Разглашение государственной тайны ст 283 ук рф: кратко содержание и ответственность

Государственная тайна представляет собой определенные сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, которые находятся под защитой государства и разглашение которых может привести к нарушению российской безопасности.

Соответственно, информация, составляющая государственную тайну, касается следующих областей:

  • внешняя политика;
  • военная деятельность;
  • экономика;
  • технические и научные разработки;
  • разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность.

Данная информация также различается по уровню секретности. Это зависит от того, насколько серьезный вред может нанести государству ее разглашение. Каждому уровню секретности присваивается соответствующий гриф секретности. На сегодняшний день существует три уровня секретности: сведения особой важности, секретные и строго секретные.

Вместе с тем, тайной государства не могут объявлять следующие сведения:

  1. Стихийные бедствия, природные и техногенные катастрофы, их течение и последствия для населения.
  2. Экологическое, санитарное, демографическое, сельскохозяйственное состояние государства, вопросы в области здравоохранения и образования.
  3. Социальные пособия, привилегия, которые могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам.
  4. Реальные случаи нарушения свобод и основных прав человека.
  5. Размер золотого запаса и валютных резервов.
  6. Факты о здоровье лиц, занимающих высшие должности в государстве.
  7. Нарушения, совершенные госслужащими или органами госвласти.

Ответственность за разглашение гостайны прописывается в статье 283 УК РФ.

Документ подразумевает наложение уголовного наказания на лицо, которому по службе, учебе, работе или другой деятельности, разрешенной законом, была доверена государственная тайна, ставшая по его вине достоянием третьих лиц или широкой общественности.

Первый пункт документа также уточняет, что наложение ответственности по данной статье возможно только в случае отсутствия состава преступления, прописанного в статьях 275 и 276 уголовного кодекса.

Во второй части ст. 283 указывается наказание для лица, разглашение секретной информации которым привело к тяжким последствиям для государства.

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

02

Бесплатная горячая линия8 800 511 38 27(Москва и регионы РФ)

03

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ.

За неправомерное оглашение государственной тайны, в отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность.

При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие, либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновного и т.д.

Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий, включая материальный ущерб, причиненный государству.

Во время расследования могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенного нарушения. К ним относятся:

  1. Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
  2. Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
  3. Прерывание действующих разработок и государственных учений.
  4. Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.

Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.

Состав преступления

Главным объектом правонарушения являются общественные отношения, которые характеризуют деятельность по обращению с засекреченными документами, причисляемыми к категории государственной тайны. Сами секретные сведения, хранящиеся в данных документах, будут являться предметом преступления.

Разглашение государственной тайны ст 283 УК РФ: кратко содержание и ответственность

Объективная сторона раскрывается  в разглашении лицом сведений, представляющих собой государственную тайну, в ситуации, если эти сведения оказались достоянием других граждан.

Разглашение в данном случае означает придание информации огласке посторонним. Разглашение может происходить различными способами:

  1. Письменно (размещение сведений в интернете, в газетах, в прочих средствах массовой информации, передача их в письме, записке и т.д.).
  2. Устно (во время публичного выступления, при личном разговоре).
  3. В процессе демонстрации посторонним каких-либо секретных материалов, чертежей, писем, цифр, документов.
  4. Несоблюдение предписаний хранения такой информации (утеря секретных документов или хранение в неположенном месте).

Предлагаем ознакомиться  Внесение изменений в договор осаго

В качестве «посторонних» лиц в данном контексте понимаются люди, которые не были наделены полномочиями доступа к конкретным сведениями, относящимся к государственной тайне.

То есть даже если постороннее лицо имеет право знать какую-либо другую часть государственной тайны, ей не может быть предоставлен доступ к остальной информации. Это будет считаться преступлением.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, также может выражаться в форме действия (непосредственная передача информации третьим лицам)  или в форме бездействия (неаккуратное обращение с документами, которые содержат гостайну, в результате чего ими завладели другие лица).

Преступление будет признано совершенным в тот момент, когда третьи лица получили секретную информацию и осознали хотя бы часть ее смысла. В данном случае полного осознания раскрытой информации не требуется.

Субъектом данного противоправного деяния могут выступать две категории лиц:

  1. Лицо, которое обладает секретными сведениями в силу занимаемой им должности, требующей работы с этой информацией.
  2. Лицо, которое в процессе выполнения своей работы получило возможность ознакомиться с информацией, содержащейся в засекреченных документах. В пример можно привести, создателя макета для секретного вида оружия, мастер, который участвует в процессе изготовления этого оружия и так далее.

Таким образом, лицо, никак не связанное обязательствами о неразглашении государственной тайны, к ответственности по данной статье привлекаться не может.

Разглашение государственной тайны ст 283 УК РФ: кратко содержание и ответственность

Преступление может быть совершено как при наличии умысла, так и по неосторожности. Причем умысел также может быть двух типов: прямой и косвенный. В первом случае лицо намеренно сообщает секретную информацию для распространения ее в общественных кругах.

Во втором случае, лицо также осознает опасность распространения сведений, но, тем не менее, рассказывает о них, например, в ходе разговора. Что же касается разглашения сведений по неосторожности, то за это преступнику тоже грозит наказание. Так, оставленные без присмотра и найденные третьими лицами секретные документы, могут привести к наложению ответственности на лицо, забывшее их.

В целом, мотив преступления не влияет на конечное наказание. В качестве мотива может выступать как желание показать собственную важность, так и помочь другому лицу с выполнением какой-либо задачи.

Данное преступление может квалифицироваться как средней тяжести или тяжкое, если оно повлекло за собой серьезные последствия, создающие угрозу безопасности государству.

Такие последствия могут представлять собой сворачивание тех или иных разработок в области науки и техники, попадание сведений в руки иностранных государств или их агентов.

Необходимо также отличать преступление в виде разглашения государственной тайны от измены родине. Соответственно, преступник не может быть обвинен по данной статье, если он намеренно разглашал секретную информацию непосредственно представителям иностранных государств.

Ответственность за нарушение секретной государственной тайны

Наказание для преступника, обвиненного в разглашении государственной тайны, будет заключаться в наложении ареста на срок от четырех месяцев до полугода или лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

В случае, если преступление привело к тяжким для государства последствиям, преступнику грозит тюремное заключение от 3 до 7 лет с изъятием права на занимаемую должность сроком до трех лет.

Соответственно, в случае вынесения приговора по данной статье, преступник фактически оказывается отрезанным от возможности продолжать карьеру в области, предполагающей предоставление сотрудникам конфиденциальной информации, содержащей секретные сведения о государстве.

Особенности назначения наказания за разглашение

Назначение соответствующего наказание за разглашение тайны и государственной информации осуществляется исключительно в судебном порядке. При этом инициатором возбуждения дела может быть любое заинтересованное лицо. Чаще всего им является представитель определенной государственной структуры или правительственного органа. Истцом также может являться и работодатель виновного человека.

Существующая судебная практика показывает, что методика расследования направлена на выяснение всех необходимых подробностей случившегося, а именно:

  1. наличие предварительного сговора и подготовки данного преступления;
  2. подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;
  3. вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемое содействие;
  4. установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;
  5. выяснение иных важных обстоятельств преступления.

При назначении определенной ответственности в отношении лица, совершившего разглашение, большое значение будет уделено тому факту, было ли наличие этой тайны закреплено соответствующим образом. Чаще всего это делается во время трудоустройства работника – тогда ему вручается соглашение о неразглашении конфиденциальных сведений.

Если же у истца не имеется доказательств предварительного согласования, установление какого-либо наказания будет считаться неправомерным.

Источник: https://roossaekb.ru/vidy-otvetstvennosti-razglashenie-gosudarstvennoy-tayny/

Ответственность за нарушение гостайны

Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.

Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:

  • гражданско-правовом;
  • уголовном;
  • дисциплинарном;
  • административном.

Гражданско-правовая ответственность

Правовая ответственность подразумевает возмещение некоего морального вреда, нанесенного государству. Гражданско-правовая ответственность является формальной, ведь доказать, что стране был нанесен какой-либо материальный или моральный ущерб затруднительно. Определить размеры ущерба также зачастую не представляется возможным.

Уголовная ответственность

За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:

  • статья 275 — государственная измена;
  • статья 276 — шпионаж;
  • статья 283 — разглашение государственной тайны;
  • статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
  • статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.

Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).

Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство.

Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе.

По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.

Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:

  1. Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
  2. Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий. 

Разглашение государственной тайны ст 283 УК РФ: кратко содержание и ответственность

Вымогательство секретной информации, хищение сведений, заключающих гостайну и иные незаконные действия, связанные с получением засекреченных данных — все это дает полные основания для привлечения гражданина по статье 283.1. Данная статья применяется, если в действиях лица не было обнаружено признаков шпионажа, госизмены и разглашения гостайны (признаков трех описанных выше статей Уголовного Кодекса РФ).

Если лицо, имеющее доступ к гостайне, нарушило правила обращения с засекреченными материалами и документацией и это повлекло за собой тяжкие последствия или утрату, то к гражданину будет применяться статья 284 УК РФ. Как правило, лица, имеющие доступ к государственной тайне, получают лицензию ФСБ, позволяющую им работать с секретной информацией.

Получение лицензии подтверждает, что гражданин прошел инструктаж по работе со сведениями, составляющими гостайну. Если у лица есть лицензия, никакие отговорки о том, что гражданин не знал правил, не пройдут.

Получившее допуск лицо обязано знать, как обращаться со сведениями и материалами, относящимися к государственной тайне. Если утраты или иных тяжких последствий из-за ошибки сотрудника в обращении с гостайной не наступило, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Сотрудника, разгласившего гостайну, либо привлекут к уголовной ответственности, либо к административной.

Дисциплинарная ответственность в теории подразумевает увольнение, лишение премиальной части или выговор. По факту сотрудник, привлеченный по этой статье, будет уволен. Компанию проверит ФСБ.

Иногда после проверок Службой Безопасности у компаний отбирают лицензии на работу с гостайной.  

Административная ответственность

К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.

К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.

Разделение ответственности: проблемы, связанные с охраной гостайны

Понятия, связанные с гостайной размыты. Появляется все больше носителей, на которых могут храниться сведения, относящиеся к гостайне (простейшие примеры: флешка, карта памяти). Это может привести к тому, что ответственность за охрану гостайны будет ложиться на слишком большой круг людей, которые вполне могут и не знать, что являются обладателями засекреченной информации.

Нечеткие и двоякие формулировки не позволяют грамотно и эффективно контролировать деятельность лиц, в чьи обязанности входит присвоение степени секретности той или иной информации или материалам. Уполномоченное лицо вполне может отнести к гостайне самые обычные сведения.

Но следить за всеми процессами, происходящими в ведомствах, слишком сложно, учитывая современные реалии. Конкретизировать проступки должностных лиц практически невозможно.

В законодательные акты, связанные с государственной тайной, планируется внесение ряда существенных изменений. Документация будет пересмотрена и распределена по категориям. Насколько нововведения будут эффективными, покажет время.

Источник: https://fsb9.ru/litsenzii-fsb/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-gosudarstvennoy-tayny.html

Разглашение государственной тайны: понятие, состав и субъект преступления, уголовная ответственность по статье 283 УК РФ

Разглашение гостайны является уголовно наказуемым деянием, входящим в группу преступлений против государства. Ответственность за него прописана в 283 ст. действующей редакции Уголовного кодекса.

Разглашение государственной тайны: общая характеристика преступления

Объект преступления состоит в обеспечении государственной безопасности и надлежащей сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления – это сведения, которые составляют государственную тайну. Данные сведения прописаны:

  • в Законе РФ №5485-1 «О государственной тайне»;
  • в Указе Президента РФ от 1995 года №1203;
  • в Указе Президента РФ от 2004 года №1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (контролирующие лица в данную комиссию назначаются самим Президентом).

Общественная опасность преступления состоит в разглашении сведений, обеспечивающих информационную безопасность государства, и несанкционированный доступ к подобного рода данным третьим лицам.

Под разглашением государственной тайны подразумевается предание огласки сведений, составляющих государственную тайну лицам, которые не имеют к ней доступа, с нарушением действующего порядка или регламента распространения подобного рода сведений. Состав данного преступления – материальный.

Моментом совершения преступления является момент передачи сведений в достояние другого лица, что создает опасность их использования в ущерб российским интересам.

Для того чтобы разглашение государственной тайны стало предметом уголовного преследования, необходимо, чтобы гостайна стала известна людям, которые не имеют к ней соответствующего доступа.

Сведения могут быть разглашены устным или письменным способом, с использованием СМИ: данный аспект не имеет принципиального значения при квалификации преступления.

Субъект данного преступления специальный – это лицо, которое имеет доступ к государственной тайне по роду службы, работы или учебы и использующее указанные сведения для выполнения своих профессиональных обязанностей. Преступление может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает в отношении дееспособных лиц в возрасте от 16 лет.

Разглашение может иметь форму активных действий или бездействия. Примерами активных действий могут являться:

  • передача сведений в ходе доверительной беседы;
  • демонстрация документов, схем или устройств;
  • разглашение информации в ходе открытого доклада или лекции и пр.

Бездействие может быть выражено в непринятии соответствующих мер по засекречиванию информации, в результате чего она стала доступна третьим лицам или допуск посторонних к данным, составляющим гостайну.

Общее правило работы с информацией, которая содержит государственную тайну, состоит в том, что запрещена любая форма ее распространения.

Она может стать достоянием третьих лиц только в исключительных случаях, прописанных в законодательстве. Примерами законного рассекречивания сведений третьему лицу может являться адвокат, который участвует в деле, связанном с государственной тайной; ученый, работающий над диссертацией, судья, депутат Госдумы и пр.

Важной отличительной чертой законного разглашения государственной тайны является получение у адресата расписки о неразглашении поступивших сведений. При этом после прекращения действия допуска к гостайне лицо не вправе разглашать ставшие известными сведения.

Адресат, который получил сведения у виновного в разглашении тайны, может быть:

  • из числа лиц, которые не имели доступа к гостайне;
  • из числа лиц, имеющих такой доступ, но которые не вправе знакомиться со сведениями, которые были сообщены виновным.

Адресат должен быть вменяемым и осознавать, что полученные им сведения относятся к государственной тайне. Если же эти данные преступник разгласил психически невменяемым, малолетним, то состав преступления нельзя считать оконченным и речь идет только о покушении на него.

Субъект преступления может действовать умышленно или передать сведения по неосторожности.

В первом случае виновный должен осознавать, что он разглашает гостайну (например, хвалится своей осведомленностью по определенным вопросам перед родственниками в общественном месте).

Во втором – преступник не предвидит, что результатом его действия станет утечка информации. Например, он использует достаточно уязвимый шифр в процессе передачи секретных данных.

Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены

Статья 283 УК РФ, которая предусматривает ответственность за разглашение государственной тайны, применяется только при отсутствии признаков в деянии государственной измены и шпионажа. В целом разглашение имеет общие признаки с государственной изменой в части выдачи информации, составляющей государственную тайну.

Между тем, данные преступления имеют ряд принципиальных отличий. При измене сведения передаются представителям другой страны или ее агентам, тогда как при разглашении – другим лицам (это могут быть знакомые и родственники лица, совершившего преступление). Государственная измена имеет вид шпионажа, тогда как при разглашении передается информация представителям той же страны.

Также отличаются они по субъектам преступления. Если по измене субъект общий, то при разглашении – специальный. Т. е. разгласить государственную тайну может только лицо, которое владеет данной информацией по роду своей деятельности.

Лицо, которое не имело по роду своей деятельности доступа к государственной тайне, не может быть привлечено к ответственности по ст. 283 УК РФ.

Если же гражданин собирал соответствующие сведения умышленно, то его действия могут быть квалифицированы как шпионаж или государственная измена (если эти данные впоследствии стали достоянием иностранного государства) либо по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст.

272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации».

Также лица, которые не отвечали признакам субъекта преступления по ст. 283, могут выступать в качестве соучастников.

При госизмене лицо осознает, что передаваемые сведения наносят ущерб безопасности страны, т.е. преступник умышленно передает информацию для причинения вреда государству. Тогда как при разглашении государственной тайны преступник может не осознавать последствия своих действий, и он не имеет желания причинить ущерб государственным интересам.

Ответственность за разглашение государственной тайны

Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена в 283 ст. УК РФ. Она предусматривает арест или лишение свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью.

Не отягченный состав преступления, который заключался в разглашении государственной тайны лицом, которое получило доступ к таким сведениям по роду службы, работы или учебы, прописан в части 1 ст. 283.

Она предусматривает наказание в виде:

  • ареста до 4-6 месяцев;
  • лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на 3 года или без такового.

Ответственность по ч. 1ст. 283 УК РФ наступает только при отсутствии признаков государственной измены.

Часть 2 ст. 283 УК РФ содержит квалифицирующий признак преступления. Если разглашение государственной тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то такое деяние наказывается лишением свободы до 3-7 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Последствия могут быть признаны тяжкими только по решению суда при рассмотрении материалов дела. В частности, учитываются содержание сведений, характеристика адресата, значимость информации для государственной безопасности и пр. Тяжкие последствия являются оценочным понятием.

Они могут заключаться в необходимости крупных материальных затрат для устранения последствий преступления, аресте сотрудника российских спецслужб в результате разглашения, срыве заключения крупного договора или госконтракта, поступлении информации к иностранным спецслужбам, провале агентурной сети, необходимости изменения местоположения режимного объекта и пр.

Методики определения размера ущерба при разглашении государственной тайны должны определяться Правительством РФ. Но в настоящее время такой документ, в котором изложен порядок расчета, отсутствует.

При квалификации преступления как разглашения государственной тайны судья должен обратиться:

  • к действующим регламентам и нормативно-правовым актам, которые указывают на рекомендованный порядок обращения со сведениями, составляющими гостайну;
  • к предписаниям по ст. 275 УК, чтобы установить факт отсутствия признаков госизмены.

Ст. 26 ФЗ «О гостайне» предусматривает не только уголовную, но и административную или дисциплинарную ответственность за совершенное деяние. Выбор меры наказания зависит от тяжести последствий в результате совершенного преступления.

Таким образом, разглашение государственной тайны – это одно из преступлений против государственной власти. Ответственность за него предусмотрена в 283 ст. УК РФ, она наступает только при отсутствии в действиях лица признаков государственной измены. Максимальное наказание при наступлении тяжких последствий предусматривает 4-7 лет лишения свободы.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/gosudarstvennaya-bezopasnost/razglasenie-gostajny.html

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)

Непосредственный объект — общественные отношения, возникающие в связи с установлением режима секретности, обеспечивающим сохранность государственной тайны. Уголовно-правовая охрана данных отношений (путем криминализации деяний, предусмотренных ст. 283, 283.

1 и 284 УК РФ) направлена на предотвращение распространения сведений, составляющих государственную тайну, среди посторонних лиц.

В результате данные сведения могут стать достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, что, в свою очередь, создает угрозу внешней безопасности и обороноспособности Российского государства.

Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (понятие государственной тайны было рассмотрено ранее при анализе ст. 275 УК РФ).

Объективная сторона данного преступления выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ.

Разглашение выражается в противоправном предании огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего эти сведения стали достоянием других (посторонних) лиц.

К последним относятся лица, не имеющие допуска к государственной тайне и (или) не получившие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, по службе, работе, учебе или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях.

Преступление может быть совершено как путем действия, так и бездействия виновного.

Под действием понимается противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, путем непосредственного ознакомления с ними постороннего лица (устно, письменно, путем предоставления носителей сведений, составляющих государственную тайну, и т.п.).

В данном случае лицо грубо нарушает правила распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну, путем передачи их лицам, не имеющим права на ознакомление с ними по службе, работе, учебе или по иным основаниям.

Бездействие выражается в нарушении правил доступа должностных лиц или граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, либо хранения носителей таких сведений, вследствие чего эти сведения становятся достоянием других лиц (например, хранение секретных документов в неустановленных местах, не исключающих ознакомление с ними других лиц).

Обязательным признаком данного преступления является наличие причинной связи между действием или бездействием субъекта, связанным с разглашением сведений, составляющих государственную тайну, и преступным результатом — когда эти сведения стали достоянием других лиц (хотя бы одного лица). При этом должны отсутствовать признаки преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ.

Состав преступления — материальный, оно является оконченным в момент наступления указанных в законе последствий (т.е. когда указанные сведения стали достоянием других лиц).

Субъективная сторона характеризуется умыслом (прямым либо косвенным) или неосторожностью (легкомыслием или небрежностью). Прямой умысел характерен для действий, связанных с непосредственной передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам (из корысти, иной личной заинтересованности, мести, в результате шантажа и т.п.).

Косвенный умысел присущ действиям, совершаемым в условиях, заведомо допускающих возможность непосредственного ознакомления с данными сведениями постороннего лица (например, работа с секретными документами в присутствии постороннего лица).

Неосторожность чаще проявляется в бездействии виновного, связанного с нарушением соответствующих правил обращения с носителями сведений, составляющим государственную тайну.

Субъект преступления специальный — лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К ним относятся две категории лиц: 1) имеющие допуск к государственной тайне; 2) получившие по службе, работе, учебе или в иных случаях доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, т.е. санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с такими сведениями.

Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Законодательством РФ предусмотрен особый порядок допуска некоторых категорий лиц к государственной тайне (членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 21.1 Закона РФ «О государственной тайне»).

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 283 УК РФ) является разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Данный квалифицирующий признак является оценочным и устанавливается с учетом обстоятельств дела.

В частности, тяжкими последствиями могут быть признаны случаи разглашения государственной тайны, ставшей достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, что влечет ослабление обороноспособности государства и значительные материальные затраты по устранению таких последствий.

С субъективной стороны психическое отношение виновного к данным последствиям выражается в неосторожности.

Разглашение государственной тайны необходимо отграничивать от госу- дарственной измены в форме выдачи государственной тайны или шпионажа (ст. 275 УК РФ).

Указанные преступления различаются в основном по непосредственному объекту (объектом государственной измены является внешняя безопасность России), а также содержанию и направленности умысла (при государственной измене субъект сознает, что он выдает государственную тайну иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в ущерб безопасности Российской Федерации; в случае разглашения государственной тайны содержание умысла иное).

Источник: https://studme.org/171914/pravo/razglashenie_gosudarstvennoy_tayny

Разглашение государственной тайны (ст.283 УК РФ)

Разглашение государственной тайны с объективной стороны — это предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, публикации в печати, переписке, при демонстрации чертежей, схем, изделий) сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего они стали известны посторонним лицам либо стали их достоянием в результате передачи им материалов (предметов) для несанкционированного ознакомления.

Оставление без надзора секретных документов или предметов либо неучтенных тетрадей или листов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, если их содержание стало достоянием посторонних лиц, также может образовать уголовно наказуемое разглашение государственной тайны (при наличии, как минимум, косвенного умысла по ч. 1 либо двух форм вины по ч. 2 ст. 283 УК).

Посторонним признается любое лицо, не имеющее санкционированного доступа к данным сведениям (даже при наличии допуска к государственной тайне).

Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица (ч. 1) либо с момента наступления тяжких последствий (ч. 2 ст. 283 УК).

К тяжким последствиям (оценочный признак) могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п.

С субъективной стороны уголовно наказуемое разглашение государственной тайны ограничено умышленным совершением. По ч. 1 ст. 283 УК предполагается прямой или косвенный умысел, а по ч. 2 — совершение разглашения с двумя формами вины, т.е. при умышленном разглашении — неосторожное отношение к тяжким последствиям (ст. 27 УК).

Мотивами разглашения обычно являются болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, продемонстрировать свою компетентность и т.п. Появились также случаи разглашения государственной тайны в результате подкупа или принуждения со стороны криминальных структур.

В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ.

Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны — иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Субъект разглашения государственной тайны — специальный. Им является достигшее 16-летнего возраста лицо, которому она была доверена или стала известной по службе или работе. Лица, ставшие обладателями государственной тайны иным путем (из частных разговоров, из найденных секретных документов и др.), ответственности за разглашение по ст. 283 УК не несут.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_107742_razglashenie-gosudarstvennoy-tayni-st-uk-rf.html

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК)

Общественная опасность разглашения сведений, составляющих государственную тайну, заключается в том, что эти сведения становятся известными посторонним лицам и, в конечном счете, могут быть достоянием иностранных государств, их разведывательных органов, создавая, таким образом, угрозу безопасности государства. Именно безопасность — внутренняя, экономическая и внешняя — является объектом рассматриваемого преступления.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну. Понятие государственной тайны рассмотрено выше при анализе государственной измены.

Объективная сторона преступления заключается либо в выполнении действий, предавших огласке сведения, составляющие тайну, либо в бездействии, т. е. невыполнении тех действий, которое лицо должно было и могло совершить, чтобы не допустить разглашения.

В результате деяния наступают общественно опасные последствия — сведения становятся достоянием других (посторонних) лиц. Между указанными действиями (бездействием) и общественно опасными последствиями должна существовать причинная связь.

Таким образом, состав преступления материальный. Способ разглашения не имеет значения. Это могут быть действия (выступление на научной конференции, публикация в печати, информирование собеседника в дружеской беседе и т. п.

) или бездействие (оставление без надлежащей охраны документов, чертежей, фотографии или изделий и т. п.).

Деяние должно привести к указанному в законе результату: сведения стали достоянием других лиц и, следовательно, создалась угроза их дальнейшего распространения.

Если сведения лишь могли быть восприняты, но по каким-либо причинам не были восприняты посторонними лицами (неспособность понимать даже общий смысл устной информации из-за технической неграмотности и т. п.

), имеет место покушение на преступление, разумеется, если действия совершаются с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный, т. е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных предусмотренных законодательством случаях.

И тех, кому тайна доверена, и тех, кому она стала известна, объединяет знание, что они являются обладателями государственной тайны и обязаны ее сохранять, что подтверждается прохождением соответствующей процедуры допуска к ней.

Любые обладатели государственной тайны, передающие соответствующие сведения с целью оказания содействия иностранному государству, иностранной, международной организации или их представителям в проведении деятельности, направленной против безопасности РФ, подлежат ответственности за шпионаж.

Разглашение тайны может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. Прямой умысел имеет место, если лицо знает, что известные ему сведения составляют государственную тайну, и желает ознакомить с ними постороннее лицо, хвастаясь, например, своей осведомленностью.

Преступление совершается с косвенным умыслом, если лицо, проводя рабочее совещание, сознательно допускает, что среди его участников могут быть люди, не имеющие допуска к государственным секретам.

Преступно легкомысленно поступает тот, кто, оставив на рабочем столе документы, составляющие государственную тайну, покидает кабинет, не закрыв дверь, рассчитывая, что за время недолгого отсутствия никто не ознакомится с документами; преступная небрежность имеется на стороне того, кто, например, передает другому лицу в числе других документов документы, составляющие государственную тайну, не проявив при этом необходимые внимательность и предусмотрительность.

Часть 2 ст. 283 УК устанавливает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий — оценочная категория и устанавливается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

Тяжкими последствиями разглашения сведений, составляющих государственную тайну, могут быть признаны: попадание сведений в распоряжение иностранных разведок или иных организаций, ведущих враждебную деятельность против нашей страны; утрата приоритетов в разработке военной техники; поражения на дипломатических или иных переговорах и т. п.

Субъективная сторона квалифицированного вида разглашения государственной тайны по отношению к тяжким последствиям — неосторожность.

Источник: https://studref.com/420130/pravo/razglashenie_gosudarstvennoy_tayny

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) — МАТЕРИАЛЫ к лекциям по курсу уголовного права

Статьи 283 и 284 УК РФ предназначены для охраны государственной тайны от распространения ее среди посторонних лиц, которое создает опасность утечки государственных секретов за рубеж и тем самым объективно ставит под угрозу интересы безопасности России в области военной, внешнеполитической, экономической или иной деятельности в условиях постоянного и порой острого соперничества государств. Однако предусмотренное ст.ст.283 и 284 УК распространение государственных секретов среди посторонних лиц субъективно не направлено в ущерб внешней безопасности РФ и поэтому непосредственно посягает на порядок сохранности государственной тайны. Видовым объектом при этом (так же, как при совершении государственной измены и шпионажа) выступает безопасность государства.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области    его    военной,    внешнеполитической,    экономической, разведывательной,   контрразведывательной   и   оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст.

2 Федерального закона № 5485-1 от 21 июля 1993 года “О государственной тайне”). Закон устанавливает две основных группы признаков, при наличии которых сведения должны быть отнесены к государственной тайне — формальные и материальные.

Формальные признаки представляют собой совокупность признаков, позволяющих провести внешний, первичный анализ относимости сведений к государственной тайне. Они включают гриф секретности и наличие рассматриваемой информации в специальных перечнях.

Гриф секретности – это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, проставляемые на самом носителе или в сопроводительной документации на него. Закон устанавливает три вида грифа секретности —  “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Постановление Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года утвердило правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

К сведениям особой важности следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в целом.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации.

Сведения, отнесенные к государственной тайне, должны находится в специальных перечнях. Федеральным законом “О государственной тайне” установлены три вида перечней: федеральный, перечни министерств и ведомств и перечни по отдельным целевым программам.

Последние два разрабатываются на основе федерального, уточняя и дополняя его. Ранее федеральный перечень устанавливался указом Президента Российской Федерации, однако, такое его юридическое закрепление противоречило Конституции РФ, которая требовала принятия его на уровне федерального законодательства.

Данная правовая коллизия создавала значительные трудности для правоприменительной практики, так как ставила под сомнение всю правовую природу режима засекречивания. Поэтому в 1997 в Закон “О государственной тайне” были внесены существенные изменения, которые, в частности, выразились в том, что в ст.

5 отныне закреплялся развернутый федеральный перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Формальные признаки государственной тайны позволяют сотрудникам оперативных и следственных подразделений провести первичный анализ сведений для принятия решений о заведении дел оперативного учета либо проведения предварительной квалификации деяния.

Материальным признаком государственной тайны является ущерб, который наносится или может быть нанесен безопасности РФ в результате разглашения. В соответствии со статьей 6 Закона “О государственной тайне” под ним следует понимать вероятные экономические и иные последствия, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

      Разглашение государственной тайны с объективной стороны — это противоправное предание огласке (в разговоре, публичном выступлении, публикации в печати, переписке, при демонстрации чертежей, схем, изделий) сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего они стали известны посторонним лицам либо стали их достоянием в результате передачи им материалов (предметов) для несанкционированного ознакомления. Разглашение, как правило, совершается путем действия. Однако возможны случаи совершения данного преступления путем бездействия, т.е. непринятие мер по обеспечению сохранности государственной тайны.

Оставление без надзора секретных документов или предметов либо неучтенных тетрадей или листов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, если их содержание стало достоянием посторонних лиц, также может образовать уголовно наказуемое разглашение государственной тайны (при наличии, как минимум, косвенного умысла по ч. 1 либо двух форм вины по ч.2 ст.283 УК).

Посторонним    признается    любое    лицо,    не    имеющее санкционированного доступа к данным виду секретных сведений (даже при наличии допуска к государственной тайне).

Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица (ч.1) либо с момента наступления тяжких последствий (ч.2 ст.283 УК). Если попытка предания огласки сведений, составляющих государственную тайну, не закончилась ознакомлением с ними посторонним лицом, деяние следует квалифицировать как оконченное покушение.

К тяжким последствиям (оценочный признак) могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну,  в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших  исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п.

Субъект преступления – специальный. Им может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Следовательно, Закон выделяет две группы субъектов преступления: лица, которым государственная тайна была доверена, и лица, которым она стала известна по службе или работе.

  • В соответствии с Законом “О государственной тайне” к первой группе необходимо отнести лиц, которые получают специальный допуск к государственной тайне, беря на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных сведений.
  • Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуск подразумевает прохождения следующих этапов, имеющих юридическое значение:
  • 1)       согласие на частичное или временное ограничение прав;
  • 2)       письменное согласие на частичное, временное ограничение прав;
  • 3)       письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий;
  • 4)       ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне;
  • 5)       принятие решения руководителя органа государственной власти о допуске лица.
  • При их полном прохождении лицу доверяется государственная тайна для выполнения своих прямых служебных обязанностей на государственной службе либо в иных структурах, независимо от форм собственности, выполняющих по договору с государством работы, связанные с секретной информацией.

Понятие второй группы лиц раскрывается в Постановлении Конституционного суда № 8-П от 27 марта 1996 года, в котором говорится, в частности, что указанные правила носят общий характер, не исключая возможности использования иных способов доступа к государственной тайне.

Доступ – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Его существование обусловлено особенностями правового статуса отдельных категорий лиц, вытекающей из Конституции Российской Федерации или непосредственно предусмотренного законом.

В связи с этим устанавливается особая категория лиц, которая может иметь эпизодический доступ к государственной тайне в силу выполнения своих служебных обязанностей. В отношении них установлен особый упрощенный порядок допуска.

К ним относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

В отношении указанных лиц проверочные мероприятия не проводятся, поскольку в противном случае это бы противоречило природе их конституционного статуса, особенностями занятия должности и выполняемых функций. Они лишь предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения. О данном факте отбирается соответствующая подписка (ст.21 ФЗ “О государственной тайне”).   

Субъективная сторона преступления в ч.1 ст.283 УК предполагается в виде прямого или косвенного умысла либо неосторожности.

При умышленном совершении преступления лицо осознает, что нарушает порядок сохранности государственной тайны, предвидит, что в результате этого она станет достоянием посторонних лиц, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их, либо не желает их, но сознательно допускает или относится к ним равнодушно.

При неосторожности лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в виде разглашения сведений, составляющих государственную тайну, но без достаточных к тому оснований рассчитывает их предотвратить.

Либо лицо не предвидит разглашения государственной тайны в результате своих деяний, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был это предвидеть. В ч.2 — совершение разглашения с двумя формами вины, т.е.

при умышленном или неосторожном разглашении неосторожное отношение к тяжким последствиям (см. ст.27 УК).

Мотивами разглашения обычно являются болтливость, бахвальство, желание   показать   свою   значимость,   продемонстрировать   свою компетентность и т.п. Появились также случаи разглашения государственной тайны в результате подкупа или принуждения со стороны криминальных структур.

В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ.

Практически это означает отсутствие у лица прямого умысла на то, что сообщаемые (передаваемые) им сведения становятся достоянием какого-либо из адресатов выдачи государственной тайны — иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Источник: https://students-library.com/library/read/20849-razglasenie-gosudarstvennoj-tajny-st-283-uk-rf

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector