В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система, основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.
Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики.
Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов.
Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф, отменяющий протекционистскую политику Петра I.
Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем.
Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России.
Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).
Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен, на каждой из которых он обязан был уплатить сбор.
В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара.
Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.
Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.
Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:
- борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
- недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
- создание эффективного источника пополнения казны.
Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.
Читайте так же: Базис поставки CPT Инкотермс
Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.
Однако в документе, подготовленном П.И. Шуваловым, не было определено, каким образом граф планирует возместить убытки, полученные казной от уменьшения уплаты сборов.
- Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».
- В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».
- Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».
В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся.
Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.
Итоги по ликвидации
Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов. Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.
Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года.
Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой.
В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.
Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.
К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.
Читайте так же: Реестр деклараций о соответствии Таможенного союза
Для удобства взимания единой новой пошлины на товар иностранного производства (или вывозимый за границу) в 1754 году был издан табель «нормальных цен», согласно которому и производился сбор налога. Также отменен был прежний тариф, по которому пошлины взимались золотыми деньгами: для практичности новый сбор взимался «ходячими деньгами».
Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века, а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов.
Таможенное законодательство
Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.
Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов.
В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества.
Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.
Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары.
«Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи.
К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.
Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.
- Также устав окончательно утверждал полную отмену таможен внутри страны и, соответственно, взимания внутренних таможенных сборов с населения.
- Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.
- Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/otmena-vnutrennyh-tamozhennyh-poshlin.html
Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году :
Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого.
Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи.
Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.
Протекционизм Петра Первого
В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха.
При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.
Правление Елизаветы Петровны
Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения.
В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен.
Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.
Законопроект
Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин.
Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената.
Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.
Отсутствие общего рынка
В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими.
Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных.
В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.
Причины отмены
Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно.
Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны.
По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.
Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.
Проведение реформ
Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились.
Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий.
Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.
Источник: https://www.syl.ru/article/331407/otmena-vnutrennih-tamojennyih-poshlin-v-rossii-v-godu
Отмена внутренных таможенных пошлин в России
История.ру
Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.
Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений. Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной.
- Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства.
- Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.
- Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства. Против такого дворянского
Как отмена пошлины экспортной пошлины скажется на рынке нефтепереработки в России
Компромисс обязательно нужно искать, но только сообща, сев за круглый стол переговоров. Обнуление госпошлины приведет к резкому обострению отношений между РФ и республикой Беларусь, поскольку при цене нефти в 40 долларов за 1 баррель потери соседней страны составят порядка 96 млрд.
рублей. Вследствие налогового маневра объективно будет расти НДПИ, а это уже приведет к росту цен на нефть не только для Беларуси, но и России.
По прогнозам экспертов выпуск может сократиться на 14 млн.
Отмена внутренних таможенных пошлин
Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17). Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен, на каждой из которых он обязан был уплатить сбор.
В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара.
Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.
Ваше право
В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.
Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны. Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были: борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).
Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен, на каждой из которых он обязан был уплатить сбор.
В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара.
Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.
Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны.
Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.
Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).
По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.
- Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.
- В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара.
- Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.
Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.
Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.
Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были: борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен
Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г.
предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны
«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»
. Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г. Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю.
Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров. В 1754 г. правительство также отменило
Ликвидация внутренних таможен
Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны к середине XVIII века их было примерно Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около внутренних таможен, на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара.
Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.
Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны.
По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.
Источники:
http://strpls.ru/medicinskoe-straxovanie/dobrovolnoe-medicinskoe-straxovanie/oformlenie-polisa-dms-dlya-inostrannyx-grazhdan.html
Источник: https://bizneskontent.ru/deyatelnost/otmena-vnutrennyh-tamozhennyh-poshlin-v-rossii
История России
Зимний дворец и Адмиралтейство в Петербурге. Картина Ф.Я. Алексеева 1800 года.
Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике. Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.
В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.
Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли.
Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.
Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.
Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.
Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства. Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество. Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства.
Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело».
Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».
Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества. Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.
Источник: https://www.history-at-russia.ru/xviii-vek/otmena-vnutrennix-poshlin.html
Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен
20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.
7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли.
В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях.
В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков.
Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г.
предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.
Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.
В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп. с рубля.
Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу — 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины — натурой) и 13% сбором.
Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.
В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.
Лит.: Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726-1986). М., 1988; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней. СПб., 1909; Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР. 1957.
№ 2; Волков М. Я. Таможенная реформа 1753-1757 гг. // Исторические записки. 1962. Т. 71; Корякина Е. П. Программа социально-экономических преобразований П. И. Шувалова. Автореферат дис. … канд. ист. наук. М, 1992; Кулишер И. М.
История русской торговли до девятнадцатого века включительно. Пг., 1923; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы России. Иркутск, 1987; Таможенное дело в России X — начало XX вв.
(Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.
См. также в Президентской библиотеке:
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 13 (1749-1753). СПб., 1830. № 10164. С. 947.
Источник: https://www.prlib.ru/history/619859
Читать
Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовская ; под ред. Н. И. Павленко
История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 Учебник
Глава VIII
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
§ 40. Экономика и политический строй в канун преобразований Петра I
Территория и население. Россия в конце XVII в. представляла собой огромную страну, границы которой простирались от берегов Тихого океана на востоке до Ладожского озера на западе.
Территорию севера Европейской России и огромные пространства тундры и тайги Сибири омывали воды Северного Ледовитого океана. Плодородные земли Юга, Дикое поле, ещё не были вовлечены в хозяйственный оборот.
Основная масса населения России селилась на малоплодородных землях Нечерноземья.
Низкий удельный вес городского населения (2 %) свидетельствовал о невысоком уровне развития промыслов, сосредоточенных в то время в городах.
Не способствовала процветанию России и её оторванность от морских путей сообщения. Балтийское море шведы считали в XVII в. своим озером, и почти всё его побережье находилось под их контролем.
Россия не располагала выходом к морю и на юге: устье Дона контролировали османы, выход в Чёрное море через Днепр сторожила османская крепость Очаков.
Что касается Каспийского моря, то хотя Астрахань и обеспечивала беспрепятственный к нему выход, однако страны, расположенные на его берегах, стояли в стороне от центров цивилизации.
Единственным портовым городом, связывавшим Россию со странами Западной Европы, был Архангельск. Однако он имел ограниченное значение для внешней торговли страны: во-первых, он был удалён как от главных экономических центров России, так и от основных европейских портов; во-вторых, Северная Двина и Белое море большую часть года скованы льдом, и плавание по ним сопряжено с опасностями.
«Народ… собрался в дорогу…» Тем не менее и в этой неблагоприятной обстановке в России наблюдались хотя и медленные, но всё же заметные сдвиги как в экономике, так и в политической и культурной жизни. Появились первые мануфактуры, которых в металлургии к концу столетия насчитывалось 10 – 12.
Под Москвой был построен первый корабль «Орёл», предназначавшийся для охраны русских купцов в Каспийском море. Его переправили для оснастки и вооружения в Астрахань. Были организованы полки «нового строя». Возникло первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
И хотя в академии преобладало преподавание церковных дисциплин, её создание явилось признанием значения знаний в жизни общества.
Свидетельством укрепления экономических и культурных связей с Западной Европой являлось развитие Немецкой слободы, населённой ремесленниками, торговцами, докторами, офицерами.
Предпосылки преобразований прослеживаются и в политической жизни России: в 1653 г. был созван последний Земский собор. В стране создавались условия для оформления абсолютизма.
Ещё одно новшество в политической жизни состояло в изменении состава высших правительственных учреждений – Боярской думы и приказов.
В ряды думных чинов и руководителей приказов проникали лица не аристократического происхождения: порода хотя и медленно, но все же отступала под натиском таланта, знаний и призвания.
При отце Петра I издавалась рукописная газета «Куранты». Существовал и предшественник «комедийной хоромины» Петровского времени – придворный театр для царской семьи.
Мысль о созревании в обществе предпосылок для преобразований чётко и образно высказал знаменитый русский историк С. М. Соловьёв: «Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь появился». Этим вождём оказался Пётр Великий.
Стрелецкий бунт 1682 г. Ко времени смерти в 1676 г. царя Алексея Михайловича из шести его сыновей в живых оставалось трое. Младшему сыну Петру, которого родила вторая супруга царя Н. К. Нарышкина в 1672 г., корона могла достаться только в том случае, если старшие сыновья царя от его первого брака (с М. И.
Милославской) – Фёдор и Иван – умрут бездетными. Однако болезненный Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 г., через шесть лет умер в возрасте 20 лет. Второй сводный брат Петра, Иван, рос больным, вялым, косноязычным.
В итоге на троне оказался 10-летний мальчик, поражавший современников непоседливостью, интересом к окружающему и живостью восприятия.
Сразу же после смерти царя Фёдора Алексеевича разгорелась борьба за власть между сторонниками Милославских и Нарышкиных. За спиной Ивана стояла его старшая сестра Софья и весь клан Милославских во главе с опытным интриганом Иваном Михайловичем. Софье и её сторонникам удалось склонить на свою сторону стрельцов и превратить их в орудие борьбы за власть.
После смерти Алексея Михайловича стрельцы оказались беззащитными жертвами произвола стрелецких голов и полковников, присваивавших их жалованье, вымогавших взятки, принуждавших их работать на себя и жестоко наказывавших за малейшую провинность.
Недовольством стрельцов ловко воспользовались Милославские, направив их гнев против Нарышкиных. Стрельцы, среди которых витали слухи о том, что Нарышкины якобы «извели», т. е. умертвили, царевича Ивана, 15 мая 1682 г.
вооруженными явились в Кремль и по наущению Софьи и Милославских предали смерти почти всех Нарышкиных.
Правление царевны Софьи. Сначала стрельцы потребовали, чтобы трон заняли оба брата – Пётр и Иван, а спустя несколько дней выдвинули новое требование: чтобы правительницей при малолетних царях была назначена Софья.
Софья Алексеевна
Хозяевами положения в столице оказались стрельцы, они диктовали волю правительнице, и та безропотно её выполняла. В таких условиях вышедшие из-под контроля правительства вооружённые люди становились опасными и для Софьи, и для Милославских.
По настоянию стрельцов в Грановитой палате состоялся диспут православных иерархов с расколоучителем Никитой Пустосвятом, на котором присутствовала и царевна Софья. Раскольники и стрельцы оскорбляли царевну и кричали о своей победе.
Однако вскоре Софье удалось стабилизировать положение. Глава Стрелецкого приказа князь И. А. Хованский и его сын были казнены. Стрельцы, оставшись без предводителя, не решились продолжать борьбу. Началось семилетнее правление царевны Софьи.
Правление Софьи связано с именем её фаворита Василия Васильевича Голицына (1643 – 1714), слывшего незаурядным и образованным человеком, свободно владевшим латинским и польским языками. Своей блистательной карьерой он обязан не только знатному происхождению, но и дипломатическим дарованиям.
Карьера Голицына началась при царе Фёдоре исполнением обязанностей руководителя Посольского приказа (1676 – 1680); в 1680 г. он возглавил комиссию, рассматривавшую вопрос об отмене местничества, а в 1683 г.
получил чин, который в своё время имел Ордин-Нащокин: «царственные большие печати и государственных посольских дел оберегатель».
Главная заслуга Голицына состоит в заключении в 1686 г. «вечного мира» с Речью Посполитой. Он добился признания прав России на Киев.
Заключение «вечного мира» вызвало острое недовольство Османской империи и Крыма. России пришлось организовать два похода против крымских татар (1687 и 1689 гг.).
Опытный дипломат, Голицын провалился как военачальник – оба похода закончились полным крахом.
Неудачные походы обострили и без того натянутые отношения между Петром и Софьей. Правительница жила в Кремле, а Пётр – в Преображенском. Нелепая случайность выплеснула вражду наружу: Пётр получил известие, что Софья во главе стрельцов готовится к походу на Преображенское.
Он бежал в Троице-Сергиев монастырь.
Хотя тревога оказалась ложной, тем не менее она привела к возникновению двух правительств: одно во главе с Софьей находилось в Москве и опиралось на стрельцов, резиденцией другого был Троице-Сергиев монастырь, где действиями молодого царя руководил князь Борис Алексеевич Голицын.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=82624&p=19
§ 50. Социально-экономическая политика
§ 50. Социально-экономическая политика
Дворянство. При Петре Великом дворянство являлось служилым сословием, обременённым пожизненной военной службой и обязанностью учиться. После Петра протекал медленный процесс освобождения дворянства от обязанностей и превращения его из служилого сословия в землевладельческое, более всего заботившееся о своём хозяйстве.
Правительство Анны Ивановны в 1730 г., идя навстречу пожеланиям шляхетства, отменило указ о единонаследии, а в следующем году учредило Сухопутный шляхетский корпус.
Контингент учащихся в нём был ограниченным, и поэтому сеть сословных учебных заведений для дворянства в последующие десятилетия значительно расширилась: Морскую академию преобразовали в Морской шляхетский кадетский корпус, а в 1762 г.
Артиллерийская и Инженерная школы были реорганизованы в Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса. К придворной и гражданской службе детей дворян готовил основанный в 1759 г. Пажеский корпус.
Если во времена Петра I обучение в школах считалось обременительной обязанностью, то теперь чадолюбивые родители пускались во все тяжкие, чтобы пристроить своих детей в какой-либо кадетский корпус – обучение в них стало престижным. Повинность, таким образом, превратилась в привилегию.
Одновременно с расширением сети сословных учебных заведений детям родителей, имевших свыше тысячи крепостных, разрешалось получать домашнее образование.
Правительство удовлетворило требование шляхетских проектов о сокращении срока службы. Правда, манифестом 31 декабря 1736 г. он был установлен в 25 лет, а не в 20, как того требовали дворяне. Так как манифест был обнародован во время русско-турецкой войны, то реализация его началась с 1740 г.
Дворяне, однако, тяготились и 25-летним сроком службы и добивались полного освобождения от неё. Этот вопрос интенсивно обсуждали при Елизавете Петровне, в середине 1750-х гг. И уже тогда он созрел настолько, что Манифест Петра III о вольности дворянства 18 февраля 1762 г. дословно повторял его слова.
И мелкопоместные дворяне, и дворяне, владевшие многими сотнями крепостных и поспешившие уйти в отставку, вскоре возвратились на службу – жалованье и им оказалось необходимым.
Крестьяне. К рассмотренным выше привилегиям дворянства надлежит добавить ещё одну – расширение прав на личность и результаты труда крестьянина, тоже составлявших один из краеугольных камней правительственной политики.
Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, государства и помещика.
Из многочисленных повинностей крестьян и горожан фиксированной (размер которой был точно установлен) была одна – уплата подушной подати в 70 коп.
с крестьянской души мужского пола, принадлежавшей помещику, монастырю или дворцовому ведомству, 1 руб. 10 коп. – с государственных крестьян и 1 руб. 20 коп. – с горожан.
Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская – не была величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от потерь на театре военных действий. К нефиксированным повинностям относились периодически производившиеся сборы драгунских лошадей, привлечение крестьян и горожан на строительные работы, на перевозку грузов и т. д.
Повинности в пользу помещика тоже не были регламентированы, но их размер постоянно увеличивался. Рост владельческих повинностей легче проследить на размере крестьянского оброка: в середине 1720-х гг. он равнялся 40 коп.
с мужской души, т. е. был меньше подушной подати почти в 2 раза. На протяжении XVIII в. размер подушной подати оставался неизменным, в то время как денежный оброк постоянно повышался и к середине столетия достиг 1 – 2 руб.
, а к концу века – 4 – 5 руб.
Чтобы помещик имел возможность извлекать повышенный оброк или принуждать крестьянина больше времени отдавать барщине, надо было предоставить барину дополнительные права в сферах судебной, полицейской и административной. Законодательство на этот счёт крайне бедно – здесь действовал не столько закон, сколько обычное право.
Важным источником обычного права являются вотчинные инструкции приказчикам. Каждая помещичья инструкция отражала личность барина, его нравственный облик, меру образованности и милосердия.
Одни из них преследовали леность и неучтивость, другие главным пороком считали пьянство, третьи – воровство и сквозь пальцы смотрели на пьянство, четвёртые бесцеремонно вторгались в семейную жизнь и т. д.
Из карательной власти барина и его приказчиков исключались всего лишь три вида преступлений: политические, разбой и смертоубийство.
Было бы, однако, неправильно ограничиться изложением карательных функций барина, регламентацией хозяйственной и духовной жизни зависимых крестьян.
Вотчинник выступал и в роли заботливого хозяина, беспокоившегося о благополучии крестьянской семьи, ибо понимал, что его собственное благополучие находится в прямой зависимости от достатка крестьянской семьи.
Отсюда готовность помочь крестьянину, оказавшемуся в беде: при падеже скота, гибели посевов, пожаре, лишении кормильца и т. д. Подобное попечительство называется патернализмом, оно органически присуще обществу с патриархальным укладом жизни.
Покровительство дворянскому предпринимательству. Экономическая политика правительства, как и тесно связанная с ней социальная политика, тоже проводилась прежде всего в интересах дворянства.
Её цель состояла в оказании помощи помещикам приспособиться к новым условиям – проникновению рыночных отношений в поместье.
Помещики перестали довольствоваться реализацией на рынке излишков сельскохозяйственной продукции в первозданном виде и начали заниматься её переработкой, что приносило неизмеримо больший доход, чем продажа зерна, пеньки, шерсти и др. Важнейшей отраслью переработки сельскохозяйственного сырья было винокурение.
Поставками вина в казну в первой половине XVIII в. занимались как купцы, так и помещики, но последние вследствие обязанности нести пожизненную службу в армии лишены были возможности вплотную заняться хозяйственными заботами: в 1719 – 1725 гг.
помещичьи винокурни поставляли в казну менее 1/5 вина. По мере ослабления служебных забот дворян и вовлечения их хозяйств в рыночные отношения увеличивалась способность вотчин удовлетворять спрос на вино. В начале 1750-х гг.
правительство убедилось в возможности дворянских винокурен вместе с казёнными с избытком обеспечить вином питейные дворы. В результате в 1754 г. последовал указ, запрещавший купцам заниматься винокурением: им предложено было в шестимесячный срок сломать свои винокурни либо продать их дворянам.
Винокурение, таким образом, объявлялось дворянской монополией, и помещики избавились от конкурентов в лице купцов.
В 1740 – 1750-е гг. было положено начало дворянскому предпринимательству и в других отраслях промышленности, где дворяне могли использовать собственное сырье на полотняных и суконных мануфактурах.
Запрещение покупать крестьян к купеческим мануфактурам. Пётр I в 1721 г. предоставил право промышленникам покупать крепостных крестьян к мануфактурам, чем нарушил монопольное право дворян на владение крепостными.
Право покупки крестьян к мануфактурам было одной из важнейших привилегий промышленников из купцов, и они широко воспользовались этим правом, ибо оно обеспечивало их предприятия дешёвым трудом. К 1780 г. за мануфактурщиками числилось свыше 76 тыс.
душ купленных крестьян мужского пола.
Указом 1762 г. Пётр III запретил покупку крестьян к заводам.
Это запрещение имело три следствия: восстанавливалось монопольное право дворян на душевладение; дворяне-предприниматели получили преимущество перед промышленниками из купцов; третье следствие указа состояло в расширении использования наёмного труда в промышленности, что влекло в перспективе к распространению более передовых отношений в производстве.
Мануфактурщики упорно домогались восстановления утраченной привилегии, но правительство свято блюло интересы дворян и многочисленные челобитные и выступления депутатов в Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг. оставило без последствий.
Учреждение банков. Правительство использовало ещё одно средство оказания помощи дворянам – оно обеспечило их дешёвым кредитом и тем самым избавило от опасности оказаться в цепких объятиях ростовщиков. Речь идёт о создании в 1754 г. двух банков – Дворянского и Купеческого.
О предпочтительном отношении правительства к интересам дворян свидетельствуют суммы исходного капитала в банках и условия выдачи кредита: изначальный капитал Дворянского банка составлял 750 тыс. руб., в то время как Купеческого – только 500 тыс. руб.
; срок погашения ссуды в Дворянском банке достигал трёх лет, в то время как в Купеческом – шести месяцев.
По идее, Дворянский банк был призван поддерживать начинания дворян в перестройке их хозяйства.
Практически банк не оправдал этих надежд, ибо львиная доля банковских ссуд оказалась в руках вельмож, использовавших их не для вложения в хозяйство, а на потребительские нужды.
Таким образом, банковский кредит для дворян, как и раздача казённых заводов, являлся санкционированным правительством грабежом казны.
Отмена внутренних таможенных пошлин. О проектах П. И. Шувалова Екатерина II писала, что они «хотя и не весьма для общества полезные, но достаточно прибыльные для него самого».
Однако одна из его реформ оказалась полезной не только ему и десяткам вельмож, но и всей стране, всем слоям её населения. Именно такое общенациональное значение имел отменённый по его предложению сбор внутренних таможенных пошлин. Подавая свой проект в Сенат в 1752 г.
, Шувалов аргументировал его вредным влиянием сбора пошлин на крестьянскую торговлю: крестьянин, доставивший воз дров из Троицы в Москву, может выручить за них 15 – 20 коп.
Из этой суммы он должен заплатить в Москве пошлину, мостовые в оба конца, расходовать деньги на себя и на лошадь, так что в итоге он привезёт домой едва ли половину вырученных денег.
Так как сбор таможенных пошлин пополнял доходную часть бюджета государства, то Сенат отклонил проект.
Прожектёр изобрёл простой выход из положения, единодушно одобренный Сенатом: было установлено, что за последние пять лет среднегодовая сумма таможенных пошлин составляла 903,5 тыс. руб.
Эту сумму решено было переложить на импорт и экспорт товаров, увеличив здесь пошлину на 3 % от цены товара. В результате она достигла 13 %, и казна получила от реформы выгоду в 255 тыс. руб.
Главный итог отмены сбора внутренних таможенных пошлин в 1754 г. – устранение помех для внутренней торговли, что благотворно отразилось на экономическом развитии страны.
Секуляризационный процесс. Подверглось изменению и положение церкви. В её истории прослеживаются два разных по содержанию, но связанных между собою сюжета: один из них составляет секуляризационный процесс, т.
е. изъятие у духовенства земли и крестьян; второй сюжет касается чисто церковных дел: соблюдения чистоты веры, борьбы с расколом и сектантством, христианизации нерусских народов, печатания и распространения церковной литературы.
Частичная секуляризация церковных владений, осуществлённая Петром I в 1701 г., была отменена в 1721 г. К судьбе церковных владений возвратились в 1726 г.
, когда под предлогом того, что внимание Синода было приковано к управлению вотчинами в ущерб чисто церковным заботам, решили разделить его на два департамента, причём первый департамент состоял исключительно из духовных иерархов, а второй – из светских чинов.
Первый департамент управлял всеми духовными делами церкви, на попечение второго передавалось всё относившееся к хозяйству и судебные дела.
Вскоре после реформы 1726 г. второй департамент был назван Коллегией экономии. В апреле 1738 г. её подчинили Сенату. Дело шло к секуляризации, но тому помешали следующие обстоятельства: автор секуляризационного проекта П. И.
Мусин-Пушкин оказался причастным к процессу А. П. Волынского, попал в опалу и был отстранён от должности. Спустя полгода скончалась и Анна Ивановна, так что начавшаяся было перепись церковного имущества прекратилась.
Более того, при Анне Леопольдовне Синоду удалось вернуть вотчины в своё управление.
После вступления на престол Елизаветы Петровны Синод добивается ещё одной, кстати последней, победы – ликвидации Коллегии экономии и создания вместо неё Канцелярии синодального экономического правления, полностью подчинявшейся Синоду и укомплектованной духовными, а не светскими чиновниками.
Колебания правительств свидетельствуют об упорном отстаивании духовными феодалами своих прав на землю и душевладение и не менее упорном их сопротивлении секуляризации. С другой стороны, за этими колебаниями нетрудно разглядеть общую тенденцию: неотвратимость секуляризации и приближение её завершения.
Даже набожная Елизавета Петровна в 1757 г.
заявила о необходимости изъятия управления вотчинами из рук монастырских служек и передачи их штаб– и обер-офицерам, о составлении описей имущества монастырей, об установлении размера повинностей с монастырских крестьян, равных получаемым помещиками от своих крестьян.
Новый импульс в секуляризации монастырских вотчин связан с именем Петра III, не обременённого симпатиями ни к духовенству, ни к православной вере. Указ 16 февраля 1762 г. освобождал монашествующих «от житейских и мирских попечений» и изымал в пользу государства недвижимое и движимое имение монастырей и церквей.
Распространение христианства. Смирившись с ролью учреждения, целиком подчинённого светской власти, Синод сосредоточил внимание на распространении христианства среди иноверцев Среднего Поволжья и Сибири, а также просвещении духовенства.
Первые попытки обратить иноверцев в христианство относятся к XVII в., но христианизация тогда ещё не приобрела широкого размаха.
Объяснялось это запрещением прибегать к насилию, а также тем, что принявшие крещение народы Сибири (ханты, вогулы, манси) освобождались от уплаты ясака, что наносило ущерб интересам казны. При Петре I, напротив, проводили насильственную христианизацию, и указ 1710 г.
грозил отказавшимся принять христианство смертной казнью. В последующие десятилетия вновь вернулись к практике поощрения принявших христианство освобождением от уплаты ясака.
Нередко крещение носило формальный характер. Новокрещённый, освободившись от уплаты ясака и бесплатно получив соль, муку, одежду, но не зная русского языка и не понимая сути новой для него религии, продолжал молиться идолам, не почитал икон и, чтобы получить льготы и подарки, крестился повторно.
Более серьёзные успехи были достигнуты в христианизации народов Поволжья, особенно после учреждения в 1740 г. Конторы новокрещёных дел. По её данным, скорее всего преувеличенным, за 15 лет (1741 – 1756) она крестила 407 тыс.
чувашей, черемисов, удмуртов.
Христианство, по сравнению с идолопоклонством и шаманизмом, представляло более совершенную религиозную систему, и поэтому миссионерская деятельность православных священников заслуживает положительной оценки.
На попечении Синода находились школы для детей духовенства. К началу 1740-х гг. в стране насчитывалось до 17 семинарий, а к началу 1760-х гг. их было уже 26 с 6 тыс. учащихся.
Церковь, таким образом, выполняла роль распространителя просвещения: нередко на селе священник и дьячок были единственными грамотными людьми, и их услугами пользовались для обучения своих детей не только крестьяне, но и помещики.
Вопросы и задания
1.
Вспомните, какую политику в отношении дворянства проводил Пётр I. Как эта политика менялась на протяжении 1725 – 1762 гг.? 2. Назовите повинности, которые крестьяне несли в пользу: а) барина; б) государства. 3. Что такое патернализм? 4.
Определите, чьим интересам отвечала экономическая политика в 1725 – 1762 гг. В чём её отличие от политики Петра I? 5.
Выявите, к каким последствиям вело покровительство государства дворянскому предпринимательству. 6. Охарактеризуйте отношение государства к купечеству. 7.
Вспомните, что такое секуляризация. Подумайте, почему решение этого вопроса, начавшись при Петре I, растянулось на долгое время. При ответе воспользуйтесь текстом на с. 411 учебника. 8. Какие цели преследовала христианизация нерусских народов? Какими методами она проводилась? Оцените её последствия. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/23636