Злоупотребление должностными полномочиями — статья 285 ук рф: особенности состава преступления и меры ответственности

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) представляет особую опасность для общества. Это связано с тем, что выход служащих за рамки их компетенции дискредитирует деятельность органов власти различного уровня.

На практике некоторые сотрудники допускают превышение должностных полномочий. Ст. 285 УК РФ не определяет ответственность за такое деяние. Наказание за него предусматривается 286 статьей Кодекса. Далее рассмотрим ст.

285 УК РФ (с ми).

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Основной состав

Злоупотребление полномочиями вопреки служебным интересам, повлекшее существенное ущемление прав организаций и граждан, государства и общества, совершенное из корыстных или иных личных побуждений, наказывается:

  1. Денежным взысканием до 80 000 руб. или равным доходам за 6 мес.
  2. Запретом на пребывание на некоторых постах или осуществление определенной деятельности до 5 лет.
  3. Арестом на 4-6 мес.
  4. Принудительными работами либо заключением в тюрьму на срок до 4 лет.

Квалифицирующие составы

За указанное выше деяние, которое было совершено гражданином, находящимся на государственном посту РФ или субъекта страны, а также являющимся главой местной структуры управления, приговор по ст. 285 УК РФ ужесточается. Виновным в таких случаях грозит:

  1. Штраф 100-300 тысяч руб. или равный доходам субъекта за 1-2 года.
  2. До 5 лет принудительных работ.
  3. Тюремное заключение сроком до 7 лет. Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

В дополнение к последним двум наказаниям может быть установлен запрет, приведенный в части первой ст. 285 УК РФ, на срок до 3 лет. За деяния, установленные в ч. 1 рассматриваемой нормы, приведшие к тяжким последствиям, предусмотрено тюремное заключение до 10 лет. В дополнение может назначаться указанный выше запрет на срок до 3 лет.

Примечание к ст. 285 УК РФ

Служащие муниципальных/госорганов несут ответственность по рассматриваемой норме в исключительных случаях, предусмотренных законодательными и прочими правовыми актами.

Должностным лицом в рамках статьи признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию наделенный функцией представителя власти или реализующий задачи административно-хозяйственного, организационно-распорядительного характера в:

  1. Госорганах.
  2. Структурах территориального управления.
  3. Муниципальных и госучреждениях.
  4. Госкомпаниях, госкорпорациях.
  5. Унитарных предприятиях.
  6. Акционерных обществах, в которых контрольный пакет бумаг принадлежит государству, регионам, муниципалитетам.
  7. ВС, прочих войсках и формированиях. Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Государственные посты федерального уровня устанавливаются Конституцией, ФКЗ, ФЗ для непосредственного исполнения соответствующих функций госорганов. Региональные должности определяются уставами субъектов.

Пояснения к норме

Объективная часть ст. 285 УК РФ включает в себя три признака:

  1. Совершение деяния. Оно может выражаться в виде бездействия либо действия и состоит в превышении полномочий вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий. Они выражаются в причинении ущерба правам и интересам граждан и общества, государства и организаций.
  3. Причинно-следственная связь преступления и последствия. Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Специфика деяния

Использованием служебного положения в рамках ст. 285 УК РФ считается совершение деяний, которые, несмотря на непосредственную связь с реализацией предусмотренных задач, обязанностей и прав лица, не были вызваны необходимостью.

При этом они противоречили не только общим требованиям, предусмотренным для госаппарата и структурам местной власти, но и целям, для достижения которых гражданин был наделен соответствующей компетенцией.

Злоупотреблением следует считать действия гражданина, совершенные из корыстного или иного побуждения, входящие в его полномочия, но не обусловленные необходимыми основаниями.

К примеру, субъект выдает водительское удостоверение лицу, не сдавшему экзамен, принимает на работу сотрудников, которые фактически не выполняют обязанности, освобождает подчиненного от непосредственной деятельности для направления его в коммерческую организацию или привлечения для обустройства домовладения, принадлежащего виновному.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Дополнительно

Ответственность по рассматриваемой ст.

285 УК РФ возможна и в случае умышленного невыполнения виновным его обязанностей, если такое бездействие обуславливалось корыстным мотивом либо другой личной заинтересованностью, противоречило задачам, для реализации которых лицо было наделено соответствующей компетенцией, повлекло существенное ущемление прав организаций, граждан, государства, общества. В качестве неправомерного использования служебного полномочия расценивается протекционизм. Он предполагает незаконное содействие в карьерном росте, трудоустройстве, поощрение подчиненных, прочее покровительство, совершаемое из корыстных и других личных мотивов.

Исключения

Когда деяние, санкции за которое зафиксированы ст. 285 УК РФ, совершается субъектом для устранения опасности, он может быть освобожден от ответственности. Для этого должно быть доказано, что в момент преступления отсутствовали иные способы предотвращения угрозы.

Вместе с тем при квалификации деяния важно установить, что не были превышены пределы крайней необходимости. Не признаются преступными деяния, повлекшие ущерб охраняемым интересам, если они совершались во исполнение приказа, являвшегося для виновного обязательным.

При выполнении заведомо незаконного распоряжения ответственность для лица наступит не по ст. 285 УК РФ, а по соответствующей норме (на общих основаниях). Действия вышестоящего служащего при этом рассматривается (при наличии соответствующих предпосылок) как организацию преступления либо подстрекательство к его совершению.

Квалификация будет осуществляться по соответствующей норме Особенной части со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Гражданин, который дал заведомо незаконное распоряжение подчиненному служащему, не осознававшему его неправомерность и выполнившему его, привлекается к ответственности как непосредственный исполнитель.

При этом, если для получения желаемого результата лицом использовались не переданные ему полномочия, а авторитет, имеющиеся служебные связи и пр., то состав преступления, определенного в ст. 285, отсутствует.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Существенное нарушение интересов и прав

Этот признак считается обязательным при квалификации деяния по ст. 285 УК РФ. Существенным считается нарушение интересов и прав, которые гарантированы общепризнанными международными нормами и принципами, Конституцией страны. К примеру, деяние виновного может касаться чести, достоинства, частной жизни человека, его жилища и пр.

Оценивая существенность, следует учитывать степени негативного влияния преступления на нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятия, функционирования государственной, региональной, местной власти, размер и характер возникшего материального ущерба, количество потерпевших. Немаловажное значение имеет тяжесть вреда, причиненного им.

При этом учитывается имущественный, моральный и физический вред.

Заключение

Субъективная сторона деяния предполагает наличие вины умышленного характера. При этом умысел может быть косвенным либо прямым. В качестве обязательного компонента выступает наличие корыстного или личного мотива. Злоупотребление полномочиями считается преступлением с материальным составом.

Источник: https://www.syl.ru/article/285691/new_st-uk-rf-s-kommentariyami-zloupotreblenie-doljnostnyimi-polnomochiyami

Комментарии к статье Уголовного кодекса о превышении должностных полномочий

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Злоупотребление должностными полномочиями отражает статья 285 современного УК РФ. Актуальность данной нормы весьма велика, так как преступные посягательства, связанные с должностной сферой, совершаются достаточно часто. Административный закон не содержит в себе положений, затрагивающих рассматриваемое правонарушение.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Характеристика

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Злоупотребление должностными полномочиями ст. 285 УК РФ определяется законодателем как совершение лицом, занимающим определённую должность, действий с мотивом корыстного характера либо прочей заинтересованностью.

Результатом становится:

  • нарушаются правомочия граждан, учреждений и прочих лиц;
  • преступность затрагивает интересы указанных субъектов.

Последняя редакция кодекса буде предусматривать, что данная разновидность нарушения квалифицируется по статье 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

Объективная сторона

Должностные преступления по УК РФ содержатся в одной главе. Действующий уголовный закон понимает должностные полномочия как правомочия и ответственность, возложенная на человека в связи с занятием той или иной должности.

Злоупотреблять могут лица, которые занимают должности в:

  1. Учреждениях, основанных на началах самоуправления.
  2. Органах, действующих от имени государства.
  3. Ведомствах, обладающих муниципальным характером.
  4. Воинские подразделения. Они действуют в вооружённых силах страны.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиНа практике могут возникнуть ситуации, когда к служащим, ведущих деятельность на государственной основе, которые не относятся к группе должностных лиц, применяются положения рассматриваемой нормы.

Новый закон указывает на то, что в качестве объекта посягательства выступают органы, действующие на государственных и муниципальных началах, учреждения муниципалитета, подразделения воинского характера.

Необоснованным будет признание в качестве объекта кооперативов, товариществ и прочих организаций.

Пленум предусматривает, что перечисленные учреждения не должны относиться к федеральным либо муниципальным формам собственности.

Отличия от превышения

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не предусматривается, о нём пойдёт речь в статье 286 УК.

Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что превышение и злоупотребление относятся к посягательствам, совершаемым должностными лицами.

Следует иметь в виду, что данные разновидности преступлений могут совершаться также представителями власти и служащими гражданских органов. Компетенция в данном случае разниться у субъектов.

Наказываться рассматриваемое посягательство будет согласно обстоятельствам совершения противоправного посягательства. Уголовное законодательство даёт возможность легко найти отличия превышений от злоупотреблений.

Состоят они в том, что:

  • в статье 285 УК речь идёт о злоупотреблениях, то есть когда должностное лицо использует свои полномочия, которыми он наделён;
  • совершается указанное правонарушение при наличии корыстной или прочей заинтересованности, носящей личный характер;
  • последствием становится нарушение правомочий либо интересов, закреплённых в законе;
  • если говорить относительно превышения – полномочия неправомерным образом используются виновным, так как не отнесены к его компетенции.

Пояснения, содержащиеся в Пленуме, указывают на то, что примерами превышения рассматриваемых правомочий выступают действия, которые могут реализовываться при наличии тех или иных обстоятельств, носящих определённый характер. Данная мера отражается в законодательных актах. К примеру, незаконно применять к лицу, не достигшему совершеннолетия оружия, если совершаемые им действия не угрожают общественности.

В указанный перечень также отнесены действия, которые включаются в полномочия другого человека. Регламентировать этот момент будет должностными инструкциями служащих.

Администрация бюджетных и иных организаций устанавливает компетенцию всех сотрудников.

Разъяснение также указывает на то, что последним признаком совершаемого превышения выступают действий, которые не вправе совершать кто-либо.

Неосновательным будет и совершение действия одним человеком, если в правоприменительных актах отражается их коллегиальный характер. Такой силой в республиках и прочих регионах обладают должностные документы лиц. Халатность и нецелевое расходование финансов, мошенничество регулируется иными положениями уголовного законодательства.

Читайте также:  Срок годности картриджей лазерных принтеров

Ответственность

Правые акты предусматривают исправительные меры для лиц, совершивших рассматриваемые посягательства.

Устанавливаются такие наказания:

  1. Штрафные санкции. Размер варьируется до 80 тысяч рублей. Также зависеть сумма может от дохода виновного лица. Законодатель в этом случае ограничивает период – доход учитывается по полгода.
  2. Виновного могут лишить права заниматься деятельность или состоять в должности. Срок прописан в законе – 5 лет.
  3. Работы, имеющие принудительный характер. Закреплён период 4 года.
  4. Должностное лицо могут арестовать на полгода.
  5. Виновный лишается свободы на 4 года.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиИзменение указанных мер наступает в том случае, когда лицо занимает должность в органе государственной или региональной власти. Также в данную компанию относятся чиновники органов самоуправления. Перечисленные лица отвечают по закону в пределах штрафных санкций. Их размер указывается законодателем как варьирующийся от 100 до 300 тысяч рублей. Применимы и принудительные работы, которые устанавливаются на пять лет. Дополнительной мерой воздействия будет ограничение совершения определённых действий или занятия должностей. Срок прописан, равный трём годам. Виновное лицо могут лишить свободы на семь лет, при этом к нему также применимо отражённое выше дополнительное взыскание.

Срок давности рассматриваемых правонарушений закрепляется уголовным законом. Вооружённые нападения должностных лиц подлежит оценке по иным статьям кодекса.

Также в журнале можно найти ответственность, которая устанавливается за совершение указанных выше действий, при условии, что в результате действий служащего наступили последствия, носящие тяжкий характер. Ответственность в таком случае предусматривается в виде лишения свободы виновного на срок 10 лет.

Дополнительной мерой выступает ограничение правомочий человека относительно занятия определённой должности или деятельностью. Такую обязанность человек должен соблюдать на протяжении трёхлетнего периода.

Стоит отметить, что в понятие тяжкие последствия закладывается то, что от преступления наступил материальный ущерб, который можно посчитать в финансовом проявлении. Кроме того, органам следствия потребуется установить наличие крупного размера относительно рассматриваемого последствия. Судебными органами учитывается и иной вред, который можно охарактеризовать как существенный.

Законодатель указывает на то, что человек, который занимает определённого рода должность и совершает рассматриваемое посягательство, может в исключительных случаях избегать ответственности. К таковым относятся ситуации, когда виновный действовал под воздействием принудительного распоряжения вышестоящего начальства либо руководствовался обоснованным риском.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиЕсли у виновного не было при совершении рассматриваемых действий мотивов, которые можно охарактеризовать, как корыстные или иные личные – содеянное им не может быть оценено по статье 285 УК и рассматривается как проступок, носящий дисциплинарный характер. В этой ситуации в качестве обязательного условия выступает наличие незначительного несоблюдения правомочий людей и учреждений. Данные интересы в полной мере должны охраняться законодателем.

Помощь

В рассматриваемой ситуации, можно сказать, что при отсутствии у виновного лица мотива, который характеризуется как корыстный или иной личной заинтересованности – содеянное оценивается как проступок, носящий дисциплинарное значение.

Наказывать его будут не так строго, как это предусмотрено уголовным законодательством. Однако стоит иметь в виду, что в качестве обязательного условия выступает нарушение интересов и правомочий граждан.

Данные права охраняются на законодательном уровне, нарушаются они в незначительной степени.

Учитывать требуется, что действующее в нашей стране законодательство имеет множество граней. По этой причине допускается неверная трактовка той или иной нормы. В частности, когда имеет место небольшое превышение полномочиями, которыми наделено лицо, при неверной трактовке становится полноценным составов злоупотребления.

Своевременное обращение к специалисту в сфере юриспруденции даёт человеку:

  • точно разобраться с теми нарушениями, которые имеют место быть в его случае;
  • степень исправительного воздействия, применяемая к нарушителю.

Кроме того, виновный получает возможность получить по результатам рассмотрения дела в судебном органе минимальной меры наказания. Адвокаты, хорошо разбирающиеся в данном вопросе, помогают построить верно процесс, учитываются все имеющиеся обстоятельства, кроме того, проводится верное обозначение ущерба, причинённого в результате посягательства.

Судебная практика

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиСудебными инстанциями часто рассматриваются подробные дела.

Примеров дел достаточно, в том числе:

  1. Суд города Дюртюли рассмотрел уголовное дело в отношении гражданки Ш. Подсудимая согласно представленным по делу доказательствам назначена на должность главы муниципального образования. Процедура назначения носит законный характер. Преступное посягательство выразилось в том, что Ш. в произвольном порядке распоряжалась земельными наделами, расположенными на территории муниципалитета. Однако в локальных актах закрепляется определённый порядок их распределения. Во время производства установлено, что мотив, которым руководствовалась Ш. имеет неимущественный личный характер. Он связан с тем, что виновная имела желание повысить свой авторитет в глазах односельчан. Наказание, которое назначил суд, заключается в штрафной санкции размером в 200 тысяч рублей. Кроме того, к Ш. применено дополнительное наказание, связанное с ограничением правомочий занимать определённые должности на три года. Пострадавшая сторона выступила с иском о возмещении морального вреда, на что суд ответил положительно и обязал Ш. выплатить ущерб, оценённый в 240 тысяч рублей.
  2. Судом города Зеленодольск рассмотрено дело в отношении гражданина Н. Установлено, что последний занимал должность в администрации муниципалитета. Действовал из личных корыстных и неимущественных мотивов. В частности, он желал увеличить свой бюджет, кроме того, повысить свой авторитет в глазах руководства органа. Н. оформил выписку из похозяственной книги, которая в реальности не существовала. Суд после рассмотрения материала признал Н. виновным в совершении посягательства и лишил его свободы на два года, кроме того, ограничил права на занятие аналогичных должностей сроком на 2 года.

Законодатель проводит корректировку актов на основании сложившейся практики. Это позволяет ему в полной мере контролировать обстановку в стране в той или иной сфере.

Методика расследования

Процесс расследования уголовных дел относительно данной категории посягательств имеет свою специфику. Для правильной оценки совершённого посягательства требуется устанавливать подробные обстоятельства совершения, личность виновного. Также учёту, кроме всего прочего, подлежит наличие или отсутствие обстоятельств, которые направлены на смягчение/отягощение ответственности.

Следственными органами устанавливается:

  • предмет, который подвергается посягательству;
  • особые признаки относительно используемого виновным способа;
  • учитывается обстановка, имеющая место быть при совершении преступления;
  • есть ли сведения о сокрытии посягательства;
  • характеристика виновных.

При расследовании указанной категории дел следователями на начальной стадии реализуется возбуждение. Прежде чем вынести такое постановление требуется достоверно убедиться в том, что факт злоупотребления имеет место в реальности.

Устанавливается, когда совершено противоправное деяние, требуется доказать, что в этот момент человек находился при исполнении возложенных на него обязанностей.

Отягчение или смягчение ответственности также отражается на начальной стадии.

Если отражённые признаки установить не удалось, то принимается решение, согласно которому отказывается в возбуждении дела.

Когда расследуется дело – уполномоченное на то лицо использует в данном процессе методы и способы, которые носят традиционный и нетрадиционный характер.

Данные действия отражаются в следственных, процессуальных мерах, также розыскного характера, превентивного. Учёту подлежат и технические, организационные положения.

Обстоятельства, носящее доказательственное значение, добываются во время проведения следственных действий. К таковым относят: осмотры мест, где совершается посягательство, допросы пострадавшей стороны, свидетелей, а также самого виновного. Помимо прочего, реализуются обыски и выемки, если такое требуется следователю для установления полной картины произошедшего и сбора доказательств.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/zloupotreblenie-polnomochiyami

Злоупотребление должностными полномочиями — статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

Такое правонарушение, как превышение и злоупотребление должностными полномочиями, квалифицируется по ст.285 УК РФ. Дополнительно статья содержит виды наказаний, предусмотренных для правонарушителей, вину которых доказал обвинитель.

Рассмотрим, какие наказания предусмотрены за злоупотребление должностными полномочиями и как доказать преступление должностного лица.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Содержание статьи 285 УК РФ

Статья состоит из трех частей, каждая трактует злоупотребление служебным положением с учетом разных обстоятельств.

В первой части говорится о составе преступления, если оно принесло выгоду гражданину, и результатом стало нарушение прав, интересов граждан, предприятий, общества или государства.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиВо второй указаны меры ответственности, назначаемые при совершении подобного правонарушения со стороны лица, которое занимает гос.должность. Это касается лиц, занимающих должности в структурах субъектов РФ или тех, кто работает в качестве главы органа местного самоуправления.

В третьей части перечислены наказания, предусмотренные в случаях, когда вышеперечисленные правонарушения с учетом всех обстоятельств повлекли серьезные последствия.

В примечаниях к статье раскрывается понятие “должностное лицо”. Это гражданин, осуществляющий управленческие или организационные функции в постоянной или временной форме в гос.инстанциях или муниципальных учреждениях, в гос.предприятиях или ВС РФ.

Лица, занимающие государственные должности в РФ, наделены соответствующими полномочиями, согласно Конституции страны.

Государственные и муниципальные служащие, которые не определяются как должностные лица, несут ответственность по статьям этой главы только в определенных законом случаях.

Состав преступления

Объект такого правонарушения, как злоупотребление служебными полномочиями – нормальная, законная деятельность гос.инстанций и органов местного самоуправления. Дополнительными объектами выступают права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий и государства. В этом случае наносится ущерб целым организациям, учреждениям и гос.системам.

Субъект – лицо, допустившее злоупотребление должностным положением.

Правонарушение считается законченным, когда в его результате наступили серьезные последствия в виде существенного нарушения деятельности гос.инстанций, а также прав и свобод граждан.

Понятие “существенного нарушения” субъективно. При его оценке учитываются такие факторы:

  • количество пострадавших граждан;
  • степень нанесенного им ущерба – физического и имущественного;
  • уровень влияния на нормальную работу гос.инстанций;
  • был ли нарушен общественный порядок и т.д.
Читайте также:  Увольнение декретницы при ликвидации предприятия: особенности и права работницы

Доказательная часть

Чтобы доказать вину лица в совершении правонарушения, устанавливается, преследовались ли им корыстные цели. Это означает, что ответчик мог получить незаконным способом чужие объекты собственности, деньги, повысить авторитет или приобрести интересующую его должность. Преступник осознает противоправность своих действий, но продолжает противоправную деятельность.

Результатом его деятельности определяются правовые нарушения в работе гос.инстанции и прав и законных интересов граждан.

Объективная и субъективная части, нормы

Объективная сторона характеризуется тремя факторами:

  • использование должностным лицом своих полномочий в личных интересах;
  • его результатом стало нарушение прав и интересов лиц, гос.учреждений, государства;
  • наличие причинно-следственной связи между применением гражданином своих полномочий по службе и наступлением негативных последствий.

Злодеяние может быть совершено как путем действий, так и бездействия. Пример для последнего случая: лицо не выполняет служебные обязанности, тем самым попустительствуют тому, что преступление совершается.

Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственностиСостав преступления образуется, когда гражданин в момент его совершения находится на рабочем месте. В противном случае правонарушение не будет доказано, либо квалифицируется по другой статье.

Если говорить о субъективной стороне, она характеризуется формой вины в виде умысла, который бывает как косвенным, так и прямым. Лицо не только осознает негативность последствий своих поступков, но добивается, чтобы преступление совершилось.

Обязательный признак субъективной стороны – наличие мотива в виде корыстной или личной заинтересованности. Интерес должностного лица выражается в том, чтобы виновник происшествий пытался использовать свои служебные полномочия для получения материальных/финансовых выгод.

Квалификация преступлений

При определении правонарушения выясняется, какими мотивами и целями руководствовалось должностное лицо. Если обвиняемый руководствовался ложно понимаемыми им интересами гос.органа или государства, его действия не могут быть квалифицированы по ст.285 УК РФ. В этом случае речь будет идти о дисциплинарной ответственности.

Чтобы преступление по ст.285 УК РФ образовывало его состав, гражданин во время совершения злодеяния должен находиться при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей. Если он не был на службе, злодеяние будет квалифицировано по другой статье УК РФ с учетом обстоятельств произошедшего.

Для квалификации правонарушения по ст.285, оно должно обладать следующими обязательными признаками:

  • гражданин обладал определенным кругом полномочий и действовал в этих рамках – мог отдавать приказания, обязательные для исполнения всеми прочими лицами (обвинить в злоупотреблении можно человека, который занимает руководящую должность);
  • применял полномочия против интересов предприятия (если они использовались во вред правам и интересам других граждан или организаций, то это явный признак злоупотребления);
  • целью преступления была корысть (конечный результат действий граждан заключается в улучшении его материального положения или получение финансовой выгоды для своих родственников или знакомых).

Ответственность, назначаемая за злоупотребление

Она зависит от того, по какой части статьи 285 УК РФ было квалифицировано правонарушение. Если речь идет о ее первой части, то тут наказания могут быть такие:Злоупотребление должностными полномочиями - статья 285 УК РФ: особенности состава преступления и меры ответственности

  • штраф суммой до 80 000 руб. или з/п за полгода;
  • запрет на то, чтобы занимать определенные должности или осуществлять деятельности на период – до 5 лет;
  • принудительные работы на 4 года;
  • арест на 4-6 месяцев;
  • заключение в тюрьму на период – до 4 лет.

При квалификации злодеяния по ч.2 ст.285 УК РФ меры ответственности назначаются следующие:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • принудительные работы на 5 лет с наложением запрета на занятие некоторых должностей или на осуществление определенной деятельности на 3 года (последняя санкция применяется по усмотрению судьи);
  • заключение в колонию на 7 лет с факультативным использованием вышеуказанной санкции.

Если преступление было определено по ч.3 этой же статьи, виновнику грозит заключение в исправительном учреждении на срок до 10 лет с применением вышеназванного запрета.

Конкретное наказание избирается с учетом всех обстоятельств, которые сопутствовали самому происшествию.

Исключения и освобождение от ответственности

Как уже было отмечено выше, чтобы доказать наличие признаков злоупотребления своим служебным положением в действиях должностного лица, в первую очередь нужно установить, имелись ли у него корыстные мотивы. Если не было доказано, что они были, то речь идет лишь о преступной халатности. Тогда гражданина могут наказать только дисциплинарным взысканием.

В случаях, когда незаконное обогащение все же имело место, но при этом он не использовал свои служебные обязанности, речь будет идти уже о взятке, но не о злоупотреблении.

Важно! Преступление будет считаться совершенным лишь в случае, если результатом действий гражданина стало нарушение нормального функционирования гос.инстанций или прав граждан. В противном случае он будет расценено как неоконченное, а значит и наказание будет определяться совершенно другое.

Если должностное лицо было обвинено в таком преступлении, полностью избежать ответственности вряд ли получится. Возможно только смягчение наказания при наличии определенных обстоятельств (в семье лица есть маленькие дети, у него имеется серьезное заболевание и т.д.)

Заключение

Если гражданин находится на руководящем посту и использует свое положение в целях обеспечения себе или своим близким материальной выгоды или повышения своего авторитета, его действия будут квалифицированы по ст.285 УК РФ. По ней же ему будут назначаться соответствующие санкции. Они избираются с учетом обстоятельств, которые сопутствовали происшествию.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html

Злоупотребление должностными полномочиями

В УК РФ есть отдельная статья за злоупотребление должностными полномочиями.

Под этим преступлением понимают действия или бездействие представителей власти, которые совершаются в рамках служебных обязанностей, но с целями, противоречащими задачам госслужбы.

Особенности квалификации таких деяний подробно изложены в ППВС о злоупотреблении должностными обязанностями. Далее расскажем об этой категории нарушений закона подробнее.

Злоупотребление должностными полномочиями: состав преступления

По статье за злоупотребление наказывают должностных лиц.

Это сотрудники госорганов, органов местного самоуправления, госучреждений, государственных корпораций и компаний, МУПов и ГУПов, акционерных обществ, контрольный пакет акций в которых принадлежит РФ, а также служащие Вооруженных сил России.

Функции представителя власти они могут выполнять временно, постоянно или по специальному полномочию. Кроме того, к должностным лицам относят тех, кто выполняет в указанных учреждениях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Под исполняющими функции представителя власти подразумеваются лица, которые наделены правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также те, кто наделен полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

Что относится к организационно-распорядительным функциям:

  • руководство сотрудниками;
  • формирование кадрового состава;
  • определение перечня функций для работников;
  • применение поощрительных или дисциплинарных мер.

Решения должностных лиц имеют юридическое значение.

Под административно-хозяйственными функциями понимают:

  • распоряжение бюджетом учреждения;
  • принятие решений о начислении зарплаты, вознаграждений;
  • учет и контроль за расходованием средств.

Исполнение функций должностного лица по спецполномочию означает, что они возложены конкретным нормативно-правовым актом, приказом, распоряжением и т.д. В этом случае человек признается должностным лицом только на время действия такого документа.

Если говорить о ВС РФ, начальники делятся на две категории: по служебному положению и по званию. В первом случае это руководители, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по званию прописаны в статье 36 Устава внутренней службы ВС РФ.

Под государственными должностями понимают те, которые определены в Конституции РФ и других федеральных законах и подразумевают непосредственное исполнение полномочий федеральных государственных органов.

При этом стоит различать преступные деяния должностных лиц от злоупотреблений начальников коммерческих и иных организаций, для которых меры ответственности прописаны в ст. 201 ГК РФ.

Рассмотрим объективную сторону состава преступления злоупотребления должностными полномочиями. Он имеет 3 важных признака:

  • действие или бездействие человека с использованием служебных полномочий, но вопреки интересам службы;
  • как последствие — нарушение прав и интересов граждан;
  • связь между действиями и последствиями.

Под использованием полномочий понимают действия, которые связаны с обязанностями по службе, однако вызваны не служебной необходимостью, а желанием наживы, и противоречат целям и задачам госслужбы.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда представитель власти из личной заинтересованности выполняет свои привычные обязанности, однако при отсутствии обязательных условий или оснований — сотрудник ГАИ выдает права человеку, не сдавшему экзамен по вождению.

Ответственность также наступает за намеренное неисполнение обязанностей, если бездействие непосредственно связано с получением незаконного вознаграждения. Еще один вид нарушений — это использование полномочий для неправомерного продвижения по карьерной лестнице, выдачи поощрений, покровительства.

Что не является злоупотреблением должностными полномочиями по УК РФ

Если лицо совершило действия, подпадающие под злоупотребление, однако сделало это для устранения опасности для гражданина, интересов государства, устранить которую иным способом было нельзя, это не считается преступлением. Однако должно быть соблюдено обязательное условие: не было превышения пределов крайней необходимости.

Не являются нарушениями закона действия, которые были совершены после приказа или в силу конкретного распоряжения.

Не считается превышением полномочий ситуация, при которой человек использует не свои полномочия по службе, а различные связи, свой авторитет.

Уголовная ответственность по статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями

Рассмотрим ответственность за злоупотребление. Она зависит от наличия квалифицирующих признаков. В общем случае преступника ждет одна из следующих санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб. или в размере дохода за полгода;
  • лишение права занимать должность до 5 лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • тюремное заключение до 4 лет.

Если преступник находился на государственной должности, наказание будет жестче:

  • штраф до 300 тыс. руб. или в размере дохода за 2 года;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • тюремное заключение до 7 лет.

Дополнительно может быть применено лишение права занимать должности до 3 лет.

Если жертве был причинен серьезный вред и наступили тяжкие последствия, преступнику грозит лишение свободы до 10 лет. Уголовная ответственность за злоупотребление в этом случае также включает лишение права занимать должности до 3 лет.

Злоупотребление должностными полномочиями: комментарий

Разберем комментарии к статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями. К объективной стороне этого преступления помимо действия или бездействия вопреки интересам службы относятся последствия в виде значительного нарушения прав отдельных людей и целого государства.

Сюда относятся права и свободы, которые гарантированы Конституцией, а также нормами международного права (уважение чести и достоинства, неприкосновенность жизни, судебная защита, доступ к правосудию).

Под нарушением интересов подразумевается создание препятствий для удовлетворения гражданами своих потребностей, а в случае, когда жертвой становится юрлицо, — отрицательное влияние на нормальную работу организации, нанесение ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом. Он может быть прямым или косвенным. Обязательно должен быть мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. В первом случае речь идет о желании лица получить материальную выгоду для себя или других лиц.

Сюда относится незаконное получение льгот, пособий, погашение долга, освобождение от уплаты налогов. Под личной заинтересованностью понимают намерение получить неимущественную выгоду.

Читайте также:  Нужно ли сохранять коробку для гарантии в течение гарантийного срока

Под ней подразумевается получение взаимной услуги, сокрытие некомпетентности, продвижение по службе.

Следует различать хищение имущества с использованием служебного положения от злоупотребления. Во втором случае изъятия ценностей не происходит или же оно носит временный или возмездный характер.

В ст. 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями несколько частей. Первая определяет наказание в общем случае. Вторая предусматривает квалифицированный состав.

Субъектом по ней выступает служащий на государственной должности или госдолжности в регионе, а также глава органа местного самоуправления.

В третьей части говорится о действиях и бездействии, которые привели к тяжким последствиям. Это:

  • крупные аварии;
  • длительная приостановка деятельности организации;
  • причинение крупного ущерба;
  • причинение смерти по неосторожности;
  • самоубийство или покушение на него.

Когда суды рассматривают подобные дела, они должны руководствоваться документами, в которых определены полномочия должностного лица. Это необходимо, чтобы понять, какими именно из них злоумышленник злоупотребил.

Ппвс о злоупотреблении должностными полномочиями

Помимо статьи 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями, судьи руководствуются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19. В этом нормативно-правовом акте рассмотрены особенности квалификации подобных нарушений закона. Далее подробнее расскажем о том, какие вопросы разобраны в ППВС по делам о злоупотреблении должностными обязанностями.

К примеру, там сказано, что, если незаконные действия совершены в рамках исполнения неправомерного приказа или распоряжения, должностное лицо несет ответственность в общем порядке.

При этом действия служащего, выдавшего распоряжение, квалифицируются как подстрекательство или организация преступления.

В случае если исполнитель не знал о незаконности приказа, отдавшее его должностное лицо будет наказано как главный фигурант дела.

Исходя из судебной практики по злоупотреблениям должностными обязанностями, такие преступления чаще всего совершаются вкупе с другими. Если служащий внес в какие-либо официальные документы заведомо недостоверные сведения, деяние квалифицируют дополнительно по ст. 292 УК РФ. Если был совершен служебный подлог, наказание последует по совокупности статей 285 и 292 УК РФ.

Судам следует обращать внимание на то, какие именно права и интересы граждан или организаций были нарушены, и есть ли прямая причинно-следственная связь между этим и действиями служащего.

Важно делать отграничение злоупотребления должностными полномочиями от их превышения. Они имеют смежный состав. В первом случае человек действует в рамках своей компетенции, исполняя обязанности, которые на него возложены, но с личной целью, противоречащей интересам службы.

Превышение подразумевает, что человек вышел за пределы обязанностей и тем самым нарушил закон.

Например, он мог взять на себя функции другого лица, выполнить действия, которые возможны только при определенных обстоятельствах (например, применил оружие в отношении несовершеннолетнего, хотя причин для этого не было), принял единоличное решение, не получив санкцию начальника, и т.д.

ППВС по делам о злоупотреблении должностными полномочиями гласит, что все деньги и имущество, полученные служащим незаконным путем, должны быть конфискованы.

Резюме

Статья 285 за злоупотребление должностными полномочиями определяет ответственность как в общем случае, так и при наличии квалифицирующих признаков. К ним относятся: совершение преступления лицом, находящимся на государственной должности РФ и наступление тяжких последствий для жертвы. Максимальная санкция по этой статье — 10 лет тюрьмы.

От злоупотребления должностными полномочиями следует отличать их превышение.

Разница в том, что в первом случае человек действует в пределах своей компетенции и нарушает закон, преследуя корыстную цель или будучи лично заинтересованным в результате.

При превышении мотив значения не имеет. Нарушение состоит в том, что человек выходит за рамки своих функций и обязанностей и совершает то, чего делать не должен.

Источник: https://vitlprav.ru/ugolovnoe-pravo/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285 ук рф

Наумов В. В., Щепотьев А. В. К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285 ук рф // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1611/ (дата обращения: 27.02.2020).



Повышенное внимание ученых и правоприменителей именно к вопросу уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями обусловлено изменениями, происходящими в социально-экономической и политической сферах, и, в первую очередь, активизацией процессов в области противодействия преступлениям коррупционной направленности [1]. Близко соприкасаясь со ст. 2851, 2852, 2853, 286 УК России, злоупотребление должностными полномочиями, однако, имеет и целый ряд специфических особенностей.

В соответствии с ч. 1 ст.

285 УК России злоупотреблением должностными полномочиями признается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если такое деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Проведенный анализ признаков, характеризующих объективную и субъективную стороны данного состава преступления, свидетельствует о том, что для наступления уголовной ответственности требуется следующая их совокупность: наличие деяния, а именно использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; наличие корыстной или иной личной заинтересованности у должностного лица при нарушении (неисполнении) обязанностей; наступление вредных последствий — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (либо тяжких последствий по ч. 3 ст. 285 УК РФ); установление причинной связи между совершенным должностным лицом деянием и причиненным вредом.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, т. е.

совершении «таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями» [3, п. 15].

Таким образом, как злоупотребление должностными полномочиями следует рассматривать действия должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности, которые входят в круг его должностных полномочий при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения.

Речь также может идти, например, о выдаче водительского удостоверения лицу, не сдавшему соответствующий экзамен, о приеме на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют, об освобождении руководителями подчиненных от исполнения должностных обязанностей, о покровительстве в организации и проведении азартных игр на территории, не являющейся специально отведенным для этих целей местом и т. п.

Говоря о «вредоносности» злоупотребления должностными полномочиями, необходимо учитывать причиненный ущерб правам и законным интересам других лиц, общества и государства.

Под назначением субъективных прав (обязанностей) следует понимать предусмотренную законом возможность субъекта совершать такие действия (бездействия), которые осуществимы в рамках делегированных правомочий и направлены на представление соответствующих интересов (в частности, государственных или муниципальных органов власти).

Исследуя субъект преступления, предусмотренного ст. 285 УК России, следует обратить особое внимание на содержание примечания 1 к указанной норме.

В нем определено, что должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные и/или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16.10.2009 г.

№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» представил весьма подробные признаки должностного лица.

Однако, указанное не относится к лицам, осуществляющим служебные полномочия в акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям.

Напомним, что акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционерные общества относятся к коммерческим организациям. Их участники — акционеры, не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Рассматривая понятие «контрольного пакета акций», необходимо отметить, что уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости его акций, которые приобретены акционерами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить две категории акций — обыкновенные и привилегированные.

При этом привилегированные акции, в отличие от обыкновенных, не всегда предоставляют их владельцу право голоса на собраниях и общем собрании акционеров. Следует отметить, что содержание понятия «контрольный пакет акций» законодательно не определено.

Полагаем, что под термином «контрольный пакет акций» законодатель имел ввиду долю в уставном капитале акционерного общества в размере не менее чем 50 % плюс одна голосующая акция [6,7].

В связи с изложенным, полагаем целесообразным для устранения отдельных технико-юридических неточностей, примечание 1 к ст.

285 УК России изложить в следующей редакции: «Должностными лицами в статьях настоящейглавыпризнаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах с долей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставном капитале в размере не менее чем 50 % плюс одна голосующая акция, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

При квалификации содеянного по ч. 2 ст.

285 УК России, необходимо учитывать, что в качестве субъектов указанного деяния в примечаниях 2 и 3 называются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов; лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов; а также главы органов местного самоуправления. К последним относятся высшие должностные лица муниципальных образований, наделенные уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В этой связи интерес представляет следующий пример.

Источник: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1611/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector