Лишение права занимать определенные должности: статья 47 ук рф

Наступление законности ст 47 УК РФ в части лишения права занимать определенную должность или заниматься профессиональной деятельностью связано с нарушением этических, правовых норм.

Статья распространяется на всех граждан, нарушивших законодательные нормы, совершивших действия, приведшие к физическому и моральному урону, причинению вреда жизни. Также законодательная норма может применяться при отстранении от должностных обязанностей с формулировкой «утрата доверия».

Каждый случай рассматривается в суде, где во внимание принимаются обстоятельства дела, наличие дополнительных факторов.

О чем статья 47 ук рф?

Определенные лица, исполняющие должностные обязанности, могут совершать правонарушения, посягать на законность актов РФ. Назначение к исполнению статьи 47 УК РФ в этом случае приводит к наложению штрафа, аресту, назначению тюремного срока и полному запрету занимать определенные должности, вести некоторую деятельность.

Лишение права занимать определенные должности: статья 47 УК РФ

Статья определяет круг лиц, к которым может предъявляться обвинение:

  • государственные служащие на уровне субъектов РФ и Федерации в целом;
  • работники муниципалитетов;
  • граждане, трудящиеся по профессии или ведущие экономическую деятельность.

Напомним, что лишение права занимать определенные должности применимо к гражданину РФ, вне зависимости от его социального статуса. В указанной статье даны подробные объяснения по применению нормативного акта, а также права и обязанности обвиняемых, подсудимых.

Изложения и основные положения

Законодательные нормы определяют положения статьи следующим образом:

  1. В части лишения права заниматься определенной деятельностью, занимать должности понимается запрет на занятие должностей в государственных учреждениях, органах местного (муниципального) управления, а также категорические ограничения на указанные виды деятельности профессионального, иного порядка.
  2. Временной период наказания как основного вида составляет 1-5 лет. Также статья применяется в части дополнительного наказания сроком на 6-36 месяцев. Если есть основания, то дополнительное наказание может быть до 20 лет, что указанно в статьях Особенного кодекса.
  3. Наказание по ст. 47 УК РФ может быть назначено как дополнительное в случаях, не предусмотренных кодексом, если суд не признал права за обвиняемым занимать должность, вести деятельность ввиду серьезности совершенного правонарушения.
  4. Если назначение наказания является дополнительным к основному в виде: выполнения обязательных работ исправительного назначения, ограничения свободы, условного срока осуждения, то срок назначения наказания начинается от фактического применения решения суда.

Лишение права занимать определенные должности: статья 47 УК РФ

Дополнительный тип наказания по данной статье, применимый к наложенному аресту, содержанию под стражей в дисциплинарной войсковой части, принудительным работам, распространяется на весь период отбывания наказаний основного типа, но срок при этом исчисляется с момента отбытия наказания.

В каких случаях применяется?

Список правонарушений, по которым назначается статья, довольно широк. Это могут быть должностные преступления административного характера, экономические нарушения и выявление прочих преступных фактов.

Определяет возможность применения статьи только суд, он же определяет меру опасности деяния для общества, сопоставляя его с виновным. Об этом говорит ч. 3 ст. 47 УК РФ – обоснование включения норм по ст.

47 должно отображаться в части судебного акта, где указываются мотивы совершения правонарушения.

В ч. 4 ст. 47 УК РФ разъясняются сроки применения наказания. Момент исполнения наступает сразу после оглашения приговора судом – это доказывает законность характера обвинения. Правило общее, действует только при отсутствии приговора с ограничением права свободного передвижения, лишения свободы с мерой заключения под стражу.

Но если судебное решение выдвигает меру пресечения в виде помещения обвиняемого в учреждения тюремного типа и приравненные к ним, то приговор о лишении права на занимание должности и занятия деятельностью, начинает отсчет срока после отбывания наказания в зонах ограничения свободы и приравненных к ним.

Данное правило введено в редакцию закона от 2009 г, 2011 г.

Основные факторы необходимости применения статьи:

  • отсутствие видимой связи между занятием должности в момент нарушения закона;
  • нет возможности использовать оба вида лишения в одном судебном акте;
  • срок наказания напрямую зависит от определения меры пресечения (основной, дополнительной);
  • есть зависимость от момента вступления в силу запрета на ведение деятельности, занятия должности для назначения основного наказания по совершенному преступлению.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/st-47-uk-rf.html

Лишение права занимать определенные должности | Правоведус

Лишение права занимать определенные должности: статья 47 УК РФ Такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности, всегда вызывает массу вопросов – кому можно назначить такой вид наказания, каковы его сроки и многое другое. В данной статье Вы найдете ответы на любые вопросы, касающиеся этого вида наказания.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно статье 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретные должности есть вид уголовного наказания, который заключается в запрете либо ограничении заниматься теми или иными видами деятельности, а также занимать определенные должности. Ограничения делятся в течении определенного приговором суда срока, данное наказание распространяется исключительно на должности государственных служащих и лиц, занимающихся деятельностью, используя которую они совершили преступления либо могли бы совершить в дальнейшем.

Лишение права заниматься конкретной деятельностью подразумевает не только запрет на работу в профессии, но и на отдельную деятельность, не связанную с какой-либо профессией.

Основной задачей лишения права заниматься определенной деятельностью является предупреждение совершения преступлений лицами, чьи деяния были реализованы со злоупотреблением должностных полномочий либо с осуществлением какой-либо деятельности.

Следует учитывать, что запрет может касаться любой деятельности, которая регламентирована законодательством РФ.

Круг должностей государственных служащих, право на занятие которых может быть ограничено судом, определяется согласно ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», а также ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Стоит отметить, что данный вид наказания не может быть применен к должностям, не относящимся к государственной либо муниципальной службе. Вид должности, занятие которых запрещено, обязательно должен быть прописан в приговоре суда.

Важно! По закону за одно и тоже преступное деяние осужденному не может быть назначено одновременно два наказания — и лишение права занимать должность и заниматься определенной деятельностью. Однако в случае, когда по характеру преступлений, совершенных виновным и с учетом его личности, суд сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность, равно как и продолжать деятельность в определенной сфере, применение обоих видов ограничений допускается.

Лишение права занимать должности как основное и дополнительное наказание

Такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать должности и заниматься определенной деятельностью может назначаться как в качестве основного наказания, так и дополнительного.

Как основное наказание, лишение права занимать должности и работать в определенной деятельности назначается на срок от одного года до пяти лет, либо в порядке замены конкретного наказания на наказание более мягкого вида (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст.

82 УК), либо тогда, когда это прямо предусмотрено статьями Уголовного кодекса РФ. Например:

  • статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»;
  • статья 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и другое.

Важно! Суд вправе назначить этот вид наказания даже в случае увольнения осужденного с прежнего места работы к моменту вынесения приговора, равно как вследствие лишения его прав на управление транспортным средствам в административном порядке.

В качестве дополнительного наказания применяется на срок от шести до трех лет:

  1. тогда, когда оно указано, как основное в соответствующей статье кодекса, но судом в этом качестве не избрано;
  2. когда это наказание содержится в санкциях, как дополнительное, например ч. 3,4 ст. 122 УК РФ, ст. 135 УК РФ и другое;
  3. когда указание об этом наказании отсутствует в санкции статьи УК РФ, но суд, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступного деяния, а также личности виновного, признает невозможность сохранения за ним права заниматься определенной деятельностью и занимать конкретную должность (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

Часть 2 ст. 47 УК РФ — в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет.

Способы исполнения наказания

Уголовное законодательство РФ предусматривает два способа исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, это в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ:

  1. параллельный – осуществляется одновременно с основным наказанием;
  2. последовательный – осуществляется после отбытия осужденным основного вида наказания за совершенное преступление.

Когда речь идет о параллельном исполнении дополнительного вида наказания, который назначается к штрафам, исправительным и обязательным работам, ограничению свободы либо при условии осуждения условно, срок исчисления наказания наступает с момента вступления приговора в законную силу.

Когда лишение права заниматься определенной деятельностью назначается дополнительно к аресту или лишению свободы, данный вид наказания распространяется на все время отбывания основного, срок его исчисляется с момента их реального отбытия, т.е.

со дня освобождения осужденного от основного наказания.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
+7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Что еще необходимо знать о лишении права занимать определенную должность

Характерными примерами преступлений, при которых необходимо назначение данного вида наказания, можно назвать – транспортные преступления, взяточничество, незаконная охота, присвоение или растрата, заражение ВИЧ-инфекцией и другое.

При назначении такого наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, суд должен учитывать не только личность виновного и характер преступления, но такой важный момент, как социальный аспект его применения:

  • социальную ценность профессии – нуждается ли общество в таких специалистах, последствия исключения этого специалиста из общественной деятельности, соц.затраты на подготовку того или иного специалиста и другое;
  • индивидуальные и общественные затраты на приобретение иной специальности осужденным.

Суд вправе вменить данное наказание даже в тех случаях, когда лицо выполняло соответствующие обязанности временно и к моменту вынесения приговора уже не занималось деятельностью, с которым было связано совершенное преступление.

+7 (499) 288-21-46

Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/lishenie-prava-zanimat-opredelennyie-dolzhnosti/

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) состоит в за­прещении занимать должности на государственной службе, в ор­ганах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Таким образом, за­кон предусматривает, по существу, два самостоятельных вида на­казания:

    1. лишение права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется);
    2. лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности — это за­прещение занимать указанные в приговоре суда должности на го­сударственной или муниципальной службе.

В приговоре суда требу­ется указывается не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представите­лей власти, или с выполнением организационно-распорядитель­ных или административно-хозяйственных полномочий.

Лишение права заниматься определенной деятельностью оз­начает запрещение на установленный судом срок заниматься оп­ределенной профессиональной или иной деятельностью.

Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (например, фармацевтической, педагогической, управления общест­венным транспортом и т. д.), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юри­дических услуг и т. д.

), а также любой иной, непрофессиональ­ной, деятельности (например, управления личными транспорт­ными средствами).

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью облада­ют двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок:

    1. в качестве основного вида наказания — от 1 года до 5 лет;
    2. в качестве дополнительного вида наказания — от 6 месяцев до 3 лет .

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/lishenie-prava-zanimat-opredelennie-dolzhnosti-ili-zani-matsya-opredelennoy-deyatelnostiu

Работа осужденным по ст. 47 УК РФ

Ст. 47 УК РФ описывает, на какую работу осужденным можно претендовать. Запрещено занимать должности на гос. службе, в органах самоуправления

либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Данное наказание может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.

Важная роль в исполнении данного вида наказания принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям по месту жительства осужденного. Закон (ч. 3 ст. 33 УИК) возлагает на них обязанность вести учет осужденных к этому виду наказания.

Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также правовые последствия неисполнения приговора суда; о постановке на учет этих осужденных немедленно извещает суд, постановивший приговор.

Нормы, регламентирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, помещены в разделе втором Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ (гл. 4—9).

  • К наказаниям данной группы закон относит: обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, а также дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
  • Основанием для объединения названных видов наказания в самостоятельную группу является то, что их исполнение осуществляется в условиях, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
  • Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества применяются, как правило, в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести.

Наказания различаются между собой по степени их строгости и связанных с ними ограничений прав и свобод осужденных. Одни из них применяются только в качестве основных видов наказаний (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы).

Другие в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Третьи — только в качестве дополнительного вида наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) .

На правовую регламентацию порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в полной мере распространяют свое действие общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, закрепленные в нормах Общей части УИК РФ.

Бремя воспитания лежит на УИИ

Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным.

Соответствующие должностные лица уголовно-исполнительной инспекции периодически проверяют, где и в качестве кого трудятся осужденные. Контроль может осуществляться в форме ознакомления с необходимыми документами, истребования копий (выписок) из приказов администрации, характеристик на осужденных и иных документов, посещения осужденных по месту их работы и беседы с ними и др.

На уголовно-исполнительные инспекции законом возлагается обязанность организовать проведение с осужденными воспитательной работы.

В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу, уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы (ч. 5 ст. 33 УИК).

Субъект исполнения наказания

Основным субъектом исполнения рассматриваемого наказания является администрация организаций, в которых работают осужденные. В законе специально оговорено, что требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательно для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК).

Это требование закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или в ней осужденный занят по совместительству.

Согласно ч. 2 ст.

34 УИК администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного сообщение об исполнении требований приговора.

Администрация в этом случае прекращает трудовой договор с осужденным путем издания приказа со ссылкой на п. 4, ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ без выплаты выходного пособия, и не требуя согласия профсоюзного комитета.

Закон обязывает администрацию предъявлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. В случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным администрация обязана в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Одним из субъектов, участвующих в исполнении рассматриваемого вида наказания, являются органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и наделенные правом выдавать такие разрешения (например, службы Государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД), органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно ч. I ст. 35 УИК требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов.

Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, например, охота, детективная или охранная деятельность, управление транспортным средством.

Они обязаны также изъять соответствующий документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, права на управление транспортным средством, лицензию на право заниматься детективной и охранной деятельностью), и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Зачет — не зачет

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок этого дополнительного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК).

Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется также на все время отбывания осужденным указанных видов наказания.

Исчисление срока исполнения рассматриваемого наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции. В соответствующих документах отражаются как начало, так и окончание срока исполнения данного вида наказания.

При этом на основании закона (ч. 1 ст. 36 УИК) в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный фактически занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью.

Решение о незачете определенного времени в срок исчисления наказания принимается начальником уголовно-исполнительной инспекции на основании имеющихся в его распоряжении документов (копии приказов, справки, объяснения осужденного и др.). Решение о незачете определенною времени в срок исполнения наказания может быть обжаловано осужденным в суд.

Неисполнение приказа суда

За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные к этому виду наказания, так и должностные липа и служащие организаций, в которых осужденные работают.

В соответствии со ст.

38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Неисполнение приговора суда со стороны указанных в законе должностных лиц и служащих организаций, где работают осужденные, может выражаться: в не увольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено; в фактическом возложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности; в отказе выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным осужденному видом деятельности. Однако правовая ответственность этих лиц наступает только в случаях злостного неисполнения ими вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта. Под злостным понимается продолжение неисполнения приговора или иного судебного акта после письменного представления уголовно-исполнительной инспекции. В таком случае может наступить ответственность указанных лиц по ст. 315 УК РФ.

Послесловие

Таким образом, согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности означает, во-первых, необходимость увольнения, осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом, и, во-вторых, запрещение занимать такую же или аналогичную должность на государственной службе, а также в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься ею как в качестве профессиональной (врачебной, педагогической, управлением транспорта по договору и др.), так и вне рамок профессии (любительская охота, управление личным транспортом и т. п.).

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/kakie-dolzhnosti-mozhno-zanimat-litsu-osuzhdennomu-po-st-47-uk-rf

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

Баширов Э. М., Толстов П. А. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 28.02.2020).



В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого.

Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.

Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного

Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст.

47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].

  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:
  • 1) лишение права занимать определенные должности;
  • 2) лишение права заниматься определенной деятельностью.
  1. Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

  1. Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава.

Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными.

В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения).

Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ.

Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].

Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст.

33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества).

С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:

  1. – контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);
  2. – проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;
  3. – проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;
  4. – проведение воспитательной работы.

Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:

  • – установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);
  • – установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);
  • – создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;
  • – обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;
  • – увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;
  • – установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);
  • – установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).
  • Литература:
  1. Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по уголовному законодательству России и зарубежных стран: дисс. … к.ю.н. Казань, 2002.;
  2. Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: дисс. … к.ю.н. М., 2012.;
  3. Кокшова Марина Владимировна, Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью // Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. C. 118–121.;
  4. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью — порядок исполнения наказания, Прокуратура Московской области // [Электронный ресурс] URL:http://mosoblproc.ru/explain/e224/.;
  5. Попова Юлия Павловна Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008., Выпуск: № 2. С. 177–181.

Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.

работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид наказания, карательная политика, место работы, уголовно-исполнительная инспекция, уголовное наказание, Российская Федерация.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

По приговору суда, лицо, получившее меру наказания в виде лишения свободы, лишается возможности свободного передвижения по территории РФ и обязано весь срок наказания находится в исправительном учреждении…

установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

На основании этого мы можем предположить, что на сегодняшний день штраф можно рассматривать как более строгий вид наказания по сравнению с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград или же…

лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин, Российская Федерация

Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление… Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции…

осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная

Основные термины (генерируются автоматически): работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид.

вид наказания, условное осуждение, лишение свободы, наказание, УК РФ, удельный вес, ограничение свободы, вид лишения свободы, вид наказаний, работа.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector