Современное уголовное законодательство Российской Федерации регулирует большой пласт экономических правоотношений. При появлении новых нормативных актов их исполнение зачастую зависит от санкций за ненадлежащее поведение. Так повелось и в сфере имущества. Регистрация незаконных сделок с землей и недвижимостью преследуется по закону.
Процесс регистрации и его нормативная основа
Законодательные начала правил сделок с недвижимым имуществом и их регистраций были заложены в ФЗ № 122 от 21 июля 1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако к 2015 году он устарел, а его место занял ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Акт объединил реестры кадастровых ведомств и Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), упразднил свидетельства о регистрации прав
Старые нормы законодательства полностью утратят силу к 2020 году.
Все сделки с недвижимостью проходят обязательное утверждение в Росреестре. В качестве подтверждения выдается справка. Определение сделки, в свою очередь, заложено в ст. 153 Гражданского кодекса РФ. В том же акте даны и основные условия ее действительности.
Упрощение и обновление данных механизмов не могло не оставить отпечаток на уголовной составляющей. С одной стороны, при слаженной работе компетентных органов количество преступлений должно резко упасть. Но в случае высокой коррумпированности правомочных лиц совершать аферы стало гораздо проще.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Статья 153 Гражданского кодекса РФ «Понятие сделки»
Понятие преступления, его особенности и состав
Определение рассматриваемого преступления дано в ст. 170 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней, незаконными считаются:
регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Это охватывает сразу несколько аспектов:
- первоначальный этап узаконивания сделки;
- последующее внесение заведомо ложных сведений в государственные реестры.
Следует понимать, что данный деликт является специальным — совершить его может лишь должностное лицо, находящееся на государственной службе. Изобличение преступления — сложная задача, так как подобные преступления зачастую имеют за собой длительный этап подготовки, а регистрация незаконных сделок с землей и недвижимостью осуществляется проверенным исполнителем.
При этом противоправное деяние зачастую имеет черты смежных составов, что также осложняет квалификацию.
Отдельная проблема состоит в комплексном подходе при определении характера законности сделки. Общие основания их недействительности даны в гражданском законодательстве, а специальные — в земельном. Поэтому при следственных действиях возможно привлечение экспертов из других областей права.
Например, в соответствии с ч.2 ст. 37 Земельного кодекса РФ недействительной является сделка, при которой последующее распоряжение участком земли становится ограниченным.
Именно регистрация такой сделки будет считаться преступным деянием.
Субъект преступления — физическое, всегда должностное лицо, обладающее особыми полномочиями, позволяющими вносить изменения в государственные реестры, налоговые бумаги и кадастровые документы.
Субъективную сторону составляет прямой умысел. Человек, осуществляющий такие действия, всегда представляет себе их результат, а также вред, который нанесет экономической среде, гражданам, юридическим лицам и государству. Важным условием является заинтересованность в совершении деяния самим лицом. Она может быть двух видов:
- корыстная (в том случае, когда деяние совершается с целью материального обогащения (здесь появляется смежный состав — ст. 290 УК РФ «Получение взятки»), либо получения ответной помощи от адресата противоправной услуги);
- личная или иная (в том случае, когда служебное положение используется с целью решить собственные проблемы, либо оказать содействие близкому, другу и т. п.).
Цель совершения также состоит в обогащении, либо ином улучшении положения ответственного лица.
В качестве результата своих действий преступник предполагает узаконивание недействительной в нормальных для гражданского оборота условиях сделки. При этом субъект понимает, что никаких предпосылок к легальности в такой ситуации нет.
- Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с оборотом земельных участков и недвижимости, государственной регистрацией сделок, а также их последующим узакониванием.
- Предмет этого противоправного деяния — данные реестров, официальные справки и иные документы, посредством которых проходит регистрация сделок.
- К объективной стороне относится осуществление противоправных поступков по регистрации изначально незаконных сделок, изменение данных реестров и кадастров. Эта деятельность может включать в себя:
- фиктивную проверку сведений, содержащихся в документах;
- проведение подставных экспертиз, замеров и осмотров;
- внесение в реестры заведомо неверных данных.
Все это должно входить в специальные полномочия субъекта.
Теория уголовного права относит состав ст. 170 к формальным. Это означает, что преступление является оконченным с момента совершения незаконных действий, предусмотренных диспозицией статьи, должностным лицом. Наличие или отсутствие негативных для государства и общества последствий в данном случае значения не имеет.
Норма права имеет ряд смежных составов. К таким относятся статьи 170.2 (внесение заведомо ложных сведений в межевой план), 198 и 199 (уклонение от уплаты налогов и сборов), 290 и 291 (дача и получение взятки).
Санкция за совершение деяний, предусмотренных вышеуказанной статьей, альтернативная:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей;
- обязательные работы до 360 часов с лишением права занимать определенную должность;
- лишение права занимать определенную должность сроком до 3 лет.
Данное наказание не только создает негативные последствия для лица, но и ограждает общественные отношения от правонарушений такого рода в дальнейшем.
Квалифицированных составов норма права не имеет.
Скачать для просмотра и печати:
- Статья 170 Уголовного кодекса РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»
- Статья 170.2 Уголовного кодекса РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»
- Статья 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»
- Статья 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»
- Статья 290 Уголовного кодекса РФ » Получение взятки»
- Статья 291 Уголовного кодекса РФ «Дача взятки»
Судебная практика
После изменения законодательства в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, поменялись и особенности совершения преступлений.
Данный уголовный деликт совершается чиновниками всех уровней. Так один из судов Ростовской области установил нарушение, сделанное заместителем начальника службы государственной регистрации кадастра.
Служащий внес изменения в документацию по участку, сделка вокруг которого уже находилась в производстве гражданского суда как недействительная. Этот факт очевидно указывает на особую общественную опасность такого деяния, целью которого была фальсификация результата судебного разбирательства.
Впоследствии подсудимый был лишен права занимать соответствующую государственную должность на двухлетний срок.
Другой случай произошел в городе Череповце. Преступник не просто зарегистрировал заведомо недействительную сделку, но и способствовал внесению в ЕГРН ложных данных, став посредником при даче взятки. В итоге он был осужден и приговорен к штрафу.
Проанализировав статистические данные, напрашивается вывод, что количество реальных судебных дел, возбуждающихся по статье 170 УК РФ, не так уж и велико. Не всегда это означает большую прозрачность сферы регистрации сделок с недвижимостью. Скорее, это обусловлено скрытностью преступных схем и сложностью при инкриминировании и поиске доказательной базе.
В связи с обширностью темы судья не ограничивается только кодифицированными источниками права. Он использует и руководствуется постановлениями пленумов Верховного Суда РФ, например, по делам, касающимся земельных правоотношений, мошенничества, взяточничества.
После выявления преступных действий, помимо наказания виновных, аннулируется подложная информация, сделка считается недействительной.
Важно! Если в результате разбирательства было установлено, что в деяниях организаторов соглашений также присутствуют неправомерные моменты, они могут быть привлечены к делу, но только по другим статьям.
Экономические преступления создают большую опасность не только для государства, но и для благосостояния рыночной системы и граждан.
Их своевременное выявление и прекращение возможно только при взаимодействии следственных органов и компетентных специалистов в области гражданского и земельного права.
Видео о статье 170 Уголовного кодекса РФ
Источник: https://PravoNarushenie.com/finansovye/sdelki/registratsiya-nezakonnyh-sdelok-s-nedvizhimym-imushhestvom-i-otvetstvennost-po-uk-rf
Регистрация незаконных сделок с землей и недвижимым имуществом: ст. 170 УК РФ, состав преступления
Со вступлением в силу акта о госрегистрации в РФ объектов недвижимого имущества, а также сделок с ними, появилась норма в УК, предусматривающая ответственность за незаконность проведения данной процедуры (ст. 170).
В соответствии с законодательством все действия, связанные с участками и другой недвижимостью, должны быть оформлены в строго определенном порядке.
Информация об объектах и владельцах вносится в ЕГРП – государственный спецресурс, единая база данных.
Данная обязанность возлагается на госслужащих Федеральной службы по госрегистрации, которые должны осуществлять проверку всех операций с недвижимостью на предмет легальности и соответствия правовым положениям. Итак, давайте поговорим про внесение заведомо ложных сведений в межевой план и прочие, нарушающие сделку с недвижимостью обстоятельства.
Особенности злодеяния
Противоправное деяние относится к разряду специальных, т.е. лицо, совершающее нелегальные действия, должно состоять на госслужбе соответствующей инстанции. Злодеяние характеризуется несколькими самостоятельными составами, которые имеют схожие признаки.
Отличие кроется в объективном проявлении всех трех действий. О том, что является регистрацией незаконных сделок с землей, читайте далее.
Понятие
- целесообразного использования и оборота земельных наделов;
- неукоснительного выполнения норм и правил, связанных с порядком госрегулирования землепользования.
Предметом злодеяния выступает официальная документация:
- ЕГРП.
- Кадастр недвижимого имущества.
- Бумаги по налоговым платежам на землю или аренды.
Нормативные положения
В 2015 году в УК появилась новая смежная норма (ст. 170.2). Она предусматривает ответственность за оформление документации, связанной с образованием земельных наделов, с занесением в нее данных, которые не соответствуют реальному положению вещей. Так, диспозиция нормы предусматривает совершение отдельных актов по отношению к следующим официальным бумагам:
- план межевания;
- техплан;
- акт обследования;
- проект межевания земельного надела;
- карта-план местности.
Для наступления ответственности госслужащий должен совершить следующие действия: внести в указанную документацию ложные данные либо совершить подлог этих официальных бумаг. Состав является частным случаем по отношению к другим преступным посягательствам в области хозяйственно-экономической деятельности.
Обязательной характерной чертой злодеяния должна быть субъективная сторона – прямое намерение, и наступление общественно-опасного исхода, который выражается в причинении вреда гражданам, юрлицам и государству. Величина ущерба указана как крупная, т.е. свыше 1 млн. рублей. Квалифицирующая норма в ч. 2 предусматривает последствия в особо крупном объеме, т.е. суммы больше 6 млн. рублей.
Итак, теперь вы знаете что это такое, регистрация заведомо незаконных сделок с землей, поговорим и о правовой характеристике злодеяния.
Правовая характеристика
Противоправные деяния, обозначенные в ст. 170, имеют высокий уровень скрытности, поэтому получить реальную криминалистическую картину практически невозможно. Основной причиной этого является скрупулезная работа по подготовке к преступлению, невозможность сразу обнаружить потерпевшую сторону, поскольку она не явно выражена.
Данные злодеяния совершаются субъектом, обладающим специальными познаниями в области госрегистрации недвижимости, которые наделены определенными полномочиями.
Поэтому раскрываемость может затрудняться в связи с наличием множества дополнительных законодательных актов, регулирующих деятельность по госрегистрации.
Однако по статистике число отмеченных злодеяний ежегодно возрастает, и превышает более 100 уголовных дел в год.
Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом имеете и свой состав преступления по статье (ст.) 170 УК РФ, поговорим о нем далее.
О том, как происходит истребование недвижимости из чужого незаконного владения, расскажет этот видеосюжет:
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Под составом злодеяния понимаются все характеризующие его признаки. Внешнее выражение противоправного деяния – это его объективная сторона и объект посягательства.
Объект
Серьезность и опасность для общества заключается в следующем:
- нарушение интересов страны (общественных и финансовых);
- увеличение фактов подкупности госслужащих;
- нарушение принципа о равенстве участков рынка недвижимого имущества, в том числе оборота земельных наделов;
Нелегальные действия с участками могут привести к следующим негативным моментам:
- вывод земель из с/х оборота;
- сосредоточение земли в руках одного лица;
- обращение наделов в объекты спекулятивных нелегальных операций;
- нарушение прав законных правообладателей.
Объективная сторона
Объективная сторона — это три самостоятельных действия:
- госрегистрация заведомо противоправных операций с недвижимостью;
- фальсификация учетных данных ЕГРП;
- уменьшение сумм платежей по сделкам с недвижимостью.
Госрегистрация противоправных операций с недвижимостью представляет собой совершение действий, которые противоречат положениям правовых актов, для придания сделки легальности, т.е. с возникновением правовых последствий. Однако оснований для госрегистрации такой операции нет и об этом известно должностному лицу. ГК предусматривает следующие виды операций с недвижимостью:
- приобретение вещных прав на землю и другие объекты недвижимости (наследование, право бессрочного пользования земельным наделом);
- приобретение обязательственных прав, вытекающих их договорных отношений (рента, дарение, купля-продажа и т.д.)
Кроме этого, подлежит госрегистрации прекращение и переход прав на объекты недвижимости. Все эти действия должны быть в установленном порядке удостоверены специально уполномоченным госрегистратором по заявлению правообладателя. Правила и порядок действий закреплены в специальном законе о госрегистрации недвижимости, который возлагает на должностных лиц ряд обязанностей:
- прием документации и проверка действительности предоставленных сведений;
- проверка объекта недвижимости на предмет правообладателя, ранее совершенных операций и наличия обременений;
- проведение правовой экспертизы легальности совершаемой операции;
- обнаружение причин для отказа в госрегистрации;
- отправка запросов другим инстанциям для подтверждения и получения достоверных данных и документации для госрегистрации;
- внесение информации в ЕГРП, выдача документа о госрегистрации и т.д.
Субъект и субъективная сторона
Субъект по ст. 170 является специальным – это должностное лицо, уполномоченное государством на совершение процедуры госрегистрации недвижимости. Госслужащий должен использовать свой статус по службе.
Субъективная сторона характеризуется преднамеренностью, т.е. указанные действия должны совершаться лицом с явно выраженным желанием. Обязательным условием умысла должна быть заинтересованность субъекта: меркантильная или персональная.
- Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.
- Иная заинтересованность может выражаться в оказании услуги участникам сделки как «своим» людям, в возможности получения связей с «нужными» людьми.
Данная статья не предусматривает квалифицирующих признаков, т.е. тех, которые отягчают ответственность.
Наказание и ответственность
Санкция статьи не только наказывает виновных лиц, но и расширяет возможности охраны земельных правоотношений, обеспечивает легальность деятельности госслужащих в области оборота земельных наделов и других объектов недвижимости.
А теперь рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по статье 170 УК РФ.
Судебная практика по ст. 170 УК РФ в отношении регистрации незаконных сделок с землей
По статистике уголовные дела о незаконной госрегистрации операций с недвижимостью возбуждаются в небольшом объеме. Соответственно судебная практика по делам данной категории незначительна.
Большинство преступлений данной категории относятся к коррупционным, только при наличии совершения их с корыстными намерениями.
Причина отсутствия практики по таким делам кроется в латентности преступных деяний, поэтому они плохо выявляются, по ним сложно собирается доказательственная база, и обнаруживаются виновные лица.
При столкновении с казусными обстоятельствами, возникающими в ходе рассмотрения подобных дел, судьи руководствуются постановлениями Пленумов ВС, связанных с делами о коррупции, о злоупотреблении служебными полномочиями, о мошенничестве.
При выявлении нелегальных операций с недвижимостью виновные лица привлекаются к уголовной ответственности, а внесенные данные в ЕГРП, кадастр или другие документы подлежат аннулированию в установленном порядке. Если в действиях участников сделок усматриваются нарушения закона, то они тоже привлекаются к делу, только по другим статьям УК.
Экономические преступления, среди которых нелегальные сделки с недвижимостью, принуждение к заключению подобных сделок, контрабанда и другие злодеяния — бич нашего времени. они потому так и азываются, что способны подорвать экономическое благосостояние государства.
В следующем видео представлены ответы юристов на популярные вопросы в отношении применения статьи 170 УК РФ:
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/ekonomicheskie/registratsiya-nezakonnyh-sdelok-s-zemlej.html
Субъект регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом
Николаева Л.М.
В период динамического развития рынка недвижимости «…охрана прав на недвижимое имущество является предметом особой заботы не только законодателя, но и практически каждого члена общества, поскольку обладание именно таким имуществом определяет уровень благосостояния лица»[1].
Наибольшую ценность недвижимое имущество приобретает после его государственной регистрации, которая представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав)[2].
В целях пресечения фактов дестабилизации указанного процесса ст. 170 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусмотрена ответственность за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом.
Несмотря на редкие случаи ее применения, сегодня наблюдается весьма повышенный интерес ученых и практиков к правовой природе и содержанию данного уголовно-правового запрета, в том числе к проблемам его реализации в правоприменительной деятельности.
Одним из дискуссионных моментов при применении нормы на практике является установление субъекта преступления.
Диспозиция ст. 170 УК РФ предусматривает уголовную ответственность должностного лица, тем самым устанавливает специального субъекта преступления.
Понятие должностного лица уголовный закон раскрывает в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Под должностным лицом, согласно примечанию к ст.
285 УК РФ, понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[3].
Вместе с тем данное примечание имеет оговорку, что характеристика должностного лица распространяется только на субъектов, упоминаемых в гл. 30 УК РФ, следовательно, возникает вопрос о возможности распространения определения должностного лица на иные составы преступления, входящие в другие главы Уголовного кодекса РФ.
В правоприменительной деятельности мы видим, что примечание к ст. 285 УК РФ рассматривается как общее понятие, что в свою очередь вполне объяснимо, поскольку такой подход вполне логичен и опирается на одно из основных правил законодательной техники: если в законе используется какой-либо термин, то он должен нести одинаковую смысловую нагрузку во всех его статьях, где он указывается[4].
Противоположной точки зрения придерживается Б.В. Волженкин: «Хотя в примечании к ст.
285 УК РФ сказано, что соответствующее определение относится к статьям главы «Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК, в которых содержится это понятие, вряд ли можно привести»[5].
Комитет Государственный Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, рассмотрев законопроект о распространении п. 1 примечания к ст.
285 УК РФ о должностном лице на уголовный закон в целом, указал, что «по мнению Комитета, для поддержания системности положений УК РФ, минимизации несогласованности его положений понятие «должностное лицо» должно быть определено в Общей части УК РФ»[6], но, как мы видим, на законодательном уровне данная идея так и не была реализована.
В научных кругах существуют различные мнения по вопросу устранения данного противоречия.
Так, Н.Н. Алексеенко предлагает корректировку определения должностного лица и расширение сферы действия указанного понятия либо законодательное закрепление дефиниции относительно каждого состава преступления[7].
Закрепление понятия «должностное лицо» для каждого состава уголовного закона в отдельности видится нецелесообразным, в полной мере такой подход не восполнит законодательный пробел, а, напротив, нарушит единообразие его применения.
М.Г. Леонов видит решение вопроса в дополнении примечания п. 1 ст. 285 УК РФ словами «…и других статьях настоящего Кодекса»[8], такой же позиции придерживается Т.Б. Басова[9]. С авторами следует согласиться, поскольку такое уточнение позволит избежать неясности в определении должностного лица на законодательном уровне.
Правовая природа преступления ст. 170 УК РФ предусматривает следующие группы его разновидностей: регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Необходимо отметить, что до настоящего времени законодатель так и не обратил внимания на то, что Федеральным законом от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принято решение об объединении двух структур, государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Единый государственный реестр недвижимости, и не внес соответствующие изменения в диспозицию статьи.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация права, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и его территориальными органами[10].
Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 установлено, что таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)[11].
Из этого следует, что субъектами преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, выступают должностные лица Росреестра.
Между тем сегодня предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется не только органами государственной власти, но и созданными в целях оптимизации процедуры предоставления государством услуг многофункциональными центрами, сотрудники которых также становятся участниками процесса государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.
Согласно действующему законодательству, должностные лица многофункциональных центров не осуществляют внесение сведений в Единый реестр недвижимости, их должностные обязанности заключаются в проверке пакета необходимых для регистрации документов, подтверждении личности лица, предоставившего документы, после чего вся документация в порядке, определенном соглашением о взаимодействии, передается в регистрирующий орган. Таким образом, должностные лица МФЦ выступают так называемыми посредниками между потребителями государственных услуг и Росреестром.
Из этого следует, что сотрудник многофункционального центра не может являться субъектом преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, поскольку не способен повлиять на результат регистрации сделки, определение кадастровой стоимости, а также внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
Но при этом стоит отметить, что не исключается возможность совершения незаконных действий на стадии приема документов, например, принятия документов, заверенных подписью не уполномоченного на то лица.
На наш взгляд, в таком случае действия сотрудника МФЦ, исходя из его функциональных обязанностей, не будут охватываться составом ст. 170 УК РФ, а будут квалифицироваться по ст. 285 УК РФ.
Аналогичная квалификация будет иметь место при совершении преступления в сговоре с сотрудником Росреестра, поскольку ст. 170 УК РФ не предусматривает совершение преступления в соучастии, что в современных условиях является существенным недостатком анализируемого состава преступного деяния.
Подводя итог, следует отметить, что вопрос определения субъекта преступления в условиях развития современной жизнедеятельности общества и уголовного законодательства требует дальнейшего решения путем совершенствования положений ст. 170 УК РФ, поскольку категория «субъект преступления» является наиболее подверженной изменениям как на практике, так и в теории уголовного права.
Литература
1. Алексеенко Н.Н. Характеристика субъекта регистрации незаконных сделок с землей / Н.Н. Алексеенко // Российский следователь. 2009. N 2. С. 4 – 5.
2. Басова Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы РФ: Дис. … д-ра юрид. наук / Т.Б. Басова. Владивосток, 2005. 403 с.
3. Волженкин Б.В. Экономические преступления / Б.В. Волженкин. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. 296 с.
4. Леонов М.Г. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук / М.Г. Леонов. Саратов, 2009. 188 с.
5. Сидоров Б.В. Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции / Б.В. Сидоров, М.М. Фахриев // Вестник экономики, права и социологии. 2008. N 1. С. 81 – 89.
6. Синельникова В.Н. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – существенный элемент охраны прав субъектов гражданского оборота РФ / В.Н. Синельникова // Право и государство. 2015. N 1 (66). С. 74 – 80.
[1] Синельникова В.Н. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – существенный элемент охраны прав субъектов гражданского оборота РФ // Право и государство. 2015. N 1 (66). С. 74.
[2] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Сидоров Б.В., Фахриев М.М. Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции // Вестник экономики, права и социологии. 2008. N 1. С. 84 – 85.
[5] Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 141.
[6] Решение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 12 января 2008 г. N 5(3) «О проекте Федерального закона N 272994-3 «О внесении изменений в статьи 140 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Алексеенко Н.Н. Характеристика субъекта регистрации незаконных сделок с землей // Российский следователь. 2009. N 2. С. 4 – 5.
[8] Леонов М.Г. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 98.
[9] Басова Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы РФ: Дис. … д-ра юрид. наук. Владивосток, 2006. С. 195.
[10] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СПС «КонсультантПлюс».
Рекомендуется Вам:
Источник: https://UrFac.ru/?p=2014
Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)
Основным непосредственным объектом преступления являются интересы законной предпринимательской и иной экономической деятельности, основанные на земельном отношении.
Совершаемое преступление посягает также на интересы службы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях Российской Федерации, что выступает в качестве дополнительного объекта.
Помимо двухобъектности, характеристика непосредственного объекта рассматриваемого преступления осложняется также особенностью конструкции ст. 170 УК РФ, в которой перечисляются несколько различных деяний.
Земельные отношения – это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.
Под термином «земля» в правовом поле понимается природный объект, являющийся частью окружающей природной среды, наряду с лесами, водами, недрами, атмосферным воздухом, и одной из основных составляющих среды обитания человека, существование которого без земли невозможно. В данном качестве земля является объектом публичных земельных отношений.
В случае совершения рассматриваемого преступления путем совершения действий по искажению учетных данных Государственного кадастра недвижимости предметом преступления выступает Государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В случае совершения преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, путем умышленного занижения размеров платежей за землю, предметом преступления выступают расчетные документы по уплате земельного налога либо арендной платы.
Можно констатировать, что регистрация незаконных сделок с землей является специальным составом по отношению к служебному подлогу, поскольку действия, перечисленные в диспозиции данной статьи, представляют собой частные случаи внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенные должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, характеризуется тем, что содержит три альтернативных признака деяния. Данное преступление совершается как путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей, так путем искажения сведений государственного кадастра недвижимости, а также путем умышленного занижения размеров платежей за землю.
Как правило, под незаконной сделкой с землей принято понимать сделки, незаконные с позиций гражданского законодательства (недействительные: ничтожные и оспоримые) и незаконные с позиций земельного законодательства: сделки, совершаемые с земельными участками, которые в соответствии с положениями земельного законодательства полностью изъяты из гражданского оборота п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничены в обороте. Совершение такой сделки может быть признано незаконным, если ее сторонами нарушены установленные ограничения.
Примерами незаконных, а, значит, ничтожных сделок являются следующие: продажа и иная передача в собственность, а также в аренду земельных участков, изъятых из оборота (например, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами организаций федеральной службы безопасности или федеральных органов государственной охраны, военными и гражданскими захоронениями и т.п.); продажа земельного участка лицом, не являющимся его собственником, любое распоряжение (за исключением перехода прав по наследству) земельным участком лицом, которое, не являясь собственником, владеет им на праве пожизненного наследования, передача арендатором арендованного земельного участка в субаренду без уведомления, а в некоторых случаях без согласия, собственника этого участка.
Также недействительными признаются следующие сделки: сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ), мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (п.1 ст.
170 ГК РФ) притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку (п. 2 ст. 170 ГК РФ), сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ), или несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (ст. 172 ГК РФ).
Для квалификации преступления наличие этих свойств сделки должно быть заведомо известно должностному лицу.
К оспоримым относятся следующие сделки: сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности (ст.
173 ГК РФ), сделка, при совершении которой лицо или орган вышли за пределы ограничений полномочий, наложенных договором учредительными документами юридического лица по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки (ст.
174 ГК РФ), сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 175 ГК РФ), сделка, совершенная гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ), сделка, совершенная гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст.
177 ГК РФ), сделка, совершенная под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК РФ).
Таким образом, незаконными в смысле ст.
170 УК РФ следует признавать следующие сделки: сделки, совершенные при отсутствии законных оснований для предоставления земли, при несоответствие данных, изложенных в первоначальных документах фактическим обстоятельствам, сделки, совершенные с нарушением процедурного порядка регистрации сделки с землей, сделки, совершенные с нарушением требований закона, предъявляемых к сделке, сторонам сделки и свободному изъявлению воли правообладателя, с нарушением нормативных размеров предоставляемых земельных угодий и т.п.
Состав рассматриваемого преступления является формальным, и преступление считается оконченным с момента совершения регистрации незаконной сделки независимо от наступления последствий.
Вторым запрещенным рассматриваемой уголовно-правовой нормой деянием является искажение сведений Государственного кадастра недвижимости.
Под искажением учетных данных Государственного кадастра недвижимости следует понимать включение в него ложных сведений либо внесение в него исправлений, не отвечающих действительности.
Искажение данных может выражаться в занижении размера участка земли, ее качества, правового режима, и искажение любых других перечисленных выше характеристик земельного участка, что влечет за собой возможность неправомерных решений, относящихся к земельному участку, сокращения налогооблагаемых площадей и других махинаций с землей.
Действия по занижение размеров платежей представляют собой специальный случай служебного подлога. Они выражаются во внесении исправлений или ложных сведений в документы, связанные с исчислением земельного налога или арендной платы за использование земельного участка, направленные на уменьшение налоговой базы или других показателей, влияющих на расчет размера платежей за землю.
Поскольку преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, является специальным случаем должностного злоупотребления и относится к должностным преступлениям, субъект данного преступления – специальный.
Особенностью преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, является то, оно имеет альтернативный состав, поэтому в зависимости от того, какими деяниями характеризуется объективная сторона регистрации незаконных сделок с землей, субъект преступления будет обладать также специфическими признаками.
Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит регистрация сделок с землей.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют должностные лица указанной службы и ее территориальных органов, которые называются государственными регистраторами.
Только государственные регистраторы могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в случае, когда оно совершается путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей.
Субъектами рассматриваемого преступления, совершаемого путем умышленного занижения размеров арендной платы за использование земельных участков, могут быть должностные лица налоговых органов, осуществляющих расчет земельного налога, и должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки земельного налога или установившие льготы по земельному налогу для индивидуально определенных плательщиков, а также взимающие арендные платежи.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомую незаконность регистрируемых сделок с землей, искажения сведений государственного кадастра недвижимости, умышленного занижения размеров платежей за землю и желает совершения таких действий.
Неумышленное совершение действий, запрещаемых ст. 170 УК РФ, при условии наступления последствий в виде причинения крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируются по ст. 293 УК РФ как халатность должностного лица.
Следует отметить также, что в некоторых случаях действия по регистрации незаконных сделок с землей могут совершаться должностными лицами, добросовестно заблуждающимися по поводу законного характера сделки.
В данном случае, ответственности должностные лица за регистрацию незаконных сделок не подлежат в связи с отсутствием какой-либо вины, а налицо будет мошенничество со стороны лиц, заключающих сделку.
Примером такого мошенничества может послужить регистрацией незаконных сделок по фиктивным доверенностям, предоставленных виновными.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/20_123756_registratsiya-nezakonnih-sdelok-s-zemley-st—uk-rf.html