УПК РФ наряду с предварительным следствием определяет дознание как одну из предусмотренных форм расследования преступлений в Российской Федерации. От следствия оно отличается тем, что расследование осуществляют с максимальной экономией процессуальных средств, что обусловливает его высокую эффективность в уголовном процессе. При этом сокращаются сроки от начала расследования до передачи дела для судебного рассмотрения. Итак, дознание УПК что это?
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Органы дознания и их полномочия
Отличия дознания от следствия:
- статус обвиняемого подозреваемый обретает после составления итогового акта;
- не проводятся такие действия по добыванию доказательств, как наложение ареста на корреспонденцию, запросы биллинга;
- в процессе дознания невозможно заключить соглашение о сотрудничестве.
Глава 32.1 УПК РФ оговаривает сокращённый порядок производства дознания, при котором дознаватель практически освобождается от сбора и проверки доказательств.
Согласно УПК РФ, дознание имеет место только при расследовании уголовных правонарушений небольшой и средней тяжести, а в особом порядке – при наличии признания вины с учётом всех обстоятельств, а также согласия обеих сторон – потерпевшего и подозреваемого.
Подразделения, осуществляющие дознание, входят в различные структуры:
- Внутренних дел Российской Федерации.
- Пограничные подразделения ФСБ РФ.
- Служба судебных приставов.
- Государственного пожарного надзора.
- Таможенная служба.
Дознание по делам о преступлениях, где фигурантами являются сотрудники правоохранительных органов и некоторые другие категории граждан, отнесено к компетенции следователей следственного комитета РФ.
К полномочиям дознавателей законодатель отнёс проведение как непосредственно расследования уголовных правонарушений небольшой тяжести, так и срочных процессуальных действий по делам, по которым устанавливается расследование в виде предварительного следствия. УПК РФ также наделяет правом осуществлять процессуальные действия, включая возбуждение дела, руководителей дипломатических и консульских учреждений, начальников зимовок и прочих научных полевых баз, капитанов кораблей дальнего плавания, если преступление зафиксировано в пределах подчинённых им территорий.
Порядок и сроки дознания
Порядок, так же, как и сроки дознания, подробно регламентируется ст. 223 УПК РФ. Её первая часть является отсылочной и предусматривает, что сбор доказательств и следственные действия проводится согласно общим правилам. Исключением стала так называемая сокращённая форма дознания, порядок проведения которой регулируется главой 32.1 УПК РФ.
Особенности проведения дознания в сокращённой форме
Применить этот порядок расследования преступления возможно в случае, если возбуждение дела имело место в отношении одного лица, подозреваемый не оспаривал свою виновность, квалификацию и размер ущерба.
Не может быть применена эта форма дознания в случае, если дело ведётся в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, лица с определёнными отклонениями в психике либо субъекта, для которого русский язык не является родным и необходимо участие переводчика. Дознание должно проводиться на общих основаниях, если против сокращённого порядка возражает потерпевший.
Статья447 УПК РФ выделяет субъекты уголовного правонарушения, в отношении которых усечённый порядок дознания не применяется:
- судьи;
- сотрудники прокуратур различных уровней;
- адвокаты;
- депутаты и зарегистрированные кандидаты в депутаты;
- лица, занимающиеуказанные в статье должности на государственной службе.
Особенность порядка дознания, предусмотренная главой 32.1, состоит в том, что дознаватель имеет право при отсутствии возражений со стороны защиты не проводить традиционный сбор доказательств путём проведения процессуальных действий.
Не проводится допрос свидетелей, поскольку бывает достаточно объяснений, собранных на предварительной стадии, не назначается экспертиза, если дознаватель располагает заключением специалиста, сделанным на стадии проверки сообщения об уголовном правонарушении.
В целом основой для составления обвинительного акта становятся материалы проверки. При этом участникам судопроизводства предоставлено право в любой момент до удаления судьи для вынесения приговора отказаться от сокращённого порядка дознания и перейти к общему.
Этот порядок отличается от общего сроками составления итогового акта, с которым дело направляется в суд.
При сокращённом дознании окончательный документ называется обвинительным постановлением, составление которого должно быть завершено через 10 суток с момента начала проведения дознания в сокращённой форме.
Если дознавателю по какой-то причине не удаётся уложиться в эти сроки, то дальнейшее расследование проводится в общей форме.
Итогом в этом случае становится составление обвинительного акта, конкретный срок которого в пределах общего срокане предусмотренУПК.
Ограничения по срокам
Сроки дознания регулируются статьями 223 УПК РФ и 226.6 УПК РФ и предусматривают 30 суток для общего и 15 суток для усечённого порядка. Причём в первом случае допускается продление прокурором срока до 30 суток.
Отдельные правила сроков действуют для возобновления приостановленного дознания.
Полномочиями по отмене процессуального акта о приостановлении обладают в соответствии со ст. 223 УПК РФ:
- Прокурор.
- Начальник подразделения дознания.
Признаврешениенезаконным, они вправе возобновить осуществление следственных действий сроком до десяти суток. Дальнейшее продление производится на общих условиях.
Увеличенные сроки могут устанавливаться, если необходимо собрать дополнительные доказательства.
Так, при проведении экспертизы срок расследования составляет до шести месяцев, а при необходимости оказания правовой помощи со стороны иностранного государства срок дознания продлевается до года.
Значение дознания
Органы дознания несут огромную нагрузку по борьбе с криминалом. К компетенции дознавателей отнесено около 50% процентов всех уголовных дел. Они ведут уголовные дела сотне с лишним составов УК.
Особенно важна профилактическая роль органов дознания, пресекающих преступную деятельность на стадии совершения преступлений небольшой тяжести, чем предупреждают совершение опасных преступлений, таких, как разбои и убийства.
К компетенции дознания относятся дела как малозначительные, например, кража имущества граждан на небольшие суммы, так и имеющие повышенный общественный резонанс.
В производстве дознавателей находятся дела о правонарушениях, результатом которых являются:
- причинение вреда личности – физического или морального(нанесение телесных повреждений, клевета);
- нанесение ущерба имуществу (в том числе путём поджога);
невыполнение судебных актов (уклонение от уплаты алиментов либо судебных штрафов)и другие категории.
Всегда вызывают интерес уголовные дела по ст. 129. 1, предусматривающие наказание за клевету.
Например, на очередном собрании ТСЖ председателю товарищества в присутствии многих людей были предъявлены обвинения в том, что он якобы использует пост председателя в своих корыстных интересах.
Оскорбленный председатель обратился к дознавателю с заявлением. Все обвинения в ходе расследования удалось опровергнуть, в результате чего вынесен судебный приговор уже в отношении клеветника.
Интересна работа дознавателей по ст. 159.6, предусматривающей ответственность замошенничество в сфере компьютерной информации. Примером можно назвать приговор по уголовному делу строителя-гастарбайтера.
Зная, что у его земляка телефон подключён к «Мобильному банку» ПАО Сбербанк, злоумышленник, пользуясь отсутствием хозяина телефона, перевёл на свою карту денежные средства. Затем удалил сообщения о проведённой операции и положил телефон на прежнее место.
Через некоторое время, обнаружив пропажу средств со счёта, потерпевший обратился в правоохранительные органы. Результатом стал обвинительный приговор и полное возмещение материального ущерба пострадавшему.
Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/doznanie
Дознание — статья 223 УПК РФ: отличие от предварительного следствия, формы и сроки
Дознание — одна из форм расследования. Оно выполняется по простым правонарушениям, то есть тем, за которые в качестве максимально строгого наказания предусмотрено заключение в тюрьму сроком не более 5 лет.
В УПК РФ статья, регулирующая этот процесс, – 223. В нашей статье мы подробно разберем особенности процедуры дознания и ее характеристики.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что представляет собой дознание
Дознание как форма предварительного расследования – это определенный порядок действий, направленных на установление причин и следствия происшествия, а также его виновника. В некотором смысле предварительное расследование и дознание совпадают, но между ними есть и серьезные отличия, о которых мы поговорим ниже.
Процедуру дознания выполняет дознаватель по правонарушениям, по которым самое строгое наказание – заключение в колонию на период не более 5 лет.
Справка. Дознаватель – должностное лицо, которое наделяется всеми необходимыми функциями и правами для процессуальных действий. Если он получил достаточные основания полагать, что определенный гражданин может быть правонарушителем, он ему вручает копию уведомления о подозрении.
Есть два варианта окончания процесса:
- оформление акта обвинения (если вина гражданина была доказана, дело далее направляется в суд);
- вынесение постановления, по которому дело считается завершенным (в случае наличия причин считать привлеченное лицо полностью невиновным в совершении правонарушения).
Сама процедура регулируется в ст. 223 УПК РФ.
Кратко о статье 223 УПК РФ с ми
В статье трактуется сама процедура, а также сроки дознания. Это обширная статья, состоящая из 6 частей. В первой говорится о том, что дознание по УПК РФ проводится по гл. 21, 22 и 24-29 этого кодекса. В ч. 2 указано, что оно проходит по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 223, максимальный срок производства дознания составляет не более 30 суток с момента инициации дела. Прокурор имеет право его продлить еще на 30 дней.
По ч. 3.1, если дознание было приостановлено, то его могут возобновить по распоряжению прокурора или руководителя отдела дознания в случаях, указанных в ст. 211.
В ч. 3.2 говорится о том, что если прокурор отменяет приостановление дознания, то в течение 5 суток со дня получения материалов по делу он обязан вынести постановление с причинами своего решения и привести там те факторы, на которые следует обратить внимание в последующем расследовании.
Согласно ч. 3.3, руководитель отдела дознания принимает решение о продолжении или приостановлении дальнейшего производства этого процесса. Если возникает необходимость продления срока дознания, то по ходатайству начальника прокурор его продлевает на 10 дней. Разрешено его увеличивать по основаниям по ч. 3-5 этого кодекса.
В ч. 4 указано, что если есть необходимость в продолжении производства дознания группой дознавателей, то прокурор города или района (как и военные и их заместители) вправе увеличить его на полгода.
По ч. 5 в особых случаях, когда был направлен запрос правовой помощи, оформленный по ст. 453 этого кодекса, временной промежуток дознания может быть продлен на год.
По ч. 6, если дознанием занимается следователь СК РФ, продление или приостановка процесса относятся к функциям его начальника в порядке по ч. 3-5 этой статьи.
Какие формы дознания существуют
Выделяют три вида дознания:
- в общей форме (регулируется гл. 32 УПК РФ и проводится в отношении дел, по которым необязательно предварительное следствие);
- в сокращенной форме (в отличие от дознания в общем порядке, его могут применять по ходатайству самого правонарушителя, и оно представляет собой укороченную форму);
- в виде реализации необходимых следственных действий (в этом случае происходит непосредственное взаимодействие следователя с органами дознания, когда последние выполняют только самые нужные действия при инициации нового дела, а затем передают его первому).
Чаще используются первая и вторая форма, тогда как третья требует соблюдения огромного количества особых условий. Например, если лицо хочет, чтобы дело было рассмотрено в сокращенной форме дознания, то оно должно признать себя полностью виновным в совершении злодеяния и не оспаривать размер ущерба.
Отличия от предварительного следствия
Чем дознание отличается от предварительного следствия? По сути, это его упрощенная и сокращенная форма по тем делам, по которым не обязательно использование последнего. Это позволяет существенно сэкономить время и ускорить весь процесс.
Таким образом, практический смысл заключается в экономии времени и ресурсов при расследовании простых правонарушений, в которых преступник очевиден, а доказывание его вины не представляет особой сложности. Это позволяет почти сразу передать дело в суд. В этом и заключается коренное отличие предварительного следствия от дознания.
Если дознание занимает максимум 2 месяца, то предварительное расследование может продолжаться до полугода или даже больше в особо сложных случаях.
Примечание. Дознание может выступать и в качестве вспомогательной процедуры для предварительного следствия. В этом случае осуществляются только самые необходимые действия, а затем дело передается следователю. Обычно это происходит, когда выясняется, что правонарушение более серьезное и не очевидное.
Период и порядок проведения
Общий период проведения этого процесса составляет месяц, но разрешено продлевать его еще на месяц. В определенных ч. 4 и ч. 5 ст. 223 УПК РФ случаях его могут продлить на полгода или даже год, но на практике это встречается нечасто.
Кто является органом дознания на практике в РФ? Дознание производят уполномоченные на этот процесс инстанции. К ним относятся:
- инстанции ОВД (сюда относятся и те, кто по ФЗ могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью);
- органы ФССП РФ;
- начальники военных частей;
- капитаны судов – морских и речных (если правонарушение имело место во время плавания);
- главы дип. представительств и консульств РФ.
Внимание! Решение о приостановлении или возобновлении процедуры могут принимать только два должностных лица: прокурор и руководитель отдела дознания.
Возобновление всего процесса происходит в тех случаях, когда прокурор или начальник органа дознания выяснили, что существуют пробелы при расследовании дела. Тогда оно возвращается тому же дознавателю, который обязан ознакомиться с замечаниями вышеуказанных лиц и устранить их.
Заключение
Под процессом дознания понимается одна из разновидностей предварительного следствия, при которой рассматриваются дела по правонарушениям небольшой или средней тяжести. Процедура длится в течение месяца и при необходимости продлевается еще на один месяц. В особых ситуациях возможно продлить ее на полгода или даже год. Процессом дознания занимаются органы дознания.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/uk/sud/sroki-i-formy-doznaniya.html
Срок дознания по УПК РФ ст 223 в уголовном процессе: порядок в деле и следствии
Дознание имеет особое значение в расследовании уголовно наказуемых преступлений. Дело в том, что оно позволяет максимально быстро и точно установить истину. В результате этого дознание отличается высокой эффективностью. В данной статье будут рассмотрены срок дознания и прочие аспекты данного вида деятельности, регламентируемые статьей 223 УПК РФ.
Что такое дознание
Прежде чем рассмотреть сроки дознания и прочие аспекты этого вида деятельности следственных органов, необходимо разобраться, что оно собой представляет. Дознание определяется как самостоятельная форма предварительного следствия, осуществляемая должностными лицами, называемыми дознавателями.
Принципиальным отличием дознания от предварительного следствия являются более короткие сроки проведения. Кроме того, различия заключаются в субъектах, осуществляющих действия.
В случае дознания в качестве субъектов, осуществляющих действия, выступают сотрудники отдела дознания. В свою очередь предварительным следствием занимаются следователи.
Полномочия этих субъектов четко разграничены и один представитель стороны обвинения не может возложить на себя полномочия другого.
Основные цели и задачи дознания
Согласно УПК РФ, дознание призвано решать следующие задачи:
- поиск оснований для возбуждения уголовного дела;
- оперативное раскрытие преступлений;
- предъявление обвинения подозреваемому;
- освобождение от ответственности лица, в случае отсутствия фактов, указывающих на его виновность в совершении преступных действий.
В ст. 233 УПК перечислены все основные аспекты процесса дознания. Тщательно проанализировав их, можно выявить основные цели данного процесса. Они вытекают из самой сути дознания.
Простыми словами, дознание имеет те же цели, что и любые другие действия, выполняемые сотрудниками правоохранительных органов.
Так, дознание направлено на снижение уровня преступности и предотвращение совершения преступных деяний в дальнейшем.
Нужно понимать, что задачи и цели любого процесса зачастую взаимосвязаны между собой. Исключением не является и дознание. От быстрого и точного решения первых зависит достижение вторых.
Благодаря этому формируется слаженная система борьбы с преступностью и создаются условия для предотвращения новых преступлений.
Очевидно, что хорошая статистика раскрываемости преступных действий в кратчайшие сроки заставит задуматься потенциальных правонарушителей и они откажутся от реализации своих планов.
Органы дознания
Правоохранительная система РФ достаточно обширна. Она состоит из огромного количества структур и подструктур. Однако разбираясь в работе правоохранителей нужно четко разграничивать данные органы путем изучения их полномочий и направлений деятельности.
Согласно УПК, подобной деятельностью вправе заниматься следующие структуры:
- органы внутренних дел Российской Федерации;
- органы государственного пожарного надзора;
- ФССП (федеральная служба судебных приставов);
- военная полиция.
Представленный выше перечень является исчерпывающим. В то же время на сам процесс может быть оказано стороннее влияние. Например, сотрудники надзирающего органа, в частности, прокураторы, имеют право продлевать срок выполнения указанных действий.
Полномочия дознавателей
Чтобы решение задач и достижение целей в ходе проведения описываемого процесса было реально возможным, соответствующие органы наделены законодателем определенными полномочиями, которые закреплены действующим УПК РФ.
Под полномочиями подразумевается наличие прав на выполнение тех или иных действий. Нужно отметить, что их перечень не является исчерпывающим. Действующим законодательством допускается расширение круга полномочий.
Таким образом, работа дознавателей ограничена лишь правовым полем.
К основным полномочиям следует отнести:
- возбуждение уголовного производства;
- проведение различных следственных мероприятий;
- проведение расследования, в том числе в тех случаях, когда предварительное следствие не требуется.
Несмотря на обширный, не исключающий перечень полномочий дознавателя, следователь имеет куда больше возможностей для расследования преступлений. В принципе это обусловлено и достаточно сжатыми сроками. Они, как и порядок процесса, регламентированы ст. 223 УПК РФ.
Виды дознания
Дознание в уголовном процессе имеет несколько форм. Классификация форм напрямую зависит от наличия необходимости проводить предварительное следствие. Прочих классификаций не существует. Таким образом, описываемая деятельность может иметь две формы:
- когда предварительное следствие необходимо;
- когда нужда в проведении предварительного следствия отсутствует.
С точки зрения сотрудников правоохранительных органов предпочтительным является форма, при которой все находится именно под их контролем.
Нужно отметить, что подобный подход к расследованию уголовных дел более практичен и отличается высокой эффективностью. В то же время подобная форма применима не всегда.
В целом ряде случаев наблюдается необходимость проведения неотложных следственных действий.
Сроки проведения
Достижение необходимого результата возможно лишь с соблюдением ряда правил и ограничений, установленных законодателем в Уголовно-правовом кодексе. Статьей 223 УПК РФ установлены сроки и порядок дознания. Внимательно изучив данную статью можно понять, что законодатель уделяет огромное значение именно срокам.
Согласно действующему законодательству, любой вид дознания не может длиться больше 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.
Разумеется, законодателем предусмотрена возможность продления сроков до двух и даже шести месяцев. Максимальны срок и вовсе равен году.
Продление сроков на любой период возможно лишь при наличии соответствующего постановления прокуратуры. Дознаватель не вправе самостоятельно продлевать сроки.
Порядок проведения
Как и было сказано выше, деятельность органов дознания ограничена в большей степени, чем работа следственных органов. Практически все процессуальные действия дознаватели выполняют под контролем руководителя органа, а то и вовсе прокурора.
Предусмотренный порядок не является удобным хотя бы по причине противоречий его сути и реальной возможности выполнять действия, направленные на раскрытие преступлений.
С одной стороны, дознание предназначено для решения задач, связанных с раскрытием преступлений в кратчайшие сроки, но с другой – практически каждый шаг дознаватель должен согласовывать с руководством органа или прокуратурой, что отнимает много времени.
Общим порядком проведения дознания подразумевается возможность приостановления и возобновления процесса в случае, если этого требует ситуация. Однако дознаватель не вправе самостоятельно принимать подобное решение.
Разбирая порядок дознания нужно учитывать, что основным правилом проведения данного действия является строгое соблюдение установленных законом сроков. Если они были нарушены, то вся работа дознавателя, по сути, аннулируется. Простыми словами, достигнутые им результаты теряют юридическую силу.
Значение дознания в уголовном процессе
Основной смысл данной формы расследования преступных действий заключается в трех важных моментах, полностью отображающих ее.
Они четко определяют сущность процесса как важнейшего элемента деятельности правоохранительной системы, с теоретической точки зрения.
Нужно отметить, что специалисты в области теории права по сей день спорят о сути этого процесса, тем не менее указанные ниже моменты позволяют в полной мере оценить значимость данной деятельности.
К указанным аспектам следует отнести:
- Неотвратимость наказания за совершенное преступное деяние.
- Появление в уголовном процессе нового субъекта или приобретение фигурантом нового процессуального статуса. Итогом описанного процесса является изменение процессуального статуса лица с подозреваемого на обвиняемого.
- Формирование документов необходимых для проведения судебного разбирательства. Это также немаловажно.
Нельзя с уверенностью заявить, что дознание – это идеально функционирующая система. К такому мнению пришли многие теоретики права. Тем не менее эффективность данного вида деятельности правоохранительных органов, позволяющего в кратчайшие сроки раскрыть даже самые запутанные преступления, является очевидной.
Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/srok-doznaniya.html
Чем отличается следствие от дознания?
Я так понимаю, Вы о предварительном следствии. Для начала определение.Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования.
Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.
Нельзя не сказать в таком вопросе и некоторых схожествах. Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства.
Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства.
Являясь видами одной стадии процесса — стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:
1. Органы, которые проводят эти процессуальные действия:~Предварительное следствие производится:-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст.
151 УПК РФ;-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст.
151 УПК РФ;-следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело
~Дознание производится:-дознавателями органов внутренних дел РФ — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;-дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 3. ст.
151 УПК РФ;-дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;-дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст.
151 УПК РФ;-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
2. Действия, выполняемые при выполнении своей обязанности.
~Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.
~Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), которые проводятся с помощью специальной оперативной техники (информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде ), научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.
3.Подследственность уголовных дел.
~К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
~К дознанию отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести.
4.Сроки.
~По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК).-Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.
~По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).
5.Кто имеет право знакомиться с материалами дела.
~По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК).
~По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК).
6.Ширина полномочий.
~Органы предварительного следствия:
-по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).-следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия.
-следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий.
~Органы дознания :-не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. (Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими)
-прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.
(Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.
)
Источник: https://TheQuestion.ru/question/166548/chem-otlichaetsya-sledstvie-ot-doznaniya
Отличительные особенности дознания от предварительного следствия
Определение 1
Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.
Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.
Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:
- Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
- Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
- Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.
Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие
Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.
Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.
Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.
Замечание 1
В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.
Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.
Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.
Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.
В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.
По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.
По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.
Замечание 2
Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.
Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.
Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.
Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.
Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.
Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Замечание 3
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/
Дознание как форма предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
-
- дознание;
- предварительное следствие.
Подобная дифференциация обусловлена большим количеством, как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и тоже же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:
-
- в общих условиях предварительного расследования,
- в единых способах собирания и проверки доказательств,
- в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц,
- в идентичных средствах государственного принуждения и т.д.
И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора.
Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и гарантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование большинства уголовных дел осуществляется именно в форме предварительного следствия.
В свою очередь, дознание является упрощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.
Виды дознания:
-
- производство неотложных следственных действий, осуществляемых органами дознания в определенных случаях при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.
157 УПК РФ);
- собственно дознание («упрощенное» расследование — в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);
- сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) — введено в марте 2013 года.
- производство неотложных следственных действий, осуществляемых органами дознания в определенных случаях при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.
Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следователь в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу.
Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.
Второй вид представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:
-
- уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст. 150 Кодекса;
- подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
- отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за исключением некоторых процессуальным особенностей.
Отличие дознания от предварительного следствия:
-
-
В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.
Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.
-
В субъектах. Так, дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. 7, 8 ч. 3 ст.
151 УПК, дознание может проводиться следователем (в частности, по уголовным делам, связанным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего дознание проводится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ).
-
В сроках.
Так, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои пределы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 УПК. Поэтому если дознаватель не может закончить расследование в установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для дальнейшего производства следователю.
-
В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.
Так, в ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта (до этого, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого).
В связи с этим законодатель предусматривает особую, специфическую» процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.
1 УПК); в ходе предварительного следствия лицо в зависимости от характера совершенного преступления и от конкретных обстоятельств уголовного дела может получить статус обвиняемого на любом этапе.
-
В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства.
Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвинительного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.
Предварительное следствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.
-
В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля.
Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств.
Помимо этого в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.
В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с правом их отмены или частичного изменения, утверждение обвинительного акта и множество других процессуальных полномочий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.
Ведомственный контроль за ходом предварительного следствия осуществляет руководитель следственного органа. Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осуществляется начальником органа дознания и руководителем подразделения дознания, которые в соответствии со ст.
401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой формы расследования, а также по обеспечению законности и обоснованностью решений дознавателя.
- В форме окончания предварительного расследования. Дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК) и его направлением в суд с обвинительным актом (ст. 225, 226 УПК). Кроме того, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК). Помимо этого предварительное следствие может оканчиваться и еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).
-
В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/doznanie-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya