Осуществление обнародования произведения: положения и способы

Обнародование и опубликование (выпуск в свет)

В ст. 4 Закона приводятся определения обоих терминов – «обнародование» и «опубликование», однако используемые при этом формулировки никак не отражают причин существования этих двух терминов и их соотношения друг с другом.

Обнародование произведения – это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например, путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т. д.

), публичного показа (размещение картины в галерее), опубликования в журнале, издания в виде книги и т. д.

С обнародованием произведения Закон связывает важные последствия, в частности возможность использования обнародованного произведения без согласия автора в установленных Законом случаях.

Деликатес. Рисунок Оноре Домье. 1848

Обнародование может осуществляться только с согласия автора. Именно автор вправе решать, готово его произведение для представления публике или нет. Произведение, сделанное доступным публике без согласия автора, не считается обнародованным.

Опубликование (выпуск в свет), в отличие от обнародования, подразумевает создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение «в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения» (ст. 4 Закона).

Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает «опубликование» от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например при публичном выступлении автора с новым произведением.

Возможно обнародование без опубликования, однако опубликование ранее необнародованного произведения всегда приводит также к обнародованию такого произведения, например, при опубликовании и выпуске в обращение ранее необнародованной книги.

В отличие от термина «обнародование» термин «опубликование» применяется не только в отношении произведений, но и в отношении фонограмм. В международных договорах об авторском праве и смежных правах, в том числе в Бернской конвенции, Всемирной конвенции об авторском праве и др., используются именно термины «выпуск в свет», (опубликование).

Такой подход не случаен: именно опубликование позволяет наиболее точно определять страну происхождения произведения и дату (год) опубликования, что важно для правильной реализации положений международных договоров.

В то же время, с точки зрения обеспечения интересов авторов или иных правообладателей, важным является закрепление во внутреннем законодательстве охраны любых произведений, независимо от факта их опубликования.

Таким образом, условно можно говорить, что «обнародование» – это термин Закона, а «опубликование» – термин международных договоров.

  • Закон также связывает с опубликованием произведения некоторые особые последствия, например, при определении сроков охраны произведений, которые не были опубликованы при жизни автора.
  • Обнародование и опубликование могут осуществляться только один-единственный раз, однако в тексте Закона эти термины иногда сопровождают словом «впервые», чтобы подчеркнуть особый характер этих действий.
  • Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/35989

Статья 1268 Гражданского Кодекса РФ с ми, консультации по ст. 1268 ГК РФ

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к статье 1268 Гражданского Кодекса РФ

1. Право на обнародование заключает в себе возможность автора самостоятельно решать вопрос о возможности ознакомления публики с созданным им произведением. Очень часто в литературе право на опубликование основывается на самостоятельном определении автором готовности произведения для издания, исполнения и т.д. .

Однако здесь необходимо одно важное уточнение: автор не всегда может обнародовать законченное произведение. Порой автор может ознакомить публику со своими набросками, отрывками, этюдами и т.д.

Но эти незаконченные произведения, обладающие творческим характером, также являются объектом авторского права, а потому и право на обнародование действует так же, как и в отношении законченных произведений.

———————————
См. например: Гордон М.В. Указ. соч. С. 123.

Но в любом случае право на обнародование представляет собой возможность для автора решить: доводить до всеобщего сведения созданное им творение или нет.

Эта закрепленная законом возможность является сугубо личной и не подлежит передаче. Безусловно, сами действия по обнародованию могут осуществляться не только автором, но и иными лицами.

Но совершение таких действий другими (помимо автора) лицами не означает передачи права на обнародование.

Эти лица принимают участие в обеспечении того, чтобы произведение впервые стало доступным для всеобщего сведения, но само право решать вопрос об обнародовании принадлежит исключительно автору.

2. Обнародование в авторском праве имеет большое значение. Так, сроки охраны произведений, которые вышли в свет анонимно или под псевдонимом, а также произведений, получивших известность после смерти автора, исчисляются с момента их обнародования (п. п. 2 и 3 ст. 1281 ГК).

В пункте 1 ст. 1268 указывается, что обнародование осуществляется путем опубликования произведения (содержание которого раскрыто в абз. 2), его публичного показа, сообщение в эфир или по кабелю либо иным способом. Отсюда следует несколько выводов.

Во-первых, автор не только принимает решение о самом обнародовании, но и определяет способ, которым произведение становится доступным для всеобщего сведения.

Если автор дал согласие обнародовать произведение путем его опубликования и заключил соответствующий договор с издательством (причем только на выпуск произведения в виде печатного издания определенным тиражом), то он сохраняет за собой право на обнародование другими способами, например путем доведения его до всеобщего сведения через Интернет, или не обнародовать произведение вообще никаким другим способом.

Во-вторых, перечисленные способы — те же, которые указаны в ст. 1270 ГК. В этом заключается особая связь права на обнародование с исключительным правом, состоящая в том, что реализация права на обнародование происходит путем его использования одним из способов, указанных в п. 2 ст. 1270 ГК, или иным не противоречащим закону способом.

Отмеченная связь проявляется не только по линии способов использования произведения.

Распоряжение исключительным правом предполагает заключение автором лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права, в т.ч. и в отношении необнародованных произведений.

Следовательно, возникает вопрос о необходимости получения отдельного согласия на обнародование произведения наряду с заключением договора, по которому осуществляется его использование, и юридических последствиях отсутствия такого согласия.

В целях решения указанного вопроса в п. 2 ст. 1268 специально указывается, что передача автором по договору произведения для использования предполагает согласие автора на его обнародование.

Особо следует отметить формулировку данного положения относительно договоров — договоры, по которым произведения передаются для использования.

Следовательно, имеются в виду самые разнообразные договоры — как те, по которым автор непосредственно распоряжается своим исключительным правом, так и иные договоры, заключаемые в целях использования произведения.

В-третьих, способы, которые имеются в виду в п. 1 ст. 1268, включают не любое знакомство третьих лиц с произведением, а только такие способы, которые делают произведение «доступным для всеобщего сведения».

Как справедливо указывалось в литературе, «нельзя рассматривать в качестве обнародования ознакомление в частном порядке третьих лиц с не выпущенным в свет произведением, в кругу родственников или друзей автора, или же ознакомление с ним потенциальных пользователей, с тем чтобы заключить контракт на использование произведения» . Обнародование позволяет рассматривать произведение как «вышедшее из частной сферы автора» .

———————————
Липцик Д. Указ. соч. С. 140.

Там же.

В том случае, когда произведение представляет собой изображение гражданина, право на обнародование «уступает» охране, предусмотренной ст. 152.

1 ГК: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч.

его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в котором он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Интересным представляется и вопрос об обнародовании личной переписки автора с третьим лицом. С учетом того, что тайна переписки охраняется законом и гарантируется Конституцией (ч. 2 ст. 23), разглашение писем автора к другому лицу допускается только с согласия этого лица, а не только автора.

3. Произведение может по тем или иным причинам так и не стать доступным для всеобщего сведения при жизни автора. В связи с этим возникает вопрос о его обнародовании после смерти автора, решению которого посвящен п. 3 комментируемой статьи.

В данном пункте указывается, что вопрос об обнародовании произведения решается обладателем исключительного права. Как правило, это наследники. Но они после смерти автора — наследодателя могут и уступить исключительное право на необнародованное произведение. Поэтому закон указывает не наследника, а обладателя такого права.

При решении данного вопроса правообладатель связан волей автора. Однако такая воля должна быть определенно выражена автором. То есть если при жизни автор должен принять решение об обнародовании, то после его смерти ситуация меняется.

Произведение не подлежит обнародованию только в том случае, когда автор прямо указал на свое нежелание его обнародовать.

Например, слова автора в личной переписке о том, что он «никак не может решить судьбу своего последнего произведения», нельзя рассматривать как определенно выражающие волю автора относительно нежелания его обнародовать.

Кроме того, воля автора должна быть выражена в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.д.). Следовательно, сколько бы автор при жизни ни говорил о том, что не хотел бы обнародовать произведение, даже если такой факт можно подтвердить свидетельскими показаниями, это в соответствии с п. 3 ст. 1268 нельзя рассматривать как надлежащее подтверждение воли автора.

Источник: http://www.GK-RF.ru/statia1268

Глава 2. АВТОРСКИЕ ПРАВА — Страница 4

Страница 4 из 6

Право на обнародование — это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц.

Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование.

Свое право автор реализует при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Право на обнародование произведения закреплено ст. 1268 ГК РФ, согласно которой автор может осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

  • При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.
  • Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).
  • Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п. 2 ст.

1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв.

Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно — использовать свое право на отзыв.

Ранее (в ст. 15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения.

В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано.

В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения.

При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование). При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право на отзыв не может быть применено автором к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Право следования ранее было закреплено ст. 17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст. 1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

  1. Авторы пользуются правом следования также и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
  2. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.
  3. Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.
  4. Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение .
  5. ———————————

Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений — ст. 1292 ГК РФ соответствует ст. 17 ЗоАП.

Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Источник: http://uristinfo.net/avtorskoe-pravo/52-iv-svechnikova-avtorskoe-pravo/1006-glava-2-avtorskie-prava.html?start=3

ст 1268 ГК РФ с ми

1.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к статье 1268 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентировано такое личное неимущественное право автора, указанное в подп. 5 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право на обнародование произведения. Часть 1 п.

1 комментируемой статьи определяет содержание данного вида права — это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

В свою очередь, в ч. 2 данного пункта определено используемое понятие «опубликование» (или равнозначное ему понятие «выпуск в свет»).

Ранее подобное регулирование содержалось в положении п. 1 ст. 15 Закона 1993 г.

об авторском и смежных правах, предусматривавшем, что автору в отношении его произведения принадлежит в том числе такое личное неимущественное право, как право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, а также в положениях ст.

4 данного Закона, определявших следующие понятия: обнародование произведения — это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; опубликование (выпуск в свет) — это выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплена презумпция того, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Данное положение является нововведением комментируемой части, поскольку в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах этот момент не регулировался. Следует подчеркнуть, что содержащаяся в п.

2 комментируемой статьи презумпция сформулирована как неопровержимая, т.е. не предусмотрена возможность доказывания иного.

Пункт 3 комментируемой статьи, также содержащий нововведения, регламентирует обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора, после его смерти: такое произведение может быть обнародовано после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, при условии, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, со ссылкой на п. 3 комментируемой статьи, подчеркнуто, что при переходе исключительного права в порядке наследования у обладателей исключительного права могут возникать и иные интеллектуальные права, имеющие неимущественный характер, в объеме, определяемом ГК РФ, в частности право на обнародование произведения, не обнародованного при жизни автора.

Другой комментарий к статье 1268 ГК РФ

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора — право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав — права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения — это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу).

Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это — опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир.

В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование — частично — переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

  • Кроме того, автор должен учитывать что, хотя и необнародованное, и обнародованное произведение охраняются авторским правом, эта охрана имеет значительные различия:
  • 1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 — 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;
  • 2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;
  • 3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст.

1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения.

Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «опубликования произведения». Опубликование (или выпуск в свет) произведения — это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения.

Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст.

1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Опубликование произведения может быть как первым, так и последующим. Первое опубликование произведения означает и обнародование произведения, если оно до этого момента не было обнародовано.

Опубликование является одним из самых надежных доказательств факта обнародования произведения.

5. Опубликование ранее обнародованного произведения увеличивает число случаев, когда произведение может использоваться свободно.

6.

Международные договоры об авторском праве, а также законодательство зарубежных стран по авторскому праву, решая вопрос о предоставлении авторско-правовой охраны отдельным категориям иностранных произведений, оперируют как понятием «опубликование» (выпуск в свет — Published Works, erschienene Werke), так и понятием «обнародованное, но неопубликованное произведение» (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke). По Всемирной конвенции об авторском праве (ст. VI) выпуском в свет считается воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом. По Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений [ст. 3 (3)] произведение выпущено в счет, если экземпляры произведения выпущены в обращение в таком количестве, которое способно удовлетворить разумные потребности публики. При этом не считается выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

На эти конвенционные нормы могут ссылаться иностранные авторы и иные правообладатели при определении самого факта и пределов охраны своих произведений в России.

7. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, если автор передает по договору другому лицу произведение для использования, то считается, что он тем самым дает согласие на обнародование этого произведения.

Общий смысл этой нормы ясен и состоит в том, что в договоре можно не отражать согласие автора на обнародование своего произведения, поскольку это согласие предполагается, презюмируется. Иными словами, личное право на обнародование считается включенным в имущественное право на соответствующее использование произведения.

Следует считать, что эта норма является диспозитивной: в договоре может быть предусмотрено иное. Действительно, договором о приобретении в собственность картины, скульптуры, рисунка может быть предусмотрено, что это произведение будет использовано путем размещения в помещении, недоступном для широкой публики, что право на обнародование лицензиару не передается.

В комментируемой норме указывается на то, что она применяется к договорам, в соответствии с которыми «произведение передается другому лицу для использования».

Под это определение не подпадают ни договоры об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ), ни лицензионные договоры (ст. 1235, 1286 ГК РФ). Лишь в договоре авторского заказа (п. 1 ст. 1289 ГК РФ) указано о передаче заказчику созданного произведения; при этом в ст. 1288 ГК РФ поясняется, что речь идет о передаче заказчику «материального носителя» произведения.

Таким образом, строго формальное толкование этой нормы, которая, кстати сказать, имеет право на существование, приводит к выводу, что данная норма применима только к договорам авторского заказа.

Но такое толкование существенно сужает сферу применения этой нормы, которая исходя из ее общего смысла должна применяться более широко.

В связи с этим следует считать, что в данном случае законодатель допустил небрежность и данная норма должна применяться ко всем договорам об отчуждении исключительных авторских прав, а также ко всем лицензионным договорам (ст. 1285 — 1289 ГК РФ). Это толкование представляется наиболее логичным.

8. В пункте 3 комментируемой статьи содержатся правила, касающиеся обнародования произведения после смерти автора.

В этот период времени вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение (правообладателем).

Однако это лицо имеет право обнародовать (посмертно) произведение лишь в том случае, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Следует считать, что к праву на обнародование по аналогии применимы нормы абз. 1 п. 2 ст. 1267 ГК РФ.

Если автор в завещании или в ином письменном документе запретил обнародование произведения после своей смерти, права правообладателя этого произведения фактически «парализуются».

Видимо, вопрос о реализации права на посмертное обнародование произведения в этом случае может быть предметом судебного рассмотрения.

Источник: https://gkrf24.ru/statia-1268-gk

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector