263 ук рф — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственность

Преступления, совершаемые против безопасности движения, пресекаются и наказываются, потому что они посягают на нормальное функционирование средств транспорта, ввиду чего может последовать причинение вреда здоровью или даже жизни граждан. В исключительных случаях по результатам совершения таких преступных деяний, человек получает вред имущественного, морального и организационного характера.

Особенности расследования преступлений, совершенных на транспорте, также регламентированы законодательством, поэтому этапы расследования и привлечения виновных граждан к ответственности содержатся в законодательных актах, и не могут быть проигнорированы или нарушены.

Преступления, совершенные против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Характеристика правонарушений

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьБлагодаря высокому ритму современной жизни, представить свою повседневную жизнь без транспортного средства практически невозможно. При этом мало кто из людей задумывается о том, что автомобиль является источником повышенной опасности, соответственно, человек постоянно рискует своей жизнью и здоровьем.

  • Как показывает практика, большинство происшествий на дороге с участием транспорта происходят из-за случайного стечения обстоятельств, отсутствия достаточного технического состояния автомобилей.
  • По статистике, причинами транспортных преступлений становятся люди — это отличительная черта таких деяний.
  • Субъектами таких преступлений являются:
  1. Сотрудники организаций.
  2. Гражданские лица, которые прошли специальную подготовку, о чем свидетельствует специальный документ.
  3. Сотрудники, работающие в компаниях, занимающихся обслуживанием транспортных средств.

Внимание! Еще одна отличительная черта такого рода преступных деяний заключается в том, что, как правило, они совершаются из-за бездействия или неосторожности человека.

Конечно, существует ряд деяний, которые совершаются умышленно, к примеру, когда гражданин умышленно приводит тормоза на своем автомобиле в негодность, но такие ситуации встречаются крайне редко и носят скорее исключительный характер.

Транспортные средства, принимающие участие в таких противоправных деяниях, могут быть использованы для личного или общего пользования. Однако вне зависимости от своего статуса, такие средства передвижения могут нарушать безопасность людей под воздействием внутренних и внешних факторов.

Понятие и виды транспортных преступлений

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьМожно выделить несколько основных видов правонарушений, совершаемых в отношении обеспечения безопасности движения транспортных средств. К ним относятся:

  1. Правонарушения, охарактеризованные несоблюдением требований ПДД.
  2. Преступления, охарактеризованные нарушением условий для безопасного функционирования автотранспорта, вне зависимости от вида такого средства передвижения.
  3. Прочие преступления, произошедшие в этой сфере.

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  1. Столкновение двух ТС.
  2. Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  3. Выпадение пассажира из автомобиля.
  4. Переворот транспорта.
  5. Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности.

Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Законодательная база

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьВсе виды действий, которые составляют преступные деяния против безопасности движений транспортных средств, регламентированы в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В частности, из норм этого законодательного акта можно определить основных субъектов, объектов и состава преступления, а также меры ответственности, к которой привлекаются виновные лица.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 27 Уголовного кодекса РФ

Преступления, которые посягают на безопасность движения, эксплуатацию транспортных средств

Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  2. Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  3. Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  4. Административный арест на максимальный срок до полугода.
  5. Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Нарушение правил эксплуатации и движения транспорта

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьВопросы, касающиеся статьи 264  УК РФ, определены отдельным Постановлением Пленума Верховного суда.

Преступное деяние, совершенное виновным лицом, посягает на безопасность использования средств транспорта, — это основной объект преступления. Дополнительным объектом деяния также является жизнь и здоровье человека, который управляет транспортом, является пассажиром или случайным участником ДТП.

Важно! Предмет противоправного деяния — это механическое транспортное средство. Причем нормами этой статьи регламентированы также и автомобили, которые используются не только для передвижения, но и для удовлетворения иных нужд. Скачать для просмотра и печати:

Статья 264 Уголовного кодекса РФ

Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  1. Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  2. Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 266 Уголовного кодекса РФ

Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьОбъект такого противоправного деяния — это безопасные условия, при которых возможна нормальная эксплуатация транспорта.

Объективная сторона противоправного деяния заключается в разрушении и повреждении транспортного средства, что может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Причинение материального вреда в крупном размере, — минимальный размер такого ущерба должен быть не менее 1 000 000 рублей.
  2. Гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью.

Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин

Нарушение предусмотренных законом и заводом-производителем правил эксплуатации автотранспорта или иного вида транспорта, при условии, что такие действия были совершены хулиганами, влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности, размер которой не превышает 300 000 руб.

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Ответственность за противоправные действия

263 УК РФ - Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: состав преступлений и ответственностьОтветственность за такие противоправные деяния установлена в Уголовном кодексе РФ. Этим нормативным актом определены следующие меры наказания:

  1. Штраф.
  2. Принудительные или исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Судебная практика по вопросу

  1. Человек, который находился за рулем автомобиля, выпил достаточное количество алкоголя и, по закону, не мог управлять транспортными средствами, ввиду чего сотрудник ГИБДД составил протокол.
  2. В присутствии двух понятых, водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, однако на суде согласился с предъявленными обвинениями.
  3. По результатам разбирательства, обвиняемому было назначено наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов.

Ответственность за совершение преступления против безопасности движения

Источник: https://PravoNarushenie.com/transportnye/dorozhnoe-dvizhenie/prestupleniya-protiv-bezopasnosti-dvizheniya-i-ekspluatatsii-transporta

Статья 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Полный текст ст. 263 УК РФ с ми. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 263 УК РФ.

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.

1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 УК РФ

1.

Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по обеспечению транспортной безопасности в части охраны безопасности движения и эксплуатации (функционирования) железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде нарушения правил движения или эксплуатации соответствующего транспорта (действие или бездействие) либо отказа лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать данные правила, от исполнения обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (бездействие), общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека и/или ущерба на сумму свыше 1 млн рублей, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать рассматриваемые правила. Это лица, обеспечивающие безопасное функционирование транспорта (диспетчер, лоцман и др.) либо управляющие им или эксплуатирующие его (пилот, машинист, капитан и др.) при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей;

4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Следует обратить внимание, что военные воздушные и водные суда не образуют предмет преступления комментируемой статьи, и нарушение правил их движения или эксплуатации квалифицируется по специальным нормам о воинских преступлениях (ст. 351, 352 УК).

Не относится к составу данного преступления транспорт, выполняющий исключительно технологические функции в рамках какого-либо производственного процесса (внутришахтные или внутрицеховые вагонетки, подъездные пути, не связанные с общей сетью железных дорог и предназначенные исключительно для обслуживания данного предприятия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим — смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О транспортной безопасности» (ст. 1 и др.);
2) ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 2 и др.);
3) ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2, 6, 26 и др.);
4) КВВТ РФ (ст. 3; глава 6 и др.);
5) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
6) ВК РФ (ст. 32, 52, 83 и др.);

7) ТК РФ (ст. 413);

Источник: http://oukrf.ru/st263

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 263–264 УК РФ)

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК). Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Состав преступления — материальный. Для его окончания требуется наступление предусмотренных ст. 263 общественно опасных последствий: — причинение тяжкого вреда здоровью человека (основной состав — ч. 1 ст. 263); — причинение смерти человека (квалифицированный состав — ч. 2 ст.

263); — причинение смерти двух или более лиц (особо квалифицированный состав — ч. 3 ст. 263). Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

Субъект — специальный: лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Предмет преступления — автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Объективная сторона основного состава преступления включает нарушение: 1) правил дорожного движения; 2) правил эксплуатации транспортных средств.

Состав преступления является материальным. Обязательный признак преступления — причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством.

Если лицо, управляющее механическим транспортным средством, находилось в состоянии опьянения, содеянное им образует квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 264 УК).

Смерть человека является признаком особо квалифицированного состава преступления (ч. 3 ст. 264). Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

В случае нахождения такого лица в состоянии опьянения, ответственность будет наступать за преступление, содержащее еще один особо квалифицированный состав преступления (ч. 4 ст. 264).

Признаком особо квалифицированного состава преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК, является наступление смерти двух или более лиц. С субъективной стороны оно совершается по неосторожности (по легкомыслию или небрежности). Субъект — специальный: лицо, управляющее механическим транспортным средством в состоянии опьянения.

В случае нахождения данного лица в состоянии опьянения, ответственность наступает за преступление, содержащее особо квалифицированный состав преступления (ч. 6 ст. 264 УК).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_105016_prestupleniya-protiv-bezopasnosti-dvizheniya-i-ekspluatatsii-transporta-stst—uk-rf.html

Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Дополнительный объект — жизнь, здоровье; факультативный — имущество, экологическая безопасность.

В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой применительно к транспортным преступлениям дробление непосредственного объекта иа основной и дополнительный является искусственным, что следует говорить не о преступлениях с двумя — основным и дополнительным — объектами, а о преступлениях, квалифицированных вторым, более тяжким последствием: если здоровью человека не будет причинен тяжкий вред либо не будет причинена смерть потерпевшему, то не будет и оснований говорить о преступности данных деяний[1] [2]. Однако поскольку рассматриваемая глава УК РФ выделена именно в связи с тем, что объектом указанных в ней преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, и транспортные преступления вошли в эту главу, а не в главу «Преступления против жизни и здоровья», представляется правильным выделение основного и дополнительного объектов.

Предмет преступления — один из видов транспорта, перечисленных в диспозиции ст. 263 УК РФ.

Объективная сторона преступления включает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. К объективной стороне рассматриваемых преступлений не относятся случаи, предусмотренные ст. 271[3] УК РФ, т.е. нарушение правил использования воздушного пространства РФ. Это деяние образует самостоятельный состав преступления, введенный в УК РФ Федеральным законом от 07.11.2011 № 304-ФЗ.

В данной статье предусматривается ответственность за нарушение указанных правил не на всех, а только на перечисленных в ней видах транспорта. Определение того или иного вида транспорта дано в транспортном законодательстве.

Например, железнодорожного транспорта — в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Так, железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (ст. 1). Названный закон дает определение каждого из перечисленных видов железнодорожного транспорта. Например, железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Метрополитен относится к городскому электрическому транспорту. Метрополитен является также видом впеуличного транспорта[3]. К сожалению, до настоящего времени отсутствует нормативный акт, содержащий комплексное регулирование в сфере этого транспорта.

На наш взгляд, по ст. 263 УК РФ могут квалифицироваться случаи нарушения правил безопасности движения и эксплуатации на всех видах внеуличного транспорта, учитывая их близость к метрополитену. Хотя следовало бы указать на это непосредственно в ст. 263 УК РФ, как это было сделано в отношении самого метрополитена (ранее ст. 263 УК РФ не содержала указания на метрополитен).

Такое же замечание относится, например, и к рыболовецкому флоту. Этот флот не является морским транспортом, однако для морских и рыболовецких судов установлены единые правила, обеспечивающие безопасность плавания. В связи с этим можно сделать вывод, что по ст. 263 УК РФ будут наказываться и нарушения правил безопасности плавания на судах рыболовецкого флота.

Аналогично — в отношении другого флота, например, флота, используемого для научно- исследовательских и других работ. Конечно, если предусмотренные ст.

263 УК РФ последствия будут связаны не с нарушением правил безопасности плавания, а, например, с нарушением правил переработки рыбопродукции на рыболовецких судах, то соответственно содеянное будет квалифицировано по другим статьям УК РФ.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта — система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Объективная сторона рассматриваемого преступления содержит указание на отказ определенного в статье субъекта от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Под отказом понимается, например, забастовка. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Рос- [5]

сийской Федерации» забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается. Абзацем 2 п. 1 ст. 52 ВзК РФ установлено, что не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. Понятие «авиационный персонал» дано в абз. 1 п. 1 ст. 52 ВзК РФ.

Диспозиция ст. 263 УК РФ имеет бланкетный характер, она отсылает к соответствующим правилам. Правила могут содержаться в международных конвенциях, подписанных Россией и имеющих прямое действие.

В частности, в Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 г. (МППСС-72), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г.

(СОЛАС-74) и др.

Есть специальные международные организации, разрабатывающие стандарты и рекомендуемую практику в рассматриваемой сфере, которые затем используются и в национальных правилах о безопасности движения и эксплуатации транспорта: Международная организация гражданской авиации (ИКАО)1, Международная морская организация (ИМО)[6] [7] [8] и др.

Российского закона, который содержал бы правовую основу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, нет. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» се нс содержит, он имеет антитеррористическую направленность.

В транспортных уставах и кодексах есть отдельные нормы, имеющие непосредственное отношение к правилам безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, ст. 68 ВзК РФ посвящена подготовке воздушного судна к полетам.

В развитие положений этой статьи и ряда других статей ВзК РФ приняты Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», которые относятся к правилам, о которых идет речь в ст. 263 УК РФ.

Имеется ряд других федеральных авиационных правил, обеспечивающих безопасность полетов и эксплуатации воздушного транспорта.

Четкий перечень правил безопасности движения и правил эксплуатации на транспорте, в том числе и на отдельных видах транспорта, отсутствует. К рассматриваемым правилам могут относиться правила с другим названием, например, правила технического обслуживания, правила перевозки.

Для каждого вида транспорта — свои правила. Так, на железнодорожном транспорте это Инструкция по движению поездов и маневровой работе

4

на железных дорогах Российской Федерации1, Инструкция но сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте[9] [10], Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации[11]. На речном транспорте это, в частности, Правила плавания но внутренним водным путям Российской Федерации[12].

Правила безопасности движения (полетов, плавания), как следует из анализа соответствующих нормативных актов, это правила для машинистов и локомотивных бригад, командиров воздушных судов и членов экипажа, капитанов кораблей и судовой команды, обеспечивающих движение поезда, самолета, судна. Однако указанными лицами во время движения осуществляется и эксплуатация транспортного средства. Вместе с тем эксплуатация может и не быть связана с движением.

Эксплуатация — система мер, обеспечивающих нормальное техническое состояние, сохранность и исправность транспортных средств. Эксплуатация включает проверку технического состояния, техническое обслуживание транспортного средства.

Техническое обслуживание — комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство для предупреждения отказов и неисправностей.

Это регламентный вид работ, выполняется принудительно (в плановом порядке), основные его параметры — количество и наименование видов технического обслуживания, их периодичность.

Правила эксплуатации и технического обслуживания предусматриваются эксплуатационной документацией на транспортное средство (например, Инструкцией по эксплуатации баржи типа МП-500 и т.п.).

Кроме того, правила эксплуатации транспорта могут быть установлены геми же нормативными актами, ч то и правила движения, а могут — и специальным законодательством. К такому специальному законодательству на морском транспорте относится, например, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (принят 4 ноября 1993 г. резолюцией № А.741(18) Международной морской организации), участницей которого является Россия.

Источник: https://studme.org/237215/pravo/prestupleniya_neposredstvenno_svyazannye_narusheniem_pravil_bezopasnosti_dvizheniya_ekspluatatsii_transpor

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК). Количество совершаемых преступлений данного вида относительно невелико.

Однако тяжесть последствий и масштабы крушения поезда, катастрофы самолета или аварии морского судна таковы, что вызывают значительный общественный резонанс, а также тревогу у потенциальных пассажиров, заставляя их отказываться от услуг данного вида транспорта.

Предметом преступления является транспорт конкретного вида — железнодорожный, водный или воздушный (за исключением военных морских, речных и воздушных судов), а также метрополитен. Транспорт в данном случае рассматривается в широком смысле слова.

К нему относятся не только транспортные средства, но и другие механизмы и устройства, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, физически отделенные от него (например, крушение поезда может быть вызвано неправильным переводом путевой стрелки).

Объективная сторона преступления включает:

  • а) общественно опасное деяние, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации транспорта либо отказ от исполнения трудовых обязанностей, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта в случае, когда такой отказ запрещен законом;
  • б) тяжкий вред здоровью человека либо причинение крупного ущерба;
  • в) причинную связь между деянием и последствиями.

Правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта принимаются уполномоченными на то органами государственного управления.

Они регулируют порядок движения и эксплуатацию конкретного вида транспорта. Правила, регулирующие безопасность движения и эксплуатации железнодорожтго транспорта, содержатся в Федеральном законе от 10 января 2003 г.

№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте»*, иных нормативных актах.

Правила, регулирующие безопасность движения и эксплуатацию водного транспорта, содержатся в Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.; Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., а также в российском законодательстве.

Правила, регулирующие безопасность движения и эксплуатацию воздушного транспорта, содержатся в Воздушном кодексе РФ, различных Федеральных авиационных правилах и др.

Применение ст. 263 УК предполагает обязательную ссылку на пункты и статьи нарушенных инструкций и правил. При этом важно указать конкретные технические операции, маневры и иные действия, которые совершило лицо в нарушение указанных правил.

Объективная сторона может быть выражена как действием, так и бездействием, поскольку одни правила нарушаются посредством действия, а другие — бездействия. При совершении преступления путем бездействия необходимо установить, какие действия лицо должно было в соответствии с правилами выполнить для обеспечения безопасного движения, но не выполнило их.

Законодатель дифференцирует ответственность в зависимости от тяжести наступивших последствий: тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1), причинение смерти одному (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Обязательным признаком является причинная связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта либо отказом от выполнения трудовых обязанностей и наступившими общественно опасными последствиями. В случае их наступления необходимо выяснить, какие конкретно нарушения привели к общественно опасному результату и кем они были допущены.

Возможны различные варианты развития причинной связи в зависимости от того, чьи действия стали причиной наступившего результата:

  • а) последствия являются общим (итоговым) результатом всех допущенных нарушений;
  • б) нарушение правил, допущенное некоторыми лицами, обеспечивающими безопасность движения или эксплуатации транспорта, не повлияло на развитие причинной связи;
  • в) вред здоровью или гибель людей наступили исключительно вследствие нарушения правил одним из участников движения.

В первом случае уголовной ответственности подлежат все лица, допустившие нарушение правил; во втором — лишь те, чьи нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями; в последнем—лишь то лицо, чье нарушение находится в причиной связи с наступившими последствиями.

Преступление окончено при наступлении указанных в сг. 263 УК последствий. В ч. 1 сг. 263 УК в качестве последствий указан тяжкий вред здоровью и (или) крупный ущерб. Согласно примечанию к сг. 263 УК крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб. В ч. 2 речь идет о причинении смерти человеку, а в ч. 3 — о деянии, повлекшем смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона. Поскольку определяющим в данном случае является отношение к последствиям, преступление может быть совершено лишь по неосторожности, хотя правила могут быть нарушены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект преступления — специальный: лицо, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Следует иметь в виду, что в управлении движением транспортными средствами на железной дороге, в авиации, на морском и речном транспорте принимает участие множество лиц, выполняющих различные функции (бригада локомотива, экипаж самолета или команда морского судна, работники вспомогательных служб, обслуживающих средства сигнализации, связи и т.п.).

В связи с этим правила безопасности и эксплуатации имеют строго определенного адресата — машиниста локомотива, капитана судна, пилота, лоцмана, штурмана воздушных судов, бортмеханика, диспетчера, дежурного по станции, составителя поездов и т.п.

Уголовная ответственность наступает при условии соответствующего оформления факта выполнения лицом конкретных работ, накладывающих на работника вполне определенные обязанности. Обычно это сопровождается внесением соответствующих записей в специальных журналах, подтвержденных подписью работника.

Таким образом, для установления признаков состава преступления, предусмотренного ст.

263 УК, необходимо ответить на следующие вопросы: каким конкретно транспортом лицо управляло (участвовало в управлении или обеспечивало безопасную работу); какими нормативными актами регламентируются обязанности лица, управляющего таким транспортным средством; какие конкретно предписания правил безопасности движения и (или) эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта нарушены; находится ли данное конкретное нарушение в причинной связи с наступившими последствиями?

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК).

Предметом преступления является любое самоходное механическое устройство, имеющее автономную систему управления, выполняющее основную или вспомогательную функцию перемещения грузов, людей, установленного на нем оборудования или выполнения иных работ, связанных с дорожным движением.

Оно должно обладать конструктивными признаками, перечисленными в Правилах дорожного движения, соответствовать требованиям, предъявляемым для государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ, а также иным нормативным актам, принятым в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[1] и Правилами дорожного движения. К самоходным транспортным средствам, о которых идет речь в ст. 263 УК, относятся все виды механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и конструктивной скоростью более 50 км/час.

Некоторые виды механических транспортных средств (тракторы, дорожно-строительные и т.п. самоходные машины), регистрируемые в органах гостехнадзора, могут иметь конструктивную скорость менее 50 км/час. Не являются предметом данного преступления боевые специальные или транспортные машины, нарушение правил движения и эксплуатации которых образует состав воинского преступления (ст. 350 УК).

Объективная сторона преступления включает в себя общественно опасное действие или бездействие, нарушающее правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, общественно опасные последствия, а также причинную связь между деянием и последствиями. Диспо2

зиция ст. 264 УК, как и ст. 263 УК, имеет бланкетный характер, требующий установления всех признаков нарушения указанных в ней правил.

Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в Правилах дорожного движения, а также в принятых на их основе других нормативных актах.

В случае причинения вреда при эксплуатации строительных, сельскохозяйственных и иных специальных машин, предназначенных для выполнения определенных работ, необходимо выяснить, являются ли указанные механизмы транспортным средством, а также связано ли управление ими с правилами безопасности движения или же с правилами техники безопасности.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст.

264 УК последствия не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 постановления ПВС РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»*).

Преступление окончено при наступлении указанных в ст. 264 УК последствий: ч. 1 и 2 — причинение тяжкого вреда здоровью, ч. 3 и 4 — смерти человеку, ч. 5 и 6 — смерти двум или более лицам.

Обязательным признаком является причинная связь между нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспорта и наступившими общественно опасными последствиями.

В случае их наступления необходимо выяснить, какие конкретно нарушения привели к общественно опасному результату.

Если правила нарушены самим потерпевшим, возможны различные варианты развития причинной связи: а) последствия наступили в силу неправомерных действий и водителя, и потерпевшего; б) нарушение правил потерпевшим не повлияло на развитие причинной связи; в) несчастный случай произошел исключительно вследствие нарушения правил самим потерпевшим, тогда как нарушение правил безопасности движения водителем не связано с причинением вреда. В первом и втором случаях водитель несет ответственность за причиненный вред, в последнем — ответственность водителя исключается.

Субъективная сторона: поскольку вина в уголовно-правовом смысле в данном случае определяется отношением к последствиям, преступление может быть совершено только по неосторожности.

Форма вины по отношению к факту нарушения правил не меняет квалификацию, однако отсутствие вины в отношении нарушения правил означает и отсутствие состава дорожно-транспортного преступления в целом.

Если водителем одновременно нарушено несколько пунктов Правил, необходимо выяснить его вину в отношении каждого нарушения, которое находится в причинной связи с наступившими последствиями.

Субъект преступления — специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Согласно п.

2 указанного выше постановления ПВС РФ субъектом преступления признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Во время учебной езды с инструктором, обучающим вождению, последний согласно п. 1.1 Правил дорожного движения приравнивается к водителю. Если во время обучения в результате несоблюдения правил безопасности движения по вине инструктора наступили указанные в ст.

264 УК общественно опасные последствия, он несет уголовную ответственность за причиненный вред. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 1.

1 Правил и обучаемый обязан знать и соблюдать правила дорожного движения, поэтому в случае неподчинения командам обучающего, сознательного нарушения правил дорожного движения, которое повлекло тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего, он должен нести ответственность по ст. 264 УК.

Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные преступления, совершаемые водителями, находящимися в состоянии опьянения. В связи с этим Федеральным законом от 13 февраля 2009 г. № 20-ФЗ в ст.

264 УК добавлен новый квалифицирующий признак и существенно повышено наказание за совершение указанного преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения. Причинение таким лицом, нарушившим правила, тяжкого вреда здоровью влечет ответственность по ч.

2, причинение смерти — по ч. 4, а гибель двух и более лиц — по ч. 6.

Источник: https://studref.com/663061/pravo/narushenie_pravil_bezopasnosti_dvizheniya_ekspluatatsii_transporta

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного у воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ)

Объектом этого преступления являются отношения по поводу обеспечения функционирования транспорта, безаварийности его движения и эксплуатации. Безопасность функционирования транспорта в его надлежащей эксплуатации по перевозкам пассажиров и грузов без ущерба для жизни и здоровья людей, уничтожения либо повреждения имущественных ценностей.

Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта — железнодорожный, воздушный, морской или речной.

Железнодорожным транспортом считается рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, подъездные пути предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения и метрополитен.

К воздушному транспорту относятся авиация и средства гражданского воздухоплавания (самолеты, аэростаты, дирижабли и т. п. )

К водному (морскому и речному) транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие соответствующей регистрации.

Диспозиция этой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — железнодорожного, воздушного, водного. Эти специальные правила содержатся в ведомственных актах, регламентирующих работу железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Ведомственные акты условно можно разделить на 4 вида, регламентирующие:

  1. безопасность движения;
  2. безопасность эксплуатации транспорта;
  3. безопасность движения и эксплуатации транспорта;
  4. допуск лиц к работе.

По каждому делу должно быть установлено, какие конкретно правила были нарушены и несет ли лицо, нарушившее их, за это ответственность.

Объективная сторона преступления включает:

  1. нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта,
  2. наступление вредных последствий — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба,
  3. причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступлением вредных последствий.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта может быть совершено путем действия или бездействия, а также выражаться в превышении скорости железнодорожного транспорта, самовольном занятии перегона железнодорожным составом, неправильным маневрированием ручным или морским судном, невыполнение схемы полетов пилотом самолета и т. п. Нарушение правил эксплуатации может заключаться в использовании транспорта по назначению, выезде на технически неисправном транспорте и т. д.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является наступление общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда человеку либо причинение крупного ущерба. Крупный ущерб включает в себя гибель ценного груза, непроизводительный простой, аварии, повлекшие разрушение поездов, судов и т. п.

Степень тяжести вреда здоровью устанавливается судебно-медицинской экспертизой.

Так, причинение вреда здоровью средней тяжести считаются трещины и переломы мелких костей, ребер, вывихи в мелких суставах, потеря слуха на одно ухо, потеря пальца руки или ноги и др.

Тяжкими повреждениями являются повреждения, опасные для жизни человека, такие как: проникающие ранения черепа, переломы костей свода и основания черепа, ранения живота, проникающие в полость брюшины, и т. д.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных вредных последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит возможность наступления указанных вредных последствий, но самонадеянно рассчитывать на их предотвращение, либо не предвидит возможность их наступления, хотя должно было и могло это предвидеть.

Субъектом преступления является лицо, обязанное соблюдать правила движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой им работы или занимаемой должности. В ч. 2 установлена уголовная ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 ст. 263 — смерть двух или более лиц.

Преступления, непосредственно связанные с использованием транспортных средств

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/kodeks/31-prestuplenija-protiv-bezopasnosti-dvizhenija/st-263-narushenie-pravil-bezopasnosti-dvizhenija-i-jekspluatacii-transporta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector