Содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Во время судебного и следственного производства уголовных дел лица, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений, содержатся в следственных изоляторах. Порядок заключения указанных граждан под стражей устанавливается соответствующим законодательством.

Общие положения 103 ФЗ

Федеральный закон № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 1995 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 15 июля 1995 года.

  • ФЗ-103 устанавливает порядок и условия содержания под стражей лиц, которые были задержаны по подозрению или обвинению в совершении преступлений в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
  • о запрете табакокурения в общественных местах. Ссылка тут:
  • Законодательство состоит из 53 статей и 4 глав следующего содержания:
  • Глава 1 содержит общие положения закона, она обозначает его цели и задачи, определяет принципы, основания и места содержания под стражей, а также особенности внутреннего распорядка, режима и сроков заключения;
  • Глава 2 предусматривает права и обязанности лиц, которые содержатся под стражей по причине подозрения или обвинения в преступлении, а также правила их обеспечения;
  • Глава 3 устанавливает требования к изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей;
  • Глава 4 содержит заключительные положения законодательства об условиях и правилах освобождения и о вступлении закона в силу;

Во время содержания под стражей обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, должны соблюдаться следующие принципы:

  • законность;
  • презумпция невиновности;
  • справедливость;
  • равенство перед законом;
  • гуманизм;
  • уважение человеческого достоинства;
  • соблюдение конституционных прав гражданина.

При содержании категорически запрещены пытки и другие действия, которые причиняют физические и нравственные страдания подозреваемым или обвиняемым.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения закона о содержании под стражей были совершены 28 декабря 2016 года. В ходе редактирования были внесены следующие поправки:

  • изложена в новой редакции статья 43, предусматривающая, что физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие может применяться сотрудниками охраны следственных изоляторов в соответствии с требованиями законов № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ФЗ-3 “О полиции”;
  • статьи 44-47 были признаны утратившими силу.

Статья 13 устанавливает основания для перевода подозреваемых или обвиняемых, которые содержатся в следственных изоляторах, в изоляторах временного содержания.

Подобным основанием является необходимость ведения следствия или судебного разбирательства, если данные процессы проводятся в отдалённом от следственного изолятора места и при отсутствии возможности ежедневно доставлять подследственных лиц. Решение о переводе принимается судом или следователем, ведущим соответствующее дело.

Подозреваемый или обвиняемый может быть переведён в изолятор временного содержания только на срок не более десяти суток в течение каждого месяца.

Статья 17 перечисляет перечень прав, содержащихся под стражей, лиц. Согласно закону, подозреваемые и обвиняемые обладают следующими правами:

Содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

  • получение информации о своих правах и обязанностях, а также сведений о требованиях дисциплины, режиме содержания и особенностей подачи жалоб и заявлений;
  • личная безопасность;
  • обращения к начальнику места содержания с просьбами о личных приёмах;
  • свидание с адвокатом;
  • встречи с родственниками;
  • хранение документов и записей, которые относятся к уголовному делу или связаны с реализацией прав заключённых;
  • обращаться с заявлениями и жалобами, включая судебные инстанции, и оспаривать основания их содержания под стражей;
  • ведение переписок и использование письменных принадлежностей;
  • получение бесплатного питания, а также медико-санитарного и материально-бытового обеспечения;
  • сон в ночное время в течение 8 часов;
  • дневные прогулки продолжительностью не менее часа;
  • пользование литературой, печатными изданиями и настольными играми;
  • проведение религиозных обрядов и владение религиозной литературой, а также соответствующей атрибутики, которая допускается в соответствии с правилами безопасности;
  • получение посылок;
  • участие в гражданско-правовых сделках.

Для лиц, которые содержатся под стражей в качестве меры пресечения, предусмотрены дополнительные права:

  • получение и отправка денежных переводов;
  • заключение и расторжение брака, а также участие в других допустимых семейно-правовых отношениях;
  • приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
  • оформление подписки на газеты и журналы;
  • осуществление платных телефонных звонков.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право также осуществлять трудовую деятельность, если для этого есть необходимые условия.

Статья 18 предусматривает порядок осуществления свиданий с защитником, родственниками и другими лицами.

Подозреваемый или обвиняемый получает право на встречи с адвокатом с момента задержания. Встречи с защитником проводятся конфиденциально и без лимита по времени, однако сотрудник стражи должен иметь возможность наблюдать за свиданием, но не слышать разговора. При попытке передачи запрещённых предметов встреча немедленно прерывается.

Два раза в месяц подозреваемый или обвиняемый может встретиться с родственниками. Для свидания требуется разрешение органа, который ведёт следствие по уголовному делу задержанного. Встреча может длиться не более трёх часов и осуществляется под контролем сотрудника стражи, для пресечения попыток передачи запрещённых предметов.

Подозреваемый или обвиняемый имеет право на встречу с нотариусом и представителями Европейского Суда по правам человека, на основании соответствующего разрешения от органа, который осуществляет производство уголовного дела.

Статья 33 определяет следующие принципы раздельного размещения в камерах следственного изолятора:

  • мужчины располагаются отдельно от женщин;
  • взрослые и несовершеннолетние;
  • лица обвиняемые и подозреваемые по одному и тому же уголовному делу;
  • осуждённые, приговоры которых вступили в силу и те, которые ещё находятся в производстве;
  • лица которые ранее привлекались к уголовной ответственности и те, которые привлечены впервые;
  • Также отдельно от остальных располагаются следующие категории лиц:
    • государственные преступники;
    • подозреваемые и осуждённые в особо тяжких преступлениях;
    • приговоренные к смерти;
    • больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в медицинском наблюдении.

Также отдельно от всех располагаются бывшие государственные и военные служащие.

Скачать действующую редакцию закона о содержании под стражей

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-103

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/103-fz-o-soderzhanii-pod-strazhej/

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их задержании или аресте могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены Законом № ЮЗ-ФЗ. Все учреждения могут быть подразделены на три вида.

Первый и основной — это следственные изоляторы, которые образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы.

Структура следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы наиболее разветвленна. В следственных изоляторах содержится подавляющее большинство подозреваемых и обвиняемых.

Они имеются в каждом субъекте РФ и крупных городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.

Вторым видом мест содержания под стражей являются И ВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ.

В связи с тем что органы внутренних дел проводят дознание и предварительное следствие по большинству уголовных дел, как правило, каждый из них имеет ИВС, который предназначен для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступления.

Данные ИВС являются подразделениями полиции, которая в соответствии с п. 14 ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязана содержать, охранять и конвоировать заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС.

Дислокация и условия деятельности органов дознания пограничных войск, которые осуществляют дознание по делам о нарушении Государственной границы РФ, обусловливают необходимость иметь собственные ИВС подозреваемых и обвиняемых. Поэтому ИВС создаются только в пограничных частях, непосредственно охраняющих

Государственную границу РФ. Они предназначены для содержания под стражей задержанных и подозреваемых в совершении преступлений, связанных с нарушением Государственной границы РФ, а также с нарушением правил несения пограничной или караульной службы.

Если следственные изоляторы предназначены для содержания обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, то И ВС — для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут временно содержаться в И ВС только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст.

13 Закона № ЮЗ-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение одного месяца.

Третий вид мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых — это учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Так, по основаниям, предусмотренным Законом № ЮЗ-ФЗ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут быть учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

В этом случае должны содержаться изолированно от других осужденных лица, задержанные по подозрению в совершении другого преступления во время отбывания наказания.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

  • Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих, как задержанные по подозрению в совершении преступления, так и заключенные под стражу в порядке избрания меры пресечения.
  • В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
  • Рассмотрим более подробно деятельность следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы как основного места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • Правовой основой деятельности следственного изолятора являются Конституция РФ, УИК, Закон № ЮЗ-ФЗ и Закон № 5473-1, правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Минюста России.
  • Министром юстиции РФ утверждено Положение о следственном изоляторе, в соответствии с которым к основным задачам следственного изолятора относятся:
  • 1) создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
  • 2) осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  • 3) обеспечение законности и правопорядка в следственном изоляторе, личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
  • 4) обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
  1. Для реализации указанных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются определенные функции, основными из которых являются:
  2. прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;
  3. охрана и надзор за ними;
  4. обеспечение изоляции;
  5. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны лиц, содержащихся в следственном изоляторе, обеспечение выполнения правил внутреннего распорядка;
  6. организация и обеспечение безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
  7. материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормами и законодательством об охране здоровья граждан;
  8. создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей;
  9. освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, вынесены акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы;
  10. исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию, а также оставленных в нем на срок до шести месяцев или переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением дел в судах, а также осужденных, переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении их избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  11. проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом; оказание содействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении необходимых мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей;
  12. осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего делопроизводства.

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование, материально-техническое обеспечение следственных изоляторов могут производиться также за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются органами ФСИН России. Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от нее начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы. В состав руководства следственного изолятора кроме начальника входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, воспитательной работе.

  • Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу и отделы: режима и охраны, оперативный, специальный, кадров, по воспитательной работе среди содержащихся под стражей и осужденных, по работе с личным составом, интендантского и хозяйственного обеспечения, коммунально-бытовой, а также медицинскую и финансовую части.
  • За деятельностью следственных изоляторов осуществляется международный, государственный и общественный контроль.
  • Непосредственный контроль за деятельностью следственных изоляторов осуществляют федеральный и территориальные органы ФСИН России.

Источник: https://studref.com/384460/pravo/mesta_soderzhaniya_strazhey_podozrevaemyh_obvinyaemyh_sovershenii_prestupleniy

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

  • — конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;
  • — конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;
  • — конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.
  • Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, «Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

  1. Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.
  2. В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.
  3. В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.
  4. Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

  • Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.
  • Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:
  • — письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;
  • — санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;
  • — постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;
  • — истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;
  • — распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.
  • Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых.

После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру.

В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

  1. Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.
  2. При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:
  3. — наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;
  4. — характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;
  5. — обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;
  6. — порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;
  7. — маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;
  8. — порядок взаимодействия с руководителями суда;
  9. — недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.
  10. Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.
  11. Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.
  12. Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

  • При осуществлении контроля проверяется:
  • а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
  • б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
  • в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
  • г) порядок связи с нарядами.
  • О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).
  • Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.
  • Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20170802/1499605007.html

Обязанности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы»

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, с соблюдением  законодательства РФ, норм международного права, а также в соответствии с международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Прокуроры проверяют, в том числе, законность содержания подозреваемых и обвиняемых в СИЗО,  соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу,  порядка и условий их содержания.

Лица, заключенные под стражу, осужденные  могут находиться в условиях следственного изолятора  только на законных основаниях. Порядок задержания и заключения под стражу регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства.

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ.

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение.

Подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

Обязанности подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, отражены в ст. 36  Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

  • В соответствии с указанным Федеральным законом  подозреваемые и обвиняемые обязаны:
  • 1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный указанным выше Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;
  • 2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
  • 3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
  • 4) соблюдать правила пожарной безопасности;
  • 5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
  • 6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
  • 7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
  • 8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
  • 9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
  • Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в условиях следственного изолятора, а также хранить их и пользоваться ими.

Более подробно обязанности следственно-арестованных, содержащихся в условиях СИЗО отражены в приложении № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (с изменениями и дополнениями).

За неисполнение указанных обязанностей на следственно-арестованных могут быть наложены взыскания.  В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрены следующие виды взысканий:

— выговор;

— водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых — на срок до семи суток.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.

Источник: https://oktybrskaya.procrb.ru/explanation/obyazannosti-podozrevaemykh-i-obvinyaemykh-soderzhashchikhsya-pod-strazhey-v-sledstvennykh-izolyator.php?weak=Y

64. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Они
подразделяются на три вида. Первый и
основной — следственные изоляторы,
которые образуются и функционируют в
рамках уголовно-исполнительной системы
Минюста Рос­сии и в рамках органов
Федеральной службы безопасности РФ.

Следственный
изолятор имеет в своем составе дежурную
службу и отделы: режима и охраны;
оперативный; специальный; кадров; по
воспитательной ра­боте среди заключенных
под стражу и осужденных; по работе с
личным соста­вом; интендантского и
хозяйственного обеспечения;
коммунально-бытовой, а также медицинскую
и финансовую части.

Вторым
видом мест содержания под стражей
являются изоляторы вре­менного
содержания подозреваемых и обвиняемых
органов внутренних дел и пограничных
войск Российской Федерации.

Третий
вид мест содержания под стражей
подозреваемых и обвиняе­мых — это
учреждения, для которых содержание под
стражей не является основной задачей.
Так местами содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых могут быть
учреждения уголовно-исполнительной
системы Минюста, исполняющие уголовное
наказание в виде лишения свободы.

65. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

Содержание
правового статуса подозреваемых и
обвиняемых складыва­ется из их прав,
законных интересов и обязанностей,
которыми они обла­дают во время
содержания под стражей.

1) Права и законные
интересы, определяемые наличием у
подозреваемых и обвиняемых правового
статуса гражданина РФ 2.) Права и законные
интересы, возникающие в связи с их
задержанием и арестом.

3) Права и законные
интересы, обусловленные нахожде­нием
этих лиц в режимном учреждении с особым
внутренним распорядком.

Подозреваемые
и обвиняемые несут юридические
обязанности.

Они обязаны: — соблюдать
порядок содержания под стражей,
установленный настоя­щим Федеральным
законом и Правилами внутреннего
распорядка; — выполнять законные
требования администрации мест содержания
под стражей; — соблюдать требования
гигиены и санитарии; — соблюдать правила
пожарной безопасности; — бережно
относиться к имуществу мест содержания
под стражей; — проводить уборку камер и
других помещений в порядке очередности;
— не совершать действий, унижающих
достоинство сотрудников мест со­держания
под стражей, подозреваемых и обвиняемых,
а также других лиц; — не препятствовать
сотрудникам мест содержания под стражей,
а так­же иным лицам, обеспечивающим
порядок содержания под стражей, в
выполнении ими служебных обязанностей;
— не совершать умышленных действий,
угрожающих собственной жиз­ни и
здоровью, например отказываться от
приема пищи, а также жизни и здоровью
других лиц.

66. Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и основные средства его обеспечения

  • Одной
    из задач режима в местах содержания под
    стражей является обес­печение изоляции,
    выступающей в двух формах: изоляция от
    внешнего ми­ра и изоляция от других
    категорий подозреваемых и обвиняемых.
  • Изоляция
    от внешнего мира обеспечивается путем
    неукоснительного соблюдения правил
    общения подозреваемых и обвиняемых во
    время свида­ний, переписки, приема
    посылок и передач, обращения с
    предложениями, заявлениями и жалобами,
    а также путем применения мер предупреждения
    нарушений внешней изоляции.
  • Изоляция
    различных категорий подозреваемых и
    обвиняемых обеспечи­вается путем их
    размещения и раздельного содержания в
    зависимости от ря­да признаков.
  • Размещение
    подозреваемых и обвиняемых в одиночных
    камерах на срок более одних суток
    допускается по мотивированному
    постановлению начальника места содержания
    под стражей, санкционированному
    прокуро­ром.
  • При
    размещении в камерах раздельно содержатся:
    — мужчины и женщины; — несовершеннолетние
    и взрослые; — лица, впервые привлекаемые
    к уголовной ответственности» ранее
    содержавшиеся в местах лишения свободы;
    — подозреваемые и обвиняемые, а также
    осужденные, при ношении которых вступили
    в законную силу; — подозреваемые и
    обвиняемые по одному уголовному делу.
  • Отдельно
    от других содержатся: — подозреваемые
    и обвиняемые в совершении преступлений
    против конституционного строя и
    безопасности государства; — лица,
    совершившие преступление при особо
    опасном рецидиве; — осужденные к смертной
    казни; — иностранные граждане и лица без
    гражданства при основании для их
    содержания отдельно от других
    подозреваемых; — лица, являвшиеся судьями,
    адвокатами, сотрудниками тельных
    органов, налоговых и таможенных органов.

Источник: https://studfile.net/preview/847766/page:23/

Учреждения, исполняющие меру пресечения содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

  •          В статье 7 Федерального Закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” перечислены  места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ими являются:
  • —         следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
  • —         изоляторы временного содержания подозреваемых  и обвиняемых  органов внутренних дел;

—         изоляторы временного содержания  подозреваемых  и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации. Местами содержания под  стражей  подозреваемых и обвиняемых могут являться  учреждения  системы  исполняющие уголовное наказание в виде  лишения свободы и гауптвахты.

Помещения, определенные капитанами  морских судов находящихся в плавании, или начальниками  зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками.

Основным местом, предназначенным для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются следственные изоляторы.  Они имеются в каждом  субъекте Российской Федерации и крупных городах. Всего их насчитывается в России свыше 150 единиц.

  1. Деятельность следственных изоляторов регламентируется  Конституцией РФ, Федеральным законом “ Об учреждениях и органах,  исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, Федеральным законом “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых  в совершении преступлений”, ведомственными  нормативными актами.
  2. 25 января 1999 года  Министром юстиции РФ утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МЮ РФ,  в соответствии с которым  к их основным задачам относятся:
  3. —         создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;
  4. —         осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  5. —         обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории.;
  6. —         беспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
  7. —         организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
  8. Для  выполнения выше перечисленных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:
  9. —         прием  подозреваемых  и обвиняемых и размещение  их по камерам в соответствии с установленными требованиями закона;
  10. —         охрана и надзор за  ними;
  11. —         обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
  12. —         выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых;
  13. —         обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка;
  14. —         предоставление помещений для проведения следственных действий, амбулаторных  экспертиз;
  15. —         осуществление проведения встреч подозреваемых и обвиняемых со следователями, защитниками и иными лицами, имеющими на это право;
  16. —         конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного изолятора, при выводе осужденных  на хозяйственные работы за пределы следственного изолятора,  при доставке лиц, бежавших из под охраны, при направлении лиц, содержащихся в следственном изоляторе,  в медицинское учреждение, этапирование по плановым маршрутам;
  17. —         своевременное освобождение из-под стражи  лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании, истек срок отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенный приговором суда;
  18. —         проводит  мероприятия по соблюдению режимных требований в самом учреждении и на прилегающих к нему территориях;
  19. —         материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся в  учреждении  в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством РФ;
  20. —         исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения
  21. —         проведение оперативно-розыскных мероприятий
  22. —         создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых
  23. —         привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду при наличии производства на территории следственного изолятора, и ведение всей финансово-экономической деятельности
  24. —         проведение с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми культурно-воспитательной работы и создание условий для получения ими общего среднего образования
  25. —         осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения, и ведение соответствующего делопроизводства.

В деятельности СИЗО важное значение отводится функции по приему подозреваемых и обвиняемых в учреждение.

Это важно как для администрации, так и для лиц, в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу.

Момент поступления в СИЗО, особенно для лиц, попавших впервые определяет дальнейшее поведение и отношение к требованиям режима, ведь именно с приема начинается реализация требований режима.

Прием лиц, доставленных в СИЗО осуществляет дежурный помощник начальника следственного изолятора (ДПНСИ) или его заместители. Подозреваемые и обвиняемые доставленные в СИЗО подвергаются обыску, а принадлежащие им вещи досмотру.

Эти мероприятия проводятся в целях предотвращения проноса в камеры предметов и вещей, запрещенных к хранению, либо письменной и иной информации, которая может помешать установлению истины по уголовному делу, либо способствовать совершению преступления.

Размещение по камерам лиц, заключенных под стражу осуществляется в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

Следственный изолятор  реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции РФ. Его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование может производиться  из местных бюджетов.

Структура, штаты следственных изоляторов утверждаются органами управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Данное учреждение возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Начальник следственного изолятора осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения на принципах единоначалия и определяет пределы полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений.

Руководящим составом следственного изолятора являются начальник  и его заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной работе среди подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, по работе с личным составом, по лечебно-профилактической работе, по тылу, которые руководят следующими службами и отделами: дежурной,  режима и охраны, оперативным, аналитическим,  кадров, по воспитательной работе среди подозреваемых и обвиняемых, по работе с личным составом, специальным, интендантского и хозяйственного обеспечения, медицинским, финансовым.

Деятельность следственных изоляторов контролируется органами государственной власти и управления РФ . Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции РФ, территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы.

Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ.

Изоляторы временного задержания предназначены для кратковременного задержания  подозреваемых в совершении преступлений.

По большинству уголовных дел  дознание и предварительное следствие проводится органами внутренних дел поэтому, как правило каждый из  них имеет  ИВС.

Изоляторы временного содержания Пограничных войск Российской Федерации создаются в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную границу России.

Они предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, связанных с нарушением Государственной границы, а также с нарушением правил несения пограничной службы, уставных правил караульной  службы в Пограничных войсках.

В ИВС содержатся подозреваемые  и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения содержание под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, на основании статьи 13 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» могут временно переводиться в ИВС  для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения  дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий, судебного процесса, но не более чем на десять суток в течении месяца.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения  применено заключение под стражу могут содержаться  в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Эта категория лиц должна содержаться изолированно от осужденных, режим содержания должен быть приближен к следственному изолятору.

Для военнослужащих, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,  местом содержания под стражей являются воинские гауптвахты (ст.10).

Содержание подозреваемых и обвиняемых военнослужащих  на гауптвахте регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года.

Устав распространяется на   все рода войск Вооруженных Сил РФ, в том числе и на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск МВД, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, системы федеральных органов государственной безопасности, Главного управления охраны РФ, Государственной противопожарной службы МВД.

  • На гауптвахте могут содержаться следующие категории военннослужащих:
  • —         военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке;
  • —         военнослужащие, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, с санкции прокурора;
  • —         военнослужащие, осужденные военным судом к лишению свободы, — до получения приговора.

Все вышеперечисленные категории военнослужащих являются самостоятельными. Осужденные и подсудимые содержатся на гауптвахте отдельно от подозреваемых и обвиняемых,  офицеры и прапорщики содержатся отдельно от солдат и сержантов.

Источник: https://students-library.com/library/read/104927-ucrezdenia-ispolnausie-meru-presecenia-soderzanie-pod-strazej-podozrevaemyh-i-obvinaemyh-v-soversenii-prestuplenij

Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995г. (далее ФЗ от 15 июля 1995г.

) местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы (далее СИЗО) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

  • Перечисленные СИЗО предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  • В СИЗО изоляторе содержатся:
  • Лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в том числе:
  • — подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия;
  • — обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу, уголовные дела, в отношении которых приняты к производству судами (подсудимые);
  • — осужденные по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу;
  • — осужденные, привлекаемые к ответственности по другим уголовным делам, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается.

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

раздельно содержатся:

  • — мужчины и женщины;
  • — несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким;
  • — лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;
  • — подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры, в отношении которых вступили в законную силу;
  • — подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
  • — отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:
  • — подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества;

В соответствии со ст. 33 ФЗ от 15 июля 1995г., размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах, производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Положение о следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России, объявленного приказом МЮ РФ № 20 от 25 января 1999 г. (Положение о СИЗО) отражает следующие основные функции СИЗО:

  • — Осуществление приема подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями.
  • — Обеспечение охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора ними.
  • — Обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых.
  • — Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны подозреваемых и обвиняемых и т.д.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

Внутренний распорядок в местах содержания под стражей регламентируется Правилами внутреннего распорядка далее (ПВР СИЗО), которым устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; порядок проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; порядок изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых; получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов и др.

Источник: https://studwood.ru/1220776/pravo/pravovoe_regulirovanie_soderzhaniya_strazhey_podozrevaemyh_obvinyaemyh_sovershenii_prestupleniy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector