Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе

Наказания, для лиц служащих на военных основах, регламентированы уголовным, уголовно-исполнительным (процессуальным) законодательствами.

Где определена система наказаний, порядок ареста, содержание, а также смягчающие обстоятельства, отсрочка или замена взысканий, применяемых к военнослужащим различного ранга.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Скрыть содержание

Общие положения и принцип действий урегулированы 5 ст. УК, а непосредственно наказания, включены в 44 ст. УК. Данные предписания применяются на общих основаниях или обуславливаются спецификой военной службы.

Виды наказаний

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексеОпределённо изложенной системы взысканий для военнослужащих нет, но УК приняты нормы ограничений, заключений в дисциплинарной боевой части и другие положения регламентирующих процессы, связанные с военнослужащими.

Различают взыскания по характерным направлениям:

  1. Общий порядок;
  2. Особый порядок.

Универсальным характером для всех военнослужащих являются следующие взыскания:

Ограничения изложены в 51 ст. УК, а порядок содержания — в 55 ст. УК.

Наказания общего порядка реализуются после увольнения или аннулирования статуса военнослужащего.

УК, в значении общего порядка взысканий, определяется несколько классов для военнослужащих:

Особого порядка

Воинские взыскания – определённый способ принуждений, государственного характера. Назначается исключительно военнослужащим, согласно приговору суда, за учинение преступлений против военной службы.

Представляет собой частичные/полные ограничения, а также лишения прав/свобод военных лиц, в характерных обстоятельствах военной службы.

Перечень некоторых особых видов взысканий:

    Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе
  • ограничения по службе;
  • арест лица, имеющего военную должность;
  • заключение в дисциплинарной боевой (воинской) части;
  • лишение звания (дополнительный мера наказания).

Дисциплинарные

  • Дисциплинарное взыскание – это форма ответственности за неосторожное или умышленное действие, которое не притягивает за собой административное или уголовное обязательство.
  • Применяется в профилактических мерах за нарушение субординации военнослужащим в течение 10 дней.
  • Перечень некоторых выговоров и лиц, к которым они применяются:
Вид взыскания, которое применяетсяРанг военнослужащего
  1. снижение звания на ступень вместе с понижением в должности;
  2. аннулируется увольнительное (в течение 7 дней не разрешается покидать военную часть);
  3. снижение должности воинского лица;
  4. конфискуется значок отличника;
  5. снижение звания на ступень;
  1. матросу;
  2. солдату;
  3. сержанту;
  4. старшине (который находится на службе по призыву);
дисциплинарный (исправительный) арест;
  1. liвоеннослужащие женщинам;
  2. военные несовершеннолетние мужского пола (до 18 лет);
  3. военнослужащие, призванные на сборы, кроме офицеров;
выносится строгий выговор или замечание; всем военнослужащим без исключения
  1. предупреждение о несоответствии;
  2. увольнение со службы раньше срока по невыполнению контрактных условий (кроме курсантов военных профессиональных учреждений образования, высших офицеров);
контрактникам (военнослужащим, которые пребывают на контрактных основах)
  1. Военнослужащий может не привлекаться к дисциплинарному (исправительному) взысканию, если прошёл год после момента его совершения.
  2. Дисциплинарный арест – крайняя мера за нарушение субординации (устава).
  3. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексеИмеется в виду заключение военнослужащего лица под стражу и содержание его в условиях изоляции.
  4. Исправительное (дисциплинарное) заключение имеет аналоги в положениях к административному аресту, но исключением является наложение ареста во внесудебном порядке.
  5. Лица, воинских должностей, на время ареста содержатся на гаупвахтах:
  • корабельных (войсковых);
  • гарнизонных.

Сроки задержания:

  • до 30 дней — при учинении (совершении) одного или нескольких проступков, которые нарушают устав;
  • до 45 дней — при совершении дисциплинарных проступков за время ареста;
  • продолжительность заключения за административное правонарушение (посягание на общественный порядок/безопасность/собственность, правонарушения в области охраны природы/памятников/природных ресурсов/ветеринарно-санитарных правил/питания/финансов и т.д.) устанавливается нормами административного права;
  • частичное или абсолютное суммирование времени ареста — проводится за ряд последовательных нарушений субординации.

Основные положения:

    Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе
  • Допускается поглощение строго взыскания более суровым, за несколько последовательных нарушений.
  • Военнослужащее лицо на момент дисциплинарного заключения может быть исключено из рядов боевой части по причине увольнения со службы.Имеется исключение из положения: признание военно-медицинской комиссией не пригодности к службе.

Лица, имеющие право назначать дисциплинарные взыскания:

  • Судья гарнизонного военного суда.
  • Взыскания, кроме ареста, порядок их снятия и учет находятся в компетенции командиров.

Дисциплинарная воинская часть

  • Локализация в дисциплинарной боевой части – это форма основного наказания, используемая к военнослужащим на срочной службе, но может определятся как альтернатива лишения свободы.
  • В данных обстоятельствах, один день заключения в части приравнивается одному дню лишения свободы, а в общем продолжительность размещения исчисляется — от трех месяцев до двух лет.
  • Назначается следующим лицам:
    Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе
  • служащим военным по призыву;
  • военным на контрактной основе, лицам сержантского и рядового состава;
  • военные, не отслужившие положенный период по призыву, на момент оглашения судебного приговора.

Определение дисциплинарных проступков:

  • за преступления против боевой службы, которые сформированы в особенной части УК применяется 3 — 24 месяца;
  • если личность виновного и степень проступка, дают возможность заменить заключение (сроком меньше 24 месяца) на локализацию обвиняемого военнослужащего в дисциплинарной воинской части на такой же промежуток времени, то есть сроком не более 24 месяца.

Общие положения:

  • Дисциплинарные военно-боевые части находятся удалённо от остальных частей гарнизона и создаются/упраздняются постановлением министра обороны.
  • При заключении, в таких исправительных частях, военные проводят службу в структуре дисциплинарных батальонов и рот.
  • Обвиняемые военнослужащие носят одинаковую форму экипировки, отличительные знаки (независимо от звания/ранга и занимаемого места, полученного за весь период службы), а также получают степень солдата (матроса).
  • Государство обеспечивает личную безопасность обвиняемых лиц, а также неуклонный надзор.
  • Обвиняемые военнослужащие несут только внутренние виды служб (рабочие в столовой, дневальные по роте).

Обвиняемое лицо считается военнослужащим и подчиняются уставу, но период содержания в дисциплинарных частях не засчитывается в общий срок службы. Исключения составляют те лица, которые проявили себя безупречно.

Исправительные части имеют следующие цели:

  • изменение социального поведения обвиняемого лица, имеющее военную должность;
  • Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексе

  • приучение к воинской субординации;
  • учинение осознанного (обдуманного) отношения к служению на военно-боевых основах;
  • исполнение обязанностей и распоряжений по военной подготовке;
  • реализация прав и интересов обвиняемых военных на законных основаниях.

Ограничение по военной службе

Ограничения по военной службе — это форма уголовного взыскания. Отбывание срока проходит в той же части, где военный проходил службу до решения суда.

В таких случаях, несение службы не прерывается, а срок наказания не включается в выслугу лет (при получении следующего воинского ранга/звания).

Отпускные насчитываются и на время ограничений.

Наказание заключается в следующем:

  • удержание (конфискация, изъятие) денежных средств в казну государства на протяжении всего срока;
  • исключение повышения по должности или в воинском звании.

Удержание денежных средств производится:

  • из должностной заработной платы;
  • из заработной платы по воинскому чину/званию;
  • надбавок (помесячных и прочих);
  • из второстепенных (дополнительных) средств.

Размер конфискации, регламентируется судебным приговором, составляет не более 20 %.

Перечень основных положений для учинения ограничений:

  • совершение преступлений, направленных против военной службы/устава;
  • иные преступления, в случае замены исправительных работ.
  1. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексеИзменения в должности, принимаются по решению командира, где учитывается степень проступка и другие факторы, но озвучиваются во время судебного процесса.
  2. Должность может быть заменена в части, где несёт службу обвиняемый или другого боевого отделения.
  3. Отличительные черты ограничений от исправительных работ:
Ограничение по военной службеАдминистративные исправительные работы
Несут только военнослужащие на контрактных основах Назначаются более широким группам
Материальная конфискация не относится к единственному право-ограничению Имеет материальный характер и трудовую основу
Замена взысканий на другие невозможна Замена взысканий с использованием иных факторов воздействия — возможна (допускается)

Стоит различать ограничения по военной службе от взысканий в форме административных исправительных работ.

Ограничения по военной службе распространяется только на военных, которые несут службу на контрактной основе.

Срок наказания

Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания в уголовно-процессуальном кодексеОсновным периодом времени, за который действуют ограничения, колеблются от вида проступка и исчисляется: от трех месяцев до двух лет.

Если ограничение имеет альтернативный характер исправительным работам, то продолжительность определяется нормами, зафиксированными в санкциях конкретных статей особенной части УК.

Военнослужащие имеют ряд наказаний, которые применяются на общих или особых основаниях. Регламентирует данные взыскания в основном уголовный кодекс, где описаны ключевые положения.

За учинение проступков, военные могут быть приняты под арест, отправлены на административные работы, в дисциплинарную часть и т. д.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Источник: https://ug-ur.com/nakazanie/vidy/nakazaniya-voennosluzhashhim.html

50. Ограничение по военной службе как вид уголовного на­казания

Как
видно из содержания ч. 1 ст. 51 УК РФ,
ограничение по военной службе может
назначаться только осужденным из числа
военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту.

К
лицам же, проходящим военную службу по
контракту, отно­сятся граждане,
заключившие в письменной форме контракт
о про­хождении военной службы с
органами Министерства обороны Рос­сийской
Федерации и иными федеральными службами
или ведомст­вами, в которых предусмотрена
военная служба. Следовательно,
военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву,
этот вид наказания
назначаться не может.

Ограничение
по военной службе может быть назначено
на срок от трех месяцев до двух лет.

Характерной
особенностью ограничения по военной
службе яв­ляется то, что этот вид
наказания характеризуется своеобразными
карательными
свойствами.

Главным из
них
можно
признать, что в течение срока
отбывания данного наказания из денежного
содержа­ния
осужденного производятся удержания в
доход государства в размере,
установленном приговором суда, но не
свыше двадцати процентов.
При этом, как видно из содержания ст.

144 УИК РФ, размер таких удержаний
исчисляется из должностного оклада
осуж­денного военнослужащего, оклада
по воинскому званию, ежемесяч­ных и
иных надбавок, а также других дополнительных
платежей.

Установленные
приговором суда удержания должны
производиться со всей суммы месячного
денежного содержания военнослужащего,
вне зависимости от других удержаний,
например, сумм, взыскивае­мых в качестве
алиментов, в счет погашения гражданских
исков и иных
материальных обязанностей.

Вторым
свойством

данного вида наказания можно признать
то, что во время
его отбывания осужденный не может быть
повышен в должности или воинском звании.

К
третьему свойству

карательного характера ограничения по
во­енной
службе относится запрещение зачета
времени отбывания на­казания в срок
выслуги лет, необходимой для присвоения
очередно­го
звания.

В
случае неисполнения приговора суда об
осуждении военно­служащего к ограничению
по военной службе командир воинской
части или подчиненные ему должностные
лица несут ответствен­ность
по ст. 315 УК РФ.

51. Ограничение свободы как вид уголовного наказания. От­личие ограничения свободы от ареста

В
соответствии со ст.

53 УК РФ ограничение
свободы заключается в установлении
судом осужденному следующих ограничений:
не уходить из дома в определенное время
суток, не посещать определенные места,
расположенные в пределах территории
соответствующего муниципального
образования, не выезжать за пределы
территории соответствующего муниципального
образования, не посещать места проведения
массовых и иных мероприятий и не
участвовать в указанных мероприятиях,
не изменять место жительства или
пребывания, место работы или учебы без
согласия специализированного
государственного органа, осуществляющего
надзор за отбыванием осужденными
наказания в виде ограничения свободы.
При этом осужденный обязанность являться
в специализированный государственный
орган, осуществляющий надзор за отбыванием
осужденными наказания в виде ограничения
свободы, от одного до четырех раз в месяц
для регистрации. Установление судом
осужденному ограничений на изменение
места жительства или пребывания без
согласия указанного специализированного
государственного органа, а также на
выезд за пределы территории соответствующего
муниципального образования является
обязательным.

  • Ограничение
    свободы назначается на срок от двух
    месяцев до четырех лет в качестве
    основного вида наказания за преступления
    небольшой тяжести и преступления средней
    тяжести, а также на срок от шести месяцев
    до двух лет в качестве дополнительного
    вида наказания к лишению свободы.
  • В
    период отбывания ограничения свободы
    суд по представлению специализированного
    государственного органа, осуществляющего
    надзор за отбыванием осужденными
    наказания в виде ограничения свободы,
    может отменить частично либо дополнить
    ранее установленные осужденному
    ограничения.
  • В
    случае злостного уклонения осужденного
    от отбывания ограничения свободы,
    назначенного в качестве основного вида
    наказания, суд может заменить неотбытую
    часть наказания лишением свободы из
    расчета один день лишения свободы за
    два дня ограничения свободы.
  • Ограничение
    свободы не назначается военнослужащим,
    иностранным гражданам, лицам без
    гражданства, а также лицам, не имеющим
    места постоянного проживания на
    территории Российской Федерации.

Отличие
ограничение свободы от ареста заключается
в следующем, что при ограничении свободы
осужденный находится в спец.учреждении
без изоляции от общества в условиях
осуществления за ним надзора, а при
аресте он находится в условиях строгой
изоляции от общества.

Источник: https://studfile.net/preview/7271966/page:44/

Ограничение по военной службе — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Уголовные дела — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций » Наказание » Ограничение по военной службе — комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

Ограничение по военной службе – бесплатные ответы юристов онлайн

Содержание

Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.

Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям

Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице.

Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным.

Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.

Применение ограничения по военной службе

Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:

  • применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
  • ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
  • ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.

Удержание денежного довольствия осужденного военнослужащего

Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.

Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу.

Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника.

Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия.

Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка. Так гласит статья 144 УИК РФ.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.

После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ.

В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.

Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.

Пример по применению ст. 51 УК РФ

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М.

похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М.

виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М.

является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/ogranichenie-po-voennoj-sluzhbe.html

Уголовно-исполнительная характеристика наказания в виде ограничения по военной службе

Наказание в виде ограничения но военной службе занимает определенное место в системе уголовных наказаний: оно является более тяжким видом наказания по отношению к исправительным работам и менее тяжким – по сравнению с ограничением свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде ограничения по военной службе применяется только в качестве основного вида наказания.

В ст.

51 УК РФ указывается, что ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Содержание уголовного наказания в виде ограничения по военной службе состоит в лишении, ограничении, замене служебных, материальных и иных прав, законных интересов и обязанностей осужденного. В частности, оно заключается:

  • 1) в самом факте осуждения лица от имени государства;
  • 2) доведении приговора до сведения иных лиц, т.е. в обнародовании приговора;
  • 3) продолжительности наказания, установленном приговором суда в пределах от трех месяцев до двух лет;
  • 4) удержании из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе в доход государства определенной части в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%;
  • 5) невозможности за время отбывания ограничения по военной службе осужденному военнослужащему быть назначенным на вышестоящую должность;
  • 6) лишении возможности осужденному военнослужащему быть представленным к присвоению очередного воинского звания;
  • 7) незасчитывании осужденному военнослужащему времени отбывания ограничения по военной службе в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания;
  • 8) принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую равную в пределах воинской части;
  • 9) принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую равную в связи с переводом в другую часть;
  • 10) принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую равную в связи с переводом в другую местность.

Ограничение по военной службе может назначаться условно (ч. 1 ст. 73 УК РФ). К осужденному к данному виду наказания не могут применяться положения ст. 79 («Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания») и ст. 80 («Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания») УК РФ.

Вопросы, связанные с исполнением, отбыванием уголовного наказания в виде ограничения по военной службе, исправительным и ресопиальным воздействием на осужденного к ограничению по военной службе, регламентируются в уголовно-исполнительном законодательстве (например, в гл. 18 «Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе» УИК РФ, разд. II «Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе» Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Минобороны России от 29.07.1997 № 302).

Источник: https://studme.org/90555/pravo/ugolovno-ispolnitelnaya_harakteristika_nakazaniya_vide_ogranicheniya_voennoy_sluzhbe

Уголовная ответственность военнослужащих

  • При совершении деяния (действия/бездействия), запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, человек несет уголовную ответственность.
  • В отечественном уголовном законодательстве, как и во многих законодательствах мира, помимо общих составов преступлений, применимых к любому человеку, есть группы преступлений, совершают которые или в случае наличия определенных полномочий (например, если эксперт пишет заведомо ложно заключение) или если человек находится в определенных условиях (вряд ли можно совершить побег из мест лишения свободы, если человек не осужден и не отбывает наказание).
  • В Уголовном кодексе РФ целая глава посвящена преступным правонарушениям, которые могут совершить только военнослужащие.

Военнослужащий – это лицо, проходящее военную службу по контракту или по призыву (Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Изучив Главу 33 УК РФ можно узнать о всех моделях поведения военнослужащего, признаваемых государством преступными.

В статье 19 Конституции РФ прописано равенство всех перед законом и судом. Поэтому военнослужащие, наряду с лицами, не занятыми на воинской службе, обладают тем же набором прав и обязанностей, что и другие люди.

Однако, как лица, имеющие определенный статус и связанные с ними обязанности по несению военной службы, они дополнительно реализовывают их в ограниченной сфере правоотношений: в сфере подготовки к вооруженной защите и непосредственно в сфере вооруженной защиты, поэтому в случае совершения общественно опасного деяния, касающегося исполнения обязанностей в указанных сферах, подлежат привлечению к ответственности в качестве субъекта преступления против военной службы.

За что бывает уголовная ответственность

Взяв за основу классификации объективную сторону преступления против военной службы, можно разделить их на группы: посягающие на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими, касающиеся уклонения от службы; в отдельные статьи выделены преступления против порядка несения специальных видов служб (караульной, пограничной), против порядка сбережения и использования имущества (умышленное или по неосторожности его повреждение, утрата) и, наконец, преступления, в которых идет речь о нарушении порядка обращения с оружием и с военной техникой.

Рассмотрим преступления, наиболее интересные в силу особенностей признаков их составов.

Неправомерное применение оружия

Оружие выдается военнослужащему для целей осуществления военной службы: обучения и выполнения поставленных задач. Его применение строго регламентировано. Любые другие случаи его применения потенциально общественно опасны и противоправны.

В Главе 33 УК РФ неправомерное применение оружия предусмотрено сразу несколькими составами преступлений, где такое применение расценивается как дополнительный квалифицирующий признак, отягчающий ответственность.

Неправомерным будет применение оружия в случае оказания сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению обязанностей (п. «б» ч. 2 ст. 333 УК РФ); насильственные действия, применяемые к начальнику и не связанные с таким принуждением, закреплены п. «б» ч. 2 ст. 334 УК РФ.

Если военнослужащий, используя оружие, нарушает взаимоотношения между сослуживцами при отсутствии между ними отношений подчиненности, такие действия будут квалифицироваться по п. «г» ч. 2 ст. 334 УК РФ.

Дезертирство

Особый интерес в силу специфики своего состава представляет ст. 338 УК РФ.

Дезертирство – это самовольное оставление части или места службы, преследующее целью уклонение от прохождения военной службы или неявка в тех же целях на службу.

Для верной квалификации деяния должны присутствовать все признаки состава преступления.

  • Объект. Им является порядок прохождения военной службы – именно на эти правоотношения посягает лицо, когда совершает преступление.
  • Объективная сторона. Данный состав преступления формален, то есть для признания его совершенным не нужно факта наступления каких-либо неблагоприятных последствий, как в материальных составах (например, как в убийстве наступления смерти): достаточно лишь совершения действия по оставлению части или места службы. Это действие и будет составлять объективную сторону преступления. При этом продолжительность времени незаконного отсутствия не имеет значения: преступление окончено с момента оставления службы или воинской части.
  • Субъективная сторона здесь – это исключительно умышленная вина плюс особая целью совершения преступления. Умысел – как прямой, когда виновный осознает общественную опасность своих действий в виде неблагоприятных последствий (факт свершения которых, однако, не требуется для признания преступления оконченным), и желает их наступления, так и косвенным, когда виновный допускает или безразлично относится к их наступлению.

Кроме того, субъективная сторона, исходя из диспозиции нормы, характеризуется еще одним обязательным признаком, который играет важную роль при возникновении спорных моментов квалификации, а именно целью.

Военнослужащий, совершающий преступление, хочет уклониться от прохождения военной службы либо не явиться на службу. Для установления наличия состава преступления факт доказанности этой цели обязательна.

Субъект: исключительно лицо в статусе военнослужащего.

Предусмотрены и квалифицированные, более серьезные с точки зрения уголовного права, виды деяния: совершенные с оружием, доверенным по службе; по предварительному сговору группой лиц /организованной группой.

Примечание к ст. 338 УК РФ устанавливает возможность освобождения от ответственности для впервые совершившего это преступления вследствие тяжелых жизненных обстоятельств.

Неуставное поведение

Ответственность за неуставное поведение зафиксирована в ст. 335 УК РФ. Это нарушение уставных правил, сопряженное с унижением чести и достоинства, издевательством над потерпевшим, которое сопровождается насилием.

Объектов в данном составе два: порядок прохождения военной службы, то есть те правоотношения, на которые посягает нарушитель (основной непосредственный объект) и неприкосновенность личности военнослужащего (сюда можно отнести здоровье, честь и достоинство), являющееся дополнительным непосредственным объектом.

Представляет интерес объективная сторона. Выражается она в обязательной совокупности следующих признаков:

  • нарушение уставных правил;
  • отсутствие подчиненности между правонарушителем и потерпевшим;
  • унижение чести и достоинства или издевательства над потерпевшим либо факт насилия.

Действиями, выражающими объективную сторону преступления, могут являться, например, издевательства одних военнослужащих над другими, принуждение потерпевших совершать унизительные для них поступки, в том числе сексуального характера. Все эти действия обычно сопровождаются применением насилия.

Субъективная сторона характеризуется исключительно прямым умыслом: лицо, совершающее преступление, осознает, что нарушает порядок поведения, закрепленный в уставе, и желает этого.

Части 2 и 3 статьи предусматривают ответственность за квалифицированные виды этого деяния, ужесточая при этом санкции за его совершение.

Виды уголовных наказаний

Помимо основных видов наказаний к военнослужащим в силу специфики правового поля, в котором совершаются преступления против военной службы, применимы такие наказания, как:

  • ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ);
  • содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ);
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

Ответственность в виде ареста

Арест это строгая изоляция от общества, назначается на срок от одного до шести месяцев. Отбывается на гауптвахте (гарнизонной или войсковой).

Наказание усугубляется тем, что срок его отбывания не засчитывается в срок службы и выслугу лет, что в конечном итоге оказывает большое влияние на присвоение воинских званий и дальнейшее продвижение виновного по служебной лестнице.

Во время срока ареста осужденного нельзя перевести на новое место работы и уволить с воинской службы.

Содержание в дисциплинарной воинской части

Это наказание, как и арест – основное и может применяться отдельно на срок до двух лет, в зависимости от тяжести совершенного деяния. Суть наказания заключается в том, что осужденный направляется в особую дисциплинарную воинскую часть (батальоны или роты, размещающиеся отдельно от других частей гарнизона), где подвергается дисциплинарному воздействию.

Ограничения по военной службе

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотрено такое наказание, как ограничение по военной службе. Оно назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

Суть наказания: осужденный платит из полученного им дохода средства в пользу государства, при этом также, как и в случае ареста, за время отбывания наказания не может повышаться в должности, получить очередное звание. В выслугу лет срок отбывания наказания не засчитывается.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

Признать человека виновным в совершении преступления может только суд.

В случае совершения преступления военнослужащим правосудие осуществляется только военными судами при соблюдении основополагающих для любого судопроизводства во всем мире принципов: законности, независимости судей, уважении чести и достоинства личности, ее неприкосновенности, презумпции невиновности и состязательности сторон, и пр.

Суд выносит решение только после всестороннего и полного рассмотрения дела.

Порядок изъятия имущества у осужденных военнослужащих

Наличие имущества у осужденных и процедура его изъятия регулируется Приказом Министра обороны РФ от 20.10.2016 № 680 «Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (далее – Правила). Когда осужденный прибывает в дисциплинарную воинскую часть уполномоченные лица составляют опись вещей и предметов, находящихся с собой у осужденного.

Такая опись составляется в трех экземплярах (один – для дисциплинарной воинской части, второй – для части, откуда прибыл осужденный, третий для передачи в военную полицию). Далее вещи согласно описи сдаются начальником конвоя, сопровождающего осужденного, в штаб дисциплинарной воинской части для хранения в опечатанном сейфе.

Какие предметы можно иметь с собой осужденным

Осужденные могут иметь при себе лишь ограниченный набор вещей и предметов, содержащийся в приложении к Правилам.

Это закрытый перечень, который, помимо наименований, регулирует их допустимое количество. В него входят:

  • вещи, предназначенные для личной гигиены (мыло туалетное и хозяйственное, зубная щетка и паста, принадлежности для бритья, шампунь, расческа, зеркало);
  • канцелярские принадлежности (конверты, тетради, ручки, карандаши).

В Приложении № 2 Правил указаны предметы первой необходимости и питания, которые можно иметь, приобретать и получать:

  • предметы индивидуальной гигиены (туалетные, безопасные бритвенные принадлежности);
  • одежда (нижнее белье, теплая одежда, головные уборы) и обувь;
  • канцелярская и печатная продукция (альбомы, тетради, книги, газеты, журналы, конверты, марки);
  • табачные изделия;
  • предметы, имеющие отношение к вероисповеданию (крестики, предметы культа).

Как осуществляется контроль за условно осужденными

Контроль за поведением военнослужащих, осужденных условно, осуществляет командование их воинских частей. Военнослужащий периодически появляется к командовании, предоставляет отчет о своем поведении и исполнении обязанностей, которые на него возложил суд. Тем самым командование всегда держит «руку на пульсе», осужденный условно ведет более-менее социально активную жизнь.

Изначально определяется период, называемым испытательным сроком, в течение которого военнослужащего наблюдают, а по его окончании делается вывод о возможности оставления осужденного на условном осуждении. Если осужденный не является к командованию без уважительной на то причины он подвергается приводу.

Примеры освобождения от отбывания наказания

Как и в случае с наказаниями, которые бывают общими для всех субъектов и применимыми только к военнослужащим, так и освобождение от него может быть общим и специальным, назначаемым судом только в случае, если преступник – военнослужащий.

В качестве примера можно привести досрочное освобождение в случае возникновения оснований для увольнения осужденного с военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 174 УИК РФ). Такие основания появляются, если обнаруживаются заболевания, которые делают осужденного негодным к прохождению службы.

В каких случаях бывает досрочное освобождение или замена на более мягкое наказание

Это возможно, если суд, основываясь на материалах, фактических данных, сочтет необходимым и установит:

  • для достижения цели наказания – исправления – осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания;
  • факт полного или частичного возмещения вреда, причиненного деянием;
  • осужденный фактически отбыл определенную часть наказания (размер которой зависит от тяжести преступления). При этом срок фактически реализованного наказания в виде лишения свободы не меньше, чем 6 месяцев.
  1. В обоих случаях, принимая решение об уменьшении негативных последствий наказания для военнослужащего, суд учитывает личность осужденного, его поведение, отношение к труду, учебе и готовности исправления.
  2. В целом, нормы об уголовной ответственности военнослужащих основаны на тех же принципах, решают те же задачи, что и остальные нормы уголовного права, но учитывают при этом специфику объекта и субъекта посягательства, ведь они имеют непосредственное отношение к обеспечению нашей с вами безопасности.
  3. Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5c8cca6dee822b00b38b22b7

Глава 18. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

Статья 143. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

1. В развитие ст. 44 и 51 УК гл. 18 УИК полностью посвящена процедурным вопросам исполнения нового уголовного наказания, применяемого в отношении осужденных военнослужащих. Поэтому гл. 18 УИК по содержанию является также новой, не имеющей аналогов в прежнем исправительно-трудовом законодательстве.

В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры к военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК), а также осужденным военнослужащим той же категории вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

При исчислении сроков и зачете наказания трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы.

2.

Содержание данного уголовного наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре времени не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания.

Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном военным судом, но не свыше 20%.

3. Вместе с тем время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы и надбавки (в частности, на месячные и иные процентные надбавки к окладу денежного содержания военнослужащего, на квартальные и ежегодные единовременные денежные вознаграждения, очередность на квартиру и т.п.).

Отбывание данного наказания также не препятствует предоставлению основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска.

Таким образом, перечень правоограничений данного наказания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

4. Несмотря на то, что при ограничении по военной службе осуществляются указанные удержания и что при зачете оно приравнивается к исправительным работам, эти самостоятельные наказания нельзя считать тождественными. Более того, исправительные работы в силу ч. 1 ст. 51 УК к военнослужащим не применяются вовсе и заменяются ограничением по военной службе.

5.

В целях реализации вступившего в законную силу приговора военного суда порядок исполнения ограничения свободы применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов, а его копия для осуществления контрольных функций в трехдневный срок направляется в военный суд, вынесший приговор. В приказе командира должно быть указано, на каком основании (приговор суда, определение или постановление суда) и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания.

Военный суд в соответствии со ст. 20 УИК осуществляет судебный контроль за исполнением данного вида наказания. Для этого о поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает военный суд, вынесший приговор. К извещению командира воинской части прилагается копия соответствующего приказа.

При осуществлении указанных функций командование руководствуется нормами УИК, а также едиными для всех воинских формирований страны Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации N 302 в 1997 г. (см. комментарий к ст. 5).

За умышленное неисполнение приговора военного суда командир воинской части либо подчиненные ему должностные лица могут нести уголовную ответственность.

Статья 144. Удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего

1. В силу ч. 2 ст. 51 УК из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Однако из текста уголовного закона не ясно, что следует считать денежным содержанием военнослужащего.

Так, на основании ст. 12 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (CЗ РФ. 1998. N 22. Cт.

2331) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания, месячных и иных дополнительных выплат.

К числу последних, в частности, относятся единовременное денежное вознаграждение по итогам года, материальная помощь к основному отпуску, ежеквартальные премии за напряженность службы, ежемесячные процентные надбавки за выслугу лет и др. (для военнослужащих, проходящих службу по контракту), как об этом гласит ст. 23 указанного Закона.

2.

Статья 144 УИК устанавливает, что размер удержания (до 20%) исчисляется из всех денежных выплат военнослужащих.

Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, включаемых в денежное довольствие, из которых также производятся соответствующие удержания (за исключением надбавок, выплата которых предусмотрена за добросовестное исполнение должностных обязанностей).

3. Данное требование об удержаниях не должно распространяться на выплату в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости, поскольку это не денежное содержание, а продовольственное обеспечение.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту.

В частности, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих во исполнение Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», регламентируется Правительством Российской Федерации, Министром обороны и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Об этом говорит и разд. II Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

4. Удержания из денежного содержания осужденных не должны распространяться на иные виды заработка или доходов, получаемых военнослужащими.

Например, на доходы от ведения личного хозяйства, а также на вознаграждения, полученные ими на основании ст.

7 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», допускающей занятие оплачиваемой научной, педагогической и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Статья 145. Перемещение осужденного военнослужащего по службе

1. Из содержания наказания в виде ограничения по военной службе, предусмотренного ст. 51 УК, следует, что в период его отбывания осужденный не может быть повышен в должности и в воинском звании.

Запрет на повышение в должности может порождать определенные неблагоприятные последствия для военнослужащего и после отбытия наказания, поскольку в Вооруженных Силах Российской Федерации возможность получения очередного воинского звания обычно связана с занимаемой по службе должностью.

Сам факт осуждения военнослужащего за совершенное преступление может препятствовать занятию им определенной должности.

В то же время процесс осуждения к ограничению по военной службе не является безусловным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или воинском звании.

Он также не препятствует определенным перемещениям осужденного, осуществляемым соответствующим полномочным командованием в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новые места службы — постоянно или временно.

Однако в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в занимаемой должности.

2.

Военному командованию на основании ст. 145 УИК также предоставлено право по своему усмотрению в порядке службы переводить осужденного на время отбывания наказания на должности, не связанные с руководством личным составом (подчиненными), поскольку он вследствие специфики совершенного преступления не может подавать личный пример в поведении и отношении к службе.

Конкретное решение принимается не только из соображений целесообразности исполнения приговора, но и наличия равноценных должностей в конкретной воинской части; в качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, к примеру, в другой местности. Это тем более важно иметь в виду в силу предусмотренности ст. 32-34 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» разновидностей контрактов, которые могут быть заключены с военнослужащим и которые регламентируются Положением о порядке прохождения военной службы.

В случае перевода на другую должность предусмотренные приговором суда удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся с учетом нового должностного оклада, надбавок и других дополнительных денежных выплат по месту прохождения службы.

3. Военный суд извещается также обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, — для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнением наказания.

Статья 146. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими

1. При исполнении наказания в виде ограничения по военной службе на осужденных в соответствии со ст. 9 УИК оказывается необходимое исправительное воздействие.

Одним из элементов этого воздействия является воспитательная работа, направленная на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, к воинской дисциплине и военной службе, на повышение его образовательного и культурного уровня (см. комментарий к ст. 9).

При проведении воспитательной работы командиром воинской части или по его поручению другими воинскими должностными лицами (например, заместителем командира части по работе с личным составом, командиром подразделения) должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления (см.

комментарий к ст. 15 УК РФ), личность осужденного военнослужащего, а также его поведение и отношение к военной службе.

Например, если военнослужащий во время отбывания наказания допускает нарушение воинской дисциплины или другие правонарушения, не связанные с прохождением военной службы, то воспитательное воздействие должно быть усилено.

Кроме того, воспитательная работа — обязательное средство воздействия на осужденного военнослужащего, поскольку в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы (см. ст. 72, 73, 97, 98, 132, 133, 142, 143 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; ст. 2, 4, 6, 8 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и др. источники).

2.

Осужденный в обязательном порядке участвует как в общих плановых воспитательных мероприятиях, осуществляемых в воинской части (учреждении) по программам командирской, военно-специальной, общественно-гуманитарной подготовки, так и в специальных, предназначенных для него. Формы и методы воспитательной работы, порядок ее проведения и круг ответственных должностных лиц определяются на основе общих требований военного законодательства и ведомственных нормативных актов по данному вопросу командиром-единоначальником.

  • Статья 147. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе
  • 1. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе по смыслу комментируемой статьи возможно в случаях:
  • истечения срока наказания;
  • досрочного освобождения от отбывания наказания.

2.

Согласно ч. 1 ст. 173 УИК отбывание наказания в виде ограничения по военной службе прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Факт окончания установленного судом срока ограничения по военной службе устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания.

Правовым основанием восстановления в полном объеме статуса осужденного военнослужащего является соответствующий приказ правомочного командования, который издается за три дня до истечения срока наказания и копия которого для сведения и проверки его законности направляется в военный суд, вынесший приговор.

3. Основания досрочного освобождения от отбывания ограничения по военной службе предусмотрены соответствующими статьями уголовного и уголовно-процессуального законодательства и продублированы в ст. 172 УИК. Такими основаниями являются отмена приговора с прекращением дела производством (ст. 309 УПК, ст.

172 УИК), условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК), болезнь осужденного (ст. 81 УК), амнистия (ст. 84 УК), помилование (ст. 85 УК) и другие основания, предусмотренные законом. В этих случаях досрочное освобождение осужденного военнослужащего от отбывания наказания в виде ограничения свободы в соответствии с ч. 5 ст.

173 УИК производится в день поступления соответствующего документа, а если документы получены после окончания рабочего дня, — утром следующего дня. Соответственно в эти же сроки должен быть издан приказ командира воинской части о досрочном прекращении исполнения рассматриваемого наказания.

Копия приказа также направляется в суд, вынесший приговор.

4. В соответствии с ч. 7 ст.

173 УИК военнослужащему, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора суда с прекращением уголовного дела, командиром воинской части разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных во время отбывания наказания благ. В документе об освобождении, в данном случае — приказе командира части, осужденному военнослужащему приносятся официальные извинения от имени государства.

Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы

1. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военнослужащих, проходящих службу по контракту (см. комментарий к ст. 174 УИК).

В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г.

военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен: а) в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) в связи с невыполнением им условий контракта; в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска. Кроме того, такой военнослужащий имеет право на досрочное увольнение.

Например, в случае признания его ограниченно годным к военной службе по заключению военно-врачебной комиссии; а также невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу; по семейным обстоятельствам и др.

2.

В случае увольнения со службы военнослужащий утрачивает свой статус и поэтому не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации.

В связи с этим ст. 148 УК устанавливает, что командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе другим более мягким наказанием либо о полном освобождении от такового.

Следует иметь в виду, что нормы УК не предусматривают специальных оснований для замены наказания в виде ограничения по военной службе более мягким наказанием или освобождения от него по причинам увольнения с военной службы (ст. 80 УК говорит лишь о лишении свободы и к этой ситуации неприменима).

Поэтому указанная замена может наступать, например, в результате амнистии (ст. 84 УК) либо помилования (ст. 85 УК). Освобождение осужденного военнослужащего от наказания в рассматриваемых случаях может иметь место по основаниям, установленным ст. 79 УК (условно-досрочное освобождение) или ст.

81 УК (в связи с душевной или иной тяжкой болезнью).

При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит определение по правилам УПК.

3. Вопросам освобождения военнослужащих от отбывания наказания посвящена ст. 174 УИК, а порядок представления к досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким урегулирован ст. 175 УИК.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_129695_glava—ispolnenie-nakazaniya-v-vide-ogranicheniya-po-voennoy-sluzhbe.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector