- 1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
- наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- 2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
- 3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
- наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к Ст. 341 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок несения пограничной службы по обеспечению неприкосновенности Государственной границы РФ и безопасности государства.
Пограничная служба — это государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.
Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ подчинена директору ФСБ. Несение службы в составе пограничного наряда и выполнение иных обязанностей пограничной службы являются осуществлением боевой задачи.
Военнослужащие-пограничники вправе применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям средней, а ч. 3 — небольшой тяжести.
2. С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил несения пограничной службы.
Они могут выражаться, например, в самовольном прекращении службы пограничным нарядом, сне во время службы, пропуске через границу контрабанды, нарушении порядка применения оружия, несообщении о нарушении границы, ведении переговоров и обмене предметами с гражданами сопредельного государства, отвлечении от несения службы.
Нарушением установленных правил несения пограничной службы признается действие или бездействие, выразившееся в отступлении от требований соответствующих нормативных актов. При квалификации преступления их необходимо установить и указать в процессуальных документах, какие именно нормы были не соблюдены и в чем конкретно выразились нарушения.
Обязательным условием уголовной ответственности является фактическое причинение вследствие нарушения правил несения пограничной службы вреда интересам безопасности государства либо возможность его причинения.
Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы РФ, в нарушении юридическими или физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.
Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.
Преступление считается оконченным с момента причинения вреда либо возникновения возможности его наступления.
3. Субъектами преступления являются военнослужащие пограничных органов ФСБ России, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.
4. Субъективная сторона соответствующих нарушений характеризуется умышленной формой вины.
5. Части 2 и 3 комментируемой статьи сформулированы аналогично ч. ч. 2 и 3 ст. 340 УК. Их понимание такое же, как и в ст. 340 УК.
В отдельных случаях действующее законодательство о воинской обязанности и военной службе устанавливает ряд обязательных условий, лишь при наличии которых военнослужащие могут выполнять возложенные на них обязанности.
В частности, согласно ст.
41 Закона о воинской обязанности к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов могут привлекаться лишь те военнослужащие, которые были приведены к Военной присяге. Только за ними могут закрепляться оружие и военная техника.
Поэтому обязательным признаком субъекта любого из преступлений против порядка несения специальных служб (ст. ст. 340 — 344 УК) является факт приведения военнослужащего к Военной присяге. При отсутствии указанного условия военнослужащие субъектами названных преступлений признаны быть не могут.
Военным судом Петрозаводского гарнизона рядовой Л. наряду с другими преступлениями был признан виновным в нарушении правил несения пограничной службы и осужден на основании ч. 1 ст. 341 УК.
Военным судом Ленинградского военного округа при кассационном рассмотрении дела было установлено, что Л. после призыва на военную службу военную присягу не принимал.
С учетом изложенного суд округа пришел к правильному выводу о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 341 УК, Л.
по указанному основанию признан быть не может и обоснованно прекратил дело по данной статье за отсутствием состава преступления.
Специфика тяжких последствий состоит в том, что это может быть реальный существенный вред безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения пограничных органов ФСБ России, несущего пограничную службу, и т.п.).
Источник: http://stYKRF.ru/341
Декриминализирована уголовная ответственность для пограничников
Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в статьи 340 и 341 Уголовного кодекса РФ, совершенствующие порядок привлечения к уголовной ответственности пограничников.
Их авторами стала группа депутатов во главе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым и Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым.
Законом предлагается разграничить уголовную и дисциплинарную ответственность пограничников.
В соответствии с действующей статьей 341 УК РФ нарушение правил пограничной службы является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность как в случае причинения вреда интересам безопасности государства, так и в тех случаях, когда вред действиями пограничника причинен не был, но такое могло случиться. И в то же время, в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», существует возможность привлечения нарушителя правил несения службы к дисциплинарной ответственности.
Как пояснил суть изменений их соавтор Василий Пискарев, это создает правовую коллизию, которую закон и призван устранить. Также действующая норма ведет к произвольному применению закона, «что недопустимо, и об этом уже четко высказал свою правовую позицию Конституционный суд», сказал он.
Потому законом исключаются положения, предусматривающие возможность привлечения к уголовной ответственности лица, входящего в состав пограничного наряда или исполняющего иные обязанности пограничной службы, за нарушение им правил несения пограничной службы, если это деяние могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Таким образом, уголовная ответственность будет наступать, только если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства.
Также предлагается исключить уголовную ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства. Уголовная ответственность, как указывают авторы закона, также будет наступать, только если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства.
Кроме того, поскольку в настоящее время призыв на военную службу в пограничные органы не осуществляется, закон предусматривает исключение из статьи 341 УК РФ наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
«Поддерживая закон, мы, безусловно, идем по пути гуманизации уголовного законодательства и в полной мере реализуем один из основных его принципов – принцип справедливости», — отметил Василий Пискарев.
Источник: http://duma.gov.ru/news/47748/
Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов
Военнослужащие всех федеральных министерств и ведомств, в том числе пограничники, постоянно выполняют различные должностные обязанности, в зависимости от назначения частей и подразделений, руководствуясь специфическими законами и подзаконными актами.
Для государства профессиональная деятельность по охране границы столь важна, что законодатель, вопреки общему правилу, за ее ненадлежащее исполнение установил уголовную ответственность в гл. 33 УК РФ (ст. 341). Подобным образом уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил несения боевого дежурства (ст.
340 УК РФ) и за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 343 УК РФ).
Но в большинстве случаев характер исполняемых военнослужащим профессиональных обязанностей не имеет определяющего значения для привлечения его к уголовной ответственности за преступления против военной службы и общеуголовные преступления.
При таких обстоятельствах включение состава преступления, связанного с нарушениями военнослужащими Пограничной службы ФСБ России своих должностных обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, в одну группу с преступными посягательствами на нарушение специальных правил несения военной службы нельзя признать обоснованным и можно допустить лишь условно.
Под квалификацией преступления обычно понимается «установление соответствия или тождества признаков совершенного общественно опасного деяния признакам предусмотренного уголовным законом преступления».
Теорией уголовного права разработаны приемы и способы применения уголовного закона, получившие название правил квалификации преступлений. В настоящем параграфе будут рассмотрены только основные направления квалификации нарушений правил несения пограничной службы.
Сопоставление признаков конкретного факта нарушения указанных правил производится только с признаками уголовно-правовой нормы (ст. 341 УК РФ). Иные характеристики деяния, не предусмотренные этой нормой, во внимание не принимаются.
В целях выявления необходимых для сопоставления (квалифицирующих) признаков следует обратиться к диспозиции этой нормы УК РФ, которая содержит указание законодателя на признаки объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны исследуемого деяния, о чем уже шла речь в предыдущем параграфе. Только установление всех обязательных признаков состава преступления, предусмотренного соответствующей частью ст. 341 УК РФ, при обязательном учете предписаний Общей части УК РФ позволит обоснованно завершить процесс квалификации констатацией наличия в конкретном нарушении правил несения пограничной службы состава данного преступления.
Диспозиция ст. 341 УК РФ, как отмечалось выше, носит бланкетный характер.
Поэтому для правильной квалификации нарушения правил несения пограничной службы необходимо прежде всего установить, какие именно правила, установленные законами и ведомственными нормативными правовыми актами, были нарушены в данном случае. Эти правила являются составной частью диспозиции ст. 341 УК РФ, применимой к конкретному деянию.
В процессе квалификации по объекту преступного посягательства устанавливается соответствие (тождество) общественных отношений, на которые направлено это нарушение, отношениям, охраняемым уголовно-правовой нормой, приведенной в ст. 341 УК РФ. Этот важный этап может остаться единственным, если окажется, что нарушенные правила не имеют отношения к пограничной службе.
Квалификация нарушений правил несения пограничной службы по объекту осуществляется одновременно с квалификацией по объективной стороне путем выяснения наличия в конкретном деянии ее признаков: действия или бездействия, нарушения конкретных правил, времени, места, способа совершения преступления, его последствий, причинной связи между деянием и последствиями, — и сопоставления их с объективными признаками ст. 341 УК РФ.
Следует отметить, что при кажущейся очевидности объекта рассматриваемого преступления его определение иногда представляет некоторую сложность.
В практике уголовного преследования имели место деяния, когда военнослужащими допускались нарушения правил несения пограничной службы при исполнении обязанностей по охране границы, однако последствия этих нарушений не выражались в посягательствах на неприкосновенность границы. В таких случаях в действиях лиц также отсутствовал состав преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ.
При квалификации нарушений правил несения пограничной службы возможны случаи, когда в содеянном обнаруживаются признаки составов, по крайней мере, двух различных преступлений, причем второе может быть общеуголовным.
Органы военной прокуратуры и суд в подобных случаях дают различную уголовно-правовую оценку таким правонарушениям военнослужащих, что иногда обусловлено неверным пониманием смысла ч. 3 ст. 17 УК РФ.
В то же время УК РФ достаточно четко устанавливает, что если преступления предусмотрены общей и специальной нормами, то их совокупность отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Как известно, объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является установленный законодательством Российской Федерации порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Ответственность за данное преступление несет любое лицо, которое пересекло Государственную границу Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения.
Если указанные действия совершает военнослужащий, несущий пограничную службу, то в его действиях также содержится состав преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ.
В подобных случаях очевидным является также нарушение военнослужащим правил несения пограничной службы, которое выражается в прекращении охраны вверенного участка границы. Виновный осознает, что обязан не допускать незаконного пересечения границы кем бы то ни было.
Такой запрет распространяется и на него самого. Если же он незаконно пересекает границу, то в результате этих действий наступают последствия, которые он обязан был предотвратить.
Перемещаясь на территорию сопредельного государства, военнослужащий действует с прямым умыслом по отношению как к нарушению правил несения пограничной службы, так и к последствиям, которые выражаются в пересечении им границы.
Однако теоретически не исключена возможность неосторожного пересечения границы, когда военнослужащий, не уяснив приказ на охрану границы и потеряв в темное время суток ориентиры, сбивается с маршрута.
Таким образом, в действиях лица в подобных случаях имеются все элементы состава преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ, которое образует идеальную совокупность с преступлением, квалифицируемым по ст. 322 УК РФ.
Во Временном уставе Пограничных войск Российской Федерации содержится общее положение о том, что все пограничники должны твердо знать устройство закрепленного за ними оружия, в совершенстве владеть приемами и правилами стрельбы из него, при обращении с оружием строго соблюдать порядок его осмотра, заряжания и разряжания и не допускать случайных выстрелов. Сами правила во Временном уставе не приведены, так как они едины для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации. Включение общих правил обращения с оружием во Временный устав Пограничных войск Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Пограничной службы ФСБ России сделало их частью правил несения пограничной службы. Иное толкование подобного явления заключает в себе внутреннее противоречие: военнослужащий, получив оружие и боеприпасы, несет пограничную службу в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, которые содержат и правила безопасного обращения с оружием; несоблюдение названных актов является нарушением правил несения пограничной службы, но в части несоблюдения правил обращения с оружием лицо порядок несения пограничной службы якобы не нарушает, с чем согласиться нельзя.
К примеру, в результате небрежного обращения с оружием со стороны военнослужащего пограничного наряда происходят выстрелы из автомата, которыми причиняется смерть, тяжкий или средней тяжести вред здоровью одного либо нескольких военнослужащих из состава того же наряда.
Гибель, а во многих случаях и ранение влекут прекращение исполнения лицом (лицами) обязанностей по несению пограничной службы, и до прибытия нового пограничного наряда наступает снижение уровня охраны либо полное прекращение охраны участка Государственной границы Российской Федерации.
Это может повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, либо такой вред фактически наступает.
Таким образом, между неосторожным нарушением правил несения пограничной службы (в виде небрежного обращения с оружием) и наступившими последствиями для интересов безопасности государства имеется причинная связь, что требует квалификации содеянного по ст. 341 УК РФ.
Однако смерть физического лица либо его ранение (с причинением тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью) сами по себе являются последствиями небрежного обращения с оружием — преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ. Налицо идеальная совокупность двух названных преступлений, поскольку диспозиция ст. 349 УК РФ является частью диспозиции ст. 341 УК РФ.
Если же правила несения пограничной службы нарушаются иными действиями, то содеянное может образовать только реальную совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 341 и 349 УК РФ.
В том же случае, когда в результате саморанения военнослужащего участок границы остается без охраны и вредные последствия для интересов безопасности государства наступают или могут наступить, в содеянном содержатся признаки не только членовредительства, но и нарушения правил несения пограничной службы, причем объективная сторона членовредительства (ст. 339 УК РФ) является составной частью объективной стороны нарушения правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ), и оба преступления образуют идеальную совокупность. Совокупность этих же преступлений может быть и реальной, если они совершаются различными деяниями.
Военнослужащий, совершающий самовольное оставление части (места службы) или дезертирство во время исполнения обязанностей пограничной службы, посягает одновременно на порядок несения пограничной службы и порядок пребывания на военной службе.
Он нарушает и правила несения пограничной службы, и правила пребывания на военной службе, определенные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Временным уставом Пограничных войск Российской Федерации, другими подзаконными нормативными правовыми актами.
Уклонение лица от военной службы начинается с момента самовольного оставления воинской части (места службы) и в зависимости от продолжительности нахождения вне части, цели виновного и других обстоятельств квалифицируется по соответствующей части ст.
337 либо ст. 338 УК РФ. В первоначальный период уклонения, в течение которого лицо обязано находиться в пограничном наряде либо исполнять иные обязанности пограничной службы, в содеянном также может содержаться и состав преступления, предусмотренного ст.
341 УК РФ.
Таким образом, в рассмотренных случаях уклонения от военной службы и нарушения правил несения пограничной службы как посягающие на разные объекты и выполняемые: первое преступление — действием, а второе — бездействием, образуют реальную совокупность.
В тех случаях, когда при несении пограничной службы лицо умышленно либо по неосторожности уничтожает военное имущество, утрачивает его либо совершает иное преступление, для правильной квалификации также необходимо выявлять направленность конкретных действий на определенные объекты.
Таким образом, совершение военнослужащим Пограничной службы ФСБ России при несении пограничной службы других преступлений: незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, получения взятки, нарушения правил обращения с оружием, членовредительства, а также умышленного, неосторожного уничтожения либо утраты военного имущества и т.д. — образует идеальную совокупность с преступлением, предусмотренным ст. 341 УК РФ, когда совершение виновным любого из перечисленных преступлений сопровождается нарушением правил несения пограничной службы, что влечет либо может повлечь причинение вреда или вызывает наступление тяжких последствий для интересов безопасности государства.
Источник: https://studbooks.net/1003830/pravo/kvalifikatsiya_narusheniy_pravil_neseniya_pogranichnoy_sluzhby_otlichie_smezhnyh_sostavov
Понятие и виды преступлений против военной службы
Сохрани ссылку в одной из сетей:
- Объектом
данного
преступления является установленный
порядок прохождения военной службы. - Объективная
сторона дезертирства
выражается в самовольном оставлении
воинской части или места службы
военнослужащим либо в неявке его в часть
(на службу) из отпуска, командировки,
лечебного заведения, дезертирство
является длящимся преступлением с
формальным составом. - Преступление
признается оконченным с момента
оставления части или места службы либо
неявки на службу в целях уклонения от
прохождения военной службы, продолжительность
незаконного пребывания виновного вне
части или места службы на квалификацию
преступления не влияет, но учитывается
при назначении наказании.
Будучи
длящимся преступлением, дезертирство
продолжается до момента добровольной
явки виновного с повинной в органы
власти либо его задержания. Явка с
повинной может рассматриваться в
качестве обстоятельства, смягчающего
наказание.
Субъективная
сторона дезертирства
характеризуется прямым умыслом и целью
уклонения от прохождения военной службы.
Именно эта цель отличает дезертирство
от самовольного оставления части или
места службы, которое совершается с
намерением только временно уклониться
от выполнения обязанностей по военной
службе.
Субъектом
преступления
может быть любой военнослужащий,
проходящий военную службу по призыву
или по контракту.
Квалифицированными
видами данного преступления признаются
дезертирство с оружием, вверенным по
службе, а равно дезертирство, совершенное
группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой (ч. 2 ст. 338
УК).
Примечание
к ст. 338 УК предусматривает возможность
освобождения военнослужащего от
уголовной ответственности, если
дезертирство, предусмотренное ч. 1
настоящей статьи, совершено впервые и
явилось следствием стечения тяжелых
обстоятельств.
О понятии тяжелых обстоятельств см.
комментарий Примечания к ст. 337 УК.
УКЛОНЕНИЕ
ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПУТЕМ СИМУЛЯЦИИ БОЛЕЗНИ ИЛИ
ИНЫМИ СПОСОБАМИ (ст. 339 УК РФ). Объект
преступления
— установленный порядок прохождения
военной службы.
Объективная
сторона преступления
заключается в уклонении от исполнения
обязанностей военной службы путем
симуляции болезни либо иным способом.
Симуляция
болезни состоит в том, что военнослужащий
приписывает себе несуществующие
заболевания или физические недостатки
либо сознательно преувеличивает
имеющееся у него заболевание (глухота,
слепота и т.п.).
Членовредительство
— это искусственное причинение
военнослужащим вреда своему здоровью.
Вред здоровью может быть причинен любыми
предметами, орудиями, оружием, ядами и
др.
Вред здоровью может причинить себе
как сам виновный, так и по его просьбе
другое лицо.
В последнем случае уголовную
ответственность несут оба лица как
соучастники преступления: уклоняющийся
— как исполнитель, а причинивший вред
здоровью — как пособник.
При уклонении
путем подлога документов военнослужащий
представляет командиру (начальнику)
подделанный им самим или по его просьбе
другим лицом документ и на этом основании
получает освобождение от исполнения
обязанностей военной службы.
Под иным
обманом понимается сообщение заведомо
ложных сведений о различных событиях
(обстоятельствах), которые дают основание
для освобождения лица от исполнения
обязанностей военной службы.
Как иной
обман следует рассматривать случаи
подкупа должностного лица, с целью
уклониться от военной службы.
При этом
если имеет место получение (дача) взятки,
то ответственность наступает по
совокупности преступлений.
Деяние,
предусмотренное ч. 1 настоящей статьи,
совершенное в целях полного (окончательного,
постоянного) освобождения от исполнения
обязанностей военной службы, образует
квалифицированный вид данного преступления
(ч. 2 статьи).
- Преступление
признается оконченным с момента
фактического прекращения выполнения
всех или отдельных обязанностей по
военной службе. - С субъективной
стороны преступление
характеризуется прямым умыслом и целью
полного или частичного, временного или
постоянного уклонения лица от исполнения
обязанностей военной службы. - Субъектом
преступления
могут быть военнослужащие, а также
военнообязанные, призванные на военные
сборы. - 4. Преступления,
посягающие на порядок несения специальных
служб
НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ НЕСЕНИЯ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА (ст.
340 УК РФ). Несение боевого дежурства
(боевой службы) является выполнением
боевой задачи.
Порядок и правила несения
боевого дежурства, обеспечивающие
своевременное обнаружение и отражение
внезапного нападения на Российскую
Федерацию и ее безопасность, определяются
Уставом внутренней службы Вооруженных
Сил РФ, а также приказами и директивами
Министра обороны, начальника Генерального
штаба и Главнокомандующих видами
Вооруженных Сил РФ.
Объект
преступления
— порядок несения боевого дежурства
(боевой службы), обеспечивающий
безопасность и неприкосновенность
сухопутного, морского и воздушного
пространства Российской Федерации.
Боевое
дежурство (боевая служба) является
выполнением боевой задачи. Оно
осуществляется дежурными силами и
средствами, назначенными от воинских
частей и подразделений видов Вооруженных
Сил и родов войск. В состав дежурных сил
и средств входят боевые расчеты, экипажи
кораблей и летательных аппаратов,
дежурные смены пунктов управления, сил
и средств боевого обеспечения и
обслуживания.
В Военно-Морском
Флоте боевое дежурство именуется боевой
службой, которая является высшей формой
поддержания боевой готовности сил флота
в мирное время.
Объективная
сторона данного
преступления включает: а) нарушение
правил несения боевого дежурства (боевой
службы); б) преступные последствия —
деяние повлекло или могло повлечь
причинение вреда интересам безопасности
государства (ч. 1 ст. 340 УК) или повлекшее
тяжкие последствия (ч. 2 и 3 ст. 340 УК); в)
причинную связь между деянием и
наступившими последствиями.
Нарушение
может выразиться в самовольном оставлении
боевого поста, в прекращении наблюдения
за появившейся целью, в оставлении без
внимания включенной радиотехнической
и иной аппаратуры, обеспечивающей
выполнение боевого задания, в невыполнении
подаваемых команд, в распитии во время
дежурства спиртных напитков и т.п. В
каждом конкретном случае необходимо
установить, какие именно правила
нарушены.
Состав
преступления по конструкции
формально-материальный.
Преступление признается оконченным,
если нарушение правил повлекло или
могло повлечь причинение вреда интересам
безопасности государства.
Причинен ли
вред интересам безопасности государства,
определяется в каждом случае в зависимости
от конкретных обстоятельств происшествия.
Должна быть установлена причинная связь
между нарушением и причиненным вредом
либо возможностью причинения вреда.
Субъективная
сторона преступления
(ч. I и 2 ст. 340 УК) характеризуется умышленной
виной в виде прямого или косвенного
умысла.
В ч. 2 настоящей
статьи предусмотрена ответственность
за то же деяние, повлекшее тяжкие
последствия.
К тяжким последствиям
этого преступления могут быть отнесены
такие, которые причинили вред интересам
неприкосновенности и безопасности
государства (например, проникновение
на территорию РФ иностранных военных,
разведывательных самолетов, подводных
или надводных кораблей, гибель людей,
вывод из строя боевой техники и т.п.).
Ответственность
за нарушение правил несения боевого
дежурства в результате неосторожности,
т.е. вследствие небрежного или
недобросовестного к ним отношения,
повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена
ч. 3 данной статьи.
Субъектом
преступления
может быть только военнослужащий,
назначенный приказом командира
(начальника) для несения боевого дежурства
(боевой службы).
НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ НЕСЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ (ст.
341 УК РФ). Закон РФ «О Государственной
границе Российской Федерации» 1993 г.
определяет, что охрана Государственной
границы является неотъемлемой составной
частью государственной системы
обеспечения безопасности Российской
Федерации. Охрана Государственной
границы возложена на пограничные войска
Федеральной службы
безопасности
РФ, в целях охраны территории РФ в
пределах Государственной границы РФ
от угроз извне.
Правила
несения пограничной службы определяются
Законом о Государственной границе,
решениями Правительства, а также
приказами и инструкциями Федеральной
службы безопасности РФ. Несение службы
в составе наряда по охране Государственной
границы является выполнением боевой
задачи.
Объектом
преступления
является безопасность Государственной
границы РФ.
Объективная
сторона преступления
включает в себя: а) нарушение правил
несения пограничной службы; б) преступные
последствия — деяние повлекло или могло
повлечь причинение вреда интересам
безопасности государства (ч. 1 ст. 341 УК)
или повлекшее тяжкие последствия (ч. ч.
2 и 3 ст. 341 УК); в) причинную связь между
деянием и наступившими последствиями.
Нарушения
правил несения пограничной службы могут
быть различными. К ним, например,
относятся: самовольное оставление
охраняемого участка государственной
границы, нарушение маскировочной
дисциплины, непринятие мер к задержанию
нарушителя государственной границы,
несоблюдение правил применения оружия
и т.п.
Нарушение
правил несения, пограничной службы,
предусмотренное ч. 1 настоящей статьи,
влечет уголовную ответственность только
в том случае, если это деяние повлекло
или могло повлечь причинение вреда
интересам безопасности (см. ст. 340 УК).
Состав
преступления по конструкции —
формально-материальный.
Преступление признается оконченным,
если деяние повлекло или могло повлечь
причинение вреда интересам безопасности
государства (ч. 1 ст. 341 УК) или повлекло
тяжкие последствия (ч. 2 и 3 ст. 341 УК). При
этом необходимо установить причинную
связь между нарушением и причиненным
вредом либо возможностью причинения
вреда.
С субъективной
стороны преступление
может быть совершено как умышленно (ч.
1 и 2 ст. 341), так и по неосторожности, т.е.
вследствие небрежного или недобросовестного
отношения к несению пограничной службы,
повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 данной
статьи).
Субъектом
преступления
может быть только лицо, входящее в состав
пограничного наряда или исполняющее
иные обязанности пограничной службы.
Лицо, исполняющее иные обязанности
пограничной службы, — это военнослужащий,
не входящий в состав
пограничного
наряда, но участвующий в решении задач
по охране Государственной границы
(командир подразделения, начальник
заставы, оператор технических средств
связи и др.).
Часть 2 ст.
341 УК предусматривает ответственность
за то же деяние, повлекшее тяжкие
последствия.
Тяжкими последствиями
могут быть признаны: проникновение на
территорию государства агентов
иностранных разведок, возникновение
конфликта с сопредельным государством,
пропуск через границу контрабанды в
крупных размерах или оружия, боеприпасов,
наркотических средств, ядовитых,
отравляющих, радиоактивных и взрывчатых
веществ, человеческие жертвы и т.п.
Часть 3 ст.
341 УК устанавливает ответственность за
нарушение правил несения пограничной
службы вследствие небрежного или
недобросовестного к ним отношения,
повлекшее тяжкие последствия (см.
комментарий к ч. 2 ст. 341 УК).
НАРУШЕНИЕ
УСТАВНЫХ ПРАВИЛ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (ст.
342 УК РФ). Правила несения караульной
службы определяются Уставом гарнизонной
и караульной служб Вооруженных Сил РФ
1993 г. Этот Устав распространяется также
на другие войска и воинские формирования
Российской Федерации.
Вахтенная служба
на кораблях регламентируется Корабельным
уставом Военно-Морского Флота РФ 1995 г.
Правила несения службы по охране
уголовно-исполнительных учреждений и
органов и конвоированию осужденных к
лишению свободы, а также заключенных
под стражу установлены Законом РФ «О
внутренних войсках Министерства
внутренних дел РФ» 1992 г. и Уставом
внутренних дел войск МВД РФ.
Источник: https://works.doklad.ru/view/uByaLn1J064/3.html