Прямое возмещение убытков по ОСАГО возможно, когда вы являетесь пострадавшей в аварии стороной, то есть лицом, которое понесло те самые убытки ввиду нарушений, совершенных другим участником дорожного движения.
Обращаться за выплатой необходимо в ту компанию, с которой ранее вы заключили официальный договор о страховании водительской ответственности.
При этом, стоит учитывать, что закон ограничивает применение данной возможности, подразумевая, что сопутствовать аварии должен ряд обязательных обстоятельств. О чем идет речь, поговорим подробнее далее в представленном материале.
Прямое возмещение убытков по ОСАГО
Условия применения прямого возмещения убытков по ОСАГО
Итак, существует ряд условий, которые, согласно закону, в обязательном порядке должны сопутствовать автодорожному происшествию, невольным участником которого вы стали. Речь идет о следующих обстоятельствах.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло при участии двух автомобилей, владельца которых застраховали свою автогражданскую ответственность, заключив договор ОСАГО.
- Результатом случившейся аварии стал вред, причиненный исключительно имущественным объектам ее участников, но не их жизни или состоянию здоровья.
- Не установлено, что в происшествии автодорожного характера виновны обе стороны, то есть причиной стало нарушение, совершенное только одной из них.
- Страховая компания, обслуживающая лицо, выступающее виновником аварии на дороге, имеет действующую лицензию ОСАГО.
Выдержка из ФЗ №40 Статьи 14.1. Прямое возмещение убытков
В РФ используется несколько видов автострахования, при этом обязательный из них — это ОСАГО. Остальные оформляются по желанию владельца машины. Самыми распространенными признаны ОСАГО и КАСКО.
Перед оформлением полиса важно понимать, что такое КАСКО и ОСАГО: в чем разница этих вариантов страхования, чем грозит их отсутствие, в какую компанию обратиться для заключения договора.
Подробно данный вопрос рассмотрим в специальной статье.
Прямое возмещение убытков по ОСАГО — наилучший вариант развития событий для жертвы автодорожного происшествия
Кроме того, стоит учитывать ряд нюансов, при которых получение прямого возмещения ущерба по системе обязательного страхования автогражданской ответственности будет невозможным.
- Если страховщик виновника аварии уже получил от него заявление о наступлении страхового случая.
- Если на месте происшествия вами и второй его представителем второй стороны-участницы было принято решение об оформлении аварии с помощью Европротокола то есть без вызова сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, и в ходе заполнения документов была некорректно или неполно отражена информация в обоих экземплярах извещения.
- Также не получится воспользоваться прямым возмещением убытков, если при заполнении Европротокола вы и виновник аварии не сошлись относительно обстоятельств, в рамках которых случилось ДТП, а также количестве или характере повреждений, нанесенных транспортным средствам.
- Не получится интересующим нас образом получить компенсацию, если после аварии вы хотите получить денежную компенсацию только за моральный вред, нанесенный вам, или упущенную выгоду, а также вред окружающей среде.
- Невозможно прямое возмещение убытков по ОСАГО, если дорожно-транспортное происшествие случилось во время одного из следующих событий:
- автомобильных соревнований;
- испытаний различного рода;
- езды учебного характера.
- В ходе аварии был причинен вред предметам, представляющим одну из следующих категорий:
- антиквариату;
- бумагам, имеющим заявленную ценность;
- предметам, составляющим религиозную ценность;
- произведениям интеллектуальной собственности.
- Также невозможно разрешение проблемы интересующем нас образом при условии, что факт того, что имело место быть дорожное происшествие, оспаривается в рамках судебного разбирательства.
- Если уведомление страховой компании о том, что имел место страховой случай, было произведено несвоевременно, также становится невозможным прямое возмещение убытков.
В некоторых ситуациях получить компенсацию невозможно даже тогда, когда вы не являетесь виновником аварии
Механизм получения выплаты по правилу прямого возмещения убытков по ОСАГО
Получение прямой выплаты по интересующей нас системе ничем разительно не отличается от прочих случаев затребования выплат. Так, от вас требуется только передать страховщику на рассмотрение заявление с пакетом документов по требуемому перечню, и получить от него направление на прохождение экспертизы у независимой комиссии.
В список обязательных бумаг входят:
- бланк о ДТП, который вы заполнили с другим участником аварии;
- паспорт и ксерокопия ВУ;
- ПТС или свидетельство о регистрации автомобиля.
За более точным списком документов необходимо обратиться в страховую компанию.
Образец заявления о прямом возмещении убытков по ОСАГО
Скачать бланк заявления о прямом возмещении убытков по ОСАГО
Если бумаги будут оформлены верно, и страховая компания лица, виновного в аварии дала вашей позитивное решение относительно выплаты средств в качестве компенсации за ущерб, то деньги будут переведены на обозначенный предварительно в заявлении банковский счет.
К сожалению, так быстро и гладко весь процесс пройдет лишь в случае небольшого ущерба, а когда речь идет о значительных суммах компенсации, страховщик может направить вас для получения средств в компанию, оформившую ОСАГО для виновника.
В заявлении, подаваемом для возмещения ущерба, нужно указать номер счета, на который страховая компания впоследствии перечислит положенную вам денежную сумму
Важные нюансы
Чтобы все разрешилось максимально благополучно для вас, необходимо иметь ввиду также некоторые важные нюансы. Какие, рассмотрим далее в таблице.
Таблица 1. Нюансы при получении прямого возмещения убытков по ОСАГО
Важный нюансОписаниеПодача неверных сведений | Если какой-либо из подаваемых вами на рассмотрение документов будет содержать ошибочные или недостаточные сведения, то вы предоставите страховой компании, по сути, неверную информацию. К сожалению, первая и единственная попытка получить средства по прямому возмещению в этом случае не будет вам засчитана, а значит, вы лишитесь возможности добиться изначально поставленной цели, и процесс получения компенсации затянется. |
Потерпевший может не быть собственником автомобиля |
Раньше при условии, что водитель, ставший жертвой аварии, не является собственником, страховые компании отказывали пострадавшим в прямом возмещении средств.
На сегодняшний день данное ограничение не следует, а потому вы можете обращаться в страховую компанию по интересующему нас вопросу независимо от того, являетесь ли собственником автомобиля. |
Соответствующая требованиям справка | Согласно нормативам в области автогражданского страхования, существует только одна справка, которая даст вам право на урегулирование страхового случая путем прямого возмещения убытков по ОСАГО. Речь идет о форме № 748. Ее нужно будет предварительно получить в ГИБДД. |
Возможно возмещение без вызова инспектора ГИБДД при аварии |
Оформив на месте аварии Европротокол, вы также имеете право на получение компенсации в интересующей нас форме, при условии, что:
|
Только учитывая все нюансы, вы можете добиться поставленной цели. Рекомендуем вам всегда соблюдать правила во время движения по дороге, так как только будучи пострадавшей стороной, вы сможете рассчитывать впоследствии на денежную выплату от страховщика
Заключение
Прямое возмещение ущерба, полученного в ходе аварии, в рамках страхования ОСАГО возможно лишь при соблюдении определенного ряда условий.
Тонкости закона в этом отношении действительно стоит учитывать, так как их немало, а ваша конечная цель имеет действительно серьезное значение, как минимум с материальной точки зрения, так как в ходе аварии пострадало ваше средство передвижения, требующее теперь ремонта. Чтобы не платить за него из своего кармана, изучите все правила, и действуйте согласно им.
Видео – Прямое возмещение убытков по ОСАГО
Источник: https://yr-expert.com/pryamoe-vozmeshhenie-ubytkov-po-osago/
Что это такое прямое возмещение убытков по ОСАГО
После произошедшего дорожного происшествия, застрахованные граждане обращаются в страховые компании для получения возмещения. Выделенные средства пойдут на восстановление здоровья или ремонт пострадавшего автомобиля.
Но у полиса обязательного страхования имеются правила, относительно которых, условия оплаты, а точнее, тот к кому нужно за ними обращаться, строго установлены.
Следовательно, чтобы получить средства для ремонта, пострадавший должен знать к какому страховщику он должен обращаться для получения возмещения по автогражданской ответственности.
Ведь обстоятельства аварии могут быть разными, а обращение не к той компании, отнимет время на подачу заявления.
В этой статье мы постараемся понять, что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО, порядок и условия выплаты компенсации при наступлении ДТП, а также в когда пострадавшему надо обращаться к страховщику за получением денег или направлением на ремонт.
Что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО
Все привыкли что компенсации за ущерб по «автогражданке» водителей осуществляет тот страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего урон. То есть, обязательная компенсация при ДТП полагается потерпевшему со стороны виновника происшествия.
Но попав в аварию по ОСАГО, возместить ущерб после ДТП может не только страховщик виновной стороны, но и уже знакомая пострадавшему страховая организация, где он защитил свою ответственность. Следовательно, за причиненный вред будет платить не виновник происшествия и компания, защищающая его интересы, а компания пострадавшего страхователя.
Прямое возмещение ущерба по ОСАГО – это и есть тот самый случай, когда после ДТП выплачивает компенсацию «своя» организация. Но порядок выплаты страхового возмещения таков, что обращаться за ним в свою защищающую компанию разрешено только при определенных обстоятельствах.
Порядок возмещения
Понятие ПВУ в страховании появилось лишь в 2014 году, а до этого момента, после автокатастрофы дождавшись решения о признании вины водителя, потерпевший был вправе сам определять компанию, которая осуществит возмещение вреда по ОСАГО. Теперь же, требований о прямом возмещении, стороны, защищающие виновников ДТП, не принимают, поскольку только страховщик пострадавшего обладает полномочиями на выплату подобной компенсации.
Необходимые условия для непосредственно прямого урегулирования убытков по ОСАГО в 2020 году таковы:
- При оформлении дорожно-транспортного происшествия, в протоколе указали что в автокатастрофе повредилось исключительно имущество, а именно два автомобиля (инициатора и пострадавшего);
- У потерпевшего нет травм, подлежащих лечению, а значит, его здоровье не пострадало;
- Оба участника автокатастрофы защитились ранее по «автогражданке» и их полисы действительны;
- Доказана виновность лишь одного водителя, а об обоюдной вине не может быть и речи.
Если этот порядок возмещения ущерба при ДТП по ОСАГО соблюден, то страхователю надо направиться к своему страховщику. Сначала нужно оповестить организацию о случившемся, а потом в течение 5-10 дней обратиться туда же с письменным заявлением о выплате ПВУ.
Приняв ваше заявление, страховщик обязан оповестить вас в письменном виде о принятом решении. Если отказ в выплате не последует, то автомобиль направят на экспертизу, где и будет установлен размер суммы страховой компенсации.
Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО
Итак, при транспортном происшествии подавать запрос о выплате ПВУ надо именную в свою страховую, поэтому оно и называется прямым. Действующие правила говорят о том, что обращаться к страховщику, осуществившему прямое возмещение нельзя, если до этого подобное заявление было подано в компанию виновного водителя.
Значит, порядок возврата строго регулируется на законодательном уровне, и сам страхователь должен его соблюдать. В первую очередь, для возмещения убытков по автострахованию следует направить заявление страховщику.
Компания, которая возмещает ущерб по ДТП должна принять от страхователя следующие документы:
- Заявление, в котором описываются обстоятельства автокатастрофы и просьба о выплате денег на ее устранение. Ее можно заполнить в произвольной форме или скачать на официальном портале страховой компании и заполнить ее необходимыми сведениями;
- К заявлению прилагаются справки полученные от сотрудника ГИБДД и бланк извещения об аварии;
- Извещение должно быть заполнено обеими сторонами автокатастрофы с указанием точных паспортных данных виновника;
- Страхователь предоставляет документ о регистрации ТС (ПТС или СТС), гражданский паспорт, водительское удостоверение и сам бланк «автогражданки».
Заключение соглашения
Договор о прямом возмещении убытков по ОСАГО изначально заключается между страховой организацией РСА. Согласно этому соглашению, соблюдаются условия выплаты страхового возмещения, регулируются спорные случаи, проводятся расчеты страховых выплат и тому подобное.
Профессиональный Союз Автостраховщиков позволяет пострадавшей стороне в ДТП получить выплату, когда прямое возмещение не производится по причине банкротства или отзыва лицензии у организации.
Значит, Российский Союз Автостраховщиков возьмет на себя обязательства страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего и в случае своей ликвидации (банкротства) не в состоянии выплатить компенсацию.
Столкнувшись с подобной ситуацией, страхователю надо направить заявление о компенсационной выплате в РСА приложив перечисленный ранее перечень документов для ПВУ.
От чего зависит сумма
Не имеет значения кто будет осуществлять компенсационные выплаты РСА или страховщик, ведь размер возмещения определяется исключительно экспертной оценкой пострадавшего автомобиля.
Естественно, по большей части, размер компенсации будет зависеть от характера повреждений машины, но, помимо этого, на сумму влияют и другие факторы:
- Территориальная принадлежность автомобиля. Здесь в расчет берется стоимость запасных частей и ремонтных работ относительно определенного региона;
- Продолжительность защиты.
Что делать если выплаты не хватает
Для определения размера компенсационных выплат, страховщики пользуются услугами экспертизы. Но часто, подсчитанные суммы не устраивают потерпевших, поскольку они не способны покрыть весь полученный ущерб.
Конечно, страхователь вправе самостоятельно определить размер компенсационной выплаты с помощью специальных калькуляторов для расчета возмещения при ДТП. Но страховщики не примут такой расчет во внимание, поскольку необходима именно экспертная оценка.
Но в таком случае пострадавший водитель вправе обратиться к независимой экспертизе и на основе составленного акта оценки ущерба, требовать от компании соответствующего возмещения в том числе и покрытие расходов за услуги оценщика.
Когда платить должен виновник
Согласно закону о возмещении ущерба по ОСАГО, страхователи вправе получить не более 400 000 рублей за причиненный имуществу вред. Компания, защищающая водителей не может обеспечить выплатой компенсации больше установленной суммой. Значит, если ущерб все же превышает лимит, остальную часть надо требовать с виновника. Происходит это в судебном порядке.
Ситуаций, когда за нанесенный урон должен платить виновник, а не компания потерпевшего следующие:
- Страховая компания не заключала соглашения с РСА о ПВУ (надо обращаться в компанию инициатора аварии);
- У виновника автокатастрофы нет страхового полиса или он был недействителен в момент совершения ДТП;
- Размер ущерба превышает установленный законом максимум на выплаты компенсаций по имущественному вреду.
Отличие альтернативного ПВУ от безальтернативного
До 2014 года у страхователей, попавших ДТП и желающих получить возмещение была возможность выбора одно из двух вариантов обращения. То есть компенсация выплачивалась на усмотрение потерпевшего в своей страховой или в компании виновника. Такой способ назывался альтернативным ПВУ.
Альтернатива выбора упразднена, возмещение стало безальтернативным, но страхователь все также может обращаться к обеим сторонам защиты. Но стоит заметить, что у безальтернативного возмещения убытков есть правила, нарушение даже, одного из которых, поспособствует направлению пострадавшего водителя к защитнику инициатора катастрофы за выплатой компенсации.
Какие нужно предоставить документы
Обращаясь в установленный срок за выплатой денег, потерпевший должен принести с собой определенный пакет документов, поскольку нехватка какой-либо справки может стать причиной отказа в выплатах.
Заполнив бланк заявления о выплате страхового возмещения, страхователю надо прикрепить следующие документы:
- Бланк извещения о произошедшей автокатастрофе, заполненный обеими сторонами происшествия;
- Копия справки об отсутствии или наличии протокола об административном нарушении;
- Документы на машину (паспорт, регистрационное свидетельство);
- Дубликат бланка страховки, паспорта и водительского удостоверения;
- Квитанции об уплате различных услуг (эвакуатора, аварийного комиссара, штрафстоянка и т. д.)
- При необходимости предоставляется доверенность на человека, выступающего от лица потерпевшего.
Когда не придется рассчитывать на ПВУ
Как известно, страховые компании по многим причинам могут отказать в возмещении. Иногда эти причины вполне законны, а бывает и наоборот. В подобных ситуациях страхователю надо отправится в суд предоставив справку об отказе в компенсировать вред.
Но стоит заметить, что отказ в ПВУ по автострахованию, не означает что потерпевший ничего не получит. Следовательно, получив отрицательное решение по выплате, страхователю нужно направить те же документы в организацию защищающую виновника происшествия.
Если водитель получает отказ в ПВУ от своей страховой компании, значит обстоятельства происшествия не соответствуют одному или нескольким требованиям:
- Невозможно определить виновного. Обстоятельства ДТП таковы, что сотрудник ГИБДД неспособен установить полноценную невиновность обратившегося за компенсацией водителя, а значит это будет устанавливаться судом;
- Есть жертвы. В автокатастрофе пострадало здоровье водителя;
- Разногласия. Неверно заполненные документы или споры сторон о виновности;
- Повторное обращение за выплатой. Заявление о ПВУ не примут в «своей» страховой если ранее подобное заявление было подано в компанию инициатора аварии;
- Ущерб имуществу кроме автомобиля. При повреждении техники, антиквариата, интеллектуальной собственности и других предметов, не относящихся к автомобилю.
Судебная практика
Автомобильные катастрофы по большей части спровоцированы одним из участников движения. То есть, сказать наверняка что виновны в аварии оба водителя довольно трудно. В судебной практике встречаются дела, когда ДТП происходят и бесконтактным путем, один водитель пострадал от нарушения правил другого пассажира.
Например, водитель автомобиля А ехал по своей полосе соблюдая правила дорожного движения, но навстречу ему выехала машина В, из-за неровности (ямы) на дорожном полотне. Чтобы избежать столкновения водитель машины А вывернул руль и ушел в кювет перевернувшись. В этой ситуации однозначно виновен водитель автомобиля В, но страховщик определил такой случай бесконтактным.
Говоря проще, пострадавшему водителю было отказано в ПВУ, поскольку катастрофа произошла без физического касания автомобилей, а в законе об ОСАГО говорится что прямое урегулирование возможно при автокатастрофе, произошедшей в результате взаимодействия автомобилей, при их непосредственном контакте.
В таком случае ВС РФ постановил обратиться пострадавшему в компанию инициатора происшествия, будет отказано только в ПВУ, а не в компенсации.
Источник: https://InsureKind.com/osago/pryamoe-vozmeshhenie-ubytkov-po-osago-chto-eto-za-poryadok-i-usloviya-vyplaty-kompensatsii
Что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО
Процедура выплат пострадавшим в ДТП упрощена, они вправе рассчитывать на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Для этого им достаточно обратиться в свою СК (страховую компанию, где приобретался полис автогражданки).
Не все автовладельцы знают, как это действует на практике, какие условия должны быть соблюдены, какими правами и обязанностями законодатель наделил стороны.
Суть прямого возмещения убытков (сокращенно ПВУ) заключается в том, что при соблюдении определенных условий, пострадавший в ДТП обращается за компенсацией ущерба в свою СК. Но это не снимает ответственности с виновника аварии, так как «свой» страховщик, в свою очередь, вправе подавать регрессный иск к страховщику последнего и к нему самому.
Поправки к закону об ОСАГО позволяют автовладельцам прибегать к ПВУ с действующим полисом, вне зависимости от даты его приобретения. Преимущества прямого возмещения для автовладельцев и СК таковы:
- сокращение сроков получения страховых выплат;
- значительно реже занижается размер компенсации;
- уменьшается число судебных исков на виновников ДТП и страховщиков;
- сокращаются затраты СК на ведение дел, связанных с наступлением страховых случаев.
Страховщик виновника также несет ответственность в случаях, когда после подачи заявления на ПВУ впоследствии выясняется, что дорожное происшествие привело к нарушению здоровья пострадавшего.
Отличия безальтернативного ПВУ от альтернативного
Не все автовладельцы понимают разницу между двумя видами ПВУ. Таковое различают 2 видов:
- альтернативное;
- безальтернативное.
В чем различия между двумя этими понятиями? На законодательном уровне прямое урегулирование убытков по полису ОСАГО действует с 2009 года, когда автомобилисту предоставлено на выбор 2 варианта. Один из которых является классическим, т. е. пострадавший обращается к страховщику виновника ДТП. Либо он выбирает альтернативный путь и подает документы на возмещение в свою компанию.
Так как ранее недобросовестные страховщики пользовались двоякой трактовкой нормативного акта, и находили выгодную для себя лазейку, то автовладельцы могли ждать выплат (особенно при значительном размере ущерба) неоправданно долго.
Нередко подобные вопросы решались в судебном порядке.
Именно для защиты прав автовладельцев законодателем с августа 2014 года введено понятие безальтернативного ПВУ, которое возлагает обязанность по возмещению ущерба только на СК держателя полиса.
Необходимые условия
Казалось бы все понятно, но не все не так просто. Для того чтобы претендовать на ПВУ, необходимо соблюдение ряда обязательных условий. Данное возмещение возможно в случаях, когда:
- повреждения транспортными средствами получены непосредственно в ДТП;
- в дорожном происшествии принимало участие 2 (с 2018 г. — 3-х и более автомобилей, норма действует с сентября 2017 г.);
- у участников аварии в наличии действующие полисы ОСАГО, в противном случае (если документ просрочен или отсутствует) ущерб возмещается в судебном порядке виновником происшествия;
- вред нанесен только автомобилям, а не иному имуществу, отсутствуют пострадавшие лица;
- каждый из страховщиков лицензирован и между ними заключено Соглашение о ПВУ.
Согласно ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО», только соблюдение этих условий в совокупности дает право на ПВУ, для чего пострадавшему надлежит представить в СК все необходимые документы, в том числе протокол из ГИБДД и т. д. Если же хотя бы один из перечисленных пунктов будет не соблюден, то придется действовать по предыдущей схеме, то есть обращаться в СК виновного лица.
Случаи, когда прямое урегулирование невозможно
В определенных ситуациях страховщик вправе отказать потерпевшему в компенсационной выплате, и данное решение не будет идти в разрез с действующим законодательством. Подобное может случиться по причине:
- отсутствия у виновника дорожного происшествия действующего полиса ОСАГО;
- нанесения ущерба не только ТС, но и иному имуществу, в частности, зданиям, сооружениям, антиквариата, ценных бумаг, печатных материалов, рукописей, предметов религиозного направления и др.;
- ранее поданного пострадавшим заявления в СК виновника аварии;
- некорректного оформления необходимых документов для ПВУ при оформлении аварии без вызова сотрудников ГИБДД (по упрощенной схеме);
- наличия разногласий между сторонами (виновником и потерпевшим);
- управления транспортным средством учеником во время его совместной поездки с инструктором;
- нанесения в ДТП ущерба ТС при участии последнего в автогонках, проведении тест-драйвов, иных аналогичных мероприятий;
- нарушения виновником ПДД, повлекшим за собой судебные разбирательства;
- непредставления пострадавшим авто для проведения экспертизы;
- несвоевременного уведомления страховщика о дорожном происшествии;
- наличия пострадавших в ДТП людей.
При урегулировании вопросов, связанных с ПВУ, не исключено присутствие иных оснований для отказа, но все они должны быть законны. При возникновении спорных ситуаций, когда пострадавший считает отказ в страховой выплате неправомерным, ему надлежит обратиться с иском в суд, решение которого будет окончательным.
Порядок ПВУ
После дорожного происшествия пострадавшему надлежит сразу поставить в известность о данном факте свою СК. Авария оформляется с участием ГИБДД или по Европротоколу.
Для подачи в СК заявления о страховой выплате предусмотрен 5-дневный срок. В заявлении необходимо максимально полно изложить информацию о страховом случае, с точным указанием даты, времени и места ДТП.
Потерпевший обязан предоставить поврежденное в ДТП авто представителям компании для оценки ущерба. Данное обстоятельство не отменяет возможности проведения экспертизы независимой. Последняя проводится за счет страховой компании, выданное независимым экспертом заключение может потребоваться при возникновении разногласий.
Выплата возмещения может предоставляться в натуральной и денежной форме. В первом случае поврежденное транспортное средство направляется на СТО, ее выбор предварительно согласовывается с потерпевшим.
Согласно правовым нормам, на ремонтные работы отводится не более месяца (30 рабочих дней).
Если же по тем или иным причинам возмещение в натуральной форме невозможно, страховщик выплачивает денежную компенсацию.
Что касается непосредственного размера компенсационной выплаты, то он напрямую зависит от ряда факторов, основными из которых являются:
- износ транспортного средства;
- лимиты на возможные выплаты (предельный порог составляет 400 тыс. рублей — при нанесении ущерба имуществу, 500 тыс. руб. – при нанесении вреда здоровью человека/людей)
При обращении в СК помимо заявления необходимо подготовить определенную документацию, о которой речь пойдет ниже.
Пакет документов
Отметим, что для оформления прямого возмещения ущерба к заявлению прилагается пакет документов. Среди них:
- заполненное извещение о дорожном происшествии, бланк которого передается вместе с полисом ОСАГО (заполняется обеими сторонами), вся изложенная в нем информация должна быть достоверной;
- регистрационное свидетельство, либо паспорт автотранспортного средства;
- паспорт гражданина РФ (автовладельца, или его законного представителя при наличии доверенности);
- первичные документы (их копии), которые оформлялись на месте аварии (постановления, протоколы, определения);
- платежные документы (квитанции, чеки), способные подтвердить понесенные потерпевшим расходы, связанные с дорожным происшествием, например, оплата услуг эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Если владельцем ТС является юридическое лицо, тогда к упомянутому перечню прикладывается путевой лист.
Все передаваемые бумаги перечисляются в составленном реестре/акте, на котором страховщиком делается отметка о получении.
Теперь мы разобрались, что такое ПВУ в ОСАГО. Подводя итоги сказанному ранее, отметим, что водителям и автовладельцам нужно проявить больше требовательности при выборе СК. При возникновении спорных ситуаций, на помощь всегда готов прийти опытный автоюрист.
Источник: https://strahovoy.online/vozmeshhenie/pryamoe-vozmeshhenie-ubyitkov-po-osago.html
Прямое возмещение убытков
ПВУ – прямое возмещение убытков, означает: если вы – потерпевшая в результате ДТП сторона, то вы имеете полное право обращаться за выплатой в свою страховую компанию, с которой вы заключили договор ОСАГО.
Однако повернувшись лицом к автомобилисту, закон ограничил применение прямого возмещения убытков рядом обязательных обстоятельств, которые должны «совпасть» в условиях дорожно-транспортного происшествия. Если ваш страховой случай исключает хотя бы один из нижеперечисленных пунктов, воспользоваться прямым возмещением убытков в своей страховой компании вы, к сожалению, не сможете.
- Вы направляете заявление о возмещении убытков вашему страховщику только если:
- 1) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договорам ОСАГО;
- 2) в результате ДТП вред причинён только имуществу, но никак не жизни и здоровью участников инцидента;
- 3) обоюдная вина участников ДТП не зафиксирована;
- 4) у страховщика виновника ДТП имеется действующая, не отозванная лицензия ОСАГО.
- Рассчитывать на прямое возмещение ущерба по ОСАГО не придётся, если:
- Заявление о страховом случае уже подано в страховую компанию виновника ДТП.
- Вы и виновник аварии воспользовались процедурой упрощенного оформления ДТП без вызова ГИБДД, но некорректно или не полностью заполнили оба экземпляра Извещения или у вас имеются разногласия об обстоятельствах ДТП и характере повреждений.
- Вы добиваетесь только возмещения морального вреда или упущенной в результате ДТП выгоды, вреда окружающей среде.
- ДТП произошло в ходе соревнований, испытаний или учебной езды.
- Вред причинён антикварным предметам, ценным бумагам, предметам религиозного характера или произведениям интеллектуальной собственности (книги, рукописи).
- Факт нарушения правил дорожного движения, повлекшего ДТП, оспаривается в суде.
- Вы несвоевременно уведомили страховщика о наступлении страхового случая.
- В некоторых других случаях, предусмотренных соглашением членов РСА.
Механизм получения выплаты по правилу ПВУ прост: от вас требуется только предоставить полный комплект необходимых документов и получить направление на независимую экспертизу.
Если с документами всё нормально и ваш страховщик получил положительное решение на выплату от страховой компании виновника ДТП, то деньги переводятся на счёт, указанный в соответствующем заявлении. Все дальнейшие действия обладателя электронного полиса ОСАГО не касаются – страховщики сами разбираются между собой. Но в каждой системе есть свои нюансы.
У страховщиков возникает соблазн с большей охотой регулировать небольшой ущерб, а в случае крупных выплат находить повод направлять клиента по старому маршруту – в компанию виновника ДТП.
Стоит так же иметь в виду, что:
1) Невозможность урегулировать убыток по прямому возмещению часто связана с ситуацией, когда представляемые потерпевшим документы содержат неточности и ошибки, что приводит к отправке недостоверной информации страховщику и, как следствие, невозможности урегулировать страховой случай по прямому возмещению.
2) В соответствии с поправками, потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику за выплатой по ОСАГО в рамках прямого возмещения независимо от того, указан он в качестве страхователя или нет в полисе. Ранее несовпадение страхователя и собственника в полисе ОСАГО являлось причиной отказа в прямом урегулировании.
3) Ещё одно дополнение, которое необходимо знать автовладельцам. Единственной формой справки из ГИБДД, соответствующей требованиям Правил ОСАГО, т.е. справки, которая представляется в страховую компанию в пакете документов для урегулирования страхового случая, является форма 748, утвержденная Приказом МВД РФ.
4) В случае, если в результате ДТП ущерб нанесён только имуществу в размере не более 50 тысяч рублей, в ДТП участвуют не более двух транспортных средств, гражданская ответственность их владельцев застрахована, а условия и обстоятельства ДТП не вызывают разногласий, тогда возмещение по ОСАГО можно оформить без вызова инспектора ГИБДД.
Совет Сравни.ру: Кто бы ни был виновником в аварии, оставайтесь человеком. Первым делом помогите пострадавшим людям. После улаживания формальностей, обязательно обменяйтесь контактами.
Источник: https://www.Sravni.ru/osago/info/pryamoe-vozmeshenie-ubytkov/
Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов
С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Запомните:
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Всё.
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.
Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.
Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.
Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.
ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.
Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.
Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.
Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.
Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.
Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.
Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
- за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
- за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
- за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.
Источник: https://journal.tinkoff.ru/slozhno/osago-plenum-vs/