Трасологическая экспертиза при дтп: что это и основные вопросы

Каждый день на трассе происходит множество различных ДТП по разным причинам и обстоятельствам.

Для того чтобы выяснить основные детали, связанные с дорожным происшествием, проводится трасологическая экспертиза. Она помогает определить реального виновника аварии, а также то, как она произошла.

Ниже подробно поговорим о трасологической экспертизе, о требованиях к ее проведению и о самом проведении процедуры.

Что это такое и чем регулируется?

Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно.

Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо.

В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  • Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  • Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыПроведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
  • Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

    Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

    Кто проводит?

    Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

    Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

    Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

    При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

      Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыПо принадлежности следов от транспортных средств:
    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  • Восстановление целостности картины по частям:
    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  • Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  • Выявление конкретного места ДТП:
    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?
  • Проведение при дорожно-транспортном происшествии

    Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

    1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
    2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
    3. Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыПроведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
    4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
    5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
    6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

    Ходатайство о назначении

    Как правило, ходатайство о проведении транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП составляется самим владельцем авто. Но инициатором проведения экспертизы также может выступать суд, страховая фирма или правоохранительные органы.

    Заявитель должен доказать необходимость трасологической экспертизы, указать, какие именно обстоятельства необходимо выяснить.

    Они должны быть связаны непосредственно с виной участников ДТП, оценкой ущерба и причиной аварии. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант наиболее правильный.

    Заявление лучше писать по образцу во избежание каких-либо ошибок и недочетов.

    Стоит обратить внимание на приложения к ходатайству. В их число должны входить только те доказательства, которые приобщены к гражданскому делу (показания свидетелей). При наличии иных дополнительных доказательств, их нужно приобщить к материалам дела.

    В суде данное ходатайство будет рассмотрено вместе с участниками процесса. Любой участник аварии может заявить возражением на представленное ходатайство, подготовить свои материалы и вопросы для выяснения обстоятельств для другого эксперта. Можно обратиться к независимому эксперту, который не является государственным работником.

    Документы и материалы, необходимые эксперту

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыДля проведения трасологической экспертизы специалисту понадобится перечень отдельных документов и материалов. К ним могут относиться:

    • схема места аварии, составленная сотрудниками государственных органов или же самими участниками ДТП;
    • составленные сотрудниками ГИБДД материалы, например, протокол осмотра места ДТП;
    • материалы фото и видеосъемки с места происшествия, которые прилагаются к протоколу осмотра;
    • сами транспортные средства, участвовавшие в аварии, и доступ к ним для наружного осмотра;
    • протокол технического осмотра автомобиля, подтверждающий его исправность до момента ДТП;
    • показания свидетелей аварии;
    • справка о ДТП, оформляемая сотрудниками ГИБДД;
    • иные дополнительные материалы и документы.

    Список этих документов может меняться в зависимости от вопросов и задач эксперта.

    Сроки и цена

    Сроки проведения трасологической экспертизы отличаются в зависимости от сложности аварии, в каждом случае они индивидуальны. Самое минимально время, которое может понадобится эксперту – это несколько дней.

    За этот период он внимательно изучит все материалы дела, съездит на место аварии и проанализирует все моменты.

    В некоторых случаях экспертиза проводится больше нескольких недель, порою только для составления заключения требуется несколько дней.

    Стоимость трасологической экспертизы также индивидуальная в каждом случае. Зависит она от:

    • сложности аварии;
    • сроков проведения экспертизы;
    • эксперта, выполняющего эту работу;
    • методов анализа и материалов для работы.

    В среднем цена экспертизы колеблется от 4 дот 15 тысяч рублей. Бывают и более дорогие случаи, требующие серьезного анализа и большого количества времени.

    Заключение эксперта

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыЗаключение трасологической экспертизы отвечает на все возникшие вопросы о дорожно-транспортном происшествии, отражает всю ту информацию, ради получения которой экспертиза и была инициирована. Заключение включает в себя:

    • анализ всех собранных данных;
    • результаты и выводы проведенной экспертизы;
    • ответы на все поставленные вопросы.

    Данное заключение не является голословным. После окончания всей процедуры, составляется итоговый документ расследования, который включает в себя все заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах и характерных повреждениях.

    Этот документ впоследствии направляется заказчику данной экспертизы и может послужить в качестве доказательств страховыми компаниями, судам и правоохранительным органам.

    Можно ли оспорить результаты?

    Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

    • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
    • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
    • нелогичное объяснение ситуации;
    • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
    • недостижение конечного результата и т.д.

    Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

    Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

    Источник: https://tvoya-doroga.ru/dtp/trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

    Зачем нужна трасологическая экспертиза при ДТП и как она проводится

    Трасология – это отдельный раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных животными, людьми, средствами транспорта или любыми другими предметами на месте происшествия.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    Проведение трасологической экспертизы после ДТП необходимо для подтверждения версии следователей, для установления виновника аварии. Кроме того, во время этой процедуры, экспертам удается найти вещественные доказательства в пользу одного из участников происшествия.

    Зачем проводить трасологическую экспертизу?

    Все ситуации, при которых может потребоваться помощь экспертов, перечислить достаточно сложно. Можно выделить ряд основных причин, по которым на месте происшествия необходимо проведение трасологической экспертизы:

    1. Заявители, принимающие участие в происшествии в качестве пострадавшей стороны, могут необоснованно потребовать выплаты штрафа от возможного виновника аварии, аргументируя этим наличие на авто дефектов (царапин, других повреждений), которые были на авто до ДТП. Определить обоснованность их требований и проверить, действительно ли повреждения появились на автомобиле после этого дорожно-транспортного происшествия, может только специальная транспортно-трасологическая экспертиза.
    2. Пострадавший получает отказ от страховой компании. Такая ситуация встречается повсеместно, так как страховые органы с неохотой расстаются со своими деньгами и по возможности отказывают клиентам в выплатах. Экспертиза позволяет узнать, имел ли место страховой случай, а также найти весомые доказательства для страховой организации, подтверждающие законность требования выплат.
    3. Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыСамая популярная причина для привлечения к расследованию ДТП экспертов – определение виновника аварии. Проведение трасологической экспертизы необходимо в том случае, когда виновники сами не смогли прийти к соглашению по это вопросу. Во время проведения этой процедуры, специалист внимательно изучает все обстоятельства произошедшего и определяет виновника аварии.
    4. Трасологическая эксперта также может быть проведена для пресечения неправомерных обвинений в суде. Трасологическое заключение вместе со всеми материалами по делу предоставляется в суд, что помогает доказать невиновность обвиняемого лица.
    Читайте также:  Мошенничество со снилс: что могут сделать мошенники и как себя обезопасить

    Что нужно для проведения экспертизы

    Чтобы специалист провел трасологическую экспертизу, необходимо подать ходатайство. Такое ходатайство может получить практически каждый человек, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии.

    Трасологическая экспертиза проводится путем сопоставления фактов, которые имеют непосредственную связь с произошедшей аварией. Поэтому чем больше таких фактов будет представлено, тем быстрее и точнее будет смоделирована схема произошедшего.

    Необходимо предоставить экспертам всю имеющуюся информацию по ДТП, в том числе и заключения сотрудников ГИБДД.

    Максимально короткие сроки для проведения такой процедуры будут только в случае предоставления специалистам следующего пакета документов:

    1. Схема произошедшего, составленная сотрудниками дорожной инспекции или непосредственно самими участниками дорожно-транспортного происшествия.
    2. Протокол сотрудников ГИБДД.
    3. Фотографии, сделанные экспертами на месте происшествия.
    4. Транспортные средства, принимавшие участие в аварии. Эксперты проводят оценку и исследование всех повреждений, чтобы выяснить, какие из них были получены в результате этого происшествия.
    5. Фотографии и видео, зафиксированные видеорегистраторами.
    6. Протокол, подтверждающий проверку автомобиля на соответствия технического состояния требованиям по эксплуатации.
    7. Справка из полиции, подтверждающее случившееся.

    Так как у участников происшествия может и не быть всего перечня материалов, он не является обязательным, а носит только рекомендательный характер.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросыПроцедура проведения трасологической экспертизы

    После сбора всех необходимых для проведения экспертизы документов, участник аварии должен предоставить их эксперту. Именно он проводит разработку дальнейшего плана действий, после чего связывается с заявителем для уточнения некоторых деталей. Во время такого разговора необходимо детально описать все обстоятельства произошедшего.

    Далее трасолог проводит оценку автомобиля места, где произошло дорожно-транспортное происшествие (проверка места проводится только если эксперт сочтет это необходимым). Кроме этого у эксперта может возникнуть потребность проверить другие авто, которые принимали участие в этом ДТП.

    После сбора всех требующихся ему сведений, трасолог выносит свое заключение. Для составления этого документа, эксперту могут потребовать дополнительные объяснения от заявителя, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у него были все контакты для связи.

    Готовое трасологическое заключение отправляется заявителю по почте или через курьерские службы.

    Содержание заключения

    По результатам проведения трасологической экспертизы, трасолог составляет заключение, исполненное в письменном виде, закрепленное подписью и печатью. Этот документ может быть направлен заявителю по почте или передан в руки лично.

    Допускается изготовление заключения в нескольких экземплярах для последующего предоставления в полицию, суд или компанию, осуществляющую страхование. Для должностных лиц такой документ является веским основанием для принятия или изменения принятого ранее решения об определении виновного лица или для определения иных спорных вопросов.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    1. Введение, содержащее полный перечень нормативных документов, на основании которых проводится исследование по этому случаю. Во введении должны быть перечислены права и обязанности трасолога при проведении такого исследования.
    2. Основная часть, где трасолог должен перечислить все методы, при помощи которых проводилось исследование. В основной части описываются все исходные сведения, полученные от заявителя, касающиеся происшествия и транспортного средства. В этом части содержится перечень документов сопровождения и обеспечения.
    3. В заключительной части документа содержится анализ всех исследованных событий, результаты проведенного исследования и окончательные выводы, к которым пришел эксперт при проведении экспертизы. В заключении требуется указать ответы на конкретные вопросы, которые были поставлены перед трасологом. Именно в этой части заключения должно быть указано, кто именно является виновником происшествия.

    Стоимость трасологической экспертизы

    Так как проведение трасологической экспертизы занимаются независимые организации, такая услуга платная. По закону, обязанность по оплате услуг трасолога возлагается на виновника происшествия.

    Кроме обязательной экспертизы, которая проводится по инициативе следствия, любой участник дорожно-транспортного происшествия имеет право по своей инициативе заказать проведение независимой оценки произошедшего.

    Все расходы, понесенные на экспертизы, заказчик может вернуть, обратившись с исковым заявлением в суд на виновника происшествия.

    Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, так как она высчитывается в конце, в зависимости от общего объема всей проведенной работы, затрат, понесенных на исследование места происшествия и авто, привлечения дополнительных материалов и оборудования.
    В среднем за услуги эксперта придется заплатить около 9-15 тысяч рублей. Стоимость исследования может быть снижена из-за вида проводимых процедур и типа представленного документального сопровождения.

    Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/chto-takoe-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp/

    В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при дтп

    Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии.

    Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП.

    Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    Задачи трасологической экспертизы

    Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

    • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
    • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
    • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
    • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
    • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
    • определение угла столкновения транспортных средств;
    • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

    Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

    Когда проводится трасологическая экспертиза

    Страховая отказала в выплате

    Читайте об основаниях для отказа в выплате по ОСАГО в этой статье

    Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

    1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
    2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
    3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
    4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
    5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
    6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
    7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

    Для чего необходима трасологическая экспертиза

    Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

    Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

    Какие вопросы решает трасологическое исследование

    Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

    1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
      • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
      • модель шин, оставивший след на месте аварии;
      • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
      • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
    2. Установление целого по частям:
      • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
      • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
    3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
      • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
      • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
      • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

    Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

    Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

    Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

    Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в х.

    Источник: https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya

    Трасологическая экспертиза при ДТП

    В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.

    Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.

    • При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
    • Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.
    • Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
    • Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.

    Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП

    Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

    Читайте также:  Свидания в сизо: как попасть, как проходят, длительность и ограничения

    Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

    Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения.

    Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

    Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

    Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством.

    В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля.

    Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

    1. Статьи в помощь:
    2. Осмотр места происшествия при ДТП
    3. Протокол осмотра места ДТП образец
    4. Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.
    5. Без следов не может быть никакой трасологии.
    6. Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.
    7. В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.
    8. Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
    • к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?
    • какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?
    • принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?
    • возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

    Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

    • являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?
    • не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?

    Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

    • принадлежат ли следы данному транспортному средству?
    • одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
    • данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

    Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

    Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

    1. Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

    2. Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

    3. Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?

    4. Определить место наезда на пешехода (препятствие).

    5. Какова последовательность столкновения АМТС?

    6. Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?

    7. Определить угол столкновения АМТС?

    8. Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

    • Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».
    • Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.
    • Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.

    Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП

    1. Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
    2. Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
    3. Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    4. Статья в помощь:
    5. Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
    6. По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
    7. Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».
    8. Статьи в помощь:
    9. Независимая экспертиза после ДТП
    10. Автотехническая экспертиза при ДТП
    11. Дорожно-транспортная экспертиза
    12. В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.
    13. Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.
    14. Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.

    Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

    Трасологическая экспертиза при ДТП и повреждении автомобиля: вопросы эксперту

    Трасологическая экспертиза при ДТП: что это и основные вопросы

    Avtoexpert.pro > Трасологическая экспертиза > Трасологическая экспертиза при ДТП

    Трасологическая экспертиза при ДТП подразумевает изучение механизмов возникновения следов, образующихся исключительно при дорожно-транспортном происшествии. Качественное проведение данного исследования позволяет установить истинные причины автомобильной аварии, восстановить полную картину произошедшего.

    Данная экспертиза — одно из приоритетных направлений деятельности нашего независимого экспертного учреждения. Столкнувшись с необходимостью проведения высокосложных экспертных мероприятий, смело обращайтесь к нам за помощью.

    Трасологическая экспертиза при ДТП. Общие положения

    Трасологическая экспертиза при ДТП может назначаться судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также осуществляться по инициативе участников автомобильной аварии при возникновении неоднозначных ситуаций в досудебном порядке.

    К проведению процедуры привлекаются квалифицированные специалисты-автотехники, которые имеют необходимую теоретическую подготовку и располагают возможностью подтвердить её соответствующей документацией.

    Принципиально также наличие у эксперта необходимого опыта. Состоять в госучреждении, напротив, исполнитель не обязан: экспертные мероприятия могут быть произведены силами государственных и негосударственных специалистов. Обращение ко вторым зачастую оказывается даже более предпочтительным решением в силу открытости и высокой оперативности независимых экспертов.

    Ключевая цель исследования заключается в реконструкции технических обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Трасологическая экспертиза при ДТП может быть направлена на решение следующих задач:

    1. определение механизма аварии с установлением даты, времени и места происшествия;
    2. проверка места столкновения, обозначенного в схеме происшествия, на соответствие сведениям, полученным специалистом по итогам исследования;
    3. выстраивание последовательности действий участников автомобильной аварии на различных этапах происшествия;
    4. определение угла, под которым произошло контактирование следообразующего и следовоспринимающего объектов;
    5. определение элементов автомобиля, получивших повреждения в результате аварии;
    6. другие задачи.

    Пятый пункт вышеуказанного перечня говорит о том, что качественно проведённое исследование позволит отделить повреждения, полученные машиной в конкретном ДТП, от никак не связанных с данным происшествием дефектов. Своевременное привлечение экспертов гарантированно исключит возможность мошенничества со стороны потерпевшей стороны, несправедливо завышающей сумму полученного автомобилем ущерба.

    Когда проводится трасологическая экспертиза при ДТП? Наличия каких материалов требует?

    Часто трасологическая экспертиза при ДТП проводится из-за споров со страховыми компаниями по вопросам компенсационных выплат. К помощи экспертов также прибегают при наличии необоснованных выводов о виновности определённого участника ДТП и при возникновении других неоднозначных ситуаций, связанных с автомобильной аварией.

    Для проведения качественного исследования специалисту потребуются материалы, в стандартный комплект которых входят:

    • документы, выступающие подтверждением права на владение автомобилем;
    • документы, содержащие информацию о техническом обслуживании транспортного средства;
    • материалы, подготовленные ГИБДД (протокол, справка, схема ситуации, фотоматериалы и пр.).

    Обозначенный список не является постоянным и может быть скорректирован в соответствии со спецификой рассматриваемой аварии. Сложная трасологическая экспертиза при ДТП неизбежно потребует изучения дополнительных материалов.

    Документальным результатом исследования является экспертное заключение, в котором указываются полученные исполнителем сведения и сформулированные им выводы. Данный документ можно использовать в суде и при решении разногласий в досудебном порядке.

    Специалист не вправе затрагивать юридическую сторону вопроса; экспертное заключение не содержит правовой оценки, но обязательно будет учтено компетентными лицами при принятии решения по разбирательству.

    Независимая трасологическая экспертиза при ДТП. Заказать процедуру

    • Наше экспертное учреждение успешно проводит трасологическую экспертизу при ДТП в течение многих лет.
    • Мы обладаем огромным опытом, позволяющим гарантировать исключительное качество всех реализуемых мероприятий, и современным оборудованием, помогающим добиваться высочайшей точности при проведении даже самых нетривиальных исследований.
    • Отработанный годами рабочий процесс обусловил и лояльные, конкурентоспособные цены на наши услуги, доступные каждому российскому автовладельцу.

    Обращайтесь — мы поможем!.

    1 — : 5,00

    Источник: http://autopravovik.ru/trasologicheskaja-jekspertiza-pri-dtp-i-povrezhdenii-avtomobilja-voprosy-jekspertu/

    Трассологическая экспертиза после ДТП — что это такое?

    При расследовании причин автомобильной аварии, установлении виновных проводится трасологическая экспертиза при ДТП. На ее заключении формируются основные выводы об установлении виновных лиц, их привлечении к материальной, административной и уголовной ответственности.

    Что такое трасологическая экспертиза ДТП?

    Трассологическая экспертиза- это исследования следов ДТП в целях установки его причин и обстоятельств.

    Это процессуальное мероприятие, которое проводит уполномоченный на это специалист для установления причин и других обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. В ходе нее решаются следующие задачи:

    1. Идентификация следов, оставленных транспортными средствами или конкретным автомобилем, установление его типа и модели; 
    2. Определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения; 
    3. Установление места столкновения машин или места их столкновения с препятствием (пешеходом), установление механизма формирования следов;
    4. Определение местоположения транспортного средства относительно проезжей части во время столкновения.

    Решение этих проблем осуществляется путем расследования повреждений и следов транспортных средств на месте дорожно-транспортного происшествия. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП целесообразна только тогда, когда есть возможность исследовать объекты столкновения или фиксированные следы.

    Вопросы для трасологической экспертизы при ДТП?

    Методика проведения трасологической экспертизы при ДТП позволяет ответить на следующие вопросы:

    1. Какие следы (указываются тип и место следов) оставлены ходовой частью (колеса, шины, гусеницы и т.п.) транспортного средства?
    2. Каков механизм повреждений в автомобильной аварии?
    3. Являются ли следы от определенных конструкций транспортного средства?
    4. Какой тип (марка, модель) автомобиля, который оставил следы?
    5. Каково было относительное положение транспортных средств во время столкновения, в том числе и относительно препятствия (другой машины или пешехода)?
    6. Каков механизм контакта между транспортным средством и пешеходом?
    7. Кто из людей в транспортном средстве ехал (комплекс судебно-медицинской экспертизы, назначенный для решения вопросов относительно положения транспортного средства, потерпевшего и водителя, который управлял транспортным средством) во время дорожно-транспортного происшествия (с указанием фамилии, имени и отчества всех участников)?
    8. Какая из машин во время столкновения стояла, а какая из них двигалась?
    9. В каком месте на дороге произошло столкновение транспортных средств (наезд на пешехода)?
    10. Каков механизм формирования следов (ударов, скольжения и т.п.)?
    11. В каком направлении двигался автомобиль?
    Читайте также:  Нужны ли права на скутер и штраф за их отсутствие

    Ответы на все эти вопросы дают возможность объективно установить не только виновника ДТП, но и степень его вины. Проводится вместе с другими процессуальными действиями.

    В каких случаях проводится трасологическая экспертиза дтп?

    В ней есть необходимость во всех спорных ситуациях, когда характер ДТП и виновное лицо достоверно не установлены. В ней есть необходимость, например, если:

    1. Отсутствуют достоверные сведения о механизме столкновения транспортных средств;
    2. Не определен реальный объем всех повреждений во время ДТП;
    3. Вызывает сомнение причинно-следственная связь между определенными повреждениями и аварией;
    4. В положении автомобилей при ДТП возникли сомнения, которые затрудняют определение виновного и установление других важных вопросов;
    5. Не установлена скорость и направление движения транспортных автомобилей;
    6. Вызывает вопросы относительно поведения водителей, им нужно дать оценку.

    Виновный в ДТП также может быть заинтересован в проведении трассологической экспертизы. Объективные выводы специалиста позволят избежать неоправданных финансовых потерь, если на него пытаются возложить и последствия других аварийных ситуаций.

    Например, если автомобиль потерпевшего лица до ДТП нуждался в ремонте и техническом обслуживании, состояние некоторых узлов и агрегатов находилось в неудовлетворительном состоянии, эксперт сможет это установить. Соответственно часть финансовых претензий можно снять, отказать потерпевшему в необоснованных требованиях.

    Как заказать услуги специалиста?

    Обратиться к экспертам может любой из заинтересованных лиц. Нужно написать заявление на проведение работ специалиста, к письменному обращению приложить следующие документы:

    1. Процессуальные документы с места ДТП: протокол о правонарушении и схему аварии;
    2. Список полученных машинами повреждений;
    3. Видеозапись и фотографии с места происшествия;
    4. Другие справки и документы, которые имеют отношение к аварии.

    Обратиться к экспертам можно как в досудебном, так и в судебном порядке. В нее включаются вопросы, которые приведены выше. Другая сторона спора ставится в известность о запланированной работе специалиста. Он имеет право внести дополнительные вопросы.

    Проводиться трассологическая экспертиза после ДТП может и по фотографии. К такому способу прибегают, если спор (например, со страховой компанией) возникает через некоторое время после аварии.

    Стоимость трассологической экспертизы после ДТП колеблется от 6-8 до 30 т.р. В той или иной степени, она проводится сотрудниками ГИБДД, которые прибыли на место аварии. Но их выводы нередко ошибочны, виновника могут просто «назначить».

    Чтобы снять необоснованные обвинения и избежать неоправданных финансовых потерь, необходимо обращаться к услугам независимых экспертов. В дальнейшем стоимость их работ можно возложить на другую сторону спора.

    трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП?

    Источник: https://razborka.org/blog/pravovye-voprosy/trassologicheskaya-ehkspertiza-posle-dtp

    Трасологическая экспертиза ДТП

    В статье рассказано о том, в каких случаях и в каком порядке назначается трасологическая экспертиза ДТП, рассмотрен круг вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-трасологом, даны рекомендации участникам дорожно – транспортных происшествий, столкнувшихся с необходимостью назначения  трасологической экспертизы.

    Содержание статьи:

    В каких случаях проводится трасологическая экспертиза ДТП

    Любое дорожно-транспортное происшествие образует большое количество следов. Эти следы остаются не только на транспортных средствах после их деформации, но и на дорожном покрытии, теле пешехода, иных объектах, приближенных к месту дорожного происшествия.

    Многим водителям приходилось наблюдать последствия уже свершившегося события, задаваясь вопросами: как это все могло произойти, и кто виновен в ДТП? Ответить достоверно на эти вопросы часто невозможно, без привлечения к расследованию дела эксперта-трасолога.

    Анализ следов, зафиксированных на месте происшествия, с использованием специальных познаний, позволяет эксперту-трасологу восстановить последовательность наступления и развития всех стадий любого из видов ДТП — столкновения, наезда, опрокидывания.

    Таким образом, трасологическая экспертиза (ТЭ) дает возможность восстановить картину аварии в её динамическом развитии, что позволяет с высокой степенью вероятности определить виновника ДТП и оградить от необоснованного обвинения иных участников происшествия.

    Несмотря на столь широкие возможности рассматриваемой экспертизы, её назначение целесообразно только в ряде случаев, к которым относятся:

    • сложные ДТП, механизм которых не очевиден;
    • при оспаривании обстоятельств дорожного происшествия одним из его участников;
    • для установления причин, способствующих совершению ДТП, которые могут свидетельствовать об обоюдной вине,
    • для определения соответствия повреждений транспортных средств обстоятельствам дорожного происшествия.

    Главным условием, без которого не может быть назначена и проведена трасологическая экспертиза, является наличие пригодных для её исследования объектов, то есть следов дорожно-транспортного происшествия.

    В результате взаимного контакта на транспортах средствах образуются различного рода деформации — задиры, порывы, царапины, вмятины, проколы, пробои, прижатия. Всё это в криминалистике называется следами. Следы заключают в себе сведения о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.

    Их анализ экспертом-трасологом, позволяет получить достоверную информацию о том, каким образом началось, развивалось и закончилось дорожное происшествие. Изучение следов аварии, в целях установления причин и обстоятельств происшествия, входит в предмет трасологической экспертизы.

    Заключение ТЭ является весомым доказательством по делу и опровергнут его можно только экспертным путем.

    Назначение трасологической экспертизы по делам о ДТП

    Рассмотрим, когда, кем и каким образом назначается трасологическая экспериза.

    К вопросу: когда назначается ТЭ?

    Как правило это происходит на стадии предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному после дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями (статья 264 УК РФ) или страхового мошенничества (статья 159 УК РФ). Порядок назначения экспертиз по уголовным делам определен Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

    Если последствия дорожной аварии не относятся к категории тяжких, то данная экспертиза назначается в рамках административного расследования, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

    Также судебная трасологическая экспертиза может быть назначена судом, при рассмотрении дела. В зависимости от вида судопроизводства, порядок назначения судебных экспертиз регламентирован УПК РФ — по уголовным делам, ГПК РФ – по гражданским делам, АПК РФ – по делам, относящихся к компетенции арбитража.

    К вопросу: кем назначается ТЭ?

    Исключительно должностными лицами, осуществляющими производство по делу. То есть дознавателем, следователем, судьей.

    К вопросу: каким образом назначается ТЭ?

    Если при расследовании (рассмотрении) дела о дорожно-транспортном происшествии, или вытекающего из него страхового мошенничества, возникает необходимость в специальных познаниях в области трасологии, то дознаватель, следователь, судья по своей инициативе, либо ходатайству стороны (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего или их защитника (представителя), выносить определение (постановление) о назначении судебной трасологической экспертизы по уголовному делу.

    В определении (постановлении) указываются обстоятельства дела, вопросы, подлежащие рассмотрению экспертом, экспертное учреждение в котором назначается ТЭ и срок на её производство. Вне зависимости от вида производства по делу, его участники при назначении судебной ТЭ вправе ставить вопросы перед экспертом, знакомиться с определением (постановлением) и обжаловать его.

    Вопросы трасологической экспертизы ДТП

    Спектр вопросов, на которые эксперт-трасолог может дать ответы, достаточно широк. Условно их можно разделить на несколько разделов.

    Раздел №1 включает вопросы, позволяющие идентифицировать транспортные средства по оставленным ими следам:

    • Каким транспортам средством оставлен след, зафиксированный при осмотре места происшествия?
    • Каким типом шин оставлен след?
    • Принадлежат ли следы указанному автомобилю?
    • Подтверждается ли версия столкновения автомобиля А с автомобилем Б исходя из имеющихся на них следов деформаций?
    • Какова последовательность столкновений автомобилей – участников происшествия?

    Раздел №2 состоит из вопросов, позволяющих определить принадлежность частей обнаруженным на месте ДТП к тому или иному объекту:

    • Являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями транспортного средства А?
    • Являлись ли одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте происшествия и какому транспортному средству они принадлежали?

    Раздел №3 состоит из вопросов, имеющих отношение к механизму ДТП:

    • Каков механизм происшествия?
    • Где располагается место столкновения (наезда)?
    • Какими признаками характеризуется место столкновения (наезда), указанное на схеме и какими экспертными расчётами подтверждается этот вывод?
    • Где располагается первоначальное место наезда на пешехода (препятствие)?
    • Какова последовательность столкновения автомобилей?
    • Какими частями транспортных средств произошло первичное контактное взаимодействие?
    • Каков угол столкновения и расположение автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части на месте происшествия?
    • Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

    Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, так как в каждом отдельном случае, формулировка задач для исследования ТЭ определяется с учетом материалов дела и обстоятельств происшествия.

    Рекомендации участникам ДТП при назначении независимой трасологической экспертизы

    Зная о том, что ТЭ исследует исключительно следы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, надо отдавать себе отчет в том, что заинтересованному лицу при подготовке к её назначению, необходимо приложить максимум усилий, направленных на сохранение и предоставление в распоряжение эксперта следов. Если дело принимает такой оборот, когда без помощи эксперта- трасолога не обойтись, то рекомендуем не приступать к ремонту поврежденного транспорта до его осмотра экспертом, а в спорных и сложных ситуациях – до вступления решения по делу в законную силу.

    Постарайтесь незамедлительно ознакомиться с первичными протоколами, находящимися в материалах дела.

    Если схема происшествия, протоколы осмотра поврежденных транспортных средств и места происшествия были составлены поверхностно, то незамедлительно следует заявить ходатайства о проведении дополнительных осмотров в целях полной фиксации следов, которые могут быть со временем безвозвратно утрачены.

    Читатели, дочитавшие до этих строк, могли убедиться, в том, что для полной и эффективной реализации возможностей, которая дает трасология, от участника происшествия, заинтересованного в назначении независимой экспертизы, потребуется как практическая, так и теоретическая подготовка. Лучшим решением в таком случае будет обращение к адвокату со специализацией по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

    Если же такая возможность отсутствует или человек, оценивая реально собственные возможности, способен самостоятельно отстоять свои права и интересы, то при необходимости, команда наших автоюристов всегда готова дать профессиональный совет по вопросам, оставшимся за рамками настоящей статьи.

    Источник: https://femida-info.ru/ekspertizy/19-kontent/69-trasologicheskaya-ekspertiza-dtp

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector