Ст. 77 ск рф: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Для отобрания ребенка из семьи органами попечительства необходимо наличие существенных обстоятельств. Как правило, проводится такая процедура, если родители некорректно относятся к жизни и здоровью своих детей.

Распространены ситуации с бытовым насилием, моральным запугиванием, а также в отказе в предоставлении еды и одежды. Такой произвол не могут игнорировать родственники или соседи, поэтому происходит обращение в попечительский совет.

Сотрудники ведомства после проведения тщательной проверки выносят соответствующий вердикт.

Основания для изъятия детей из семьи

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюВ СК России (ст. 77) указано, что попечительский совет вправе провести процедуру по отобранию ребенка у родителей, если семья имеет статус «неблагополучная», а действия матери и отца угрожают жизни малышей. Изъятие осуществляется при наличии оснований и составленного акта, в котором фигурирует решение надзорного органа.

Участь детей в такой ситуации обуславливает их перевод в специальные воспитательные заведения. При получении письменного отказа от родни, органы вправе одобрить усыновление или опекунство от сторонних лиц.

Статья 77 Семейного кодекса РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью»

Отказ в предоставлении права учиться

Несовершеннолетние лица в соответствии с Конституцией (ст. 43) обладают следующими правами:

  • получать полное среднее образование;
  • пользоваться гарантированным государством бесплатным и доступным обучением (детсад, школа);
  • поступать на конкурсной основе в любой ВУЗ страны на бюджетное место;
  • любой ребенок должен получить среднее образование.Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

За выполнением данных условий берут на себя ответственность мать и/или отец, а также ведомство по опеке. Региональная и федеральная власть поддерживает установленные в законодательстве формы получения образования, и внедряют в систему соответствующие стандарты.

Насилие

Правовая статистика указывает на то, что в России распространены ситуации, связанные с насилием над малолетними лицами. Это является основанием для отобрания при непосредственной угрозе его жизни.

В юриспруденции насилие подразделяется на три категории:

  1. Моральное — применение давления на психику, угрозы, запугивания. Такое отношение способствует формированию психоэмоциональных болезней и провоцирует некорректное развитие.
  2. Физическое — нанесение побоев, травмирование. Особенно серьезные ситуации касаются, когда такое воздействие осуществляется под наркотиками и/или спиртным, т. к. нередко приводит к смерти малыша.
  3. Домогательства в сексуальной форме — такие деяния преследуются в соответствии с УК России.Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюСтатистика по Санкт-Петербургу за 2017 год

Угроза жизни и здоровью

Такое основание для отобрания возникает в следующих случаях:

  • нет еды и воды;
  • отказ в предоставлении медпомощи;
  • мать и/или отец алкоголики или наркоманы;
  • условия в помещении не соответствуют санитарным стандартам;
  • постоянная опасность для жизни и здоровья малышей.

Читать так же:  ​​​​Как получить квартиру сироте

Попечительский совет не в состоянии контролировать одновременно все семьи, поэтому в данном вопросе важную роль играют свидетели.

Игнорирование жизненно важных нужд

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Для изъятия детей попечительскому совету необходимы основания:

  • дитя не посещает МОУСОШ;
  • замечены признаки отставания в развитии;
  • носит одежду не по погоде.

Неучастие в воспитании

Воспитание несовершеннолетних граждан — обязанность отца и матери. В их полномочия входит направление по жизненному пути, предоставление крыши над головой, а также обеспечение жизненно важных нужд. Кроме того, требуется следить за его корректным физическим и психическим развитием. Такое обеспечение осуществляется до 18-летия.

Если есть уважительные причины отобрания детей, то в 2020 году ведомство по опеке вправе изъять малышей и вменить следующие санкции:

  • поставить родителей на учет;
  • регулярно наведываться для проверки;
  • ограничить полномочия по воспитанию или инициировать лишение родительских прав.

Процедура проверки от органов попечительства

Обратиться к органам опеки и заявить о нарушении прав, угрозе жизни, физическом или моральном насилии в отношении чада может любой гражданин. Зачастую сведения о неправомерных действиях поступают из учреждений по образованию или больниц. Но нередко инициаторами выступают соседи, родня и сторонние свидетели.

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюПрава органов опеки и попечительства

Получив такую информацию, сотрудники ведомства обязаны немедленно проверить актуальность данных. В этом случае целью их визита является проведение осмотра условий и изучение вопроса обеспечения их стандартных потребностей.

После того как расследование будет завершено, а факты подтвердятся, формируется акт об изъятии ребенка. Если мать с отцом не согласны с решением, они могут ходатайствовать в суд.

Статья 307 Уголовного кодекса РФ «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод»

Как происходит отобрание

Для отобрания детей из семьи существует несколько законных оснований, но всегда это сопровождается нежеланием или невозможностью участвовать в воспитании, а также обеспечивать малолетних лиц.

Алгоритм процедуры:

  • выявление нарушений прав и интересов несовершеннолетних граждан;
  • направление претензий матери и/или отцу;
  • оказание помощи органами опеки в ликвидации негативных условий в отношении малышей;
  • вынесение соответствующего решения;
  • инициация процедуры изъятия;
  • расследование;
  • составление и направление иска в суд.

Получение сведений и удостоверение фактов нарушения прав несовершеннолетних лиц

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюЧитать так же:  ​​Раздел имущества супругов

По факту поступивших данных попечительский совет должен отреагировать и провести соответствующее расследование. Обследование заключается в выявлении условий обитания:

  • положение в обществе;
  • степень обеспечения стандартных потребностей;
  • условия быта и жилья;
  • отсутствие угрозы для психического и физического здоровья.

Проведение опроса родни, соседей, уполномоченных лиц

Дополнительной информацией при составлении акта об изъятии несовершеннолетнего гражданина являются свидетельские показания. Так, соседи и родня дают пояснения в письменном формате в качестве заявления. В случае необходимости этих людей суд может вызвать на допрос.

Медицинское освидетельствование и работа психолога

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Врачи данной квалификации помогают малышам справляться с последствиями стресса, возвращают уверенность в собственных силах. Если в решении суда об отобрании ребенка будет фигурировать пункт о лишении родительских прав, то малолетнее дитя перестанет воспитываться отцом и матерью.

Подача искового заявления в судебные органы о лишении родительских прав

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюВ законе об изъятии ребенка указано, что отобрание малолетних граждан у отца и матери осуществляется на основании подачи иска. Заявление направляется районный суд по месту проживания стороны ответчика. Подачей могут заниматься следующие граждане:

  • чадо, при условии, что возраст от 14 лет;
  • сотрудники образовательного или медицинского учреждения;
  • служащие попечительского совета;
  • представители прокуратуры;
  • родители.

При этом уполномоченный судом человек должен ознакомиться не только с иском, но и с доказательной базой, указывающей на правомочность ходатайства.

Кроме того, следует представить дополнительную документацию:

  • копия паспорта заявителя;
  • сертификат о бракосочетании;
  • сертификат о деторождении;
  • другое.

После направления заявления обратная связь приходит от 3 недель до двух месяцев. Уведомление о назначении дня первого слушания осуществляется почтой России.

Скачать исковое заявление о лишении родительских прав

Устройство дальнейшей жизни малолетних лиц

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

В рамках 7 дней о совершенных мерах органы опеки уведомят прокурора и направят иск в суд.

Нюансы изъятия органами попечительства

Если отобрание малолетних граждан, не достигших 18 лет, изымают от родителей, то действия могут иметь временный характер. Срок зависит от всех обстоятельств по данному вопросу. В такой ситуации малыши будут находиться в доме малютки. В некоторых случаях их передают на временное проживание в другую семью.

Читать так же:  ​​К какой школе относится ребенок по прописке?

Процедура передачи уполномоченному ведомству

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюЕсли чадо передали временно другим людям, а в отношении отца и матери инициировали процедуру по аннулированию родительских прав, то новые опекуны могут усыновить малышей. Если обстоятельства дела позволяют, то даже не потребуется разрешение от кровных родителей.

Аналогичная ситуация возникает при следующих обстоятельствах:

  • биологические мать и отец числятся в списках, пропавших без вести;
  • присвоение статуса «недееспособные» через суд;
  • более 6 месяцев родители не жили вместе с малышами.

Примечательно, что порядок по изъятию несовершеннолетнего гражданина попечительским советом не уполномочивает сотрудников ведомства препятствовать общению мамы и папы с ребенком.

Если детей не забрали

Не всегда малышей изымают после первичного посещения попечительского совета. Сотрудники ведомства сначала могут вынести первое предупреждение и поставить на учет. Такие меры позволяют матери и отцу осознать угрозу потери чада и устранить замечания.

В 2020 году ситуации с возникновением неурядиц продолжают возникать и нередко людям сложно их преодолеть. В таких случаях эксперты рекомендуют обращаться в специализированные центры, которые оказывают социальную помощь. При этом поддержка носит как моральный, так и материальный характер.

Правовые последствия

Правовые последствия при отобрании ребенка носят негативный характер для всех сторон дела. Малолетние лица будут вынуждены жить в детском доме или могут быть усыновлены. Для родителей это может стать личной бедой, что в некоторых ситуациях усугубляет образ жизни, но порой стимулирует человека на изменение быта.

Поэтому если отец с матерью докажут своё исправления и готовность обеспечивать и воспитывать малышей, их права могут восстановить. Однако в соответствии с законом они будут находиться длительное время под надзором органов опеки.

Попечительский совет старается контролировать всех неблагополучных родителей и если малышам угрожает опасность, то проводится соответствующая процедура. Но мама и папа вправе подать апелляцию в рамках полугода и восстановить родительский статус.

Источник: https://zakonoved.su/izyatie-rebenka-iz-semi.html

Семейный кодекс научат любить детей

В Минобрнауки разрабатывают поправки к Семейному кодексу РФ (СК), чтобы правильно выстроить порядок реагирования органов опеки на случаи, когда ребенку в семье грозит опасность.

Это связано с нашумевшей историей изъятия десяти детей у приемных родителей в Зеленограде.

С 1 февраля каждый случай изъятия детей из семьи будут изучать специальные мониторинговые группы, в которые войдут представители уполномоченных по правам ребенка.

Замдиректора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Ирина Романова раскритиковала действующий механизм изъятия детей из семей. Процедура прописана в ст. 77 СК РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью).

Помимо этого, органы опеки и полиция пользуются рядом других нормативных актов. «Нормативно-правовая база, которая закреплена в многочисленных документах, несовершенна,— заявила Ирина Романова вчера на слушаниях в Общественной палате РФ, назвав однобокой ст. 77 СК.— Нормативные акты, которые бы поправили ее, находятся в стадии разработки.

Мы надеемся, что в ближайшее время сможем обсуждать конкретные документы».

В частности, подчеркнула она, отношения ребенка и родителей должен оценивать профессиональный психолог, а не работник органов опеки, «каким бы грамотным он не был». К процессу, по ее словам, необходимо привлекать судебные органы.

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Широкое обсуждение процедуры изъятия детей началось после случая с приемной семьей Дель из Зеленограда, у которой 10 января отобрали десять детей из-за подозрений, что они подвергались побоям.

В обход СК РФ был составлен акт о безнадзорности, хотя дети находились в детском саду, в кружке и на празднике.

Департамент труда и соцзащиты Москвы расторг договор об опеке восьми детей, а двое были возвращены в семью.

Представитель Минобрнауки указала, что порой детей изымают из семьи на основании актов о безнадзорности органов внутренних дел, но при этом «правовая база МВД не имеет нужного взаимодействия с другими органами», так как ребенок, изъятый как безнадзорный, не может быть занесен в базу детей, оставшихся без попечения родителей. По словам Ирины Романовой, перед департаментом стоит задача «создать такую систему, которая учитывала бы прежде всего интересы семьи и ребенка».

В пресс-службе Минобрнауки не смогли оперативно ответить «Ъ», на какой стадии находится разработка предложений. Ранее о необходимости изменения процедуры изъятия детей «Ъ» заявила депутат Госдумы РФ Ольга Баталина, а сенатор Елена Мизулина отметила, что работает над поправками в СК.

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская сообщила «Ъ», что акты о безнадзорности и заявления, которые принуждают писать родителей, о добровольном помещении детей в соцучреждения незаконны, «но сейчас это используется во благо семьи, так как статья 77 требует после изъятия обращаться в суд с лишением родительских прав».

По ее словам, известно, что по ст. 77 за прошлый год было изъято около 3,5 тыс. детей, но при этом нет данных, сколько детей было изъято в обход Семейного кодекса. «К нам за помощью обращаются семьи, у которых забрали детей, и 98% — это изъятие не по статье 77»,— приводит пример госпожа Альшанская.

По мнению члена Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка в РФ, детского психолога Татьяны Шишовой, надо пересмотреть инструкции органов опеки с критериями жестокого обращения и сузить понятие риска здоровью и жизни ребенка.

«Сейчас это задержки психического и физического развития, проблемы с обучением, изменение настроения и даже чрезмерное стремление к ласке и одобрению,— перечисляет она.— На основании этих критериев можно вмешаться в любую семью».

С 1 февраля все случаи изъятия детей из семей будут проверять мониторинговые группы, которые Минобрнауки РФ поручит создать губернаторам, региональным уполномоченным по правам ребенка и Общественным палатам, заявила Ирина Романова. В их задачи войдет изучение обоснованности принятых решений, рассмотрение жалоб, оценка профилактической работы с семьями и разработка предложений по изменению процедуры.

Анастасия Курилова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3201562

Отобрание детей по правилам // Верховный суд впервые разъяснил старые нормы Семейного кодекса

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровьюСегодня Пленум Верховного суда (ВС) принял постановление о защите детей при угрозе их жизни и здоровью, лишении и ограничении родительских прав. В итоговой версии оказались смягчены некоторые положения проекта. Например, лишить родительских прав можно за препятствование получению ребенком не любого образования, а общего, т.е. за то, что ребенку не позволяют ходить в школу. Для экстренного отобрания ребенка у взрослых при угрозе его жизни и здоровью потребуется предварительное решение полномочного органа. Проект предлагал согласиться со сложившейся практикой, когда в некоторых случаях ребенка изымают из семьи еще до вынесения такого решения.

Вопросы, разрешаемые ВС в постановлении, привлекли внимание общественности. Реагируя на дискуссию и обращения, поступавшие в суд, разработчики в последний момент скорректировали пункт о том, что понимать под злоупотреблением родительскими правами.

По проекту лишить родительских прав могли за «создание препятствий в обучении». Эту общую формулировку заменили более конкретной — «создание препятствий к получению… общего образования».

Иными словами, лишить родительских прав можно тех родителей, которые не пускают детей в школу. Скорректированная редакция пункта была включена в материалы пленума на отдельном листе.

Без изменения, впрочем, осталось другое разъяснение, по которому одним из оснований для лишения родительских прав может стать отсутствие заботы об обучении ребенка (подп. «а» п. 16 постановления).

Впрочем, вероятно, этот дискуссионный пункт на практике создает мало проблем для родителей. Председатель судебного состава ВС по семейным спорам Александр Кликушин, общаясь с журналистами, отметил, что ему неизвестны случаи лишения родительских прав из-за того, что родители не давали ребенку получить образование.

Впервые пленум решил разъяснить, как органы опеки могут отбирать детей из семьи без судебного решения в случае угрозы их жизни и здоровью. Эта норма (ст. 77) была в Семейном кодексе с момента его принятия в 1994 году. Сформулирована она, однако, в очень общем виде, из-за чего «на местах» применялась по-разному, отметил Александр Кликушин.

Например, на практике органы опеки могут забрать ребенка еще до принятия исполнительным органом субъекта или главой муниципального образования специального акта об этом, как требует ст. 77 СК.

Тогда составляют документ об изъятии, а акт принимают потом, пояснил Александр Кликушин. В проекте постановления эта практика признавалась допустимой.

Однако в финальной редакции от этого отказались, решив следовать букве закона.

Максимально консервативно разработчики постарались описать и основания для экстренного изъятия ребенка. Под непосредственной угрозой жизни и здоровью ребенка предложено понимать «угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка» (п. 28).

Ситуация может сложиться как вследствие активных действий родителей и опекунов, так и вследствие их бездействия, когда они, например, не мешают третьим лицам (соседям и др.) причинять вред ребенку (п. 34). Причем тяжелое материальное положение семьи основанием для изъятия ребенка быть не может, при условии что о нем заботятся «в соответствии с имеющимися… возможностями» (п.

33).

Впрочем, похоже, органы опеки и так не спешат злоупотреблять полномочиями, предоставленными ст. 77 СК. По словам Александра Кликушина, за прошлый год было принято около 3,4 тыс.

таких актов, и несколько десятков из них было обжаловано, и только около 20 жалоб оказались успешными. Он предположил, что редкие случаи обжалования актов об изъятии детей связаны с фактическим отсутствием норм, регулирующих эту процедуру.

Возможно, однако, что лица, у которых детей изъяли, сами не были заинтересованы в том, чтобы вернуть их.

Источник: https://zakon.ru/comment/418019

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

В последнее время то тут, то там, на просторах интернета: в форумах, блогах, социальных сетях и других ресурсах, а иногда и из уст журналистов ведущих Российских телеканалов мы слышим о том, что в той или иной семье ОТОБРАЛИ РЕБЕНКА.

У любой нормальной женщины эти слова вызывают ужас, панику: как можно отобрать самое святое у матери!!! В таком эмоциональном состоянии мыслить спокойно зачастую уже не получается.

  • Давайте разберемся, что же на самом деле такое ОТОБРАНИЕ, как часто оно происходит и стоит ли его бояться.
  • Согласно Семейному кодексу РФ, отобрание ребенка у родителей возможно в следующих случаях:
  • при лишении родительских прав обоих родителей (п. 5 ст. 71 СК РФ);
  • при ограничении родительских прав обоих родителей (п. 4 ст. 74 СК РФ);
  • если судом установлено, что ни родитель, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п. 2 ст. 68 СК РФ).
  • отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ)

Первое, на что стоит обратить внимание, — в данном случае речь идет об отобрании именно у родителей. Иными законными представителями детей могут быть учреждения (Детский дом, Дом малютки, Приют и т.п.

), усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели (в случае если данная форма устройства распространена в соответствующем субъекте федерации).

Кроме того, дети могут находиться у родственников, не являющихся законными представителями, или у посторонних лиц. Порядок изъятия детей от вышеуказанных лиц регулируется ИНЫМИ нормами права.

1. Лишение родительских прав

Основания для ЛИШЕНИЯ родительских прав указаны в ст. 69 СК РФ. Решение о лишении родителя прав выносится судом по месту нахождения ответчика (одного из них).

В процессе обязательно присутствует прокурор, орган опеки и попечительства, которые дают заключение о законности выносимого решения и целесообразности (нецелесообразности) лишения родительских прав (соответственно).

Основанием для отобрания ребенка в данном случае является вступившее в законную силу решение суда.

2. Ограничение родительских прав

Существует два основания для ОГРАНИЧЕНИЯ родительских прав (ст. 73 СК РФ).

Первое — в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

И второе — если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Ограничение родительских прав проходит в том же порядке, что и лишение. Основанием для отобрания ребенка в этом случае также является вступившее в законную силу решение суда.

3. Отобрание ребенка судом у иных лиц

Третий случай касается ситуации, когда ребенок УЖЕ находится не у родителей, а у иных лиц (например, бабушки или дедушки), а родители обращаются в суд за защитой своего нарушенного права, с просьбой о передачи им ребенка.

В такой ситуации суд, руководствуясь интересами детей, может отказаться передать родителям ребенка, если судом установлено, что лицо, у которого находится ребенок, также не может заниматься его защитой, то суд САМ, по СВОЕЙ инициативе может вынести решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровью

Наиболее пугающим и часто обсуждаемым в СМИ является 4-й случай — отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Такое отобрание происходит на основании решения органа опеки и попечительства.

Под непосредственной угрозой в теории и практике права понимается реальная, конкретная, существующая в данную минуту угроза, которая с необходимостью породит наступление общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью ребенка.

Если угроза существовала 5, 10 минут назад или только ВОЗМОЖНО будет существовать через несколько часов или дней, отобрание ребенка невозможно. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, последний обязан НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО уведомить прокурора.

(На практике прокурор уведомляется телефонным звонком в момент отобрания или сразу после него, и в течение суток дополнительно уведомляется письменно). Кроме того, в 7-мидневный срок орган опеки обязан выйти в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родительских прав.

Данное положение, с одной стороны, существенно снижает возможность произвола со стороны сотрудников опеки, а с другой — зачастую делает невозможной защиту прав детей.

Дело все в том, что сам факт отобрания ребенка при наличии угрозы жизни и здоровью не является основанием для лишения или ограничения родительских прав (см ст.ст. 69 и 73 СК РФ).

Более того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» судам следует учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой.

На практике это означает, что органом опеки и попечительства должна быть проведена длительная профилактическая работа, не давшая результатов. Однако в таких случаях орган опеки и попечительства не будет дожидаться наступления непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка и подаст иск в суд раньше. Кроме того, парадоксально, но факт, согласно тому же Постановлению Пленума ВС, в исключительных случаях, при доказанности виновного поведения родителя, суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Например, родители жестоко обращались с ребенком, не кормили, бросали его одного дома голодным; орган опеки отобрал ребенка в силу угрозы жизни или здоровью, что было ДОКАЗАНО в судебном порядке, однако, несмотря на это, суд может вынести нерадивому родителю лишь… предупреждение, что и происходит все чаще и чаще… Таким образом, орган опеки и попечительства фактически может отобрать ребенка у родителей только в том случае, если родители УЖЕ состояли на учете в данном органе, с ними проводилась соответствующая профилактическая работа, которая не дала своих результатов. В противном случае, суд откажет в удовлетворении иска о лишении/ограничении прав, а также вынесет частное определение о нарушении органом опеки и попечительства законодательства, кроме того представление о том же вынесет и прокурор, участвующий в деле.

Выше уже говорилось о том, что речь идет об отобрании ребенка у родителей. Вместе с тем, хочется рассмотреть конкретную ситуацию. Ребенок находится у бабушки, подруги родителей, крестной, и т.п. и т.д.

, приходит в дом сотрудник органа опеки и… что же будет? Если взрослый, присматривающий за ребенком, адекватен, не прикован к постели, не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и при этом поясняет, что все в порядке и родители доверили ему заботиться о ребенке какое-то время, то оснований для вмешательства органа опеки нет. В противном случае (взрослый неадекватен, болен, пьян и т.п. или сообщает о том, что ребенок ему не нужен, заниматься его воспитанием он не хочет, а родители за ребенком не приходят и где они – взрослый не знает), Органом Внутренних дел составляется акт о доставлении подкинутого ребенка, что не является отобранием.

5. Временное изъятие по заявлению родителей

И последняя ситуация, которая часто характеризуется как отобрание, однако им не является.

При проведении контрольных актов обследования семей группы риска сотрудники опеки зачастую видят ситуации, когда родители явно не справляются с воспитанием детей, дети больные, голодные, страдают педикулезом, в доме отсутствует элементарная еда (молоко, хлеб, суп и т.п.).

В таких случаях, родителям предлагают поместить ребенка в учреждение временного пребывания. Основанием для этого помещения может служить личное заявление родителей (одного из них).

На время нахождения ребенка в учреждении родителям предлагают пройти реабилитационные мероприятия: лечение у врачей, консультацию у психологов, предлагается работа из перечня имеющейся в Службе занятости населения, принимаются меры по оформлению необходимых документов.

В заключение следует добавить, что каждый новый ребенок, переданный на попечение органу опеки и попечительства — это огромное количество работы, множество документов, поездок, которые надо выполнить в строго определенный законодательством срок. Бытующее мнение о неких планах и нормах на отобрание детей, а также премиях сотрудникам опеки является ложью, фарсом и провокацией, которую следует признать небезуспешной…

Дата публикации 20.06.2012 Автор статьи: Кривошеева М.А., соискатель кафедры гражданского права РГУТиС

Источник: https://materinstvo.ru/art/8059

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью

Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограниченны. В этой связи п. 1 ст. 77 СК РФ предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) в целях защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии со ст. 77 СК РФ является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью[1]. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах. Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

  • • основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;
  • • данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;
  • • в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
  • • решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) закон не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования;
  • • специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:
  • — сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 ст. 77 СК РФ), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;
  • — временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • — в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства.

В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст.

12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ, и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г.

№ 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

• действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866—1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Итак, оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего, не связанной с лишением или ограничением родительских прав, является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Данная мера имеет следующие особенности: 1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психологическом воздействии на ребенка, оставление ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания.

При этом учитывается возраст ребенка; 2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

  • 3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок; 4) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления; 5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства; 6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или направляется должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
  • • в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;
  • • как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Источник: https://studref.com/558784/pravo/otobranie_rebenka_neposredstvennoy_ugroze_zhizni_zdorovyu

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

1. Комментируемая статья, в отличие от ограничения родительских прав в судебном порядке, предусматривает административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Органы опеки и попечительства наделены правом немедленного отобрания ребенка у названных лиц при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.

Помимо непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, правовым основанием незамедлительного отобрания ребенка у родителей или лиц, на попечении которых он находится, является постановление (распоряжение) органа местного самоуправления.

На практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно.

В силу этого настоящая статья предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей в административном порядке органом опеки и попечительства до принятия судом решения о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих обстоятельствах:

1) в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т. п.);

2) при вынесении органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.).

Следует отметить, что данный акт исполняется органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

, № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно не только у родителей, но и у лиц, заменяющих ему родителей:

– опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей – п. 3 ст. 39 ГК);

– приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается – п. 2 ст. 152 СК);

– усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства – ст. 141–142 СК).

2. В соответствии с п. 2 рассматриваемой статьи орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора.

Это связано с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26–28 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202 «О прокуратуре РФ»).

При отобрании ребенка у родителей (или лиц их заменяющих) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка.

Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В указанных учреждениях ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь.

Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т. п.). Также ребенок может быть передан и родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Кроме того, в целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 настоящей статьи установлена обязанность органа опеки и попечительства в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/1598

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. Автор неизвестен

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Следующая глава

Статья 65. Не сообщение о наличии опасности для жизни или здоровья ребенка Не сообщение должностным лицом и другими лицами органу опеки и попечительства о наличии опасности для жизни или здоровья ребенка или о нарушении его прав и законных интересов влечет наложение

Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
1. При осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц

СТАТЬЯ 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не

Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не

Статья 125. Порядок усыновления ребенка
1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным

Статья 258. Перерывы для кормления ребенка
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не

Статья 153. Подмена ребенка
Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до

Статья 153.
Подмена ребенка
Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, –наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до

СТАТЬЯ 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не

Статья 800.
Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не

101. Защита ребенка от насилия по Конвенции о правах ребенка
Конвенция особо подчеркивает, что все государства, ее подписавшие, должны всеми возможными способами бороться с жестокостью и насилием, от кого бы они ни исходили и в каких бы формах не выражались. Конвенция

СТАТЬЯ 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его

СТАТЬЯ 48. Установление происхождения ребенка
1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на

СТАТЬЯ 153. Подмена ребенка
Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до

Статья 148. Подмена ребенка
Подмена чужого ребенка, совершенная из корыстных либо иных личных побуждений, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.АнекдотВ роддоме перепутали детей итальянки, русской, немки и эстонки.

Источник: https://law.wikireading.ru/20855

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector