Инфоурок › Школьному психологу ›Презентации›Статьи семейного кодекса по соблюдению прав ребенка с ОВЗ
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Права детей. Права и обязанности родителей
2 слайд Описание слайда:
СТ 54 СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье 1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
3 слайд Описание слайда:
СТ 56 СК РФ 1. Статья 56. Право ребенка на защиту Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
4 слайд Описание слайда:
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей СТ 63 СК РФ 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
5 слайд Описание слайда:
СТ 65 СК РФ Статья 65. Осуществление родительских прав Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
6 слайд Описание слайда:
Источник: https://infourok.ru/stati-semeynogo-kodeksa-po-soblyudeniyu-prav-rebenka-s-ovz-2952514.html
Право ребенка жить и воспитываться в семье
По российским законам, дети имеют право на проживание и воспитание в семье – конечно, есть и особые случаи, в которых оно не может быть реализовано их родителями, но в них государство должно позаботиться о том, чтобы отыскать замещающую семью. Формы устройства могут быть разными: усыновление, опека, приёмная или патронатная семья, и некоторые другие.
Хотя не всегда это удаётся, и некоторые несовершеннолетние так и остаются воспитанниками интерната до получения всех гражданских прав и выхода в общество, но всё же приоритетна именно реализация право на проживание и воспитание в семье до совершеннолетия – так выше шансы, что человеку удастся сформироваться как всесторонне развитой и гармоничной личности.
Право жить и воспитываться в семье
Согласно законодательству, каждый ребёнок имеет такое право, но с оговоркой – насколько это возможно. Конечно, невозможно заставить родителей, которые того не хотят, заниматься воспитанием. Всё, что остаётся в таком случае – заняться устройством брошенного ими ребёнка. Могут возникнуть и иные случаи, в которых воспитание в семье окажется невозможным – они ещё будут разобраны.
Однако, во всех остальных ситуациях именно родители должны воспитывать своих детей и содержать их.
Государственные органы могут разлучать их лишь при наличии на то законных оснований, в ином же случае место проживания детей должно быть тем же, что и у их родителей – или у одного из них, если они живут раздельно.
С 14 лет подростки уже смогут сами выбирать место своего проживания – но и тогда требуется получить согласие от родителей.
Правовые основы
В статье 38 Конституции РФ указано, что родители имеют право и обязаны заботиться о детях и воспитывать их. Подробнее право жить и воспитываться в семье раскрывает статья 54 Семейного кодекса, а иные связанные с этим права – его другие статьи.
В кодексе сделан особый упор на то, что приоритет всегда должен отдаваться максимально близким к семейным формам воспитания, в связи с чем требуется обеспечить всемерное содействие лицам, желающим усыновить оставшегося без опеки родителей несовершеннолетнего, взять его под опеку, в приёмную семью – подробно на каждой статье останавливаться мы не будем.
Особые случаи
К сожалению, право жить и воспитываться в семье может быть реализовано не всегда, о чём свидетельствует существование детских домов. В ряде случаев возникают непреодолимые обстоятельства, из-за которых его реализация будет зависеть уже не от родителей ребёнка, а от желания других людей помочь ему в этом – усыновить, взять под опеку, и так далее.
Устройство ребёнка в детский дом или замещающую семью будет возможно, если у него нет родителей, либо они не выполняют свои обязанности. Чаще всего можно встретить следующие причины:
- родители умерли;
- были лишены родительских прав;
- признаны недееспособными.
Поскольку родителей обычно известно два (но не всегда, иногда отец ребёнка попросту остаётся неустановленным), возможно и сочетание причин, например, если один из них умер, а другой признан недееспособным.
Обратите внимание!
Опекуны назначаются также если родителям ребёнка ещё нет шестнадцати лет, и они не вступили в брак – сами они смогут получить родительские права лишь после того, как станут полностью дееспособными.
Отсутствие родителей
Будет считаться, что родители у ребёнка отсутствуют, если они умерли, не были установлены, отказались от него ещё в роддоме. В подобных случаях он не может оставаться сам по себе, поскольку в силу возраста не в состоянии себя обеспечивать, и к тому же нуждается в воспитании, ведь его личность ещё не сформировалась.
А значит, ему требуется присмотр со стороны взрослых.
Хорошо, если у него есть родственники, которые готовы взять его под опеку – тогда он будет расти в их семье, а после достижения четырнадцатилетия она сменится на попечительство – наконец, в 18 он станет совершеннолетним и самостоятельным человеком, а государство всячески поспособствует его обучению и устройству и жизни – предусмотрены различные выплаты, льготы и программы для этого.
Если никто не берёт под опеку несовершеннолетнего в течение месяца после того, как он лишился родителей, то он помещается в детский дом – конечно, такие условия отличаются от воспитания в семье, но это лучше, чем ничего, по крайней мере он будет обеспечиваться государством. В дальнейшем же может быть усыновлён, опять-таки взят под опеку, и так далее.
Ограничение прав
Как указывает пункт 2 статьи 73 Семейного кодекса, родители ограничиваются в правах в том случае, если оставлять с ними ребёнка опасно для него – не обязательно непосредственно они представляют для него опасность, а возможно, просто не могут обеспечить потребности малыша. Но при этом, оснований лишать их родительских прав нет.
Такое сочетание условий встречается, если родитель недееспособен – в первую очередь, по причине психического расстройства, либо инвалидности I или II группы. Также он может быть признан частично недееспособным – тогда врачами отдельно определяется, сможет ли он продолжать воспитывать ребёнка, либо тому потребуется опека других лиц.
Ограничение прав может быть временным, то есть, после восстановления статуса дееспособного гражданин будет вправе вернуть ребёнка под собственную опеку.
Но в тот период, пока оно действует, будут применяться те же правила, что и в предыдущем случае: даётся время на установление опеки, затем ребёнок помещается в детский дом.
Естественно, в данном случае не может идти речи об усыновлении, поскольку у него есть родитель, чьи права были лишь ограничены. Зато может использоваться такая форма воспитания, как патронат.
Лишение прав
Ему посвящены статьи 69-72 СК, где последовательно раскрываются причины лишения родительских прав, его порядок, последствия, а также возможность восстановления прав.
Если прав был лишён единственный родитель, либо сразу оба, или второй не может воспитывать несовершеннолетнего по иной причине, возникнет та же ситуация, как и в случае со смертью родителей – то есть, необходимо будет либо чтобы кто-то взял его под опеку, либо он отправится в детдом.
Далее для него точно так же может найтись замещающая семья, но с той разницей, что если впоследствии лишённый прав родитель сумеет их восстановить (а это возможно через суд, если ему удастся доказать, что он изменил образ жизни, поведение, подход к воспитанию), то сможет потребовать возвратить ребёнка, для чего также подаётся заявление в суд.
Этот вопрос будет рассматриваться отдельно, и возврат осуществляется только при условии, что он не будет противоречить интересам самого ребёнка.
Важно!
Восстановление в правах невозможно в отношении ребёнка, уже усыновлённого другими людьми.
Лишают прав по следующим причинам:
- уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию, включая систематическую невыплату алиментов;
- отказ забирать малыша из роддома или других организаций (медицинских, образовательных и так далее);
- злоупотребление правами – их применение в ущерб интересам детей;
- жестокое обращение;
- алкоголизм или наркомания;
- преступление против жизни или здоровья ребёнка либо любого другого члена семьи.
Формы устройства детей
Если нашлись желающие взять ребёнка на воспитание, и они удовлетворяют предъявляемым к замещающей семье требованиям, то далее он будет воспитываться ими. Замещающие семьи могут быть разными, и в зависимости от формы будут различаться обязанности – усыновители не то же, что опекуны, те отличаются от приёмных родителей, и так далее.
Самый лучший вариант – усыновление, но и все остальные формы замещения также предпочтительнее для воспитания и развития личности маленького человека, чем нахождение в детдоме.
Ведь семейная обстановка куда лучше способствует формированию гармоничной личности и социализации – воспитанникам детдомов после выпуска очень непросто устроиться в обществе и найти своё место в жизни.
Потому государство стремится всячески способствовать тому, чтобы детей брали в замещающие семьи – упростить процедуру, помогать материально, и так далее.
Под опеку
Чаще всего оставшиеся без родителей дети берутся именно под опеку. Как правило, опека или попечительство применяются, если они остались без родителей, но у них есть родственники, готовые воспитывать их в собственной семье.
Но только на этом варианте её применение не исчерпывается: точно так же брать под опеку могут и чужие по крови люди – если под неё передаётся воспитанник детдома, то это может рассматриваться как промежуточный шаг к усыновлению.
Всё же усыновление – более сложная и обязывающая процедура, а потому есть смысл сначала убедиться, что совместное проживание устроит обе стороны.
На взрослого при опеке будут возложены обязанности по воспитанию подопечного, защите его интересов, государство продолжит участвовать в его материальном обеспечении, но непосредственно занимается этим опекун. Словом, его обязанности во многом схожи с родительскими.
Однако, полноценной семьей опекун и подопечный не становятся – после наступления 14 лет вместо опеки будет установлено попечительство, а значит, часть обязанностей по представлению своих интересов будет переложена на самого подростка. А после достижения совершеннолетия он обретёт полную самостоятельность и более не будет частью семьи.
Опека может быть временной, если родителям необходимо уехать в долгую командировку, либо они по иным причинам оказываются надолго разлучены. В таком случае временно исполняющий обязанности опекуна будет иметь стандартные права опекуна, за исключением возможности распоряжаться имуществом.
Обратите внимание!
Длительность временной опеки ограничена: она составляет до трёх месяцев, хотя в отдельных случаях может продляться до полугода.
Усыновление
В отличие от опеки, в данном случае отношения между усыновлённым и усыновителем с точки зрения закона будут почти аналогичными отношениям ребёнка и родителя. Права усыновлённого будут теми же, что и у родного, в том числе и в плане наследования.
Процедура усыновления более сложна и длительна, чем при взятии под опеку, поскольку потребуется решение суда. Соответственно, и расторгнуть такие отношения также сложнее – для этого также нужно будет решение суда.
При усыновлении ребёнок должен обрести настоящую семью, в отличие от других вариантов замещающих семей – без каких-либо оговорок, то есть усыновители станут ему родителями. Если усыновление произошло в раннем возрасте, то тайна усыновления позволяет взрослым самим решать, когда сообщать усыновлённому о том факте, что он не родной – а по всем документам он будет считаться именно родным.
Приёмная семья
Этот случай схож с опекой, но имеет и определённые отличия.
С одной стороны, несовершеннолетний также помещается в замещающую семью, а приёмные родители должны заниматься его воспитанием и обеспечивать развитие.
Однако, характер связи изначально временный, о чём следует сразу же сообщить ребёнку. Хотя впоследствии форма может и измениться: приёмным родителям даётся приоритетное право усыновления.
Но пока они остаются в статусе приёмных, их права аналогичны правам опекунов, а после того, как подопечным исполняется 14 – попечителей. При этом государство будет финансировать содержание ребёнка, и самим приёмным родителям также полагаются выплаты за их труд, а всё время, пока ребёнок находился в их семье на воспитании, будет зачтено в трудовой стаж.
Такие меры со стороны государства призваны стимулировать граждан становиться приёмными родителями: нельзя сказать, что это очень уж выгодно, но по крайней мере и не затратно, а значит, чтобы приютить ребёнка не обязательно быть богатыми.
Патронатная семья
Как и в случае с приёмной семьей, воспитатель в семье патронатной должен заключить договор на воспитание, и будет получать за это выплаты от государства. Однако, ответственность за ребёнка он будет делить с органами опеки и попечительства, а также Уполномоченной службой.
Патронат нужен затем, чтобы передавать под него детей с не оформленным статусом, в результате чего не получается оформить опеку над ними, или передать их усыновителям. То есть, данная форма замещения рассматривается как временная.
Дополнительная информация
Ещё одним вариантом замещающей семьи считается детский дом семейного типа, в котором может состоять до 12 детей под началом семейной пары, занимающейся их воспитанием. Не будучи классической семьей, он всё же предоставляет куда лучшие условия для развития в сравнении с обычным детдомом.
Хотя не все дети могут реализовать своё право на проживание и воспитание в семье, государство предпринимает усилия, чтобы оно было реализовано для как можно большего количества, в частности, с помощью замещающих семей. И главное в такой семье – не формальности и не статус, а какие в ней складываются отношения, и в какой атмосфере проходит воспитание и взросление.
Источник: http://mojurist.ru/deti/pravo-vospityvatsja-v-seme/
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Новая редакция Ст. 54 СК РФ
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 54 СК РФ
1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
В СК впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1).
Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.
2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители.
В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств.
В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.
При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).
Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут.
Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.
Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь.
Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.
Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).
Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п.
28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта.
При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.
Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г.
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка.
Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).
Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.
Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации
1. В п.1 ст.54 СК РФ сформулировано определение ребенка. Единственным критерием квалификации лица в качестве ребенка является возраст.Лицо утрачивает статус ребенка по достижении восемнадцати лет. Приобретение полной гражданской дееспособности в связи со вступлением в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ) не влияют на его статус ребенка в смысле СК РФ.
2. Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя его право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
3. Об обеспечении права ребенка на воспитание в семье в случае утраты им родительского попечения см. главу 18 СК РФ.
Источник: http://SKodeksRF.ru/rzd-4/gl-11/st-54-sk-rf
Право ребенка жить и воспитываться в семье
Право жить и воспитываться в семье — одно из важнейших прав ребенка, содержащихся в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (Далее – СК РФ). Исключительно семейное воспитание позволяет нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное воспитание ребенка. Как подтверждается практикой, общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью.
Положения СК РФ о праве ребенка на семейное воспитание корреспондируются с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорящей нам, о том, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, является место жительство их законных представителей, усыновителей или опекунов.
Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе выбрать место своего жительства с согласия своего законного представителя, при этом право на совместное проживание с родителями сохраняется. При раздельном проживании родителей место жительство ребенка определяется соглашением между ними.
Никто не может воспрепятствовать праву ребенку жить вместе с родителями — ни государственные органы, ни частные лица.
Для обеспечения обсуждаемого права, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних.
Исключение из этого права может быть только в исключительных случаях, например, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах.
С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ необходимых процедур и условий.
Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка.
Несовершеннолетний гражданин РФ имеет право покидать место жительства и выезжать из Российской Федерации, но, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей.
Если же несовершеннолетний выезжает из России без сопровождения родителей, то он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие родителей на выезд из страны.
В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка: право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст.
7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей.
Оно неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для проявления родителями всесторонней заботы о ребенке, его надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях).
В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка.
Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, то есть осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором воспитания ребенка.
Михаил Красильников
Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/373559/
Право ребенка жить и воспитываться в семье: от социального анализа к постановке проблем на стыке юриспруденции и психологии
Введение в проблему
Анализ права ребенка жить и воспитываться в семье должен быть ориентирован на социальные реалии. С учетом сказанного можно полагать, что объектом социального анализа здесь является само право ребенка жить и воспитываться в семье, но рассматриваемое в контексте социальных процессов.
Это значит, что необходимо как можно лучше уяснить:
- какова социальная потребность в нормативно-правовом регулировании данного права;
- насколько эффективно нормы семейного права, гарантирующие право ребенка жить и воспитываться в семье, служат обществу;
- какие проблемы возникают в связи с реализацией норм, регламентирующих право ребенка жить и воспитываться в семье, и какие из них должны решаться с привлечением специалистов в области психологии и права.
Затронутые в данной статье вопросы не охватывают весь спектр проблематики социального анализа. Вместе с тем изложенные в ней суждения не следует считать выводами окончательными, но надлежит рассматривать как приглашение к обсуждению.
Защита прав несовершеннолетних жить и воспитываться в семье как социальная потребность.
Право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав ребенка, поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития [9].
С другой стороны, семья является важным институтом гражданского общества, одной из главных функций которого является воспитание детей. От того насколько качественно будет эта функция выполняться, зависит здоровье общества в целом.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождавшие преобразования в стране в 1990-е годы, отодвинули семью как социальный институт на периферию внимания органов власти и гражданских институтов, существенно ее ослабили.
Этим обстоятельством во многом предопределены такие факторы, как рост социального сиротства, увеличение числа неблагополучных семей и их интенсивный распад, рост преступных посягательств в отношении прав несовершеннолетних, включая факты неисполнения обязанностей по воспитанию детей.
Так, в 1995 году в России было выявлено и учтено свыше 650 тысяч несовершеннолетних, оставшихся без попечения биологических родителей, т. е.
включая несовершеннолетних, находящихся в интернатных учреждениях, а также переданных под опеку (попечительство) в приемные семьи [2].
В том же году численность детей, отобранных у родителей, включая случаи как лишения, так и ограничения родительских прав, составила 37 668 человек. Было зарегистрировано 84 954 преступления, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних [там же].
С учетом обозначенных социальных процессов закрепление в ст.
54 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) права ребенка жить и воспитываться в семье следует рассматривать не только в контексте влияния международно-правовых норм на национальное право, но и как результат социальных потребностей в решении наиболее беспокоящих российское общество вопросов в этой области, к числу которых относятся равная защита интересов семьи, материнства и детства; преодоление проблемы социального сиротства; профилактика жестокого обращения с детьми, безнадзорности. В данном случае круг этих вопросов вполне сопоставим с формулировками ст. 1 СК РФ, исходящей из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи, невмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
В семейном законодательстве необходимо выделить ряд позитивных изменений, связанных с реализацией данных общественных потребностей.
Во-первых, в целях укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, а также в связи с правомочием несовершеннолетнего на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов нормы семейного права определяют гарантии от произвольного вмешательства в дела семьи. Такими гарантиями являются регламентация оснований лишения (ст. 69 СК РФ) и ограничения (п. 2 ст. 73 СК РФ) родительских прав; оснований отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 СК РФ); оснований к отмене усыновления (ст. 141 СК РФ). Помимо этого допустимые пределы вмешательства в семью с целью защиты прав детей определяются правовыми актами субъектов РФ в части регламентации полномочий органов опеки и попечительства, установления ответственности замещающих родителей (опекунов, попечителей, патронатных воспитателей) [5].
Во-вторых, с целью обеспечения права детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье, в главе 18 СК РФ определен приоритет семейных форм воспитания несовершеннолетних над государственными формами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в интернатные организации лишь при отсутствии возможностей их устройства в семью.
В-третьих, с целью обеспечения правомочий ребенка, установленных ст.
54 СК РФ, в законодательстве сформулированы нормы, предоставляющие несовершеннолетнему право на защиту своих законных интересов, в том числе и от злоупотреблений со стороны родителей либо лиц, их заменяющих (ст.
56 СК РФ), а также нормы, обязывающие органы опеки и попечительства или суд учитывать в обязательном порядке мнение ребенка, достигшего десяти лет, при решении вопросов, определенных статьями 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ.
В-четвертых, с целью реализации прав ребенка на всех уровнях власти создана и действует сеть специализированных государственных органов, чья деятельность предусматривает защиту прав детей, профилактику безнадзорности и социального сиротства.
Несмотря на все перечисленные меры, результаты правотворчества по своим практическим последствиям оцениваются как недостаточные [4].
За время 15-летнего действия норм, определяющих право детей жить и воспитываться в семье (пусть даже с учетом более поздних законодательных новелл), реальная ситуация мало изменилась в лучшую сторону, а по ряду показателей ухудшилась.
Так, по состоянию на 2008 год доля несовершеннолетних, оставшихся без попечения биологических родителей, в общей численности детей составила 3,13 %, что почти вдвое больше по сравнению с 1995 годом [2]. Состояние дел в этой сфере по многим признакам, которые надлежит рассмотреть, является кризисным.
Кризис в области защиты прав несовершеннолетних жить и воспитываться в семье. Признаки кризиса в данной области можно разделить на социальные и правовые. Рассмотрим социальные признаки.
-
Одновременный рост социального сиротства и фактов изъятия детей из кровных и замещающих семей, включая факты несудебного изъятия, что, возможно, означает несоответствие социальных издержек социальным выгодам.
Так, в 2009 году из семей «без решения суда были изъяты органами опеки и попечительства 25 835 детей» − заявил 1июня 2010 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахов на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» [4].
Это рекордно большое число со времени вступления в действие СК РФ.
-
Следующим признаком кризиса является отсутствие соотношения между ожидаемыми социальными выгодами и ростом прямых затрат на поддержание реализации семейного законодательства в области защиты прав детей, т. е. на правосудие, деятельность органов опеки и попечительства, сеть специализированных государственных и муниципальных органов, чья деятельность предусматривает защиту прав детей.
Правовые признаки кризиса:
-
Снижение технического уровня законодательства, сопряженное с ростом недействующих норм. Например, в соответствии с п. 2 ст.
56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в суд по достижении 14 лет.
Однако ввиду отсутствия четкого процессуального механизма самостоятельного обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им 14 лет данная норма является декларативной [1].
-
Потеря определенности правовых норм, в особенности применительно к семейно-правовым мерам защиты субъективных прав детей. Например, п. 2 ст.
73 СК РФ устанавливает, что ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим, указывая в качестве возможного условия стечение тяжелых обстоятельств. Однако закон не определяет, что понимать под стечением тяжелых обстоятельств.
Не дает ответа на вопрос о критерии, который должен применяться к определению тяжелых обстоятельств, и Гражданский кодекс РФ. Неясно, должны ли обстоятельства быть тяжелыми для данного конкретного случая и данного конкретного лица либо они также должны быть объективно тяжелыми.
Органы опеки и попечительства нередко под тяжелыми обстоятельствами подразумевают отсутствие необходимых средств существования. Высокими темпами возрастает доля детей, изъятых из семей по причине бедности родителей.
Данную ситуацию можно проиллюстрировать примером изъятия четверых детей у жительницы Ленинградской области Веры Камкиной за то, что она была не в состоянии содержать их и не оплачивала услуги ЖКХ.
На суде выяснилось, что Вера Камкина в связи со смертью мужа последнюю пару лет пребывала в подавленном состоянии, не работала и жила в отчаянной бедности. На этом фоне обнаруживается, что факты, когда детей отбирают у любящих, но не слишком успешных в жизни родителей, − не такая уж редкость.
Петербург, Дзержинск, Екатеринбург, Ставрополь стали городами, где прошли громкие дела об отобрании детей, причем некоторые из них судом затем были признаны незаконными [6].
Причины кризиса. В рамках данной статьи невозможно претендовать на всеобъемлющую широту и тем более на достаточно целостное теоретическое обоснование всех причин кризиса. Ограничиваясь рамками тематической направленности журнала, обозначим лишь некоторые междисциплинарные проблемы, возникающие на стыке юриспруденции и психологии.
Во-первых, в нормах семейного законодательства не всегда находится место для психологических аспектов защиты семейных прав несовершеннолетних и связи психологии с юриспруденцией.
Проще говоря, нормы о праве ребенка жить и воспитываться в семье не всегда развиваются на основе общих закономерностей при обязательном учете мнения специалистов в области психологии.
Так, с точки зрения возрастной и юридической психологии справедливо ставится вопрос о субъектности ребенка, а в юриспруденции – о его возможности адекватно выражать свои интересы и защищать права. Судя по формулировкам ст.
57 СК РФ ребенок, начиная с 10 лет, может выражать свое мнение по целому ряду вопросов, и мнение это должно учитываться судом, а также органами опеки и попечительства. Психологи между тем отмечают, что в десятилетнем возрасте он не до конца способен учитывать ситуацию в целом, а также отдаленные последствия принятых решений [8].
Во-вторых, реальные возможности юридической психологии в условиях слабой развитости социального диалога по ряду вопросов плохо используются законодателем в правотворчестве.
Так, в юридической психологии рассматриваются вопросы о соотношении интересов ребенка и его родителей, о разграничении допустимых тактик и приемов воспитания и жестоким обращением с ребенком [3].
Обсуждение фактически тех же вопросов в юриспруденции без учета психологических исследований привело к избыточному использованию средств семейно-правовой защиты субъективных прав детей.
В 1995 году численность детей, родители которых были ограничены в родительских правах, составляла 6265 при их общей численности в России 38 миллионов 15 тысяч человек. Однако в 2008 году, когда общая численность детей составляла 26 миллионов 55 тысяч человек, насчитывалось уже 6865 несовершеннолетних, отобранных по суду.
- В-третьих, при отсутствии конструктивного обсуждения проблем семейного права с привлечением всех заинтересованных структур наблюдается сопротивление внедрению ювенальной юстиции и передовых технологий (ювенальных технологий), которые показали свою жизнеспособность и эффективность в ситуациях судебных споров о детях (например, технологии медиации).
- В условиях плохой методологической проработанности данного вопроса и на фоне отсутствия конструктивного диалога возникла мода на популистскую оппозиционность, часто очень плохо сопоставимую со статусом того или иного автора.
- Круг вопросов о защите права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье, возникающих на стыке юриспруденции и психологии. Кратко и лишь в порядке очерчивания круга отдельных проблем, которые соединили бы усилия психологов и юристов (а возможно и представителей других специальностей), можно выделить следующие вопросы:
- соотношение прав ребенка и его родителей, а также семьи;
- надежность и обоснованность критериев вмешательства государственных органов, иных организаций в дела семьи;
- риски необоснованного вмешательства;
- возраст ребенка, когда он адекватно и реально может выражать свои интересы и защищать права;
- роль различных институтов гражданского общества в защите прав несовершеннолетних;
- пределы необходимой защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье.
Можно полагать, что эти вопросы могут быть так разрешены, что нормы семейного права в части защиты интересов несовершеннолетнего не выйдут за рамки необходимого и в возможных пределах обеспечат принятие наиболее правильных, справедливых и эффективных решений.
Источник: https://PsyJournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39337_full.shtml
Личные права несовершеннолетних детей
В СК РФ закреплено пять личных прав ребенка, различных по своему содержанию. К ним относятся:
— право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);
- — право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- — право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);
- — право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
— право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя несколько составляющих;
— право знать своих родителей — согласно ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей насколько это возможно. На реализацию этого права направлен, в частности, институт установления отцовства (материнства);
— право ребенка на заботу со стороны своих родителей предполагает удовлетворение жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства;
— право ребенка на совместное проживание со своими родителями. Этим правом ребенок обладает даже в том случае, если один из родителей проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст.
10 Конвенции «О правах ребенка», ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.
Это положение воспроизведено в СК РФ.
Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками является непременным условием полноценного развития ребенка. В результате реализации этого права ребенок приобретает навыки общения с другими членами общества, учится адекватно воспринимать окружающих.
Право ребенка на защиту. Согласно ст. 56 СК РФ защита законных прав и интересов ребенка может осуществляться им самостоятельно или через представителей. По общему правилу защиту прав и интересов несовершеннолетних осуществляют их родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — органы опеки и попечительства, прокурор, суд.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, вправе сам защищать свои права и интересы.
Несовершеннолетние вправе также самостоятельно защищать свои права и законные интересы в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами. Ребенок вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а с четырнадцатилетнего возраста — в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы.
Закон не указывает возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом, указывая лишь, что обязателен учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст.
12 Конвенции «О правах ребенка» говорится, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/2_77257_lichnie-prava-nesovershennoletnih-detey.html