Причины дтп: их виды и порядок оформления схемы происшествия

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства.

Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2020 году водители должны составить схему ДТП.

Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2020 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2020 году?

В 2020 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Нормативная база

Общие положения по составлению схемы ДТП в 2020 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2020 году может быть составлена двумя способами:

Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествия

  1. Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
  2. С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.

В 2020 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2020 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествия

  • Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  • Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  • Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  • Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  • Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  • Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
  • Расположение автомобилей после ДТП.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2020 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествия

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествия

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2020 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Нюансы

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2020 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
  • Об авторе
  • Недавние публикации

Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествияАвтоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.Причины ДТП: их виды и порядок оформления схемы происшествия

Источник: https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/shema-dtp

Схема ДТП: требования и правила составлении в 2020 году

Время чтения: 7 минут

Любое дорожно-транспортное происшествие должно быть оформлено согласно действующему законодательству. При этом схема ДТП является одним из важнейших документов.

Она необходима для наглядного ознакомления представителей страховой компании или судебных органов со всеми деталями, а также причинами происшествия.

Необходимые навыки и знания для составления этого документа должен иметь каждый водитель.

Оформление дорожных аварий

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортное происшествие может быть оформлено:

  • участниками столкновения самостоятельно, по европротоколу;
  • с помощью инспекторов ГИБДД.

В первом случае не должно быть пострадавших и разногласий по поводу виновности одного из водителей в произошедшей аварии.

Если никто свою вину не признаёт, без ГИБДД можно обойтись, только когда оба автомобиля оборудованы системой “ЭРА-Глонасс”, которая сработала, или в течении 10 минут были включены аварийные кнопки SOS.

При этом количество участников аварии может быть больше двух, обязательно наличие у них действующих полисов ОСАГО, а сумма ущерба пострадавшей стороны не должна превышать 100 000 рублей. В Москве и Санкт Петербурге этот лимит может достигать 400 000 рублей, но только если автомобили оснащены системой “ЭРА-Глонасс”.

Когда вышеуказанные условия не соблюдаются, ДТП оформляется сотрудниками ГИБДД.

В их обязанности входит определение фактов нарушения ПДД, которые были совершены водителями перед столкновением и стали причинами аварии.

В процессуальные документы инспектор должен внести не только сведения о несоблюдении участниками аварии ПДД, но и сведения о водителях и полученных их автомобилями повреждениях.

Куда звонить при ДТП.

Предназначение схемы ДТП

Схема места ДТП – это графическое изображение участка дороги, где произошло столкновение, с обозначением всех объектов и предметов, имеющих прямое отношение к аварии или расположенных рядом.

Схема предназначена для разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во время рассмотрения дела в суде и подтверждения виновности или невиновности конкретного водителя при получении компенсации материального ущерба по ОСАГО, а также по КАСКО в некоторых случаях.

Расположение объектов, обозначенных в схеме, не должны противоречить фотографиям и другим документам, оформленным на месте происшествия.

Кто должен составлять документ

Когда дорожно-транспортное происшествие оформляется по европротоколу (при согласии сторон по поводу причин происшествия и виновности одного из водителей), схема аварии составляется водителями на бланке извещения о ДТП (графа 17). В дальнейшем этот документ предоставляется в страховую компанию для получения компенсации ущерба по ОСАГО. Расположение всех объектов в двух экземплярах документа должно быть идентичным.

Когда на место аварии вызывается экипаж ДПС ГИБДД, схема составляется и подписывается ответственным инспектором.

Для выполнения этой задачи он руководствуется результатами визуального осмотра места происшествия, а также показаниями участников и очевидцев аварии.

В зависимости от обстоятельств сотрудники ГИБДД по телефону могут посоветовать водителям самостоятельно сделать схему ДТП и фотографии места происшествия, а затем приехать в отделение для проведения разбора причин аварии.

Когда схема составляется только инспектором

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия должна быть выполнена только инспектором ГИБДД в следующих случаях:

  • Автомобиль потерпевшего получил ущерб, сумма которого превышает 100 000 рублей.
  • У водителей столкнувшихся машин нет единого мнения по поводу причин аварии и виновности одного из них.
  • Один или оба участника ДТП находятся в состоянии опьянения или не имеют прав на управление транспортным средством.
  • У одного или обоих водителей нет действующего полиса ОСАГО.
  • В результате аварии имеются пострадавшие или погибшие.
  • Виновник ДТП скрылся с места столкновения.

Правила составления документа

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

При составлении графического изображения ДТП должны быть соблюдены некоторые важные требования к схеме. Для того чтобы всем было понятно, что изображено в документе, необходимо использовать специальные символы, которые вы сможете увидеть в следующем скриншоте.

Составление схемы аварии

Чёткое представление о том, как правильно составить схему ДТП, должен иметь каждый современный автомобилист, потому что эти знания могут понадобиться в любой момент.

Никто от водителей и инспекторов не требует шедевров изобразительного искусства, но все объекты должны быть отчётливыми, чтобы в процессе разбора происшествия не возникало вопросов.

При составлении схемы необходимо использовать шариковую ручку синего цвета.

Сотрудниками ГИБДД

Инспекторы ГИБДД могут составить схему ДТП на офисной бумаге формата А4 или на специальном бланке в клетку. Во втором случае легче рисовать контуры улиц, строений и дорожную разметку.

Документ обязательно должен иметь заголовок, а над рисунком следует указать место происшествия, дату и время. Автомобили на схеме необходимо обозначить буквами или цифрами.

Внизу схемы должна быть расшифровка этих обозначений, а также подписи участников столкновения.

Водителями для страховой компании

Перед тем как нарисовать схему ДТП для страховой компании, следует вспомнить, что она составляется не на отдельном листе, а в пункте 17 извещения о ДТП.

Места здесь значительно меньше, чем на листе А4, поэтому на рисунке должны быть только самые важные моменты, позволяющие прояснить ситуацию.

Для того чтобы схема была чёткой, место удара можно обозначить стрелкой в пункте 13, а манёвры перед столкновением перечислить в пункте 16.

При наличии более двух участников

Когда происходит столкновение нескольких транспортных средств, схема ДТП составляется в порядке очерёдности. Например, если один автомобиль столкнулся сразу с двумя другими, его водителю придётся составлять две отдельные схемы с каждым участником аварии. На оборотной стороне извещения в графе 4 необходимо указать данные третьего автомобиля, его водителя и собственника.

При ДТП на дворовой территории

Согласно статье №1 Федерального закона №40 от 25.04.

2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников транспортных средств» под термином «использование автомобиля» подразумевается движение машины в пределах дорог и прилегающих к ним территорий – дворов жилых домов, парковок, автозаправочных станций и других площадок, приспособленных для передвижения транспортных средств. Следовательно, любые аварии на прилегающих к дорогам территориях являются страховым случаем по ОСАГО и должны быть оформлены по общим правилам, а схему следует составлять, как при любом другом столкновении на дороге.

Как поступить при дорожно-транспортном происшествии на придомовой территории.

Где получить бланк извещения о ДТП

Самокопирующийся бланк извещения о ДТП с двумя отрывными листами можно получить в любой страховой компании во время оформления полиса ОСАГО.

Менеджер компании обязан выдать краткую инструкцию по его заполнению. Существует также возможность скачать бланк извещения на сайте РСА и распечатать на листе формата А4.

Однако в этом случае уже не будет самокопирующейся части, и документ придётся заполнять дважды.

Типовые схемы

Для облегчения процедуры самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия без участия инспектора Российским союзом автостраховщиков были разработаны типовые схемы ДТП. Они составлены в форме рекомендаций с целью помочь водителям правильно:

  • составить схему аварии по наглядным примерам;
  • заполнить нужные графы извещения о ДТП;
  • распределить степень ответственности;
  • сформулировать обстоятельства ДТП.

Поскольку каждая дорожная авария имеет свои нюансы, не нужно копировать типовые схемы.

К ним следует относиться как к подсказкам или обучающему материалу по правильному оформлению дорожно-транспортных происшествий.

Даже если ваш случай полностью совпадает с типовой схемой, в извещении в любом случае нужно будет указать различные объекты, расположенные рядом с местом столкновения, названия улиц, номера домов и т. д.

Как оформляются

Типовые схемы оформляются в виде таблицы и нескольких рисунков к ней. В таблице вы увидите:

  • примерные обстоятельства ДТП;
  • номера пунктов ПДД, которые были нарушены;
  • подсказки по заполнению графы 16 в извещении о ДТП;
  • подсказки по распределению ответственности (определению виновника).

Красным цветом выделяется автомобиль виновника, а зелёным – пострадавшего. При обоюдной вине водителей транспортные средства обозначаются жёлтым цветом.

Примеры

В зависимости от обстоятельств и характера типичных дорожно-транспортных происшествий схемы ДТП распределяются на несколько категорий:

  • ДТП при движении транспортных средств в одном направлении.
  • ДТП при движении транспортных средств в противоположных направлениях.
  • ДТП при движении транспортных средств под углом друг другу.
  • ДТП при движении задним ходом.
  • Наезд на стоящий автомобиль.

Мы привели только несколько примеров существующих в настоящий момент типовых схем. Их полный перечень вы можете скачать на сайте РСА и возить с собой вместе с извещением о ДТП.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Если один из участников отказывается подписывать составленную схему ДТП, оформление аварии должно производиться только с участием сотрудников ГИБДД. Можно попросить подписать документ очевидцев происшествия. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.

Чтобы успешно оспорить схему ДТП, необходимо предоставить подтверждение наличия упущенных в документе моментов или неопровержимые доказательства искажения информации.

Для этого можно использовать записи видеорегистраторов, камер наружного наблюдения, фотографии, сделанные сразу после столкновения, и показания очевидцев. По ходатайству истца или его представителя суд может назначить дополнительный осмотр места происшествия.

Заключение

Для правильного составления схемы ДТП не нужно обладать специальными навыками. С этой задачей справится любой водитель, имеющий представление о правилах оформления данного документа. Наличие под рукой типовых схем поможет корректно отобразить все обстоятельства происшествия. Очень важно, чтобы оформленная схема ДТП соответствовала следующим требованиям:

  • достоверность сведений;
  • отчетливость всех обозначений;
  • соответствие требованиям закона;
  • отсутствие противоречий и разногласий.

Как составить схему ДТП: Видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/sxema-dtp.html

Виды ДТП и способы их предотвращения на дорогах

Отправляясь в дорогу, каждый водитель рискует попасть в ДТП. Способствовать ему могут дорожные условия, возникшие неисправности в машине, поведение прочих участников движения. Виды ДТП, разнообразны.

Не секрет, что аварию могут спровоцировать злоумышленники, стремящиеся выманить деньги у доверчивого автомобилиста. Поэтому полезно знать, что такое ДТП? Механизм ДТП включает в себя несколько составляющих. Главными из них являются количество пострадавших, вид и степень причиненного ущерба.

Кроме того следует определить основного виновника в происшествии. Данный материал предоставит ценную информацию для автолюбителей. Отдельную выгоду извлекут из предложенного текста люди, которые только планируют сесть за руль.

Определение понятия «ДТП»

По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).

Определение ДТП в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Кроме того, трактовка понятия дорожного происшествия содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», прочих подзаконных актах.

Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:

  • инцидент произошел во время движения;
  • в ходе него есть пострадавшие;
  • в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.

Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.

У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.

Что относится к аварии на дороге

У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.

Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая  подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Виды ДТП

В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

Столкновение

Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

Опрокидывание

Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

Наезд на стоящее транспортное средство

Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

Наезд на препятствие

Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

Наезд на пешехода

Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

Наезд на велосипедиста

Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

Падение пассажира

Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Тройное ДТП

Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

Бесконтактное ДТП

В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

Вот несколько примеров. Второй автомобиль «подрезает» участника аварии или выезжает на встречную полосу. В такой ситуации пострадавшей стороне ничего не остается делать, как совершить маневр для предотвращения аварийной ситуации. Он может привести к тому, что машина врезается в дерево, забор дома.

Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

Иной вид ДТП

Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

Порядок действий при аварии

Его общая схема описана в ПДД. Участники ДТП должны остановить свои транспортные средства и ждать приезда органов полиции (если речь не идет о европротоколе). При наличии пострадавших им до прибытия медиков оказывается первая необходимая помощь.

Правила также предписывают выставление знака аварийной остановки. Он должен находиться в багажнике каждого автомобиля. Знак должен быть расположен на проезжей части на видном для других водителей месте. Убрать его можно при окончании оформления всех материалов по ДТП.

Человек должен четко знать, что нужно делать при ДТП. От соблюдения всех процедур зависит эффективное отстаивание своих прав в будущем. В первую очередь следует проследить за тем, чтобы правильно составлялись административный протокол, схема аварии.

Не следует сразу же уезжать с места происшествия. К штрафу за это добавится судебное решение о лишении водительских прав. Следует остаться и зафиксировать состояние автомобиля на камеру мобильного телефона. А также полезно собрать контактные данные об очевидцах. Их свидетельства помогут при административном разбирательстве или уголовном деле.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Рекомендации автовладельцам

Несмотря на то, что в России правовое поле постоянно меняется в сторону усиления ответственности водителей, количество ДТП с годами не уменьшается. Множество аварий возникает из-за людей, принявших алкоголь.

Чтобы уменьшить для себя риск попадания в ДТП, необходимо следовать букве правил дорожного движения. Кроме того, рекомендуется поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Если же происшествие все же произошло, в первую очередь не следует паниковать. Нужно оставаться на месте события и принимать четкие, взвешенные действия. Стоит также уравновешено вести себя с противоположной стороной. Таким способом будет проще впоследствии отстоять собственные права.

Поэтому, подводя итог можно сказать, что в некоторых случаях ДТП получается предупредить или свести его риск к минимуму.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://avtoyurist.org/dtp/vidy-dtp/

Основные виды и причины ДТП

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий.

 Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Виды ДТП

Есть несколько классификаций дорожных происшествий.

К примеру, существует деление ДТП по тяжести нанесенного ущерба — со смертельным исходом, с нанесением вреда здоровью людей и с материальным ущербом.

Подавляющая часть аварий связана именно с материальным ущербом, однако только в 2017 году в результате ДТП в России погибло свыше 17 тысяч человек, более 194 тысяч человек получило тяжелые травмы.

Главная классификация ДТП связана с особенностями их возникновения, которые изложены в Правилах дорожного движения. Виды ДТП:

  • Столкновение двух автомобилей или столкновение транспортного средства с подвижным железнодорожным составом. Оно может быть спровоцировано и технической неисправностью авто, и внезапной остановкой одного из водителей, и несоблюдением необходимой дистанции между двумя ТС;
  • Наезд на препятствие. Препятствие должно быть неподвижным, это может быть абсолютно любой предмет, от дерева или столба до дорожного ограждения или дома;
  • Наезд на стоящее транспортное средство (а также на прицеп или полуприцеп);
  • Опрокидывание, переворот автомобиля (если они не вызваны другими видами происшествий);
  • Наезд на пешехода. В том числе случаи, когда пешеходы получили телесные повреждения из-за выпавшего из автомобиля груза или иного предмета;
  • Наезд на велосипедиста;
  • Наезд на гужевой транспорт. Под последним понимаются любые упряжные животные, а также повозки, которые они перевозят;
  • Наезд на животных, то есть на любых диких и домашних животных и птиц. Чтобы такое происшествие было признано дорожной аварией, необходимо, чтобы был нанесен вред имуществу. То есть эти животные должны кому-то принадлежать;
  • Остальные виды происшествий. Существует множество видов дорожных аварий, которые происходят сравнительно редко — сход трамвая с рельсов, падение грузов или отброс колесом автомобиля посторонних предметов на человека, наезд на внезапно появившееся препятствие, выпадение пассажиров из движущегося автомобиля или падение с мотоцикла из-за резкой смены скорости или траектории движения, наезд на людей, не являющихся участниками движения.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку».

Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя.

Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Оказалась ли эта публикация полезной для вас? Оказалась полезной для: 45 чел.

Источник: https://pdd.guru/osnovnye-vidy-i-prichiny-dtp.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector