«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Но это не точно

Культура 13.06.2017 102
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Но это не точно

31 мая из череповецкого кинотеатра Mori Cinema распахнулась дверь прямо в лондонский театр Old Vic, где шла постановка пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Остроумная, философская и ироничная комедия абсурда, в которой главными действующими лицами оказываются второстепенные персонажи «Гамлета», ставит перед зрителями вполне серьезные «шекспировские» вопросы о жизни, смерти и роли человека в бесконечном спектакле судьбы. 

Впервые эта пьеса была представлена на Эдинбургском фестивале «Fringe»  в  1966 году и сразу принесла автору громкую славу.  Нынешней постановкой под руководством режиссера Дэвида Лево пьеса отметила свой 50-летний юбилей. В роли Розенкранца перед зрителями предстал известный по саге о Гарри Поттере Дэниэл Рэдклифф. Гильденстерна блестяще сыграл Джошуа МакГуайр — партнер Рэдклифа по «Запискам юного врача». 

Действо на сцене начинается с того, что давние друзья принца датского Розенкранц и Гильденстерн  обнаруживают себя в лесу. Именно обнаруживают, потому что как и зачем они тут оказались, им неведомо. За игрой в орлянку, где монета раз за разом падает «орлом» вверх, герои смутно припоминают, что был гонец с приказом от короля и что надо спешить. Но вот куда? «Вперед», — решает Гильденстерн. Только как понять, где это, если не помнишь, откуда пришел?  

Одиночество друзей нарушает труппа бродячего театра, появляющаяся в сопровождении флейт, гитар и каких-то не вполне определяемых музыкальных инструментов. «Лучше всего нам удается играть смерть», — гордо признаются театралы. Эти явно потрепанные жизнью артисты с выбеленными лицами и в пыльных, давно заношенных нарядах, разыгрывают перед Розенкранцем и Гильденстерном постановку, стирающую грань между театром и реальностью. 

И вот уже мы видим короля-дядю и мать Гамлета, которые просят Розенкранца и Гильденстерна узнать, отчего так печален принц. И дальше, дальше катится знакомый шекспировский сюжет, показанный нам словно бы с такого ракурса, который и вообразить было сложно. И непонятно ни героям, ни зрителю, в самом ли деле дошли они до Эльсинора или же все еще стоят в лесу и смотрят представление? А может быть судьба уже сыграла свою пьесу, и Розенкранц и Гильденстерн действительно мертвы и просто вспоминают прошедшую жизнь? И, пожалуй, главный вопрос: а могли бы события пойти иначе? 

«Должно быть, был момент в самом начале, когда мы могли сказать «нет»? Но мы как-то его упустили», — говорит Гильденстерн. Произошел ли этот момент на самом деле, бывают ли вообще в жизни такие моменты - решать зрителю..  

В отчаянных попытках понять происходящее герои ведут философские диалоги, неповторимые по своему остроумию, полные парадоксов и абсурдных умозаключений. Они составляют живую ткань пьесы и, думается, что их по достоинству бы оценил и сам старик Шекспир, вволю посмеявшись, а то и всплакнув над своими же персонажами. 

Автор: Анна Казакова
 

Все новости культуры

Другие новости культуры

Подпишитесь на новости или бесплатное получение газеты «Раз в неделю». Только полезная для вас информация без спама. Подписаться