Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Нелегальная эмиграция в другое государство — один из способов для преступника избежать наказания. В связи с этим большинство держав приняли соглашение, предусматривающее взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Рассмотрим особенности закона об экстрадиции в РФ, с учетом порядка и условий данной процедуры.

Понятие и законодательное регулирование

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Суть проведения экстрадиции в принятии мер к преступникам, пожелавшим избежать возмездия, укрывшись на иностранной территории.

Положения об экстрадиции предусмотрены в российском уголовном праве — ст. 462 УПК РФ. Также возможность экстрадиции в 2020 году подтверждается заключенными межгосударственными договорами и конвенциями.

Статья 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ «»Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации»

Виды экстрадиции

Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:

  • российских граждан;
  • иностранных подданных;
  • лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.

Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:

  • расследования уголовного дела;
  • участия в суде в качестве обвиняемого;
  • приведения приговора суда в исполнение.

В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условияКак и когда доходит до экстрадиции

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

Читать так же:  Продление регистрации иностранного гражданина

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

  • наличие соответствующего соглашения между Россией и государством, направившим запрос об экстрадиции в РФ;
  • лицо, подлежащее выдаче, — иностранного подданства. Россия не экстрадирует собственных граждан, согласно положениям ст. 61 Конституции;
  • податель запроса должен обосновать виновность гражданина в уголовном преступлении; выдаче подлежат лица, обвиняемые только в уголовных деяниях;
  • лица выдаются, при условии их принадлежности к подданным государства, направившего запрос;
  • уголовное законодательство обеих сторон процесса должно иметь общую позицию в отношении преступления обвиняемого;
  • преступник должен содержаться с соблюдением надлежащих условий и прав человека, доказательства чего предоставляются противной стороной; иначе в передаче может быть отказано.

Выдача своих граждан

Как отмечалось выше, конституционные положения исключают выдачу другим государствам граждан РФ. Это требование распространяется и на лиц с двойным гражданством.

Процедура экстрадиции

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Запрос составляется с обязательным указанием следующей информации:

  • сведений об организации, требующей передачи гражданина;
  • наиболее полных данных о гражданине, экстрадиция которого стоит на повестке дня, с отображением ФИО, регистрационного и фактического адреса, фотографий и пр.;
  • надлежащим образом заверенных копий судебных приговоров и постановлений, другой документации, подтверждающей правомерности предъявленных обвинений в совершении уголовно наказуемых деяний на территории страны.

Подготовленная документация должна соответствовать положениям Минской конвенции и других международных нормативных актов. Срок подачи запроса о проведении экстрадиции — в течение 40 дней от даты поимки преступника.

На следующем этапе сторона, получившая запрос, рассматривает полученные бумаги и принимает решение, взвесив доказательную базу и обоснованность требований о передаче преступника.

Если просьба одобрена, согласуется мера пресечения в отношении обвиняемого, дата и порядок выдачи лица, организация конвойного сопровождения.

Обвиняемый вправе ходатайствовать об обжаловании его выдачи, если решение принято неправильно и с нарушением гражданских прав. Просьба об обжаловании может подаваться в течение 10 дней с момента, когда он получил соответствующее уведомление.

В случае отказа, в течение недели может подаваться кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.

Если запрос составлен грамотно, и присутствуют доказательства, указывающие правомерность просьбы, другая сторона идет навстречу и выдает преступника.

Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.

Если принято решение о временной выдаче, преступника выдают на оговоренный срок для проведения следственных мероприятий или судебных процедур.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

  • запрос подан с нарушением процедуры;
  • вина человека, подлежащего передаче, не доказана;
  • лицо не входит в число подданных государства, подавшего запрос;
  • для преступления, в котором обвиняется лицо, истек срок давности, или обвинение носит частный характер;
  • лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности;
  • нарушено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, относительно возможности экстрадиции.

Страны, где нет экстрадиции

Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.

Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условияОсобенности законодательства об экстрадиции в разных странах

Список стран без экстрадиции в Россию

Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.

Мотивация стран без экстрадиции в Россию:

  • ссылка на преследование по политическим обвинениям;
  • ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
  • отсутствие соответствующего соглашения.

Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.

Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.

Экстрадиция из России в Украину

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Из РФ в Украину преступники выдаются, если:

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства. Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-ehkstradicii-sut.html

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст.

61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ). Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности.

В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением.

Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

Источник: http://www.LegalNeed.ru/info/criminallaw/ekstradiciya/

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.
  • Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.
  • Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.
  • Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:
  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

  • США;
  • Канада;
  • Япония;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Грузия;
  • Австрия;
  • Южная Корея;
  • Беларусь.

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Источник: https://vne-berega.ru/articles/1/chto-takoe-ekstradiciya.html

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международно-правового сотрудничестве с иностранными государствами. Вопрос об отраслевой принадлежности экстрадиции, которая, несмотря на смежный характер, в целом является институтом уголовно-процессуального права.

Раскрывается содержание понятия экстрадиции, дается авторское видение экстрадиции в широком смысле, которая охватывает процедуры выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, передачи осужденных лиц для отбывания наказания или принудительного лечения.

Говоря о проблематике принадлежности института экстрадиции к определенной отрасли права, следует иметь в виду, что вопрос о природе и месте экстрадиции в системе права является дискуссионным.

Статья посвящена анализу, систематизации и раскрытию требований, предъявляемых к выдаче лица, совершившего преступление, имеющих своей целью обеспечение правомерности осуществляемой экстрадиции и определение степени ее обязательности.

Основой исследования являются общенаучные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе — изучение материалов судебной практики.

В современном мире преступность как негативное социальное явление приобретает глобальный характер. Эти процессы характерны и для Российской Федерации, что признано на государственном уровне как угроза безопасности страны.

В моей статье я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям.

Институт экстрадиции является важнейшим правовым инструментом в борьбе с преступностью, правильное применение которого позволяет обеспечить неотвратимость наказания для лиц, совершивших преступление и старательно скрывающихся от правосудия.

Экстрадиция не представляет собой какой-то давно забытый институт международного уголовного права, зародившись много столетий назад, она с каждым днем развивается и совершенствуется, изменяя при этом и нынешнее мироустройство, ведь страшно представить ситуацию, когда люди перестанут отвечать за свои деяния, тем более, когда речь идет об уголовно наказуемых деяниях.

Целесообразность исследования экстрадиции вызвана, в частности, всё большим развитием международной преступности, бороться с которой становится сложней в виду существующих пробелов в законодательстве, устранение которых требует вмешательства не отдельных государств, а всего сообщества стран.

Как показывает практика, использование данных пробелов в механизме выдачи уже давно стало обычным делом для таких международных преступников, как террористы. И именно координация действий позволит приблизить несколько устаревшее законодательство к реалиям нынешнего времени, которое имеет свойство динамично изменяться.

Таким образом, нет необходимости объяснять причину выбранной мной темы и её актуальность, ведь что же еще заслуживает такого пристального внимания как не экстрадиция.

В данной статье я постараюсь раскрыть понятие экстрадиции, осветить историю её становления и развития как в России, так и в зарубежных государствах, подробным образом рассмотрю принципы осуществления экстрадиции, а также уделю внимание столь важному вопросу как соблюдение прав при её осуществлении, так как современный экстрадиционный процесс не может быть отделим от согласования интересов государств в борьбе с преступностью с интересами защиты прав человека. Рассмотрю теснейшую связь экстрадиции с такими фундаментальными правовыми категориями,как территориальное верховенство, юрисдикция государств и др. Путем сравнения различных международно-правовых актов постараюсь раскрыть сущность института экстрадиции, её значимость.

Рационально начать с того, что одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса». Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».

Положения о выдаче известны и практике Киевской Руси. В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега и Игоря с Византией предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания.

Соответственно греки выдаются Византии. Своеобразие выдачи в данном случае состоит в том, что она связана с иммунитетом от местной юрисдикции.

Другая особенность заключалась в том, что имелись в виду в основном общеуголовные, а не политические преступления.

Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — «договорная запись» 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.

Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.

Существенный поворот в судьбе института выдачи знаменовала Французская революция XVIII в., юридически оформившая право убежища. В Конституции 1793 г. говорилось: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. Он отказывает в убежище тиранам» (ст. 120).

В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче.

Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802г. Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. — М.,957. с 357

Следует отметить, что право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи. Один из них условно можно назвать европейским, другой — англо-американским.

Первый присущ странам романо-германского права не только континентальной Европы, но и латиноамериканским странам, а также бывшим колониям европейских стран, за исключением британских. Второй присущ странам «общего права».

Первый опирается на ряд четко определенных принципов:

  1. Невыдачи своих граждан;
  2. Двойной криминальности (т.е. уголовной наказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон);
  3. Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача;
  4. Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит;
  5. Неприменения к выданному лицу смертной казни. Государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи.

Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем «либерального» толкования договоров и законов.

Оба вида имеют свои положительные и отрицательные стороны. Европейская система обеспечивает законность и права выдаваемого. Вместе с тем она порою дает преступнику возможность избежать наказания. Англо-американская система снижает роль общих принципов и предоставляет суду право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств, имея перед собой цель обеспечения наказания преступника.

В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче, но в большинстве своем соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. Например, в ст. 61 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть выдан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Так же эта позиция содержится и в ч. ст. 13 УК, а в ч. 2 той же статьи устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. В качестве примера новых законов о выдаче можно указать на законы Австрии, Германии и Швеции.

Все они основаны на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. и предусматривают возможность отказа в выдаче, если судебная система запрашивающего государства не отвечает требованиям Европейской конвенции о правах человека.

Примером правовой системы, в которой отсутствует специальный закон о выдаче, может служить правовая система Италии. Соответствующие вопросы регламентируются Конституцией, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Общие принципы те же, что и в законах о выдаче европейских государств, в частности, выдача, как правило, не может быть произведена без решения суда.

При решении связанных с выдачей вопросов приоритет принадлежит международным договорам. Процедура рассмотрения просьб о выдаче регулируется УПК. Вместе с тем в ст. 656 УПК сказано, что его положения применяются лишь в случае, если соответствующие вопросы не урегулированы договором. Запрещена выдача итальянских граждан, если иное не предусмотрено договором.

И такие договоры имеются, например, договор 1956 г. с Израилем.

Следует отметить, что в целом ряде европейских стран собственное право является достаточным основанием для выдачи и при отсутствии международных договоров (Италия, Франция и др.). Для стран «общего права» характерно считать наличие международного договора необходимым условием выдачи (Великобритания, США и др.). Из этого исходит и вышеупомянутый УК РФ (ч. 2 ст. 13).

В этот период происходит становление новой характерной черты института выдачи. Он не только служит борьбе государств против преступности, но и обеспечивает некоторые права выдаваемых.

Например, утверждаются принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, являющееся основанием для выдачи, должно считаться преступлением по праву как выдающего, так и запрашивающего о выдаче государства.

Одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств. Утвержденная СНК СССР в 1923 г.

Типовая конвенция о выдаче содержала общепринятую формулировку: «Скрывающееся от правосудия лицо не будет выдано, если требование о выдаче его вызвано преступлением или проступком религиозного и политического характера». На иной основе конвенции о выдаче не могли быть восприняты другими государствами.

В Российской Федерации вопросы экстрадиции также нашли свое закрепление во внутригосударственном законодательстве. Прежде всего, следует отметить ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Ранее действовавшая Конституция 1978 г. (как и ч. 3 ст. 1 Закона о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время ч. 1 ст. 61 Конституции РФ подобных исключений не предусматривает.

Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству.

Таким образом, из анализа всех рассмотренных выше положений следует, что основаниями экстрадиции могут быть международные договоры, национальное законодательство о выдаче и принцип взаимности. Соответствующее же юридическое обязательство выдачи вытекает только из международно-правового договора.

В соответствии с принципом «pacta sunt servanda» каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, поэтому для эффективного противостояния преступности крайне важным представляется необходимость заключения как можно большего числа экстрадиционных договоров между различными государствами.

Итак, рассмотрев историю развития института выдачи, можно сказать, что экстрадиция на протяжении всего времени своего существования, была, хоть и по разным причинам, весьма востребована государствами, в различных регионах мира, что, в свою очередь, показывает важность и фундаментальность данного института в сфере международного сотрудничества.

Еще хочу отметить, что в судебной практике стран «общего права» не раз утверждалось, что принцип двойной криминальности является договорным, а не принципом общего международного права.

Отечественные ученые считают эту позицию юридически уязвимой, ведь она противоречит общему принципу уголовного права — «нет наказания без закона». Если право выдающего государства не квалифицирует деяние как преступное, то едва ли можно оправдать выдачу.

Еще более парадоксально выглядит ситуация, когда страна запрашивает выдачу лица за деяние, которое не считается преступлением по ее праву.

Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых [24], является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.

В юридической доктрине так же, как и на практике, выделяются различные основания выдачи лиц, совершивших преступление. Прежде всего, основанием экстрадиции следует считать международный договор.

При всей общности правового регулирования выдачи странами «общего права» между ними существуют и некоторые различия. Наиболее показательно отношение к законности при осуществлении выдачи. Суды США придерживаются позиции, согласно которой незаконная доставка обвиняемого на американскую территорию не лишает суд права подвергнуть такое лицо уголовному преследованию.

В решении Верховного Суда США по делу Мачайна (1992 г.) говорится что может быть признано правильным утверждение о том, что «похищение ответчика было «шокирующим» и что оно, возможно, нарушит принципы общего международного права». Однако это обстоятельство «не является препятствием для рассмотрения его дела судом Соединенных Штатов».

Такого рода позиция подвергалась критике со стороны многих стран, включая Канаду и Великобританию. В решении Палаты лордов (в качестве апелляционного суда) 1993 г., в частности, говорилось, что английские суды могут рассматривать суд над обвиняемым как «злоупотребление процессом», если английская полиция нарушила законную процедуру выдачи и организовала захват обвиняемого за рубежом незаконными методами».

Итак, можно сказать, что различия в регулировании выдачи существуют даже между странами с общими правовыми системами. Сложившаяся ситуация существенно осложняет деятельность тех, кто практически связан с осуществлением выдачи.

Необходимость борьбы с преступностью издавна обязывала государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь в реализации уголовной политики.

Итак, в завершении своей статьи могу добавить, что в настоящее время институт выдачи продолжает развиваться.

Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву.

Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.

Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.

Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью.

Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания.

Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.

Источник: https://novainfo.ru/article/15997

Виды экстрадиции

Классификация выдачи преступников — это распределение всех ее разновидностей, предусмотренных международно-правовыми и национально-правовыми нормами, по категориям на основании одного существенного для них признака (единого основания) в целях установления их соотношения (сходства и различия), а также познания закономерностей их связи.

Многогранность института выдачи предопределяет многочисленность критериев ее классификации. В принципе, в качестве основы типологизации экстрадиции можно выбрать любой признак, вплоть довидов преступлении, в связи с уголовным преследованием за которые она осуществляется. [38, с 254]

Одним из главных оснований для классификации видов выдачи служит их функциональное назначение, поскольку же выдача осуществляется в целях уголовного преследования или приведения в исполнение приговора, постольку можно обозначить следующие ее виды: выдачу обвиняемого и выдачу осужденного.[34, c. 155]

Принимая во внимание формы институализации экстрадиционных обязательств, можно выделить договорную и бездоговорнуювыдачу.

По методу правового воздействия экстрадицию можно подразделить на обязательную(императивную) и добровольную(диспозитивную).

С достижением целей экстрадиции связано деление выдачи на первичную и повторную.Надобность в последней возникает тогда, когда выданное лицо возвращается на территорию запрашиваемого государства, уклонившись от уголовного преследования или отбытия наказания в запрашивающем государстве.

Различают условную выдачу, когда последствия принятого решения выступают еще как возможные, и реальную выдачу.

В зависимости от срока, на которое выдается лицо, выдача преступников может быть подразделена на срочную и бессрочную.

Что касается срочной выдачи, предполагающей возврат лица в выдавшее его государство не позже установленного в договоре срока, то она получила в договорной практике наименование временная выдача или выдача на время.

Бессрочная же выдача, не предполагающая возврат лица в выдавшее его государство, не имеет специального названия по той, видимо, причине, что обыкновенная выдача всегда таковой и является. Но в противоположность временной выдаче ее условно можно называть окончательной.

Договорная и бездоговорная выдача.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция может быть подразделена на договорную и бездоговорную,т. е. осуществляемую при отсутствии договора на началах взаимности.

В конституции России закреплено, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе не только международного договора, но и федерального закона (п. 2 ст. 63).

В качестве последнего пока выступает УПК РФ, согласно которому запрос о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора может быть направлен иностранному государству не только на основании международных договоров РФ, но и на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 460). Точно так же выдача для тех же целей иностранному государству иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, считается возможной и в отсутствие соответствующего экстрадиционного договора — на началах взаимности (ч. 1 ст. 462).

При запросе о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, взаимность подтверждается письменным обязательством Генерального прокурора РФ выдавать в будущем иностранному государству лиц в соответствии с российским законодательством(ч. 1 ст. 460 УПК), а при исполнении запроса об экстрадиции лица, находящегося на территории России, взаимность предполагает получение аналогичных заверений от иностранного государства (ч ст. 462 УПК).

  • Обязательная и добровольная выдача.
  • По методу правового воздействия выдача преступников подразделяется на обязательную и добровольную.
  • Добровольной в литературе называется такая выдача, инициатива которой «исходит от самого затребованного к выдаче лица и от его гражданства не зависит».

Выдача, представляя собой многоплановое взаимодействие, включает в себя как отношения между запрашивающим и запрашиваемым государствами, так и отношения каждого из них с выдаваемым лицом. Обязательность выдачи предполагает соблюдение своих обязательств как запрашиваемым государством, так и запрашиваемым лицом.

Относительно субъектов представляется целесообразным использование терминов «обязательная» и «факультативная» выдачи. Каждая из них характеризуется двумя признаками.

Первый признак обязательной выдачи заключается в наличие экстрадиционного договора или соглашения о взаимной выдаче (понимание того, что обязательность выдачи может иметь место даже в отсутствие договора), а второй — в фактическом отсутствии каких бы то ни было оснований для отказа в экстрадиции.

Первый признак факультативной выдачи состоит в отсутствие каких-либо обязательств экстрадиционного характера, а второй в наличии факультативных оснований для отказа в экстрадиции, которые запрашиваемое государство вправе принять во внимание, но может и не принять. Соответственно и на лице, совершившем преступление при наличии известных условий, лежит обязанность быть выданным. Другое дело, что реализация этой обязанности может быть осуществлена в двух режимах: добровольном и принудительном.

Запрашиваемое государство должно принять решение по направленному ходатайству в соответствии со своим законодательством и незамедлительно сообщить об этом запрашивающему государству.

В процессе принятия решения о временном аресте разыскиваемого лица и рассматривается его согласие на добровольную выдачу.

Недвусмысленное (отчетливое) выражение такового освобождает государство от необходимости исполнения всех дальнейших формальностей по выдаче, а осужденного лишает права на обжалование решения об экстрадиции.

Первичная и повторная выдача.

Выдача любого преступника, единожды состоявшись, по определению является первичной в тех случаях, когда выданное лицо самовольно возвратится в пределы страны, в которой оно ранее скрывалось, возникает вопрос о повторной выдаче. Процедура повторной экстрадиции по вполне понятным соображениям упрощена, поскольку по новому запросу лицо может быть выдано без предоставления материалов, уже полученных при первоначальной выдаче.

В большинстве двусторонних договоров, участницей которых является Россия, это положение фигурирует обычно в следующем виде: если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или отбытия наказания и вернется на территорию запрашиваемой стороны, оно может быть по просьбе запрашивающей стороны выдано снова. В этом случае не требуется прилагать к просьбе документы, необходимые для первоначального обращения.

г) Реальная и условная выдача.

Проходя через все стадии механизма экстрадиционного регулирования, любая имеющая под собой основания экстрадиционная просьба в конечном счете должна воплотиться в реальную выдачу предполагающую фактическую передачу лица под юрисдикцию запрашивающей стороны.

Возможны ситуации, когда при наличии оснований для удовлетворения экстрадиционной просьбы одновременно имеются препятствия для фактической передачи подлежащего выдаче лица.

Такого рода проблема возникает перед запрашиваемым государством в случаях, когда в отношении лица, выдача которого запрашивается, оно должно осуществить уголовное расследование в связи с совершением этим лицом преступления, не связанного с выдачей или исполнить заданное преступление наказание.

Возникающая при этом дилемма между обязательствами по международному праву и обязательствами по поддержанию внутреннего правопорядка разрешается обычно в пользу национальных интересов. Однако и необходимость оказания правовой помощи другому государству в данном случае не игнорируется.

Этой цели и служит так называемая условная выдача, представляющая собой принятие решения по запросу о выдаче под условием его реального исполнения по окончании на территории запрашиваемой стороны производства по делу о другом преступлении, совершенном лицом, выдача которого требуется, либо по отбытии им наказания.[34, c. 176]

Например, в Российско-латвийском Договоре о правовой помощи это положение выглядит следующим образом: если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемой стороны, выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или освобождения по любому законному основанию. В п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче говорится, что запрашиваемая сторона может, приняв решение касательно запроса о выдаче, отложить передачу запрашиваемого лица, с тем чтобы в отношении его эта сторона могла возбудить уголовное расследование или, если это лицо уже осуждено, с тем чтобы оно могло отбыть свое наказание на территории этой стороны за преступление иное, чем то, в связи с которым запрашивается выдача. По этой причине такого рода экстрадиция получила также название «отложенная выдача».

д) Окончательная и временная выдача.

По общему правилу предполагается, что лицо окончательно и безвозвратно выдается запрашивающему государству, где его ждет предварительное расследование, судебное разбирательство и отбытие назначенного наказания за соответствующее преступление.

Однако возможны ситуации, когда просьба о выдаче касается лица, отбывающего на данный момент наказание в запрашиваемом государстве за другое преступление.

Причем неотбытый срок этого наказания таков, что если дожидаться его исполнения, то срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление, совершенное в другом государстве, может истечь, в силу чего выдача станет невозможной, а само ожидание — не имевшим смысла. С тем чтобы обеспечить неотвратимость ответственности в подобных ситуациях, и используется так называемая временная выдача.

Основные состовляющие правила временной выдачи сводятся к следующему:

  • просьба о временной выдаче должна быть мотивированной;
  • основаниями для обращения с такой просьбой могут быть либо предстоящее истечение сроков давности для привлечения данного лица к уголовной ответственности по законодательству любой из сторон договора, предсказуемо ведущее к невозможности его уголовного преследования, либо наличие серьезных трудностей в расследовании преступления в отсутствие этого лица;
  •  в случае удовлетворения заявленного ходатайства лицо выдается на установленный договором срок, максимальная продолжительность которого обычно составляет три месяца, исчисляемые со дня временной выдачи;
  • целью данного вида экстрадиции является обеспечение условий для производства освидетельствований, очных ставок, допросов в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, рассмотрена уголовного дела по существу судом первой инстанции и других процессуальных действий, осуществляемых на территории обратившейся с просьбой о выдаче страны с применением ее уголовно-процессуального законодательства и участием выданного лица и необходимых для предотвращения ущерба производству по делу;
  • немедленно после окончания процессуальных действий, для которых было временно выдано лицо, а в случае их незавершения не позже указанного в договоре срока (если он не продлен), оно должно быть возвращено без приведения приговора в исполнение, если таковой был вынесен;
  • исполнение приговора или завершение необходимых следственных действий одной из договаривающихся сторон предполагается после того, как в отношении временно выданного и возвращенного на территорию другой договаривающейся стороны лица будет окончено производство по уголовному делу, либо отбыто назначенное по нему наказание, либо состоится освобождение от дальнейшего его отбывания по акту помилования и другим законным основаниям.

Временная выдача имеет место в случаях, когда скорое истечение срока давности уголовного преследования или угроза причинения серьезного ущерба расследованию настоятельно требуют выдать лицо на некий необходимый для нейтрализации этих негативных последствий срок, по истечении которого выданное лицо должно быть возвращено обратно.

Источник: https://studwood.ru/1267883/pravo/vidy_ekstraditsii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector