Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

В процессе трудовой деятельности и творчества может быть создано служебное произведение.

Гражданский кодекс не обошел стороной этот результат интеллектуального труда, созданный в процессе трудовой деятельности.

И в статье 1295 регламентировал права автора, работодателя, исключительное право и вознаграждение. Об основных нюансах расскажем ниже, а дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

Что такое служебное произведение, права автора

Из статьи 1295 ГК РФ следует, что служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Таким образом, они создаются по заданию работодателя. И именно работодатель “заказывает музыку” – контролирует процесс создания.

В рамках трудового договора он обладает правом поощрять, привлекать к дисциплинарной ответственности и т.п. 

Чтобы определить, является ли произведение служебным, необходимо исследовать: относилось ли задание работодателя на создание произведения к трудовым обязанностям работника.

ля того чтобы определить, является ли созданное работником произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, относилось ли задание работодателя к трудовым обязанностям.

Если не входило, то даже использование автором для создания произведения материалов работодателя не стане основанием считать произведение служебным.

Причем при спорах именно работодатель обязан доказать, что в рамках трудовой деятельности создано именно служебное произведение. Главное доказательство в таком случае – должностная инструкция.

Автор служебного произведения (работник) получает набор личных неимущественных прав:

  • авторства (признаваться автором)
  • на имя (использовать или разрешать использование произведения под своим именем, псевдонимом, анонимно)
  • на вознаграждение
  • неприкосновенность произведения

Все эти права принадлежат автору, если иной вариант не предусмотрен трудовым договором или гражданско-правовым соглашением.

Права работодателя на служебное произведение

Работодатель при создании его работником служебного произведения получает следующие права:

  • исключительное право на произведение (право использовать и распоряжаться, извлекая доход);
  • право обнародования произведения (право сообщать произведение другим лицам). Он имеет право указывать свое имя при использовании произведения или требовать его указывать.

Все эти права принадлежат работодателю, если иное не установлено трудовым договором или иным соглашением между сторонами.

Исключительное право работодателя ограничивает закон. Реализовать такое право работодатель имеет в течение 3 лет с даты его создания. Кстати, вместо использования произведения он может заявить о своем намерении сохранить его в тайне. Если в течение 3 лет такое никакие действия не совершены, то исключительное право переходит к его автору.

Право автора получить вознаграждение

Итак, согласно п. 2 и 3 ст. 1295 ГК РФ автор имеет право получить вознаграждение. Когда работодатель начал использовать служебное произведение. Или заявил о сохранении произведения в тайне. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты должен устанавливать договор между работодателем и работником. При споре закон допускает обращение в суд. 

Часто вознаграждение автору включают либо в оклад, либо в качестве доплаты, либо стороны заключают отдельное соглашение.

С юридической точки зрения наиболее безопасным является третий вариант. Ведь включая в оклад, ежемесячные постоянные выплаты, на практике невозможно определить когда такое вознаграждение фактически выплачено. Право получить его возникает у автора только с начала использования. Например, опубликовали фотографию. Разместили статью. 

Таким образом, служебное произведение создает работник для использования его работодателем. 

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Источник: https://iskiplus.ru/sluzhebnoe-proizvedenie/

Оформление служебных произведений

В трудовых договорах с программистами, дизайнерами, журналистами, да и вообще с любым, кто создаёт объекты авторского права во время своей нелёгкой трудовой деятельности, можно увидеть пункт или раздел об интеллектуальной собственности.

Разумеется, работодателю важно обладать исключительными правами на все создаваемые работником результаты интеллектуальной деятельности, чтобы иметь возможность ими распоряжаться и прямо или косвенно зарабатывать на этом. Поэтому наличие подобных условий в договоре никого не удивляет.

Весьма часто условия относительно ИС скупы на детали и порой выглядят примерно так: «все исключительные права на принадлежат работодателю». Иной раз выделяется целый достаточно проработанный раздел, и может сложиться впечатление, что теперь-то работодатель в вопросе интеллектуальной собственности надёжно закрыт юридической силовой бронёй.

К сожалению (или к счастью), не всё так просто. Само по себе такое указание о принадлежности прав работодателю в договоре не работает без других необходимых процедур и документов. И, строго говоря, получается, что произведения не становятся служебными, а работодатель никаких прав на созданные результаты не получает.

Термины

Прежде всего, важно разобраться в терминологии.

Авторские права — это не одно монолитное право, а целый комплекс прав согласно ст. 1226 ГК РФ:

  • исключительное право;
  • личные неимущественные;
  • иные права.

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Из этого комплекса отчуждаемо только исключительное право, которое является имущественным. Иногда его ещё называют «эксклюзивным правом», но применительно к российскому законодательству это не совсем корректно.

Именно возможность распоряжаться исключительным правом, то есть использовать результат интеллектуальной деятельности самому и разрешать использовать другим, — есть его основная ценность. У кого исключительное право — тот и правообладатель.

В п. 3 ст. 1228 ГК РФ обозначено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (РИД) первоначально возникает у его автора». Автор — физическое лицо (в законе употребляется термин «гражданин»), творческим трудом которого создан РИД. То есть, работник, создающий такие РИД в пределах выполнения трудовых обязанностей — автор служебного произведения.

Объекты авторского права являются результатами интеллектуальной деятельности. К объектам авторского права относятся в силу п. 1 ст.

1259 ГК РФ, в том числе, литературные произведения, музыкальные произведения, фотографические произведения, произведения графики и дизайна, программы для ЭВМ. Перечень не является исчерпывающим.

Программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения, и к ним применяются общие правила соответствующей главы ГК РФ, если иное прямо не следует из конкретной нормы.

Таким образом, справедливо, например, высказывание:

Программа для ЭВМ

Источник: https://bardov.legal/faq/oformlenie-sluzhebnykh-proizvedeniy

Кому принадлежат авторские права на служебное произведение? — Правовая поддержка журналистов и СМИ

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Авторские права делятся на две большие группы: личные неимущественные и имущественные права.

К личным неимущественным правам относятся право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Ими могут обладать только авторы-физические лица, они неотчуждаемы и охраняются бессрочно.

К имущественным правам относятся право на распространение, публичное исполнение произведения, право на переработку. Автор возмездно или без выплаты гонорара по договору вправе передать эти права третьему лицу.

Когда речь идёт о служебном произведении, то имущественные права автоматически переходят работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Служебное произведение – произведение, созданное по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Рассмотрим пример с фотографией. Журналист в рамках редакционного задания делает несколько снимков на свой фотоаппарат. Имеет ли право редакция свободно эти фотографии использовать, например, на своем сайте? Да, может, при условии указания данных автора, фамилии и имени.

Здесь важно, не на чей фотоаппарат сделано фото, а кто дал  задание и в рамках какой функции. Все, что сделано в рамках рабочего времени, является служебным произведением.

Сложность есть в том, что у журналиста ненормированный рабочий день. Вот поехал он в командировку в соседний район и по пути сделал удивительные кадры, которые не связаны с редакционным заданием. Здесь, при системном толковании норм гражданского и трудового законодательства можно говорить о том, что и эти фотографии будут служебным произведением.

Приведем здесь одну историю, рассказанную журналисткой из Пскова.

Её редакция участвовала в областном конкурсе по освещению проблем, связанных с употреблением наркотиков. Журналисткой в течение полугода был подготовлен цикл материалов по теме, под каждой статьёй стояла её фамилия (т.е.

право на имя не было нарушено). По итогам конкурса редакция заняла второе место и ей был выплачен денежный приз в размере 120 тысяч рублей.

Из этих денег журналистка получила 5 тысяч рублей в качестве премии, остальные редакция потратила на редакционные нужды.

Права ли редакция в данном случае? Оказывается, права. Тексты журналисткой создавались в рамках редакционного задания, являются служебными произведениями. А, значит, имущественные права на них принадлежат работодателю, т.е. редакции.

Елена Пальцева

Источник: http://media-urist.ru/komu-prinadlezhat-avtorskie-prava-na-s.html

Кому принадлежат исключительные права на служебное произведение: работодателю или сотруднику?

Правоотношения работодателя и сотрудника, занимающего творческую должность – сложная трудовая и гражданская категория регулирования. Интеллектуальный труд в рамках задания руководства порождает спорные вопросы. Один из них – кому принадлежат исключительные права на служебное произведение. Риски нарушения интеллектуального права повышаются при неофициальном трудоустройстве.

Анализ определения

Служебное произведение как правовая категория регламентируется статье 1225 ГК РФ. Термин подразумевает результат интеллектуальной деятельности в виде произведения литературы, науки или искусства, созданный в рамках исполнения трудовых обязанностей, установленных работодателем на законных основаниях.

Руководитель задает основную концепцию деятельности, а исполнитель реализует задачу, создавая творение в форме поэзии, прозы, аранжировки, музыкального произведения, проекта, результатов IT. Объект наделяется собственным уникальным стилем, чертами узнаваемости, и создается в соответствии с заданными критериями.

Служебное произведение признается таковым при соблюдении двух законодательных условий:

  1. Это результат труда, выполненный в соответствии с должностными обязанностями.
  2. Между работником и работодателем легально оформлены правоотношения, например, заключен трудовой договор.

Несоблюдение этих пунктов исключает присвоение результату трудовой деятельности статуса служебного произведения, даже если для его создания использовался материал и оборудование работодателя.

Отсутствие записи в трудовой книжке и документально подтвержденного трудового договора не исключает возможность доказать работу автора на заказчика в соответствии с частью 2 статьи 67 ТК РФ.

Эта правовая норма позволяет признать действительными трудовые отношения без наличия стандартной документации.

Принадлежность исключительных прав

По общему правилу служебные произведения принадлежат работодателю, если соблюдены условия трудоустройства и в письменном соглашении между сторонами не прописана иная позиция.

Результаты творческой деятельности принадлежат автору в следующих случаях:

  1. Прямое указание на такой статус в договоре, заключенном между работодателем и исполнителем.
  2. Неисполнение работодателем после передачи объекта в его распоряжение одного из таких действий:
  • принятие решения о сохранении произведения в тайне;
  • инициирование начала использования результата деятельности;
  • осуществление передачи исключительного права на произведение другому субъекту.

Сохранение произведения в тайне не освобождает работодателя от выплаты автору гонорара.

Независимо от сценария развития событий, в соответствии с действующим законодательством, создатель не может лишиться авторства.

Это неотчуждаемая, непередаваемая и непродаваемая привилегия физического лица, позволяющая защищать деловую репутацию и созданное произведение от искажения, а также выбирать, под каким именем, псевдонимом или анонимным статусом будет опубликован и презентован результат творчества.

Содержание исключительного права

Принадлежность служебного произведения конкретному лицу предполагает наличие ряда привилегий. Владелец исключительного права может совершать следующие действия:

  • распространять, копировать;
  • транслировать на телевидении, по радиовещанию, в интернет пространстве;
  • сдавать в прокат;
  • импортировать и переводить;
  • практически реализовывать проект, например, воплощать дизайн-проект на конкретном объекте;
  • продавать копии;
  • использовать произведения в рекламной деятельности.

Авторство не может присваиваться юридическому лицу. Это личные неимущественные права только физических лиц.

Регулирование взаимоотношений автора и работодателя

Правоотношения между сторонами имеют договорную основу в соответствии со статьей 1295 ГК РФ. Главный регламентирующий документ – договор о передаче исключительного права.

Его содержание должно включать конкретизированный предмет и границы использования результата деятельности.

Этот пункт может включать такие вопросы, как периодичность использования, размер вознаграждения, указание подписи, псевдонима.

За автором остается право не передавать заказчику возможность использования произведения в коммерческих целях. В этом случае основанием использования результатов интеллектуального труда выступает лицензионный договор.

Читайте также:  Права супругов при наследовании - ст 1150 гк рф: особенности и условия

Особенности применения служебных произведений

Возможности использования результатов творческой должностной деятельности зависят от вида служебного произведения. В юридической практике выделяют четыре категории понятия:

  1. Производные. Объектом права выступают пародии, карикатуры, переводы, экранизации, аранжировки, обработки, инсценировки. Автором в отношении какой-либо обработки произведения, в том числе перевода, выступает переводчик и автор другого производного варианта.
  2. Оригинальные. Это первичные произведения из литературной, научной сферы или области искусства. Автором выступает первоначальный создатель.
  3. Сложные. Объектом права являются аудиовизуальные произведения. Их автором считается автор-сценарист, режиссер-постановщик и композитор, написавший музыку специально для конкретного произведения.
  4. Составные. Объект права – сборники произведений, энциклопедии, базы данных, атласы, антологии. Авторами считаются составители и авторы иных составных произведений – в отношении проделанной работы по подбору и расположению материалов.

Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке. Учитывая сложность регулирования рассматриваемого вопроса и динамично развивающуюся сферу интеллектуального права, первостепенное значение в вопросах защиты интересов сторон имеет легально оформленные правоотношения и правильно составленные договора с указанием точных формулировок.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/isklyuchitelnye-prava-na-sluzhebnoe-proizvedenie/

Что часть IV ГК РФ нам приготовила, или Правовое регулирование создания служебного произведения

С 1 января 2008 года вступила в силу последняя часть ГК РФ, работа над которой продолжалась в течение длительного периода. В связи с ее принятием утратил свою силу Закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), который устанавливал на протяжении практически 15 лет правила использования служебного произведения.

Часть IV ГК РФ включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы, регулирующие авторское право и институт служебного произведения.

Кодификация законодательства в сфере интеллектуальной собст­венности, а также приведение его в соответствие с новыми реалиями экономической и правовой ситуации в стране не могла не повлечь внесения определенных дополнений и изменений. Это касается и института служебного произведения.

При этом надо отметить, что изменения правового регулирования служебного произведения направлены в первую очередь на защиту интересов работников, создавших такое произведение.

Учитывая это, знание новых положений ГК РФ, а также грамотное их применение на практике становится особенно актуальным для работодателей.

В данной статье мы рассмотрим понятие служебного произведения, приведенное в новой части ГК РФ, его основные признаки, объем прав, принадлежащих работодателю и работнику как автору такого произведения, специфику использования служебного произведения работодателем, а также некоторые особенности оформления трудовых отношений с работниками, являющимися авторами служебных произведений.

Что такое служебное произведение?

Служебным произведением является произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Такое определение дано в пункте 1 статьи 1295 ГК РФ.

Примерный перечень форм, в которых могут быть выражены произведения науки, литературы и искусства, являющиеся объектами авторского права, приводится в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ. Так, в качестве служебных произведений могут быть созданы:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, ­сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Ранее действовавший Закон об авторском праве содержал несколько иное определение служебного произведения. В частности, таким произведением считалось произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

В сравнении с новым определением фраза «созданное в порядке выполнения служебных обязанностей» заменена на фразу «созданное в пределах трудовых обязанностей», а словосочетание «служебное задание» исключено.

Это было сделано для устранения противоречий между трудовым законодательст­вом и законодательством об авторском праве.

Так, служебное задание входит в служебные обязанности работника, которые, в свою очередь, ­соответствуют трудовым обязанностям, определяемым трудовым договором.

Из определения служебного произведения следует, что его автором является работник, вложивший свой творческий труд в его создание.

Если в создании служебного произведения принимали участие несколько авторов, то имеет место соавторство.

При этом лица, оказывающие только техническую (например, подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков) или организационную поддержку и непосредственно не внесшие творческий вклад в создание произведения, не могут считаться его соавторами.

.Пример 1

В создании дизайн-макета новой линии корпусной мебели участвовали три дизайнера (начальник и два его подчиненных).

Организаторские функции, а также общий контроль над проектом осуществлял начальник дизайнерского отдела. В данном случае соавторами дизайн-проекта будут являться только рядовые дизайнеры.

Начальник отдела не может рассматриваться в качестве соавтора, так как его творческий труд в создании дизайн-макета отсутствует

  • Перечислим признаки служебного произведения.
  • Из смысла определения служебного произведения становится ясно, что основным его признаком является наличие трудовых отношений между работником (автором) и работодателем.

Как известно, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, заключаемого в письменной форме между работником и работодателем (статья 16 ТК РФ). После заключения трудового договора издается приказ о приеме на работу и делается запись в трудовой книжке.

Как быть в том случае, когда произведение создано работником, трудовые отношения с которым не были оформлены надлежащим образом? В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Таким образом, правильное оформление трудовых отношений с работником является принципиально важным для придания в дальнейшем произведению, созданному работником, статуса служебного.

Ошибки и неточности при оформлении трудового договора могут привести к тому, что судом договор будет признан не трудовым, а гражданско-правовым (например, договором подряда или договором оказания услуг).

От факта наличия трудовых отношений с работником зависит объем прав работодателя на произведение, созданное работником. Поэтому работодателю важно иметь доказательства того, что такие трудовые отношения действительно существуют.

Главным доказательством, безусловно, является трудовой договор, предусматривающий выполнение конкретной трудовой функции, в то время как гражданско-правовые договоры могут предусматривать достижение конкретного результата, в том числе и творческого.

При возникновении споров о разграничении договоров значение имеют также следующие обстоятельства: был ли автор произведения включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего трудового распорядка, какие трудовые права и льготы за ним закреплены, получал ли ежемесячное вознаграждение за выполняемую работу.

В связи с этим становится важным и правильное оформление иной документации. Отсутствие письменного трудового договора – прекрасный способ для работника оспорить факт наличия трудовых отношений и, соответственно, прав работодателя на созданное им произведение. Даже в случае решения суда в пользу работодателя это потраченные время, силы и нервы.

Судебно-арбитражная практика

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/115539/

Статья 1295 Гражданского Кодекса РФ с ми, консультации по ст. 1295 ГК РФ

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3.

В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарий к статье 1295 Гражданского Кодекса РФ

1. Большое число произведений создается авторами в рамках выполнения ими своих трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи такие произведения именуются «служебные произведения»; авторские права на них принадлежат автору.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, вступив в трудовые отношения, работник обязуется выполнять свою трудовую функцию — работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по своей профессии, квалификации.

В трудовую функцию работника могут входить творческие работы, завершающиеся созданием произведений науки, литературы и искусства.

В соответствии с нормами трудового права все результаты труда работника, созданные в пределах трудовых обязанностей, являются собственностью работодателя. К числу этих результатов труда относятся материальные носители (вещи), в которых выражаются служебные произведения.

Однако для самих произведений установлен особый правовой режим, определяемый комментируемой статьей.

2. Нормы, касающиеся правового режима некоторых категорий служебных произведений и некоторых видов трудовых договоров, на основе которых создаются служебные произведения, предусмотрены в ст. 1296 — 1298 ГК РФ.

Нормы, содержащиеся в комментируемой статье, применимы и к этим (специальным) случаям, если иное не установлено в указанных статьях.

3.

Смысл нормы, содержащийся в п. 1 данной статьи, а она закрепляет за автором авторские права на служебное произведение, состоит в закреплении в законе того обстоятельства, что авторские права, в отличие от прав на остальные результаты, созданные работником, первоначально возникают у работника. Так, право собственности на любой материальный предмет, создаваемый работником, никогда самому работнику не принадлежит; оно сразу же возникает у работодателя и для работодателя. А авторские права, даже на служебные произведения, возникают у автора и для автора.

Эти права включают как исключительное право на использование произведения, так и личные неимущественные (и иные) авторские права.

Вместе с тем норму, содержащуюся в п. 1, следует воспринимать вместе с нормами, содержащимися в п. 2 и 3 этой статьи.

Авторские права на служебные произведения принадлежат автору с изъятиями, указанными в этих пунктах.

4. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи содержится общая норма, являющаяся ключевой для всей этой статьи: «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю».

Анализируя эту норму, прежде всего надо ответить на вопрос о том, как, в результате чего это исключительное право оказалось принадлежащим работодателю?
На этот вопрос может быть дан только один ответ: это право перешло к работодателю от автора в связи с наличием между ними трудовых отношений, в связи с тем, что произведение создано в результате исполнения трудовых обязанностей (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Читайте также:  Возврат авто в автосалон по гарантии: условия и порядок процедуры

Переход исключительного права на служебное произведение к работодателю не должен фиксироваться в договоре, ни общим образом, ни в отношении конкретного служебного произведения: этот переход происходит в силу закона — на основе норм, содержащихся в п. 1 и в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи.

Вместе с тем нет никаких запретов на то, чтобы стороны указали в трудовом договоре, что «все исключительные права на служебные произведения, которые могут быть созданы работником, принадлежат работодателю».

5. В абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что на служебное произведение работодателю принадлежит «исключительное право».

Понятие и объем исключительного права содержатся как в ст. 1229 ГК РФ, так и — более конкретно и применительно к авторскому произведению — в ст. 1270. Именно в таком его смысле и в таком объеме исключительное право считается перешедшим к работодателю.

В самом этом выражении «исключительное право на произведение» термин «исключительное право» употребляется в единственном числе. Это означает, что ГК РФ рассматривает исключительное право как нечто целое, неделимое.

ГК РФ не допускает никаких случаев «частичного» или «ограниченного» исключительного права. Это хорошо подтверждается многими его нормами. Так, в п. 1 ст.

1233 ГК РФ предусмотрено, что даже «заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату».

Поэтому следует считать, что в рассматриваемом случае исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя в полном объеме.

В связи с этим надо полагать, что в данном случае у работодателя на основании закона возникает исключительное право на служебное произведение в том объеме, как если бы стороны заключили между собой договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1234 и 1285 ГК РФ).

Отсюда следует вывод, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю с момента создания произведения (выражения его в объективной форме).

Срок, в течение которого исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, никак не связан со сроком действия трудового договора между автором и работодателем. Прекращение (расторжение) этого трудового договора не влечет возвращения исключительного права автору (см., однако, абз. 2 п. 2 комментируемой статьи).

О вознаграждении автору за переход исключительного права к работодателю см. абз. 3 п. 2 данной статьи.

6. Общая норма, содержащаяся в абз. 1 п. 2, устанавливающая переход к работодателю исключительного права на служебное произведение, может быть, однако, изменена или отменена «трудовым или иным договором».

  • Под «трудовым договором» следует понимать тот договор, который действует между автором и работодателем во время создания служебного произведения.
  • Под «иным договором» понимается трудовой договор, заключенный сторонами после создания служебного произведения, либо гражданско-правовой договор, заключенный как до, так и после создания служебного произведения.
  • Этот договор, изменяющий презумпцию перехода исключительного права к работодателю или отменяющий состоявшийся переход к работодателю исключительного права, не может решать вопрос о служебном характере того произведения, которое будет или уже было создано: независимо от того, что «иное» предусматривает такой договор, служебное произведение будет являться служебным или уже является служебным.
  • Такой договор, однако, может указывать, почему созданное произведение является или не является служебным.

Указанный договор также может предусматривать, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Он может дополнительно предусматривать предоставление работодателю лицензии (исключительной или простой) на использование служебного произведения и устанавливать дополнительные условия действия этой лицензии.

При толковании такого лицензионного договора действует презумпция: права использования служебного произведения, прямо не указанные в таком лицензионном договоре, сохраняются за работодателем. Эта презумпция основывается на общей норме, содержащейся в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, а также на норме абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК РФ.

7. Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не совершит в отношении его определенные действия, то «исключительное право на служебное произведение принадлежит автору».

С точки зрения грамматики русского языка данная фраза, как говорится, «оставляет желать…». Но главное состоит в том, что из-за неясности грамматики неясным становится правовой смысл данной нормы: что означает выражение «исключительное право…

принадлежит автору»? Означает ли это, что исключительное право считается принадлежащим автору с момента его возникновения, ab ovo или оно, это право, возвращается автору?
Надо ответить на вопрос о том, кто имеет право предъявить иск к нарушителю исключительного права на служебное произведение, если нарушение имело место в течение этого трехлетнего периода, но работодатель не совершил в течение данного периода действий, предусмотренных в абз. 2 п. 2?

Может ли автор совершать самостоятельно какие-либо действия по использованию служебного произведения и распоряжению исключительным правом, не дожидаясь окончания указанного трехлетнего периода? Ведь если по истечении этого трехлетнего срока выяснится, что работодатель не совершил действий, указанных в данной норме, то на основе грамматического толкования выражения «исключительное право… принадлежит автору» дать ответ на этот вопрос невозможно.

Следует считать, что в абз. 2 п. 2 слово «принадлежит» употребляется в том же значении, в котором оно употреблено в абз. 1 того же пункта.

В абзаце 1 п. 2 слово «принадлежит» означает: «переходит от автора к работодателю в силу закона и принадлежит работодателю».

В абзаце 2 п. 2 слово «принадлежит» означает: «переходит от работодателя к автору в силу закона и принадлежит автору». При этом сам этот переход исключительного права к автору происходит по истечении указанного трехлетнего срока; до этого момента исключительное право принадлежало работодателю. Переход этого права к автору не имеет «обратной силы».

8. Указанный трехлетний срок начинает течь с того дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение работодателя, а не с момента создания произведения. Несмотря на это, само исключительное право на служебное произведение, как уже отмечалось (см. п. 5 к данной статье), принадлежит работодателю с момента создания служебного произведения.

9. В абзаце 2 п.

2 содержится перечень действий, которые должен совершить работодатель в течение указанного трехлетнего срока для того, чтобы по истечении этого срока исключительное право на служебное произведение не вернулось к автору. Вот этот перечень. Работодатель должен:
1) начать использование служебного произведения; или
2) передать исключительное право на служебное произведение другому лицу; или

3) сообщить автору, что он принял решение о сохранении служебного произведения в тайне.

10. Действия, указанные в п. 2 и 3 этого перечня, понятны и особых комментариев не требуют.

Очевидно, что если работодатель сообщает автору о своем решении сохранить служебное произведение в тайне, то работодатель обязан иметь какие-то доказательства совершения этого действия (подпись автора и т.п.). Если работодатель передает исключительное право на служебное произведение другому лицу, то доказательством этого является договор об отчуждении исключительного права (ст. 1285 и 1234 ГК РФ).

Из общего смысла этой нормы следует, что заключение работодателем лицензионного договора должно приравниваться в данном случае к договору об отчуждении исключительного права: заключение и того и иного договора свидетельствует о намерении работодателя использовать служебное произведение путем реализации своего правомочия по распоряжению исключительным правом.

Вместе с тем действие работодателя, состоящее в том, что он начал использовать служебное произведение, требует особого анализа.

11. Работодатель может начать использование служебного произведения в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, и тем самым предотвратить возвращение автору исключительного права на это произведение по истечении этого срока.

Для определения «использования» произведения необходимо обратиться к ст. 1270 ГК РФ: любое указанное в этой статье действие является использованием произведения.

Действия, совершаемые работодателем, будут считаться использованием произведения независимо от того, совершаются они в целях извлечения прибыли или без такой цели.

Источник: http://www.GK-RF.ru/statia1295

Правовой режим служебных произведений

Служебное произведение — произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Формы служебных произведений

Нужно выделять следующие формы служебного произведения:

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Права работника (автора автора служебного произведения)

Ст. 1295 ГК РФ устанавливает, что авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Таким образом, за работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

    1. право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
    2. право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);
    3. право на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, и т.д.);
    4. право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Автор имеет право на вознаграждение:

    • если работодатель в срок, предусмотренный выше, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу;
    • в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Права работодателя (заказчика служебного произведения)

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, работодатель имеет право:

    1. использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование (а именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.);
    2. распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора);
    3. сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

ВАЖНО!

Если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение,

    1. не начнет использование этого произведения,
    2. не передаст исключительное право на него другому лицу или
    3. не сообщит автору о сохранении произведения в тайне,

исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе

    1. использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также
    2. обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-rezhim-sluzhebnich-proizvedeniy

Авторское право на служебные произведения

Отдельно регулируется положение служебных произведенийпроизведений , созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Читайте также:  Ответственность за разглашение коммерческой тайны: доказательства

Исключительное право на использование служебного авторского произведения принадлежит работодателю. Однако договором между автором (работником) и работодателем может быть предусмотрено иное.

  • Правом работодателя, не подлежащим изменению, является возможность указывать свое наименование (использовать знак охраны авторских прав) либо требовать такого указания при любом использовании служебного произведения.
  • В случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, либо не передаст исключительное право на него третьему лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на произведение принадлежит автору.
  • Автор имеет право на дополнительное вознаграждение во всех указанных выше случаях!
  • Установленной работодателем заработной платы не достаточно для того, чтобы исключительные имущественные права на служебное произведение возникли у работодателя.
  • Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
  • На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения данного подраздела не распространяются.

Данные правоотношения регулируются статьей 1260 ГК РФ. Однако в любом случае такого рода правоотношения следует определять авторским договором либо иным гражданско-правовым договором.

Многоканальный справочный: (495) 921—2231 ; Задать вопрос юристу

Гражданский Кодекс РФ статья 1295. Служебное произведение

  1. Статьи и новости по теме:
  2. Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
  3. Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
  4. Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
  5. 2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
  6. В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

  • Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
  • Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект Постановления Правительства РФ «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности» >>>
  • Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>
  • 28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>

[  1   2   3  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/avtorskoe_pravo_na_slugebnie_proizvedeniya

Cлужебное произведение: как соотносятся права работника и обязанности нанимателя

Ав­тор­ское пра­во на про­из­ве­де­ние воз­ни­ка­ет в мо­мент его соз­да­ния без вы­пол­не­ния ка­ких-ли­бо фор­маль­но­стей и рас­про­стра­ня­ет­ся на про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том твор­че­ской дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­ин­ст­ва и спо­со­ба вы­ра­же­ния про­из­ве­де­ний (ст.

8 За­ко­на об ав­тор­ском пра­ве). Осо­бым пра­во­вым ста­ту­сом сре­ди объ­ек­тов ав­тор­ско­го пра­ва об­ла­да­ют так на­зы­вае­мые слу­жеб­ные про­из­ве­де­ния. Рас­смот­рим под­роб­нее пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон при соз­да­нии и ис­поль­зо­ва­нии слу­жеб­но­го про­из­ве­де­ния и воз­мож­ные спор­ные си­туа­ции, воз­ни­каю­щие в дан­ных пра­во­от­но­ше­ни­ях.

Что такое служебное произведение?

Любое произведение может быть создано автором самостоятельно или в рамках выполнения своих должностных обязанностей.

Если произведение науки, литературы, искусства (полностью или его часть, имеющая самостоятельное значение) создано автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором, то такое произведение считается служебным (ст. 4 Закона об авторском праве). Режим распределения авторских прав на такое произведение несколько иной, чем на обычный объект авторского права.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

В качестве служебных произведений чаще всего создаются:

– литературные произведения – статьи, рассказы, стихи и т.д.;

 – драматические и сценарные произведения – пьесы, спектакли, мюзиклы и т.д.;

 – хореографические произведения – балеты, танцевальные постановки, пантомимы и т.д.;

  •  – компьютерные программы, сайты, базы данных и др.;
  •  – аудиовизуальные произведения – художественные и документальные кинофильмы, теле- и видеофильмы и др.;
  •  – произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.

Как видим, в качестве служебных создаются произведения, приносящие доход инициатору их создания, т.е. организации, в которой работает автор такого произведения. Естественно, возникают споры на тему, кому именно принадлежат авторские и имущественные права на них – непосредственному создателю или все-таки организации?

Основания признания произведения служебным

  1. Законодательство выделяет 2 основания для признания произведения служебным:
  2. – создание произведения автором в результате выполнения задания нанимателя;
  3. – создание произведения при выполнении автором обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Однако, учитывая положения ст.

20 ТК, единственным основанием для признания произведения служебным может являться то, что его создание входит в трудовую функцию его автора, которая определяется трудовым договором (функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

Выполнение же задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не является основанием для признания произведения служебным.

  • Документ:
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
  • Справочно:

наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК).

Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (контрактом), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное.

Пример 1

Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, сам придумал концепцию нового спектакля, написал сценарий и поставил этот спектакль.

В данном случае это произведение будет служебным, так как из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, вытекает, что основными трудовыми обязанностями режиссера-постановщика является в т.

ч. и постановка новых спектаклей.

Однако не только наличие трудовых отношений между создателем произведения и организацией, в которой он работает, автоматически делает произведение служебным. Необходимо также, чтобы создание подобных произведений входило в трудовые функции или должностные обязанности работника.

Пример 2

Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время на рабочем месте и с использованием служебного компьютера придумал сценарий для театральной студии, в которой работала его дочь, и передал исключительное право на него этой студии, получив гонорар.

Узнав об этом, работодатель (дворец культуры) стал оспаривать исключительные права на сценарий.

В данной ситуации, поскольку в трудовые обязанности главного бухгалтера не входило создание произведений, сценарий не может быть признан служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него.

Следовательно, для служебного произведения необходимо, чтобы, во-первых, работник – создатель произведения и организация были связаны трудовыми отношениями и, во-вторых, создание объектов интеллектуальной собственности входило в трудовые обязанности работника.

Доказательством служебного характера произведения являются документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), и документы, определяющие трудовую функцию автора (трудовой договор, должностная инструкция, функциональные обязанности и т.п.).

Как распределяются исключительные права

По оценкам специалистов, более половины всех охраняемых авторским правом произведений являются служебными. В связи с их созданием обычно возникают вопросы: кто считается автором такого произведения и как правильно распределяются права на произведение между работником-автором и нанимателем-правообладателем. Другими словами, спор идет об исключительном праве.

Обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности, в т.ч. и на служебное произведение, принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта по своему усмотрению в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 983 ГК). Это исключительное право является имущественным, т.е. имеет денежную оценку.

  1. Документ:
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
  3. Справочно:

оценка служебного произведения осуществляется на основе Методических рекомендаций по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, утвержденных приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 06.01.2011 № 3.

По общему правилу авторское право на служебное произведение принадлежит его автору (п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве).

Вместе с тем исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором (часть первая п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

При этом переход к нанимателю исключительного права на служебное произведение не зависит от того, уведомил ли его работник о создании такого произведения или нет.

Трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное, например, что исключительные права на служебные произведения остаются у его автора или что автор предоставляет работодателю возможность ограниченного использования служебного произведения.

Права автора и обязанности нанимателя

На что же вправе рассчитывать автор служебного произведения и какие обязанности несет наниматель?

1. Среди личных неимущественных прав автору неизменно принадлежит право авторства. Возможность использования иных личных неимущественных прав автором ограничена.

Автор не может воспользоваться личным неимущественным правом на обнародование, а также не может осуществить право на отзыв (п. 4 ст. 17 Закона об авторском праве). Пункт 5 ст.

17 Закона об авторском праве закрепляет право на имя за нанимателем, лишая тем самым этого права автора, и указывает, что наниматель имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование или требовать их указания.

Кроме того, наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, при этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором (п. 6 ст. 17 Закона об авторском праве). Это означает, что право на неприкосновенность у автора также отсутствует.

2. Автор служебного произведения либо его наследники могут рассчитывать на получение вознаграждения в том случае, если это предусмотрено договором с нанимателем, т.е.

автору не гарантируется получение вознаграждения, а только предоставляется такая возможность на усмотрение нанимателя.

Размер вознаграждения, выплачиваемого автору за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров (п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве).

Справочно:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2011 № 1610 «О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждений за отдельные работы, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства»;

Источник: https://jurk.by/izdaniya/ya-spok/cluzhebnoe-proizvedenie-kak-sootnosyatsy_0000000

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector