Наемничество в ук рф — статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Ст. 359 УК РФ регламентирует отношения в обществе в случае, если возникает вопрос о наёмничестве, когда лицо вербуется, агитируется, спонсируется для участия в военном конфликте. Присутствие ст. 359 в законодательстве стало необходимым, поскольку военные конфликты между странами нередки. Подобные отношения складываются и внутри государства. При этом распространённым фактом в военной среде стала вербовка граждан других государств для участия в конфликте на стороне одного из противников. В связи с этим потребовалось определение понятия вербовка, описание наказания, ожидающее вербовщика и наёмника за участие в военных столкновениях.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Наёмник с точки зрения закона

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.

Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:

  • не является его гражданином;
  • не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
  • не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
  • главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.

Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.

Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.

В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:

  • Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственностьносит особую форму;
  • имеет специальный знак отличия;
  • носит оружие открыто;
  • имеет официального руководителя;
  • соблюдает законы войны.

Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.

Вербовка и её признаки

Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.

Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:

  1. Наём на службу для участия в военных действиях.
  2. Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
  3. Агитация людей на подписание подобного договора.
  4. Направление желающих преступить закон на специальные базы.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственностьЧтобы кто-либо был признан виновным в вербовке, необязательно присутствие всех элементов данной деятельности. Доказанность хотя бы одного из них предполагает уголовную ответственность.

Наказание ожидает и лиц, организующих обучение завербованных. При этом в комментарии к статье оговорено, какие действия признаны обучением:

  • психологическая подготовка;
  • работа над физическим состоянием человека;
  • научение пользоваться оружием.

Помощь в получении специфических военных знаний для незаконного участия в столкновениях также названа нарушением закона и наказывается уголовно.

Специфика состава

Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.

  • Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.
  • Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность
  • К материальной награде относят:
  • денежные средства;
  • открытый в банке счёт;
  • просто обещание подобного вознаграждения.

Уголовно наказуемо и финансовое обеспечение, вербовки, обучения, приобретения оружия и других действий, необходимых для найма и содержания наёмника.

Согласно УК РФ, наёмничество может быть представлено в любой форме:

  • организация;
  • обучение;
  • выполнение боевых заданий;
  • материальное обеспечение.

Преступление подлежит наказанию. При этом вид и степень наказания могут быть различными.

Меры наказания

В зависимости от тяжести совершённого деяния, действия, связанные с привлечением к незаконному участию в конфликте или собственно участие в нём, имеют следующие последствия:

  1. Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственностьНаём, финансовая поддержка наёмника, его подготовка могут повлечь заключение на срок от 4-х до 8-ми лет с последующим ограничением свободы до двух лет, хотя последняя часть не всегда применима.
  2. Непосредственно незаконный участник военных действий может потерять свободу на период от 3-х до 7-ми лет с дальнейшим ограничением её на время до 1-го года.
  3. Если для совершения вербовки или её финансирования было использовано служебное положение, наказание усугубляется лишением свободы на срок от 7-ми до 15-ти лет, оплатой штрафа размером до 500 тыс. рублей либо размером, равным зарплате (или же другим доходам) за период трёх лет, а также последующим лишением права свободно перемещаться на время до 1-го года.
  4. Такое же наказание предусмотрено для лиц, которые вербуют или поддерживают несовершеннолетних (до 18 лет) наёмников.

Таким образом, доказанное вовлечение в конфликт лиц, не имеющих законных оснований для участия в нём, осуждаются не менее, а даже более строго, чем само незаконное участие в таком столкновении.

Судебный процесс

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственностьПри задержании человека, чья деятельность расценивается как наёмничество, суду необходимо будет выяснить, действительно ли она была таковой. Поскольку добровольцы и комбатанты также не являющиеся гражданами воюющих государств, но участвующие в войне на законных основаниях, имеют оговорённые государствами права.

При захвате вражеской стороной:

  • они получают статус военнопленного;
  • с ним обязаны обращаться соответственно.

Например, по пилотам самолёта, если они спускаются на парашюте, нельзя стрелять. Им должны предложить сдаться. Наёмник никак не может на это рассчитывать, так как его деятельность однозначно преступна.

Судебные разбирательства по обвинению в статье 359 традиционно происходят без присяжных заседателей. Но, если обвинение связано с частями 1 и 2 настоящей статьи, то по ходатайству обвиняемого возможно присутствие присяжных заседателей на судебном процессе. Обвиняемые по данной статье имеют право на защиту своих интересов адвокатом.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-359

Наемничество: статья 359 ук рф в 2020 году, наказание и уголовная ответственность — Статья УК РФ

Во время ведения боевых действий используются самые разные приемы. К ним относится и такой распространенный сейчас способ как наем солдат за денежное вознаграждение. Согласно УК РФ, наемничество признано противоправным деянием, которое наказывается по всей строгости закона. Об этом термине и его значении мы и поговорим в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

  • +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28
  • Это быстро и бесплатно!

Что такое наемничество

Первые случаи использования данного метода известны еще со времен далекой древности. Он заключается в поиске добровольцев, которые за деньги отправляются воевать в другую страну, то есть мотивами этих граждан выступают не политические или религиозные убеждения, а лишь корыстный умысел.

Наемник в вооруженном конфликте или военных действиях – это лицо, поступившее на службу к какой-то организации за материальное обеспечение. К ним не следует относить тех людей, которые отправляются в зону военных действий по своим рабочим обязанностям, – консультантов, инструкторов и пр.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Эти солдаты отправляются в страны в надежде заработать деньги, но не по каким-то своим мотивам или для исполнения рабочих обязанностей. В настоящее время это очень широко используется США, например, при конфликтах в Ираке или Афганистане.

Краткое изложение сути статьи 359 с ми

В УК РФ существует ст. 359, в которой обозначено данное деяние в качестве правонарушения. Она состоит из трех частей, в каждой из которых определяется состав преступления – наемничества, а также виды мер пресечения, избираемых при этом.

В первой части говорится о противоправности таких действий как финансирование, обучение или подготовка иным способом лиц, отправляющихся в регионы военных конфликтов.

Вторая часть указывает, что иные наказания назначаются при совершении данного злодеяния гражданином с использованием своей должности или по отношению к лицу, которое еще не переступило необходимую возрастную планку в 18 лет.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

В примечании к самой статье объясняется трактовка термина “наемник”. Это лицо, которое участвует в вооруженном конфликте в другой стране, не являясь ее гражданином и не проживая постоянно в ней самой, за определенное материальное обеспечение. При этом подчеркивается, что им не может быть человек, направленный туда по работе.

Под использованием своей должности понимаются любые действия лица, состоящего на госслужбе или работающего в коммерческих организациях, направленные на вербовку или отправление наемников в страны, где проходят боевые действия.

В последней обозначается, что преступлением является и участие самого лица в качестве наемника в каких-либо военных действиях.

Примеры составов преступлений

Единого состава преступлений по этой статье не существует. Все зависит от той части ст. 359, по которой проходит деяние. Основным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, благодаря которым сохраняются мир и благополучие между странами и народами.

Объективной стороной определяются непосредственные действия граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 3 ст. 359 УК РФ «Наемничество»:

  • подготовка солдат к отправке;
  • само участие последних в вооруженных конфликтах;
  • вербовка, то есть поиск подходящих кандидатов для отправки в зону военного конфликта.

Субъективная сторона – это прямой умысел в действиях преступника, а субъект – дееспособный гражданин, который уже переступил возрастную планку в 16 лет.

Внимание! Правонарушение считается оконченным уже в момент начала выполнения всех перечисленных противоправных действий.

Как доказывается вина и причастие к наемничеству

  1. Обязательным признаком того, что преступление имело место, является то, что оно происходило на территории, где происходили боевые действия.
  2. В качестве доказательной базы часто используется тот факт, что гражданин вдруг получил материальное вознаграждение в виде крупной денежной суммы.

  3. Это одно из обязательных условий, при которых вполне реально доказать факт наемничества.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Допустим, некоторые лица хотят отправиться на службу в иностранные легионы. Возможно ли будет в дальнейшем доказать их причастность к этому? Тем более известно, что при поступлении в ИЛ им заменяют имена. При наличии показаний свидетелей, которые будут готовы их предоставить, это будет возможно.

Конечно, следствие обязательно принимает в расчет такие доказательства, как фото- и видеоматериалы, по которым можно установить, что гражданин действительно состоял на службе в ИЛ или какой-либо иной организации, участвующей в военных действиях в другом государстве.

Далее очень важно учитывать, что привлечь к ответственности лицо, которое находится за пределами РФ, будет довольно сложно. Ведь нужно, чтобы этот человек находился на территории того государства, где наемничество считается преступлением.

Важно! Если по окончании службы он получил гражданство другой страны, то привлечь его к ответственности будет невозможно.

Ответственность по статье 359 УК РФ

Наказание будет назначаться в зависимости от обстоятельств происшествия и того, по какой части статьи проходит дело виновника.

Если его обвиняют по ч. 1 ст. 359 УК РФ, то мера пресечения избирается следующая: заключение в тюрьму на период от 4 до 8 лет с ограничением передвижений гражданина на 2 года.

При определении злодеяния по ч. 2 той же статьи гражданина приговорят к заключению в колонию на срок от 7 до 15 лет с выплатой штрафа суммой в 500 000 руб. или з/п за 3 года и ограничением передвижений осужденного на 1-2 года.

В случае определения преступления по ч. 3 ст. 359 УК РФ суд приговаривает лицо к заключению в тюрьму на 3-7 лет с ограничением его свободы на 1 год или без данной санкции.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

В качестве отягчающих обстоятельств происшествия могут выступать мотивы самого гражданина: если он это сделал по причине ненависти к какой-то религии или расе.

Также очень строго наказываются деяния лиц, которые отправились наемниками на стороне террористических организаций.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Факторы, которые могут несколько смягчить меру пресечения:

  • совершение подобного правонарушения по причине тяжелых жизненных обстоятельств;
  • наличие маленьких детей у обвиняемого.

На полную отмену наказания рассчитывать вряд ли придется, но на смягчение – да.

В каком случае ответственность не наступает

  • Ответственность может не наступить в случае, если гражданин находится вне пределов РФ и на территории той страны, где наемничество не рассматривается в качестве преступления.
  • Например, если он поступил в ИЛ и по службе находится на территории Франции, где наемничество – это не правонарушение, то вряд ли удастся привлечь его к ответственности в России.
  • Также ее можно избежать в случае принятия гражданства другой страны, тогда законодательные нормы России уже не будут распространяться на лицо, которое сменило его.

Заключение

Если в некоторых странах наемничество не считается преступлением, то в России, согласно УК РФ, данное деяние считается противоправным и за него могут назначить такие серьезные меры пресечения как заключение в колонию и ограничение передвижений на определенный период. Наказания будут определяться по ст. 359 УК РФ.

  • Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
     
  • +7 (499) 450-39-61
    8 (800) 302-33-28
  • Это быстро и бесплатно!
  • Источник:

Определение наемничества по УК РФ

Содержание

  • Состав преступления по УК РФ
  • Меры наказания
  • Судебная практика

Наемничество – это преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства не гражданской принадлежности, которое не преследует иных целей, кроме извлечения выгоды для себя лично, а также ответственность иных лиц, способствующих увеличению количества наемников методами, указанными в диспозиции статьи УК РФ.

Источник: https://cpd-pskov.ru/kleveta/naemnichestvo-statya-359-uk-rf-v-2020-godu-nakazanie-i-ugolovnaya-otvetstvennost.html

Определение наемничества по УК РФ

Содержание

  • Состав преступления по УК РФ
  • Меры наказания
  • Судебная практика

Наемничество – это преступление, подразумевающее ответственность наемного лица за участие в войнах и иных вооруженных конфликтах на территории государства не гражданской принадлежности, которое не преследует иных целей, кроме извлечения выгоды для себя лично, а также ответственность иных лиц, способствующих увеличению количества наемников методами, указанными в диспозиции статьи УК РФ.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

В комментарии к УК РФ в статье 359 и в примечании к этой же статье в самом кодексе, закреплено понятие наемника, применяемое в российском законодательстве. Данное понятие полностью соответствует международным нормам права и повторяет определение, данное в статье 47 1-го Дополнительного протокола 1977 года к Женевской конвенции.

Нормы международного права не запрещают лицу быть наемником, но указывают, что в случае пленения они подпадают под нормы уголовного права практически во всех цивилизованных странах и не являются носителями статуса «военнопленный».

Исходя из международных документов, солдаты Иностранного легиона французской армии, а также непальских гуркхов британских вооруженных сил не относятся к числу наемников, так как считаются частью армий невоюющих государств.

Состав преступления по УК РФ

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.

Наемничество в УК РФ - статья 359: особенности закона, состав преступления и ответственность

Статья предусматривает как основной состав, предусматривающий наказание по ч.1 ст.

359 УК РФ, так и квалифицированный – совершение преступления (одного или нескольких альтернативных действий, закрепленных диспозицией в части 1 должностным лицом, которое в своей преступной деятельности использует особое положение либо совершение преступления в отношении лица, не достигшего возраста совершеннолетия.

Часть 3 указанной статьи закрепляет ответственность самого наемника за его непосредственное участие в войнах и вооруженных конфликтах. При этом состав преступления образуется уже с момента начала первых активных действий наемника, участвующего в вооруженном конфликте (войне).

Меры наказания

359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.

Информация к размышлению

Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет.

При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

Судебная практика

Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».

Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Больше информации можно получить, задав вопросы в х к статье.

Источник: https://lexconsult.online/7082-sostav-naemnichestva-mery-nakazaniya-sudebnaya-praktika

Наемничество ст. 359 УК РФ Основным непосредственным объектом данного преступления являются

Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.

Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:

  • не является его гражданином;
  • не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
  • не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
  • главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.

Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.

Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.

В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:

  • носит особую форму;
  • имеет специальный знак отличия;
  • носит оружие открыто;
  • имеет официального руководителя;
  • соблюдает законы войны.

Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.

Наемничество ст. 359 УК РФ

релевантные научные источники:

  • Assembler. Учебник для вузов. 2-е изд В. И. Юров | | Учебник | 2003 | pdf | 14.34 Мб
    В учебнике рассматриваются вопросы программирования на языке ассемблера для компьютеров на базе микропроцессоров фирмы Intel. Основу книги составляет материал, являющийся частью курса, читаемого

  • Международное право Вылегжанин А.Н. | Под. ред. Вылегжанина А.Н. М.: — 1012 с. | Учебник | 2009 | pdf | 7.36 Мб
    Содержание учебника в духе традиций научно-педагогической школы МГИМО охватывает базовый понятийно-терминологический аппарат международного права и стержневые проблемы его современного толкования и

  • Энциклопедия народной медицины Мазнев Н.И. | Энциклопедия народной медицины. / Изд. 7-е, испр. и доп. — М.: «Мартин», 2002. — 416 с., [16] л. цв. ил. | Энциклопедия | 2002 | docx | 8.38 Мб
    Энциклопедия народной медицины — объемный труд, выдержавший уже не одно издание и неизменно пользующийся спросом у читателей. Автор собрал и систематизировал более 2000 рецептов народной медицины по

  • Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву Козлова Наталия Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва – 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 15.21 Мб
    Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, начатые в нашей

  • Грамматические варианты в русском языке: когнитивно-эволюционный аспект Попов Сергей Леонидович | Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Харьков — 2015 | Диссертация | 2015 | Украина | docx/pdf | 3.15 Мб

Источник: https://mup-info.com/359-uk-rf/

Наемничество (ст. 359 УК)

Запрещение наемничества содержится во многих международно-правовых документах, прежде всего в Уставе ООН, в котором определено обязательство каждого государства воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Содержание понятия «наемник» впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I «О международном вооруженном конфликте» к Женевским конвенциям о защите жертв войны.

В соответствии с этой нормой под наемником понимается лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наемник не является ни гражданином страны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, он не входит в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является конфликтующей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил. В том же Дополнительном протоколе I указано, что наемник не имеет прав комбатанта, а является военным преступником и подлежит наказанию.

В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников.

Она расширила понятие наемников и отнесла к ним не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и лиц, завербованных для участия в ранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Конвенция 1989 г. сформулировала ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Преступными и наказуемыми она объявила действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения указанных действий и соучастие в их совершении.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов правового регулирования вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации.

Объективная сторона наемничества характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных диспозиций ст. 359 УК форм: а) вербовка, т.е. деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника; б) обучение, т.е.

деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях; в) финансирование или иное материальное обеспечение деятельности наемника, т.е.

предоставление ему денежных средств, иных материальных ценностей, оружия, воинского снаряжения и т.п.; г) использование наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях.

В отличие от первых трех форм объективная сторона использования наемника характеризуется еще одним обязательным признаком — специальной обстановкой совершения преступления — обстановкой вооруженного конфликта или военных действий.

Состав рассматриваемого преступления формальный, оконченным оно является с момента совершения соответствующих действий.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника либо использует его в вооруженном конфликте или в военных действиях, и желает совершить подобные действия.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированный состав наемничества (ч. 2 ст. 359 УК) включает два квалифицирующих признака. Первый состоит в совершении преступления с использованием виновным своего служебного положения.

В этом случае субъект преступления специальный: должностное лицо, государственный служащий, муниципальный служащий или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Вторым квалифицирующим признаком является совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего, т.е.

вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста.

Самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством, содержит ч. 3 ст. 359 УК, где речь идет о действиях самого наемника.

Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями лица, состоящего в его личном участии в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Лицо, завербованное в качестве наемника, принимает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является особая обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, и желает действовать таким образом.

В число обязательных признаков субъективной стороны этого преступления входит специальная цель — получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Это понятие определено законодателем в примечании к ст. 359 УК и практически совпадает с определением, содержащимся в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г.

Согласно этому определению наемником считается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения, не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_28059_naemnichestvo-st—uk.html

Современное наемничество: как его трактует закон в России и в мире

  • Источник публикаци
  • Одно из наиболее известных определений государства гласит, что это организация, монополизирующая право на применение легитимного физического насилия на контролируемой им территории.
  • Сегодня это определение находится под сомнением ввиду наличия частных структур, на законных основаниях эффективно осуществляющих военную функцию там, где государство не считает необходимым или возможным собственное вмешательство.
  • Существование таких структур создаёт условия для размывания самих основ государственного суверенитета, причем одновременно как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
  • Каков же правовой статус наёмников и частных военных компаний в современном мире?
  • Война и государственный суверенитет

C началом эпохи модерна, проявившейся в том числе в виде образования государств-наций, сложилась прямая связь между понятием государственного суверенитета и определением войны. Классическую форму эта связь обрела в определении Карла Клаузевица, согласно которому «война является продолжением политики». Война отныне являлась монополией государства. Одно лишь государство имело право объявлять войну и вести ее силами регулярной армии.

Причем его соперником могло быть только другое государство и его армия. Военные действия, не подпадающие под это определение, соответственно, не могут быть классифицированы в качестве войны. Для их обозначения применяются такие эвфемизмы, как «контртеррористическая операция», «конфликт низкой интенсивности» и т. д.

Этот принцип также стал основополагающим для международного права и оказался зафиксирован в I Женевской конвенции 1864 года и Гаагской конвенции 1899 года, а также в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. После II мировой войны принцип государственной монополии на ведение войны был подтвержден во многих документах.

В их числе — Статья 2 Устава ООН, Нюрнбергское соглашение, договор 1998 года, известный как Римский Устав Международного уголовного Суда, который требует универсальной юрисдикции и разграничивает законную и «незаконную» форму войны, ряд постановлений Международного суда ООН и другие.

  1. Появление частных военных компаний и рост их значения в современных войнах привели к проблематизации этого явления и попыткам ввести его в рамки принятых ранее правовых определений. Правовой статус наемника
  2. Наемничество долго находилось вне поля зрения международного права и только широкий размах, который это явление приобрело в ходе войн, сопровождавших процесс деколонизации на африканском континенте, способствовал его правовой проблематизации.
  3. Наиболее известное определение наемничества содержится в Статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году: «Наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».

Существующее определение рассматривает наемничество в качестве формы преступной деятельности граждан одного государства на территории другого. Категорический запрет на подобного рода деятельность содержался уже в III и IV Женевских конвенциях, принятых, соответственно, в 1929 и 1949 годах.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 года, определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства.

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года категорически запрещает государствам — членам ООН поддерживать действия наемников: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства». Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом. То есть они являются международными преступниками.

На практике, когда дело доходит до конкретных обвинений, квалифицировать то или иное лицо в качестве наемника — весьма сложная задача. Чтобы быть признанным судом в этом качестве, обвиняемый должен полностью удовлетворять сразу всем вышеперечисленным критериям.

В результате суд на основе предоставленных обвинителем материалов должен доказать, что обвиняемый:

был специально завербован в третьей стране, чтобы участвовать в вооруженном конфликте; принимал участие в военных действиях в целях получения личной выгоды; получал материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам такого же ранга; не входил в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.

Помимо технической стороны вопроса, связанной со сложностью поиска и обнаружения доказательств в столь щекотливом вопросе, вышеперечисленные условия сами по себе являются столь ограничительными, что удовлетворить им практически невозможно. Лишь очень незначительная часть лиц, действительно участвующих в международных военных конфликтах, по факту соответствия всем этим формальным признакам может быть признана наемниками.

Практическим доказательством этого тезиса является незначительное число осужденных по соответствующему обвинению лиц. Лучше всего о сложившемся положении сказал один из «солдат удачи»: «наемник, который не может опровергнуть свою принадлежность к этой профессии в суде, достоин того, чтобы быть расстрелянным на месте вместе со своим адвокатом!»

Следует также добавить, что действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от самих Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны. В частности, его не ратифицировали США.

На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России, например, это статья 359 Уголовного кодекса.

Согласно ей, вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Участие в вооруженном конфликте в качестве наемника влечет за собой лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Проблема статуса частных военных компаний

Особенное значение определение правового статуса наемника имеет применительно к ситуации с частными военными компаниями. Современными исследователями было предложено пять специфической особенностей ЧВК, которые отличают эти структуры от других участников вооруженных конфликтов.

Частные военные компании являются официально зарегистрированными корпоративными структурами, что отличает их от частных лиц сомнительного статуса, подряжавшихся в качестве наемников во время африканских войн 1960-х годов.

Эти структуры действуют на международном глобальном рынке, предлагая свои услуги преимущественно иностранным заказчикам, в отличие от охранных агентств, приоритетом которых является поиск заказчика на внутреннем рынке.

В своей деятельности они мотивированы скорее соображениями коммерческой прибыли, нежели политического интереса. Это не предполагает, что ЧВК совершенно игнорируют политический фактор и взаимодействуют с любым клиентом, предложившим самую высокую цену за их услуги, однако по своему происхождению они являются прежде всего коммерческими предприятиями.

Они ориентированы на военный способ разрешения конфликта путем уничтожения или сдерживания противника, что отличает их от правоохранительных структур, которые вынуждены по возможности избегать ситуаций, связанных с применением насилия.

Основным методом работы ЧВК является организованное вооруженное насилие.

Каждый из вышеперечисленных пунктов сам по себе предполагает возможные исключения, но все вместе они предоставляют хороший набор критериев для проверки того, является ли вооруженный негосударственный субъект конфликта частной военной компанией или нет. Представители ЧВК и их адвокаты сходу отметают обвинения в принадлежности своих сотрудников к категории наемников.

Правда, их указания на организованный и открытый характер деятельности не выглядит убедительным. Существует целый ряд препятствий для того, чтобы признать их представителей легальными комбатантами.

Будучи зачастую инкорпорированными в состав ведущих военные действия правительственных сил, они, как правило, все же оказываются не в состоянии удовлетворить всем четырем критериям к комбатантам со стороны III Женевской конвенции (ношение формы, подчинение единому командованию и так далее).

При этом подавляющее большинство современных частных подрядчиков не принимает непосредственного участия в боевых действиях, а лишь осуществляет снабжение и обеспечивают боеспособность армии. И с точки зрения статьи 4 а (4) III Женевской конвенции охранники, строители, шоферы, механики и повара являются «гражданскими лицами, следующими за вооруженными силами, но не входящими в их состав».

Однако многие функции, ушедшие на аутсорсинг частных подрядчиков, носят вполне военный характер. Cотрудники ЧВК управляют беспилотными самолетами Global Hawk и Predator, противотанковыми установками TOW, обслуживают истребители F-117 и бомбардировщики B-2, а также проводят разведывательные операции.

Такие действия, безусловно, являются звеньями в цепи событий, связанных с непосредственным осуществлением военных операций. Соответственно, их исполнители были специально наняты для выполнения военных задач, и, таким образом, все же являются наемниками.

ЧВК и национальное законодательство

На сегодняшний день только в США, Великобритании, ЮАР и Израиле действующее законодательство регулирует деятельность частных военных компаний. К примеру, в Соединенных Штатах, начиная с 2000 года, продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом.
В случае ее получения деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн долларов, подлежат одобрению Конгрессом США. Военные подрядчики, действующие в рамках контракта с государством, как на территории США, так и на территории других стран, по сути являются правительственными агентами, и, таким образом, с точки зрения закона рассматриваются как сотрудников правительственных организаций.

Эта точка зрения значительно упрощает правовое регулирование деятельности ЧВК и обеспечивает их взаимодействие с другими правительственными структурами.

Вместе с тем Рабочая группа по услугам индивидуальной защиты в Ираке, созданная при Государственном департаменте США в 2007 году, сообщала о серьезных проблемах в этой сфере, с точки зрения докладчика, являвшихся результатом несовершенства законодательной базы и практик правоприменения.

Например, хотя на американские ЧВК, действовавшие в Ираке, формально распространялось законодательство США о зарубежной военной юрисдикции, действенный механизм для успешного судебного преследования сотрудников частных военных компаний, фактически отсутствовал вплоть до 2005 года.

Как следствие прорехи в законодательной базе, самим компаниям и их сотрудникам удавалось избежать ответственности за совершенные ими преступления за пределами территории США.

Трехлетний промежуток, пока закон не был пересмотрен для устранения этих недостатков, создал атмосферу «дикого запада», по крайней мере, в восприятии, для охранных компаний в Ираке. В течении этого времени правительственные структуры постепенно стали утрачивать контроль над действиями сотрудников ЧВК, что в итоге привело к череде громких скандалов.

Правовой статус ЧВК
Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста.

С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай.

Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность.

Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК.

Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций.

Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют.

Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.

Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК.

Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.

Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК.

На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями.

То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.

Помимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов.

Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов.

Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.

Литература Коновалов И. П, Валецкий О. В. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 136 с. Адельханян Р. А. Военные преступления в современном праве. М., 2006. Алешин В. В. Наемничество — преступление международного характера // Российский ежегодник международного права, 1998−1999. СПб., 1999. Ананьев В. А. Еще раз о ЧВК: поговорим о нюансах / nvo.ng.ru Серков С. Возможности регулирования деятельности ЧВК / navoine.info Цепков Н. Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования / zakon.ru Частные военные и охранные компании и международное законодательство / milcons.ru Наемники и частные военные компании / web-mistress.livejournal.com

Источник: https://news.rambler.ru/other/42495844-sovremennoe-naemnichestvo-kak-ego-traktuet-zakon-v-rossii-i-v-mire/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector