Статья 277 ук рф — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

За убийство в уголовном законодательстве всех стран предусмотрено весьма суровое наказание — за решеткой можно провести как десять лет, так и всю жизнь, а то и вовсе — закончить ее на электрическом стуле.

Но о какой бы стране речь ни шла, особняком стоит целостность и сохранность слуг народа — то есть деятелей государства и его главы.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Скрыть содержание

Еще в XVI веке была предусмотрена смертная казнь за покушение на царя, либо приближенных к нему чинов.

Понятие

Общественный деятель — лицо, принимающее активное участие в работе различных объединений. Какую должность это лицо там занимает, значения не имеет.

  • К общественным деятелям относятся: руководители профсоюзов, ответственные представители науки, культуры, массовых движений, политических партий.
  • Государственным деятелем называют человека, занимающего ответственную должность в органах власти.
  • Это, к примеру: министры и ответственные работники министерств, губернаторы, работники администрации Президента РФ, депутаты.

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеляПреступление в виде посягательства на жизнь чиновника или общественного деятеля описана в ст. 277 УК РФ.

Деяние это напрямую связано с активной профессиональной деятельностью «слуг народа».

Совершая попытку убить члена общественного объединения или чиновника, злоумышленник преследует цель:

  • пресечь эту их активную деятельность;
  • отомстить за нее или наступившие в результате нее последствия.

Уголовно-правовая характеристика

Состав преступления

  1. Объектом в данном случае является жизнь человека и политическая система Российской Федерации (конкретно принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия).

  2. Субъектом считается человек, достигший шестнадцати летгражданин РФ, иностранец или же лицо без гражданства.

  3. Если покушается несовершеннолетний, он, как предписывает статья 20 УК, несет ответственность как за убийство (ст. 105 УК) или за покушение на убийство (статьи 30 и 105)
  4. .

Объективная сторона в данном случае есть сами действия, путем совершения которых преступник пытался убить. Причем неважно, удалось злоумышленнику исполнить задуманное или нет.

Допустим, детонатор бомбы не сработал или же стрелявший «промазал», квалификация все равно будет та же.

Субъективную сторону составляет умысел в действиях злоумышленника. Он осознает, что может серьезно навредить тому, на кого покушается ( и это не частное лицо, а представитель властей или общественник) или даже убить его и желает это сделать.

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеляПоследствиями для данного деяния являются наступившая смерть, также ущерб здоровью той или иной степени тяжести.

Они учитываются не при квалификации деяния, а при оценке его опасности и при вынесении меры наказания.

Квалифицирующие признаки

Чтобы преступление квалифицировалось именно по статье 277 УК РФ, важно чтобы потерпевший активно проявил себя на государственной службе или в общественной деятельности .

То есть, был не простым клерком, а стоял «у руля» власти ( например, это министры, их заместители, депутаты любого уровня) и прекращение его деятельности означает изменение в той или иной мере самой системы, политической обстановки в стране.

Может быть, эти изменения или реформы уже наступили и гибель будет означать месть за них. Или же этот человек был главой политической партии, а его убийство освободит дорогу сопернику в дележе сфер влияния или опять же будет актом мести.

  • Отдельно стоят дипломаты, представители международной организации, находящиеся под международной защитой или же «слуги народа» другой страны (список таких определен Конвенцией ООН в 1973 году).
  • Покушение на них будет квалифицироваться по-иному, в частности , как преступление против мира.
  • Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеляЕсли же лицо, на которое было совершено покушение — простой госслужащий, мелкий клерк, не занимает видных и активных постов, то его жизнь и здоровье «оценивает» уже другая статья Уголовного кодекса — 105 («Умышленное убийство).
  • Или же — статьи 295 и 317, если речь идет о служителе Фемиды, следователе или работнике правоохранительных органов.

Какое наказание и ответственность предусмотрено?

За попытку убийства «слуги народа», неважно, удалось это или нет, грозит лишение свободы- от 12 до 20 лет . Либо — пожизненный срок или смертная казнь.

Даже в очевидном случае, когда потерпевший — именно «неугодный» государственник, не всегда квалифицируют деяние именно статьей 277. Значение имеет, как уже говорилось, субъект.

Так например, пятнадцатилетний Ильющенков, возомнивший себя народным мстителем, попытался застрелить из охотничьего ружья депутата Государственной Думы Федерального собрания. Депутата удалось спасти.

Суд квалифицировал преступление не по 277 статье УК, где убийца может быть, что называется, от шестнадцати и старше, а «всего лишь», по статье 105 (ч. 2, пункт «б»).

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

  1. Здесь многое зависит от общественной опасности и масштабов совершенного деяния.
  2. Даже активное сотрудничество со следствием не всегда поможет.
  3. Так , арестованного в 2010 году террориста Али Тазиева, которому вменили, среди прочего в том числе и покушение на жизнь государственного деятеля, осудили по верхней границе статьи 277 — пожизненное заключение.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва

Источник: https://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-konstitutsionnogo-stroya-i-bezopasnosti/posyagatelstvo-na-zhizn-deyatelya.html

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: состав преступления и наказание

Наверняка, многие слышали такое понятие как «депутатская неприкосновенность», которое в любой стране встречается морем критики и недовольства, так происходит и в Российской Федерации в том числе.

 Расценивается эта неприкосновенность как элемент вседозволенности и безнаказанности, что, по мнению некоторых политологов, окончательно «вбивает клин недоверия» к правящей структуре страны.

В настоящей статье речь пойдёт не о неприкосновенности, а схожем по своему смыслу положению — это ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, а также о том, в чём заключаются квалификационные особенности этого деяния, и какое наказание ожидает виновных.

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеляНаказание за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Состав и квалификация

Итак, сразу же стоит начать с положений статьи 277 Уголовного Кодекса РФ, которая и раскрывает суть рассматриваемого преступления, а именно:

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Из приведённого положения можно сделать вывод, что объект посягательства по ст.

277 УК РФ — это общественные отношения и суждения, складывающиеся из конституционных и политических основ и из обеспечения беспрерывного исполнения государственных и общественных положений.

Но, кроме перечисленных основ, обязательным объектом данного преступления является покушение/посягательстве на жизнь, то есть наличие умысла на причинение смерти.

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Это важный момент, так как отсутствие у виновного желания убить государственного или общественного деятеля, даже если был причинён тяжкий вред здоровью, состава рассматриваемого преступления не образует. Принимая во внимание вышеприведённые аспекты и основываясь на действующих нормативно-правовых актах, можно выделить следующих лиц, которые могут быть признаны потерпевшими по статье 277 УК РФ:

Государственные деятели Общественные деятели
Президент РФ Члены общественной палаты России
Члены Правительства РФ Благотворители и меценаты России
Судьи Конституционного Суда РФ Руководители не запрещённых религиозных конфессий
Члены Совета Безопасности Руководители профессиональных союзов
Помощники и советники Президента РФ Руководители политических партий
Депутаты федеральных и региональных уровеней Руководители общественных объединений
Кандидаты в Президенты Руководители оппозиционных партий, движений и организаций
Члены избирательных комиссий
Кандидаты в исполнительные и законодательные органы власти РФ

Список этот может продолжать ещё очень долго, главное, что необходимо понимать, — это то, что деятельность «потерпевших» должна быть основана на законны основаниях и зарегистрирована должным образом. При этом потерпевшим не может являться лицо с иностранным гражданством или лицо, представляющее международную организацию, а также родственников вышеперечисленных категорий граждан.

Статья 277 УК РФ - Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Объективная сторона рассматриваемого преступления носит усечённый характер, и считается оконченным с момента осуществления виновным лицом любых действий, связанных с фактическим посягательством на жизнь общественного или государственного деятеля, например, с целенаправленной стрельбой в жизненно важные органы, удар ножом в область сердца и т. п.

С субъективной стороны, кроме прямого умысла на причинение смерти деятелю, необходимо наличие мотивов на пресечение осуществления потерпевшим своей законной государственной или политической деятельности или в качестве мести за её совершение.

К примеру, предположим следующую выдуманную ситуацию: Гражданин «А», был крайне несогласен с решениями местного главы администрации, гражданина «Б», своего родного небольшого поселения.

Несмотря на то, что действия «Б» не нарушали положений действующего законодательства, по крайней мере, напрямую, жители поселения «кричали в голос» от его решений.

 Гражданин «А», радикально настроенный на изменение установленных главой администрации порядков, во время открытия очередного сомнительного заведения в городе, используя охотничье ружьё, произвёл два точных выстрела в гражданина «Б» в область груди. По воле случая, пострадавшего удалось спасти.

Заключение

Несмотря на то, что в положениях статьи 277 УК РФ в качестве наказания предусмотрена и смертная казнь, её применение невозможно в силу действующего моратория.

Спорным моментом является то, что санкционная составляющая по рассмотренной теме более суровое, нежели за государственную измену или шпионаж, так как те не предусматривают пожизненное лишение свободы.

 Законодатель пояснил это наличием дополнительного объекта преступления — пресечение законной деятельности, но даже его наличие не снижает спорность тяжести наказания в глазах некоторых политологов и юристов.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/posyagatelstvo-na-zhizn-gosudarstvennogo-obshhestvennogo-deyatelya.html

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 УК РФ

1.

Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения.

Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния.

Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными .
———————————

Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия.

Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК).

Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.

Источник: http://stYKRF.ru/277

ст 277 УК РФ с ми

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к статье 277 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель.

Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).

Общественные деятели — это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст.

277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Посягательство на жизнь близких государственному или общественному деятелю лиц, совершенное в целях прекращения его политической деятельности, не может быть согласно закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ. Такое деяние заслуживает правовой оценки по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего.

В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ.

Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Государственная или общественная деятельность — более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц — государственным или общественным деятелям.

По каждому делу данной категории необходимо выяснять, были ли действия потерпевшего, в связи с которыми осуществлено посягательство на его жизнь, законными.

В случае установления факта незаконности действий государственного или общественного деятеля правоприменитель при наличии к тому оснований должен решить вопрос о квалификации содеянного виновным по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление против личности .

———————————
По аналогии с рекомендациями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь . Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата .

———————————
По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда по делу Угурчиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8.

По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Казака и Куликова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 3. Правомерность такой конструкции состава подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2003 г.

N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова Салаудина Хасмагомадовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации», в котором Суд указал, что с учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, состав предусмотренного ст. 317 УК РФ преступления сформулирован законодателем таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ.

Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ.

Вместе с тем характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями.

Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти — по совокупности с преступлением, предусмотренным ст.

278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти — по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Субъективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект, совершая посягательство, всегда осознает общественную опасность лишения жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление его смерти и желает этого .

———————————
По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Садиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 6.

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК РФ в качестве обязательных признаков субъективной стороны состава преступления предусматривает специальную цель — прекращение деятельности потерпевшего или мотив — месть за указанную деятельность.

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего.

При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Если будет установлено, что умысел виновного был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, содеянное должно быть квалифицировано по соответствующим статьям закона об ответственности за преступления против здоровья личности.

В содержание умысла входит также осознание того, что совершаемое деяние направлено именно против государственного или общественного деятеля.

Если лицо, имея умысел на лишение жизни частного лица, по ошибке причиняет смерть государственному или общественному деятелю, содеянное квалифицируется в соответствии с направленностью умысла как преступление против личности.

В иной ситуации, когда, имея умысел на убийство государственного или общественного деятеля, виновный причиняет смерть частному лицу, содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений как преступления против безопасности государства и против личности.

Субъектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие четырнадцатилетнего, но не достигшие шестнадцатилетнего возраста, в случае совершения анализируемого преступления несут ответственность по соответствующим статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья личности (ст. ст. 105, 111 и др. УК РФ).

Если такие подростки действовали в соучастии с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то квалификация их действий как преступления против личности не исключает ответственности иных соучастников по ст. 277 УК РФ.

Другой комментарий к статье 277 УК РФ

1.

Государственные деятели — это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели — лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель — прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления — месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Источник: https://ukrf24.ru/statia-277-uk

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ)

Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.

Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.

Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.

Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).

Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.

Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.

Обязательные признаки состава террористического акта — цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.

Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства.

Государственную или общественную деятельность потерпевшего террорист стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности, общественно-политической значимости).

Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.

Если расправа с потерпевшим учиняется в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, а равно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, а также на почве сведения личных счетов, из ревности, корысти и т.п., то такое посягательство квалифицируется как преступление против личности (по ст. 105 или другим статьям УК в зависимости от направленности умысла).

Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.

Диверсия (ст.281 УК РФ).

Диверсия направлена на экономическое и оборонное ослабление РФ.

Предметом диверсии являются перечисленные в ст. 281 УК материальные объекты, относящиеся к любой форме собственности.

Прежде всего, ими становятся объекты энергетики, оборонной промышленности, транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и магистрального трубопроводного), военные объекты и др.

В частности, это могут быть: атомные и другие электростанции; линии электропередач и связи; нефте- и газопроводы; шахты; туннели; мосты; плотины; системы тепло- и водоснабжения; склады вооружения, горючего и продовольствия; информационно-вычислительные и телевизионные центры и т.д.

По объективной стороне диверсия представляет собой совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

К иным действиям могут относиться: устройство обвалов, затоплений, аварий, катастроф, крушений, в том числе путем нарушения технологических режимов или правил безопасности; выведение из строя отдельных деталей или узлов, приводящее к повреждению важного объекта (например, снятие реле или трансформатора, относящихся к системе железнодорожной или аэродромной сигнализации); применение ракетно-артиллерийского оружия, машин и механизмов для разрушения и повреждения объектов и т.п.

Часть 2 ст. 281 УК предусматривает совершение диверсии при наличии квалифицирующего признака — организованной группы (см. ч. 3 ст. 35 УК).

Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных действий указанной направленности, независимо от наступления последствий (формальный состав).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает характер и направленность действий, указанных в ст. 281 УК, и желает их совершить.

Обязательным признаком состава диверсии является цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. По этой цели диверсия отличается от терроризма (ст. 205 УК) и других схожих преступлений.

Мотивами диверсии могут быть неприятие конституционного строя РФ, враждебное отношение к государственной власти, политическая месть, корысть, исполнение наемнических обязательств, выполнение решения организации и др. Они не являются признаками состава, но важны для установления содержания цели и должны учитываться при назначении наказания.

Субъектом диверсии может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

Совершение диверсии гражданином РФ по заданию иностранной разведки или иностранной организации квалифицируется по совокупности с государственной изменой по ст. 275 и 281 УК.

Источник: https://pdnr.ru/a2863.html

Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)

В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.

Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.

Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.

Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.

Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).

Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.

Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.

Обязательные признаки состава террористического акта — цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.

Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства.

Государственную или общественную деятельность потерпевшего террорист стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности общественно-политической значимости).

Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.

Если расправа с потерпевшим учиняется в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, а равно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, а также на почве сведения личных счетов, из ревности, корысти и т.п., то такое посягательство квалифицируется как преступление против личности (по ст. 105 или другим статьям УК в зависимости от направленности умысла).

Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.

Опасность таких преступлений определяется тем, что посягательства на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность, могут привести к дестабилизации политической обстановки в стране, обострить противоречия в политической сфере, негативно отразиться на международном положении страны и пр.

К лицам, осуществляющим государственную деятельность, относятся лица, наделенные законодательными, исполнительными, судебными или иными властными функциями в государственном аппарате, проводящие в жизнь политику государства. Это представители высшего руководства, члены правительства, руководители различных ведомств, депутаты и др. как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Их принято называть государственными деятелями.

К числу лиц, осуществляющих общественную деятельность (общественные деятели), относятся руководители различных общественных организаций (например, профессиональных, религиозных), политических партий, массовых движений и иных общественных объединений.

Представляется, что к таким лицам можно отнести и наиболее активных участников таких организаций и объединений.

Сомнение вызывает предложение относить к таким лицам по функциональному признаку представителей средств массовой информации, культуры, науки, образования*(56).

Как нам кажется, специально выделять лиц этих категорий вряд ли целесообразно, так как они могут подпадать под понятие «государственный деятель» либо «общественный деятель» в зависимости от осуществляемых функций в государственных органах либо общественных органах и объединениях.

В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67).

Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст.

277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст.

317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).

Что же касается посягательства на представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК 1960 г.), то такие действия подпадают под признаки ст.

360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), в которой в качестве обязательного признака состава преступления предусмотрена цель — провокация войны или осложнение международных отношений.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Объектом рассматриваемого преступления является прежде всего*(57) установленная конституцией РФ политическая система России. Однако это преступление посягает и на второй дополнительный, но обязательный объект — на жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим в этих случаях является государственный или общественный деятель. Члены его семьи потерпевшими не признаются. посягательство на их жизнь, даже если оно связано с деятельностью указанных выше лиц, квалифицируются не по ст. 277 УК, а по иным статьям в зависимости от характера действия, последствий и других обстоятельств дела.

В социально-политическом смысле террористический акт представляет собой насильственный метод подавления политических противников и зачастую может являться составной частью более общего явления — терроризма (ст. 205 УК). Статья 277 УК по отношению к ст. 205 УК является специальной нормой, подлежащей преимущественному применению и предусматривающей ответственность за более опасное, нежели терроризм, преступление.

С объективной стороны террористический акт осуществляется путем посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, что предполагает как убийство, так и покушение на него. При покушении на указанного деятеля последнему может и не быть причинен вред, например, преступник стрелял и промахнулся.

Лишение жизни, причинение вреда здоровью или непричинение по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, на квалификацию не влияет, но может учитываться при индивидуализации наказания. Таким образом, последствие не является обязательным признаком рассматриваемого преступления.

Однако при лишении жизни или причинении вреда здоровью необходимо установить причинно-следственную связь между действиями виновного и смертью или причинением вреда здоровью.

Факультативные признаки объективной стороны преступления (способ, место, обстановка и пр.) в качестве обязательных признаков в ст. 277 УК не указаны. Однако наличие таких признаков может повлечь ответственность виновного по совокупности. Например, осуществление террористического акта в отношении определенного лица путем взрыва в месте скопления людей (митинги, собрания и пр.).

Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти, либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.

С субъективной стороны террористический акт совершается только с прямым умыслом.

Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность лишения такого лица жизни и желает совершить такие действия, надеясь на наступление такого последствия, как смерть потерпевшего.

Обязательным признаком объективной стороны является цель — либо прекращение государственной или иной политической деятельности, либо месть за такую деятельность. Наличие этих целей исключает возможности совершения преступления с косвенным умыслом.

Мотивы террористического акта различны (например, враждебное отношение к существующему строю, власти, к деятельности, осуществляемой государственным или общественным деятелем, националистические, религиозные). Они на квалификацию рассматриваемого преступления не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.

В тех случаях, когда указанная в ст.

277 УК цель отсутствует и виновный посягает на жизнь государственного или общественного деятеля из корыстных, личных и тому подобных побуждений, содеянное должно квалифицироваться по иным статьям Кодекса в зависимости от направленности умысла, например, убийство или покушение на убийство в связи с осуществлением потерпевшим своего общественного долга (ч. 2. ст. 105 УК).

Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица от 14 до 16 лет, принимавшие участие в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, могут быть привлечены к ответственности по ст. 105 УК.

В случаях фактической ошибки, когда субъект убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо (например, охранника, водителя), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК).

Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта — основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт — путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт — с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).

Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Ответственность за преступление, аналогичное рассмотренному, предусмотрена уголовным законодательством ряда зарубежных стран.

Так, весьма детально регламентирована ответственность за террористические акты в Уголовном кодексе Франции. В разд. II «О терроризме» в гл. 1. «О террористических актах» и гл. 2 «Особые положения» наказание дифференцируется в зависимости от характера действий.

Под террористическим актом понимаются «умышленное посягательство на жизнь, умышленные посягательства на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении» (ст. 421-1) и иные действия.

состав террористического акта не ограничивается характером осуществляемой потерпевшим деятельности. Цель же этого деяния определяется как цель «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора».

В целом же это преступление отнесено законодателем Франции к числу преступлений против нации, государства и общественного порядка.

В законодательстве некоторых стран хотя и не говорится о террористических актах, однако предусмотрена ответственность за посягательства на лиц, осуществляющих верховную власть. Например, в Испании предусмотрена ответственность за убийство Короля, Регента и других лиц (ст.

485 УК), в Польше — за посягательство на жизнь Президента Республики (ст. 134 УК), в Швеции — за нападение на Короля или члена Королевской семьи или Регента, правящего на месте Короля (ст. 2 гл. 18 УК).

Преступления в этих случаях не ограничиваются указанием на какую-то специальную цель.

Ответственность за посягательство на жизнь Президента предусмотрена и в Уголовном кодексе Узбекистана (ст. 158). В этой же статье установлена ответственность за умышленное причинение телесного повреждения Президенту (ч. 2) и за публичное оскорбление или клевету в отношении Президента Республики (ч. 3).

В Уголовном кодексе Казахстана ч. 1 ст. 167 текстуально совпадает со ст. 277 Кодекса РФ, однако в ч. 2 говорится о тех же действиях, совершенных в отношении Президента Республики Казахстан.

В ст. 359 УК Белоруссии, предусматривающей ответственность за террористический акт, данный состав дополнен указанием на цель дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами.

Дополнительное указание на цель ослабления основ конституционного строя и безопасности государства содержится в ст. 310 УК Таджикистана.

Со ст. 277 УК РФ текстуально совпадает ст. 294 УК Кыргызстана.

В других странах террористический акт чаще всего предполагает применение того или иного насилия в отношении лиц, не облеченных специальными полномочиями, и относится к числу преступлений, посягающих на общественный порядок.

.

Источник: https://studwood.ru/1524916/pravo/ugolovno_pravovaya_harakteristika_posyagatelstva_gosudarstvennogo_obschestvennogo_deyatelya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector