Сразу после рождения реализуется право ребенка на имя, отчество и фамилию. Они присваиваются разным образом и допускают различную степень свободы.
Первое выбирается почти без ограничений, фамилия должна достаться от кого-то из родителей либо сразу от обоих, а отчество – от отца.
Разными бывают и методы разрешения разногласий, которые могут возникнуть у мамы и папы ребёнка по поводу частей его ФИО.
Право на имя, отчество и фамилию при рождении оговаривается в ст. 58 Семейного кодекса РФ, где последовательно содержатся указания:
- что он имеет право получить полноценное ФИО;
- как его будут звать, должно быть определено по соглашению родителей, но действуют и некоторые ограничения;
- отчество присваивается по отцу, если национальные обычаи или региональные законы не предусматривают иного;
- фамилия будет той же, что и у родителей, а если они носят разные, должна быть выбрана одна из них либо образована двойная – при этом тоже есть определённые ограничения;
- если родители не могут договориться сами, нужно обратиться в органы опеки и попечительства;
- при неустановленном отцовстве ребёнку даётся фамилия матери и выбранное ей имя, а отчество будет записано в соответствии с именем отца, которое она сама скажет.
Таким образом, в этих нескольких пунктах СК разобраны основные нюансы, относящиеся к ФИО новорожденного.
Имя для ребенка
Право на него является неотъемлемым, и закреплённым как в отечественном законодательстве, так и в международных соглашениях, например, в Конвенции о правах ребёнка. Без него будет невозможно выступать в качестве полноценного субъекта правоотношений.
Дополнительная информация
До достижения совершеннолетия фамилия или имя ребёнка могут быть изменены по просьбе родителей, а после того как человек становится совершеннолетним, он сам может поменять какую угодно часть своего ФИО или сразу все.
Само по себе право на имя вопросов обычно не вызывает, а вот порядок выбора и чьё мнение будет приоритетным, если не удаётся достигнуть согласия – куда более неочевидные темы
Соглашение родителей
Для подбора всех частей ФИО в законодательстве заложены принципиально различающиеся механизмы, и имя – единственная часть, которая не имеет никакой привязки к ФИО родителей и может выбираться полностью свободно.
Это означает, что оба родителя могут предложить свои варианты и должны решить, как будут звать младенца, между собой. На практике не всегда это получается, особенно если у них не сложились отношения, и они живут раздельно. Тогда законодательством предписывается обратиться в органы опеки для разрешения спора.
Но обычно всё проходит более гладко, и родителям удаётся прийти к соглашению относительно того, как будут звать малыша, и часто это происходит ещё до его рождения.
Для этого могут использоваться различные методы: например, договорённость, что если появится девочка, то её назовёт мама, а если мальчик – то отец (или наоборот), внесение обоими родителями большого количества предлагаемых вариантов и поочерёдное их вычёркивание, пока не останутся лишь те, что устраивают обоих, вытягивание жребия (лучше всего комбинировать с предыдущими) – и другие, на этот счёт есть множество различных придумок.
Важно!
Оставшемуся без родителей младенцу ФИО присваивают те лица, которые стали его законными представителями.
Существующие ограничения
Из-за того, что имя – основная часть ФИО, при выборе которой допускается большой простор для фантазии, итоги этого выбора иногда оказываются весьма экзотическими, и чересчур нестандартный выбор может осложнить ребёнку жизнь.
Часто это старинные имена либо иностранные, но могут они быть и откровенно странными, и не использующимися обычно в таком качестве, иногда повседневными словами или взятыми из мифологии. В законодательстве до недавнего времени не содержалось никаких ограничений, что порождало возможность выбрать вообще любое слово.
В результате выбор иногда оказывался совершенно неадекватным – некоторые родители выдумывали самые странные комбинации вроде Александра-Нефертити или Второйбудда.
Детям затем такие инициативы мамы с папой часто доставляли лишь неприятности.
В связи с этим предлагались различные решения, в том числе составить перечень имён и, если родители захотят выбрать какое-то не внесённое в него, заставлять их обращаться за одобрением специальной комиссии.
В итоге такое радикальное решение принято не было, но определённые поправки и редакции с целью регулирования выбор имени внесли – теперь как статья ст. 58 СК РФ, так и статья 18 ФЗ № 143 «Об актах гражданского состояния» запрещают применять:
- цифры;
- числительные;
- буквенно-цифровые обозначения;
- другие символы кроме букв (исключение сделано для дефиса);
- брань;
- указывающие на титулы, должности или ранги.
Если что-то из перечисленного используется в предлагаемом варианте, теперь ЗАГС вправе отказать в регистрации, а раньше это была серьёзная проблема. Сотрудники могли разве что попытаться убедить родителей, что имя с цифрами, например, давать не следует, но не отказать им. Ведь если бы произошёл такой отказ, те могли обратиться в суд.
Но если цифры, числительные, восклицательные знаки или звёздочки в имени были большой редкостью, то носителей таких имён, как Принц, Капитан, Королева действительно можно встретить в России. Теперь они также находятся под запретом.
Простор для фантазии по-прежнему остаётся широким и относительно старинных имён, и иностранных, и просто странных – их никто пока не запрещает.
Это касается и имён по месяцам, в конце концов, если Мартой уже никого не удивишь, не так-то просто сформулировать в законодательстве, почему требуется запретить называть ребёнка Апрелем; и по названиям географических объектов, например, Самара или Тверь хотя как раз их и предлагали запретить, но в итоге это решение так и не было принято.
Присвоение фамилии
При внесении записи о рождении ребёнок получит также отчество и фамилию. Что до последней, если родители носят одну, то с её выбором для младенца вообще не будет никаких вариантов, но если они разные, появится возможность выбирать.
Основные правила
Если родители состоят в браке, но имеют разные фамилии, они сами могут выбрать, какую из них присвоить новорождённому (или даже обе сразу).
А вот если брачный союз не зарегистрирован, многое будет зависеть от признания ребёнка отцом: если он признаёт, что это его ребёнок, то порядок присвоения будет тем же, что и в предыдущем случае (при этом обязательно его присутствие в ЗАГСе). Если же признания нет, то возникают два разных варианта:
- при отсутствии официально установленного отца к моменту оформления свидетельства о рождении ребёнок будет записан под фамилией матери;
- если есть судебное решение об отцовстве, появляется возможность записать его под фамилией отца (но это необязательно).
В первом случае впоследствии, после вынесения решения суда об отцовстве, возможна смена фамилии, если она будет сочтена необходимой.
Обратите внимание!
Если отец умер, присвоение его фамилии младенцу возможно, лишь когда на момент рождения с его смерти прошло меньше 300 дней. У его родственников будет право оспорить отцовство в суде и, если это удастся, затем фамилию придётся поменять.
Двойная фамилия
Помимо выбора между фамилиями родителей, их можно просто соединить и дать малышу двойную, составленную из маминой и папиной, соединённых при помощи дефиса. Порядок возможен любой, главное, чтобы он был одинаковым у всех детей.
Разрешение разногласий
Если родители не в состоянии разрешить противоречия относительно того, как назвать младенца, им следует обратиться в органы опеки, чтобы там им помогли с принятием решения. При этом сотрудникам следует исходить из интересов ребёнка. Например, если выбор стоит между привычным и нестандартным именем, им стоит убеждать родителей, что выбор лучше сделать в пользу первого.
Фактически орган опеки не может решать за родителей, выступая лишь консультативным органом, но судебный порядок разрешения вопроса, если речь идёт об имени, невозможен, а вот фамилию можно определить в суде. В результате задачей сотрудников органов опеки станет убеждение родителей с применением аргументации, что если назвать ребёнка «классически», то ему будет проще в школе и в обществе в целом.
Законодательство допускает широкую степень свободы при выборе ребёнку имени, и определённый манёвр также в вопросе фамилии. Главное, о чём должны думать родители, выбирая то и другое – не о своих желаниях, а о его удобстве в будущем.
Этому никак не поспособствует тяжеловесная двойная фамилия, составленная из двух длинных, или чрезмерная экзотика.
Хотя никто не запрещает проявлять креативность и не заставляет выбирать имя ребёнку лишь из числа самых распространённых вариантов.
Источник: http://mojurist.ru/deti/pravo-na-familiju/
Семейные права несовершеннолетних
Новеллой Семейного кодекса РФ, вступившего в силу в 1996 г., стало признание за ребенком ряда прав в сфере семейных отношений и отношение к нему как к самостоятельному субъекту права.
Замечание 1
Причина подобных изменений – в ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. Заметим, однако, что семейные права несовершеннолетних имеют свою специфику и отличаются, к примеру, от их конституционных, гражданских, а в ряде случаев – трудовых прав.
Традиционной для семейного права является классификация всех семейных прав на две группы:
- Имущественные, связанные с владением, пользованием и распоряжением различными видами имущества, имущественными отношениями членов семьи;
- Личные, или неимущественные, связанные с нематериальными благами членов семьи.
В содержании семейного права личные (неимущественные) права составляют большую часть законодательного регулирования, а имущественные права рассматриваются, как правило, в качестве способа реализации неимущественных.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Перечислим неимущественные семейные права несовершеннолетних:
- право на имя, отчество, фамилию (ст. 58 и 59 СК РФ);
- право воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право общаться со своими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).
Особенности семейных прав несовершеннолетних
Семейное законодательство в части установления и закрепления прав несовершеннолетних детей исходит из следующих постулатов (принципов):
- необходимость учета интересов ребенка и действия в его интересах со стороны законных представителей;
- зависимость несовершеннолетних детей, их уровня жизни от родителей и иных законных представителей;
- предоставление несовершеннолетним детям только прав при возложении корреспондирующих обязанностей на их законных представителей;
- реализация семейных прав несовершеннолетних возможна в большинстве случаев только путем совершения юридически значимых действий их законными представителями;
- в случае разногласий и споров решение о порядке осуществления прав ребенка принимает орган опеки и попечительства либо суд.
Право на семейное воспитание
Данное право ребенка включает несколько правомочий, в частности:
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей;
- право проживать совместно с родителями;
- право на воспитание своими родителями;
- право на обеспечение интересов;
- право на всестороннее развитие;
- право на уважение достоинства.
Определение 1
Данное право ребенка подлежит реализации независимо от того, осуществляют ли заботу о ребенке его биологические родители, усыновители, опекуны (попечители) или же он находится в специальных учреждениях для детей, оставшихся без родительской опеки.
В этом случае обязанность обеспечить право ребенка на семейное воспитание возлагается на органы опеки и попечительства, администрацию соответствующих учреждений, которые должны принимать меры к семейному устройству детей, в том числе и международному.
Таким образом, данное право не является абсолютным и может быть ограничено:
- в силу фактических жизненных обстоятельств (например, смерти родителей и отсутствии возможности семейного устройства ребенка);
- в целях наилучшего учета интересов ребенка (например, если пребывание в семье опасно для жизни, физического или психического здоровья ребенка).
Право общаться со своими родственниками
В круг лиц, с которыми имеет право общаться ребенок, и, соответственно, круг лиц, имеющих право требовать такого общения, входят:
- родители ребенка;
- бабушка и дедушка как со стороны матери, так и со стороны отца;
- братья и сестры ребенка;
- иные родственники (дяди, тёти, двоюродные братья и сестры, прабабушки, прадедушки).
Следует также помнить, что проживание ребенка с одним из родителей, расторжение брака родителей не влечет ограничение его права на общение как с данным родителем, так и с его родственниками.
Единственным условием, при котором может быть ограничено это право, является опасность или вредность такого общения для самого ребенка, но никак не отношения между родственниками ребенка.
Право на общение ребенка с родственниками может быть осуществлено и в принудительном порядке, например в случае создания лицом, с которым проживает ребенок, препятствий к такому общению (ч. 1 ст. 66, ст. 67 СК РФ).
Право высказывать свое мнение по вопросам жизни семьи (ст. 57 СК РФ)
Ребенок не может быть ограничен в выражении мнения по вопросам, затрагивающим его права и интересы.
Мнение ребенка по таким семейным вопросам должно быть известно:
- его родителям и законным представителям;
- органам государственной власти в рамках юрисдикционных процедур.
Однако юридически обязательным учет мнения ребенка при принятии решений по семейным вопросам становится только в том случае, если ребенок уже достиг 10 лет. В ряде ситуаций согласие ребенка является обязательным для органов власти (например, при изменении имени или фамилии ребенка, восстановлении родителей в родительских правах).
Имущественные семейные права несовершеннолетних
Как справедливо отмечается в юридической литературе, имущественные права детей составляют предмет регулирования в основном гражданского законодательства, а не семейного.
Статья 60 СК РФ указывает на следующие права ребенка имущественного характера:
- право получать содержание от своих родителей и других родственников как в натуральной, так и в денежной форме;
- право собственности на полученные доходы, подаренное или унаследованное имущество, а также имущество, приобретенное на его средства другими лицами;
- право владеть и пользоваться имуществом родителей, если ребенок проживает с ними совместно.
Замечание 2
Таким образом, наиболее существенное и обсуждаемое имущественное право ребенка – это право на получение содержания от родителей (алиментов). Однако суммы алиментов не поступают в распоряжение ребенка: ими распоряжается родитель, с которым ребенок проживает. Гарантий расходования этих денежных средств в интересах ребенка семейное законодательство не содержит.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/semeynoe_pravootnoshenie/semeynye_prava_nesovershennoletnih/
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
При выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 94-ФЗ)
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 94-ФЗ)
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.
Глава 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ( Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
- Статья 1. Основные начала семейного законодательства
- Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством
- Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
- Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства
- Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии
- Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права
Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ ( Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
- Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей
- Статья 8. Защита семейных прав
- Статья 9. Применение исковой давности в семейных отношениях
Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА ( Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА)
- Статья 10. Заключение брака
- Статья 11. Порядок заключения брака
- Статья 12. Условия заключения брака
- Статья 13. Брачный возраст
- Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
- Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА ( Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА)
- Статья 16. Основания для прекращения брака
- Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
- Статья 18. Порядок расторжения брака
- Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
- Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния
- Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
- Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
- Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
- Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
- Статья 25, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года.
- Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении
- Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
Глава 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА ( Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА)
- Статья 27. Признание брака недействительным
- Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
- Статья 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
- Статья 30. Последствия признания брака недействительным
Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ ( Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ)
Статья 31. Равенство супругов в семье
Статья 32. Право выбора супругами фамилии
Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ ( Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ)
- Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов
- Статья 34. Совместная собственность супругов
- Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
- Статья 36. Имущество каждого из супругов
- Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью
- Статья 38. Раздел общего имущества супругов
- Статья 39. Определение долей при разделе общего имущества супругов
Глава 8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ ( Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ)
- Статья 40. Брачный договор
- Статья 41. Заключение брачного договора
- Статья 42. Содержание брачного договора
- Статья 43. Изменение и расторжение брачного договора
- Статья 44. Признание брачного договора недействительным
Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ( Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ)
Статья 45. Обращение взыскания на имущество супругов
Статья 46. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора
Глава 10. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ( Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ)
- Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей
- Статья 48. Установление происхождения ребенка
- Статья 49. Установление отцовства в судебном порядке
- Статья 50. Установление судом факта признания отцовства
- Статья 51. Запись родителей ребенка в книге записей рождений
- Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)
- Статья 53. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой
Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ( Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ)
- Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
- Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
- Статья 56. Право ребенка на защиту
- Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
- Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
- Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка
- Статья 60. Имущественные права ребенка
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ( Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ)
- Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
- Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
- Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
- Статья 65. Осуществление родительских прав
- Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
- Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников
- Статья 68. Защита родительских прав
- Статья 69. Лишение родительских прав
- Статья 70. Порядок лишения родительских прав
- Статья 71. Последствия лишения родительских прав
- Статья 72. Восстановление в родительских правах
- Статья 73. Ограничение родительских прав
- Статья 74. Последствия ограничения родительских прав
- Статья 75. Контакты ребенка с родителем, родительские права которого ограничены судом
- Статья 76. Отмена ограничения родительских прав
- Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
- Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
- Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
Глава 13. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ( Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ)
- Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
- Статья 81. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке
- Статья 82. Виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей
- Статья 83. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме
- Статья 84. Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей
- Статья 85. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей
- Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей
- Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
- Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
Глава 14. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУПРУГОВ И БЫВШИХ СУПРУГОВ ( Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ)
- Статья 89. Обязанности супругов по взаимному содержанию
- Статья 90. Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака
- Статья 91. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке
- Статья 92. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
Глава 15. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ( Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ)
- Статья 93. Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
- Статья 94. Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
- Статья 95. Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
- Статья 96. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей
- Статья 97. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи
- Статья 98. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке
Глава 16. СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ ( Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ)
- Статья 99. Заключение соглашения об уплате алиментов
- Статья 100. Форма соглашения об уплате алиментов
- Статья 101. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
- Статья 102. Признание недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов
- Статья 103. Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
- Статья 104. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению об уплате алиментов
- Статья 105. Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
Глава 17. ПОРЯДОК УПЛАТЫ И ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ ( Раздел V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ)
- Статья 106. Взыскание алиментов по решению суда
- Статья 107. Сроки обращения за алиментами
- Статья 108. Взыскание алиментов до разрешения спора судом
- Статья 109. Обязанность администрации организации удерживать алименты
- Статья 110. Удержание алиментов на основании соглашения об уплате алиментов
- Статья 111. Обязанность сообщать о перемене места работы лица, обязанного уплачивать алименты
- Статья 112. Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
- Статья 113. Определение задолженности по алиментам
- Статья 114. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам и (или) задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов
- Статья 115. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
- Статья 116. Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
- Статья 117. Индексация алиментов
- Статья 118. Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
- Статья 119. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов
- Статья 120. Прекращение алиментных обязательств
Глава 18. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ( Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ)
- Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
- Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
- Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ ( Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ)
- Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
- Статья 125. Порядок усыновления ребенка
- Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
- Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
- Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
- Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
- Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
- Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
- Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
- Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
- Статья 134. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
- Статья 135. Изменение даты и места рождения усыновленного ребенка
- Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка
- Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка
- Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия
- Статья 139. Тайна усыновления ребенка
- Статья 140. Отмена усыновления ребенка
- Статья 141. Основания к отмене усыновления ребенка
- Статья 142. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления ребенка
- Статья 143. Последствия отмены усыновления ребенка
- Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия
Глава 20. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ ( Раздел VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей
Статья 146. Опекуны (попечители) детей
Источник: https://ipipip.ru/sk/58/
Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
имени Героя Советского Союза А.В. Гусько
- муниципального образования Каневской район
- ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА
- Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации
Дата проведения: 26.02.2016 на базе МБОУ СОШ № 11
- Класс: 11
- Учитель: Мусиенко Надежда Ивановна
- 2016 год
- Цели занятия:
- Учебная: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи, прав и обязанностей родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;
- Развивающая: способствовать формированию у учащихся рациональных приемов и способов мышления, развитие познавательной активности, внимания, культуры речи, культуры учебного труда;
- Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям.
- После изучения темы учащиеся должны:
- знать: права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации;
- уметь: применять правовые знания о правах и обязанностях родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях.
- Формируемые компетенции:
- Результатом освоения содержания урока является создание условий для овладения общих компетенций(ОК):
ОК 1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного саморазвития.
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с учителями, одноклассниками.
ОК 6. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Тип урока: комбинированный
- Методы: беседа,индивидуальная и групповая работа учащихся, демонстрация тестов, использование интернет ресурсов
- Оснащение: раздаточный материал – рабочие тетради,интерактивная доска, компьютер
- Межпредметные связи:
- Основы социологии и политологии – тема «Социальный институт: семья», «Социализация личности»
- Литература:
- -Конституция РФ – Санкт-Петербург: ООО «Виктория плюс», 2014
- -Семейный Кодекс РФ – М.:ЭКСМО, 2015
-Конвенция о правах ребенка. – М.: КНОРУС, 2012
-Кошанина Т.В. Основы права: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.В. Кошанина. – М.: Академия, 2012
-Основы права. Хрестоматия/ Сост. Т.В. Кошанина. – М.: Высшая школа, 2013.
-Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект Кно Рус. -2013.
-Шкатула В.И. Основы правовых знаний: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.И. Шкатула, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. – М.: Академия, 2012
-Учебник: Л.Н.Боголюбов,Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014г
-Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
-Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2011
-Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г
Интернет – ресурсы:
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения;
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»;
http://www.social.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение».
Структура урока:
-
Организационный момент – 2 мин.
-
Сообщение темы, целей и последовательности изучения темы – 4 мин.
-
Закрепление пройденного материала – 10 мин.
-
Формирование новых знаний – 23 мин.
-
Заключительная часть – 4 мин.
-
Домашнее задание – 2 мин.
План-конспект урока
-
Организационный момент (2 минуты)
- — Здравствуйте, ребята!
- — Меня зовут Надежда Ивановна.
- — Мы с вами сегодня работаем по разделу: «Право. Семейные отношения»
- II.Сообщение темы, целей и последовательности изучения темы
- (4 минуты)
- Для этого сначала поговорим о семье:
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья – крепка держава. У каждого члена семьи есть определенные права и обязанности, которые мы сегодня изучим.
- Тема нашего урока: «Права и обязанности родителей и детей»
- Целью нашего урока является:
- -познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей;
- -научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.
— Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас все. Поэтому очень важно знать права и обязанности родителей и детей.
Последовательность изучения темы:
1.Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье.
2.Права и обязанности родителей в семье.
3.Права и обязанности детей в семье.
Актуализация
Что такое семья?
СЕМЬЯ — глава семьи, семь человек, за которых нужно нести ответственность. Это дети, жена, мама, папа, тёти, дяди, все, кто живёт с тобой в доме. Малая, кровнородственная группа людей, основанная на браке, ведущее общее хозяйство и имеющая общего предка.
- Что такое брак?
- -Брак — это союз женщины и мужчины, который находится под защитой государства,
- -брак – это не договор, не соглашение, а союз.
- -Брак — пожизненный союз, направленный на образование семьи, брак- начало и ядро семьи.
- Кого называем ребенком?
- Ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет.
- Так написано в Конвенции о правах ребенка и в Семейном кодексе.
- III. Закрепление пройденного материала(10 минут)
- 1.Практическая работа (интерактивная доска, бланки ЕГЭ)
-
Запишите слово, пропущенное в таблице
Социальные институты и их функции
17. Установите соответствие между статусами брака и их условиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом недееспособным
- Б) если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или осужден к лишению свободы на срок более трех лет
- В) один из супругов не достиг брачного возраста и он не был снижен в установленном законом порядке
- Г) был заключен фиктивный брак
- Д) брак был заключен между лицами, из которых одно лицо было признано судом недееспособным вследствие психического расстройства
-
Брак признается недействительным
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
18. В каких из представленных ситуаций расторжение брака осуществляется только в судебном порядке? Запишите цифры, под которыми такие ситуации указаны.
-
Людмила Т. Подала заявление на развод. Ее супруг был осужден за совершение преступления и приговорен к лишению свободы на пять лет;
-
Супруги С. решили развестись. У Ивана С. есть десятилетний сын от предыдущего брака, не усыновленный его супругой;
-
Алена и Тимофей П. разводятся. У них две дочки – девяти и одиннадцати лет;
-
Супруги А. не имеют общих детей. Они выразили взаимное согласие на расторжение брака;
-
Мария И. настаивает на разводе, но ее супруг принципиально не согласен на развод;
-
Сын Василия и Татьяны служит в армии. Родители решили развестись.
Ответ: 35
26. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами признание брака недействительным.
- Ответ: Признание брака недействительным:
- — нарушение условий вступления в брак (гражданин Иванов скрыл то, что уже состоит в зарегистрированном браке);
- — заключение фиктивного брака (гражданка Сергеева вышла замуж, поскольку ей хотелось продвинуться по карьерной лестнице);
- — сокрытие ВИЧ инфекций (гражданин Иванов заверил будущую супругу, что он здоров).
Обобщение ответов. Вывод.
- Для решения тестовых задач необходимо знать условия вступления в брак:
- — брачный возраст;
- — личное присутствие;
- — добровольное взаимное согласие.
- Обстоятельства, препятствующие браку:
- — наличие зарегистрированного брака;
- — близкое родство;
- — усыновителями и усыновленными:
- — между лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
- Брак расторгается в органах ЗАГС:
- — взаимное согласие при условии отсутствия общих детей, несовершеннолетних детей;
- — если судом признаннедееспособным;
- — если судом признанбезвестно отсутствующим;
- — лишен свободы свыше трех лет.
- Расторжение брака в судебном порядке:
- — если один из супругов против расторжения;
- — если имеются несовершеннолетние дети.
- Основание признания брака недействительным:
- — заключение фиктивного брака;
- — сокрытие лицом наличие венерической болезни или ВИЧ инфекций;
- — несоблюдение лицами условий для заключения брака.
- IV. Формирование новых знаний (23 минуты)
В Российской Федерации в основном законе государства установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется Семейным Кодексом.
- А знаете ли вы, в каких законодательных актах определены права и обязанности родителей и детей?
- Права и обязанности родителей и детей определены:
- — Конституцией РФ,
- — Конвенцией о правах ребенка,
- — Семейным кодексом РФ,
- — Законом «Об образовании в РФ».
- Работаем с Семейным Кодексом:
- Права и обязанности родителей, действующие в настоящее время:
— Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);
— Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК);
— Равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК);
— Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);
— Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).
- Права и обязанности детей:
- -Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);
- -На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
- -На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);
- -Выражать своё мнение (ст.57 СК);
- -На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);
-Имущественные права (ст.60 СК).
- Право ребенка на защиту (ст. 56 СК)
- Обязанностьтрудоспособных детей:
- — заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Практическая работа по СК РФ (устная работа)
- Двенадцатилетнего Егора усыновили, не спросив его мнения. Правомерно ли действие органов опеки?
Ответ: нет
- Является ли дача, перешедшая по наследству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?
Ответ: нет
- Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?
Ответ: нет, а в ЗАГСе
- Родители решили изменить имя и фамилию своего сына, мнение его не спросили. Правомерно ли действие родителей?
Ответ: нет, неправомерно, с 10 лет учитывается мнение ребенка.
Лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ) – это мера защиты детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребенком, права на воспитание, общения с ним, льготы, государственное пособие, на содержание в старости.
- Основание лишения родительских прав:
- — злостное уклонение от уплаты алиментов;
- — отказ родителей забрать ребенка из родильного дома;
- — злоупотребление своими правами;
- — жестокое обращение с детьми;
- — хронический алкоголизм и наркомания родителей;
- — совершение родителями умышленного преступления против детей.
- Особенности лишения родительских прав:
- — производится в судебном порядке;
- — не освобождает от обязанностей содержать ребенка;
- — производится по заявлению одного из родителей;
- — присутствие представителей органов опеки и попечительства;
- — по заявлению прокурора, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Решение задач (письменно в рабочей тетради)
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Лишение родительских прав»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об органе власти, который имеет право лишать родительских прав, и одно предложение в котором будет указан случай, ведущий к ограничению или полному лишению родительских прав.
Ответ: лишение родительских прав – это мера защиты детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в том числе на воспитание, общение, льготы, на содержание в старости.
-
Лишение родительских прав в РФ производится только судом.
-
Жестокое обращение родителей с детьмиведет к лишению родительских прав.
V. Заключительная часть (4 минуты)
Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, — осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Брак эволюционирует вместе с обществом.
Права и обязанности родителей,действующие в настоящее время:
— Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);
— Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК);
— Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);
— Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).
- Права и обязанности детей:
- -Жить и воспитываться в семье (ст.55 СК);
- -На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
- -На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);
- -Выражать своё мнение (ст.57 СК);
- -На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);
-Имущественные права (ст.60 СК).
- Обязанность трудоспособных детей:
- — заботиться о нетрудоспособных родителях
- Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство
- VI. Домашнее задание (2 минуты)
- — Изучить Семейный Кодекс по теме кодификатора;
- — выучить понятие: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака, лишение родительских прав;
- — параграф в учебнике.
Источник: https://infourok.ru/prava-i-obyazannosti-roditeley-i-detey-v-ramkah-semeynogo-kodeksa-rossiyskoy-federacii-1132774.html