Правообладатель как субъект авторского права

Правообладатель как субъект авторского права

Таковые принадлежат лицу, создавшему их. Оно может использовать результат своей деятельности по личному усмотрению.

В статье разобраны вопросы — какими актами регулируется авторское право, понятия объекта и субъект, виды АП, как оформить свое произведение, ответственность за нарушение и другие важные аспекты.

Что это такое — понятие АП

Данное право представляет собой возможность создателя использовать по своему усмотрению результаты своего творчества, выражающиеся в произведениях науки, искусства и литературы.

Например, художник нарисовал картину. Она является его собственностью. Художник может картину:

  • продать;
  • поменять;
  • подарить;
  • отправить на выставку, либо обнародовать другим способом;
  • присвоить название;
  • уничтожить.

Принципы

Правообладатель как субъект авторского права

  1. Прежде всего – это свобода творчества. Согласно такому принципу каждый создатель самостоятельно выбирает в какой форме ему выражать свои интеллектуальные и творческие способности. Способы подачи произведения могут быть самыми различными.
  2. Ещё одним принципом является сочетание личных интересов создателя и общества. Это касается совместимости его целей с общественными.
    Внимание! Современное общество заинтересовано не только в качественном процессе защиты всех возможностей создателя, но и в доступе к ним в свободном и, ничем не ограниченном режиме.
  3. В перечень принципов входит и не отчуждаемость личных авторских прав. Они не переходят другим лицам при любых обстоятельства, даже в случае заключения договора или смерти создателя. Например, имя создателя сохраняется, поскольку оно является неотъемлемой частью произведения.
  4. Завершает перечень принцип свободы авторского договора. Создатель имеет возможность самостоятельно определять контрагентов и условия сделки по передаче прав.

Источники

Возможности создателя защищены нормами действующего законодательства. Они регулируются не только Российскими, но и международными актами.

В Гражданском кодексе РФ

В России нормативным актом, который регулирует возможности создателя, является Гражданский кодекс. Такой сфере посвящена глава 70. В ней содержится информация о самом понятии. Также указанная глава включает в себя сведения о:

  1. Объектах и субъектах.
  2. Порядке заключения договоров с создателями.
  3. Возможностях свободного использования произведений.
  4. Регистрации возможностей создателя.

Международные

К международным актам отнесены:

Правообладатель как субъект авторского права Важно! Административные функции в отношении почти всех международных договоров в области интеллектуальной собственности выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), являющаяся специализированным учреждением ООН.

Функции

Возможности создателя нацелены, прежде всего, на создание условий, необходимых для использования произведений в интересах общества. Также к его функциям относится стимулирование деятельности, отвечающей за создание произведений литературы, искусства и науки. Его назначение заключается в процессе охраны интересов и прав авторов конкретных произведений.

Объекты

Перечень объектов АП указан в статье 1259 ГК РФ. К ним отнесены:

  • произведения литературы, драматургии, музыки, хореографии, архитектуры, фотографии, живописи;
  • сценарии, проекты, чертежи, макеты, географические карты, планы и эскизы;
  • переработки других произведений.

К объектам АП не относятся:

  • официальные государственные документы и символика;
  • произведения народного творчества, не имеющие конкретного автора;
  • информационные сообщения.

Подробно об объектах авторского права читайте в статье по ссылке.

Субъекты

Субъект АП указан в статье 1257 ГК РФ. Таковым является лицо, создавшее произведение. Автором считается тот, чье имя указано на оригинале произведения или одном из его экземпляров, если такой факт не оспорен доказательно.

Статья 1257 ГК РФ. Автор произведения

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Все о субъектах авторского права можно узнать из статьи по ссылке.

Виды АП и их содержание

АП бывают следующих видов:

  1. Исключительные.
  2. Личные неимущественные.
  3. Имущественные.

Исключительные

Исключительным является возможность лица, создавшего произведение совершать сделки любого характера. Его можно подарить или продать другим лицам, на условиях заключенного договора.

Личные неимущественные

Такие АП не передаются другим лицам, ни на каких условиях. Это касается авторства и названия произведения. Такие права не могут быть предметом сделки, даже при согласии автора.

Имущественные

Имущественные права автора, то есть возможность получать выгоду от использования произведения, могут быть переданы другим лицам даже по наследству. Например, доход от использования компьютерной программы получает не только автор, но и его наследники.

Срок действия

  • По правилам статьи 1281 ГК РФ право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его ухода из жизни.
  • Право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
  • Подробная информация о сроках действия авторских прав дана в статье по ссылке.

Знак охраны

Форма такого знака определена правилами статьи 1271 ГК РФ. Он состоит из:

  • окружности, в которой указана латинская буква С;
  • имени или названия создателя;
  • первого года выпуска произведения.

Важно! Знак размещается на каждом экземпляре произведения.

Все о знаке охраны авторского права смотрите в статье по ссылке.

Регистрация

Правообладатель как субъект авторского праваЧтобы зарегистрировать свои права, создателю необходимо обратиться в Российское авторское общество, к нотариусу или в другую организацию, которая занимается такими вопросам. Заинтересованному лицу нужно будет представить:

  1. Образец произведения или его фотографию.
  2. Документ, удостоверяющий личность.

Подробно о том, как зарегистрировать авторское право, читайте в статье по ссылке.

Также может быть интересна информация о том, как зарегистрировать и защитить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на песню и музыку;
  • на фотографии;
  • в интернете.

Защита

Для защиты своих прав автору следует обращаться в суд с исковым заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие право на произведение и факты нарушения прав. Истец может взыскать с ответчика компенсацию не только за материальный, но и за моральный вред.

Как правильно защитить свои авторские права, смотрите в статье по ссылке.

Ответственность за нарушение

Вместо компенсации причиненного вреда автор может требовать выплат, предусмотренных статьей 1301 ГК РФ. К ним отнесены:

  • выплата от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, взимается за правомерное использование.

Подробно об ответственности за нарушение авторского права можно узнать в статье по ссылке.

Авторское право защищено законом. Лицо, создавшее произведение может распоряжаться им как угодно. Большинство прав, например, имущественных, могут быть переданы другим лицам в рамках достигнутой договоренности.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe

Авторские права: основные положения

Правообладатель как субъект авторского праваВ главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/avtorskie-prava-osnovnye-polozheniya/

Автор и правообладатель авторского права

Главная страница » Трудовое право

Правообладатель как субъект авторского права

Автор и правообладатель на авторство – их понятие, как субъектов гражданского права в отношении творчества. Какие существуют категории права на распоряжение собственным творчеством?

Кто такой правообладатель?

Правообладатель — это субъект гражданского права, который имеет исключительное право распоряжения на полученное творчество.

Может ли быть автор правообладателем и наоборот? Авторское право – это совокупностью норм, которые регулируют право пользования творческой деятельностью, способы владения и распоряжения ею.

Это могут быть литературные, музыкальные и аудио произведения, перевод текстов, хореографические постановки, художественное творчество, фотография, изобретения, компьютерные программы, секреты производства, селекционные достижения и даже архитектурные объекты.

Кто такой автор?

Автор — это обязательно физическое лицо, трудом которого получен предмет творческой деятельности, он может быть и правообладателем, если нет никаких особых условий передачи его труда.

А правообладателем может быть как сам автор, так и юридическое лицо, которое получило возможность пользоваться плодами творений на основе договора отчуждения.

Организация может быть правообладателем при условии исполнения служебного задания на основе договора.

Советуем:  Порядок хранения трудовых книжек

Существует две категории права на распоряжение творчеством:

  • неимущественные права;
  • исключительное право.

К первой категории относится право на имя и авторство (указывать на объекте творчества), на неприкосновенность произведения (не изменять его) , на обнародование (доведение до общества). Ко второй категории относится само пользование и распоряжение. Этот вид права может быть передан другому лицу.

Следуя из вышесказанного, правообладатель может быть как автором произведения, так и лицом, получившим исключительные права на распоряжение этим творчеством. Возможно постоянное и временное пользование на основе лицензионного соглашения, которое может оговаривать полную или частичную передачу прав правообладателю на установленных договором пределах.

Правообладатель может распоряжаться приобретенным творчеством по своему усмотрению, если это не ограничено законом. А также разрешать или запрещать пользоваться предметом интеллектуальной деятельности. Разрешение может нести в себе финансовые условия, на базе которых передается ряд возможностей для пользователя за вознаграждение.

Правообладатель при этом должен соблюдать условия и нести обязательства в течение всего срока договора. Оплата может быть как фиксированной, так и иметь некоторую периодичность.

Далее о приказе на уменьшение рабочего времени в связи с жаркой погодай.

Источник: https://codexlaw.ru/trudovoe-pravo/avtor-i-pravoobladatel-avtorskogo-prava.html

Субъекты и объекты авторского права

  • Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.
  • При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.
  • Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:

Определение 1

В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.

Правообладатель как субъект авторского права

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.
  2. Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.
  3. При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:
  1. Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
  2. Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
  3. Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.

Соавторы как субъекты авторских прав

На практике зачастую имеет место ситуация, при которой научное произведение или произведение искусства одновременно создается творческим трудом нескольких лиц. Подобное объединение усилий авторов, в результате которого произведение может составлять единое целое либо состоять из частей получило название соавторства.

Соавторы закономерно признаются в качестве субъектов авторских прав, а объем их правомочий может различаться и в зависимости от совокупности факторов, составляет следующие формы соавторства

  • Раздельное соавторство, при котором произведение состоит из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. При такой ситуации, автор части произведения, созданного коллективно, приобретает авторские права на соответствующую часть и может использовать ее отдельно от других, если иное не предусмотрено соглашением;
  • Нераздельное соавторство – когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Особенностью правового положения субъектов данного вида соавторства выступает то, что при создании подобного неразрывного произведения ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения другим соавторам.

Замечание 1

Еще одной особенностью прав соавторов, как субъектов авторского права, выступает то, что каждый из них может самостоятельно принимать меры к защите своих прав (в том числе в ситуации нераздельного соавторства).

Объекты авторских прав

Как было отмечено выше, еще одним важнейшим признаков авторского права выступают его объекты:

Определение 2

Объект авторского права – самостоятельное произведение, выраженное в объективной, доступной для восприятия форме, в том числе: в письменной, устной, в форме звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственного объекта, и т. д.

При этом на законодательном уровне прямо определяется перечень объектов, не относящихся к числу объектов авторского права:

  • Официальные документы, включая нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также их официальные переводы;
  • Государственная символика, денежные знаки;
  • Фольклорные произведения – то есть не имеющие автора произведения народного творчества;
  • Информационные сообщения о событиях и фактах, в том числе в периодических средствах массовой информации.

В свою очередь, в числе объектов, относящихся к числу объектов авторского права могут быть отнесены разнообразные произведения науки, литературы и искусства независимо от их содержания и назначения, включая литературные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения (как с текстом, так и без), аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, градостроительства, включая проекты, чертежи, макеты, и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/subekty_i_obekty_avtorskogo_prava/

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

  • исключительное право (имущественное полномочие на использование произведения и распоряжение им);
  • неимущественное право (оно распространяется на неприкосновенность и имя продукта творчества).

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

Объектом авторского права признается право на само произведение, будь то картина, фильм, статья и др.

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

      предметы декоративно-прикладного искусства;
      градостроительные достижения;
      программные софты для ЭВМ (включая всевозможные прошивки, игры, ОС);
      видеоролики любого характера и назначения;
      эскизы, чертежи, шаблоны, схематические рисунки.

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Злоумышленное деяние чревато несением ответственности в виде штрафа в размере до 200 00 р. или в величине дохода осужденного лица в течение срока до 18-ти месяцев.

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности.

Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов.

Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

  • незначительное по объему произведение одного автора, купленное правообладателем, может стать элементом чего-то более масштабного (например, если писатель неизвестен и не знаменит, потенциальные клиенты вряд ли обратят на него внимание, а на агентство с колоссальным опытом работы и хорошей репутацией, которое и выступит в роли правообладателя, «клюнут» однозначно);
  • купленные объекты интеллектуальной собственности могут стать существенными активами, которые принадлежат правообладателям, что позволит сделать компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения;
  • правообладатель может рассчитывать на получение всесторонней государственной защиты от неправомерного использования материалов – объектов авторского права, «пиратства».

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/kto-takoj-pravoobladatel/

Правообладатель и Лицензия

Автор и правообладатель авторских прав

Авторские права возникают с момента создания произведения и включают:

  • исключительное право (имущественное право на использование и распоряжение произведением) и
  • неимущественные права (право на имя, право на неприкосновенность произведения и некоторые другие).

Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, лично или возможно соавторство. А правообладателем может быть как сам автор, у которого возникло авторское право, так и организация, которая получила исключительные авторские права по договору отчуждения или произведение было создано по служебному заданию.

Исключительное имущественное право входит с состав наследства и переходит к наследникам в порядке и на срок, определенные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Передача исключительного права может быть осуществлена при заключении договора отчуждения (уступки) исключительного авторского права на произведение при этом правообладателем становится лицо, которому автор отчуждает все имущественные авторские права.

При переходе исключительного права на произведение указанными выше способами появляется новый правообладатель. При этом автор так и остается автором произведения, сохраняя неимущественные права в любом случае.

  • Правообладателем может также являться и юридическое лицо, к которому исключительное авторское право на произведение перешло по договору, в порядке наследования по завещанию, либо появилось вследствие создания служебного авторского произведения (по служебному заданию).
  • Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу
  • Статьи и новости по теме:
  • Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
  • Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
  • Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
  • 2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
  • В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

17 сентября 2013 г. в пресс-центре РИА-Новости состоялась научно-практическая конференция «Право на Download-2013: защита интеллектуальной собственности в Интернете». Делегаты от государственных ведомств, отраслевых объединений и интернет-индустрии обсуждали юридические, технологические, процедурные и организационные аспекты правоприменения «антипиратского» законодательства >>>

С 1 августа 2013 г.

вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

[  1   2   3   4  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli

10 мифов об авторском праве

Уже более 10 лет я практикую в области авторского права. Я регулярно консультирую клиентов из всех уголков нашей страны и за ее пределами. И, к сожалению, практически каждый день я отвечаю на вопросы, которые вытекают из самых распространенных мифов об авторском праве.

  • В этой статье предлагаю рассмотреть 10 самых распространенных мифов и заблуждений об авторском праве.
  • Можно про каждый из них написать отдельную объемную статью (что, кстати, мною уже сделано по многим вопросам), но сегодня я не буду останавливаться на подробных разборах, а лишь укажу почему миф является мифом и дам ссылку на «развеивающую» норму права или практику.
  • Будем двигаться от самых распространенных к менее популярным:
  • 1) Авторские права надо зарегистрировать!

НЕТ! Не надо. Действующим законодательством не предусмотрена регистрация авторских прав. Такой процедуры не существует. Есть похожая процедура – депонирование. Но это не регистрация. Основание: п.4. ст.1259 ГК РФ: Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

2)Если объект размещен в открытом доступе в интернете, то его можно взять и использовать.

НЕЛЬЗЯ! Использование объектов авторских прав в интернете регулируется практически так же как и использование вне сети.

Согласно ст.1229 ГК РФ, только правообладатель может использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению и распоряжаться своим исключительным правом. При этом в упомянутой статье специально отмечено, что «отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

Однако часто приводятся аргументы, что существует статья 1276 ГК РФ, в которой говорится, что допускается использование без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, если нет извлечения прибыли. Это действительно так (с некоторыми уточнениями, которые содержатся в статье), но эта норма не распространяется на интернет. Об этом написано в п.13. Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015г.

3) Если нет знака/надписи копирайта, то объект можно использовать.

НЕЛЬЗЯ! Знаки охраны авторского права – отличная штука. Подробно о них я рассказывал в отдельной статье. Но использование знака охраны ©и уведомления о том, что права защищены – это право автора, а не обязанность. Это право закреплено в ст.1271 ГК РФ. Отсутствие на объекте знака/надписи копирайта не лишает его правовой защиты.

4) Существуют объекты без авторских прав, будем свободно использовать их!

ЛОЖЬ! Объектов без авторских прав не существует. Об этом у меня тоже есть отдельная подробная статья.

Если коротко: авторские права делятся на имущественное исключительное право и личные неимущественные права (право авторства, право на имя).

Если обладатель исключительного права может распорядится им таким образом, что позволит всем использовать произведение любыми способами и отказаться от каких-либо действий по пресечению нарушений, то обладатель личных неимущественных прав не может от них отказаться. Согласно ст.

1228 ГК РФ, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Так что даже при использовании объектов, на которые не нужно получать дополнительное разрешение, необходимо обеспечивать соблюдение личных неимущественных прав; в противном случае есть риск получить претензию и иск о защите личных неимущественных прав. ответственность за это тоже суровая. В этой связи не все условия иностранных открытых лицензий (таких, например, как Creative Commons) могут применяться в РФ; мы говорили об этом подробнов другой статье.

5) Можно использовать, если указать автора и источник.

ВСЁ НЕ ТАК! Указание автора обеспечит соблюдение личных неимущественных прав. Однако имущественное исключительное право все равно будет нарушено, если не было получено разрешение правообладателя.

В то же время существуют нормы о цитировании, которые позволяют в некоторых случаях не спрашивать разрешения правообладателя. Но цитирование разрешено только в строго определенных целях. Если цель Вашего использования не та, что указана в ст.1274 ГК РФ, то Вам необходимо разрешение правообладателя вне зависимости от того, укажите Вы автора и источник или нет.

6) Если нет извлечения прибыли, то можно использовать.

ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! В судебной практике полно случаев, когда нарушитель привлекался к ответственности при использовании охраняемых объектов без цели получения дохода.

Да, ответственность в данном случае может быть смягчена судом. Но уйти от нее не получится. Согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ, использование объекта признается таковым независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

7) Возьму всего пару секунд, это допустимо.

НЕДОПУСТИМО! Согласно п.7. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются и на часть произведения тоже. При этом в законе не установлено какая именно часть это должна быть.

Это может быть и 2 секунды музыкального трека и 1 минута из фильма и 3 предложения из текста.

В любом случае незаконное использование такой части (если она создана творческим трудом автора) будет наказываться точно так же, как и использование всего произведения.  

8) Эту идею надо запатентовать!

НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Всё дело в том, что в мире полно классных идей. И если бы все они патентовались или защищались каким-либо иным способом, то не существовало бы нормальной здоровой конкуренции.

Защитить идею посредством авторского права не получится: согласно п.5. ст.

1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Однако можно прибегнуть не к авторскому праву, а к патентному. При этом, правда, стоит понимать, что саму по себе идею тоже на запатентуешь; она должна быть выражена в виде технического решения или способа (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Тогда идея превратиться в изобретение, которое можно запатентовать и которое будет охраняться.

9) Я читал закон об авторских правах – сам разберусь.

ГЛУПОСТЬ! Удивительно, но у Закона об авторском праве и смежных правах есть потрясающая особенность: он настолько сильно врезался в память наших граждан, что даже тот факт, что онутратил силу более 10 лет назад не может его оттуда выкинуть.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b713df3654a8700a889c500/5b9611c5afa75b00a992f278

Вопрос 7. Субъекты авторского права

  • Классификация
    субъектов авторского права
  • Иностранные
    граждане как субъекты российского
    авторского права
  • Субъектами
    авторского права
    по
    российскому законодательству признаются:
  • • авторы
    и их правопреемники;
  • • соавторы;
  • • составители
    сборников;
  • • переводчики.
  • Авторы

    это
    лица,
    творческим трудом которых создано
    произведение науки, литературы и
    искусства.
  • Правопреемники
    авторов

    физические
    и юридические лица, которые не участвуют
    в создании произведений науки или
    искусства, но обладают определенным
    объемом авторских правомочий по
    использованию произведений в результате
    наследования, договора и других оснований
    на использование его произведений,
    заключенных с автором.

Правопреемниками
становятся наследники, государство,
юридические лица (издательства, театры
и др.), оформившие с автором договорные
отношения по использованию его
произведения. Круг правомочий
правопреемников более узок, чем у автора,
а по характеру правомочия производны,
так как переходят от автора.

Соавторство

это
совместное право на произведение,
созданное совместным трудом двух или
более лиц (соавторов). Это право принадлежит
авторам совместно независимо от того,
образует ли их произведение одно
нераздельное целое или состоит из
отдельных частей, каждая из которых
имеет и самостоятельное значение.
Соавторство
делится
:

  1. • на
    нераздельное;
  2. • раздельное;
  3. • коллективное.

При
нераздельном
соавторстве
произведение,
созданное двумя и более соавторами,
представляет собой единое
неразрывное целое, части которого не
имеют самостоятельного значения.

Признание
соавторства нераздельным означает, что
авторские права как на произведение в
целом, так и на любую его часть
осуществляются соавторами только
сообща. У каждого из соавторов нет в
этом случае самостоятельного объекта,
которым бы он мог распорядиться по
своему личному усмотрению.

При раздельном
соавторстве
произведение
является единым, однако состоит
из частей, имеющих самостоятельное
значение, и при этом известно, кем из
соавторов созданы эти части.

При
раздельном соавторстве использование
коллективного произведения в целом
также осуществляется по взаимному
согласию всех соавторов. Однако каждый
соавтор вправе самостоятельно, без
согласия других соавторов, распорядиться
своей частью произведения.

Авторское
право на коллективное
произведение
принадлежит
всем авторам сообща
независимо
от степени творческого вклада каждого
из соавторов и характера произведения.

Составитель
сборника

субъект,
труд которого выражается в том, что он
организует, обрабатывает, систематизирует
либо восстанавливает те или иные
произведения.

При составлении сборника
литературных произведений составитель
наряду с отбором материала для включения
в сборник проводит определенную
исследовательскую работу.

Составители
используют произведения, которые
являются предметом чьего-либо авторского
права или таковыми не являются.

Если
первоначальное произведение охраняется
авторским правом по закону, то должно
быть получено согласие его автора или
иного обладателя прав на произведение
для использования созданного на его
основе производного произведения.

Отсутствие такого согласия не помешает
признанию лица, творчески переработавшего
произведение, автором нового производного
произведения.

Сборники
могут состоять из произведений, не
являющихся предметом чьего-либо
авторского права, таких как законы,
судебные решения, иные официальные
документы; произведения народного
творчества, авторы которых неизвестны;
другие произведения, не охраняемые
авторским правом.

Составителю,
подготовившему сборник из названных
произведений, принадлежит авторское
право, если он сам самостоятельно
обработал или оригинально систематизировал
исходные произведения. Переводчик

это лицо, осуществившее перевод
произведения с
одного
языка на другой.

Перевод
является самостоятельным объектом
авторского права.

Переводчик
обладает рядом правомочий на выполненный
перевод
:

на обозначение
своего имени;

опубликование,
воспроизведение и распространение
перевода; авторское вознаграждение и
т. д.

Для
перевода требуется согласие автора
оригинального произведения. Автор и
переводчик пользуются авторским правом
на свои отдельные объекты — оригинальное
произведение и перевод этого произведения.

Использование перевода допускается
только с согласия переводчика.

Право
автора разрешать перевод своего
произведения на другой язык в целях
дальнейшего использования позволяет
ему получать вознаграждение за
использование произведения на другом
языке.

  • Иностранный
    гражданин может быть субъектом российского
    авторского права,
    если:
  • его
    произведение впервые
    выпущено в свет на территории РФ,
    либо
    не выпущено, но находится на ее территории
    в какой-либо объективной
    форме.
  • Если
    произведение иностранного автора
    впервые выпущено в свет за границей или
    находится там в объективной форме, то
    этот иностранный автор может стать
    субъектом российского авторского права
    только в силу заключенных РФ соглашений
    и в пределах ими установленных.

Источник: https://studfile.net/preview/4427994/page:6/

Понятие и виды субъектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства.

Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П.

Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П.

Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с.

167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права.

Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам.

Так, справедливо отметил М. В.

Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение.

Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права.

Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения.

В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю.

Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14].

В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д.

Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему.

Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения.

Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права.

При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

Литература:

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, автор произведения, творческая деятельность, произведение, создание произведения, автор, авторские, действующее гражданское законодательство, ГК РФ, физическое лицо.

Источник: https://moluch.ru/archive/258/59161/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector