Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.
Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:
- Понятие должника,
- Критерии возбуждения процедуры,
- Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
- Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
- Особенности внешнего управления,
- Особенности процесса продажи имущества и др.
Отнесение должника к субъектам естественной монополии
Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии — прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица. Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.
Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.
Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии
Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии.
Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей.
Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.
Взыскание имущества проводится в следующем порядке:
- В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
- Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.
Специальные участники банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле.
Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.
Замечание 2
Уполномоченный орган, который осуществляет контроль и надзор деятельности естественных монополий — Федеральная антимонопольная служба, которая при продаже имущества монополиста заключает соглашение с покупателями об исполнении условий конкурса.
Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.
Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/monopoliya/bankrotstvo_subektov_estestvennyh_monopoliy/
Порядок, специфические черты и особенности банкротства субъектов естественных монополий
Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.
Особенности банкротства естественных монополий
Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.
Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.
Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.
Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.
На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.
За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра.
Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.
На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:
- передача тепловой энергии;
- водоснабжение;
- водоотведение и пр.
Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.
На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:
- требований кредиторов в части денежных обязательств;
- выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
- обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).
Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.
Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:
- Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
- Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
- В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
- Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.
Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.
Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.
На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:
- Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
- Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.
Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.
В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.
Пошаговая процедура банкротства
Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.
Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд
В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган.
Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве.
В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.
Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения
При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.
Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства.
Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.
Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего.
На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.
Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.
Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства.
В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.
Внешнее управление
По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему.
Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса.
В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.
С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.
На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст.200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.
На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.
На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.
В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.
Конкурсное производство
Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.
На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.
Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте.
Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.
Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота.
При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.
Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.
Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ.
В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения.
Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.
Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/estestvennykh-monopoliy.html
Особенности банкротства естественных монополий
Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей.
Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
- Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
- В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
- Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
- Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.
Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.
К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.
Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.
Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов
- имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
- вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.
Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-estestvennich-monopoliy
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Субъект естественной монополии – организация, осуществляющая производство и реализацию товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии.
Естественная монополия – это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего естественные монополии – это фирмы, управляющие трудоемкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически не оправдано или технически невозможно (например, системы водо- и электроснабжения, железные дороги и т.п.).
Дело о банкротстве субъекта естественной монополии возбуждается арбитражным судом при условии, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику составляют не менее чем 500 тыс. руб.
и они не исполнены им в течение шести месяцев с даты обязательного исполнения.
При банкротстве данной категории должников лицом, участвующим в деле, наряду с другими лицами признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Если должник – субъект естественной монополии подал в суд исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен или тарифов на товары и услуги, производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о его банкротстве приостанавливается до вступления в законную силу решения, принятого по его иску.
При введении внешнего управления внешний управляющий не может отказываться от исполнения договоров перед потребителями, если это не допускается федеральными законами и другими нормативными актами, а также не может отчуждать имущество должника, представляющего собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. При продаже это имущество выставляется на торги единым лотом.
Договор купли-продажи должен содержать следующие обязательные условия: покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, согласиться принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, регулируемых законодательством о естественных монополиях, а также обязательства по обеспечению производимого или реализуемого товара для потребителей.
При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и реализации товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов обладают правом преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества, а также могут приостановить его продажу в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.
Изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве) внесены Федеральным законом от 12 июня 2011 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и cm. 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства» в связи с большой социальной значимостью процедур банкротства застройщиков и их серьезными отличиями от обычных процедур банкротства.
Застройщик – лицо, привлекающее денежные средства и имущество участников строительства, к которому имеются требования о передаче жилых помещений (о передаче на основании договора в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, не введенного в эксплуатацию), или денежных требований о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, или возмещении убытков, причиненных нарушением обязательств застройщика передать жилое помещение участнику строительства.
Участник строительства – лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.
Арбитражный суд может признать наличие таких требований в случае:
- заключения договора или предварительного договора участия в долевом строительстве;
- заключения договора или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;
- заключения договора займа, обязательства по которому прекращаются после передачи жилого помещения в собственность;
- внесения денежных средств и иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере с последующей передачей жилого помещения в собственность и др.
С даты введения наблюдения в отношении застройщика должник может заключить договоры о передаче жилых помещений, соглашения об изменении и расторжении таких договоров, совершать сделки с недвижимым имуществом и земельными участками только с письменного согласия временного управляющего.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются наряду с другими участники строительства, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов.
Зачастую с момента введения в отношении застройщика процедуры наблюдения суды общей юрисдикции возвращают любые иски к застройщику в связи с неподведомственностью, даже если заявленные гражданами требования не охвачены ст. 201.8 закона. Такие определения суды вышестоящих инстанций отменяют (Постановление Президиума Московского областного суда от 12 сентября 2012 г. № 363 по делу № 44г-152/12 ОЖК «Олимп», Постановление Президиума Московского областного суда от 6 февраля 2013 г. № 47 по делу № 44г-28/2013 ООО «СвятоГрад-Инвест»), В случае, если гражданин, которому отказано в рассмотрении требования в районном суде со ссылкой на ст. 201. 8, обратится в арбитражный суд, суд обязан рассмотреть спор по существу, поскольку из-за отказа в рассмотрении дела как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом гражданин оказывается лишенным права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 29 октября 2013 г. по делу А40– 4680/06–124–13Б (КТ «Социальная инициатива и компания»), Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № 14520/12 по делу № А41-26287/2009 (ООО «СвятоГрад-Инвест»)).
В большинстве случаев в преддверие банкротства застройщика участники строительства, а также инвесторы нежилых помещений стараются закрепить право собственности в судах общей юрисдикции.
До начала процедур банкротства, если жилой дом незавершен строительством, суды общей юрисдикции вправе признать право на квартиру как долю в незавершенном строительством жилом доме (Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 5-В12–11, Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. № 5-В12–10, Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2012 г. № 46-В11–34, Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. № 46-В11–28, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 4-В10–34 и т.п.).
Момент перехода компетенции от суда общей юрисдикции к арбитражному суду при банкротстве застройщика определен следующим образом: иски, поданные до момента введения процедур, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции и не передаются в арбитраж; иски, поданные после введения процедуры банкротства застройщика, подлежат рассмотрению в деле о банкротстве (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 27 августа 2012 г. № 44г-239/2012, Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 4-КГ13-4).
Арбитражный суд вправе по ходатайству заявителя или участвующих в деле лиц принять обеспечительные меры в виде запрета на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом и на государственную регистрацию такого договора.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении застройщика наблюдения в ходе наблюдения и всех последующих процедур требования к застройщику, за исключением текущих, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. При этом в наблюдении исполнение исполнительных документов приостанавливается, а в конкурсном производстве – прекращается.
При банкротстве застройщика ведется реестр требований о передаче жилых помещений, в который включаются:
- сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору о передаче жилого помещения и стоимость переданного застройщику имущества;
- размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком;
- сведения о жилом помещении, являющемся предметом договора.
В ходе конкурсного производства требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь производятся расчеты с требованиями граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, компенсации морального вреда;
- во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь – расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства;
- в четвертую очередь – расчеты с другими кредиторами.
Если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, арбитражный управляющий не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца с даты своего утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований данных участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу. Кооператив должен соответствовать следующим требованиям:
- основными целями его деятельности являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в нем жилых помещений участникам строительства после его завершения;
- членами кооператива являются все участники строительства, требования которых внесены в реестр, за исключением отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства;
- в качестве паевых взносов члены кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также денежные средства для завершения строительства.
Если в течение еще двух месяцев после истечения двухмесячного срока собрание участников строительства не приняло никакого решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о передаче объекта незавершенного строительства, арбитражный управляющий уведомляет об этом арбитражный суд и направляет участникам строительства уведомления о возможности предъявления в течение месяца в арбитражный суд денежного требования при условии отказа участника строительства от исполнения договора о передаче жилого помещения. Эти требования рассматриваются арбитражным судом, который выносит определение об их включении в реестр требований кредиторов.
Если у застройщика имеется многоквартирный дом, строительство которого завершено, арбитражный управляющий в те же сроки обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований путем передачи им в собственность жилых помещений в этом доме.
Собрание участников строительства проводится по правилам проведения собрания кредиторов, но с некоторыми особенностями.
Источник: https://studme.org/1593110621836/menedzhment/osobennosti_bankrotstva_subektov_estestvennyh_monopoliy
Как отличить обычного банкрота от банкрота — субъекта естественной монополии?
К субъектам естественной монополии относят те хозяйствующие субъекты (юридические лица), которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Традиционно, антимонопольные требования являются тяжким бременем для таких предприятий, поэтому многие делают все, чтобы не попасть под специальное регулирование.
Однако, в моей адвокатской практике есть пример (дело № А83-2151/2016), когда предприятию, занимающегося генерацией электроэнергии, т.е. производством и реализацией ее на товарном рынке, крайне необходимо было попасть под такое регулирование.
Фабула дела № А83-2151/2016.
Предприятие занимается генерацией электроэнергии на основе возобновляемых источников и продает по установленному органом исполнительной власти тарифу единственному покупателю. В определенный момент кредитная организация инициирует процедуру банкротства в «льготном» порядке, без решения арбитражного суда о взыскании денежных средств.
Процедуры банкротства в течение года одна за другой следует по общим правилам без учета особенностей специальных разделов ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в частности раздела о банкротстве субъектов естественных монополий, устанавливающей иные критерии для должника, а также расширенный субъектный состав участников процесса и порядок реализации имущества банкрота.
Что стало препятствием?
- В сложившейся ситуации, необходимо было выбрать стратегию, которая бы позволила вернуть контроль над предприятием и получить время для восстановления платежеспособности.
- Целью выбранной стратегии стало: прекращение производства по делу, в связи с нарушением процедуры признания должника банкротом.
- Главной задачей стало доказать, что предприятие – должник является субъектом естественной монополии, тогда длившиеся уже более года банкротные процедуры можно было бы «отмотать».
- Однако, Арбитражный суд Республики Крым по-другому на все посмотрел.
- Антимонопольное законодательство предусматривает ведение специального реестра субъектов естественных монополий.
- Это и стало главной проблемой, и основным доводом в решениях арбитражных судов.
Правовая позиция.
В частности, суды, по нашему мнению, ошибочно указали, что положения Закона о банкротстве распространяются только на тех субъектов естественных монополий, которые включены в соответствующие реестры, допустив, по моему мнению, неправильное истолкование ст. 3, 4, 10 ФЗ «О естественных монополиях».
Данная правовая позиция суда противоречит действующему законодательству, сложившейся судебной практике и разъяснениям Федеральной антимонопольной службы.
Так, в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии» прямо указано, что субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
- Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее — Реестр субъектов естественных монополий) и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа.
- Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в законе, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии».
- Данная позиция антимонопольной службы нашла отражение в практике арбитражных судов, которые применяют положения ФЗ «О естественных монополиях» вне зависимости от нахождения сведений об обществах в реестрах естественных монополии.
«Субъектом естественной монополии согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 названного Закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий» (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2012 года по делу № 2513/12, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от «10» февраля 2014 г. по делу № А26-1481/2013 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2016 года по делу № А63-9113/2015, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06 апреля 2011 года по делу № А63-6499/2010).
Таким образом, ФЗ «О естественных монополиях» не содержит указаний на наличие условия об обязательном включении в реестр общества для признания его субъектом естественной монополии. Основополагающим признаком следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Арбитражный суд Республики Крым в деле № А83-2151/2016 не учел также, что есть и другие признаки субъектов естественной монополии, например наличие объектов электросетевого хозяйства и регулирование тарифа специальным органом по ценам и тарифам.
Из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2011 по делу N А82-9050/2010, следует:
ОАО (заявитель) через имеющиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства фактически обеспечивает переток электроэнергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в адрес ООО, то есть заявитель действует на товарном рынке, находясь в состоянии естественной монополии (ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях»).
ООО «ОУЛ СОЛАР» (банкрот по делу № А83-2151/2016) владеет на праве собственности линиями электропередачи (кабельными) протяженностью более 30 км., который обеспечивает переток электрической энергии покупателю ГУП «Крымэнерго».
Согласно п. 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ ФЗ «О естественных монополиях», признаком деятельности в условиях естественной монополии является наличие государственного регулирования тарифов.
Из статьи 6 ФЗ «О естественных монополиях», следует, что органами регулирования естественных монополий может применятся ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Приказом от «18» декабря 2015 года №79/26 Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым установил с 01.01.2016 года тариф на производство электрической энергии ООО «ОУЛ СОЛАР» в размере 3 523 руб. за МВт.ч (без НДС). Тариф устанавливается сроком на 1 год.
Таким образом, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым осуществляет государственное регулирование по установлению тарифа (цен) на производство электрической энергии для ООО «ОУЛ СОЛАР» как субъекта естественной монополии.
Выводы.
- Убежден, что включение в реестр субъектов естественных монополий не имеет значения для отнесения предприятия к таковым.
- Убежден, что генерирующее электроэнергию предприятие и обеспечивающее переток электроэнергии покупателю по установленному государством тарифу является субъектом естествнной монополии.
Источник: https://zakon.ru/Blogs/kak_otlichit_obychnogo_bankrota_ot_bankrota_-_subekta_estestvennoj_monopolii/75232
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Банкротство субъектов естественных монополий
Согласно п.1 ст.197 Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Как закреплено в ст.3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003г.) естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Таким образом, субъекты естественных монополий действуют в сферах, где отсутствует конкуренция, и оперативно заменить их другими товаропроизводителями невозможно по объективным причинам.
Применение к субъектам естественных монополий общих правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их устранение с товарного рынка как хозяйствующих субъектов, что, несомненно, влекло бы непредсказуемые последствия для экономики, обороны и социальной сферы страны.
Важно подчеркнуть, что параграф 6 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 января 2005 года.
До указанной даты в сфере регулирования особенностей банкротства субъектов естественных монополий продолжает действовать, в частности, Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[2], который утратит силу одновременно с введением в действие ст. 197-201 Закона.
Организации могут считаться субъектами естественных монополий после включения в соответствующие Реестры (базы данных, содержащие информацию о юридических лицах, занятых производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в условиях естественной монополии в определенной сфере).
Например, в соответствии с Положением о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 26.11.2002 г. №81 в соответствующие Реестры включаются хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), осуществляющие деятельность в следующих сферах: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; транспортировка газа по трубопроводам; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Выделим основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:
- субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.197);
- размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (п.3 ст.197);
Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст.198 Закона).
Статус рассматриваемых объектов определяется во многом тем, что они обязаны осуществлять свою деятельность, исходя из определенных тарифов на товары (работы, услуги). Эти тарифы устанавливаются ненормативными актами органов государственной власти. Соответственно, изменение тарифов может негативно сказаться на неплатежеспособности монополиста.
Если естественный монополист считает, что тарифы были изменены необоснованно, он может обратиться в суд с иском в соответствии с ч.5 ст.12 и ст.13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа как несоответствующего закону, иным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы субъекта.
Наличие принятого судом искового заявления монополиста о признании недействительным акта государственного органа является основанием для приостановления рассмотрения дела о банкротстве.
Производство приостанавливается до вступления в силу решения суда по иску к государственному органу. Исходя из содержания этого решения, можно будет делать дальнейшие выводы о судьбе конкурсного процесса.
Так, если акты государственных органов в части утверждения тарифов признаны недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом.
Поскольку речь идет не об обязанности, а о праве суда, представляется, что решение об отказе в признании должника банкротом будет принято при наличии доказательств восстановления платежеспособности должника вследствие отмены акта государственного органа[4].
Законодателем регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200), а также особенности продажи имущества должника — субъекта естественной монополии (ст.201).
В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства в соответствии с общими правилами. Каких-либо особенностей наблюдения и финансового оздоровления закон не предусматривает, хотя в ряде случаев эти особенности были бы необходимы. В частности, Закон не говорит ничего о гарантиях государства, в целях введения финансового оздоровления.
Особенности распространяются на порядок продажи имущества должника и исполнение им договоров перед потребителями. Внешний управляющий не вправе:
— отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий (энергоснабжение и т.д.) (п.1 ст.200 Закона).
— отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.
К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.
В соответствии с п.2 ст.201 Закона, обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются (в противном случае договор подлежит расторжению):
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
- Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих органов обладают правом преимущественного выкупа предприятия должника.
Та же группа субъектов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии (п.5 ст.201 Закона).
Источник: https://megalektsii.ru/s22941t9.html
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.
Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.
Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.
Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.
На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:
- передача тепловой энергии;
- водоснабжение;
- водоотведение и пр.
Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.
На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- требований кредиторов в части денежных обязательств;
- выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
- обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).
Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:
- Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
- Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
- В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
- Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.
Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.
На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:
- Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
- Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.
Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.
В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.
Закон РФ о банкротстве предприятия
Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии.
- При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.
- При этом стоит уточнить: неплатежеспособность есть реальная неспособность удовлетворить созревшие требования, а неоплатность есть потенциальная невозможность удовлетворить все денежные требования по мотиву того, что их общий объем превышает стоимость принадлежащего должнику имущества.
- Таким образом, в отношении этой категории должников восстановлено действие принципа «неоплатности», когда в основе несостоятельности лежит превышение кредиторской задолженности над имуществом должника.
- Во-первых, имущество должника, используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единый лотом.
Регламентируя общие положения банкротства субъектов естественных монополий, комментируемая статья прежде всего дает определение самого субъекта естественной монополии, под которым в соответствии с п. 1 понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Как уже отмечалось, Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК предъявляет дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих по делам о банкротстве соответствующих должников.
Арбитражным управляющим (временным, внешним, конкурсным) может быть назначено только такое физическое лицо, которое имеет опыт работы в соответствующих организациях топливно — энергетического комплекса.
Банкротство жкх и естественных монополий
Комментарий к статье закона о банкротстве. Судебная практика: Общие положения банкротства субъектов естественных монополий Комментарий к статье закона о банкротстве. Судебная практика: Общие положения банкротства субъектов естественных монополий Правила параграфа 6 гл. IX Закона ст. Данный параграф вступил в силу с 1 июля г.
Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, Закон о банкротстве субъектов ТЭК, по существу, вывел естественные монополии и организации ТЭК из сферы применения института банкротства; поэтому предлагается установить особенности для организаций – субъектов естественных монополий.
При этом указывалось, что вводить особенности банкротства организаций остальных отраслей нецелесообразно, поскольку введение подобных особенностей, как показала практика, приводит к необоснованному выводу предприятий отдельных отраслей из сферы применения процедур банкротства, что противоречит принципам гражданского права.
Согласно определению, данному в ст. Там же в ред. Федерального закона от 25 декабря г. То есть речь идет как о юридических, так и о физических лицах. Однако в отличие от данной нормы в п. Федеральным законом “О естественных монополиях” согласно п. Федерального закона от 6 декабря г. N ФЗ регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В пункте 2 статьи определен признак банкротства субъекта естественной монополии – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и или обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Этот же 6-месячный срок был предусмотрен в рамках определения признаков банкротства в ст.
Как видно, данный срок вдвое превышает тот срок, который указан в общей норме п. Пункт 3 статьи в качестве условия возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии предусматривает наличие требований, составляющих в совокупности не менее чем тыс.
Это в 5 раз больше той суммы требований, которая указана в общей норме п. Статья 2 Закона о банкротстве субъектов ТЭК, определявшая признаки банкротства, предусматривала иное условие – превышение суммы кредиторской задолженности балансовой стоимости имущества организации-должника, в том числе права требования.
Кроме того, в п. Витрянский В. Витрянский, доктор юридических наук.
Детали терминологии
Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.
Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.
Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.
Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.
В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.
Источник: https://rajonnyj.okd1.ru/zakon/osobennosti-bankrotstva-subektov-estestvennyh-monopolij/