Уничтожение или повреждение лесных насаждений по ст 261 ук рф — состав преступления и меры ответственности

С 1997 по 2016 г. зарегистрировано следующее количество преступлений, предусмотренных ст. 261 УК РФ (см. табл. 31).

Таблица 31

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
182 146 190 142 258 730 2021 2331 2320 4386
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
2487 3824 2461 2925 2393 1753 861 1381 1063 598

По указанным преступлениям к ответственности было привлечено лиц (см. табл. 32).

Таблица 32

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
114 115 158 117 102 119 129 139 86 194
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
84 120 144 109 120 108 59 96 62 51

Характеризуя общественную опасность преступления, А.И.

Чучаев обоснованно отмечает, что оно «влечет уничтожение больших массивов лесов, крупных лесных хозяйств; окружающая среда, животный мир в результате уничтожения или повреждения лесных насаждений терпят огромный ущерб.

Нередко вред причиняется собственности граждан (огнем уничтожаются населенные пункты, машины и механизмы, гибнет домашний скот и т.д.), отмечаются случаи гибели людей»1.

Объект преступления — экологическая безопасность лесных и иных насаждений.

Предмет рассматриваемого преступления по содержанию совпадает (различия лишь словесные) с предметом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.

Объективная сторона выражается в одном из двух деяний:

  • 1) уничтожении;
  • 2) повреждении лесных и иных насаждений. Преступление может быть совершено как путем действия (например, сброс вредных веществ), так и путем бездействия (например, несоблюдение правил пожарной безопасности).

Понятия «уничтожение» и «повреждение» в уголовном законодательстве используются в разных значениях:

  • 1) как самостоятельное преступление;
  • 2) как деяние;
  • 3) как способ совершения преступного деяния;
  • 4) как разновидность общественно опасного последствия преступления[1] [2].

В ст. 216 УК РФ они зафиксированы в первом значении. Б.С. Волков писал: «Термины “уничтожение” и “повреждение” достаточно полно отражают специфику… посягательства… и охватывают все возможные формы приведения имущества в непригодное состояние»1. В теории уголовного права указанные понятия между тем относятся к числу дискуссионных, причем спор длится уже более века[3] [4].

Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов.

Повреждение — это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т.д.

В законе отражен способ совершения преступления — обращение с огнем или иным источником повышенной опасности.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судам законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», «под неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности применительно к части 1 статьи 261 УК РФ понимается несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (раз- ведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.)».

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесных или иных насаждений. Между совершенным деянием и наступлением указанных последствий должна быть причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Нужно иметь в виду, что уничтожение или повреждение лесов в результате выбросов в атмосферу загрязняющих веществ образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 251 и 261 УК РФ.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены два близких по содержанию правонарушения, в связи с чем возникает необходимость их отграничения от рассматриваемого состава преступления. Так, в ч. 2 ст. 8.

31 КоАП РФ говорится о загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, а в ст. 8.32 — о нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, основное отличие указанных деяний от преступления, предусмотренного ст.

261 УК РФ, заключается в отсутствии уничтожения или повреждения леса как последствия неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Ответственность за рассматриваемое преступление дифференцируется в зависимости от ущерба (ч. 2 и 4 ст. 261 УК РФ) и способа совершения преступления (ч. 3 ст. 261 УК РФ).

Следует заметить, что в ч. 2 и 4 указанной статьи законодатель закрепил один и тот же квалифицирующий признак, что с точки зрения законодательной техники вряд ли можно признать обоснованным. Содержание признака раскрыто в примечании кст. 261 УК РФ: «Крупным ущербом…

признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей».

Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения законодательства, заготовка древесины которых допускается, утверждены постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273[5].

Поджог лесных и иных насаждений (ч. 3 ст. 261 УК РФ) состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений при помощи открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т.д.).

К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ).

Понятие «загрязнение» в данном случае аналогично одноименному признаку преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ.

Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных веществ, отходов, выбросов отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и т.п., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения.

Отходы — остатки производственной деятельности человека, пригодные для дальнейшего использования в каких-либо целях; выбросы — выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства; отбросы — негодные к дальнейшему использованию остатки производства.

В отличие от ч. 1 ст. 261 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 3 данной статьи, совершается умышленно. Ограничение вины только косвенным умыслом, как это делают некоторые авторы[6], не вытекает из сути рассматриваемого деяния и его законодательной характеристики.

Источник: https://studref.com/401521/pravo/unichtozhenie_povrezhdenie_lesnyh_nasazhdeniy

Уничтожение или повреждение лесных насаждений

В уголовном законодательстве России содержится ряд норм, регулирующих правоотношения в сфере экологической безопасности, в частности ст.261 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений. Объект преступления, предусмотренного ст.

261 УК РФ, — выступает экологическая безопасность лесов и насаждений, не входящих в лесной фонд, стабильность и природно-ресурсный потенциал указанных объектов; дополнительный объект — общественные отношения по обеспечению экологической безопасности населения, охране и защите ценнейшего компонента биосферы, рациональному использованию лесного фонда и древесно-кустарниковой растительности, лесов, не входящих в лесной фонд.

Предмет рассматриваемого преступления — все леса, входящие в лесной фонд Российской Федерации, под которыми следует понимать охраняемый законом природный объект, составную часть окружающей среды, представляющей собой совокупность деревьев, лиан, произрастающих на землях лесного, природно-заповедного фондов, и лесов, оказывающих средозащитное, климаторегулирующее и оздоровительное влияние на окружающую среду. Сюда относятся и леса, не входящие в лесной фонд, — расположенные на землях обороны, городских поселений, а также лесные насаждения. При этом на квалификацию деяния не влияют ни формы собственности лесов, ни порядок ведения лесного хозяйства, ни их предназначение. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складыванию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

Анализ предмета данного состава преступления показывает, что ответственность устанавливается за противоправные деяния, повлекшие гибель только флоры, но необходимо заметить, что и фауне наносится в этом случае непоправимый ущерб, поскольку в природе все взаимосвязано и любое вмешательство, неосторожное или умышленное, влечет нарушение биосферы и экосистемы с далеко идущими последствиями, порой во много раз превышающими материальный ущерб. Оценить нарушение климатических условий, биосферы и экосистемы, уничтожение реликтовых культур, представляющих историческое, культурное наследие, невозможно. Вмешательство человека в природу, пусть и неосторожное, сразу может и не проявиться. Однако диспозиция статьи не предусматривает ответственность за посягательства на указанные объекты, а они, как представляется, должны быть учтены как экологическим, так и уголовным законодательством. Об этом свидетельствует история развития экосистемы.

Статья 261 УК состоит из двух частей и предусматривает уголовную ответственность за уничтожение и повреждение лесных насаждений: ч.1 — в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; ч.

2 — путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате или иного негативного воздействия.

В первом случае вина причинителя вреда может быть в форме косвенного умысла или неосторожности (легкомыслия либо небрежности), например, разведение костра в летнее время без принятия мер предосторожности или оставление его непотушенным, использование машин и механизмов с неисправными искрогасителями, что вызвало возникновение лесного пожара. При поджоге вина предполагается в форме прямого умысла — лицо предвидело и желало наступления преступного результата. Загрязнение леса вредными веществами может происходить в процессе хозяйственной деятельности, вина проявляется в форме косвенного умысла (ч.3 ст.25 УК).

В случае загрязнения леса по неосторожной вине (легкомыслию, небрежности) уголовная ответственность по ч.2 ст.261 УК исключается, хотя результатом явилось уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, насаждений. Такой вывод вытекает из указания ч.2 ст.24 УК.

В ней сказано, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Как видим, ч.2 ст.261 УК не содержит такого указания.

Если вредные вещества относятся к источникам повышенной опасности (радиоактивные, ядовитые), то действия виновного подлежат квалификации по ч.1 ст.260 УК.

Преступление по ст.261 УК считается оконченным с момента наступления вредных последствий — уничтожения или повреждения лесов. При этом, в отличие от ст.

270 УК, закон не требует в качестве обязательного признака состава преступления наступление ущерба в значительном или крупном размерах.

Объясняется это чрезвычайно общественно опасным характером деяния с использованием огня и других общеопасных способов.

Преступление посягает на отношения по охране лесов. Предмет преступления — леса и насаждения, не входящие в лесной фонд. С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности).

Уничтожение означает полное сгорание леса или иных насаждений или полное превращение их в сухостой или исчезновение подвида (вида) в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и отбросов, то есть противоправные действия, приведшие к бесповоротной гибели леса на какой-то определенной территории,

Под повреждением понимается частичное сгорание лесной растительности или иное термическое воздействие на лес, лесные насаждения, нарушившее способность к продолжению их роста, повлекшее деградацию насаждений на определенных участках до степени изменения подвида (вида), заражение болезнями, существенное ухудшение качества лесов в результате размножения вредителей в загрязненном лесу, устранение которых потребует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат, а так же иные негативные изменения лесного фонда, препятствующие его сохранению и надлежащему использованию.

Источник: https://studbooks.net/1246201/ekologiya/unichtozhenie_povrezhdenie_lesnyh_nasazhdeniy

Незаконная рубка и уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ)

Объект — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности.

Под лесом понимается совокупность плотно растущих деревьев и древесно-кустарниковой растительности на определенной земельной площади.

К насаждениям, не входящим в лесной фонд, относятся: лесные насаждения то есть, деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (к примеру, в лесополосе, парке, аллее и т.д.) и другая древесная и кустарниковая растительность на землях обороны и городских поселений (городские леса).

  • Предметом рассматриваемого преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
  • Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п
  • С объективной стороны устанавливает ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, включая и те, которые высажены человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов для выполнения защитных функций.

Незаконной порубкой признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.) без разрешения.

Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере.

С субъективной стороны прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, использующее свое служебное положение и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет.

  1. · Уничтожение или повреждение лесных насаждений
  2. Объект — отношения по охране лесов. Предмет — леса и насаждения, не входящие в лесной фонд
  3. С объективной стороны — как действием (поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и бездействием (непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности).
  4. Уничтожение — полное сгорание леса или иных насаждений или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и отбросов.

Под повреждением имеется в виду сгорание указанной древесно-кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями, вызывающими опадание листвы, повреждение древесины (трухлявость, засыхание), существенная утрата ее качества в результате размножения вредителей в загрязненном лесу и т.п.

Под вредными веществами понимаются любые вещества, способные уничтожить или повредить лес и насаждения: горюче смазочные, удобрения, стимуляторы роста растений, яды, дефолианты, микробиологические или иные биологические агенты и токсины.

Отходы — это остатки производственной деятельности человека, еще пригодные для какой-нибудь цели.

Отбросами называют негодные остатки. Различие между отходами и отбросами относительное.

Под выбросами понимается выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства (дыма, газов, химических веществ). Иные виды загрязнений, например автотранспортом, данной статьей не охватываются.

Загрязнение означает насыщение от определенного уровня чистоты лесов и насаждений загрязняющими и отравляющими материалами.

Под поджогом следует понимать умышленные действия, направленные на уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой растительности с помощью открытого огня (зажигание с этой целью травы, разложение костров, разбрасывание факелов, головней костра, использование горючих материалов и т.д.).

Преступление считается оконченным с момента уничтожения либо повреждения леса или насаждений, не входящих в лесной фонд. Между действием (бездействием) лица и уничтожением, повреждением древесно-кустарниковой растительности необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны вина может быть только в форме неосторожности или как умысла, так и неосторожности

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

Источник: https://studwood.ru/833257/pravo/nezakonnaya_rubka_unichtozhenie_povrezhdenie_lesnyh_nasazhdeniy

Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК)

Непосредственным объектом уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования лесных и иных насаждений.

Предмет данного преступления аналогичен предмету преступления, предусмотренного ст. 260 УК.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК, выражается в уничтожении или повреждении лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Под неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности в соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г.

№ 21 понимается несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т. п.).

Состав преступления материальный. Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий – уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений.

Уничтожение лесных и иных насаждений выражается в полном сгорании насаждений или их усыхании в результате воздействия пожара или его опасных факторов, загрязняющих и отравляющих веществ, отходов производства и потребления, отбросов и выбросов.

К повреждению необходимо относить случаи частичного сгорания насаждений, деградацию их на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями или вредными организмами и т. д. (п. 24 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Между деянием и последствием требуется установить причинную связь.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК, характеризуется неосторожностью.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Если деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 261 УК, причинило крупный ущерб, это является квалифицирующим признаком, предусмотренным частью второй данной статьи. В соответствии с примечанием к ст. 261 УК ущерб признается крупным, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Объективная сторона преступления, указанного в ч. 3 ст. 261 УК, выражается в уничтожении или повреждении лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общественно опасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.

Поджог лесных и иных насаждений состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т. д.).

К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ) (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21).

Под загрязнением или иным негативным воздействием следует понимать нарушение естественного экологического баланса леса или места произрастания насаждений вредными веществами и отходами, выбросами или отбросами.

Понятие «вредные вещества» оценочное. К ним относятся радиоактивные, химические, биологические, ядовитые, сильнодействующие и иные вещества, которые могут причинить вред лесным или иным насаждениям.

  • Под отходами понимают непригодные для дальнейшего использования человеком остатки сырья, материалов иных продуктов или товары, утратившие свое потребительское свойство.
  • Выбросы представляют собой поступления в атмосферный воздух, водные объекты веществ, нарушающих их экологический баланс.
  • Отбросы – это не используемые человеком в хозяйственной деятельности части сырья и материалов.
  • Между деянием и последствием требуется установить причинную связь.

Субъективная сторона преступления, указанного в ч. 3 ст. 261 УК, характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Если деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 261 УК, причинило крупный ущерб (на сумму свыше пятидесяти тысяч рублей), ответственность наступает по ч. 4 этой статьи.

Отношение к последствиям, предусмотренным в ч. 4 ст. 261 УК, может быть умышленным или неосторожным.

Если неосторожное обращение с огнем или иным источником повышенной опасности в лесах не повлекло возникновение лесного пожара, уничтожение или повреждение насаждений, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.

В случае, если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 261 УК, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение, например, по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (п. 25 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Источник: https://studopedia.su/14_167661_unichtozhenie-ili-povrezhdenie-lesnih-nasazhdeniy-st—uk.html

Комментарий к СТ 99 ЛК РФ

Статья 99 ЛК РФ. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Комментарий к статье 99 ЛК РФ:

1. Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер и закрепляет два вида санкций за нарушение лесного законодательства: уголовно-правовые и административно-правовые.

Интересно отметить, что институт ответственности за нарушение лесного законодательства имеет древнюю историю, так как первые лесоохранные нормы появились в Русской Правде Ярослава Мудрого и были направлены на защиту права собственности на лесные промыслы, в частности бортничества.

———————————
См.: Краткая редакция Русской Правды // Российское законодательство X — XX вв. М., 1984. Т. 1.

По действующему законодательству административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Лицо, нарушившее лесное законодательство, возмещает причиненный вред добровольно или в судебном порядке, т.е. несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. Общие правила возмещения вреда установлены в Гражданском кодексе РФ.

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31 декабря 2010 г.

за исключением отдельных положений) была усилена уголовная и административная ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог).

При применении норм об ответственности за экологические правонарушения в сфере лесных правоотношений необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

В КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения как в сфере лесных правоотношений, так и непосредственно связанных с ней.

В гл.

7 «Административные правонарушения в области охраны собственности»:

— самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— уничтожение или повреждение специальных знаков, в том числе уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (ч. 2 ст. 7.2), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование данных участков (ст. 7.9) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

В гл.

8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

— нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде (ст. 8.3), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 до 5 тыс.

рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10 до 100 тыс. руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 10 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб.;

— сокрытие или умышленное искажение экологической информации (ст. 8.5) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— порча земель, в том числе самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение (ст. 8.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб., на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 40 тыс. руб.;

— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб.

, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — до 30 тыс.

рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.;

— нарушение правил использования лесов (ст. 8.25) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;

— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;

— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;

— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 4500 руб., на должностных лиц — до 40 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;

— уничтожение (разорение) мест обитания животных (ст. 8.29) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.;

— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб., на должностных лиц — до 50 тыс. руб., на юридических лиц — до 1 млн. руб. (с 31 декабря 2010 г. действует в новой редакции , в соответствии с которой существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях);

———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб.

, на должностных лиц — до 20 тыс. руб., на юридических лиц — до 500 тыс. руб.

— с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой;

— нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.36) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.;

— нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (в связи с производством сплава древесины, строительством мостов, дамб, транспортировкой древесины или других лесных ресурсов) (ст. 8.

38) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 3 тыс. руб., на должностных лиц — до 15 тыс. руб., на юридических лиц — до 200 тыс. руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб.

, на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 60 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В гл.

10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель»: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.

В гл.

11 «Административные правонарушения на транспорте»:

— совершение действий, угрожающих безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1000 руб., на должностных лиц — до 2 тыс. руб.;

— нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений и др. — см. ст. 11.21) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 80 тыс. руб.

В гл.

19 «Административные правонарушения против порядка управления» установлены следующие санкции, которые могут применяться в случае нарушений предусмотренного порядка государственного лесного контроля и надзора (гл. 12 ЛК РФ):

— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9).

В ст. 23.

24 КоАП закреплены полномочия органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением норм лесного законодательства.

Согласно КоАП РФ к ним приравниваются по полномочиям в этой части другие должностные лица, в частности руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, и их заместители. В ст. 23.24.1 КоАП РФ предусматриваются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В ст. 23.

25 КоАП РФ уточняются виды административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Статья 23.26 КоАП РФ закрепляет полномочия органов, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях производятся в соответствии с порядком, установленным в гл. 28 и 29 КоАП. С 31 декабря 2010 г. действует новая редакция п. 8 ч. 5 ст. 28.3 , расширившая полномочия должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, составлять протоколы об административных правонарушениях.

———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Привлечение к административной ответственности может осуществляться также на основании законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Поэтому в различных регионах иные действия, не предусмотренные КоАП РФ, могут являться административными правонарушениями.

Так, например, в Законе Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» установлена ответственность за нарушение порядка пребывания граждан в лесах (ст. 7.2) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Источник: http://LesKod.ru/glava-13/st-99-lk-rf/kommentarii

Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК). 5 страница

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 23Следующая ⇒

Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ являются официальными государственными символами Российской Федерации .

———————————

См.: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5020) и Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственной гербе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5021).

С объективной стороны преступления характеризуются надругательством над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Надругательство, то есть совершение оскорбительных действий, осквернение символов государственной власти РФ, происходит публично.

  • Состав преступления — формальный.
  • Субъективная сторона — прямой умысел.
  • Субъект — общий.
  • § 7. Преступления против порядка осуществления
  • оспариваемых прав

Самоуправство (ст. 330 УК). Объективная сторона самоуправства предусматривает самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Обязательным признаком является последствие — причинение существенного вреда.

Состав преступления — материальный.

Субъективная сторона самоуправства — умысел (прямой или косвенный).

Субъект преступления — частное лицо, достигшее 16 лет. Должностное лицо за содеянное может быть привлечено к ответственности по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий).

Применение насилия или угрозы его применения образует квалифицированный состав самоуправства (ч. 2 ст. 330). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью находится за рамками данного состава.

Глава 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

§ 1. Понятие и виды преступлений против военной службы

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 УК преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные: военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, выступает военная служба (установленный порядок прохождения военной службы). Видовой объект совпадает с родовым объектом, поскольку раздел XI УК состоит из одной главы.

  1. В зависимости от непосредственного объекта преступления, предусмотренные гл. 33 УК, делятся на следующие группы:
  2. преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими:
  3. — неисполнение приказа — ст. 332;
  4. — сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы — ст. 333;
  5. — насильственные действия в отношении начальника — ст. 334;
  6. — нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности — ст. 335;
  7. — оскорбление военнослужащего — ст. 336;
  8. преступления против порядка прохождения военной службы:
  9. — самовольное оставление части или места службы — ст. 337;
  10. — дезертирство — ст. 338;
  11. — уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами — ст. 339;
  12. преступления против порядка несения специальных служб:
  13. — нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340;
  14. — нарушение правил несения пограничной службы — ст. 341;
  15. — нарушение уставных правил караульной службы — ст. 342;
  16. — нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — ст. 343;
  17. — нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне — ст. 344;
  18. преступления против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности и военной техникой:
  • — оставление погибающего военного корабля — ст. 345;
  • — умышленные уничтожение или повреждение военного имущества — ст. 346;
  • — уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности — ст. 347;
  • — утрата военного имущества — ст. 348;
  • — нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, — ст. 349;
  • — нарушение правил вождения или эксплуатации машин — ст. 350;
  • — нарушение правил полетов или подготовки к ним — ст. 351;

— нарушение правил кораблевождения — ст. 352.

§ 2. Преступления против порядка подчиненности

и уставных взаимоотношений между военнослужащими

1. Неисполнение приказа (ст. 332 УК). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 332, состоит в неисполнении приказа начальника, отданного в установленном порядке.

Вид состава — материальный. Преступление окончено, когда причинен существенный вред интересам службы.

Субъективная сторона преступления предполагает умышленную форму вины.

Субъект — военнослужащий, находящийся в подчинении лица, отдавшего приказ.

Признаками квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 332) являются:

а) неисполнение приказа группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) наступление тяжких последствий.

Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 332. В данном случае субъективная сторона преступления, в отличие от ч. ч. 1 и 2 ст. 332, предполагает неосторожную форму вины.

2. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК). Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 333, образует любое из следующих деяний, сопряженных с насилием или с угрозой его применения:

  1. 1) сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы;
  2. 2) принуждение его к нарушению этих обязанностей.
  3. Состав преступления является формальным.
  4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
  5. Субъект преступления — военнослужащий, находящийся в подчинении начальника (командира) или иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности военной службы.

Признаками квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 333) являются совершение деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 333:

  • а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с применением оружия;
  • в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-26079.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector