Артерия жизни Нины Соколовой. Как череповчанка спасала блокадный Ленинград

Происшествия 27.01.2019 283
Артерия жизни Нины Соколовой. Как череповчанка спасала блокадный Ленинград

Сегодня, 27 января, исполняется 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года. 900 дней холода, голода и постоянных бомбардировок. Город оказался в кольце. Борьба за жизнь шла в воздухе, на земле и под водой.

Благодаря водолазам бескрайние просторы Ладожского озера удалось покорить и превратить в спасительную «артерию жизни», проложив по дну трубопровод и электрокабель.

Тогда в блокадном Ленинграде работала первая в истории СССР женщина-водолаз Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн грузов, от хлеба до бензина.

Фото: gumrf.ru

Мало кто знает, что эта хрупкая женщина с героической судьбой родом из Череповца.

«Она родилась в многодетной семье и с ранних лет была приучена с тяжелому труду, так как приходилось помогать матери. В 19 лет девушка уехала в Ленинград и там поступила в институт водного транспорта на инженера-гидротехника. Для нее эта профессия была необычна и сложна, но Нина не боялась трудностей», - рассказывает сотрудница библиотеки №2 Людмила Никитичева.

В те времена женщин среди водолазов, работающих на большой глубине, не было. Данная профессия считалась слишком экстремальной для прекрасного пола. И череповчанке Нине Соколовой пришлось добиваться особого разрешения «всесоюзного старосты» Калинина на допуск к работам на десятиметровой глубине.

Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. Во время Финской кампании Нина руководила строительством десантного причала на Баренцевом море. Однажды она провалилась под лёд в зимнем снаряжении. Женщина смогла выбраться только чудом.

Великую Отечественную Соколова встретила в Ленинграде. Во многом именно благодаря работе водолазов блокада города была прорвана. 

Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти, ведь на тот момент в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней. Считается, что автором идеи подводного бензопровода была наша земляка, череповчанка Нина Соколова. Опыта сооружений подводных магистралей у советских водолазов не было, а работать надо было быстро и тайно. Отряд Соколовой проводил все подводные работы на дне озера от гидроиспытаний до прокладки труб. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть – 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубине до 35 метров.

По разным оценкам, производительность бензопровода составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации – с июня 1942 по март 1943 года – в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Более того, об «артерии жизни» немцы так и не узнали.

Во время войны Нина Васильевна была дважды ранена. Ее личный счет под водой составил 644 часа, что равняется 27 суткам. Легендарная женщина-водолаз награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почета».
В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе.

Нина Васильевна ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Ее имя занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Кроме того, в день снятия блокады в северной столице откроют мемориальную доску в память о нашей героической землячке.

Все новости происшествий

Другие новости происшествий

Подпишитесь на новости или бесплатное получение газеты «Раз в неделю». Только полезная для вас информация без спама. Подписаться