию РФ
(не полученные на таможенной территории России) товары, невыполненные работы,
неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные права на них. Неисполнение резидентом
указанной обязанности квалифицируется по части 
5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Учетные обязанности резидентов и нерезидентов
применительно к ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ установлены ст. 20 рассматриваемого
Закона, согласно которой ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по
валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в
уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между
резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, которые
необходимы в указанных целях и которые отражаются в паспорте на основании
подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Паспорт сделки может
использоваться органами и агентами валютного контроля для  осуществления валютного контроля в
соответствии с указанным Законом.

Неисполнение резидентами, нерезидентами
публичных учетных обязанностей или их ненадлежащее исполнение (например,
нарушение установленных сроков хранения учетных документов по валютным операциям),
квалифицируется по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно КоАП РФ административная
ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4 и 5 ст. 15.25, применяется только к лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

§ 2. Уголовная ответственность за нарушение
валютного законодательства

          Уголовная ответственность
предусмотрена УК РФ:

ст. 193. (Уклонение от исполнения обязанностей
по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ),

ст. 193.1. (Совершение
валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте
РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

        
Уголовная ответственность наступает, если деяние совершено в крупном
размере (6 млн. рублей) или в особо крупном размере (30 млн. рублей).

Ст. 193.1 УК РФ введена
относительно недавно, поэтому практики применения этой номы практически нет. Подробно
хотелось бы остановиться на  статье 193
УК РФ (Уклонение
от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте
или валюте РФ).

  • Основным источником приобретения иностранной валюты
    различными организациями в настоящее время является внешнеэкономическая,
    главным образом, экспортная деятельность, разрешенная всем зарегистрированным
    на территории РФ организациям независимо от формы собственности.
  • В случае поступления в пользу резидента средств в
    иностранной валюте в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и
    иных поступлений неторгового характера они также подлежат зачислению на счет
    резидентов в уполномоченных банках.
  • Перевод иностранной валюты на счета уполномоченных
    банков должен быть осуществлен в течение 30-ти дней с момента осуществления
    платежа в любой форме в пользу резидента банком плательщика (нерезидента) или
    банком, уполномоченным последним на осуществление платежа по сделке.
  • Валютная выручка, подлежащая переводу в России и
    поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может
    использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных
    комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической
    операцией, по которой получена эта выручка.
  • Обязательному переводу не подлежат:
  • а) валютные поступления резидентов, связанные с
    сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие
    собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, — на
    период строительства;
  • б) валютные поступления резидентов от участия в
    фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих
    операций и покрытия операционных расходов, — на период проведения этих
    операций;
  • в) валютные поступления резидентов от проведения
    выставок, спортивных и культурных мероприятий за границей, используемые для
    покрытия расходов по их проведению, — на период проведения этих мероприятий.

После завершения строительства объекта за границей
резидент обязан перевести в Россию остаток средств в иностранной валюте в
течение 30-ти дней от даты подписания акта о приеме объекта и урегулирования
претензий заказчика.

В тот же 30-дневный срок от даты завершения операций и
мероприятий подлежат возврату прибыль иностранной валюте от проведения за
рубежом фондовых операций и валютные поступления от проведения выставок,
спортивных, культурных и иных мероприятий.

Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных
банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по
переводу.

Источник: http://arslanbekova4.blogspot.com/2014/05/7.html

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  • 1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказан- ные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В случае уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 УК РФ. Эта статья сформулирована в новой редакции Федеральным законом от 27.05.

2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ): «Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказан- ные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».

Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

Таким образом, в измененной ст.

193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.

Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Статья 193.

1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.

Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193,193.1 УК РФ, и по ст.

173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).

Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления. Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.

1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.

1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган ФТС России может производить по нему следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, органы ФТС России обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, органы полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена также ст. 200.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду, т.е.

незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Таким образом, в российское законодательство начинает проникать термин «денежные инструменты», неизвестный пока валютному законодательству.

Под денежными инструментами в целях ст. 200.1 УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

В заключение можно сделать следующие выводы.

  • ? За нарушения валютного законодательства установлена и административная, и уголовная ответственность.
  • ? Административная ответственность наступает в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ. Протоколы о возбуждении дела об административном правонарушении по данным составам могут составлять налоговые и таможенные органы, Росфиннадзор. Постановления о привлечении к ответственности за нарушения валютного законодательства могут выносить Росфиннадзор и суд.
  • ? Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства предусмотрена ст. 193 и ст. 193.1 УК РФ. В случае уклонения от исполнения обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 УК РФ. Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Источник: https://bstudy.net/692381/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_narusheniya_valyutnogo_zakonodatelstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector