Ликвидация кредитной организации: виды и порядок, сроки и ответственность

В результате изучения главы 5 студент должен:

знать

  • • какие существуют виды ликвидации кредитных организаций, как они соотносятся между собой;
  • • каким образом регулируется вопрос об основаниях и последствиях отзыва банковских лицензий;
  • • чем отличаются отзыв, аннулирование и приостановление действия банковских лицензий;
  • • какие можно выделить концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
  • • как можно охарактеризовать правовой статус и значение временных администраций по управлению кредитными организациями;
  • • какие возможности существуют у конкурсного управляющего по оспариванию сделок кредитной организации, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);
  • • к кому и при каких условиях может применяться субсидиарная ответственность по долгам кредитной организации при ее несостоятельности (банкротстве);

уметь

  • • описать последовательность действий при ликвидации кредитных организаций;
  • • разграничить субсидиарную ответственность по долгам кредитной организации при ее несостоятельности (банкротстве) от других видов ответственности органов юридического лица;

владеть навыками

  • • определения оснований для оспаривания сделок кредитной организации, совершенных в преддверии несостоятельности (банкротства);
  • • определения субъектов и оснований для применения субсидиарной ответственности по долгам кредитной организации при ее несостоятельности (банкротстве).

Виды ликвидации кредитных организаций, их соотношение

Виды ликвидации кредитных организаций

Согласно ч. 13 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом (налоговым органом) соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

  • Ликвидацию кредитной организации, как и любого юридического лица, можно разделить на добровольную и принудительную.
  • Добровольная ликвидация проводится по решению собрания акционеров (участников) кредитной организации, принудительная – по инициативе уполномоченного государством органа в судебном порядке.
  • При этом принудительная ликвидация кредитной организации может осуществляться либо в связи с нарушениями законодательства либо в связи с банкротством.

Кроме того, существует внесудебный порядок исключения юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, из единого государственного реестра налоговым органом (ст. 21.

1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Однако, учитывая, что эта процедура может быть осуществлена только при отсутствии операций по банковским счетам таких юридических лиц в течение года, а также при отсутствии у них кредиторов, в отношении кредитных организаций она практически неприменима.

Соотношение добровольной и принудительной ликвидации

Добровольная ликвидация может производиться по любому основанию.

В соответствии с ч. 9–10 ст.

23 Закона о банках и банковской деятельности в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее акционеров (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется отдельным актом Банком России[1].

Акционеры (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Однако, если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России отзывает у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение акционеров (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения, а также решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Иными словами, при наличии нарушений законодательства добровольная ликвидация осуществлена быть не может.

В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства), кредитная организация обязана принять решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст. 4.2, п. 5 ст. 50.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).

Источник: https://studme.org/74516/pravo/likvidatsiya_kreditnyh_organizatsiy

Ликвидация кредитной организации

Ликвидация кредитных организаций может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по инициативе учредителей кредитной организации на основании принятого общим собранием решения.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России*(1051).

Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России. Основанием для начала процедуры ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает исчерпывающий перечень случаев (ст. 20), когда Банк России может или обязан отозвать у кредитной организации лицензию.

Сам по себе отзыв лицензии является мерой воздействия, применяемой Банком России на основании ст. 74 Закона о Банке России.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России».

Вопросы отзыва лицензии Банком России становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В частности, интерес представляют вопросы, связанные с правом Банка России отзывать у банков лицензии без обращения в суд, а также проблемы соотношения отзыва лицензии и ликвидации кредитных организаций.

Так, Конституционный Суд РФ в свое время обратил внимание на то, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций — это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрет совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России.

Однако в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка.

Что касается внесудебного порядка отзыва лицензии у кредитных организаций, то, по мнению Конституционного Суда РФ, исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами, каковыми в настоящее время являются законы о банках и банковской деятельности и о Банке России *(1052).

В течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией, то Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд в течение одного месяца принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.

Ликвидация кредитных организаций в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами специального Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_158111_likvidatsiya-kreditnoy-organizatsii.html

Особенности ликвидации и банкротства кредитных организаций

Ликвидация кредитной организации означает прекращение ее существования без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть проведена в добровольном или принудительном порядке. Эти процедуры регламентируются Законом о банках (статьи 20, 23 – 23.4).

Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения ее учредителей. На основании их ходатайства Центральный банк принимает решение об аннулировании банковской лицензии.

Учредители кредитной организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Центральным банком.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе Центрального банка после отзыва у нее банковской лицензии. Существуют ситуации, когда Центральный банк может и когда он обязан отозвать лицензию.

  • Лицензия у кредитной организации может быть отозвана в случаях:
  • 1) установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана;
  • 2) задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год;
  • 3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
  • 4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
  • 5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
  • 6) неоднократного неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;
  • и в некоторых других случаях.
  • Банк России обязан отозвать лицензию в случаях:
  • 1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов;
  • 2) если размер собственного капитала кредитной организации ниже минимального значения установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (кроме первых двух лет деятельности);

3) если кредитная организация не исполняет требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственного капитала;

4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения (при совокупных требованиях не менее 1000 МРОТ).

В течение 15 дней со дня отзыва лицензии Центральный банк обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Арбитражный суд в месячный срок принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации.

Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором прочих кредитных организаций арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, аккредитованного при Центральном банке.

Ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства.

Срок принудительной ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации.

Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Если ко дню отзыва лицензии имеются признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации, то Центральный банк должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Если аналогичные признаки появляются в процессе ликвидации, то с данным заявлением обращается ликвидатор. В таком случае дальнейшая ликвидация кредитной организации будет связана с прохождением процедур банкротства.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве банков).

  1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
  2. Кредитная организация может быть признана банкротом, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее активов недостаточна для исполнения ее обязательств.
  3. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
  4. § кредитная организация;
  5. § конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
  6. § уполномоченные органы;
  7. § Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

Иные процедуры, предусмотренные законодательством для других лиц (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение) к кредитным организациям не применяются.

Для проведения конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. Конкурсным управляющим кредитной организации, имевшей лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Конкурсным управляющим прочих кредитных организаций арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, аккредитованного при Центральном банке.

Конкурсное производство заключается, главным образом, в формировании и распределении конкурсной массы. Конкурсную массу составляет все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе его проведения.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ с учетом особенностей предусмотренных статьей 50.36 Закона о банкротстве банков. В частности, в первую очередь удовлетворяются:

  • 1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;
  • 2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением индивидуальных предпринимателей);
  • 3) требования Агентства по страхованию вкладов по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с законодательством о страховании вкладов физических лиц.
  • В последнюю очередь удовлетворяются требования связанные с субординированными кредитами (депозитами, займами, облигационными займами). Под субординированным кредитом понимается кредит, одновременно удовлетворяющий следующим условиям:
  • — срок предоставления указанного кредита составляет не менее 5 лет;
  • — договор кредита содержит положение о невозможности его досрочного расторжения;
  • — условия предоставления кредита в момент предоставления существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов;
  • — договор кредита содержит положение о том, что в случае банкротства кредитной организации требования по этому кредиту удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
  • Аналогичные требования предъявляются к субординированным депозитам, займам и облигационным займам.

После завершения конкурсного производства конкурсный управляющий представляет отчет о его результатах арбитражному суду. Последний выносит определение о завершении конкурсного производства. На его основании кредитная организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

Банкротство любого банка является очень сложным и болезненным процессом, который затрагивает интересы широкого круга лиц. Оно может вызвать цепочку банкротств других субъектов предпринимательства. Пострадать при этом могут лица, которые даже не являются клиентами данного банка.

Например, работники организации, которая потеряла денежные средства при банкротстве банка.

Именно поэтому основной целью законодательства о банкротстве банков (наряду с регламентацией конкурсного производства) является предупреждение фактов наступления несостоятельности кредитных организаций.

  1. Закон о банкротстве банков вводит, так называемое, “предбанкротное состояние”. Основаниями для принятия мер по предупреждению банкротства является то, что кредитная организация:
  2. — неоднократно на протяжении полугода не удовлетворяет требования по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней в связи с недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах;
  3. — не удовлетворяет требования по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок свыше 3 дней в связи с недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах;
  4. — допускает абсолютное снижение величины собственного капитала за последний год, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов;
  5. — нарушает норматив достаточности собственного капитала;
  6. — нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;
  7. — допускает уменьшение величины собственного капитала по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного своими учредительными документами (кроме первых двух лет деятельности).
  8. К организациям соответствующим вышеназванным признакам могут применяться следующие меры:
  9. § финансовое оздоровление кредитной организации;
  10. § реорганизация кредитной организации (в форме слияния или присоединения);
  11. § назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.
  12. Кредитная организация и ее учредители обязаны предпринимать соответствующие меры, а Центральный банк вправе требовать их применения или назначить временную администрацию.
  13. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:
  14. 1) оказание финансовой помощи ее учредителями и иными лицами;
  15. 2) изменение структуры активов и структуры пассивов;
  16. 3) приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственного капитала;
  17. 4) изменение организационной структуры.
  18. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями может быть оказана в следующих формах:
  19. — размещение денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования;
  20. — предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  21. — предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  22. — перевод долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  23. — отказ от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению;
  24. — дополнительный взнос в уставный капитал;
  25. — прощение долга кредитной организации;
  26. — новации, а также в иные формы, способствующие финансовому оздоровлению кредитной организации.
  27. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.
  28. Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:
  29. — улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;
  30. — приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  31. — сокращение расходов кредитной организации, в том числе и расходов на ее управление;
  32. — продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;
  33. Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:
  34. — увеличение собственного капитала;
  35. — снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  36. — увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  37. В случае если величина собственного капитала кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана привести их размеры в соответствие.
  38. Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться изменением состава и численности сотрудников и изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных структурных подразделений.

Центральный банк Российской Федерации в определенных случаях может назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией. Правовые основы ее назначения и деятельности регламентированы в главе III Закона о банкротстве банков. Основаниями для назначения временной администрации являются следующие обстоятельства, если кредитная организация:

  • — не удовлетворяет требования по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок свыше 7 дней в связи с недостаточностью денежных средств на своих корреспондентских счетах;
  • — допускает абсолютное снижение величины собственного капитала за последний год, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов;
  • — нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • — не исполняет требования Центрального банка о замене руководителя либо об осуществлении мер по предупреждению банкротства в установленный срок;
  • — имеются, в соответствии с Законом о банках, основания для отзыва у кредитной организации лицензии.

Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. При этом полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены.

  1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и при наличии задержки платежей сроком более 7 дней Центральный банк вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок до трех месяцев.
  2. В течение срока действия моратория:
  3. — не начисляются финансовые санкции по обязательства кредитной организации;
  4. — не допускается взыскание по исполнительным документам;
  5. — запрещается удовлетворение требований учредителя о выделе ему доли в уставном капитале в связи с его выходом из состава ее учредителей.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам в рублях начисляются проценты в размере 2/3 ставки рефинансирования, а по обязательствам в валюте – исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам.

Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория. Действие моратория не распространяется на ряд выплат.

Например, на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 9:

1. Дайте определение кредитной организации.

2. Перечислите банковские операции.

3. Раскройте содержание банковской деятельности.

4. Назовите и охарактеризуйте виды кредитных организаций.

5. Назовите и охарактеризуйте виды объединений кредитных организаций.

6. Раскройте процедуру создания кредитной организации.

7. Раскройте порядок лицензирования банковской деятельности.

8. Назовите и охарактеризуйте обособленные и внутренние структурные подразделения кредитной организации.

9. Назовите формы и случаи реорганизации кредитной организации.

10. Назовите формы и случаи ликвидации кредитной организации.

11. Раскройте особенности процедуры банкротства кредитной организации.

12. Назовите меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и случаи их применения.



Источник: https://infopedia.su/18×2935.html

Ликвидация кредитной организации

Ликвидация кредитной организации бывает двух типов – принудительная и добровольная.1-ая ведется согласно инициативе учредителей (соучастников) организации кредитования.

2-ая ведется заключением вида согласно инициативе Банк Российской федерации.

Учредители кредитного учреждения, установившие разрешение о ликвидации, определяют ликвидационную комиссию, заявляют переходный ликвидаторский равновесие и ликвидаторский равновесие кредитной компании в соответствии с Банком Российской федерации.

Кредитные компании, у которых имеется причины с ликвидацией, никак не переводятся, готовы нанести вред собственным партнерам, а большинство в целом, в том числе и далеко не им, а покупателям.

Чаще в целом разговор протекает о принудительной ликвидации кредитных обществ.

Банк Российской федерации должен в протяжение пятнадцати суток со дня отзыва у кредитной компании лицензии в исполнение банковских процедур направиться в судебный  процесс с запросом о ликвидации кредитной компании.

 Однако в случае если ко дню отклика подтвержденной лицензии у кредитной компании существуют свойства бедности, какие выявил Центробанк Российской федерации, либо их обнаружила кратковременная руководство, нацеленная в кредитную компанию уже после отзыва у лицензии, в таком случае обстановка изменяется.

В данном случае Центробанк Российской федерации направляется в судебный  процесс с заявлением о признании кредитной компании неосновательной в режиме, определенном ФЗ «О бедности  кредитных учреждений»

Он анализирует обращение Банка Российской Федерации о насильственной ликвидации кредитной компании в согласовании с инструкциями, определенными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с учетом специфик, определенных Федерационным законодательством.

Заявление Банк Российской федерации о насильственной ликвидации кредитной компании рассматривается арбитражным судебным делом в период, как превысивший  за 1 месяца со дня подачи подтвержденного положения.

Арбитражный судебный процесс берет на себя разрешение о ликвидации кредитной компании и предназначении ликвидатора кредитной компании, когда  не станет определеное присутствие свойств бедности кредитной компании в период отклика у ее лицензии в реализация банковских действий.

 Заблаговременное судебное собрание, предустановленное арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в  данном случае никак не ведется. Арбитражный судебный процесс отправляет постановление о ликвидации кредитной компании в Центробанк Российской Федерации и в уполномоченное лицо фиксирующий учреждение.

 Завершающий записывает в общий правительственный госреестр юридических персон запись о что,  кредитная предприятие пребывает в ходе ликвидации.

Ликвидация кредитной компании является законченной. А кредитная предприятие пресекшей собственную активность ,уже после внесения уполномоченным фиксирующим органом в соответственный журнал в Единый государственный реестр юридических персон.

статью ⇒ Оспаривание ликвидации юридического лица кредитором.

Ликвидация кредитной организации добровольно

Добровольная ликвидация кредитной организации вероятно в случаи,  если кредитная организация в пребывании расплатиться с кредиторами и к времени принятия заключения значительно не нарушала законы. Порядок ликвидации кредитной компании предопределяется статьями 61-ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Разрешение о закрытии кредитной компании берет на себя орган, у которой является возможности принимать аналогичные заключения (это установлено в учредительных документах). Уполномоченный орган (единственный учредитель либо общее собрание) формирует ликвидационную комиссию либо устанавливает ликвидатора.

Подготавливается комплект бумаг с целью уведомления фиксирующих организаций о том,  что предприятие находится в ходе добровольной ликвидации.

Отличие с закрытия ООО в этом случае состоит в том, то что общество с ограниченной ответственностью должно показать обращение на ликвидацию ООО и прочие бумаги только лишь в налоговую инспекцию, в таком случае как кредитная предприятие обязана оповестить равно как регистрирующие органы, таким образом, и Центробанк Российской Федерации. Закрыть кредитную компанию, как правило, не сложнее, чем ликвидировать компанию ООО либо ЗАО.

Ликвидация вероятна в соответствующих случаях:

  • при присутствии собственности в количестве, довольном с целью возмещения задолженности и удовлетворение кредиторских условий;
  • присутствие законных соответствующим способом бухгалтерских сведений;
  • присутствие соблюдении законности в абсолютно всех действиях и процедурах с стороны банка.

Постановление о ликвидации компании в добровольном режиме принимается в собрании и регистрируется особым протоколом .

В случае если статусом компании учтена вероятность управляющего банка лично осуществлять постановления подобного рода, он способен устранить банковские организации, никак не советуясь, в том числе и с членами Управления.

 Дальнейшей план операций ничем  не различается с той, что необходимо уже после принятия постановления в процедуре ликвидации любого иного адвокатской личности. Разумеется, же, назначается ликвидационная спецкомиссия и оформляется ликвидаторске соотношение.

 Безусловно  в таком случае, то что все без исключения кредиторы, вкладчики и другие заинтересованный личности уведомляются о общепринятом постановлении кредитной компании прервать работа посредством СМИ. Принудительная ликвидация кредитной организации совершается согласно заключению суда при наличии инициативы с стороны банка Российской Федерации либо кредиторов.

  • статью ⇒  Можно ли закрыть ИП с долгами – инструкция по ликвидации.
  • Она представляет общеобязательный отзыв лицензии Центробанка  Российской Федерации. Принудительная ликвидация возможна при наличии, хотя б 1-го с соответствующими причинами:
  • сокращение денежных средств компании далее лиминального значения; снижение достаточности активов вплоть до 2% и меньше;
  • присутствие задолженности, что превосходит ТЫСЯЧИ МРОТов и неумение её ликвидировать на протяжение ТРИДЦАТЬ календарных дней;
  • несоответствие объемов уставных денежных средств и фактических денег компании;
  • неопределённые сведенья, предоставляемые системой БРФ;
  • пренебрежение судебных исков и обязанностей, следующих с соответственных заключений;
  • неоднократное несоблюдение действий и предписаний Центробанка;
  • недостаток фактической работы в течение 1 годы.

Основной характерной чертой принудительной ликвидации считается в таком случае, что она исполняется в режиме конкурсного производства. Согласно заключению арбитражного суда назначается конкурсный руководитель, который станет соответствовать, для того чтобы условия кредиторов и вкладчиков были удовольствованы в абсолютной мере.

Источник: https://online-buhuchet.ru/likvidaciya-kreditnoj-organizacii/

Ликвидируем банки: нежное устранение

Ликвидировать банк гораздо труднее, чем коллекцию модной одежды Fotolia/Gina Sanders

В России сейчас около двух сотен банков находятся на стадии ликвидации, в 87% случаев имеют место «фальсификации отчетности и воровства». Такие данные недавно привел заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников. Портал Банки.ру изучил процедуру ликвидации банков изнутри и попутно узнал много интересных цифр.

О том, что в России порядка 200 банков находится на стадии ликвидации, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников заявил на XVI Всероссийском банковском форуме в Нижнем Новгороде.

Заместитель гендиректора АСВ отметил, что при ликвидации банков вкладчики получают свои средства первыми, а вот требования кредиторов других групп удовлетворяются примерно на 30%.

Кроме того, по словам Мельникова, значительная часть кредиторов не может получить свои средства в полном объеме, так как активы умерших банков — низкого качества. Почти 87% там — фальсификация отчетности и воровство.

И практически каждый процесс ликвидации влечет за собой возбуждение уголовного дела.

Взгляд изнутри

Агентство по страхованию вкладов было создано в 2004 году. Его изначальной целью было поддержание системы страхования вкладов. Однако уже через полгода после создания агентство было наделено полномочиями корпоративного ликвидатора. Впоследствии, в 2008 году, АСВ также было наделено правами реструктуризатора, и в его задачи вошли меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.

«АСВ в качестве конкурсного управляющего назначают не во всех банках, — говорит директор департамента ликвидации кредитных организаций АСВ Мария Филатова. – Нас назначают в тех банках, где есть вклады физических лиц. При этом банк необязательно является участником системы страхования вкладов.

Также мы можем быть ликвидатором кредитной организации, которая является отсутствующим должником, но с этой проблемой справились давно. Наверное, последний отсутствующий банк был ликвидирован в 2006 году – тогда их было действительно очень много. Отсутствующий должник – тот, кто не сдает отчетность и не находится по месту регистрации.

Кроме того, мы выступаем ликвидатором, если конкурсный управляющий по каким-либо причинам отказывается от своих обязанностей».

По словам Марии Филатовой, существуют две процедуры ликвидации. Обе они внесудебные. Первая – конкурсное производство, когда имущества банка недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Вторая – принудительная ликвидация, когда у банка отзывают лицензию в силу нарушения им законодательства (чаще всего из-за 115-го федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Обе эти процедуры открываются сроком на один год, но могут продлеваться по решению арбитражного суда на срок не более полугода.

Если в ходе принудительной ликвидации будет выявлено, что имущества банка недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами, арбитражный суд по заявлению ликвидатора может принять решение о признании ликвидируемого банка банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.

«Наплыв отзывов по второй процедуре наблюдался три-пять лет назад, — говорит Филатова. – Потом был некий пробел, и сейчас опять увеличилось количество банков, которые занимаются такими нехорошими делами. В любом случае при принудительной ликвидации имущества банка достаточно для удовлетворения требований кредиторов».

Свои полномочия конкурсного управляющего агентство реализует через представителей. На сегодняшний момент их насчитывается 24 человека, они ведут около 200 проектов. Окончанием проекта считается тот момент, когда у банка заканчивается имущество для покрытия своих обязательств, а также иные источники для формирования конкурсной массы.

Представители АСВ действуют на основании доверенности. Их основная задача — добросовестное и разумное осуществление действий при проведении ликвидационных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами АСВ.

Также они осуществляют наиболее полное удовлетворение требований кредиторов в возможно короткие сроки, формирование конкурсной (имущественной) массы ликвидируемой кредитной организации в максимально возможном размере, обеспечивают взаимодействие с собранием (комитетом) кредиторов ликвидируемого банка, арбитражным судом, Банком России, органами государственной власти.

Филатова отмечает, что средний срок конкурсного производства растет с каждым годом и прямо зависит от размеров ликвидируемой кредитной организации.

Средняя продолжительность ликвидационных процедур по кредитным организациям, где завершена процедура принудительной ликвидации, составляет один год четыре месяца; по всем кредитным организациям, где завершены ликвидационные процедуры, — два года семь месяцев; по кредитным организациям, где завершена процедура конкурсного производства, – три года пять месяцев.

За все годы существования Агентства по страхованию вкладов через него «прошло» около 400 кредитных организаций. На 1 июня 2015 года 193 банка находились в стадии ликвидации, 33 из них проходили принудительную ликвидацию, а остальные – конкурсное производство. Таким образом, в 160 банках имущества для удовлетворения требований кредиторов не хватало.

По 215 банкам ликвидационные процедуры были уже завершены, 76 из них относились к принудительной ликвидации.

Если еще в начале 2006 года на 45 ликвидируемых агентством кредитных организаций приходилось 20 тыс. кредиторов, требования которых были рассмотрены, то на начало июня 2015 года на 193 банка приходилось 244 тыс. кредиторов.

Больше всего ликвидационных банков в Москве – 54%. На втором месте – Приволжский федеральный округ (11%), на третьем – Северо-Кавказский федеральный округ (10%).

По данным Филатовой, в начале 2007 года процент удовлетворения требований кредиторов в банках, в отношении которых ликвидационные процедуры были уже завершены, составлял 5,2%, сейчас он достиг отметки в 23,8%. При этом статистика по банкам, в которых прошло конкурсное производство, отличается не принципиально — 4,1% против 19,6%.

«На протяжении многих лет показатель удовлетворения требований кредиторов не менялся. Мне кажется, что 23% — это очень много, — комментирует Филатова. — Процент удовлетворения требований кредиторов зависит от того, каково качество активов в банке.

Оценочная стоимость активов раньше составляла 10% от балансовой стоимости активов. В этом году у нас «получилось» 14%. Либо это Мастер-Банк со своими остатками на счетах так «выстрелил», либо надзор усилился, либо все вместе.

Тем не менее это вопиющая ситуация, когда качество активов находится на столь низком уровне».

Филатова обращает внимание, что даже если в начале конкурсного производства просрочка по кредитам физических и юридических лиц была низкой (у первых в среднем по России 26%, у вторых – 17%), то в результате производства она дойдет до 90%.

Это происходит и потому, что заемщики «теряются», когда у кредитной организации отзывают лицензию, и потому, что руководство кредитных организаций выдает кредиты собственным компаниям в ущерб интересам кредитных организаций и их вкладчиков.

И такие компании также перестают платить.

«Заемщики просто перестают обслуживать свои кредиты по разным причинам. Поэтому важные методы досудебной работы с ними – пролонгация и реструктуризация долгов», — говорит Филатова.

При этом АСВ готово пролонгировать только обеспеченные кредиты – у заемщика должен быть либо залог, либо поручитель.

Агентство идет навстречу заемщику и прощает пени и штрафы по кредиту ликвидируемого банка, но проценты и тело кредита необходимо платить по графику.

«Чтобы ознакомиться с кредитным портфелем, мы в банках с большой базой кредитов физлиц объявляем отбор агентов на прием платежей. Банки, став такими агентами, могут посмотреть, как гасятся кредиты, и впоследствии взять заемщиков к себе на обслуживание», — комментирует Филатова.

Помимо прочего, АСВ отвечает за работу с активами ликвидируемого банка, осуществляя возврат и взыскание активов.

Во-первых, в течение пяти месяцев со дня открытия конкурсного производства или начала принудительной ликвидации агентство проводит инвентаризацию имущества. Во-вторых, в задачи агентства входит оценка имущества.

Для этого по решению собрания или комитета кредиторов привлекается специализированная организация. Работа по взысканию активов начинается сразу после попадания кредитной организации под управление агентства в связи с опасностью истечения срока исковой давности.

Работа по реализации активов проводится в два этапа на электронных площадках.

«Реализация имущества банка происходит на торгах. Первые и вторые торги — открытые в форме аукциона, а дальше реализация идет посредством публичного предложения. На вторых торгах цена снижается на 10%. Все согласовывается с кредиторами», — комментирует Филатова.

Ликвидация в законе

Согласно статье 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности», у Центрального банка существует несколько оснований для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

Регулятор может это сделать, если установил недостоверность сведений, на основании которых банку была выдана лицензия на осуществление банковских операций; если банк не начал осуществлять банковские операции, предусмотренные его лицензией, через год со дня ее выдачи; если имело место выявление недостоверности отчетных данных; если ежемесячная отчетность была представлена с задержкой более чем на 15 дней; если имело место предоставление банковских операций, не предусмотренных лицензией банка, и прочее несоблюдение законодательства.

Банк России обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях. Во-первых, если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже 2%.

Во-вторых, если размер собственных средств кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (не относится к кредитным организациям в течение первых двух лет с даты выдачи лицензии).

В-третьих, если кредитная организация не исполнила в срок требования ЦБ РФ о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств.

В-четвертых, если банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения или исполнения. Указанные требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В этих и некоторых других случаях Банк России отзовет лицензию у кредитной организации в течение 15 дней со дня получения органами ЦБ достоверной информации об имеющихся для отзыва основаниях.

Решение об отзыве лицензии вступает в силу со дня принятия Банком России соответствующего акта и может быть обжаловано в течение 30 дней с даты публикации соответствующего сообщения в «Вестнике Банка России».

После того как у кредитной организации была отозвала лицензия на осуществление банковских операции, Банк России не позднее следующего за отзывом рабочего дня назначает в банк временную администрацию.

Она будет являться органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или начале процедуры ликвидации.

Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев и действует в рамках законодательства о банкротстве РФ от имени Банка России.

Временная администрация от ЦБ РФ выполняет множество задач. Это и прием от бывшего менеджмента кредитной организации печатей, штампов, документации и ценностей банка, и обследование банка на предмет выявления признаков несостоятельности, а затем ходатайство о направлении Банком России в суд заявления о признании банка банкротом, а также уведомление кредиторов о признании банка банкротом.

Между тем в задачи временной администрации входит также обеспечение сохранности имущества и документации банка. Установление кредиторов и размеров их требований по денежным обязательствам. Взыскание задолженности перед кредитной организацией.

Представление в суд заключения о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков банкротства.

И наконец, возврат клиентам ликвидируемого банка ценных бумаг и иных активов, принятых по договорам хранения, доверительного управления и брокерского обслуживания.

С момента отзыва у банка лицензии считается, что срок исполнения его обязательств наступил. Размер денежных обязательств по уплате обязательных платежей в иностранной валюте, как правило, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у банка лицензии.

Как только банк лишается лицензии, прекращается начисление процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение банком своих текущих обязательств. Помимо прочего, приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях.

До того как в силу вступит решение арбитражного суда о признании банка банкротом или его ликвидации, запрещается совершать какие-либо сделки с имуществом кредитной организации. Прекращается прием и осуществление по корсчетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации — физических и юридических лиц.

Тем не менее с момента отзыва лицензии и до вступления в силу решения арбитража кредитная организация имеет право взыскивать и получать задолженность, в том числе задолженность по ранее выданным кредитам.

Она также может осуществлять возврат авансовых платежей, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности, доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Ликвидация банка считается завершенной, а сам банк прекратившим свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

«Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России, — говорится в законе «О банках и банковской деятельности». — Ликвидационная комиссия обязана передать документы, образовавшиеся в процессе деятельности кредитной организации, на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с перечнем документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, который утверждается уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и Банком России, с указанием сроков хранения указанных документов».

Если имеет место ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация), то ЦБ РФ в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у банка лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если у банка были обнаружены признаки несостоятельности (банкротства). Арбитраж рассмотрит заявление Банка России в течение месяца и направит решение о ликвидации в ЦБ РФ и уполномоченный регистрирующий орган, который внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Если у банка имелась лицензия на привлечение средств населения во вклады, его ликвидатором будет назначено Агентство по страхованию вкладов.

Если такой лицензии банк не имел, арбитражный суд утвердит арбитражного управляющего, соответствующего требованиям федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. И действует до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации.

Конкурсный управляющий (ликвидатор) осуществляет несколько функций. Он принимает, рассматривает и устанавливает требования кредиторов, осуществляет ведение реестра требований кредиторов и производит выплаты кредиторам причитающихся им денежных средств.

Также он принимает в свое ведение и осуществляет поиск имущества кредитной организации. Принимает меры по его сохранности.

Проводит его оценку у независимого оценщика и реализует с целью последующего направления полученных средств на удовлетворение требований кредиторов.

Кроме того, конкурсный управляющий выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, предусматривающие привлечение бывших учредителей (участников) и руководителей банка к административной и уголовной ответственности (при процедуре банкротства).

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8115496

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector