Традиции празднования Нового года в дореволюционной России

Общество 07.01.2019 286
Традиции празднования Нового года в дореволюционной России

Не все знают, что традиция празднования Нового года появилась в России лишь при Петре I. Именно его указом календарный год стал начинаться с 1 (14) января, а не 1 сентября.

Главное отличие Нового года царской России от современного праздника было в том, что дома почти никто его не отмечал. Все интересное происходило во время массовых гуляний, в которых принимал участие даже сам Петр I. Это было обязанностью в том числе и для вельмож. Именно тогда появилась русская традиция так называемой «штрафной» рюмки: притворившегося больным осматривал врач, и, если болезнь оказывалась придуманной, виновника «штрафовали» бокалом вина. Кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось Богослужением и литургией.

Но на европейский манер Новый год отмечали в основном аристократия, интеллигенция, буржуазия, мещане и разночинцы, то есть меньшая часть населения России. Для крестьян же, несмотря на указы, Новый год продолжал оставаться в сентябре. 1 января крестьяне отмечали День Василия Великого, ставя на стол незамысловатые угощения. Тогда были популярны гулянья ряженых, исполнение колядок, гадания, катание на тройках с бубенцами и кулачные бои «стенка на стенку». Позже крестьяне все-таки поддались влиянию «городского» населения и традиция Нового года стала зимней.

Однако вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи среди горожан были довольно скромными, и гораздо более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с большим размахом также из-за того, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Важной частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января.

Праздничное дерево

Петр I стал тем, кто привнес в нашу жизнь традицию украшения новогодних елей. Он издал указ, предписывавший вешать на домах украшения от «древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Надо отметить, что первыми исполнять повеление государя взялись хозяева кабаков, привлекая таким нехитрым образом посетителей. Ставить елку дома тогда еще не догадались, лишь приносили из леса хвойные ветки. До царствования Николая I в качестве новогоднего украшения могли применяться не только хвойные ветви, но и любое деревце, например, яблоня, береза, вишня.

После смерти Петра I елки на зимние праздники ставили редко, а сам данный обычай приживался в России больше века. В XIX столетии традицию украшать вечнозеленую красавицу завела в Зимнем дворце императрица Александра Федоровна. По происхождению она была немкой, а в Германии елки стали привычным атрибутом праздника. Причем именно Рождества, а не Нового года. Позже елки можно было увидеть в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Их начали продавать на специальных елочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади.

Только в 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная елка, после чего такое мероприятие стало традиционным. В начале XX века проводить новогодние елки и ставить их в домах запретили (как религиозный атрибут), а снова разрешили только в 1935 году. С тех пор хвойная красавица стоит в Новый год не только во всех домах России, но и на главных площадях всех городов и деревень страны.

Шампанское

Удивительный игристый напиток – шампанское – стал главным атрибутом Нового года в начале XIX века. Однако далеко не сразу жители царской России поняли и приняли его. Людей пугали вылетающая пробка и пенная струя, из-за чего шампанское назвали напитком демона. Некоторые источники утверждают, что большое признание напиток получил после войны с Наполеоном. Когда русские войска вошли во французский город Реймс, они в первую очередь выпили все вино из погребов дома «Мадам Клико». По легенде, владелица винных погребов не стала им мешать, потому как поняла: это послужит ей хорошей рекламой. Так и вышло: весть о необычном напитке тут же разлетелась по всей стране. И через несколько лет, вплоть до революции 1917 года, Российская Империя по объему заказов стала вторым в мире потребителем шампанского.

Появившееся на столах шампанское тогда стало настоящим конкурентом таким напиткам, как коньяк, красные и белые вина, водка и наливки.

Меню и оформление стола

В светской России во времена правления Петра I празднование не зацикливалось на кулинарных изысках, зато позже это стало почти обязательным. Праздничный стол в домах знати помимо заморских фруктов (груш, винограда, апельсинов и абрикосов) мог содержать и простые соленые грибы да огурцы, каши да салат из редьки. С середины XIX века все чаще подавались икра, семга, поросенок, сыры, отварная в красном вине фасоль. Появились десерты в виде мороженого и слоеных пирожков.

Известный литературный труд XVI века под названием «Домострой» содержал в себе следующие рекомендации праздничного стола: «В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареный гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур». Современный новогодний стол на фоне таких барских яств смотрится очень скромно.

С особым размахом отмечали зимние праздники и при Екатерине II, особенное внимание уделяя праздничному столу. Тогда появилась традиция удивлять гостей разными необычными блюдами и деликатесами. В некоторых источниках сохранилась история об удивительном блюде, которое потом стало очень популярным у столичной знати. Его приготовил придворный французский повар, которому для создания данного кушанья потребовалось много времени и денег. По рецепту, оливками с анчоусами начиняли жаворонка, которого вкладывали в жирную куропатку, а ее – в фазана, затем все это становилось начинкой для поросенка. Блюдо назвали «Императрица». В царские времена большое уделяли внимание не только качеству блюд, но и оформлению меню. Кушанья называли красиво и ярко, а меню оформляли рисунками и вензелями. Такие карточки гости часто сохраняли в семейных альбомах, как воспоминание о чудесном ужине.

Дед Мороз

Подарки в дореволюционной России было принято дарить только детям. Им разрешалось не спать в праздничную ночь (за исключением малышей до 7 лет), всем дарили безделушки и угощали сладостями и чаем, водили вокруг елки хороводы и пели песни. Но Дед Мороз тогда еще не был источником всего этого. Даже наоборот.

Для крестьян он был суровым Снежным Дедом (Трескуном, Морозко, Корочуном), способным заморозить до смерти. А для детей из богатых семей Рождественский Дед ассоциировался с образом Святого Николая Чудотворца. Фольклорный персонаж Снегурочка тогда еще не стала внучкой Деда Мороза. Но со временем Морозко и Святой Николай слились в один образ, который мы сейчас знаем и любим.

Все новости общества

Другие новости общества

Подпишитесь на новости или бесплатное получение газеты «Раз в неделю». Только полезная для вас информация без спама. Подписаться