Нецелевое расходование бюджетных средств — ст. 285.1: состав преступления, предмет, субъект и ответственность по статье

Под бюджетными средствами понимаются деньги, которые выделяются государством для осуществления функций государства в целом и местного самоуправления. В России бюджетные средства делятся на 3 части:

  1. Федеральный.
  2. Бюджет субъектов федерации.
  3. Местный.

Нецелевое расходование бюджетных средств — ст. 285.1: состав преступления, предмет, субъект и ответственность по статье

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств может наступать для должностных лиц, которым такие средства вверены.

Состав преступления

Использование бюджета не по назначению в зависимости от обстоятельств может наказываться в соответствии с административным или уголовным законодательством. Для того, чтобы нарушитель отвечал по уголовной статье, необходимо соблюдение всех характеристик каждой составляющей состава преступления. Уголовная ответственность за такое деяние предусмотрена ст.285.1 УК.

Объект

Объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование государства, так как незаконные посягательства на бюджет ставят под угрозу эффективность деятельности государственных органов и выполнение госпрограмм.

Непосредственным предметом преступления являются бюджетные средства, выделяемые государством.

Объективная сторона

Объективная сторона предполагает совершение действий, направленных на растрату бюджетных средств в крупном размере на цели, не предназначенные для этого.

Цели, на которые выделяются бюджетные деньги, могут содержаться в:

Обратите внимание

Ответственность за нецелевое использование земельного участка регламентируется ст. 8.8 КОАП РФ и предполагает выплату штрафа в размере от 3 000 руб для физлиц и 100 000 руб для юрлиц.

Подробнее можно прочитать в отдельной статье

  • утверждённом бюджете;
  • бюджетной росписи – документ, в котором чётко прописываются суммы расходов и поступлений бюджетных денег конкретной организации и цели их использования. Бюджетная роспись, как правило, составляется поквартально главным распорядителем бюджета. Например, для Федерального бюджета роспись составляется Министерством финансов;
  • уведомлении о бюджетных ассигнованиях – в этом документе также указываются суммы поступлений государственных средств и цели, на которые их необходимо потратить. Данный документ составляется органом, исполняющим конкретный вид бюджета, и направляется в учреждение, которому будут перечислены соответствующие средства;
  • смете доходов и расходов.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по УК РФ наступает только при крупной сумме используемых не по назначению бюджетных средств – более полутора миллионов рублей.

Нецелевое расходование бюджетных средств — ст. 285.1: состав преступления, предмет, субъект и ответственность по статье

Любая трата бюджетных денег на цели, не указанные в вышеперечисленных документах, в оговоренной сумме образует состав преступления, предусмотренного ст.285.1. Например, деньги, выделенные для строительства школы, тратятся на приобретение автомобиля для нужд получателя средств из бюджета.

Подпадают под состав преступления и действия, выражающиеся в заимствовании средств из целевых бюджетных фондов области на мероприятия, которые не соответствуют целям этих фондов.

Субъект

Понести наказание за данное преступление могут только должностные лица государственного органа или другого бюджетного учреждения, которые вправе получать средства из бюджета и распоряжаться ими, например, губернатор.

Субъективная сторона

С субъективной стороны преступление характеризуется только прямым умыслом. То есть нарушитель полностью осознаёт, что направляет бюджетные средства не на те цели, для которых они выделены.

Наказание по ст.285.1

Рассматриваемая статья содержит 2 части. Первая из них предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств без квалифицирующих признаков:

  1. Штраф от 100 до 300 тысяч рублей.
  2. Принудительные работы до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.
  3. Арест до полугода.
  4. Тюремное заключение до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.

Вторая часть предполагает совершение преступления группой лиц с предварительным сговором или использование особо крупной суммы бюджетных средств (7,5 миллионов рублей и больше). Виды наказаний за эти действия такие же, как и в первой части, но их размеры – больше:

  • максимальный штраф – полмиллиона;
  • принудительные работы могут назначаться до 5 лет;
  • тюремное заключение на такой же срок.

К двум последним видам наказания может быть также добавлено дополнительно лишение права заниматься определённой работой в течение 3 лет.

Иные виды ответственности

В соответствии с КоАП нецелевое использование бюджетных средств наказывается при отсутствии в действиях нарушителя состава уголовного преступления.

Состав данного правонарушения изложен в ст. 15.14 КоАП и схож с составом аналогичного преступления. Разница заключается лишь в сумме средств, использованных не по целевому назначению. Для административной ответственности не обязателен крупный размер (полтора миллиона рублей).

За правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП, может быть назначен штраф в размере:

  • Для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • Для организаций – от 5 до 25% суммы использованных не по назначению средств.

Судебная практика

Рассмотрение дел о нецелевом использовании бюджетных средств по УК РФ происходит достаточно часто. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении руководителя муниципального автономного учреждения.

Бюджетные средства выделялись МАУ для строительства новой больницы. Вместе с тем, начальник МАУ использовал часть из них на оплату гостиничного номера, в котором он проживал в командировке, выплату командировочных и другие расходы в служебной поездке.

Если у вас остались вопросы – пишите в х

Источник: https://lexconsult.online/8323-netselevoe-polzovanie-byudzhetnymi-sredstvami

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении
действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,
приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использование
бюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных
средств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование
бюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по
    назначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5
до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Нецелевое расходование бюджетных средств — ст. 285.1: состав преступления, предмет, субъект и ответственность по статье

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

  • Банковские реквизиты Сбербанка.
  • Как заполняется и подается в Сбербанк анкета на кредит?
  • Как оформить карту ВТБ через интернет?
  • Справка по форме Сбербанка для ипотеки и кредита.

Источник: https://mytopfinance.ru/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Отграничение преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств (ст.285.1 УК РФ) и средств государственных внебюджетных фондов (ст.285.2 УК РФ), от смежных деяний

Уголовно-правовая оценка совершенного общественно опасного деяния является довольно сложным процессом, поскольку каждый состав преступления имеет ряд общих, совпадающих с другими составами преступлений признаков. По этой причине, для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представлять себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями.

Прежде чем проводить отграничение нецелевого расходования бюджетных средств и нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов от иных деяний, необходимо разграничить эти деяния между собой. При этом следует учитывать все рас-

В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовым годом признается календарный год, с 1 января по 31 декабря соответственно. Именно в этот срок должны быть совершены соответствующие действия, запрещенные статьей Особенной части УК РФ.

В данной связи, нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов может быть совершено в течении одного финансового года, причем нецелевым образом должна быть израсходована сумма свыше 1 500 000 рублей.

Таким образом, если в следующем финансовом году будет допущено новое нецелевое расходование бюджетных средств на аналогичную сумму, то это деяние будет квалифицировано как новое преступление независимо от того, в рамках какого договора, контракта, целевой программы, национального проекта и т.д. сделаны эти перечисления.

В том случае, если нецелевое расходование бюджетных средств в течении одного финансового года не превышает установленного законом размера в 1,5 млн рублей, то деяние лица не признается преступным.

смотренные выше признаки (предмет, объективная сторона, субъект преступления), поскольку они обладают специфическими особенностями, которые и влияют на правильную юридическую оценку соответствующего преступления.

Научный и практический интерес представляют вопросы отграничения преступлений, предусмотренных ст. 2851 и 2852 УК РФ, от иных деяний, которые могут включать в себя действия, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (например, ст. 285, 286, 201, ч. 2 ст. 176,159,160 УК).

Как отмечалось выше, нормы об ответственности за злоупотребление (превышение) должностными полномочиями (ст. 285 и 286 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.

201 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2851 и. 2852 УК РФ) соотносятся между собой как общие и специальные.

Именно такого мнения придерживается большинство специалистов, исследовавших указанные служебные преступления.

От нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 2851 УК) следует отличать использование государственного целевого кредита не по прямому назначению (ч. 2 ст. 176 УК).

В порядке сравнения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 176 и ст.

2851 УК, а также для их правильной квалификации и разграничения немаловажно знать, что при определении нецелевого использования средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, письмами Министерства финансов РФ.

В отличие от нецелевого расходования бюджетных средств использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, предусмотренное ч. 2 ст. 176 УК РФ, может проявиться:

  • • в направлении средств на банковские депозиты, в приобретении различных активов (валюты, ценных бумаг) с целью их последующей продажи;
  • • осуществлении взносов в уставной капитал другого юридического лица, в оказании финансовой поддержки;
  • • расходовании средств при отсутствии оправдательных документов, в неоформлении или неправильном оформлении первичных документов;
  • • недостаче материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
  • • расходовании средств сверх норм, установленных Министерством финансов РФ.

К числу нарушений на стадии распределения и использования целевых бюджетных ассигнований относятся также:

  • • несоблюдение регламента рассмотрения заявок на кредиты и их выделения (без конкурсной комиссии по кредитной политике, на конкурсной комиссии иного коллективного органа, уполномоченного принимать решение, по единоличным резолюциям должностных лиц);
  • • выделение средств без обеспечения возвратности кредита, представления заемщиком достаточных гарантий своевременного возврата кредита, выяснения его финансового состояния; задержка в распределении полученных бюджетных ассигнований, их «прокручивание» за это время с целью извлечения доходов;
  • • размещение бюджетных кредитных средств не на счетах территориальных подразделений Центрального Банка РФ, а в коммерческих банках;
  • • раздача кредитов под минимальный процент либо вообще без процентов «нужным» людям;
  • • раздача средств бюджета в виде коммерческих кредитов предприятиям и организациям, не имеющим отношения к выполнению целевых программ;
  • • направление средств из бюджетных кредитов в уставные фонды коммерческих структур, принадлежащих родственникам и знакомым.

При квалификации деяния по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК, следует иметь в виду следующее:

  • а) объектом преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 УК РФ выступают отношения, обеспечивающие рациональное распределение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в соответствии с теми целями, на которые они выделялись, а непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК, отношения, обеспечивающие функционирование финансово-кредитной системы;
  • б) целевой характер предоставляемых из федерального бюджета средств при кредитовании и передаче средств в управление формулируется в договорах, заключаемых между сторонами;
  • в) в содержание общественно опасного деяния в объективной стороне состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК, входит период нецелевого использования средств бюджетного кредита, которым признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению;
  • г) в отличие от нецелевого расходования бюджетных средств объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК, может выражаться в использовании не по прямому назначению только государственного целевого кредита (например, выделенный Центральным банком РФ денежный кредит для ликвидации последствий наводнения используется для приобретения автомобилей);
  • д) субъект нецелевого расходования бюджетных средств — специальный, а в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 176 УК, — общий.

Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов следует отграничивать от фактов хищения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, которые в последнее время значительно участились, особенно в отношении ассигнований, выделяемых на осуществление федеральных и региональных целевых программ. По форме подобного рода хищения выражаются, как правило, в виде мошенничества (ст. 159 УК) либо присвоения или растраты вверенного имущества (ст. 160 УК).

Следует отметить, что проблема отграничения нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов от хищения указанных средств в форме мошенничества либо присвоения или растраты возникает не во всех случаях, а только тогда, когда субъектом хищения выступает должностное лицо, обладающее полномочиями по распоряжению данными финансовыми ресурсами. Таким образом, смежными для составов преступлений, предусмотренных ст. 2851 УК и ст. 2852 УК, являются только особо квалифицированные составы мошенничества и присвоения или растраты, выделенные по признаку совершения указанных преступлений лицом с использованием своего служебного положения (ч.Зст. 159 УК, ч.З ст. 160 УК).

Анализ уголовно-правовой литературы и правоприменительной практики приводит к выводу о том, что совершенное должностным лицом хищение бюджетных средств либо средств государственных внебюджетных фондов путем мошенничества, как правило, заключается в списании соответствующих денежных средств с лицевого счета того или иного учреждения в пользу состоящих с ним в сговоре или подконтрольных ему физических или юридических лиц за поставленные ими товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые фактически:

  • • не поставлялись, не выполнялись, не оказывались;
  • • были поставлены, выполнены или оказаны в меньшем объеме, чем указано в документах, послуживших основанием для расходования соответствующих средств;
  • • были поставлены, выполнены или оказаны с завышением их реальной стоимости.

Совершаемое при этом списание бюджетных средств либо внебюджетных средств государственных внебюджетных фондов с лицевого счета соответствующего учреждения в пользу физических или юридических лиц, фактически являющееся этапом их хищения, формально представляет собой не что иное, как расходование бюджетных средств либо средств государственных внебюджетных фондов. Более того, в указанных случаях бюджетные средства государственных внебюджетных фондов нередко расходуются с нарушением условий их предоставления, что дополнительно усложняет проблему разграничения преступлений, предусмотренных ст. 2851, 2852 и ч.З ст. 159 УК.

В такой ситуации выбор уголовно-правовой нормы, по которой необходимо квалифицировать содеянное, зависит от двух обстоятельств.

Во-первых, на квалификацию содеянного влияет наличие или отсутствие корыстной цели, под которой принято понимать стремление безвозмездно и безвозвратно обратить чужое имущество в свою пользу или в пользу третьего лица, извлечь из него имущественную выгоду и тем самым причинить ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. В силу прямого указания уголовного закона (примеч. 1 к ст. 158 УК) корыстная цель является конструктивным признаком любого хищения, а в диспозициях основных составов преступлений, предусмотренных ст. 2851 и 2852 УК, упоминание о цели преступления отсутствует.

Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что при совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК, расходование бюджетных средств представляет собой лишь один из этапов мошенничества — завладение бюджетными ассигнованиями, которые еще необходимо обратить в пользу самого должностного лица или третьих лиц, состоящих, как правило, с ним в сговоре или подконтрольных ему.

Отграничение нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов от их хищения в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) также надо осуществлять с учетом наличия или отсутствия корыстной цели и иных признаков, характеризующих данную форму хищения.

Источник: https://studref.com/429768/pravo/otgranichenie_prestupleniy_svyazannyh_netselevym_rashodovaniem_byudzhetnyh_sredstv_st2851_sredstv_gosudar

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector