Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134).

До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение».

Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Определение понятия

Аудиовизуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.

Аудиовизуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.

Особенности

Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:

  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.

Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.

  • Читайте о том, как зарегистрировать право собственности на подаренную или полученную по наследству квартиру в МФЦ.
  • А тут какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.
  • По ссылке принцип свободы завещания и его ограничения.

Что говорится в законодательстве

Следует начать с определения авторского права.

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

  1. Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.
  2. Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.
  3. Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП

Каждый создатель элемента, ставшего деталью аудиовизуального произведения, как бывшего раньше (соавтор творения, заложенного в фундамент сценария, например, и прочие), так и ставшего результатом труда над таковым (общая работа оператора-постановщика, художника-постановщика и иных), оставляет за собой исключительное право на собственное произведение, из этого правила вычёркиваются те случаи, когда это самое право было уступлено изготовителю или прочим лицам (или же попало к продюсеру или прочим лицам по иным причинам, разработанным законодателем).

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Заключение сделки по созданию аудиовизуального произведения между его соавторами и изготовителем (обычно это продюсер) становится причиной передачи соавторами изготовителю нижеперечисленных исключительных прав на АВП:

  • на распространение;
  • на общественный показ/публичное прослушивание;
  • на трансляцию по кабелю для доступного общественности сведения;
  • на передачу в телеэфир/любое другое массовое оглашение;
  • на создание субтитров текста для какого-либо аудиовизуального произведения;
  • на копирование текста АВП.

Описанные правомочия переходят от соавторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если другое не прописано в договоре, и на законных основаниях принадлежат продюсеру по ходу всего срока действия АП на конкретный аудиовизуальный субъект.

Полезно знать «Права пенсионеров на обязательную долю в наследстве».

Здесь информация о том, где искать завещание и как узнать кто наследник имущества.

Заключение

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101jurist.com/pravo/audiovizualnoe-proizvedenie.html

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Аудиовизуальное произведение как объект авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п.

1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма).

В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст.

1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См.

, например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта.

Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них.

Читайте также:  Как проверить лицензию на образовательную деятельность

Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам.

Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Аудиовизуальные произведения и их правовая охрана

В соответствии с нормами гражданского законодательства, на аудиовизуальные произведения распространяется правовая охрана, в рамках авторского права.

Авторами произведения, которые имеют на него исключительные права, являются режиссер, постановщик, автор сценария, композитор. В связи с этим, аудиовизуальное произведение является нетрадиционным объектом авторского права, из чего исходят и особенности его правовой охраны.

С развитием технологий, появились новые объекты, относящиеся к аудиовизуальным произведениям — объекты мультимедиа.

Пока нет четкого закона, регулирующего правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности на данный вид объектов, потому к аудиовизуальным произведениям применяются правовые нормы и положения закона о произведениях и исключительных правах на эти произведения. Тем не менее, они относятся к сложным объектам, так как состоят из многих составляющих.

Законодатель отнес аудиовизуальные произведения к сложным объектам, поскольку в состав одного произведения входят как графические, так и музыкальные произведения.

В соответствие с этим, статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исключительное право на сложный объект имеет то лицо, которое заключило договора об отчуждении исключительного права, или заключило лицензионные договоры с авторами и создателями каждой отдельной составляющей сложного произведения, в том числе аудиовизуального (кино, мультимедиа и т.п.).

Поскольку как уже упоминалось выше, и автор сценария, и режиссер, и создатель графических объектов сложного произведения имеет на него исключительное право на основании своего авторства, они имеют право отчуждать, или передавать во временное пользование свои исключительные имущественные права на созданное ими произведение какому-то конкретному лицу. Автор же результата интеллектуальной деятельности не может отчуждать и сохраняет за собой право авторства и все личные неимущественные права, связанные с этим созданным объектом.

Существуют особенности отчуждения исключительных прав на аудиовизуальное произведение.

Так, то лицо, которое поспособствовало и организовало создание аудиовизуального произведения (собрало команду режиссеров, музыкантов, дизайнеров, заключило с ними определенные договора), впоследствии приобретает по договорам об отчуждении исключительных прав все эти права у лиц, участвовавших в создании данного произведения. Как правило, это сразу оговаривается сторонами до начала работы над созданием произведения, будь то фильм, или иное мультимедийное произведение.

Законом охраняются и личные неимущественные права автора произведения или части сложного объекта аудиовизуального произведения. Так, автор имеет право требовать внесения указаний на объекте о его авторстве, или в процессе транслирования, другим способом публичного обнародования произведения, данных о том, что он является автором объекта.

В соответствии со статьями 1250-1252 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальные, неимущественные и исключительные права на аудиовизуальные произведения подлежат защите и правовой охране.

К мерам защиты относятся:

  • возможность обращения в суд для пресечения и недопущения нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • признание авторства, признание исключительного права;
  • восстановление правового положения лица, пострадавшего от правонарушения и посягательства на его имущественные личные неимущественные права как автора произведения, или правообладателя, компенсация ущерба (прямого и непрямого).

Источник: https://1patent.ru/blog/r0/audiovizualnye-proizvedeniya-i-ih-pravovaya-ohrana.html

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии
связанных между собой кадров (с
сопровождением или без сопровождения
их звуком). Предназначены для зрительного
и слухового восприятия с помощью
соответствующих технических средств.

Они включают в себя кинематографические
произведения и все произведения,
выраженные средствами, аналогичными
кинематографическим (теле и видеофильмы,
диафильмы и слайдфильмы и тому подобные
произведения), независимо от способа
их первоначальной или последующей
фиксации.

Телефильм — телевизионный фильм,
постановочный (игровой) фильм, созданный
специально для демонстрации по сети
телевизионного вещания – с учетом
технических возможностей телевидения
и особенностей восприятия телезрителями
изображения на экране телевизора.

Телефильм отличается от кинофильмов
(видеофильмов) своим художественным
построением, т. е. меньшим числом общих
планов, отсутствием вполе кадра мелких
деталей изображения и при съемке на
кинопленку меньшим диапазоном плотностей
и пониженным контрастом изображения.

Диафильм — короткометражный фильм,
составленный из ряда позитивных
изображений, объединенных общей тематикой
или (реже) тематически не связанных друг
с другом. Разновидностью диафильма
является микрофильм.

Диафильм смотрят
через фильмоскоп (при индивидуальном
пользовании) либо через диапроектор,
проецируя изображение на экран.

Диафильм
может сопровождаться звуком (текст
диктора, воспроизведение фонограммы
параллельно демонстрации диафильма),
а может не сопровождаться.

Слайдфильм — короткометражный
фильм, состоящий из периодически
сменяющих друг друга слайдов, объединенных
общей темой. В отличие от диафильма
слайдфильм – это прерывистый показ
кадров с детальным пояснением или без
такового. Слайд-фильм может сопровождаться
звуком (чаще всего текст диктора) или
не сопровождаться таковым.

К другим объектам аудиовизуальных
произведений можно отнести музыкальный,
рекламный клип и видеоклип. Музыкальный
клип – аудиовизуальное произведение,
представляющее собой сочетание
музыкального произведения с короткометражным
видеофильмом.

Рекламный клип — короткометражное
видеосообщение о рекламируемом товаре,
работе или услуге.Видеоклип — часть
целого видеофильма, созданная в
демонстрационных целях либо объединяющая
в себе несколько частей видеофильма.

18. Субъекты авторского права

Субъектом авторского права прежде всего
является автор произведения
создатель произведения, обладающий
совокупностью имущественных и личных
неимущественных прав, и, если не доказано
иное, лицо, указанное в качестве автора
на оригинале или ином экземпляре
произведения.

Различают первоначальных и производных
субъектов авторского права. Субъектом
первоначального авторского права
всегда является гражданин (физическое
лицо), который и приобретает весь комплекс
исключительных имущественных и личных
неимущественных прав.

Субъектом
производного авторского права
является физическое или юридическое
лицо, в том числе индивидуальный
предприниматель, которому переданы
авторские имущественные (исключительные
или неисключительные) права и использующий
их в соответствии с условиями авторского
договора.

Возраст создателя произведения значения
не имеет. За недееспособных и малолетних
(до 14 лет) авторские права осуществляют
от их имени родители, усыновители или
опекуны.

Несовершеннолетние от 14 до 18
лет могут самостоятельно осуществлять
свои авторские правомочия (например,
заключать договоры на издание своих
произведений). Лица, являющиеся ограниченно
дееспособными вследствие злоупотребления
спиртными веществами или наркотическими
средствами, могут быть также авторами.

Однако осуществлять авторские правомочия
они могут только с согласия своих
попечителей. Субъектами авторских прав
могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются
так же иностранные граждане
: авторское
право распространяется на произведения,
обнародованные на территории Российской
Федерации или не обнародованные, но
находящиеся в какой-либо объективной
форме на территории Российской Федерации,
и признается за авторами (их правопреемниками)
независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются
так же составители.
Автору сборника
и других составных произведений
(составителю) принадлежит авторское
право на осуществленные им подбор или
расположение материалов, представляющих
результат авторского труда.

Составитель
пользуется авторским правом при условии
соблюдения им прав авторов каждого из
произведений, включенных в составное
произведение.

Авторы произведений,
включенных в составное произведение,
вправе использовать свое произведение
независимо от составного произведения,
если иное не предусмотрено авторским
договором.

Авторское правопереходит
по наследству
и в случае смерти автора
или объявления его умершим его
имущественные права переходят к его
наследникам, которые также могут защищать
некоторые личные неимущественные права
автора в случае их нарушения.

Источник: https://studfile.net/preview/3646312/page:9/

Авторское право на аудиовизуальные произведения

Авторы аудиовизуального произведениянесколько субъектов, творческим трудом которых оно создается.

Тремя основными субъектами авторского права на аудиовизуальное произведение являются:

  • режиссер — постановщик;
  • автор сценария;
  • автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (автор романа, положенного в основу сценария, оператор — постановщик, художник — постановщик и другие) пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

Отдельно следует сказать об авторе сценария аудиовизуального произведения, который обладает авторскими права в отношении не только аудиовизуального произведения, но и сценария как отдельного объекта авторского права.

В свою очередь композитор, будучи одним из авторов аудиовизуального произведения в целом, сохраняет право на отдельное вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения.

  • Закон отдельно устанавливает правовые последствия заключения договора на создание аудиовизуального произведения, которые заключаются в том, что изготовитель приобретает исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения.
  • Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
  • Многоканальный справочный: (495) 921—2231 ; Задать вопрос

Указанные права передаются изготовителю на весь срок действия авторского права на аудиовизуального произведения, только если иное не установлено договором, т.е. стороны вправе в рамках договора определить и основу передаваемых прав (исключительная либо неисключительная), и непосредственно набор прав, и срок их действия.

  1. Статьи и новости по теме:
  2. Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
  3. Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
  4. Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
  5. 2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
  6. В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>
  7. Денис Кипис (Независимый профсоюз актеров театра и кино, руководитель) сделал заявление о том, что Международная федерация актеров (ФИА) направляет в Нижнюю палату российского парламента просьбу ускорить законотворческую работу по ратификации Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям (Международная конвенция) >>>
Читайте также:  Ст 341 ук рф - нарушение правил несения пограничной службы: виды, составы преступлений и ответственность

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

17 сентября 2013 г. в пресс-центре РИА-Новости состоялась научно-практическая конференция «Право на Download-2013: защита интеллектуальной собственности в Интернете». Делегаты от государственных ведомств, отраслевых объединений и интернет-индустрии обсуждали юридические, технологические, процедурные и организационные аспекты правоприменения «антипиратского» законодательства >>>

С 1 августа 2013 г.

вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта >>>

[  1   2   3   4  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/avtorskoe_pravo_na_audiovizualnie_proizvedeniya

Аудиовизуальное произведение

Сложным объектом авторского права является аудиовизуальное произведение. Он представляет собой совокупность нескольких результатов интеллектуального труда. Еще и созданных творческим трудом разных авторов. Примеры аудиовизуальных произведений – кино (фильм), клип, видеоконтент и иные подобные произведения.

Автор и создатели, исключительное право на  аудиовизуальное произведение

Автором Гражданский кодекс признает только физическое лицо, чьи трудом создано то или иное произведение. Характерной чертой аудиовизуального произведения является то, что в его создании принимает участие множество лиц. Гражданский кодекс РФ в ст. 1263 называет их:

  • композитор
  • режиссер-постановщик
  • автор сценария

Безусловно, в создании такого произведения принимают участие гораздо большее количество лиц. Это могут быть и звукорежиссеры, художники-постановщики, декораторы, гримеры и т.п. Но авторами в понимании закона они не признаются.

Зато ГК РФ выделяет еще одного субъекта правоотношений по созданию и использованию аудиовизуального произведения – изготовитель (продюсер). Это то лицо, которое организовало создание такого произведения. Он не является его автором. Но приобретает право использования произведения на основании авторских договоров. И, кстати, в отличие от автора, продюсером может быть и юридическое лицо.

Исключительное право на использование аудиовизуального объекта принадлежит продюсеру. Но если иное не устанавливает договор с каждым автором. При любом использовании произведения он имеет право указывать свое имя (наименование). Или требовать его указания.

Аудиовизуальное произведение включает в себя несколько охраняемых объектов. 

Особенности произведения

Сложность такого результата интеллектуального труда состоит не только в множественности лиц, которые его создают. Но и тот факт, что в его состав входят несколько объектов, охраняемых авторским правом.

Во-первых, в состав произведения могут войти существовавшие ранее объекты авторского права. Например, музыкальная композиция. Или в процессе создания декоратор создает уникальные декорации.

Это – составные части аудиовизуального произведения. Его автор сохраняет исключительное право на него (если иное не установлено в договоре с ним).

В любом случае он сохраняет право на авторское вознаграждение и личные неимущественные права.

Статья 1259 ГК РФ говорит о том, что авторские права распространяются не только на все произведение в целом. Но и на отдельные его части. Включая название, персонаж и т.п.

Если такие части могут быть выражены в какой-то объективной форме. Использование части произведения без получения такого права – тоже нарушение.

Причем по общему правилу, считается нарушением права на аудиовизуальное произведение в целом.

Аудиовизуальное произведение – это не составной, а единое сложное произведение.

Источник: https://iskiplus.ru/audiovizualnoe-proizvedenie/

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств.

Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Телефильм – телевизионный фильм, постановочный (игровой) фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания – с учетом технических возможностей телевидения и особенностей восприятия телезрителями изображения на экране телевизора. Телефильм отличается от кинофильмов (видеофильмов) своим художественным построением, т. е. меньшим числом общих планов, отсутствием вполе кадра мелких деталей изображения и при съемке на кинопленку меньшим диапазоном плотностей и пониженным контрастом изображения.

Диафильм – короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Разновидностью диафильма является микрофильм.

Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран.

Диафильм может сопровождаться звуком (текст диктора, воспроизведение фонограммы параллельно демонстрации диафильма), а может не сопровождаться.

Слайдфильм – короткометражный фильм, состоящий из периодически сменяющих друг друга слайдов, объединенных общей темой. В отличие от диафильма слайдфильм – это прерывистый показ кадров с детальным пояснением или без такового. Слайд-фильм может сопровождаться звуком (чаще всего текст диктора) или не сопровождаться таковым.

К другим объектам аудиовизуальных произведений можно отнести музыкальный, рекламный клип и видеоклип. Музыкальный клип – аудиовизуальное произведение, представляющее собой сочетание музыкального произведения с короткометражным видеофильмом.

Рекламный клип – короткометражное видеосообщение о рекламируемом товаре, работе или услуге. Видеоклип – часть целого видеофильма, созданная в демонстрационных целях либо объединяющая в себе несколько частей видеофильма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/68839

Образовательный контент как объект авторского права

Валкирный С. С. Образовательный контент как объект авторского права [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 76-80. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12312/ (дата обращения: 28.02.2020).



Рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сфере образования. Образовательный контент — сложный объект интеллектуальных прав. Проанализируем данный результат интеллектуальной деятельности с учетом правового регулирования.

Ключевые слова: защита интеллектуальной собственности, авторское право, образовательный контент, сложный объект

Образование — основа развития. Это фундаментальное право человека. Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Далее Закон) повлекло за собой значительные изменения в системе образования, в частности были установлены новые формы обучения.

Учебные заведения осуществляют подготовку слушателей в форме электронного обучения, а так же дистанционных образовательных технологий, в силу ст. 15- 16 Закона. Ст. 17 Закона допускает получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) [2].

Между тем одним из важных аспектов существования и развития бизнес-образования в условиях глобальной интеграции в Интернет-пространство является развитие вопросов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности авторов образовательных программ для бизнеса.

Не соблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных, наличие «пиратского» использования обучающих материалов снижает количество и качество разрабатываемых и внедряемых инновационных образовательных продуктов, а также снижает экономическую эффективность и конкурентоспособность учебного заведения [10].

Сложность данного вопроса обусловливается спецификой бизнес-образования с применением дистанционных технологий с точки зрения правовой защиты интеллектуальной собственности, которая заключается в следующем.

В настоящее время Вузы широко используют цифровые форматы для расширения аудитории, популяризации дистанционного образования, разностороннего продвижения образовательного продукта.

Электронным каналом дистрибуции образовательного продукта является Интернет. Поэтому особое значение приобретает привлекательная визуализация и качество обучающего контента (тренинги, семинары, on-lain курсы и практикумы, вебинары, конференции, электронные порталы, тренинги и пр.).

Между тем под «образовательным контентом», мы понимает содержимое, любое информационное наполнение образовательного ресурса (к примеру, веб-сайта) вся информация, которую пользователь сможет загрузить на диск компьютера, соблюдая соответствующие законности исключительно для личного пользования [11].

  • Логично, предположить, что образовательный контент относятся к сложным, аудиовизуальным произведениям, авторы и создатели которых имеют право на авторство, имя, обнародование и неприкосновенность произведения, при этом комплекс мер предосторожности по защите данных прав в сети [15].
  • Несмотря на это, общественные отношения, возникающие по поводу интерактивных образовательных продуктов, в должной мере в российском законодательстве не урегулированы.
  • Между тем определяя правовую природу данного образовательного продукта, можно заключить, что он является одним из видов объектов авторских прав и обладает всеми признаками и характерными особенностями произведений, особенно интересные для исследования [14].

Несмотря на то, что ГК РФ не дает определения произведения в целом, отдельные виды произведений законодательно определены [1]. К числу таковых отнесено и аудиовизуальное произведение, под которым согласно п. 1 ст.

Читайте также:  Таможенное оформление ювелирных изделий: форма декларации таможни, правила вывоза и ввоза драгоценностей в россию

1263 ГК РФ понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также теле- и видеофильмы и другие подобные произведения, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В литературе аудиовизуальное произведение также определяется как «игровое движение изображения со звуком или без звука, но визуально воспринимаемое независимо от способа технической фиксации и воспроизведения». Кроме этого, отличительной особенностью аудиовизуального произведения является то, что в соответствии с п. 1 ст.

1240 ГК РФ оно признается сложным объектом, т. е. объектом, состоящим из нескольких самостоятельных взаимосвязанных частей — охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним относятся: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ).

Иные авторы, результаты интеллектуальной деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений — составных частей аудиовизуального произведения, независимо от того, были ли они созданы до или в процессе работы над таким произведением.

Дополнительно законодатель выделил продюсера, как лицо, организовавшее создание аудиовизуального произведения.

Продюсер приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). В пункте 19.1 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.

2009 в связи с этим отмечается: под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта [9].

Примечательно, что согласно ст. 81 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву, принятого Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г.

, авторы «пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору». Сеть Интернет попадает под это определение, так как пользователь сети может в любой момент получить доступ к тому или иному произведению, и, таким образом, прежде чем разместить в сети Интернет какой-либо материал, даже если он достался нам правомерным путем, следует получить разрешение автора, так как он имеет исключительное право на публичное обнародование своего произведения, создавая личную конкурентную среду [4].

Если права автора нарушены, их нужно защищать, но найти доказательства нарушения этих прав в Интернете весьма сложно.

Первым препятствием к нормальному регулированию процессов в сети Интернет, касающихся права интеллектуальной собственности, является экстерриториальность интернет-среды, что порой затрудняет определение границ действия национального законодательства.

Вторым препятствием можно назвать отсутствие однородного законодательства и единых правовых норм, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности. В связи с этим создаются дополнительные проблемы для пресечения распространения незаконного контента в сети и установления личности правонарушителя [10].

Эти недостатки правового регулирования позволяют потенциальным нарушителям размещать ресурсы в тех странах, где законодательство в этой сфере развито довольно слабо. Даже в том случае, если нарушение было устранено в соответствии с нормами законодательства одного государства, ресурс сразу же «перемещается» в пространстве сети других стран [7].

Определенные вопросы в данной области касаются классификации правонарушения в сети Интернет по российскому законодательству.

Например, частичное изменение авторского произведения с последующим размещением полученного результата на сайте в сети Интернет без согласия автора или полное либо частичное копирование авторского произведения с последующим размещением его в Интернете.

Российское законодательство на данный момент не предусматривает детальную классификацию подобных правонарушений, что затрудняет определение соответствующей меры пресечения, адекватной совершенному нарушению [2].

Еще одна проблема — установление вины правонарушителя, т. е. обеспечение эффективного механизма доказывания нарушенных прав.

При рассмотрении дел о нарушении авторского права в сети Интернет российские суды, как правило, с недоверием относятся к доказательствам, не имеющим материального выражения, либо представленным в электронной форме, либо в виде распечатанной интернет-страницы, наглядно иллюстрирующей факт нарушения в Сети.

Соответственно, для суда наиболее предпочтительным доказательством является протокол осмотра необходимых страниц «сетевым» нотариусом.

Для обыкновенного пользователя данная процедура в процессе судебной защиты прав интеллектуальной собственности, размещенной в сети Интернет, представляется достаточно дорогостоящей вследствие необходимости обращения к «сетевому нотариусу», что, в свою очередь, порождает частый отказ собственника результатов экономической деятельности от необходимости защиты нарушенных прав в суде. В дальнейшем это обусловливает безнаказанность правонарушителя [3]. Поэтому необходимо приравнивать материалы, полученные в цифровой форме, к действительным доказательствам, применимым в судебной практике.

Следующий вопрос — невозможность окончательного пресечения несанкционированного копирования информации с помощью существующих технологий и законодательства.

Известно, что практически любой пользователь, имеющий доступ к Интернету, может сохранить любую информацию к себе в компьютер и разместить оригинальный либо собственноручно переработанный материал практически на любом интернет-сайте, при этом не указывая ни источник, предоставивший произведение к общему, открытому доступу, ни автора исходного произведения [7].

Стоит отметить, что постоянный пользователь сети Интернет крайне редко задумывается над тем, кто и каким способом, легальным или нелегальным, с какой целью разместил в Сети ту или иную информацию.

В связи с этим ответ на вопрос о том, как же быть с добросовестными пользователями, незаконно скопировавшими ту или иную информацию в целях ознакомления и последующего удаления, также остается неясным.

Определенную сложность представляет собой формирование критерия добросовестности, который бы исключал виновность пользователя за так называемое хищение объекта интеллектуальной собственности без существующих на то мотивов.

В дополнение ко всем перечисленным трудностям правового регулирования прав интеллектуальной собственности в сети Интернет стоит добавить следующее: защита интеллектуальной собственности в сети Интернет — это проблема не столько информационно-технологическая, не столько проблема права и правоприменительной практики, сколько проблема идеологическая, основанная на принципах открытого доступа к любой информации. В связи с этим возникает следующий вопрос: возникает ли в настоящее время потребность в защите авторских прав в рамках сети Интернет? В современном мире, где основной ценностью является информация, существует принцип: делиться важнее, чем обладать. В связи с этим возникает еще один вопрос: нужно ли охранять авторские права в Интернете и если обеспечивать их защиту, каким образом сделать ее как можно более эффективной? [5]

При поиске соответствующего современным условиям ответа на поставленные вопросы, следует учитывать необходимость обеспечения правовой и технологической охраны реализации прав интеллектуальной собственности в Интернете.

В сложившейся ситуации, в которой авторские и смежные права являются объектами каждодневных правонарушений, требуется не столько защита уже нарушенных прав, сколько охрана правообладателей от возможных посягательств на результаты интеллектуальной деятельности.

Механизм охраны интеллектуальных прав должен запускаться не с момента возникновения соответствующего «требования» со стороны правообладателя, а с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, содержащего более детализированные и гибкие правовые нормы, которые соответствовали бы развитию информационных технологий [6].

  1. В настоящее время в Российской Федерации уже наметились некоторые тенденции:
  2. 1) онлайн-отношения стали значительным образом влиять на законодательство: появились новые способы распоряжения исключительным правом на произведение, в частности открытая лицензия, позволяющая говорить о постепенном переходе к инклюзивной модели авторских прав;
  3. 2) приближение к свободе некоммерческого обмена копиями произведений, а также понимание необходимости развития «культуры копирования» у населения;
  4. 3) возвращение к вопросу о сроках исключительного права: можно ли передать произведение в общественное достояние ранее окончания срока действия исключительного права по воле правообладателя;
  5. 4) попытка создания особого цифрового каталога объектов авторских и смежных прав;
  6. 5) с другой стороны, отслеживается также тенденция к ужесточению законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав в цифровой среде и применение блокировки, как основной меры защиты.

Представляется, что основная задача реформирования — дать возможность получить доступ к контенту быстро, просто, законно.

В настоящее время важная проблема — невозможность диалога правообладателей с различными интернет-сайтами, на которых происходит совершенно неконтролируемое размещение контента, полное смешение возмездного и безвозмездного обмена, а вместе с тем и абсолютное отсутствие понимания, находится ли перед пользователем легальный контент.

Если Российская Федерация хочет создать условия легального размещения произведений в цифровой среде, то все стороны должны предпринимать к этому усилия. При этом на интернет — ресурсах могут существовать механизмы фильтрации (в том числе безопасный поиск) и технические возможности обращения к владельцу сайта по вопросам нарушения авторских и смежных прав.

Представляется, что в связи с введением в российское законодательство открытой лицензии на использование произведения науки, литературы и искусства обеспечение простого и законного доступа к контенту является наиболее важной и необходимой задачей.

Модернизация авторских прав на образовательный продукт в цифровой среде — сложный и насущный вопрос, который требует своего разрешения. Существующая модель изжила себя и не может работать эффективно.

В этой связи ограничение файлообмена, установление излишних технических препятствий, в случае если у пользователей имеется законное право на использование объектов авторских прав, не приводят к изменениям в лучшую сторону.

Автор настоящей статьи надеется, что все тенденции, появившиеся сейчас в России, создадут новый и мощный механизм реализации авторских прав в цифровой среде.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12312/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector