Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и сроки

Для раскрытия преступления и предотвращения дальнейших противоправных деяний полиции приходится принимать ряд мер, в т. ч. и задержание подозреваемого. Рассмотрим, всегда ли эти действия являются законными и кто может подвергнуться описываемой процедуре.

Понятие задержания

Так называется мера процессуального принуждения, подразумевающая кратковременное лишение свободы (на период до 2 суток) лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Носит предварительный характер и не требует судебного решения. В ходе задержания дознаватели, следователь, прокурор могут использовать такие меры воздействия, как обыск и допрос.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиЗадержание гражданина — основные особенности.

Заключение под стражу чаще осуществляется на начальном этапе следствия. Это распространенная практика, которая позволяет правоохранительным органам предотвращать криминальные действия в будущем.

В каких случаях задержание считается правомерным

Свобода и неприкосновенность граждан защищена Конституцией РФ, поэтому нарушить их можно только при наличии достаточных оснований. Законодательные нормы процедуры регламентированы 12 главой УПК РФ.

Задержание может осуществляться только при возбуждении уголовного дела. Исключением являются случаи, когда человека ловят на месте преступления. Тогда постановление об открытии дела и протокол задержания будут составляться одновременно. В остальных случаях процедура считается незаконной.

Гражданина можно лишить свободы, если на него падают подозрения в совершении противоправных действий, за которые полагается уголовное преследование. Голословных обвинений недостаточно. На подозреваемого у следственных органов должны иметься улики или показания других людей, потерпевшего.

Нельзя задерживать человека на срок, превышающий 48 часов.

Кого могут задержать

Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено уголовное наказание, может быть задержано в следующих случаях:

  1. Человек пойман «с поличным» или по «горячим следам».
  2. Свидетели указывают на подозреваемого как на преступника.
  3. Нахождение следов противоправных действий на гражданине, его одежде или в его доме.

Также человек может быть задержан в следующих ситуациях:

  • при попытке скрыться;
  • если он не имеет постоянного места жительства или нельзя установить его личность;
  • по решению суда.

Помимо подозреваемых, арестованы могут быть следующие лица:

  1. Преступники, сбежавшие из мест лишения свободы.
  2. Граждане, находящиеся в российском или международном розыске.
  3. Уклоняющиеся от принудительного медицинского или воспитательного воздействия.
  4. Иностранцы при депортации.
  5. Граждане, представляющие опасность ввиду наличия у них психического отклонения.

Этапы процедуры

Задержание происходит в несколько этапов:

  1. Заведение уголовного дела.
  2. Оглашение причины заключения под стражу. В обязанности сотрудника полиции вменяется устное оглашение обвинений гражданину. Последний, в свою очередь, должен подчиниться правоохранительным органам, иначе к нему могут быть применены физическая сила или наручники.
  3. Доставка подозреваемого в отделение полиции.
  4. Составление протокола. В создании документа участвует и задержанный. Он может вносить свои замечания или высказать недовольство действиями следствия. В конце протокола ставится его подпись. В документе излагаются: дата и место его составления, причины процедуры, оказывал ли подозреваемый сопротивление, наличие оружия и других запрещенных предметов. Если задержанному оказывалась медицинская помощь или у него имеются телесные повреждения, это также указывается в протоколе.
  5. Обыск. Все найденные запрещенные средства изымаются.
  6. Допрос.
  7. Помещение в изолятор.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиЗадержанный гражданин.

За 48 часов с момента задержания следствие должно собрать достаточное количество улик для суда. Если это получается, суд определяет дальнейшую меру пресечения для подозреваемого. В противном случае гражданина должны отпустить на свободу.

Особенности допроса подозреваемого

Допрос обязательно проводится в первые сутки, чтобы подозреваемый не успел придумать линию поведения. Здесь сказывается фактор внезапности. Задержанному перед допросом дают проконсультироваться у адвоката.

Порядок проведения:

  1. Подготовительный этап. Следователь анализирует все материалы дела, личность обвиняемого и определяет перечень вопросов.
  2. Налаживание психологического контакта. Сотрудник должен излучать спокойствие, уверенность и беспристрастность. Он может проявлять эмоции, но не допускается оскорбление и унижение подследственного.
  3. Свободный рассказ. Начинается с вопроса, признает ли подозреваемый себя виновным в совершенном преступлении. Он может полностью или частично согласиться с обвинениями или отрицать свою вину. Следователь задает структуру рассказа. Он может иметь хронологический, логический или последовательный порядок. Во время повествования сотрудник не должен прерывать задержанного или делать ему замечания.
  4. Уточняющие вопросы. После завершения рассказа следователь расспрашивает обвиняемого для большего понимания происходящего или выяснения недостающих деталей. Сотрудник должен четко понимать, что он хочет выяснить, задавая тот или иной вопрос, а также то, как эти показания отразятся на дальнейшем ходе следствия.
  5. Ознакомление подозреваемого с протоколом следственных действий и фонограммой.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиДопрос по уголовному делу.

Самую большую сложность представляет допрос подозреваемого, уже судимого по уголовному делу, который настроен давать ложные показания. С ним тяжело установить психологический контакт, и он уже знаком с техникой допроса.

Процедура обыска

Под этим понимают обследование вещей человека и его тела на наличие оружия, документов, запрещенных веществ и иных предметов, которые могут повлиять на ход уголовного процесса. Результаты обыска отмечают в протоколе.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и срокиПроцедура личного обыска.

Процедура проводится в присутствии как минимум двух свидетелей, постановления или решения суда при этом не требуется. В качестве понятых не могут выступать:

  • дети и подростки;
  • родственники подозреваемого;
  • сотрудники полиции;
  • другие граждане, участвующие в этом уголовном деле.

Дознаватель может привлекать к обыску оперативных работников и переводчика, который должен объяснить задержанному порядок процедуры. Все лица, участвующие в процессе, должны быть одного пола с подозреваемым.

Временно изымаются личные вещи подследственного, которые нельзя хранить при себе во время задержания. Все предметы, найденные при обыске, показываются понятым, упаковываются, запечатываются и подробно описываются в протоколе.

Содержание под стражей

При первичном задержании срок лишения свободы составляет несколько дней. Но следователь при наличии улик вправе обратиться к судье с ходатайством о содержании подследственного под стражей до вынесения приговора (до полугода).

Эта мера может быть применена только при совершении преступления, подразумевающего арест от 3 лет, при соблюдении следующих условий:

  • не установлена личность подозреваемого или у него нет постоянного места жительства;
  • изначально была нарушена мера пресечения;
  • бегство от следствия.

Несовершеннолетних граждан можно заключить под стражу только в тех случаях, когда они подозреваются в совершении особо тяжких преступлений.

Срок задержания

Он составляет 48 часов. Если сотрудники правоохранительных органов продержали подозреваемого под стражей дольше положенного срока, к ним будут применены карательные меры, в т. ч. и уголовная ответственность.

По решению суда этот срок может быть продлен на 72 часа, таким образом, максимальное время ареста составляет 5 суток.

Основания для освобождения

Они регламентируются ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса. Причинами для освобождения являются:

  • ошибочность обвинения;
  • недостаточность оснований для ареста;
  • незаконное задержание;
  • истечение срока и отсутствие ходатайства в суд о его продлении;
  • отказ суда в продлении ареста.

Задержанному при освобождении выдается справка. В ней должна содержаться информация о дате, времени, месте и причинах взятия под стражу.

Источник: https://policii.net/sovety/kak-proishodit-zaderzhanie-podozrevaemogo

Сколько составляет срок задержания подозреваемого

Человеку, совершившему преступление, гарантируется справедливое досудебное разбирательство. Это имеет важное значение в российском судопроизводстве. Любой человек имеет региональные, международные, универсальные процессуальные свободы до тех пор, пока не будет вынесено определенное судебное решение.

Сроки дознания по уголовным делам гарантируются правами и свободами человека, что исключает его незаконное задержание. Но происходит так не всегда. В статье разберем, сколько составляет срок задержания подозреваемого согласно УК РФ, и выясним, соблюдаются ли установленные сроки в реальной судебной практике.

Арест и предварительное задержание: когда это возможно

Задержание подозреваемого осуществляется на месте совершения преступления или по постановлению, подписанному прокурором, следователем. Осуществляется это различными способами, иногда при содействии сотрудников ОМОН.

Дальше при задержании подозреваемого в преступлении составляется протокол и предъявляется подозрение в совершении преступления. В протоколе обязательно должны быть указаны:

  • дата задержания;
  • время;
  • основания;
  • мотивы;
  • результаты обыска личного имущества.

Этот документ должен быть составлен не менее, чем через три часа после задержания. Обвиняемому или подозреваемому разъясняются его права, обязанности. После чего задержанное лицо обязано подписать документ.

Важным моментом в подобных действиях правоохранительных органов является избрание меры пресечения. Это может быть:

  • домашний арест;
  • подписка о невыезде;
  • выпуск под залог;
  • содержание под стражей.

Поле возбуждения уголовного дела начинаются следственные действия и передача материалов в суд.

Сколько составляет срок задержания подозреваемого? Ответ на этот вопрос зависит от того, кем выступает гражданин — обвиняемым или подозреваемым. Содержание под стражей может происходить только на основании решения суда, которое должно быть получено не позднее 48 часов после его задержания.

Важно! На основании ст. 108 УК РФ содержание под стражей применимо только к тем лицам, кто подозревается или обвиняется в преступлении, за которое предусмотрен срок лишения свободы.

В остальных случаях задержание может быть осуществлено только при возникновении таких обстоятельств:

  • подозреваемое или обвиняемое лицо не проживает на территории РФ;
  • невозможно установить личность;
  • человеком было нарушено постановление о мере пресечения;
  • лицо намерено скрывается от правоохранительных органов.

Подобные меры по отношению к несовершеннолетним возможны только в тех случаях, когда таким лицом было совершено преступление, характеризующееся как особо тяжкое или средней тяжести.

Случай из практики

В одном из микрорайонов города был задержан несовершеннолетний молодой человек по подозрению в совершении преступления на основании статьи 162 УК (разбой, кража в крупных размерах). Из протокола стало понятно:

  • задержание произошло в 17 часов;
  • подозреваемый доставлен в отделение в 18 часов;
  • в 18-15 несовершеннолетний был отпущен под подписку о невыезде.

Позже следователь обратился к прокурору по поводу выдачи разрешения на то, чтобы не сообщать родным юноши о подозрении в отношении него. Прокурором было отказано.

Возникает вопрос: были или не были допущены нарушения следователем?

Ответ очевиден. Были, и достаточно грубые.  Тут же имеет место нарушение в отношении несовершеннолетних. Родственники должны были быть оповещены сразу же после задержания.

Здесь очевидны нарушения законодательства со стороны следователя. Тем более что несовершеннолетний был задержан по подозрению не на месте преступления.

Но это то, что касается несовершеннолетних. Сколько же могут содержать под стражей других подозреваемых, обвиняемых и каковы сроки дознания по уголовным делам?

Сроки дознания

После составления и подписания протокола следователь сообщает об этом факте прокурору в письменном виде, но не позднее 12 часов с того момента, как произошло задержание.

Внимание! Не позднее 24 часов с момента задержания осуществляется первый допрос и предоставляется встреча с адвокатом. Такая встреча может продлиться более двух часов.

Правозащитник обязан сообщить родственникам о том, что произошло. Если задержанный является военнослужащим, оповещается командование части.

О том, что задержан нерезидент, сообщается в посольство его страны не позднее 12 часов.

Решение суда об освобождении или дальнейшем содержании под стражей

Суд, рассмотрев все предоставленные следственными органами материалы, может освободить подозреваемого или продлить его пребывание в следственном изоляторе до 72 часов, которые следуют после предварительного нахождения под стражей.

Следствием дальнейшего содержания может послужить и другая причина. Например, подозреваемому необходимо встретиться с правозащитником. До этого опытные юристы советуют придерживаться подозреваемому, обвиняемому определенных действий.

  1. Не стоит пытаться доказывать лично свою непричастность, невиновность следователям или прокурору до беседы с правозащитником.
  2. Не принимать предложения следователя на предоставление своего адвоката.
  3. Все показания следователю давать только после беседы с правозащитником, которая должна происходить наедине.
  4. Желательно не менять своих показаний в ходе следствия или на суде.
  5. Придерживаться линии защиты, которую выдвинет адвокат.
  6. Даже совершивший преступление человек имеет свои права и обязанности (ст. 51 Конституции РФ), которые дают возможность не давать показания против себя.

Полезные рекомендации от профессионального адвоката:

Если судом будет принято решение о дальнейшем содержании под стражей, об этом сразу в письменном виде оповещается подозреваемый, обвиняемый. Ему вручается копия протокола.

Сроки дознания по уголовным делам

При определении сроков содержания под стражей прокурор обязан учесть целый перечень обстоятельств:

  • степень тяжести преступления;
  • возраст, здоровье, семейное положение человека;
  • род его занятий;
  • намерение продолжать или отказаться от преступной деятельности;
  • угрозы участникам процесса.

Не стоит считать, что прокурор может удовлетворить ходатайство следователя. При освобождении подозреваемого, обвиняемого из-под стражи второе заключение возможно в том случае, если возникают новые обстоятельства. Если прокурор принимает решение оставить человека под стражей, его можно обжаловать на протяжении трех суток.

Срок дознания по уголовным делам составляет 30 дней, но может изменяться из-за сложности самого дела.

Срок задержания подозреваемого Основания Кто устанавливает срок задержания
30 дней Подозрение в совершении преступления Следственные органы
60 дней Подозрение в совершении преступления Следственные органы, если на это имеются объективные причины
90 дней Следственные действия не были завершены в 60 дней, обусловленные объективными причинами Руководство или заместители отдела внутренних дел, где проводятся следственные действия
12 месяцев Исключительные случаи Руководство следственных органов областного уровня
Более года Исключительные случаи Руководство следственных органов федерального уровня
  • Не позднее пяти суток до истечения указанных сроков подается прошение прокурору о необходимости продления сроков продления с точной формулировкой обстоятельств, которые способствовали этому.
  • Все случаи возобновления, продления сроков дознания находятся под контролем следователя СК РФ.
  • За все время, что обвиняемый или подозреваемый находится в следственном изоляторе, он официально информируется о сроках продления его делопроизводства и о причинах, которые предшествовали этому.

Незаконное задержание и право на реабилитацию

К сожалению, такая практика встречается, хотя за подобные действия предусмотрено наказание.

  1. Снятие виновных с должности и лишение возможности заниматься следственными действиями до 5 лет, ограничение свободы до 3 лет;
  2. Если действия следственных органов повлекли тяжкие последствия либо совершены из корысти, то такой следователь может оказаться на месте бывшего обвиняемого и лишиться свободы на срок от 5 до 10 лет.

Жалобы, поданные на сотрудников следственных органов, являются одним из методов, которые принуждают их выполнять свои профессиональные обязанности на должностном уровне в строгом соответствии с действующим законодательством и Конституцией. Подается ходатайство или жалоба через правозащитника в письменной или в устной форме.

Заключение

В общем порядке срок задержания подозреваемого составляет 30 дней. Правоохранительные органы вправе продлить срок задержания при наличии соответствующих оснований либо решения вышестоящего органа. Незаконное задержание либо необоснованное продление сроков дознания можно оспорить, подав письменную жалобу.

Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и сроки Задержание подозреваемых в уголовном процессе: порядок, права задержанных, составление протокола и сроки

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/sroki-doznaniya.html

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

  • Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Административное задержание вправе осуществлять:
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
  4. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
  5. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  6. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  7. Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
  8. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
  9. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  10. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  11. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  12. представлять доказательства;
  13. заявлять ходатайства и отводы;
  14. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  15. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  16. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  17. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  18. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  19. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

Источник: https://53.xn--b1aew.xn--p1ai/document/1426850

Процессуальный порядок задержания подозреваемого

Процессуальный порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления состоит из ряда этапов. Первым этапом является доставление лица, подозреваемого в совершении преступления в служебное помещение.

У практических работников существует мнение, что для доставления лица в орган внутренних дел не нужно никаких оснований.

Но данную точку зрения следует считать критической, так как это влечет за собой неоправданное ограничение и искусственное уменьшение прав и законных интересов граждан.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу и личную неприкосновенность, поэтому доставление может быть допущено лишь при наличии определенных объективных оснований.

Доставление лица, в отношении которого у следователя или дознавателя имеются данные о его причастности к совершенному преступлению, выступает как составная часть соответствующих уголовно-процессуальных мер и имеет с ним единую нормальную основу. Таким образом, доставление лица для решения вопроса о применении в отношении его такой меры процессуального принуждения, как задержание, предпринимается при наличии оснований, содержащихся в ст. 91 УПК РФ.

Основанием доставления лица в документальном выражении в подобных ситуациях является постановление следователя или органа дознания о задержании данного лица по подозрению в совершении преступления.

Такой документ, к сожалению, не нашел своего отражения в УПК РФ, тем не менее достаточно часто используется на практике.

Предъявление такого постановления во многих случаях позволяет исключить нарекание в их адрес, особенно, если доставление производится из публичного места.

В отличие от данной ситуации, в тех случаях, когда доставление подозреваемого происходит непосредственно после обнаружения общественно опасного деяния, основания доставления не совпадают с основаниями задержания. Это просто можно объяснить.

В случае непосредственного обнаружения общественно опасного деяния, вопрос о возбуждении уголовного дела еще не решен.

При последующем разбирательстве может выясниться как отсутствие в действиях доставленного состава преступления, так и отсутствие мотивов задержания, что влечет за собой невозможность процессуального задержания.

Некоторые из оснований задержания вообще не могут быть применены для доставления в случаях непосредственного обнаружения общественно опасного деяния, допустим, отсутствие постоянного места жительства подозреваемого или не установления его личности. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что доставление лица в случае непосредственного обнаружения общественно опасного деяния — отдельное действие, которое не входит в содержание уголовно-процессуального задержания.

В данном случае, отсутствие нормативного закрепления оснований доставления заподозренного лица является пробелом законодательства и может повлечь за собой существенные нарушения прав и свобод граждан.

Поскольку в большинстве случаев, по своей правовой природе доставление является административным действием, его основания должны быть регламентированы в Законе «О полиции».

В то же время доставление очень тесно связано с уголовно-процессуальными нормами, в частности, с институтом фактического задержания.

В отношении лица, доставленного в орган дознания либо иной орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий, либо при обнаружении общественно опасного деяния, к совершению которого по имеющимся объективным данным может быть причастно доставленное лицо, а равно, в случае передачи указанным органом этого лица гражданами, полагающими, что лицо причастно к совершению преступления, если при этом отсутствует достаточное количество данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, составляется протокол доставления с соблюдением гарантий, предусмотренных для задержанного по подозрению в совершении преступления.

Протокол должен содержать следующие данные: должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, время и место его составления, подробные данные о лице, в отношении которого был составлен протокол, основания составления протокола (если таковыми являются оперативно-розыскные данные, то об этом должно быть указано без их расшифровки), время, место и обстоятельства захвата и доставления, отметка о разъяснении прав, предусмотренных ст. ст. 48, 51 Конституции РФ.

Не позднее трех часов после доставления при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела и задержания по подозрению в совершении преступления лицо подлежит немедленному освобождению, о чем делается отметка в протоколе с указанием оснований освобождения.

Копии протоколов доставления вручаются доставленному лицу и немедленно направляются прокурору.

В случае последующего задержания доставленного лица в порядке ст. 91 УПК РФ время задержания исчисляется с момента доставления или захвата.

Введение в УПК РФ указанной статьи позволит решить множество вопросов, связанных с законностью доставления в органы полиции заподозренных лиц.

Кроме того, это позволит закрыть брешь в законодательстве по поводу тех лиц, в отношении которых задержание не производилось по каким-либо причинам: отсутствие условий, оснований или мотивов.

В настоящее время в материалах уголовного дела сведений о том, что в отношении этих лиц производилось уголовное преследование не содержится.

К моменту доставления следователь или дознаватель уже обязаны установить условия, основания и мотивы для задержания данного лица по подозрению в совершении преступления, и сразу после доставления вынести протокол задержания.

Если же лицо доставлено при непосредственном обнаружении общественно опасного деяния, то необходимо сначала выяснить обстоятельства и дать правовую оценку совершенного деяния.

В результате этой оценки может выясниться, что в действиях доставленного лица отсутствуют признаки какого-либо правонарушения, либо обнаруженное событие не содержит в себе этих признаков. В этом случае доставленный подлежит немедленному освобождению.

В случае квалификации действий доставленного как административного правонарушения, решается вопрос о привлечении доставленного к административной ответственности.

В случае, если обнаруженное событие содержит в себе признаки преступления, действия должностного лица, производящего разбирательство с доставленным, переходит в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

Следователь оценивает полученные материалы, при необходимости проводит дополнительную проверку (например, производит осмотр места происшествия) и решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Вынеся постановление о возбуждении уголовного дела, следователь или работник дознания, в случае, если санкция соответствующей статьи УК РФ, устанавливающей ответственность за совершенное деяние, предусматривает лишение свободы, решает вопрос о задержании лица по подозрению в совершении преступления.

Принятие решения о задержании включает в себя установление условий, оснований и мотивов задержания. При отсутствии какого-либо из этих компонентов задержание не производится, а в отношении лица может быть избрана мера пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ, либо доставленное лицо может быть освобождено.

Решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления принимает следователь или работник дознания, в производстве которого находится уголовное дело. Задержать подозреваемое лицо вправе лишь те должностные лица органа дознания, которые уполномочены возбуждать уголовные дела и производить дознание.

Следователь при задержании подозреваемого обладает полной процессуальной самостоятельностью. В отличие от этого, решение работника дознания о задержании лица по подозрению в совершении преступления нуждается в утверждении начальника полиции, поскольку правом задержания обладает не работник, а орган дознания.

Таким образом, в этом случае, решение о задержании приобретает юридическую силу только после утверждения протокола задержания начальником органа дознания.

При решении вопроса о задержании следует учитывать следующее.

В соответствии с УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Поэтому задержание подозреваемого в совершении преступления, которое влечет наказание в виде лишения свободы менее двух лет, должно применяться в исключительных случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания.

Если по истечении трех часов не принято решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления, лицо подлежит немедленному освобождению. Дальнейшая проверка может быть продолжена в его отсутствие.

Законным основанием оставления лица в служебном помещении свыше трех часов является лишь проведение следственных действий с его участием, чему должно предшествовать возбуждение уголовного дела.

Действительность указанного основания в этом случае легко проконтролировать по протоколам следственных действий.

Срок разбирательства исчисляется в часах. Он начинает течь со следующего часа после того, как лицо доставлено в служебное помещение.

Если доставленный находится в состоянии алкогольного опьянения, он должен быть направлен в медицинский вытрезвитель с указанием дежурному вытрезвителя о доставлении лица после вытрезвления для разбирательства в отдел полиции.

В этом случае, по аналогии со сроками задержания лиц, совершивших административные правонарушения, срок должен исчисляться с момента вытрезвления лица.

Конечным моментом разбирательства является час, когда в отношении доставленного лица принято решение о задержании его по подозрению в совершении преступления либо освобождении. В срок разбирательства входит весь период нахождения лица в помещении органа внутренних дел до момента принятии решения, за исключением времени, проведенного лицом в медицинском вытрезвителе.

Источник: https://studwood.ru/840769/pravo/protsessualnyy_poryadok_zaderzhaniya_podozrevaemogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector