Лицензирующие органы рф: права и полномочия

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия Лицензирующие органы РФ: права и полномочия Юридический отдел «Факультета медицинского права»

  • Лицензия на медицинскую деятельность
  • Лицензионные проверки

В соответствии с действующим законодательством РФ для занятия отдельными видами деятельности необходимо получение лицензии. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности«.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

К таким отдельным видам деятельности, согласно п. 46, ст. 12 Закона № 99-ФЗ, относится медицинская деятельность.

Нормативная база лицензирования медицинской деятельности

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется на основании:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291) (далее по тексту — Положение о лицензировании);
  • Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (далее — Приказ Минздрава России № 121н).

Субъекты медицинской деятельности

Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • медицинские организации, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах));
  • иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которые:

Нормативная база, регулирующая деятельность лицензирующих органов

  • Федеральный закон № 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 11.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Закон Российской Федерации № 3185-1 от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральный закон № 294-ФЗ от 16.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 г.)
  • Приказы министерства здравоохранения РФ, регламенты и положения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения РФ и осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Подконтрольные субъекты

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) осуществляет лицензирование в отношении:

  • медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

В настоящее время полномочия Росздравнадзора регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Одним из полномочий Росздравнадзора является лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

3 октября 2016 года вступили в законную силу изменения, внесенные в статью 15 Закона об основах (изменения внесены Федеральным законом от 05.04.

2016 № 93-ФЗ), согласно которым полномочия по осуществлению непосредственно лицензионного контроля в отношении организаций (лицензиатов), в том числе в сфере медицинской деятельности, передаются Росздравнадзору.

При этом лицензионный контроль лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий также, как и прежде, будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Минздрав Московской области).

К осуществлению внеплановых проверок органы Росздравнадзора приступили уже с октября 2016 года.

Полномочия по плановым проверкам соблюдения лицензионных требований органы Росздравнадзора начнут осуществлять с января 2017 года (письмо Росздравнадзора от 03.11.2016 № 02И-2155/16 «О соблюдении законодательства»).

Кроме того, органы Росздравнадзора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ наделяются полномочием по приостановлению, возобновлению действия и аннулирования лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования деятельности.

Отметим, что порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аннулирование лицензии на сегодняшний день является полномочием суда, а не Росздравнадзора.

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности

Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • в г. Москве — Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП);
  • в Московской области — Министерство здравоохранения Московской области (п. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28);
  • в г. Санкт-Петербурге — Комитет по здравоохранению (п. 3.54 Положения о Комитете по здравоохранению, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1673).

Подконтрольные субъекты

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование в отношении:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  • индивидуальных предпринимателей.

Органы, контролирующие медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково»

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.09.

2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и на основании разрешений, выданных управляющей компанией.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Таком образом, органом, контролирующим медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково» является управляющая компания (Фонд Сколково), которая представляет собой российское юридическое лицо, на которое возложена реализация проекта Распоряжением Президента РФ от 02.07.2010 № 446-рп «О создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково».

Полный текст материала доступен только по подписке Доступ к платным сервисам kormed.ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА — это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/licenziruyushchie-organy/organ-litsenziruyushchiy-meditsinskuyu-deyatelnost/

Лицензирующий орган: деятельность, полномочия :

Данный государственный орган формирует общедоступные ресурсы, которые содержат сведения из реестров, а, кроме того, положения о конкретных видах деятельности и технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к процедуре лицензирования. В этой статье рассмотрим деятельность, а также полномочия лицензирующего органа.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Основные положения

Лицензия является разрешением на проведение определенной деятельности при условии обязательного соблюдения необходимых требований и условий.

Этот документ выдает лицензирующий орган в пользу юридического лица, а также в адрес индивидуального предпринимателя.

Регулирование отношений, которое возникает в связи с процедурой лицензирования определенных видов деятельности, происходит согласно федеральному закону № 158.

В каком случае лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии? Если лицензиат привлечен к административной ответственности за то, что он не исполняет в установленный срок предписания и не устраняет грубое нарушение лицензионных требований.

На кого не распространяется?

Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов.

Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности.

К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).

К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.

Требования и условия лицензирующего органа

Обязательными требованиями для всех лицензируемых вариантов деятельности служит соблюдение российского законодательства наряду с экологическими, санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, противопожарными нормами и правилами.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Виды лицензирующих органов мы рассмотрели. Помимо всего прочего, от соискателя лицензии необходимы специальные знания, поэтому им предъявляются строгие квалификационные требования в той или иной сфере деятельности.

Здания, а также сооружения наряду с технологическим оборудованием также должны отвечать всем необходимым условиям и соответствовать специальным требованиям.

Полномочия

Лицензирующий орган осуществляет ряд следующих полномочий:

  • Производит предоставление лицензии.
  • Занимается переоформлением документации, подтверждающей наличие лицензии.
  • Приостанавливает функционирование лицензий. Это осуществляется в ситуациях административного приостановления той или иной деятельности лицензиатов ввиду нарушения существующих требований и условий.
  • Прекращает действие лицензии в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  • Ведет реестр лицензий.
  • Осуществляется предоставление в адрес заинтересованных лиц информации из реестров и прочих сведений о процедуре лицензирования.
  • Осуществление контроля над соблюдением условий и требований при занятии лицензируемыми видами деятельности.
  • Обращение в суд с заявлением касательно аннулирования лицензии.

Порядок полномочий лицензирующих органов устанавливают положения о конкретных вариантах деятельности. Но есть и некоторые ограничения.

К полномочиям лицензирующих органов не относится аннулирование лицензии в случае нарушения требований промышленной безопасности.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль проводят в целях проверки достоверности сведений о соискателях, на основании содержащихся в представленных документах информации. Таким образом, определяется возможность выполнения соискателями лицензионных требований. А кроме того, проверяются сведения о соблюдении лицензионных условий при осуществлении того или иного вида деятельности.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Лицензирующими органами проверка производится посредством сопоставления информации со сведениями, хранящимися в едином государственном реестре юридических лиц, а, кроме того, индивидуальных предпринимателей. Лицензирующим органом соответствующие сведения получаются в порядке, который установлен Правительством России.

В частности, при проведении лицензирующими органами проверки на возможность выполнения соискателем необходимых требований, применяется положение Федерального закона № 294, которое называется «О защите прав в отношении юридических лиц в рамках осуществления муниципального контроля и государственного надзора».

Лицензирующий орган принимает решение в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Виды деятельности, для которых требуется лицензия

В федеральном законе приводится 105 видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии. Назовем некоторые из них:

  • Производство авиационной техники.
  • Деятельность, связанная с разработкой и производством средств защиты конфиденциальных сведений.
  • Разработка военной техники.
  • Торговля вооружением.
  • Производство изделий пиротехники.
  • Геодезическая деятельность.
  • Фармацевтическая деятельность.
  • Производство и выпуск медицинской техники.
  • Культивирование растений, которые содержат наркотические средства для их дальнейшего применения в научных целях.
  • Перевозки пассажиров на морском транспорте.
  • Перевозки пассажиров воздушным транспортом.
  • Перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.
  • Аудиторская деятельность.
  • Медицинская деятельность.
  • Космическая деятельность.
  • Образовательная деятельность. Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Положения о лицензировании: работы и услуги

Положениями о лицензировании определенных видов деятельности установлен список работ и услуг по следующим вариантам деятельности:

  • Деятельность, связанная с проведением и организацией азартных игр, в том числе с применением специального оборудования в казино.
  • Осуществление космической деятельности.
  • Занятие медицинской деятельностью.
  • Выполнение проектирования зданий или сооружений, исключая сооружения сезонного, а, кроме того, вспомогательного назначения.
  • Инженерное изыскание для строительства зданий, за исключением построек сезонного либо вспомогательного назначения.
  • Эксплуатирование взрывопожароопасных объектов.
  • Проведение образовательной деятельности по педагогическим программам.

Приостановление и аннулирование

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиатов за нарушение требований к административной ответственности в рамках, установленного кодексом об административных правонарушениях порядка.

В случаях вынесения судьей решения о приостановлении деятельности за нарушение требований, уполномоченный орган в течение суток с момента вступления такого заключения в силу приостанавливает действие лицензии.

Обязанности лицензиата

Лицензиат обязуется уведомлять в письменной форме уполномоченный орган об устранении им нарушения условий, которые повлекли за собой официальное приостановление его деятельности. Данное уведомление лицензиаты могут направлять в электронной форме.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Действие лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом со дня, который следует за периодом истечения срока приостановления деятельности. Период действия лицензий на время их приостановления не продлевается.

В том случае, если в указанный судьей срок не будут устранены нарушения условий, которые повлекли за собой приостановление деятельности лицензиата, уполномоченный орган обязуется обратиться в суд с требованием по аннулированию лицензии. Как правило, лицензию аннулируют решением суда, опираясь на рассмотрение заявления от уполномоченного органа.

Когда прекращается действие лицензии?

Действие лицензии обычно прекращается с момента внесения в единый реестр записи о закрытии юридического лица в результате реорганизации либо со дня окончания срока действия соответствующего документа или принятия уполномоченным органом решения о ее досрочном приостановлении.

Действие лицензии приостанавливается на основании представленного в уполномоченный орган заявления о прекращении осуществления того или иного вида деятельности. Кроме того, действие лицензии заканчивается со дня вступления решения суда об аннулировании документа в законную силу.

Использование лицензии

Лицензию выдают отдельно на каждый тип деятельности. Она может быть использована исключительно теми юридическими лицами, а, кроме того, индивидуальными предпринимателями, которым она выдана.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Федеральную лицензию можно использовать на всей территории России. Региональную лицензию используют в пределах выдавшего ее субъекта. На территории прочих субъектов страны ее можно использовать только при условии уведомления лицензирующего органа.

Срок действия лицензий не может быть меньше чем три года. Его нельзя продлевать по заявлению лицензиатов. Федеральные законы и положения о лицензировании определенных видов деятельности предусматривают бессрочное действие лицензии.

Лицензируемые виды деятельности определяются по типам производимой продукции, а, кроме того, по стадиям ее цикла, будь то проектирование, или последующая переработка наряду с транспортированием, хранением, утилизацией и так далее. За выдачу лицензий взимают сбор в соответствии с Налоговым кодексом страны.

Документы для получения лицензии

В лицензирующие органы требуется подавать следующие документы:

  • Заявление, составленное по установленному образцу.
  • Копии учредительной документации организации, которые должны быть заверены у нотариуса.
  • Все требуемые документы, которые устанавливаются положением о процедуре лицензирования определенного вида деятельности.
  • Опись всех приложенных документов.

Форму заявления устанавливает положение о лицензировании некоторых видов деятельности. Какие документы не вправе требовать лицензирующий орган? Это копии документации, свидетельствующей об отсутствии у юридических лиц какой-либо налоговой задолженности за предыдущий период.

Реестры лицензий

Ведется реестр лицензий по видам деятельности. Лицензирование осуществляется в электронной форме.

Ведение реестра на электронных носителях осуществляют в соответствии с единым организационным, методологическим и программно-техническим принципом, который обеспечивает совместимость наряду со взаимодействием лицензий с прочими информационными системами и телекоммуникационными сетями. Итак, в реестрах должны быть указаны следующие сведения:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • Информация о регистрации лицензии.
  • Основание наряду со сроком приостановления либо возобновления лицензий.
  • Информация об основании и дате аннулирования лицензий.
  • Сведения об основании и сроках применения упрощенного порядка по лицензированию.
  • Информация об адресах проведения лицензируемого типа деятельности.
  • Информация о выдаче документации, подтверждающей наличие лицензий.
  • Основание наряду с датой прекращения действия лицензий.
  • Прочая информация, которую определяют положения о лицензировании определенных видов деятельности.

Лицензирующим органом вносятся записи в реестр лицензий, как правило, в течение трех дней с момента оглашения им решения о предоставлении соответствующего документа.

Информация, которая содержится в реестре лицензий, является открытой. Она в первую очередь доступна для ознакомления заинтересованных лиц.

Такие сведения подлежат обязательному размещению на официальном интернет-портале лицензирующего органа.

Исключение составляют случаи, при которых в рамках сохранения служебной, коммерческой или государственной тайны подобный доступ должен быть ограничен на основании российского законодательства.

Информацию, которая содержится в реестре лицензий, в форме каких-либо выписок о тех или иных лицензиатах предоставляют физическим и юридическим лицам за определенную плату. Размер оплаты за предоставление данной информации составляет, как правило, сто рублей.

Оплату за предоставление сведений, которые содержатся в реестре лицензий, зачисляют в соответствующий бюджет. Информацию из реестра для органов государственной власти и местного самоуправления предоставляют бесплатно.

Срок предоставления любых сведений из реестра лицензий не должен превышать трех дней с момента поступления соответствующего заявления.

Мы рассмотрели основные полномочия лицензирующих органов.

Источник: https://BusinessMan.ru/litsenziruyuschiy-organ-deyatelnost-polnomochiya.html

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Даем определения

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ — непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор — услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация — перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор — перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор — медицинскую работу;
  • Росгвардия — работу частных охранников.

Компетенция

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм.  Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов.

Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный — у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99. Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу, потребуется либо устранить нарушение, на основании которого выписано предписание, либо исправить те ошибки, которые послужили к привлечению к ответственности. И в том и в другом случае, можно либо дождаться срока, на который произошло приостановление, либо воспользоваться правом досрочного исправления ошибок.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки.

Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Заключение

Лицензирующий орган — это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением — выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/kakie-litsenziruyushhie-organy-dejstvuyut-v-rf.html

Лицензирующие органы — Audit-it.ru

Полномочия правительства российской федерации в сфере лицензирования.

Правительство Российской Федерации не относится к лицензирующим органам, так не осуществляет функцию лицензирования. Однако, Законом о лицензировании оно наделено широкими полномочиями в сфере правового регулирования лицензирования.

  • Так, в соответствии со статьей 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации:
  • утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года №612 «Об утверждении положения о лицензировании производства медицинской деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» и другие;
  • определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
  • устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Закона о лицензировании Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26 января 2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее Постановление Правительства №45). Данным Постановлением утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. К таким органам отнесены:

  1. «МВД России
  2. Негосударственная (частная) охранная деятельность
  3. Негосударственная (частная) сыскная деятельность
  4. Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия
  5. Торговля патронами к оружию
  6. Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию
  7. Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию
  8. ФМС России
  9. Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации
  10. МЧС России
  11. Деятельность по предупреждению и тушению пожаров
  12. Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
  13. МЧС России, Ростехнадзор
  14. Эксплуатация пожароопасных производственных объектов
  15. ФСТЭК России
  16. Деятельность по технической защите конфиденциальной информации
  17. ФСТЭК России, ФСБ России
  18. Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации
  19. ФСБ России
  20. Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
  21. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  22. Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств
  23. Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств
  24. Предоставление услуг в области шифрования информации
  25. Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем
  26. Роспотребнадзор
  27. Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний
  28. Росздравнадзор
  29. Медицинская деятельность
  30. Изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан
  31. Производство медицинской техники
  32. Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  33. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  34. Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
  35. Росздравнадзор, Россельхознадзор
  36. Производство лекарственных средств
  37. Фармацевтическая деятельность
  38. Росохранкультура
  39. Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
  40. Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей
  41. Роспром
  42. Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия
  43. Производство патронов к оружию и составных частей патронов
  44. Разработка и производство боеприпасов и их составных частей
  45. Утилизация боеприпасов и их составных частей
  46. Производство пиротехнических изделий
  47. Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом
  48. Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия
  49. Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения
  50. Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения
  51. Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения
  52. Деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса
  53. Роспром, Роскосмос
  54. Разработка вооружения и военной техники
  55. Производство вооружения и военной техники
  56. Ремонт вооружения и военной техники
  57. Утилизация вооружения и военной техники
  58. Торговля вооружением и военной техникой
  59. Роспром, Ространснадзор
  60. Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения
  61. Росстрой
  62. Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения
  63. Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.
  64. Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения
  65. Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.
  66. Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения
  67. Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.
  68. Ростехрегулирование
  69. Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений
  70. ФСКН России
  71. Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ
  72. Ространснадзор
  73. Перевозки морским транспортом пассажиров
  74. Перевозки морским транспортом грузов
  75. Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров
  76. Перевозки внутренним водным транспортом грузов
  77. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  78. Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
  79. Перевозки железнодорожным транспортом грузов
  80. Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа
  81. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте
  82. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах
  83. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте
  84. Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
  85. Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути
  86. Деятельность по обеспечению авиационной безопасности
  87. Росавиация
  88. Перевозки воздушным транспортом пассажиров
  89. Перевозки воздушным транспортом грузов
  90. Роскартография
  91. Геодезическая деятельность
  92. Картографическая деятельность
  93. Минфин России
  94. Аудиторская деятельность
  95. Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.
  96. ФНС России
  97. Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией
  98. Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).
  99. Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
  100. Росимущество
  101. Оценочная деятельность
  102. Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.
  103. Росгидромет
  104. Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления
  105. Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления
  106. Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
  107. ФСФР России
  108. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
  109. Деятельность инвестиционных фондов
  110. Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами
  111. Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
  112. Ростехнадзор
  113. Деятельность по продаже электрической энергии гражданам
  114. Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов
  115. Эксплуатация химически опасных производственных объектов
  116. Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности
  117. Производство маркшейдерских работ
  118. Производство взрывчатых материалов промышленного назначения
  119. Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения
  120. Применение взрывчатых материалов промышленного назначения
  121. Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения
  122. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов
  123. Роскосмос
  124. Космическая деятельность
  125. Ростуризм
  126. Туроператорская деятельность
  127. Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.
  128. Турагентская деятельность
  129. Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года».
  130. Кроме того, указанным Постановлением утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности:
  131. Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (Минпромэнерго России);
  132. Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (Минпромэнерго России).
  133. Указанным Постановлением особо оговаривается, раз лицензии на осуществление названных видов деятельности выдаются на местном уровне, то при осуществлении этих видов деятельности на территории других субъектов, требуется предварительно уведомить лицензирующие органы этого субъекта о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.
  134. Полномочия лицензирующих органов
  135. В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании.

В предыдущем разделе упоминалось о лицензирующих органах, наделенных полномочиями Постановлением Правительства №45. Однако, данным Постановлением перечень лицензирующих органов не исчерпывается.

Напомним, что указанное Постановление принято во исполнение Закона о лицензировании, который в свою очередь не распространяется на некоторые лицензируемые виды деятельности.

Так, например, лицензирующим органом при лицензировании банковских операций будет являться Центральный банк Российской Федерации, лицензии на производство и поставку алкогольной продукции выдает ФНС Российской Федерации, а на розничную продажу – субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.

  • В соответствии со статьей 6 Закона о лицензировании лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензии. Следует отметить, что по общему правилу лицензирующие органы не вправе самостоятельно, без обращения в суд, аннулировать лицензию.

Исключение составляет случай, указанный в пункте 3 статьи 13 Закона о лицензировании (действовал до 1 июня 2006 года), согласно которому лицензирующие органы могли аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

  1. ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  2. контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  3. обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.
  4. Обратите внимание, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «о лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и кодекс российской федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон 80-ФЗ) с 1 июня 2006 года лицензирующие органы больше не вправе возобновлять действие лицензий.
  5. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
  6. Лицензирующие органы в целях реализации положений Закона о лицензировании вправе издавать в пределах своих полномочий нормативные акты, регулирующие порядок осуществления ими отдельных функций (например, по контролю за соблюдением лицензионных требований).
  7. Кроме того, лицензирующим органам вменена обязанность формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (пункт 2 статьи 6 Закона о лицензировании).
  8. Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a81/43824.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector