Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект
Комментарий к статье 215.4
Чем грозит проникновение на охраняемый объект согласно статьям УК РФ
Незаконное проникновение на охраняемый объект грозит для виновного ответственностью согласно Уголовному или Административному кодексам.
Понятие незаконного проникновения
- сооружения и здания;
- акватория;
- транспорт и грузы;
- денежные средства и иные материальные ценности, подлежащие к защите.
В качестве примеров охраняемых объектов можно привести транспортные и гидротехнические туннели метро, электростанции, емкости для хранения химических отходов и т.д.
Назначение таких объектов делают их привлекательными для проникновения, как в хулиганских, так и в преступных целях, что, в свою очередь, повышает риск террористических атак.
Проникновение считается незаконным, когда границы объекта были пересечены лицами, не имеющими на это право, или они не имели правильно оформленных документов. Порядок пропускного режима зависит от статуса объекта.
Объект также может охраняться без привлечения ведомственной охраны. За нарушение пропускной системы на таком объекте также предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект согласно ст. 20.17 КоАп РФ
За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:
- административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.
Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):
- административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф такого же размера, но без конфискации;
- административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.
Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.
Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2015 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении.
На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Видеокамера также была изъята.
Наказание за проникновение на охраняемый объект согласно статье 215.4 УК РФ
Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс . Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:
- штраф в сумме до 500000 рублей;
- штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
- ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
- лишение свободы на срок до 24 месяцев.
Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:
- совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
- сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.
Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:
- штрафа в сумме до 700000 рублей;
- штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
- лишения свободы сроком до 4-х лет.
Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.
Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений.
Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза.
Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.
Прокуратура Камчатского края
Список органов прокуратуры Камчатского края
Календарь новостей
Разъяснения прокурора
Прокурор разъясняет: вводится реестр площадок сбора бытового мусора
Прокурор разъясняет: введена уголовная ответственность за нарушение трудовых прав граждан предпенсионного возраста
Прокурор разъясняет: дополнительные меры в защиту прав предпринимателей от необоснованных проверок
Прокурор разъясняет: кто несет судебные издержки и расходы в гражданском процессе?
Прокурор разъясняет: ответственность за загрязнение воздуха
Прокурор разъясняет: изменения в ук и коап рф предусматривают ответственность за незаконное проникновение на охраняемые подводные и подземные объекты
Источник: https://active-region.ru/drugoe/otvetstvennost-za-nezakonnoe-proniknovenie-na-ohranjaemyj-obekt.html
Какая ответственность предусмотрена за незаконные проникновения на охраняемые объекты
Начнём сразу с того, что за незаконное проникновение на охраняемый объект нарушителю придётся отвечать. Причём санкции непосредственно зависят от особенностей правонарушения, которое регулируется как Административным, так и Уголовным кодексами Российской Федерации.
Потому стоит дважды подумать перед тем, как проникать на территории охраняемых объектов и зон без соответствующих разрешений и допусков. Если вас поймают с подобным нарушением, придётся нести ответственность.
Отнесут дело к категории административных, либо уголовных, уже зависит от определённых факторов.
Наказание за незаконное проникновение на охраняемый объект.
Основные понятия
Для начала разберёмся в таких правонарушениях, как нарушение пропускного режима охраняемого объекта, либо просто незаконное проникновение. Официальный документ, регулирующий ведомственную и специальную государственную охрану, приводит несколько объектов, которые по законодательному акту приписываются к законно охраняемым:
- здания;
- различные сооружения;
- акватории портов;
- грузы и транспортные средства;
- денежные средства;
- прочие материальные ценности, которые подлежат обязательной защите.
Наличие статьи об ответственности за незаконное проникновение не поддаётся сомнению. Страх понести наказание за хулиганство, либо намерение совершить более серьёзное преступление останавливает потенциальных нарушителей. В качестве объектов, зон и пунктов, подлежащих обязательной охране, могут выступать:
- транспортные туннели;
- линии метро;
- гидротехнические сооружения;
- электростанции;
- гидроэлектростанции;
- хранилища химических и прочих опасных отходов;
- акватория морского порта и пр.
Функции и назначение этих охраняемых объектов делают их потенциально более привлекательными в глазах правонарушителей. Причём обмануть контрольно-пропускной пункт пытаются чаще в хулиганских целях, нежели в преступных. Хотя и второй вариант исключать категорически не стоит.
Попытки проникнуть на охраняемые объекты со стороны преступников, преследующих определённые цели, повышают риски потенциальной террористической угрозы. Потому задачей охраны является эффективная и надёжная защита объекта от незаконных посягательств.
В случае нарушения режима ограниченного допуска по отношению к правонарушителю могут применяться статьи, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.
Но прежде чем обращаться к статьям Административного и Уголовного кодексов, действующих на территории Российской Федерации, дадим некоторые уточнения относительно незаконного проникновения.
Проникновение считается незаконным в том случае, когда границы охраняемого соответствующими структурами объекта пересекают лица, не имеющие соответствующего допуска и разрешения. Либо используемые ими документы для прохождения контрольно-пропускного пункта не были правильно оформлены.
Наличие контрольно-пропускного пункта не является обязательным для находящихся под охраной объектов. Порядок установленного режима пропуска зависит непосредственно от статуса и особенностей каждого конкретного объекта. Часто за охранные функции отвечает так называемая ведомственная охрана.
Это совокупность различных управляющих официальных органов, которые создаются государственными структурами власти, и функционируют с целью обеспечения охраны соответствующих зон, объектов и пунктов, нуждающихся в ней. Но объекты, зоны и пункты также могут обходиться без услуг ведомственной охраны.
Но и в случае нарушения их режима ограниченного или закрытого доступа будет применяться соответствующая статья УК РФ, либо же КоАП РФ.
Крайне важно отметить одну особенность. Способов незаконного проникновения существует достаточно много. Человек может оказаться на охраняемом и закрытом объекте путём вторжения через окна, взломать двери, срезать ограждения и пр.
Но если нарушитель проник в какое-то помещение или оказался на объекте, используя доверие хозяев, а также обманув их, тогда состава преступления здесь нет.
Это обусловлено тем, что в таких ситуациях вторжение осуществлялось с разрешения и согласия хозяев.
Административная ответственность
В случае нарушений режимов охраняемых объектов предусмотрена соответствующая административная обязательная ответственность, которая регулируется статьёй 20.17 КоАП РФ. В качестве объекта преступления согласно этому законодательному акту выступает общественная безопасность.
А в роли субъекта нарушения представлен любой дееспособный гражданин.
Незаконная самовольная попытка проникновения на находящийся под охраной пункт, зону или объект, с реализацией задуманного, предусматривает следующие варианты ответственности за совершённое административное правонарушение:
- Административный денежный штраф. Размер денежного штрафа составляет от 3 до 5 тысяч рублей. При этом если при проникновении нарушитель использовал различные орудия и приспособления, их обязательно конфискуют. Сюда относятся любые средства взлома объекта, находящегося под охраной, а также устройства для фото и видеозаписи.
- Административный штраф. Также нарушителя могут обязать заплатить денежный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, но не применять меру по конфискации орудий и средств записи.
Также дееспособные граждане несут административную ответственность в тех случаях, когда проникновение осуществляется на подводные и подземные сооружения, контролируемые государственной или ведомственной структурой охраной. Здесь предусмотрены следующие меры пресечения:
- Административный денежный штраф. Его размер составляет от 5 до 200 тысяч российских рублей. При этом у правонарушителя конфискуют предметы, которые были использованы для проникновения, а также все устройства фото фиксации и видеозаписи.
- Административный штраф. Нарушитель обязан заплатить денежный штраф в размере от 5 до 200 тысяч рублей, но без конфискации предметов и устройств.
- Административный арест. Продолжительность такого ареста составляет не более 15 суток. Здесь дополнительно может применяться конфискация.
Так что не всегда можно отделаться штрафом. При обнаружении правонарушителя, если деяние квалифицируют как административное нарушение, тогда оно выносится на детальное рассмотрение среди:
- руководства территориального УВД (Управление внутренних дел);
- территориального отделения полиции;
- начальников и руководства линейных управлений.
Если нарушение режима охраняемого объекта не имеет характерных признаков, указывающих на уголовный состав преступления, здесь применяется только статья 20.17 действующего КоАП РФ. Полный текст документа.
Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/bezopasnost/otvetstvennost-za-nezakonnoe-proniknovenie-na-ohranyaemyj-obekt.html
Наказание за незаконное проникновение на охраняемый объект
Незаконное проникновение на охраняемый объект грозит для виновного ответственностью согласно Уголовному или Административному кодексам.
Понятие незаконного проникновения
Согласно Закону «О ведомственной охране», к охраняемым в законном порядке объектам относятся:
Обратите внимание
Существует несколько способов незаконного проникновения — это вторжение через окно, проникновение со взломом и другие. Однако если злоумышленники проникли в помещение, воспользовавшись доверием хозяев или путем обмана — состава преступления нет, т.к.
предполагается, что вторжение произошло с согласия хозяев.
- сооружения и здания;
- акватория;
- транспорт и грузы;
- денежные средства и иные материальные ценности, подлежащие к защите.
В качестве примеров охраняемых объектов можно привести транспортные и гидротехнические туннели метро, электростанции, емкости для хранения химических отходов и т.д.
Назначение таких объектов делают их привлекательными для проникновения, как в хулиганских, так и в преступных целях, что, в свою очередь, повышает риск террористических атак.
Проникновение считается незаконным, когда границы объекта были пересечены лицами, не имеющими на это право, или они не имели правильно оформленных документов. Порядок пропускного режима зависит от статуса объекта.
Ведомственная охрана – это совокупность органов управления, которые были созданы государственными органами исполнительной власти, с целью охраны объектов.
Объект также может охраняться без привлечения ведомственной охраны. За нарушение пропускной системы на таком объекте также предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект согласно ст. 20.17 КоАп РФ
Объектом преступления ст.20.17 является общественная безопасность. Субъект правонарушения – дееспособные граждане.
За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:
- административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.
Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):
- административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
- штраф такого же размера, но без конфискации;
- административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.
Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.
Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2015 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении.
На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Видеокамера также была изъята.
Наказание за проникновение на охраняемый объект согласно статье 215.4 УК РФ
Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс. Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:
- штраф в сумме до 500000 рублей;
- штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
- ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
- лишение свободы на срок до 24 месяцев.
Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:
- совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
- сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.
Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:
- штрафа в сумме до 700000 рублей;
- штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
- лишения свободы сроком до 4-х лет.
Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.
Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений.
Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза.
Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.
Чтобы узнать больше информации – задавайте вопросы в х к статье
Источник: https://lexconsult.online/7364-chem-grozit-proniknovenie-na-ohranyaemyi-obekt-soglasno-statyam-uk-rf
Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание
Одним из видов правонарушений, осуществляемых на территории РФ, является проникновение на охраняемый объект.
Виновное лицо в такой ситуации согласно действующему законодательству может привлекаться к административной или уголовной ответственности.
Мера наказания будет зависеть от того, с какой целью это было сделано, каким образом, и имеются ли определенные обстоятельства, отягчающие данное правонарушение.
Состав преступления
При определении состава правонарушения или преступления в первую очередь рассматривается понятие охраняемого объекта. Согласно нормативным актам, регулирующим такой вопрос, законно охраняемыми могут считаться:
- Здания и сооружения;
- Акватории порта;
- Различные грузы и транспортные средства;
- Денежные средства и материальные ценности.
Проникновение на территорию сооружений может характеризоваться различными целями злоумышленников, при этом особые функции таких зданий и режим безопасности – к примеру, если это объект охраняемый чопом, делает их даже более привлекательными в глазах правонарушителей. С целью обеспечения защиты объекта и целостности информации или материальных ценностей, которые могут храниться на них, применяются различные меры и способы, а лиц, нарушивших закон, привлекают к административной или материальной ответственности.
Определение противоправных действий
Читайте: Порча, уничтожение или повреждение чужого имущества
Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.
Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта.
Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения.
То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.
При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.
При этом важной особенностью является то, что если проникновение имело место путем обмана хозяев (собственников, охранников, должностных лиц и т.д.), то есть они, введенные в заблуждение, сами пустили или дали разрешение на пропуск, привлечение к ответственности не может рассматриваться.
Несение административной ответственности
В случае, если зафиксирован факт нарушения, лицо привлекается к административной ответственности – такие действия рассматривает статья КоАП РФ 20.17.
Объектом в такой ситуации будет являться общественная безопасность, а субъектом – любой гражданин, который в силу своего возраста и состояния здоровья признается дееспособным.
Виды ответственности и мера наказания может быть следующей:
- Необходимость выплаты штрафа. Величина его будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Параллельно с этим в ситуациях, если нарушитель для проникновения на объект использовал какие-либо устройства, инструменты, аппаратуру, то все они изымаются;
- Исключительно выплата штрафа в размере до 5 тысяч рублей без конфискации вспомогательных средств;
Отдельным видом привлечения к административной ответственности будет рассмотрение нарушений, заключающихся в проникновении на подводные и подземные сооружения, которые контролирует государственная или ведомственная структура. Меры наказания в такой ситуации предусматриваются следующие:
- Выплата штрафа. Величина его будет составлять от 5 до 200 тысяч рублей с конфискацией использованных для проникновения на объект предметов;
- Выплата штрафа в размере от 5 до 200 тыс. рублей без конфискации имущества;
- Административный арест. Длительность такой меры может составлять не более 15 суток. Дополнительно к ней, как и в случае со штрафом, может использоваться конфискация средств проникновения на объект.
В случае, если фиксируется факт правонарушения, рассмотрением подобных дел занимаются:
- Местное отделение Управления внутренних дел;
- Территориальное отделение полиции РФ;
- Начальство или лица, занимающие руководящие посты линейного управления.
Несение уголовной ответственности
В случае, если в действиях нарушителя обнаруживаются обстоятельства, которые уже не точно характеризуются описанием административного правонарушения, а содержат иные признаки, отягчающие содеянное, то имеет место привлечение к уголовной ответственности. Подобные нарушения рассматриваются по статье 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также при наличии обстоятельств рецидива мера наказания может быть следующей:
- Штраф, величина которого будет составлять до 500 тысяч рублей;
- Штраф, который рассчитывается путем вычисления дохода виновного за период 18 месяцев;
- Ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
- Лишение нарушителя свободы. Максимальный срок такой меры также будет составлять 2 года.
В ситуации, когда незаконное проникновение совершила группа лиц, имея предварительный сговор, или же такое противоправное действие повлекло за собой распространение сведений, относимых к государственной тайне, мера наказания будет следующей:
- Выплата штрафа в размере до 700 тысяч рублей;
- Выплата штрафа в размере дохода виновного за период 24 месяцев;
- Лишение правонарушителя свободы на срок до 4 лет.
Таким образом, проникновение на объект, который относится к охраняемым, является действием, совершаемым вразрез с действующими нормами закона. В зависимости от обстоятельств такого действия виновное лицо может привлекаться к административной или уголовной ответственности и нести меру наказания в виде выплаты штрафа или лишения свободы.
Источник: https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/sobstvennost/proniknovenie-na-oxranyaemyj-obekt/
Преступление против общественной безопасности: особенности квалификации (гл. 24 УК РФ)
Преступления против общественной безопасности — это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 24 УК, причиняющие или создающие реальную угрозу причинения существенного вреда жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Их специфической особенностью является то, что они посягают на интересы общества как единого социального организма, его безопасные условия существования, материальные и духовные ценности, основы безопасности личности, общества и государства, причиняют или могут причинить значительный физический, материальный, моральный и иной вред. Кроме того, дезорганизация общественного спокойствия и нормального жизнеобеспечения общества создает условия для совершения других преступлений.
Родовым объектом рассматриваемых преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность компьютерных информационных процессов.
Их видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность жизнедеятельности населения, нормальную деятельность организаций, учреждений и предприятий, общественный порядок, интересы личности, общества и государства при выполнении специальных работ и обращении с общеопасными предметами и веществами.
Непосредственным объектом признаются отдельные сферы общественной безопасности и общественного порядка.
Для деяний, предусмотренных ст. ст. 222 — 226, 226.1 УК, обязательным признаком состава преступления выступает предмет.
С объективной стороны большинство деяний осуществляются в форме действия (ст. ст. 205, 206, 209 УК и др.), некоторые — только путем бездействия (ст. ст. 215, 216, 224 УК и др.). Ряд преступлений против общественной безопасности могут быть совершены как путем действия, так и бездействия (ст. 215.1 УК и др.).
Большинство преступлений против общественной безопасности имеет формальный состав (ст. ст. 205.1 — 207, 211, 214, 220, 222 УК). Выделяются преступления с составами конкретной опасности (ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 215, ч. 1 ст. 215.1 УК), с материальными (ст. ст. 216, 217.1, 218, 219, 224, 225 УК) и усеченными (ст. ст. 208 — 210, 212, 227 УК) составами.
Другие признаки объективной стороны могут быть обязательными для некоторых составов преступлений гл. 24 УК: способ — для хулиганства (п. «а» ч. 1 ст. 213), обстоятельство места — для пиратства (ст. 227) и т.д.
Некоторые нормы данной главы имеют бланкетные диспозиции (ст. ст. 216, 219 УК и др.). Для уяснения их содержания и правильного применения необходимо обращаться к нормативным актам других отраслей права.
С субъективной стороны подавляющее число анализируемых преступлений совершается умышленно, причем большая часть — только с прямым умыслом (ст. ст. 205 — 214, 215.2, 215.3, 220 — 223, 226 — 227 УК). Некоторые из рассматриваемых преступлений могут совершаться только по неосторожности (ст. ст. 215, 215.1, 216, 217, 217.1, 218, 219, 224, 225 УК).
Обязательным признаком субъективной стороны преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 209, 210, 211, 227 УК, является цель их совершения.
Цель оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями (ст. 205 УК) либо государством, организацией или гражданином (ст. 206 УК) состоит в принуждении их к отказу от совершения действия либо, наоборот, к выполнению незаконных или невыгодных действий, желаемых для виновного.
Субъект преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 207, ч. 2 ст. 213, 214, 226 УК, — лицо, достигшее возраста 14 лет; за остальные преступления ответственность установлена с 16 лет.
Билет № 16
- Понятие и виды криминалистически значимой информации. Формы и виды учетов.
- Криминалистически значимая информация — фактические данные, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступления, а также сведения справочного характера, используемые в процессе расследования преступлений.
- Виды криминалистически значимой информации:
- а) актуальная криминалистически значимая информация — находящаяся в причинно-следственной связи с событием конкретного преступления (характеризующая способ преступления, лиц, его совершивших, предмет преступного посягательства, орудия преступления, обстоятельства преступления);
б) потенциальная криминалистически значимая информация — справочная информация (характеризующая признаки различных объектов — человека, материалов, веществ, изделий и предметов, не имеющих, как правило, причинно-следственной связи с событием конкретного преступления, и способствующая решению диагностических и идентификационных задач расследования).
Источниками актуальной криминалистически значимой информации являются различные следы преступления, а потенциальной — сведения об источниках происхождения, физических и химических свойствах известных веществ и материалов, их качественном и количественном составе и т.п.
- Использование криминалистически значимой информации осуществляется в рамках криминалистической регистрации.
- Криминалистическая регистрация — научно разработанная система накопления, обработки, хранения и поиска криминалистически значимой информации в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
- Под криминалистической регистрацией понимают как определенную систему материальных объектов, так и практическую регистрационную деятельность.
Научные предпосылки криминалистической регистрации заключаются в индивидуальности объектов материального мира, их относительной устойчивости, способности к взаимодействию, в результате которого возникают различные следы, служащие идентифицирующими объектами. Таким образом, криминалистическая регистрация неразрывно связана с теорией криминалистической идентификации, учениями о механизме следообразования и способе преступления.
Правовые основания криминалистической регистрации — Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (статьи 84, 133, 141, 171, 184, 186, 187 и др.), Закон о милиции, Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, ведомственные нормативные акты.
- К юридическим основаниям криминалистической регистрации относятся:
- — постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
- — приговор или определение суда;
- — постановление об объявлении лица в федеральном розыске;
- — протокол задержания подозреваемого;
- — протоколы следственных действий (для регистрации различных следов).
- Учеты ведутся в форме картотек, состоящих из информационных карт, которые содержат систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета. Помимо информационных карт могут собираться и натурные
- объекты, которые направляются в экспертно-криминалистические подразделения на исследование, проверку и постановку на учет органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.
В экспертно-криминалистических подразделениях, в соответствии с приказом МВД России от 10.02.2006 № 70 функционируют следующие виды учетов:
- — следов рук; следов подошв обуви; следов орудий взлома; следов протекторов шин транспортных средств;
- — данных ДНК биологических объектов; микрообъектов;
- — самодельных взрывных устройств; самодельного огнестрельного оружия; пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий; контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия;
- — поддельных денежных билетов, цепных бумаг и документов; поддельных монет;
- — субъективных портретов разыскиваемых лиц;
- — фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц;
- — черепов неопознанных трупов.
- В случае необходимости могут быть созданы и другие виды экспертно-криминалистических учетов.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s47520t4.html