Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и пользования недрами»
За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:
- Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
- Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
- Работ обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
- Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.
Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.
Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.
Комментарий к статье
Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.
Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.
Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.
Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин.
К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст.
255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.
Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-255
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах
- Ответственность в сфере использования и охраны недр классифицируется по следующим видам юридической ответственности, существующим в Российской Федерации:
- — административной,
- — гражданско-правовой,
- — уголовной,
- — дисциплинарной.
- При этом та или иная форма юридической ответственности напрямую зависит от характера, степени, тяжести последствий, а также размера нанесенного ущерба.
Раздел VI ФЗ О недрах посвящен нормативному урегулированию вопроса ответственности за нарушение законодательства РФ о недрах, причем ст.
49 данного Закона дифференцирует данную ответственность на административную и уголовную в зависимости от состава правонарушения, за которое наступает ответственность.
Стоит отметить, что до редакции 2012 г.
данная статья содержала общий перечень правонарушений (13 составов), за совершение которых наступала уголовная или административная ответственность, а в новой редакции законодатель ограничился лишь констатацией того факта, что те лица, которые будут признаны виновными в нарушении законодательства о недрах, несут административную, либо уголовную ответственность, то есть норма носит бланкетный характер.
Значимую роль в недропользовании играет административная ответственность.
Исходя из сложившегося мнения ученых, административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, то есть противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) деяния (действия или бездействия), посягающего на государственный, общественный строй, на собственность, на жизнь и здоровье граждан.
При этом, исходя из общепринятого разъяснения сути административной ответственности, предлагается следующее определение сущности административной ответственности в сфере использования недр.
Административная ответственность в сфере недропользования являет своей целью создание системы превентивных мер, а также пресечение действий, которые наносят или могут нанести вред недрам на той стадии, когда эти действия еще не переросли в уголовное преступление, за которые наступает уже уголовная ответственность.
Стоит отметить, что, несмотря на формальное закрепление в КоАП РФ нескольких статей, регламентирующих ответственность в сфере недропользования, санкции их недостаточно строги и не могут в полной мере обеспечивать должного воздействия на правонарушителей.
То есть получается определенный замкнутый круг: субъект, нарушивший законодательство о недрах, уплачивает в бюджет штраф и продолжает дальше нарушать его, так как нормы об ответственности недостаточны и не обладают в силу своей мягкости достаточным воздействием для предупреждения и приостановления нарушений горного законодательства. Следовательно, из-за недостаточно развитой системы ответственности произошла смена сознания недропользователя, нарушая законодательство, он осознает, что, в сущности, заплатив небольшой штраф, сможет продолжить свою деятельность в дальнейшем.
Что касается уголовной ответственности, то уголовная ответственность за нарушения правил недропользования предусмотрена ст. 253 и 255 гл. 26 УК РФ «Экологические преступления»[35] и ст. 216 УК РФ. Также исследователями зачастую по смысловому содержанию недропользования (по аналогии с предпринимательской деятельностью) включается и незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).
В целом за последнее десятилетие идет положительная тенденция числа наказаний за экологические преступления, но количество уголовных дел в сфере нарушения недропользования составляет пока около 30 дел, дошедших до суда.
Также стоит отметить, что судебная практика по привлечению к уголовной ответственности за совершение экологического преступления, особенно преступлений в сфере недропользования, показала низкую эффективность реализации норм уголовного законодательства.
В.А. Захарова[36] в своей работе отмечает, что официальная статистика в сфере нарушения охраны и использования недр не позволяет провести объективную оценку современного состояния преступности в данной области. Ссылаясь на сложность в правоприменении ст. 255 УК РФ — «Нарушение правил охраны и использования недр», автор отмечает, что она практически не применяется.
- В целом, правоприменительная практика рассмотрения дел в сфере недропользования в рамках уголовного судопроизводства еще не сформирована, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.
- Отмечая положительные аспекты данного пробела в правоприменении, можно предположить, что в настоящее время недропользователь имеет реальные шансы как-то повлиять на формирование судебной практики с помощью доступных юридических механизмов.
- Отрицательным моментом является то, что, несмотря на то, что Россия не является страной с прецедентной системой правоприменения, отсутствие судебной практики зачастую приводит к неправильному рассмотрению дел данной категории, а чаще и к тому, что данные уголовные дела просто не доходят до суда, перерастая в дела административные или закрываясь за неимением достаточной доказательной базы.
Еще одной особенностью ответственности в сфере недропользования является тот факт, что недропользование не осуществляется одним физическим лицом, как правило, это юридическое лицо или группа компаний.
Недропользование в России, как и во всем развитом мире, осуществляется крупными корпорациями, вход на этот рынок новым предпринимателям практически не возможен, ввиду уже сложившейся ситуации в этой сфере (95% месторождений нефти и газа уже распределено между действующими недропользователями).
А так как на сегодняшний день уголовной ответственности для юридического лица по данному вопросу не предусмотрено, это позволяет крупным компаниям, действующим в этой сфере, избегать заслуженной ответственности.
При этом вопрос о необходимости ввести уголовную ответственность для юридического лица также является очень актуальным на сегодняшний день, так как теория уголовной ответственности юридических лиц к настоящему времени не имеет в науке единого концептуального обоснования.
Еще А.Ф. Бернер писал: «…корпорации, учреждения и т.п., без сомнения, суть не что иное, как отвлеченные образы; личность же, им приписываемая, есть только произведение юристов…»[37].
Но в то же время во многих странах, таких, как Англия, США, Франция, суды привлекают юридических лиц к уголовной ответственности десятилетиями, данную точку зрения поддерживают многие ученые, которые доказывают в своих работах обоснованность применения уголовной ответственности к организациям[38].
Затрагивая вопрос о гражданско-правовой ответственности в сфере недропользования, стоит отметить, что, как и любая гражданско-правовая ответственность, она имеет своей первоочередной целью возмещение ущерба, причиненного недропользователем главному собственнику недр — государству и опосредованно вероятным третьим лицам. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее применение к правонарушителю наряду с привлечением его к административной, уголовной ответственности.
Гражданско-правовая ответственность в сфере недропользования является еще недостаточно эффективной как с точки зрения ее превентивного, так и с точки зрения ее компенсационного действия.
Как справедливо отмечал один из исследователей, «в процессе разрешения споров в сфере гражданско-правовых отношений не должно быть диктата государства, диктата государственных органов, диктата государственного служащего»[39].
В настоящее время действуют Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564[40].
- Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
- Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:
- D = Lз + Cл + Cо,
- где:
- — D — размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);
- — Lз — стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
- — Сл — фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);
- — Со — фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).
- Размер вреда, не повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, но повлекшего нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вреда, причиненного особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, определяется по формуле:
где:
- Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:
- Lз = Nбз x Р,
- где:
— Nбз — объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс.
куб. метров, граммов, карат, куб.
метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;
— Р — стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Эффективность указанных Правил еще не доказана, потому как не сложилась практика их применения. Но уже сейчас можно дать промежуточную оценку этому методическому своду формул.
Существует еще одна разновидность ответственности в недропользовании, которую зачастую забывают упомянуть, несмотря на ее объективное существование.
Дисциплинарная и материальная ответственность возникает ввиду наличия определенных трудовых отношений между работником и работодателем.
В процессе осуществления своей трудовой деятельности работник может осознанно или случайно причинить вред, к данному вреду относится и возможное нарушение законодательства о недрах.
А так как впоследствии данный вред подлежит возмещению государству работодателем, по трудовому законодательству он имеет право взыскать понесенные им расходы с виновного работника либо наложить на него дисциплинарное взыскание.
Литература
1. Захарова В.А. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением законодательства об охране и использовании недр // Актуальные проблемы права: Науч.-метод. сб. Калининградского пограничного института ФСБ России. 2008. N 23. Ч. 3.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах» (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 448 с.
3. Нормативные правовые акты, приведенные в пособии в актуальных редакциях.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s12931t5.html
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр
Халеева А. К., Дикаева М. С. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 138-140. — URL https://moluch.ru/archive/254/58186/ (дата обращения: 28.02.2020).
Юридическая ответственность — важнейшее средство охраны и обеспечения конституционности, законности и правопорядка. Основной целью юридической ответственности является предупреждение и пресечение правонарушений в сфере недропользования, устранение причиненного ущерба в результате пользования недрами.
Вопрос об уголовной ответственности за нарушение законодательства о недрах законодатель указывает в ст. 49 Закона РФ «О недрах» [1]. Однако в законе прямо не предусмотрено определение уголовной ответственности за нарушение законодательства о недрах.
В рамках принципа ответственности недропользователей за нарушение законодательства о недрах, понятие уголовной ответственности можно сформулировать как основанная на нормах закона обязанность виновного в совершении преступления против правил охраны и использования недр лица претерпеть негативные последствия в виде наказания, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день существует несколько составов преступлений, которые связаны с нарушением правил охраны и использования недр, представленных в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ) [2]. Так в ст.
255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр» объектом преступления выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию недр.
Предметом преступления следует считать недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Объективная сторона преступления выражается в совершении хотя бы одного из деяний, указанных в диспозиции, а именно: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, при самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых. Такое нарушение правил может явиться результатом как действия, так бездействия виновного лица. Субъективная сторона состава преступления характеризуется одной из форм вины: умысел или неосторожность. Так, например, если виновное лицо осознавало незаконность самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых, предвидело возможность причинения этим деянием значительного ущерба и даже если не желало, но сознательно допускало наступление указанного вреда либо относилось к его наступлению безразлично, то речь пойдет о косвенном умысле. При неосторожном нарушении правил охраны и использования недр последствия нарушения также будут считаться наступившими по неосторожности.
На практике же применение ст. 255 УК РФ судами встречается довольно редко. Согласно статистическим данным МВД РФ за январь-ноябрь 2018 г. зарегистрировано более 22 тысяч экологических преступлений. Аналогичная ситуация наблюдается и в статистических данных за 2017, 2016, и 2015 гг. [3].
Ссылаясь на сложность в правоприменении ст. 255 УК РФ, Захарова В.А отмечает, что на практике она практически не применяется. Автор в своей работе отмечает, что официальная статистика в сфере нарушения охраны и использования недр не позволяет провести объективную оценку современного состояния преступности в данной области [4].
В основном, нарушения в сфере охраны и использования недр тесно связаны с преступлениями против собственности (корыстными преступлениями), преступлениями в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство) и должностными преступлениями.
Так, на официальном сайте Следственного Управления Следственного комитета РФ по Томской области опубликована информация о том, что в Томской области вынесен приговор по уголовному делу о нарушении правил охраны и использования недр.
Судом установлено, что руководитель коммерческой фирмы, основным видом деятельности которого является выполнение строительно-монтажных работ в 2016 году на месторождении песка «Новое», расположенном на территории лесничества ЗАТО Северск, дал указание работникам и подрядчикам о проведении с применением экскаваторов и автомобильной техники работ по незаконной добыче песка в объеме 12 800 кубометров и транспортировки их на объекты строительства.
Приговором суда мужчина признан виновным в свершении инкриминируемого ему деяния и осужден к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей [5].
Санкция ст.
255 УК РФ предусматривает за совершенное деяние штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.
На наш взгляд, необходимо скорректировать размер штрафа за данное преступление.
Так, если вернуться к уголовному делу, указанному выше, и взять среднюю стоимость одного кубометра песка в Томской области (200рублей/один кубометр) и умножить на тот объем, который был «добыт» по указанию руководителя фирмы (12 800 кубометров), то можно получить сумму, значительно отличающуюся от суммы штрафа, полученное за данное преступление (200*12800куб=2560000руб.), хотя штраф составил всего 100 000 рублей. Столь незначительные суммы штрафа фактически оставляют лиц, совершивших преступление, безнаказанными и провоцируют продолжение ими преступной деятельности. На наш взгляд, в указанном выше примере сумма штрафа будет восприниматься подсудимым как откуп, а не как реальное наказание с серьезным карательным потенциалом. Представляется, что размер штрафа должен ставиться в прямую зависимость от суммы причиненного ущерба.
Также нельзя оставить без внимания одно из обсуждаемых уголовных дел Томской области прошедших лет. На том же сайте опубликована информация о подобном преступлении в сфере недропользования [6].
На основании материалов проверки, поступивших из органов прокуратуры, Следственными органами СК РФ по Томской области, возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил охраны и использования недр. По данным следствия, в период с 2012 по 2017 гг.
сотрудники коммерческого предприятия в нарушение Закона «О недрах» и условий имеющейся лицензии, не имея оформленного горного отвода, договора аренды на используемый земельный участок и лицензии на добычу полезных ископаемых, осуществляли с помощью спецтехники работы по добычи песчаника на карьере, расположенном на участке недр «Мирненский» в Томском районе.
Общий объем незаконно извлеченных полезных ископаемых составил около 40 тысяч кубометров. В результате указанных действий окружающей среде причинен вред в размере более 18,5 миллионов рулей [7]. Однако необходимо отметить, что данные примеры является скорее исключением, многие аналогичные дела не доходят даже до стадии судебного разбирательства.
Таким образом, необходимо сделать вывод том, что на практике недропользователем, все чаще, выступают юридические лица.
На наш взгляд, необходимо ввести статью в уголовное законодательство РФ, которая непосредственно регулировала бы уголовную ответственность юридического лица за правонарушения в сфере недропользования, так как на сегодняшний день этот вопрос весьма актуален. Говоря о вопросе привлечения юридических лиц к уголовной ответственности, С. Т.
Фаткулин, отмечает, что «установление уголовной ответственности юридических лиц, в том числе за экологические преступления, позволит защитить окружающую среду от окончательного разрушения», с чем мы не можем не согласиться [8].
Литература:
- Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395–1-ФЗ // Российская газета от 15.03.1995г.
Источник: https://moluch.ru/archive/254/58186/
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах
Составы преступлений в данной области предусмотрены в ст. 255 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны и использования недр, и в ст. 253 УК РФ, в соответствии с которой уголовно наказуемым является нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ.
Уголовно-правовая норма, содержащаяся в ст. 255 УК РФ, является специальной по отношению к норме, предусмотренной ст, 246 УК РФ, в которой сформулированы признаки экологического преступления, состоящего в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются недра, а также площади залегания полезных ископаемых, то есть часть земной и водной поверхности, под которой выявлены полезные ископаемые.
- Объективную сторону данного преступления образуют:
- 1)деяние в форме действия либо бездействия, состоящее в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
- 2)общественно опасные последствия в виде причинения значительного ущерба;
- 3)причинная связь.
- Нарушения правил охраны недр могут состоять в нарушении требований, предусмотренных Законом РФ «О недрах», и могут выражаться в форме затопления, пожаров, снижающих качество полезных ископаемых, в загрязнении недр, непринятии мер по обеспечению наиболее полного извлечения полезных ископаемых и в других формах.
Признаки самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых устанавливаются в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 25 Закона РФ «О недрах».
Согласно данной норме проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений об отсутствии, полезных ископаемых в недрах по участкам, подлежащим застройке. Застройка площадей залегания полезных ископаемых допускается с разрешения указанных органов только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Соблюдение правил застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии указанного разрешения не устраняет незаконности застройки. Данный состав является материальным, поскольку в качестве его обязательного признака законодатель предусмотрел наличие значительного ущерба.
Последствия в виде значительного ущерба связаны с нарушением экологического состояния объектов и могут выражаться в выведении из эксплуатации месторождений, затруднении эксплуатации месторождений в других неблагоприятных последствиях, которые оцениваются судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Преступление считается оконченным с момента причинения значительного ущерба.
Субъективную сторону данного деяния составляет косвенный умысел. Лицо, осознавая общественную опасность нарушения им правил охраны и использования недр, предвидит возможность либо неизбежность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает это или относится к наступлению последствий безразлично.
- При оценке субъективной стороны деяния учитываются обстоятельства, исключающие преступность деяния, такие, как обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.
- Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу своих должностных обязанностей несет ответственность за соблюдение требований охраны недр и окружающей природной среды в процессе эксплуатации недр либо застройки площадей залегания недр.
- Понятие и характеристика соглашения о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:
— определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. — определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее — компенсационная продукция).
При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации — 90 процентов общего объема произведенной продукции — раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период; — передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;
- — получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
- В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который описан выше.
Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции, на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой.
- Объекты лесных отношений
- Объектами лесных отношений являются: 1) лесной фонд РФ; 2) участки лесного фонда; 3) права пользования ими; 4) леса, не входящие в лесной фонд; 5) их участки и права пользования ими;
- 6) древесно-кустарниковая растительность.
- Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Как следует из содержания данной нормы, в понятие «объект лесных отношений» наряду с лесом включаются иные виды лесной растительности, отвечающей признакам, указанным в лесном законодательстве, а также права пользования лесами.
Лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: ♦ землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; ♦ землях транспорта; ♦ землях населенных пунктов (за исключением городских лесов); ♦ землях водного фонда; ♦ землях иных категорий.
Лесной кодекс расширил сферу действия лесного законодательства, включив в сферу лесных отношений нелесную растительность.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
- Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
- Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
- Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
- Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
- Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
- 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
- 2) безопасности граждан при выполнении работ.
- Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
- Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Источник: https://infopedia.su/10x6d2.html
Ответственность за нарушения законодательства о недрах
- Нарушение
установленных законом правил и мер по
охране и рациональному использованию
недр влечет за собой применение
юридической ответственности. - Перечень
недронарушений,за которые может
наступить административная
ответственность,содержится в ст. 49
Закона РФ «О недрах»: - —
незаконные сделки, связанные с пользованием
недрами; - —
предоставление лицензий на пользование
недрами по основаниям, не предусмотренным
Законом о недрах; - —
нарушение установленного законом
порядка пользования недрами; - —
самовольное пользование недрами; - —
выборочная отработка месторождений,
приводящая к необоснованным потерям
запасов полезных ископаемых, и другие
нарушения рационального использования
недр, приводящие к порче месторождений; - —
нарушение стандартов и норм по безопасному
ведению работ, связанных с
недропользованием, по охране недр и
окружающей среды, в том числе
загрязнение недр; - —
нарушение права собственности на
геологическую информацию или ее
конфиденциальности; - —
самовольная застройка площадей залегания
полезных ископаемых; - —
необеспечение сохранности зданий,
сооружений а также особо охраняемых
территорий и объектов окружающей
природной среды при недропользовании; - —
уничтожение и повреждение скважин,
маркшейдерских и геодезических
знаков; - —
систематическое нарушение порядка
внесения платы за пользование недрами; - —
невыполнение требований по приведению
ликвидируемых или консервируемых
горных выработок в состояние, обеспечивающее
безопасность населения, а также требований
по сохранности полезных ископаемых и
горных выработок на время их
консервации; - —
неприведение участков земли и других
природных объектов, нарушенных при
недропользовании, в состояние, пригодное
для их дальнейшего использования.
В
приведенном перечне недронарушений
можно выделить их три основных
вида:нарушения права собственности
на недра и порядка недропользования
(например, самовольное пользование
недрами, невнесение платы и др.); нарушения
требований по безопасному ведению
работ, связанных с недропользованием;
экологические недронарушения (выборочная
отработка, порча месторождений,
загрязнение недр и др.).
Согласно
ст. 49 Закона о недрах указанный перечень
не является исчерпывающим. В частности,
Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях, предусматривающий
ответственность за недронарушения (ст.
46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает
дополнительные их виды:
- —
самовольная добыча янтаря с месторождений
или мест промышленной разработки; - —
нарушение правил и требований проведения
работ по геологическому изучению недр; - —
нарушения законодательства о
континентальном шельфе: незаконная
выдача лицензии (разрешения) на
осуществление деятельности на
континентальном шельфе; нарушение
правил проведения ресурсных или морских
научных исследований на континентальном
шельфе; нарушение правил захоронения
отходов и других материалов на
континентальном шельфе; незаконная
передача минеральных ресурсов
континентального шельфа и др.
Налагать
административные взыскания в виде
штрафа за нарушения законодательства
о недрах вправе органы государственного
горного надзора, органы по охране
окружающей среды и природных ресурсов,
органы по геологии и использованию
недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).
- В
зависимости от степени общественной
опасности, размера причиненного
ущерба и других обстоятельств одни и
те же деяния могут повлечь как
административную, так и уголовную
ответственность. - Уголовный
кодекс РФ содержит несколько составов
преступлений, связанных с использованием
и охраной недр: - —
исследование, разведка, разработка
естественных богатств континентального
шельфа РФ или исключительной экономической
зоны РФ, проводимые без соответствующих
разрешений (ст. 253); - —
захоронение или иное обращение
радиоактивных, бактериологических,
химических веществ и отходов с нарушением
установленных правил (ст. 247); - —
нарушение правил безопасности на
объектах атомной энергетики, при ведении
горных работ, на взрывоопасных объектах
(ст. 215-217); - —
нарушение правил сдачи или продажи
государству драгоценных металлов и
драгоценных камней (ст. 192)
К числу
экологических преступлений УК РФ относит
деяния, предусмотренные ст.
255, согласно
которой уголовная ответственность
наступает за нарушение правил охраны
и использования недр при проектировании,
размещении, строительстве, вводе в
эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих
предприятий или подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных
ископаемых, а равно самовольную застройку
площадей залегания полезных ископаемых,
если эти деяния повлекли причинение
значительного ущерба.
Гражданско-правовая
(материальная) ответственностьза
недронарушения может наступать по общим
нормам гражданского законодательства
о возмещении причиненного вреда,
признании сделок недействительными и
др., а также по правилам специальных
нормативных актов, устанавливающих
порядок и размер возмещения ущерба для
отдельных видов недронарушений.
В
соответствии со ст.
51 Закона о недрах
вред, причиненный пользователю недр
в результате деятельности предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан,
виновных в нарушении естественных
свойств недр или создании условий,
исключающих возможность дальнейшего
пользования недрами, подлежит
возмещению за счет средств виновных
лиц. Вред, причиненный государству
в результате деятельности недропользователя,
подлежит возмещению за счет средств
пользователя.
Размер
вреда определяется органом управления
фондом недр.
Самовольное
пользование недрами и самовольная
застройка площадей залегания полезных
ископаемых прекращаются без возмещения
затрат, произведенных за время
незаконного пользования (ст. 25, 51 Закона
о недрах).
Источник: https://studfile.net/preview/2093852/page:31/